Развитие информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона

Главацкий В.Б.1, Пыткина С.А.1
1 Институт экономики УрО РАН - Пермский филиал, Россия, Пермь

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать:
Главацкий В.Б., Пыткина С.А. Развитие информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 5. – С. 1105-1116. – doi: 10.18334/epp.11.5.112079.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45849451

Аннотация:
В статье рассматривается проблема развития информационного обеспечения управления региональной пространственно-отраслевой структурой в современных условиях. Показана необходимость комплексного изучения приоритетов развития информационного обеспечения с акцентированным вниманием на цифровизацию российской экономики. Исходя из этого авторами предложена организационно-экономическая модель информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой Пермского края в составе ключевых процедур, сгруппированных в пяти этапах: подготовительно-аналитический, организационно-структурированный, инновационно-управленческий, информационно-внедренческий и прогнозно-целевой. Каждый этап базируется на общих принципах организации и функционирования информационного обеспечения менеджмента. В ходе исследования обосновывается применение цифровых технологий на основе их уникальных свойств в рамках совершенствования информационного обеспечения регионального менеджмента. Целью данного исследования является разработка на основе междисциплинарного подхода организационно-экономической модели развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона в современных конкурентных условиях.

Ключевые слова: пространственное развитие, пространственно-отраслевая структура, региональный менеджмент, информационное обеспечение, цифровые технологии, управление развитием

Финансирование:
Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН на 2021–2023 гг.

JEL-классификация: L86, O33, R12, R13



Введение

Одним из ключевых факторов эффективного управления региональной пространственно-отраслевой структурой является информация, которую можно охарактеризовать как многоаспектную совокупность сведений, формирующую ядро информационного обеспечения, представляющего преобразованную релевантную информацию системе управления для подготовки, принятия и реализации управленческих решений. В свою очередь, уровень функционирования информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона зависит от состояния основных организационно-экономических инструментов: принципов, методов, информационных процессов и технологий, программного обеспечения и пр.

Беспрецедентные за последние годы темпы развития современных информационных технологий, включающих средства связи и преобразования информации, инновационных компьютерных устройств, предназначенных для аккумулирования информации о социально-экономических процессах, их анализа и обработки, обуславливают необходимость совершенствования и развития информационного обеспечения менеджмента. Именно современные информационные технологии открыли перспективу качественно нового подхода к организации и функционированию информационного обеспечения управления региональными пространственно-отраслевыми структурами.

Главный аргумент совершенствования информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона вытекает из сущности представления своевременной и полной информации, достоверно отражающей изменения факторов внешней и внутренней среды, для принятия управленческих решений по достижению целей и задач, поставленных в национальных стратегических документах, в том числе в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [1].

Сегодняшний этап применения цифровых информационных технологий в информационном обеспечении во многих регионах России называют инновационным. На этом фоне развитие информационного обеспечения управления региональными пространственно-отраслевыми структурами на основе применения цифровых информационных технологий приобретает большую актуальность и становится характерной чертой цифровизации экономики и формирования современного информационного общества России.

Несмотря на рост исследований, посвященных применению информационно-аналитических технологий для принятия управленческих решений, очевиден недостаток методических подходов к развитию информационного обеспечения управления регионами.

Целью данного исследования является разработка на основе междисциплинарного подхода организационно-экономической модели развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона в современных условиях. Это предполагает систематизацию и уточнение сущностных характеристик сложившейся структуры организационно-экономических инструментов информационного обеспечения в контексте обеспечения своевременной и достоверной информацией процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений региональным менеджментом. Следует отметить, что в рамках управления пространственно-отраслевой структурой региона новации в развитии информационного обеспечения влекут за собой преобразования организационной структуры управления, в том числе для повышения адаптации регионального менеджмента к новым формам и методам информационного обеспечения.

Гипотеза исследования предполагает, что в достижении цели и задач пространственного развития России информационное обеспечение является одним из ключевых факторов управления развитием региональных пространственно-отраслевых структур. Это определяет необходимость уточнения основных организационно-экономических инструментов и их взаимодействия в процессе формирования информационного обеспечения управления регионом.

