Повышение креативности в преподавании экономических дисциплин за счет применения педагогических инноваций: российский и зарубежный опыт
Лукичев П. М.1, Кузекова С. А.2
1 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
2 Независимый исследователь
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960659
Аннотация:
Система высшего образования находится под усиливающимся давлением изменений технологий и, прежде всего, искусственного интеллекта. Нарастает «межпоколенческий конфликт» между преподавателями, которые получали знания, используя ручку и бумагу, и студентами, которые привыкли применять Интернет и электронные устройства. Для преодоления данных разрывов преподаватели должны вводить педагогические инновации, чтобы сохранить интерес к своим предметам и обеспечить вовлеченность студентов в учебный процесс. Новизна статьи проявляется во введении авторами креативных методов решения экономических проблем. В статье продемонстрирована практика применения кейсов образного мышления на занятиях по экономическим дисциплинам в российских университетах. Авторы раскрывают конкретные формы зарубежного опыта использования фильмов на занятиях по экономическим дисциплинам. Следующей ступенью прогресса стало использование «баттла», как интеллектуального соревнования двух команд студентов, отстаивающих противоположные позиции, за счёт создания собственных кейсов по заданной экономической проблеме. Практико-ориентированный подход данной педагогической инновации позволяет повысить качество высшего образования в университетах России. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям российских университетов, всем, кто интересуется проблемами креативной экономики
Ключевые слова: вовлеченность, педагогическая инновация, кейс-метод, экономические дисциплины, кейсы образного мышления
JEL-классификация: A22, I21
Введение. Система высшего образования, сталкиваясь с технологическими и социальными вызовами современности, нуждается в совершенствовании. Повышение качества высшего образования возможно за счёт улучшения экономического обеспечения системы (повышение доли расходов государства на образование, как это происходит в XXI веке в КНР и Южной Корее), проведения организационных реформ национальной системы высшего образования (как это было в России XIX века, - реформы народного просвещения Александра II и, в частности, введение Университетского устава 1863 г.), применения педагогических инноваций профессорами и преподавателями университетов. Авторы на основе своего опыта раскрывают практику применения в ВУЗах России педагогической инновации – кейсов образного мышления на основе анализа фильмов на занятиях по экономическим дисциплинам. Сопоставление с зарубежным опытом показывает перспективность использования данной педагогической технологии для повышения качества высшего образования России. Цель статьи: выявить возможности и проблемы использования фильмов в преподавании экономических дисциплин, оценив перспективность их применения в университетах России.
Почему художественные фильмы применяются для проведения занятий по экономическим дисциплинам в университетах?
Идея использования художественных фильмов, как образовательной технологии при преподавании экономических дисциплин, впервые возникла в 1950 году у профессора Университета штата Огайо У. Дж. Флейга. Он утверждал, что «кино позволяет привить студентам те виды производственной деятельности, которые чужды их местности» [1 Fleig, 1950].
Использование фильмов в образовательном процессе по экономическим дисциплинам имеет целый ряд преимуществ перед другими педагогическими технологиями.
Во-первых, фильмы оказывают большее воздействие по сравнению с лекциями. Это смесь эмоций, вымысла и реальности, которая окажет сильное воздействие на зрителя. Это создаёт возможности и помогает студентам критически мыслить и помогает в освоении необходимых управленческих навыков, таких как лидерство, стратегия, маркетинг, управление персоналом и финансовый менеджмент. [2 Mantha, 2019].
Во-вторых, сценарии фильмов социально реальны и очень актуальны для мира и работы менеджеров [3 Bilsberry & Gilbert, 2008]. По сути, они помогают проложить «мост понимания» между теорией, которую студенты узнают, читая учебники и слушая лекции, и реальной жизнью. Все экономические предметы основаны на аксиоме рациональности. Однако в реальности экономические агенты (покупатели, предприятия, государственный сектор) далеко не всегда рациональны в принятии решений. Использование фильмов (мультфильмов) в образовательном процессе как раз и помогает сократить разрыв между теорией и практикой.
В-третьих, художественные фильмы полезны для иллюстрации экономических понятий, таких как деньги, риск и неопределённость, лидерство в команде, интеллектуальная собственность, финансовые рынки, глобализация (деглобализация), управление человеческими ресурсами. Эти термины для студентов, особенно бакалавров, являются пока абстрактными. Однако изучение кейсов, посвященных финансовым рынкам и деньгам (фильмы «Уолл-стрит» и «Волк с Уолл-стрит»); риску и неопределённости (мультфильм «Ёжик в тумане»); лидерство в команде (мультфильмы «Смешарики») помогают учащимся разобраться с реальным применением экономических категорий в жизни.
