Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в современных условиях
Яхонтова Е.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Яхонтова Е.С. Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 2. – С. 425-438. – doi: 10.18334/lim.10.2.117616.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838228
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В VUCA мире устойчивость компаний во многом детерминирована эффективностью командной работы, а потеря устойчивости, как правило, характерна для компаний, предпочитающих традиционный уклад, организованный по функциональному принципу при авторитарном управлении. Данная статья посвящена особенностям мультидисциплинарных команд и условиям их эффективности. Теоретико-методологической основой данного исследования является современное понимание роли командной работы в достижении успеха компании в турбулентной среде в контексте теории устойчивого развития. Научная новизна исследования заключается в выявлении ключевых факторов успеха мультидисциплинарных команд и подходов к их работе, которые способствуют устойчивому развитию компаний. Статья может быть интересна как теоретикам, исследующим современные формы организации командной работы, так и практикам менеджмента, внедряющих мультидисцимплинарные команды в управление.
Ключевые слова: VUCA среда, Agile, мультидисциплинарная команда, устойчивость компании, организационные изменения, проектный подход, продуктовый подход
JEL-классификация: M11, M21, L26
Введение
Устойчивость компании непосредственно связана с ее поступательным развитием. Устойчивость предполагает быстрое восстановление после внешних ударов и достижение организационных целей независимо от обстоятельств. В VUCA мире устойчивость компаний во многом детерминирована эффективностью командной работы, а потеря устойчивости, как правило, характерна для компаний, предпочитающих традиционный уклад, организованный по функциональному принципу при авторитарном управлении.
Опора на agile и командную работу формирует мультифункциональную организацию, ориентированную на клиента и продукт. Реализовать эту ориентацию и обеспечить конкурентоспособность компании призваны мультидисциплинарные команды. В последние годы они очень хорошо зарекомендовали себя в медицине и социальной сфере. Но для них имеется значительный потенциал также в других отраслях, что показывает, в частности, успешный опыт мультидисциплинарных команд в нефтегазовых компаниях.
Цель данного исследования - выявление особенностей мультидисциплинароных команд (МДК) и организационных условий эффективности их работы. Для этого решаются ряд исследовательских задач, а именно: проанализировать отличительные черты мультидисциплинарой команды, выявить ее сильные и слабые стороны; определить факторы и подходы к эффективной работе МДК.
Научная новизна данного исследования заключается в сравнительном анализе подходов к организации работы мультидисциплинарных команд (проектный и продуктовый), а также выявлении ключевых условий их эффективности.
Методология исследования базируется на таких общенаучных методах, как синтез, анализ, сравнение, аналогия и системно-структурный подход.
Особенность мультидисциплинарных команд
В любой компании многие процессы предполагают групповую работу, при которой стабильный состав сотрудников регулярно взаимодействует, решая общие задачи, и имея общие интересы. Это обычные рабочие группы, которые сознают, взаимодействуют и чувствуют друг друга как целое, как правило, в рамках определенного функционала. Рабочие группы характеризуются определенной степенью взаимной зависимости ролей и ресурсов, взаимной ответственностью за общий результат и более-менее благоприятным климатом в коллективе. Не каждая рабочая группа становится командой, да и не каждой надо быть командой.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что команда складывается из небольшого числа людей с дополняющими друг друга способностями, которые преданы общей цели, активно способствуют реализации вытекающих из нее задач, проявляя взаимную ответственность [2]. Особенности команд и командной работы зависят от ряда факторов, а именно, цель, продолжительность работы команды и функциональные роли ее членов (четко определенные или взаимозаменяемые) [14].Эксперты особо подчеркивают такую отличительную особенность команды как положительная взаимозависимость ролей и ресурсов при сохранении различий между ее членами [11, p.25-26]. Итак, команда – это особый вид рабочей группы, которая отличается более высоким уровнем взаимной зависимости и ответственности, высоким уровнем доверия друг к другу, тесной и свободной коммуникацией, наличием общей цели и общих ценностей. В команде сотрудники сплочены и охотно общаются не только для выполнения общей задачи, но неформально вне ее.