Материалы и методы исследования

Исследование развития информационного обеспечения управления региональными пространственно-отраслевыми структурами предполагает уточнение характеристик ключевых организационно-экономических инструментов, влияющих на организацию и функционирование информационного обеспечения управления регионом. При этом систематизация взаимосвязанной совокупности инструментов информационного обеспечения управления была связана с рассмотрением теоретико-методологических положений разных научных теорий и практики менеджмента. Это теория вычислительных систем, информатика, управление информационными системами, статистика, информационные технологии, менеджмент, управление затратами и пр.

В качестве материалов исследования были использованы данные, характеризующие структуры органов государственной власти Пермского края, Свердловской области и Удмуртской Республики, а также материалы Государственных программ Пермского края на 2021–2023 годы [2] в части внедрения цифровых технологий во все сферы жизни населения края, доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.

При обосновании приоритетных направлений развития информационного обеспечения применялись методы организационно-экономического моделирования, сравнительного анализа, систематизации и обобщения, экономического оценивания и прогнозирования. Новые технические разработки в сфере передачи информации позволили авторам по-новому взглянуть на информационное обеспечение управления пространственно-отраслевой структурой в современных условиях.

Результаты исследования

В теории информатики научность, опыт и искусство организации информационного обеспечения отражаются через характер взаимодействия, сочетаний и соотношений организационно-экономических инструментов, способных осуществлять переработку возрастающего объема информации и его постоянную передачу в органы управления регионом.

Проведенный нами сравнительный анализ классификации организационно-экономических инструментов информационного обеспечения, раскрытых в работах зарубежных и отечественных авторов [3–7] (Laudon, Laudon, 2005; Mescon, Albert, Khedouri, 2020; Daft, 2017; Yakovleva, 2005; Kovaleva, Malikova, 2016), показал, что их состав в основном представлен такими инструментами, как информационные потоки, информационные технологии, информационный процесс, информационные ресурсы. По нашему мнению, данная совокупность организационно-экономических инструментов информационного обеспечения менеджмента является важной для принятия управленческих решений, но недостаточной для системного развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевыми структурами регионов в условиях перехода к цифровой экономике.

Для целей системного управления региональной пространственно-отраслевой структурой традиционная совокупность организационно-экономических инструментов информационного обеспечения менеджмента нами дополнена.

1. По направлению принципов организации, функционирования и развития информационного обеспечения:

- принципом единства информационного поля пространственно-отраслевой структуры региона – обеспечивает организацию информации, циркулирующей в регионе, включая методы ее обработки, хранения, пополнения и представления;

- принципом безопасности информационного обеспечения – защищает от преднамеренного или случайного вмешательства в регламентированный процесс его функционирования;

- принципом сетевого взаимодействия информационного обеспечения – реализует одновременный доступ к информации многих пользователей;

- принципом преемственности информационного обеспечения – формирует единую методическую базу по организации, функционированию и развитию информационного обеспечения.

2. По направлению технологий информационного обеспечения:

- цифровыми информационно-коммуникационными технологиями – обеспечивают высокий уровень эффективности управления.

В данном исследовании совокупность активно совершенствующихся организационно-экономических инструментов информационного обеспечения менеджмента рассматривается нами в качестве ключевой базы развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона.

Концептуальный подход авторов к развитию информационного обеспечения управления региональной пространственно-отраслевой структурой опирается на положения теории информатики, теории управления информационными системами и их взаимосвязь с основами региональной и пространственной экономики с учетом процессов цифровизации отечественной экономики. Это стало основой для разработки организационной модели развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона, которая в схематичном виде представлена на рисунке.

Рисунок. Организационно-экономическая модель развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой Пермского края

Источник: составлено авторами.

Исходя из интересов повышения эффективности управления пространственно-отраслевой структурой региона, в организационно-экономической модели (рис. 1) выделено пять специализированных последовательно выполняемых этапов, каждый из которых имеет цель и задачи, базируется на определенной информации и современных методах экономического анализа. Авторы полагают, что этапы организационно-экономической модели развития информационного обеспечения управления региональной пространственно-отраслевой структурой, несмотря на характерные для региона пространственно-отраслевые особенности, функционируют на общих методологических принципах и методах организации и функционирования информационного обеспечения управления регионом в целом.

