Дисциплина «Цифровизация бизнеса»: методологические аспекты

Афанасьев А.А.1
1 МИРЭА – Российский технологический университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353514

Аннотация:
Данная статья посвящена методологическим аспектам курса «Цифровизация бизнеса», преподаваемого в программах высшего профессионального образования. В этой связи приводится авторское видение способа построения курса и методологических основ его разработки. С этой целью в работе последовательно раскрываются следующие аспекты методологического обеспечения рассматриваемой дисциплины: во-первых, определяются цели и задачи курса; во-вторых, характеризуется уровень актуальности рассматриваемой дисциплины в текущих реалиях; в-третьих, раскрывается сущность читаемой дисциплины и позиционирование ее места в системе знаний; в-четвертых, проводится анализ и формулируется наиболее подходящее название для предмета; в-пятых, раскрывается последовательность и логика предоставления материалов, приводится авторское видение структуры курса; в-шестых, рассматриваются вопросы соотношения теоретической и практической составляющей курса, а также способов повышения уровня закрепления рассматриваемых материалов; в-седьмых, определяется подход к выбору литературы и источников.

Ключевые слова: методологическое обеспечение, дисциплина цифровизация бизнеса, цифровая трансформация, стратегия цифровой трансформации, методология курса, преподавание в высшей школе, бизнес-информатика

JEL-классификация: I23, I25, I26, O31



Введение

Как отмечал В.И. Андреев, «обучение – это два взаимно обусловленных вида деятельности (препо­давание – деятельность преподавателя, и учение – деятельность студентов), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых студенты овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятель­ности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению» [1, c. 21] (Andreev, 2005, р. 21). Продуманная последовательность и логика изложения материала, правильная организация его практического закрепления во время семинарских занятий и самостоятельной работы в решающей степени определяют уровень освоения преподаваемого курса.

Подготовка и преподавание учебного курса сопряжены, как правило, с решением трех видов проблем: 1) теоретических (т.е. формирования контента дисциплины); 2) методологических (т.е. способов получения знаний для определенного курса и их структурирования); 3) методических (т.е. приемов доведения учебных материалов до обучающихся).

Данная статья посвящена методологическим аспектам курса «Цифровизация бизнеса», нашедшего свое отражение в программах высшего профессионального образования различного уровня. В этой связи необходимо отметить, что дисциплины, содержащие знания об организации процесса совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов посредством внедрения цифровых технологий, представлены, прежде всего, в направлениях «Экономика» (38.03.01 бакалавриат и 38.04.01 магистратура), «Менеджмент» (38.03.02 бакалавриат и 38.04.02 магистратура) и «Бизнес-информатика» (38.03.05 бакалавриат и 38.04.05 магистратура).

Как уже было отмечено, в понятийном аппарате данной статьи особое место занимает категория «методология». Из всего многообразия подходов и соответствующих определений представляется целесообразным привести ставшую уже классической дефиницию из Философского энциклопедического словаря, изданного еще в советский период: «Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [2, c. 365]. Исходя из задач настоящей статьи, методология трактуется как совокупность знаний о способах получения релевантной информации о цифровизации бизнеса, а также приемах логического построения соответствующего курса.

Представляется, что в рамках методологического обеспечения курса «Цифровизация бизнеса» необходимо последовательно решить ряд методологических задач, а именно: 1) определение цели и задач дисциплины; 2) характеристика уровня актуальности в современных условиях; 3) позиционирование места читаемой дисциплины в системе знаний; 4) формулирование соответствующего названия предмета; 5) разработка структуры курса, последовательности и логики представления материалов; 6) обоснование соотношения между теоретической и практической составляющими курса; 7) определение главного вектора выбора литературы и источников.

В своей работе автором были задействованы разнообразные материалы по вопросам методологии преподавания, в том числе работы: В.И. Андреева [1] (Andreev, 2005), А.М. Новикова [3] (Novikov, 2006), А.И. Артюхиной [4] и др.

Методологическое обеспечение дисциплины «Цифровизация бизнеса»

При проектировании образовательной программы ключевое значение для определения соответствующего методологического обеспечения, прежде всего, имеет та образовательная цель, которую она преследует. От того, насколько точно сигнал социального заказа будет воспринят и трансформирован в систему целей и задач соответствующих ему образовательных дисциплин, в значительной мере зависит итоговая эффективность всей педагогической системы [1, c. 214] (Andreev, 2005, р. 214). В этой связи первыми двумя методологическими задачами при проектировании курса становятся четкое определение цели и задач курса и обоснование его актуальности, связанной с объективными императивами меняющейся реальности.