В соответствии с особенностями состава команды и направлении деятельности выделяют два типа команд [14]:
1. Функциональная команда, созданная на основе четкой системы организационного руководства и подчинения. Команда состоит из специалистов, которые призваны решать проблемы, реализовывать проекты в рамках ограниченных полномочий и ответственности. Деятельность этого типа команды более эффективна в традиционных иерархических компаниях в условиях стабильного, слабо развивающегося и предсказуемого рынка.
2. Мультидисциплинарная команда объединяет специалистов (чаще ключевых) из ряда организационных подразделений, или партнерских организаций, чья компетентность позволяет найти и реализовать наиболее оптимальное решение сложной и трудной проблемы. Объединение взаимно дополняющих способностей и возможностей членов создает синергетический эффект и формирует высокий потенциал мультидисциплинарной команды. Этот тип команды, как правило, характеризуется высоким уровнем адаптивности к меняющейся среде. Деятельность этого типа команды более эффективна в компаниях, который создали условия для работы команд на всех уровнях управления и действующих на быстро меняющихся и плохо предсказуемых рынках.
С учетом разнообразия профессионального и личностного состава, и задач, ради которых создаются такие команды, к членам МДК предъявляются высокие требования в отношении над-профессиональных компетенций - совокупности личностных характеристик, которые детерминируют ее самоорганизацию, установку к самостоятельным действиям по адаптации к меняющейся ситуации [3]. Управлять такими командами также сложнее, чем функциональными, а также МДК требуют больше организационных ресурсов для своего непрерывного развития. Но эффект от их работы того стоит.
Специалисты выделяют ряд моделей мультидисциплинарных команд [5]:
· Междисциплинарная модель – команда экспертов из разных структурных подразделений и областей, которая создана под конкретный проект, действует скоординировано на основе регулярных встреч.
· Мультидисциплинарная модель – команда относительно независимых экспертов из различных структурных подразделений и областей, включая внешних экспертов, объединенных решением общей задачи.
· Трансдисциплинарная модель–команда, состоящая из экспертов в конкретных областях создаваемая для решения ситуационных задач и привлекаемая в качестве дополнительного ресурса.
Лидером МДК может быть как специально назначенный руководитель, так и внешний координатор. Также на практике используются разные подходы к организации работы МДК, в частности члены МДК могут обладать достаточно высокой автономностью в выполнении своих задач; не иметь четко определенного регламента встреч, а собираться исключительно для решения конкретной проблемы.
Мультидисциплинарные команды имеют как свои сильные стороны, так и недостатки (таб.1)
Таблица 1 Достоинства и недостатки мультидисциплинарных команд
Достоинства
|
Недостатки
|
Наличие
разно профильных экспертов для комплексного подхода к задаче.
Скоординированность действий членов команды повышает удовлетворенность заказчика результатом. Сокращение издержек за счет быстрой реакции на запрос. Объединение ресурсов для развития новых возможностей и инноваций. Снижение вероятности ошибок и несвоевременной реакции на вызовы. |
Координация
членов команды требует больше времени и усилий.
Сложности планирования работы членов команды над командными целями и функциональными обязанностями. Сложность управления разнообразным по профессиональному, культурному, возрастному и иным критериям составом МДК. Необходимость создания и поддержания постоянно действующего канала коммуникации и информации. Сложности в мотивации каждого члена на результативность МДК. Нужно время для того, чтобы члены МДК сработались и сплотились. |
Б. Шапиро обратил внимание на такую особенность мультидисциплинарной команды, как способ работы «бок о бок, но порознь» - на фоне доверия к каждому члену команды осуществляется контроль со стороны других членов. Эта особенность может создавать проблемы удовлетворения клиентов. Так, рекомендации, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, зачастую носят изолированный и нескоординированный характер, как «меню с различными опциями». По этой причине проекты мультидисциплинарных команд не всегда успешны, а команды нарушают сроки и бюджеты [5].
На сложность управления командами и проблемы их неэффективности также неоднократно обращал внимание Р. Хэкман [4]. Ричард Хэкман сформулировал совокупность требований, соблюдение которых позволит эффективно работать команде [12]:
· Четкие границы команды, когда все члены понимают и принимают состав своей команды, как и внешние руководители. Этот состав должен быть стабильным, состоять из профессионалов, которые нужны для достижения цели. Для эффективной командной работы лучше исключать из ее состава токсичных и балластовых людей.