Первый этап организационно-экономической модели – подготовительно-аналитический, включает следующие процедуры:

- анализ общей характеристики и классификации информации управления региональной пространственно-отраслевой структурой (РПОС);

- исследование качественного уровня и ценности информации (полнота, оперативность, достоверность и т.п.) информационного обеспечения управления РПОС;

- исследование информационного процесса и связанных с ним потоков информации;

- анализ организационной структуры управления информационным обеспечением;

- анализ уровня квалификации работников управления информационным обеспечением;

- исследование научно-технического уровня комплекса организационной, вычислительной техники и программных средств информационного обеспечения;

- оценка исходного состояния функционирования информационного обеспечения управления РПОС;

- определение направлений развития информационного обеспечения управления РПОС.

Второй этап организационно-экономической модели – организационно-структурированный, содержит следующие процедуры:

- анализ методологической базы организации информационного обеспечения управления РПОС;

- исследование отраслевой структуры экономики региона;

- оценка пространственной организации экономики региона;

- исследование влияния пространственно-отраслевых особенностей экономики региона на структурированность баз данных информационного обеспечения управления РПОС;

- анализ внутренней упорядоченности и систематизации структурированных баз данных и согласованности их взаимодействия в процессе информационного обеспечения управления РПОС;

- исследование проблем, возникающих при организации структурированного информационного обеспечения управления РПОС;

- определение путей повышения гибкости в структурировании информационного обеспечения управления РПОС.

Третий этап организационно-экономической модели – инновационно-управленческий, характеризуется комплексными процедурами:

- формирование инновационных проектов совершенствования комплекса технико-организационных средств, программного обеспечения, коммуникаций, форм управления развитием информационного обеспечения;

- определение новаций для оптимизации схем информационных потоков на основе маршрутизации и увеличения объемов данных;

- повышение степени автоматизации функций управления информационным обеспечением менеджмента РПОС;

- регламентация и функциональное разделение труда в управлении развитием информационного обеспечения менеджмента РПОС;

- оценка и отбор новшеств для повышения эффективности управления развитием информационного обеспечения менеджмента РПОС.

Четвертый этап организационно-экономической модели – информационно-внедренческий, направлен на совершенствование и развитие информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона, охватывает следующие процедуры:

- совершенствование функционирования информационного обеспечения на основе адаптивного механизма, своевременно реализующего минимальную, среднюю и максимальную глубину изменений в информационном процессе;

- системно-качественное улучшение взаимосвязанности элементов инфраструктуры информационного обеспечения управления РПОС;

- повышение оперативности учета данных о динамике изменений внешней и внутренней среды региона, своевременной оценки их достоверности и ценности для внесения в информационное обеспечение управления РПОС;

- внедрение современных цифровых технологий в процесс функционирования информационного обеспечения управления РПОС.

В работах отечественных исследователей [8, 9] (Glezman, Butorin, Glavatsky, 2020; Belkin, 2019) подчеркивается, что конкурентные преимущества цифровых технологий в информационном обеспечении управления пространственно-отраслевой структурой региона обусловлены их уникальными свойствами:

- высокое качество, скорость, надежность передачи, хранения и обработки информации;

- мгновенный поиск релевантной информации по заданным критериям;

- возможность многократного воспроизведения и копирования информации без ущерба качеству;

- минимальные издержки передачи цифровых сигналов в рамках сетевой структуры;

- простота использования, гибкость интерфейсов и пр.

В.Д. Маркова [10] (Markova, 2018) отмечает, что важнейшие преимущества цифровых технологий заключаются в том, что они:

- обеспечивают практически мгновенный доступ к необходимой информации;

- позволяют искать информацию по разным критериям;

- обеспечивают одновременный доступ многих специалистов.

Пятый этап организационно-экономической модели – прогнозно-целевой, определяет достижение желаемого результата развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона.

По мнению авторов, целевой результат развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой заключается в информационном обеспечении, отвечающем непрерывному и качественному информационному сопровождению процессов управления РПОС.

Ключевыми процедурами пятого этапа являются:

- анализ темпов накопления информационных ресурсов, характеризующих развитие пространственно-отраслевой структуры региона;

- оценка уровня автоматизированной обработки информации по заданным алгоритмам;

- исследование влияния информационного обеспечения на новации в управлении пространственно-отраслевой структурой региона;

- оценка современной роли и значения ценной информации (полнота, релевантность, достоверность) в управлении развитием региональной пространственно-отраслевой структуры;

- анализ эффективности информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона.

Следует отметить, что вся совокупность этапов организационно-экономической модели развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона формирует целенаправленный, единый и непрерывный процесс эффективного управления регионом. Иными словами, можно утверждать, что использование организационно-экономической модели развития информационного обеспечения позволяет формировать единую информационную систему управления региональной пространственно-отраслевой структурой.