В-четвёртых, учёт особенностей студентов поколения Z. Сегодняшние студенты университетов обладают рядом черт, как позитивных, так и негативных, отличающих их от предшествующих поколений. Даффи подчёркивает, что «более пятой части молодых людей последнего поколения (22%) начинают взрослую жизнь с признаками общего психического расстройства по сравнению с 15% миллениалов в 1998 году, когда они были такого же среднего возраста» [4 Duffy, 2021]. Поколение Z лучше, чем их преподаватели, взаимодействует с цифровыми девайсами. Однако их знания, в основном, поверхностны и эмоциональный интеллект невысок. Поэтому, как отмечал, Н. Лин, учащиеся поколения Z, которых часто называют цифровыми аборигенами, могут извлечь выгоду из инициатив, поощряющих офлайн-социализацию, таких как групповые проекты, участие в сообществе и внеклассные мероприятия. Способствуя значимым отношениям, учащиеся могут развивать сочувствие, коммуникативные навыки и способности разрешать конфликты. [5 Linh N., 2024]. Анализ художественных фильмов, связанных с проблемами экономики и управления, предполагает участие студентов в мини-группах, обсуждение проектов и офлайн-коммуникации. Применение обсуждения фильмов (мультфильмов) как педагогической технологии позволяет разорвать «рутину учебных будней» и сделать занятия по экономическим дисциплинам более значимыми, более интересными для учащихся университетов.
В-пятых, преподаватели университетов испытывают постоянное давление со стороны появляющихся технологий и особенно искусственного интеллекта [6]. Если сами они получали знания, используя преимущественно ручку и мел, то их студенты обучались через различные электронные и цифровые устройства. То есть у них разные стили обучения. Поэтому преподавателям (профессорам) теперь нужна помощь, чтобы гарантировать, что учащиеся понимают учебный материал и увлекаются им [7 Szyliowicz & Green, 2019]. Этот межпоколеческий конфликт проявляется с каждым годом всё ярче. Таким образом, университетским преподавателям необходимо перейти к новым педагогическим технологиям более соответствующим потребностям в обучении студентов поколения Z. Использование фильмов снижает беспокойство преподавателей перед новым поколением учеников, знакомых с технологиями. То есть через фильмы появляется точка согласия между преподавателями и студентами, между возникающими всё больше инновациями и педагогическими технологиями.
В-шестых, «все мы родом из детства» и студентам всегда приятно пересмотреть любимый с детства мультфильм, как например «ВАЛЛ-И», и проанализировать его. Это усиливает их эмоциональную вовлеченность в учебный процесс.
В-седьмых, преодоление крена к предписывающим дисциплинам в высшем образовании России. Нобелевский лауреат по экономике Г. Саймон сформулировал точку зрения, согласно которой рациональность человеческих суждений ограниченна и принятие решений лучше изучать, описывая и объясняя реальные решения, а не предписывающие построения («что следовало бы сделать»). [8], [9]. Все предметы, преподаваемые в университетах, можно в соответствии с подходом Г. Саймона, условно разделить на «предписывающие модели» и «описывающие модели». Изучение «предписывающих моделей» позволяет знать оптимальные решения как это предлагается, например, в математических дисциплинах, опирающихся на рациональный выбор [10]. В сегодняшней высшей школе России в обучении студентов крен делается на изучение предписывающих предметов. Поэтому выпускники университетов, приходя на работу, бывают удивлены, что на практике решения принимаются совсем не так. В экономическом блоке дисциплин только «Поведенческая экономика» является описывающим предметом. Применение анализа экономических проблем на основе художественных фильмов позволяет приблизить их решение к реальности и преодолеть в какой-то мере выявленный крен в теорию.
В целом, по нашему мнению, использование фильмов как педагогической инновации на занятиях по экономическим дисциплинам представляет собой развитие кейс-метода в более образной форме. Люди познают реальность, используя не буквы или цифры как таковые, а образы. Ученые подчеркивают важность педагогических инноваций в управленческом образовании для улучшения результатов обучения. [11 Purohit S., 2024] Практическому применению педагогической инновации и развитию креативности в преподавании экономических дисциплин в университетах России посвящена данная статья.