· Выбор правильного направления для своей работы, постановка достаточно амбициозной и мотивирующей цели перед командой. При этом надо быть готовым к всплеску эмоций и управлению групповой динамикой.
· Создание разумной структуры команды, при которой ее численность соответствует цели, распределение задач между членами происходит со смыслом и значимостью. Важное условие успеха - команда действует на основе признанных и четких правил как основы совместной работы.
· Компания обеспечивает команде благоприятные условия для работы- структуры и системы управления поддерживают и поощряют результативную командную работу, а не препятствуют ей. Команде без проблем предоставляют все необходимые для работы ресурсы - рабочие помещения, необходимую технику, время, а также своевременно обучают и вознаграждают.
· Менеджмент обеспечивает команде коучинг для помощи в создании эффективного взаимодействия и процессов. При этом важно, чтобы коучинг использовался не как разовое формальное вмешательство в командную работу при появлении проблемы, а как постоянный процесс развития команды.
Типичной мультидисциплинарной командой может быть команда топов, призванная обеспечить успех реализации бизнес-стратегии. Значимость такой мультидисциплинарной команды и эффективность ее работы стремительно возрастает с ростом неопределенности внешней среды. Успешная стратегия в VUCA- среде основана не только на выборе правильной цели, связанной с созданием ценности для потребителей, и разработке программы действий, но и гибкость тактических ходов, быстрая смена приоритетов. Именно командная работа топов призвана обеспечить своевременность реакции на вызовы [13]. Мультидисциплинарность команды стратегического управления обеспечивает комплексность решений, координацию крупномасштабных изменений, необходимых компаниям для адаптации к турбулентной среде [10]. Комплексность проявляется в соблюдении баланса между финансовой, операционной, технологической, организационной и репутационной устойчивостью компании.
Наличие команды топов недостаточно для успешной и своевременной реакции компании на вызовы турбулентной и неопределенной внешней среды. Так, в передовых компаниях в последнее время хорошо зарекомендовали себя так называемые "красные команды" из числа экспертов в различных сферах для проверки решений топов, выявления их потенциальных недостатков или чрезмерно оптимистичных предположений.
Регулярные коммуникации в МДК и между ними - залог успеха интеграции ключевых сотрудников и сопротивления организации разрывам под давлением внешних обстоятельств, что может привести к созданию внутренней VUICA среды. Для этого большинство компаний расширяют круг мероприятий и ритуалов на командном уровне, которые позволяют МДК сохранять ритм и темп работы, сплачиваться. Для этого зачастую используются платформы для взаимодействия, быстрого и эффективного принятия решений по мере изменения ситуации. Так, еще в 2019 году японская компания MSD Japan посредством МДК и agile превратилась в гибкую организацию, способную адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям клиентов [20].
Сохранение лидерства на рынке во многом детерминировано успехом в создании экосистемы вокруг своей компании, что предполагает стирание традиционных границ компаний и формирование мультидисциплинарных команд, состоящих из представителей этой экосистемы [15]. Эти МДК партнерских организаций имеют большой потенциал для ценностного предложения клиентам.
Устойчивое развитие компаний в VUCA-мире посредством мультидисциплинарных команд возможно в том случае, если командная работа опирается на правильные подходы.
Современные подходы к организации мультидисциплинарных команд
Функциональные команды, как правило, действуют в рамках функционально-ориентированной модели управления, построенной методом "функциональных колодцев". Данная модель воплощает в себе принцип разделения функциональности структурных подразделений в соответствии с целями компании и их определенной независимости друг от друга. Каждый функциональный колодец (отдел маркетинга, финансов, закупок, цех и т.д.) и функциональная команда четко очерчена конкретной предметной областью деятельности. Основная проблема данного подхода - трудность интеграции функциональных колодцев и налаживания сотрудничества между функциональными командами. Функциональные команды в рамках своих процессов или проектной деятельности получают ограниченные полномочия и информацию. Между отдельными функциональными командами, как правило, нет горизонтальных коммуникаций или они сведены к минимуму. Поэтому руководитель функциональной команды не всегда может привлечь к работе того или иного специалиста из другого подразделения, поставить задачу перед смежниками. А те, в свою очередь, не рассматривают функциональную команду как своего внутреннего клиента, не склонны к сотрудничеству, что закономерно ведет к увеличению сроков выполнения работы и ее стоимости.