В этой связи необходимо отметить, что главной целью рассматриваемой дисциплины является доведение до обучающихся знаний об эффективных способах организации процесса внедрения цифровых технологий в деятельность хозяйствующих субъектов и закономерностях последующих изменений параметров их функционирования.

Представляется, что для достижения поставленной цели в процессе преподавания должны быть решены следующие основные задачи, а именно: 1) дать общее представление о месте и роли цифровых технологий в экономике и деятельности предприятия; 2) выделить основных акторов цифровизации, а также нормативную основу реализуемых мероприятий; 3) рассмотреть виды актуальных цифровых технологий и решений, используемых в бизнесе; 4) дать представление о цифровизации бизнеса с рассмотрением стадий, процессов, моделей; 5) сформировать понимание стратегии цифровой трансформации; 6) рассмотреть методику составления стратегии цифровой трансформации предприятия с подробным изучением ее разделов; 7) представить имеющиеся методики оценки цифровой зрелости предприятия [5]; 8) обозначить способы выбора стратегических направлений цифровой трансформации; 9) представить методы определения инициатив по внедрению цифровых решений, а также составлению дорожных карт соответствующих мероприятий; 10) рассмотреть актуальные подходы к оптимизации бизнес-процессов на предприятии с соотнесением с имеющимися для этого информационными системами; 11) охарактеризовать основные группы сквозных цифровых технологий, а также основанные на них решения с рассмотрением передовой практики их применения в бизнесе; 12) сформировать представление о тенденциях цифровой трансформации рынков с рассмотрением конкретных отраслевых примеров; 13) обозначить основные передовые подходы и практики организации работы по созданию программного обеспечения.

Что касается характеристики актуальности дисциплины, – следует отметить, что она обуславливается: во-первых, важнейшим значением цифровых технологий в текущих реалиях, когда «по существу, происходит форсированное рождение нового поколения экономики, получившей название «цифровая экономика» и базирующейся главным образом на внедрении и использовании цифровых технологий на всех участках экономической деятельности» [6, c. 10] (Lenchuk, Vlaskin, 2018, р. 10), образуя основу новой ступени развития процесса общественного производства. Во-вторых, необходимостью формирования и применения комплексных знаний, так как «цифровая экономика представляет собой инфраструктурную надстройку над материальным сектором экономики, призванную повысить эффективность взаимодействия участников процессов производства и реализации промышленной продукции, а также взаимоотношения индивидов в процессе экономической деятельности» [7, c. 83] (Akberdina, 2018, р. 83). В-третьих, общественной потребностью в специалистах, обладающих знаниями о прогрессивных организационных механизмах реализации проектов имплементации цифровых решений в текущую жизнедеятельность хозяйствующих субъектов, так как именно от качества управления процессом внедрения цифровых решений в хозяйственную деятельность в значительной мере зависит его результат.

Как уже было отмечено, третья методологическая задача связана с позиционированием места читаемой дисциплины в системе знаний. Необходимость решения этой задачи связана, прежде всего, с потребностью в характеристиках для определения возможных параметров использования предмета в образовательном процессе.

Здесь, прежде всего, необходимо определиться с границами области знаний, на которую направлена рассматриваемая дисциплина. В этой связи следует отметить, что рассматриваемый курс носит междисциплинарный характер [8, c. 268] (Lysak, 2016, р. 268). В нем нашли свое отражение знания в сфере цифровых технологий, вопросов организации хозяйственной деятельности, а также проблем управления. Такое расширение рассматриваемой области связано с комплексным характером практики адаптации действующих предприятий к цифровым реалиям, основывающейся на знаниях: во-первых, об объекте цифровизации (действующем предприятии, функционирующим в конкретных условиях); во-вторых, об инструментах цифровизации (цифровых технологиях и решениях, составляющих ядро цифровой экономики); в-третьих, о методах управления цифровизацией (эффективных способах внедрения цифровых технологий в процесс деятельности хозяйствующего субъекта), последовательность применения которых формирует соответствующую методику – центральную часть стратегии цифровизации.

Таким образом, рассматриваемая дисциплина включает в себя материалы, направленные на комплексное раскрытие специфики существующих цифровых технологий, эффективных способов организации процесса их использования при цифровизации хозяйствующих субъектов, а также закономерностей изменений параметров функционирования последних в этой связи.