Конкретные формы использования фильмов на занятиях по экономическим дисциплинам
Родоначальник применения художественных фильмов в учебном процессе, В. Флейг, писал, что фильмы могут быть представлены во время обычных занятий и могут быть связаны с обсуждением в классе. При желании фильм или его часть могут быть повторены [1]. П. Бласко и др. предлагают преподавателям анализировать со студентами на занятиях фрагменты фильмов (в том числе и мультфильмов, например, «Король Лев») продолжительностью 1–2 минуты. Для этого ими составлена Таблица в 7 страниц, в которой указаны фильмы, минуты, на которых расположен фрагмент, и тема, которую нужно обсудить со студентами. Например, тема «Новые парадигмы образования». Предлагается для обсуждения фильм Pretty Woman, отрывок 1:26:19- 1:28:49. Обсуждаемые вопросы: «Как можно измениться за два часа оперного спектакля, не понимая итальянского языка и не имея знаний об опере?» [12]. При этом все предлагаемые фильмы англоязычные и обсуждается не сам фильм, а только его фрагмент (ы).
Напротив, индийский экономист Р. Манта, предлагает к рассмотрению на занятиях по менеджменту такие фильмы, как Swades, Rocket Singh, Lagaan, Ek Ruka Hua Faisla, Corporate, Chek De, которые вышли на хинди и широко используются в индийском контексте. То есть акцент делается на специфику национальной экономики Индии. По его мнению, такой педагогический приём позволяет менеджерам принимать решения в реальной жизненной ситуации в данной экономической и деловой среде. [2].
Для предмета Менеджмент в здравоохранении А. Есильдаг и С. Бостан предлагают следующую методику проведения занятий. Занятия ориентированы на студентов старших курсов, обучающихся по направлению «Управление здравоохранением». Период проведения – один месяц. Были отобраны 4 фильма, содержащие множество элементов, связанных со «здоровьем» и «менеджментом». Затем был проведен анализ фильмов, чтобы проверить усваиваемость теории и практических концепций, связанных с управлением здравоохранением, путём просмотра художественных фильмов и дискуссий. В этом контексте в исследовании были сформированы четыре разные группы студентов со схожими качествами, просматривались фильмы и проводились дискуссии в соответствии с характеристиками группы. Первая группа не смотрела фильмы, вторая группа только смотрела фильмы, третья группа смотрела фильмы и обсуждала внутри группы, четвертая группа смотрела фильмы и обсуждала с преподавателем. В конце исследования все участники сдали экзамен, содержащий ключевые понятия, связанные с фильмами. Кроме того, был также измерен уровень удовлетворенности студентов обучением по фильмам. Были выявлены два эффекта. Результаты оценочного экзамена у четвертой группы, смотрящей фильмы и беседующей с преподавателем, оказалось выше, чем в других группах [13 Yesildag A. Y., Bostan S.]. Это доказывает ценность непосредственных контактов преподавателя и студентов. Во-вторых, обсуждение фильмов с лектором способствовало повышению когнитивного и культурного уровня студентов. Таким образом, для преподавателей зарубежных университетов практика использования художественных фильмов в образовательном процесса по экономическим дисциплинам является достаточно применимой. В то же время в российских университетах она практически не используется. Можно отметить только В. Радаева [14] и выступление Башкировой Н. Н. (МГУ им. М. В. Ломоносова) и Лесовой С. Н. (СПбГУ) два года назад на международной научной конференции "Экономика VS Искусство", посвященное использованию картин русских художников в преподавании финансовых дисциплин.
Практика применения кейс-метода образного мышления в университетах России
На протяжении ряда лет авторы успешно использовали в преподавании экономических дисциплин кейсы по мультфильму «ВАЛЛ-И» - «Искусственный интеллект, мы и экология» [15], по мультфильму «Смешарики» («Мисс Вселенная») – «Социальные нормы», по фильму «Аватар - «Спасение души или Деньги любой ценой». Практика применения в университетах Санкт-Петербурга показала, что и бакалавры, и магистранты, и слушатели программы МВА с удовольствием выполняют кейсы образного мышления. Поэтому в минувшем учебном году авторы сделали следующий шаг в применении фильмов в преподавании экономических дисциплин. Показав студентам алгоритм составления кейсов по экономике, мы предложили ряд тем для самостоятельного создания кейсов. Опрос, проведенный среди менеджеров и экономистов второго курса БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, показал, что помимо задействованных ранее фильмов и мультфильмов, студентам в детстве запомнился мультфильм «Губка Боб квадратные штаны». По мотивам мультсериала в каждой группе были созданы кейсы по теме «Интеллектуальная собственность», а по лучшим из них выполняли задания студенты других групп курса.