Данный подход имеет свои серьезные ограничения, такие как слабая персональная ответственность за результат, слабость клиентоориентированности организационной культуры и др. Типичной реакцией на проблемы в рамках функционально-ориентированного подхода - это создание новой функциональной структуры (колодца), ужесточение контроля и детализация регламентов не столько способствует решению проблем, сколько ведет к информационным разрывам и падению мотивации к сотрудничеству.
Проектный подход к организации МДК - это подход, при котором отдельные задачи команды рассматриваются как проекты, к решению которых применяются методы и принципы управления проектами, такими как каскадирование, управление по вехам, agile, Scrum, 6 Sigma. канбан, ЛИН и др. Проект можно представить как уникальную деятельность в рамках временных и финансовых ограничений, нацеленную на достижение определенного результата. Проектный подход уже можно отнести к традиционный организации работы как функциональных, так и мультидисциплинарных команд. Только функциональные команды не могут работать по agile. При традиционном проектном подходе зачастую команда нацелена на выполнения контракта. Именно поэтому многие проекты в современной турбулентной среде терпят фиаско – команды работали, бюджеты освоены, формально контракт выполнен, а клиент недоволен, поскольку получил не то, что ему было нужно.
Набирает популярность в последнее время продуктовый подход – это «способ выстраивания работы организации с фокусом на управление цепочкой создания продуктов таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов» [17]. В данном случае под продуктом эксперты понимают некую ценность, которая стоит за тем ил иным товаром или услугой, предложение, которое решает насущные проблемы клиентов компании. Продуктовый подход предполагает управление продуктом – это «решения, направленные на развитие продукта и его сопровождение на всех этапах жизненного цикла: от исследования и создания до введения в эксплуатацию» [1]. Собственно, большинство МДК нацелены на данные задачи. Только одни МДК имеют внешнего клиента (например, организацию, закупающую в нефтегазовой компании продукцию нефтехимии или топливо), или внутреннего клиента (дочернее общество или смежное подразделение, цеха, которые используют продукцию или услугу междисциплинароной команды). В любом случае у каждой МДК есть клиенты, которые ожидают от ее работы определенные результаты.
В этом случае работу МДК можно представить как цепочку создания продукта, обладающего ценностью для клиента. Мультидисциплинарная команда создает механизм создания продукта посредством координации различных бизнес-процессов, структурных подразделений, территорий и, конечно, членов команды от получения заявки до отчета об ее результативном удовлетворении. Традиционное управление в большей степени ориентировано на процесс с текущим распределением функций или на проект с четко определенными целью, сроками и ценой. Продуктовый подход ориентирован на результата в виде жизнеспособного продукта и сроки его предоставления клиенту. При данном подходе цели гибкие и могут меняться в зависимости от развития ситуации и понимания клиентом своих желаний. Это позволяет создавать продукт, который конкурентоспособен, он ему полностью соответствует.
Управление продуктом на основе мультидисциплинарных команд позволяет расширить горизонт видения и наполнить смыслом работу каждого члена команды, как части единого пазла цепочки ценности. Лидер МДК становится владельцем продукта, который отвечает за создание цепочки и удовлетворение клиента. Командное взаимодействие в этой связи нацелено на своевременное выявление и устранение проблем функционирования цепочки создания продукта, сокращении сроков его создания, снижение издержек, повышение качества – решении задач, в которых заинтересована как компания, так и ее клиенты. Члены команды имеют полномочия принимать решения, гибко реагировать на ситуационные факторы.
Использование продуктового подхода в работе МДК позволяет преодолеть многие ее слабые стороны, поскольку позволяет выработать ритм командной работы, связать его с циклами постоянного совершенствования продукта на основе ключевых показателей эффективности, или метрик успешности. При старте работы мультидисциплинарной команды проводится объективный анализ актуальных данных по теме, чтобы избежать искажения восприятия и выбрать правильное направления для создания продукта. Далее следует исследование рынка, выявление реальных потребностей клиентов. После команда разрабатывает перечень основных функций и атрибутов продукта и на их основе разрабатывается его стратегия с учетом цикличности развития, новые функции вводятся последовательно.
