Скандал с некачественной китайской вакциной набирает обороты: будет ли открыт рынок Туркменистана для российских вакцин?

Захарьев Я.О.1
1 МГИМО, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Захарьев Я.О. Скандал с некачественной китайской вакциной набирает обороты: будет ли открыт рынок Туркменистана для российских вакцин? // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 2. – С. 153-160. – doi: 10.18334/asia.5.2.112191.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46326915

Аннотация:
В статье изложена проблема поставки китайскими производителями некачественных вакцин с большим количеством побочных эффектов в Туркменистан в начале 2021 года. Дан анализ причин поведения недобросовестных китайских производителей. Показаны сценарии сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана в условиях необходимости импорта качественных линеек вакцин от COVID-19. Указаны причины развития отношений между Москвой и Ашхабадом в условиях пандемии и волн глобального экономического кризиса ввиду рисков цветных революций на территориях Туркмении по украинскому сценарию в рамках нестабильности в сопряженных регионах.

Ключевые слова: вакцина от COVID-19, COVID-19, пандемия COVID-19, некачественные вакцины, недобросовестные производители вакцин, китайские стратагемы, мошенничество китайских производителей

JEL-классификация: F51, F52, F63, I11, I18



Введение

Борьба с пандемией побуждает развивающиеся страны искать быстрые эффективные решения глобальной угрозе. Одним из таких оказался оперативный импорт вакцин из стран-производителей, где ключевым источником выбора служат длительные экономические связи между экспортером и импортером. Несмотря на это, у различных производителей обнаружилась серия серьезных побочных эффектов до летальных массовых исходов, что побудило импортирующие страны искать более безопасные альтернативные вакцины у других стран-производителей. Такая ситуация произошла в Туркмении после импорта некачественных китайских препаратов, которые привели к массовым побочным эффектам у привитого городского и сельского населения страны. Разгорающийся скандал стимулирует налаживание отношений Ашхабада с Москвой по новым формам сотрудничества в рамках общей борьбы с пандемией.

Цель исследования – показать сценарии сотрудничества РФ и Туркменистана в условиях необходимости качественной вакцины и создания новых полей экономического сотрудничества между двумя государствами.

В марте 2021 года в Туркмению прибыли первые партии китайских вакцин из КНР, которые начали внедрять как основные для прививок населения от COVID-19 [1–5]. Однако несмотря на заявленные обещания производителей, в центральноазиатской республике начались волны возмущений населения ввиду развития у привитых серии побочных эффектов вплоть до массовых летальных исходов после прививок китайскими препаратами [4, 5].

В мае 2021 по сообщению официальных источников республики были обнаружены массовые негативные последствия у привившихся китайскими вакцинами граждан Туркменистана. Ситуация переходит в серьезные обвинения крупными чиновниками страны китайских производителей, поставивших весной 2021 крупные партии вакцин от COVID-19 [4, 5].

Внутри населения Ашхабада и других крупных городов растет статистика лиц, госпитализированных после прививки китайскими препаратами с большим количеством побочных эффектов, от аллергических реакций до тяжелых заболеваний с необходимостью реанимации [4, 5]. У привитых пациентов также развиваются хронические заболевания, которые требуют серьезного массового медикаментозного лечения, что затруднительно в республике ввиду отсутствия необходимых линеек препаратов для всех пострадавших, число которых продолжает расти. Особенно следует отметить рост численности летальных исходов после прививок некачественными китайскими вакцинами в среде городского и сельского населения страны в течение суток-десяти дней после прививок и после, на фоне негативного влияния данных линеек на хронические заболевания пациентов, обостряющие их негативное течение: диабет, почечные заболевания, язвы желудка и другие [4, 5].

Спокойствие китайских производителей на фоне набирающего силу международного скандала продиктовано несколькими факторами. Во-первых, в КНР к ним не применят серьезного наказания, поскольку смертная казнь и штрафы применяются к недобросовестным производителям только в рамках внутренних поставок в Китае. Во-вторых, в китайской ментальности есть три тысячи лет применения стратагем, цель которых показать превосходство над «варварами», и любой обман партнеров некитайского происхождения вызывает в шовинистической ментальности особое удовлетворение, в т.ч. поставки некачественных товаров, особенно в регионы и страны третьего мира, которые неспособны как-либо дать ощутимый для китайской экономики любого сегмента некачественной продукции ощутимый ответ в формах эмбарго, призывам и воплощению коллективных бойкотов, созыва международных комиссий по проблеме с публикациями данных в международных СМИ и далее. В-третьих, денежная дипломатия Пекина, отработанная в бедных развивающихся странах Юго-Восточной Азии, Океании, Африки и Центральной Азии, позволяет говорить о вероятности прихода финансовой поддержки, чтобы убрать скандал из СМИ пострадавших стран и продолжить активную экспансию по данным направлениям.