На основе полученного опыта через шесть месяцев в конце изучения годового курса «Макроэкономика: принципы, проблемы и политика» студентам 2 курса НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) по направлению УАГС (управление и аналитика на государственной службе) было предложено следующее задание. (май 2024 г.)
Национальная экономика: уникальность или/и глобализация?
На основе мультфильма «Смешарики» («Мисс Вселенная») или фильма «Аватар»
Баттл (или создание студентами кейса)
• Насколько возможно внедрение «чужого опыта» (опыта других стран) для развития национальной экономики?
• Деньги как стереотип единственной ценности
• Мировая валюта (платёжная система) как орудие макроэкономической политики
• Какие вызовы стоят перед национальными экономиками в период глобализации (деглобализации)
• Судьба национальных экономик в условиях возрастающей глобализации (деглобализации) мировой экономики
Создание кейса включает:
Преамбула. Описание проблемы, опирающееся на мультфильм (фильм).
Общее задание с рисунком для группы.
Вопросы по кейсу (три варианта по четыре вопроса). Форма:
• Вопрос 1 (вариант I, вариант II, вариант III);
• Вопрос 2 (вариант I, вариант II, вариант III);
• Вопрос 3 (вариант I, вариант II, вариант III);
• Вопрос 4 (вариант I, вариант II, вариант III).
Создание «ключей» по оцениванию кейса для экспертов.
Задание выполняется в виде презентации Power Point
Дедлайн 29 мая в 22–59.
Студентам также были показаны и обсуждены презентации лучших кейсов, созданных их коллегами полгода назад. Время на выполнение заданий было две недели. В результате в первой группе были подготовлены два «Баттла» - кейсы по «Аватару» и по «Смешарикам» - с противоположными позициями (4 пары студентов). Во второй группе был подготовлен двумя студентками кейс по «Смешарикам», в котором после доработки были созданы «ключи» с подходами «Уникальность» или «Глобальность» для жителей Ромашковой долины. В третьей группе был создан кейс по «Аватару» и «Баттл» - два кейса с противоположными позициями по «Смешарикам» (3 пары студентов). Как видно, даже при получении одинакового задания, каждая из трёх групп проявила разную активность.
В данном конкретном случае, под термином «Баттл» мы подразумеваем интеллектуальное соревнование двух команд, отстаивающих противоположные позиции.
Проведение «Баттла» рассчитано на сдвоенные пары. Дело в том, что время на ответы и рисунок занимает у студентов почти целую пару, а эксперты (из числа участников группы) оценивают ответы и выступают с комментарием на второй паре. Время на рисунок в кейсе должно быть, как показывает опыт, не менее 25 минут. Люди мыслят не буквами или цифрами, люди мыслят образами. Рисунок, создаваемый каждым студентом, позволяет возникнуть индивидуальному представлению (образу) о проблеме. Именно этот субъективный образ определяет то, как учащиеся дают ответы на вопросы кейса. Создание рисунка позволяет им переключиться с «Системы 1» на «Систему 2» по Д. Канеману [16] Студентам интересно использовать иную форму выполнения заданий, чем устные ответы, решение задач, подготовка письменных проектов. Они с удовольствием показывают готовые рисунки друг друга и с интересом ждут выступления экспертов с их оценкой.
Хотя оба кейса посвящены одной теме, но противостояние между глобализацией и уникальностью национальной экономики в исходных фильмах показано в разных формах. В «Смешариках» — это мягкая форма, в «Аватаре» — это жёсткая форма военного противостояния двух цивилизаций.
Далее мы покажем в начале на примере Баттла по «Аватару», а затем – двух вариантов по «Смешарикам» Как «преломилось» у студентов исходное задание.
«Команды» по «Аватару» создали общую презентацию, которую они по очереди демонстрировали на занятии. Группа была разделена на шесть (6) мини-групп, то есть по три варианта в защиту разных подходов. Команда, ориентированная на глобализацию, предложила свою преамбулу. В ней они описывают бедственное положение жителей будущей Земли, на которой не осталось никаких ресурсов, а пригодность к жизни постоянно снижается. Обнаружение планеты Пандора с большими запасами ценного минерала анобтаниума, необходимого для преодоления энергетического кризиса способно дать шанс на развитие Земли. Однако населяющий Пандору народ На’ви тяжело идёт на контакт. Общее задание к студентам содержит обращение к ним, как к «членам нашей экспедиции». Их просят изобразить ресурс, за которым они прибыли на планету. «Опишите каким вы его видите, какие у него свойства, где его можно добыть? Важно, что этот ресурс принадлежит другому народу со своей культурой, и он непременно будет связан с добровольным или принудительным отторжением его у них». Как видно из постановки проблемы, первенство отдаётся добыче минерала, а не людям.