Следует отметить, что по широте охвата в сравнении с дисциплиной «цифровая экономика» (где представлено влияние цифровых технологий на все многообразие экономических отношений) рассматриваемый курс является более детализированным: в нем раскрывается только та ее часть, которая связана с внедрением цифровых технологий в деятельность хозяйствующих субъектов (бизнеса). Однако при характеристике объекта цифровизации рассматриваются: во-первых, рыночные тенденции и условия функционирования предприятия; во-вторых, предприятие как обособленный комплекс; в-третьих, совокупность бизнес-процессов хозяйственной деятельности предприятия. Такое расширение и многоаспектное системное рассмотрение позволяет выделить ключевые точки приложения оптимизационных усилий, учесть воздействие внешних условий, объективно планировать комплексный результат и выработать согласованный план действия.

Что же касается цифровых технологий, то в рамках данного курса они рассматриваются в прикладном аспекте, без раскрытия механизмов работы с ними и инструментария их создания.

Необходимость решения следующей методологической задачивыбора названия курса – связана, прежде всего, с общественной потребностью единого понимания сущности читаемого курса всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса (учебными заведениями, преподавателями, обучающимися, работодателями, государственными органами и т.д.).

При решении этой методологической задачи необходимо исходить, прежде всего, из целей преподавания дисциплины и уже сложившейся практики, т.е. существующей совокупности названий дисциплин по рассматриваемой тематике, преподаваемых в различных вузах страны. Так, можно отметить, что курс «Цифровизация бизнеса» читается в таких высших учебных заведениях, как Российский технологический университет МИРЭА, МГИМО (университет) МИД РФ и др. Дисциплина с названием «Цифровая трансформация бизнеса» преподается в Высшей школе экономики. Курс с названием «Стратегия цифровой трансформации бизнеса» читается в Российском университете дружбы народов, Воронежском государственном техническом университете, Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и др. «Практикум по цифровой трансформации» – дисциплина, читаемая в Казанском федеральном университете.

Представляется, что являясь близкими по смыслу, приведенные названия все же отображают два варианта наполнения дисциплин: во-первых, направленные на комплексное раскрытие знаний о цифровых технологиях, способах организации их внедрения и связанных с этим закономерностей изменений в деятельности хозяйствующих субъектов («Цифровизация бизнеса» и «Цифровая трансформация бизнеса»). Во-вторых, фокусирующиеся на процессе трансформации и способах ее организации («Стратегия цифровой трансформации бизнеса», «Практикум по цифровой трансформации»).

В этой связи представляется, что название «Цифровизация бизнеса» является наиболее предпочтительным – оно самое емкое по значению среди рассмотренных и наиболее точно передает всю полноту вопросов, требующих освещения в соответствии с уже рассмотренными целями и задачами дисциплины. Так, цифровизация как комплексное внедрение процессных инноваций, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, направлена на достижение коренных изменений параметров функционирования (трансформации) предприятия. Существенность результата, всеобъемлющий характер изменений, сложность и длительность процессов требуют особого подхода к их организации и способам приоритизации – применения специального типа планирования – разработки стратегии.

Пятой обозначенной методологической задачей стала разработка структуры читаемой дисциплины. Необходимость решения данной методологической задачи вытекает из тесной взаимосвязи уровня освоения преподаваемого курса с продуманной последовательностью и логикой изложения материала.

Представляется, что при обосновании перечня тем курса необходимо исходить: во-первых, из определяющего значения проектных параметров эффективности деятельности предприятия для выбора стратегических направлений и способов цифровизации; во-вторых, из понимания тесной связи между планируемыми изменениями в деятельности предприятия и возможностями, предоставляемыми конкретными цифровыми продуктами; в-третьих, из ценности знаний об актуальных решениях в силу взрывного характера развития цифровых технологий и появления новых возможностей, в значительной мере определяющих параметры конкурентоспособной деятельности предприятия; в-четвертых, из особой значимости комплексного подхода цифровизации для эффективной организации процесса, так как его реализация должна осуществляться с опорой на тщательно выверенный план, представленный стратегией, увязывающей осуществляемые мероприятия и получаемые результаты в единый длящийся процесс; в-пятых, решающего значения использования передовых способов организации деятельности непосредственных исполнителей процесса цифровизации.