В настоящее время Пермский край, являясь регионом с устойчивой диверсифицированной экономикой, по уровню экономического развития входит в группу наиболее развитых субъектов Российской Федерации. В 2021–2023 годах регион планирует направить по государственным программам на внедрение цифровых технологий и подготовку кадров для цифровой экономики 7834 млн рублей, из них средства бюджета Пермского края – 7691 млн рублей, в том числе в 2021 году – 2541 млн руб., предприятиям новой отрасли информационных технологий и связи – 1822 млн руб. [2], что положительно скажется на расширении применения новых технических средств в информационном обеспечении управления пространственно-отраслевой структурой региона.

Заключение

В исследовании показано место и роль информации в системе формирования информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона в современных условиях. Совершенствование информационного обеспечения рассматривается как одно из основных направлений, позволяющее обеспечивать всей необходимой информацией подготовку, принятие и реализацию управленческих решений для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач развития пространственно-отраслевой структуры региона.

Несмотря на рост исследований по проблемам применения информационно-аналитических технологий для принятия управленческих решений, авторами выявлен недостаток методических подходов к развитию информационного обеспечения региональных пространственно-отраслевых структур. По мнению авторов, рассматриваемая отечественными и зарубежными исследователями традиционная совокупность организационно-экономических инструментов информационного обеспечения менеджмента является недостаточной для системного развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевыми структурами регионов в условиях перехода к цифровой экономике.

Для более полного раскрытия структуры и сущностных характеристик организационно-экономических инструментов информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой с учетом положений теории информатики и теории управления информационными системами в статье уточнена и дополнена совокупность инструментария (информационные потоки, информационный процесс, информационные технологии, цифровые технологии и пр.), которая служит методическим базисом для совершенствования информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона.

Представленный в статье концептуальный подход к исследованию ключевых направлений совершенствования информационного обеспечения управления регионом позволил авторам разработать организационно-экономическую модель развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой Пермского края, основанную на реализации процедур подготовительно-аналитического, организационно-структурированного, инновационно-управленческого, информационно-внедренческого и прогнозно-целевого этапов. Предложенная модель нацелена на повышение эффективности управления информационными процессами. При этом ключевым условием развития информационного обеспечения управления пространственно-отраслевой структурой региона является активизация применения цифровых технологий в информационном процессе. Так, Пермский край в 2021–2023 годах на эти цели планирует выделить 9657 млн рублей, что окажет положительное влияние на повышение эффективности информационного обеспечения управления регионом.

Вместе с тем дальнейшее исследование проблем развития информационного обеспечения управления региональными пространственно-отраслевыми структурами предполагает изучение передового опыта построения информационного общества в регионах России на базе внедрения цифровых технологий во все сферы жизни населения и повышение доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.


Источники:

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р, ред. от 23.03.2021). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094 (дата обращения: 10.04.2021).
2. Государственные программы Пермского края 2021-2023. Mfin.permkrai.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mfin.permkrai.ru/upload/pages/1884/dat_160620053988.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
3. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. / Пер. с англ. Монография. - СПб.: Питер, 2005. – 912 c.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Классическое издание. - М.: Вильямс, 2020. – 672 c.
5. Дафт Р.Л. Менеджмент. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2017. – 656 c.
6. Яковлева А.В. Информационные технологии в экономике. - М.: Юрайт, 2005. – 221 c.
7. Ковалева Е.Б., Маликова Д.М. Инновационные аспекты в развитии регионального машиностроения. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2016. – 147 c.
8. Глезман Л.В., Буторин С. Н., Главацкий В.Б. Цифровизация промышленности как фактор технологического развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1555-1570. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110762.
9. Белкин В.Н. и др. Инновационное развитие организаций как условие модернизации российской экономики. / Монография. - Челябинск: Энциклопедия, 2019. – 164 c.
10. Маркова В.Д. Цифровая экономика. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 186 c.
11. АНО «Цифровая экономика». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://data-economy.ru (дата обращения: 20.04.2021).
12. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет глобальной экспертной группы Digital McKinsey. Digital McKinsey. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe and middle east/russia/our insights/digital russia/digital-russia-report.ashx (дата обращения: 20.04.2021).

Страница обновлена: 05.08.2021 в 12:23:43