Команда, ориентированная на уникальность экономического развития, предложила преамбулу, в которой акцент ставится на единении жизни народа На’ви с природой, на сохранении их земель и против того разрушения, которое несут пришельцы с Земли. Поэтому задание связано с целью понимания и уважения их образа жизни. Они просят изобразить Древо Душ и личное отношение к нему, «имеет ли оно для вас культурную значимость?» Важно отметить, что, представляя её участницы вышли в темно-синих костюмах, как у народа На’ви. Как видно вторая команда акцентирует внимание не на макроэкономических процессах, - общественном разделении труда между странами и обмене ресурсами, - а на социальном аспекте.
Оба этих задания «погружают» студентов группы в проблему противопоставления уникального пути развития национальной экономики или пути глобализации на примере фильма Аватар. Это способствует активному участию каждого, вовлечению студентов в образовательный процесс, а противоположные задания показывают возможность решения проблемы с разных точек зрения. Экономика – это наука о выборе. Форма соревнования (Баттла) между противоположными аргументами позволит студентам сделать осознанный выбор решения в конце занятия. Для преподавателей университетов выбор фильмов как педагогической инновации помогает, как отмечал Б. Канкал и др., улучшить учебный опыт обучающихся, их вовлеченность, развивать дух товарищества и лидерские качества [17]. Далее, характеризуя задания двух противоборствующих команд, мы будем выбирать один или два лучших вопроса из трёх вариантов.
Первая команда в своём первом вопросе подчёркивает необходимость внедрения опыта других стран. Например: «Представим, что Пандоре не хватает ресурсов для того, чтобы справиться с какой-либо проблемой (эпидемия), обратятся ли в таком случае жители Пандоры к другим народам?»
Ответы. Все отвечающие дали положительный ответ на этот вопрос, объясняя это как угрозой полного вымирания всех жителей, так и возможностями повысить свой уровень жизни. «Решение будет приниматься, исходя из тяжести проблемы». «Я думаю, что жители Пандоры не смогут быть счастливыми, находясь в изоляции от внешнего мира. Об этом может свидетельствовать и опыт многих стран на Земле, когда в различных странах ведутся реформы протекционизма, и, в целом, обособленности и изоляции от других стран».
Вторая команда акцентирует внимание на собственной траектории развития народа На’ви. Например: «Почему у На’ви, несмотря на «дикий» образ жизни, шире культурный кругозор?» Ответы. «Народ На’ви ценит и бережно хранит свою культуру, традиции. Они понимают, ценность жизни заключается не в потреблении, а в сохранении и в единении с невероятным миром Пандоры».
Вопрос № 2 первой команды связан с использованием ресурсов во благо. «Считаете ли вы разумным отказ жителей Пандоры от взаимовыгодного сотрудничества? В условиях ограниченности ресурсов и высокой технологической развитости людей могут ли они разумно распоряжаться ресурсами Пандоры?» Ответы. Здесь респонденты давали противоречивые ответы. «Я думаю, отказ не разумен с точки зрения экономики. Однако, в силу их сложившегося образа жизни, их культуры, для них сотрудничество с кем-то новым – это что-то неизвестное, страшное. Поэтому они и отказываются». «Люди могли бы разумно распоряжаться ресурсами Пандоры только при условии осознания их ценности». «Скорее да, чем нет, но тут надо оценивать, насколько тяжело будет добыть эти ресурсы. Если прольётся много крови и все силы уйдут на это, то, как мне кажется, следует или предпринять дипломатические шаги, или искать альтернативу». «Сила – действенный способ получить ресурс, но это будет сделано большой ценой и без сопутствующих гарантий. Сотрудничество, пусть и с дикими племенами возможно, но для этого нужно настроить контакты и создать доверительную атмосферу». «Я думаю, что силой – нет. Даже если ресурс необходим всему миру, нельзя пренебрегать правами и интересами ограниченного круга государств. Существует дипломатия. Я уверена, что с её помощью всегда можно прийти к сотрудничеству».