Таким образом, возможно представить следующее принципиальное видение логики курса: от теоретической характеристики цифровой экономики, соответствующих процессов на уровне хозяйствующих субъектов и общих тенденций развития цифровых технологий к рассмотрению актуальных решений и способов их внедрения в текущую жизнедеятельность хозяйствующих субъектов на основе формирования соответствующей стратегии. В результате структура курса «Цифровизация бизнеса» может иметь следующий вид (см. таблица 1).

Таблица 1

Логика и содержание дисциплины «Цифровизация бизнеса»

Номер части/темы
Наименование части и ее структура
Часть 1. Теоретические основы и практика цифровизации бизнеса
Тема 1
Цифровые технологии в экономике и деятельности предприятия
1.1. Теоретические основы цифровой экономики
1.2. Системный подход к проблемам цифровизации
1.3. Место цифровых технологий в организации деятельности предприятия
1.4. Акторы цифровизации
1.5. Нормативное обеспечение цифровизации
Тема 2
Цифровая трансформация предприятия
1.
2.
2.1. Теоретические основы цифровой трансформации предприятия
2.2. Оценка цифровой зрелости предприятия
2.3. Стадии цифровой трансформации предприятия
2.4. Процессный подход к цифровой трансформации
2.5. Отраслевой подход к цифровой трансформации
2.6. Технологический подход к цифровой трансформации
Тема 3
Применение цифровых технологий в отраслях народного хозяйства
1.
2.
3.
3.1. Цифровизация сельского хозяйства
3.2. Цифровизация обрабатывающих производств
3.3. Цифровизация финансового сектора экономики
3.4. Цифровизация добывающей промышленности
3.5. Цифровизация транспортно-логистической сферы
3.6. Цифровизация услуг
Часть 2. Информационные технологии цифровизации бизнеса и передовые способы организации работы с ними
Тема 4
Информационные системы как средство оптимизации бизнес-процессов
1.
2.
3.
4.
4.1. Бизнес-процессы предприятия как объект оптимизации
4.2. Информационные системы и технологические решения (ERP, CRM, SCM, MES, RFID, SCADA и др.)
Тема 5
Сквозные цифровые технологии. Основные понятия и области применения
5.
5.1. Интернет вещей (Iot, IIot)
5.2. Искусственный интеллект, нейросетевые технологии
5.3. Большие данные (Big Data) и основные методы анализа
Тема 6
Методы гибкой разработки и новые подходы к управлению
6.
6.1. Методы Agile: Kanban, Dynamic Systems Development Method (DSDM), Feature driven development (FDD)
6.2. Методы Agile: Extreme Programming (XP), Lean Software Development (LSD), Sprint Continuous Rugby Unified Methodology (SCRUM)
6.3. Data Driven подход к управлению
Часть 3. Стратегия цифровой трансформации предприятия
Тема 7
Методика составления цифровой стратегии предприятия
7.
7.1. Раздел 1 стратегии «Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации»
7.2. Раздел 2 стратегии «Целевое видение цифровой трансформации»
7.3. Раздел 3 стратегии. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации предприятия
7.4. Раздел 4 стратегии. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации предприятия
7.5. Раздел 5 стратегии. «Модель управления цифровой трансформацией предприятия»
7.6. Раздел 6 стратегии «Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации предприятия»
Источник: составлено автором.

Шестая методологическая задача сводится к обоснованию соотношения между теоретической и практической составляющими курса. Необходимость решения данной методологической задачи продиктована потребностью в использовании наиболее эффективных форм донесения преподаваемых материалов, а также формирования необходимых навыков у учащихся.

В этой связи следует отметить, что для повышения уровня усвоения материала теоретическая компонента рассматриваемого курса в силу своего абстрактного содержания требует пояснений и подкрепления в виде примеров, закрепления практических навыков посредством решения тестов и ситуационных задач использование форм реальных документов и стратегий.

Это может быть реализовано, во-первых, во время лекций, когда сложный абстрактный материал иллюстрируется конкретными примерами. Во-вторых, во время индивидуальной подготовки учащихся к докладам и рассмотрения вопросов тем на семинарских занятиях. В-третьих, при использовании проекций изображений на экран как средства визуализации в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий. В-четвертых, во время тестовых, самостоятельных работ, а также во время экзаменов и зачетов путем приведения соответствующих конкретных примеров из практики цифровизации бизнеса. В-пятых, во время проведения практических занятий и самостоятельной подготовки обучающихся к ним при сквозной работе по составлению стратегии цифровой трансформации предприятия (см. табл. 2) на основе собираемых из открытых источников данных.