Причина яркого освещения официальными туркменскими СМИ [4, 5] данного скандала кроется в необходимости руководства решить вопрос со снижением заболевших качественно, а также при этом искать поддержку у других государств ввиду комплексного ухудшения национальной экономики, которая нуждается не только в зарубежных инвестициях, но и в существенных изменениях законодательства и строя правления. Другими словами, уже нет возможности продолжать линию абсолютной власти курса Ниязова, а блага нуждаются в качественном перераспределении. При этом руководство страны пытается сохранить свои позиции у власти, что перманентно осложняют активные действия Соединенного Королевства, США и КНР, а также нестабильность на границах с Афганистаном и Ираном, в которых также активно задействованы первые два вышеуказанных государства.

Импорт российских, более безопасных аналогов вакцины служит дополнительным мостом в построении новых векторов российско-туркменских отношений, которые развиваются по сложной парадигме поиска новых точек взаимодействия в условиях волн глобального экономического кризиса 2008, роста влияния КНР и США в Центральной Азии, проблемы иранской ядерной программы, трафика запрещенных к обороту средств из Афганистана, доктрины абсолютной власти Туркменбаши, которая привела к серьезному спаду научного потенциала, репрессиям в среде интеллигенции и невозможности построить экономическое чудо на базе традиционного государства, предлагаемого в доктрине покойного лидера страны. При этом за 30 лет независимости не произошло улучшения уровня жизни масс населения, что создает почву для нестабильности и рисков проведения цветных революций под эгидой США со свержением власти по кровавому сценарию ввиду клановой борьбы и кровной мести за репрессии Ниязова в ряде влиятельных кланов туркменской национальной элиты. Другими словами, обозрим сценарий «туркменского кровавого майдана» с переходом в серию гражданских войн при активном участии в данном вопросе «коллективного Запада».

В настоящее время Ашхабад ведет активные переговоры с Москвой о поставках нескольких вариантов вакцин. Туркменистан активно создает инфраструктуру объектов хранения и пунктов вакцинации населения российскими аналогами [4, 5].

Сценарии поставок российских вакцин в Туркмению:

- прямой импорт партий, как было с китайскими аналогами: в страну просто привезут партии вакцин, которыми будут прививать население (наиболее дешевый и оптимальный);

- регистрация с ограниченным производством одного или двух видов российской вакцины в Ашхабаде;

- совместное производство новых видов вакцин на базе российских производителей, так как в эпоху Ниязова была уничтожена туркменская база фармакологических институтов [11] ввиду невозможности преподавания несуществующими в туркменском языке до сих пор медицинскими терминами и категориями, а также отсутствия таковых в маркировке лекарственных средств.

Последний вариант потребует времени в условиях мутации вируса COVID-19 и его распространяющихся новых штаммов в Туркмении в 2020–2022 гг.

Заключение

Глобальная пандемия COVID-19 создала не только угрозу заражения вирусом, но и риски быть привитыми некачественными вакцинами вплоть до летального исхода. Данная проблема требует разработки комплексных стандартов качества, как для новых, так и для уже имеющихся препаратов. Особо следует подчеркнуть проблему отсутствия страха у недобросовестных китайских производителей, поскольку их деятельность не повлечет за собой правовые санкции КНР в том объеме, в котором бы они шли автоматически в Китае при реализации вредоносных препаратов. В настоящее время нет инструментов влияния на таких экспортеров не только у Туркменистана, но и у любой другой развивающейся страны, импортирующей данные и подобные некачественные линейки.

Для Ашхабада и Москвы сотрудничество в сфере фармакологического комплексного производства может послужить позитивным стимулом развития двусторонних экономических отношений с долгосрочной перспективой [1–11] (Osama Ali Maer, Mun, Fatma Dzhikha, 2020; Drobot, 2020; Kostin, Khomchenko, 2020; Lev, Leshchenko, 2020; Makarov, Drobot, Avtsinova, 2020).


Источники:

1. Хроника Туркменистана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hronikatm.com/2021/03/chinese-vaccine/ (дата обращения: 20.03.2021).
2. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/11332265 (дата обращения: 20.05.2021).
3. Сайт правительства Туркменистана. [Электронный ресурс]. URL: https://tdh.gov.tm/tk/post/27250/turkmenistana-hytayyn-coronavac-sanjymy-getirildi (дата обращения: 10.05.2021).
4. Русскоязычный портал Туркменистана по проблемам пациентов COVID-19, а также привитых китайскими вакцинами. [Электронный ресурс]. URL: Turkmenistan.ru (дата обращения: 23.05.2021).
5. Сайт правительства Туркменистана. [Электронный ресурс]. URL: Tdh.gov.tm (дата обращения: 22.05.2021).
6. Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Джиха Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 981-998. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
7. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
8. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 961-980. – doi: 10.18334/eo.10.4.111372.
9. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884. – doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
10. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1387-1404. – doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
11. Из бесед с высланными из Туркменистана в 1997-2004 гг. специалистами-туркменами, занимавшими посты заместителей главных врачей, директоров институтов, заместителей директоров противочумных институтов, членов-корреспондентов АН.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:20:00