Вопрос № 2 второй команды вызван тем, что эксплуатация одного ресурса не несёт в себе ценности. «Согласились бы жители Пандоры на условия людей по добыче анобтаниума, если бы те пришли с миром и без оружия? Почему люди, истратив все ресурсы на Земле, продолжают эксплуатировать другую планету?» Ответы студентов. «Мне кажется, людьми движет базовый инстинкт выживания. Данный ресурс необходим им для продолжения и поддержания жизни своего вида. По этой причине люди готовы сделать всё возможное и приложить максимум усилий». «Жажда прибыли, истощение ресурсов Земли, желание расширить влияние людей на другие планеты, погоня за властью в Галактике». По ответам и по атмосфере занятия было видно, что студенты «включились» в кейс, им интересна тема обсуждения и важно проявить себя. Участие в дискуссии формирует у учащихся помимо «твёрдых навыков» такие «мягкие навыки» как лидерство, работа в команде, критическое мышление, адаптивность, решение проблем, межличностные отношения, публичное выступление. Студенты буквально «расцветают» и стараются продемонстрировать свои лучшие качества. Эмоциональная вовлеченность достигает максимума. Под термином «эмоциональная вовлеченность» понимается интерес, удовольствие от получения новых знаний, поддержка товарищей, чувство принадлежности и отношение к членам учебной группы и преподавателям [18 Appleton 2008].
Вопрос № 3 первой команды «Согласны ли вы, что диалог культур, даже если он возникает вследствие конфликта, лучше, чем его отсутствие?» Ответы студентов. «Не хочу отрицать эволюцию, тем более что жители Пандоры разумные существа, способные на создание простых благ, но пришествие людей стало бы катализатором этого процесса, научно-технического развития». «Да, так как даже конфликтный диалог позволяет сторонам узнать новые идеи, подходы, найти решения, а также искать возможности снизить напряжение вместе с возможным культурным обогащением». «Глобализационные процессы могут принести много пользы, способствовать развитию народов, спасению некоторых наций, которые находятся в опасности. Более того, глобализация, международное сотрудничество способствуют развитию общества в целом».
Вопрос № 3 второй команды, выступающей против глобализации. «Если бы RDA не была такой крупной корпорацией, с обилием рычагов давления, согласились бы ее работники на вторжение в привычную жизнь На’ви? Смогли бы жители Пандоры сотрудничать с RDA на взаимовыгодных условиях или это означало бы потерю их культурной самобытности?» Ответы. «Напоминает НАТО :) В принципе, ассоциируется скорее не с компаниями, а с политическими псевдо добрыми объединениями, которые под предлогом социальных благ и науки творят всякую дичь :)» «Наверно, при отсутствии мощной поддержки от государства и военных структур сотрудники RDA смотрели бы на Пандору иначе. Отказались ли бы они от вторжения – зависит от моральных убеждений и их личного мнения насчёт безопасности вторжения. Но без мощной организационной культуры у работников было бы намного больше пространства для размышлений о последствиях своих действий». Ответы студентов, интенсивность обсуждения и их эмоциональная вовлеченность показывают, что учащимся важна и интересна данная форма проведения занятий. Она позволяет полнее раскрыть заложенный в них потенциал, задействовать те его стороны, которые в учебной рутине «Вопрос – ответ» остаются не востребованными, но очень важны для работы выпускника университета. По мнению Н. Лин, студенты поколения Z, обладают уникальными характеристиками и опытом, которые требуют адаптированных стратегий для развития их эмоционального интеллекта в условиях высшего образования [5]. Именно использование анализа фильмов в преподавании экономических дисциплин представляет собой педагогическую инновацию, означающую развитие кейс-метода в образной форме, и позволяющую наиболее полно задействовать их эмоциональный интеллект и раскрыть потенциал студентов поколения Z.
Вопрос № 4 первой команды направлен на последствия глобализации в краткосрочном периоде. «Как выглядел бы взаимовыгодный союз На’ви и людей в ближайшем будущем? В условиях диалога может ли Пандора получить экологическую неприкосновенность как, например, заповедник?» Ответы. «Мне кажется, что это вполне реально, однако для достижения такого согласия надо выстроить правильный диалог с экспедиторами и пойти для этого на те или иные уступки». «Конечно, экологическая неприкосновенность важна жителям Пандоры и в условиях диалога и взаимовыгодного сотрудничества их территории могут получить статус заповедника. Как минимум, из-за своей уникальности, которую необходимо охранять». «Взаимовыгодный союз мог бы выглядеть следующим образом: экономическое сотрудничество (трудовая миграция, коллаборации крупных компаний двух государств), возможно продвижение туризма, ну и передача культурных ценностей каждого народа».