Таблица 2

Наименование разделов сквозной практической работы по курсу «Цифровизации бизнеса»

Номер раздела
Наименование раздела и его структура
Раздел 1
Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации
1.1. Анализ цифровых тенденций в отрасли
1.2. Оценка цифровой зрелости предприятия
1.3. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации
1.4. Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации
Раздел 2
Целевое видение цифровой трансформации
2.1. Целевая бизнес-модель
2.2. Система целей и ключевых показателей эффективности цифровой трансформации
2.3. Стратегические направления развития цифровой трансформации
2.4. Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации
Раздел 3
Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации предприятия
3.1. Инициативы по внедрению цифровых решений
3.2. Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры
3.3. Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений
3.4. Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации
3.5. Мероприятия по импортозамещению
3.6. Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации
3.7. Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации
Раздел 4
Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации предприятия
4.1. Модель цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации предприятия, оценка потребности в кадрах
4.2. Обучение цифровым навыкам и развитие цифровых компетенций сотрудников предприятия
4.3. Управление сотрудниками цифровых специальностей
4.4. Мероприятия по развитию цифровой культуры и культуры информационной безопасности предприятия
Раздел 5
Модель управления цифровой трансформацией предприятия
5.1. Структура управления цифровой трансформацией
5.2. Система управления результативностью
5.3. Система управления отдельными инициативами цифровой трансформации
5.4. Система управления портфелем инициатив
5.5. Процесс обновления стратегии цифровой трансформации
5.6. Система обеспечения информационной безопасности
Раздел 6
Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации предприятия
6.1. Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях
6.2. Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации
6.3. Экономическая эффективность реализации стратегии цифровой трансформации
6.4. Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации
Источник: составлено автором по [9].

Наконец, седьмая методологическая задача сводится к определению главного вектора выбора литературы и источников для формирования контента читаемой дисциплины.

Решение данной методологической задачи необходимо для выработки подходов, отвечающих требованию формирования наиболее актуального контента читаемой дисциплины, для раскрытия самых передовых способов и практик цифровизации.

В силу исключительной новизны и особой значимости знаний о текущей практике применения цифровых технологий, а также актуальных тенденциях, не получивших еще глубокого осмысления и систематизированного изложения в учебной и научной литературе, рекомендуется при подготовке к лекционным и семинарским занятиям уделять внимание: во-первых, актуальным материалам профильных министерств и ведомств; во-вторых, действующим нормативным актам в рассматриваемой сфере; в-третьих, информации компаний, связанных с разработкой и внедрением цифровых технологий; в-четвертых, материалам конференций, круглых столов по вопросам цифровизации бизнеса; в-пятых, прогнозам и докладам международных организаций ООН, Европейской комиссии, Всемирного банка и т.д.

Заключение

Как следует из названия статьи, ее целью является исследование методологических аспектов преподавания дисциплины «Цифровизация бизнеса». В этой связи были обозначены семь методологических задач, последовательное решение которых позволило выделить специфическую область знаний на которую направлена дисциплина, способы их получения, а также приемы построения курса по его преподаванию. Таким образом, были комплексно охарактеризованы исследуемые методологические аспекты рассматриваемой дисциплины.


Источники:

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. / учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - Педагогика и доп. квалификации Преподаватель высш. школы. - Казань : Центр инновац. технологий, 2005. – 499 c.
2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 c.
3. Новиков А. М. Методология образования. / Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Москва : Издательство Эгвес, 2006. – 488 c.
4. Педагогика и методика преподавания в высшей школе. / Учебно-методическое пособие для аспирантов / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков, Л. П. Кнышова [и др.]. - Волгоград : Волгоградский государственный медицинский университет, 2016. – 288 c.
5. Основные принципы по оценке уровня цифровой зрелости, реализованные в рамках модуля ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий». Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Самарской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minprom.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/09/czifrovoj-pasport-predpriyatiya-19.08.2021.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
6. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 5. – c. 9-21. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00001.
7. Акбердина В. В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2018. – № 3. – c. 82-99. – doi: 10.29141/2073-1019-2018-19-3-8.
8. Лысак И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – c. 264.
9. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием / Минцифры России, Москва 2020. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-tsifrovoj-transformatsii-gk.pdf (дата обращения: 21.12.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:01