Вопрос № 4 второй команды направлен на последствия глобализации в долгосрочном перспективе. «Станет ли Пандора новой колонией для развитых цивилизаций? Как вы думаете, какие самобытные черты На’ви пропадут в условиях столетнего контакта с людьми?» Ответы. «Люди переоценят целесообразность присутствия на Пандоре тогда, когда запасы минерала начнут истощаться и экономической выгоды от его добычи больше не будет». «Я надеюсь, что нет! На самом деле, я искренне верю, что На’ви являются гораздо более развитой цивилизацией, чем люди. Конечно, если других вариантов не будет, Пандору так или иначе заселят, но хочется, всё-таки сохранить её уникальность».
Студенты уже несколько раз в течение учебного года проходили развёрнутые кейсы образного мышления, когда они выполняют задание не только отвечая на вопросы кейса, но и создавая образ данного явления (процесса). Например, в кейсе «Денежное мышление» они должны были изобразить три основных типа денежного мышления (контроль, страх, равнодушие) в виде домов, разместив их интуитивно в нужной последовательности. Каждый развёрнутый кейс образного мышления заканчивается подготовленными заранее критериями анализа задания. По этим критериям эксперты, выбранные из числа студентов, оценивают ответы своих одногруппников. Мы реализуем наш слоган: «Экспертами не рождаются, - экспертами становятся». Как отмечал Хейлпорн и др., преподаватели могут усилить у учащихся чувство принадлежности к группе и психологический вклад, предложив им прокомментировать работу другого ученика, тем самым способствуя их эмоциональному и познавательному участию. «Необходимость комментировать коллег повышает их вовлеченность [...] они понимают, что они не одиноки; они часть класса. И тот факт, что другой студент ждёт их обратной связи, также создает дополнительную приверженность» [19 Heilporn, 2021]. Примерно три четверти состава группы проходят в течение учебного года через ответственную роль эксперта, что крайне важно для формирования их профессиональных навыков. В течение второй пары сдвоенных занятий эксперты работают, в то время как другие студенты группы отвечают на вопросы семинарского занятия. В этот раз создатели кейсов для Баттл по «Аватару» должны были сами придумать критерии оценивания, которым следовали эксперты. В случае возникновения неясностей у экспертов создатели кейсов давали разъяснения.
Почему важна самостоятельность студентов в создании кейса от его замысла до воплощения? Как отмечали В. Ли и А. Ло, в современном образовательном процессе по экономическим дисциплинам важны образовательные цели и задачи обучения, такие как навыки лидерства, ведения переговоров и планирования. Вместо того, чтобы быть пассивными зрителями фильма, студенты могут создать историю, в которой им придётся планировать, руководить и организовывать [20 Lee V., Lo A, 2014], как это и происходило при создании и воплощении на занятиях кейсов по фильму «Аватар». Созданные учащимися кейсы как раз и демонстрируют возрастание вовлеченности в образовательный процесс. Этот рост вовлеченности студентов проявляется не только в данном экономическом предмете, но и оказывает синергетический эффект на их обучение в целом. Синергетический эффект от применения кейсов образного мышления состоит в «построении модели образования активно действенного становления обучающегося как заинтересованного и творческого соучастника социальных процессов, направленных на прогрессивное развитие общества». [21] Или, как более образно отметили М. Бонд и др., чем больше студенты вовлечены и наделены полномочиями в своем учебном сообществе, тем больше вероятность того, что они направят эту энергию обратно в своё обучение, что приведёт к ряду краткосрочных и долгосрочных результатов, которые также могут способствовать дальнейшему повышению вовлеченности [22 Bond et al., 2020].
Подчеркнём, что для создания педагогических инноваций и их реализации в учебном процессе требуется активизация работы профессоров (преподавателей). Следует согласиться с Ю. Гутом и др., что деятельность педагога в современном образовании…требует гибких и нестандартных решений, способности переключаться между различными стратегиями, адаптироваться к ним и находить новые пути взаимодействия со всеми участниками инновационного образовательного процесса [23]. Только согласованные усилия профессоров (преподавателей), студентов, администрации университетов способны обеспечить повышение качества высшего образования [24].
Обращенность баттла «Национальная экономика: уникальность или/и глобализация» в будущее позволила студентам подняться над повседневностью и увидеть экономическую реальность более широко. Противостояние в фильме «Аватар» двух разных позиций к освоению жизненно необходимых природных ресурсов показало все сложности проведения реальной макроэкономической политики и необходимость достижения компромиссов в ней. Макроэкономика, как общественная наука, в отличие от естественных наук, не имеет однозначных решений возникающих перед ней проблем. На протяжении всего баттла в ответах студентов присутствовал экономический подход «Издержки – Выгоды», то есть сопоставление доводов «за» и «против» двух противостоящих сторон.
Источники:
2. Mantha R. Movies as Pedagogy in Management Education–A Study // Impact of current events on the future of business: International Conference. 2019.
3. Billsberry J., Gilbert L. H. Using Roald Dahl's Charlie and the Chocolate Factory to teach different recruitment and selection paradigms // Journal of Management Education. – 2008. – № 2. – p. 228–247.
4. Duffy B. The generation myth: Why when you're born matters less than you think. - Hachette UK: Basic Books, 2021.
5. Linh N. T. N. Strategies for developing emotional intelligence in Generation Z students in higher education in Ho Chi Minh City // Educational Administration: Theory and Practice. – 2024. – № 5. – p. 2517-2522.
6. Лукичёв П.М., Чекмарев О.П. Вопросы инновационной экономики. , 2024. – 463-482 c.
7. Szyliowicz D., Green T. G. Making strategy “Real”: Using reality television for innovating teaching approaches // The International Journal of Management Education. – 2019. – № 3. – p. 100304.
8. Simon H. A behavioral model of rational choice // Models of man, social and rational: Mathematical essays on rational human behavior in a social setting. – 1957. – № 1. – p. 241-260.
9. Administrative behavior and organizations Simon H., March J. Administrative behavior and organizations //Organizational Behavior 2. – Routledge, 2015. – С. 41-59
10. Базерман Макс Как принять правильное управленческое решение. - М.: Альпина PRO, 2024.
11. Purohit S., Dutt A. Pedagogical innovations in management education in the 21ST century: A review and research agenda // The International Journal of Management Education. – 2024. – № 2. – p. 100976. – doi: org/10.1016/j.ijme.2024.100976.
12. Blasco P. G., Moreto G., Blasco M. G., Levites M. R., Janaudis M. A. Education through Movies: Improving teaching skills and fostering reflection among students and teachers // Journal for Learning through the Arts. – 2015. – № 1. – doi: https://doi.org/10.21977/D911122357.
13. Yesildag A. Y., Bostan S. Movie analysis as an active learning method: A study with health management student // The International Journal of Management Education. – 2023. – № 1. – p. 100759. – doi: doi.org/10.1016/j.ijme.2022.100759.
14. Радаев В.В. Смотрим кино, понимаем жизнь. 20 социологических очерков // Сер. Социальная теория. Москва. 2023. doi: 10.17323/978-5-7598-2731-3
15. Лукичев П. М., Кузекова С. А. Роль визуального искусства как инновационной практики в преподавании экономических дисциплин // Инновации в образовании. – 2023. – № 12. – c. 86–94.
16. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. - Издательство АСТ. Москва, 2014. – 710 c.
17. Kankal B., Patra S. K., Panda R. Pedagogy innovation and integration of films in management education: Review and research paradigms // The International Journal of Management Education. – 2023. – № 2. – p. 100804. – doi: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100804.
18. Appleton J. J., Christenson S. L., Furlong M. J. Student engagement with school: Critical conceptual and methodological issues of the construct // Psychology in the Schools. – 2008. – № 5. – p. 369–386. – doi: https://doi.org/10.1002/pits.20303.
19. Heilporn G., Lakhal S., Bélisle M. An examination of teachers’ strategies to foster student engagement in blended learning in higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2021. – № 1. – p. 25. – doi: https://doi.org/10.1186/s41239-021-00260-3.
20. Lee V., Lo A. From theory to practice: Teaching management using films through deductive and inductive processes // The International Journal of Management Education. – 2014. – № 1. – p. 44–54. – doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijme.2013.05.001.
21. Челнокова Т. А. Синергетический эффект педагогического проектирования // Человек и образование. – 2010. – № 2(23). – c. 36–39.
22. Bond M., Buntins K., Bedenlier S., Zawacki-Richter O., Kerres M. Mapping research in student engagement and educational technology in higher education: A systematic evidence map // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2020. – p. 1–30. – doi: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0176-8.
23. Гут Ю.Н., Турсунов Л. Э., Ланских М. В., Ахмедова Ш. Б. Развитие инновационной̆ активности преподавателей̆ вуза: философская и психологиче- ская перспективы // Высшее образование в России. – 2024. – № 1. – c. 149–163. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-149-163.
24. Лукичев П. М. Качество высшего образования XXI века // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – c. 34–40.
Страница обновлена: 27.11.2024 в 21:27:33