На следующей стадии МДК запускает на рынок MVP (MinimumViableProduct) – тестовую версию продукта, которую в дальнейшем дорабатывают на основе полученной обратной связи до тех пор, пока не будет произведен эффективный продукт. После чего МДК переходит в постоянный режим его поддержки на основе отзывов клиентов.
Итеративность продуктового подхода предполагает использование Agile. О философии Agile и присущих ему методах командной работы уже много написано, в том числе нами [см, например, 7, 8]. Agile используется как в рамках проектного, так и продуктового подходов. Ключевыми факторами успеха данной методики являются наличие мотивированной мультидисциплинарной команды с широкими полномочиями, непрерывное обучение в деле членов команды, последовательность планирования, применение методов непрерывных улучшений и эффективная коммуникация.
Эксперты выявили различия между проектным и продуктовым подходами (таб..2).
Таблица 2 Сравнительный анализ продуктового и проектного подходов
Источник: Продукт VS проект: отличия подходов. Блог компании Factory5 . URL: https://habr.com/ru/company/factory5/blog/552226/ (дата обращения 02.03.2023)
Критерии
|
Проект - активность
|
Продукт - ценность
|
Длительность жизненного цикла
|
Определенные начало и конец
|
Заранее нет окончания, конец продукта
– отрицательное событие.
|
Клиент
|
Конкретный заказчик, конечное решение
за ним
|
От совокупности клиентов досегмент
рынка, решение за командой на основе анализа рынка
|
Структура работы
|
Конечный набор задач для достижения
цели
|
Постоянный процесс изменения продукта
|
Команда
|
Формируется под проект, после его
завершения распускается
|
Стабильная команда, регулярно
работающая, возможно привлекает дополнительных экспертов
|
Целеполагание
|
Предложить клиенту персонализированное
решение в условиях финансовых и временных ограничений
|
Разработать требования и направления
развития для максимального масштабирования продукта
|
KPIs
|
Срок, стоимость, требования клиента
|
Маржинальность за счет монетизации и
продвижения, ценностное предложение, перспективы развития и маштабирования
(тиражируемости)
|
Организационные трансформации для эффективности МДК
Командная работа, основанная на Agile в рамках проектного и продуктового подходов, позволяет компаниям достигать амбициозных целей, обеспечивает устойчивость в VUCA среде, а также значительно повышать производительность труда и вовлеченность сотрудников в проекты и процесс труда. Именно поэтому большинство компаний в той или иной мере и последовательности пытаются стать более гибкими, проводя для этого некоторые организационные изменения.
Нередко непоследовательные и фрагментарные организационные преобразования не столько способствуют успеху, сколько усугубляют организационные проблемы- у некоторых компаний растут издержки, растет текучесть среди талантов, растет неудовлетворенность клиентов. Но для полного успеха компании должны провести комплексные трансформации в организации и системе управления. Трансформации должно быть подвергнуто все: структуры, внутренние процессы, методы и способы взаимодействия сотрудников, организация работы, формы контроля и отчетности, методы стимулирования и т.д.
В рамках данного исследования будут рассмотрены только те изменения, которые непосредственно связаны с мультидисциплинарными командами и их эффективностью.
Первое условие обретения гибкости - это создание мультидисциплинарных команд как таковых. Попытки навязать Agile традиционным функциональным командам в рамках иерархической структуры и авторитарного управления обречены на провал. Создание мультидисциплинарных команд должно сопровождаться выравниванием иерархий, развития вертикального и горизонтального сотрудничества. Для многих компаний это большие организационно-культурные изменения, которые сложно реализовать на практике. Менеджмент компании, который понимают это правильно, устанавливает границы, в которых члены МДК наделяются полномочиями, сотрудничают и достигают значительных результатов. Но в большинстве случаев менеджмент не проводит все необходимые изменения, поэтому решения принимаются медленно и не всегда правильно.
Второе условие - кросс-функциональная трансформация для гибкости и устойчивости. Она предполагает снижение организационной иерархии, делегировании полномочий функциональным и мультидисциплинарным командам, создание и поддержание постоянно действующих каналов коммуникации и информации, поддерживающее обучение и непрерывное развитие с соответствующими приоритетами в планировании и бюджетировании.
Третье условие - это трансформация управления на высшем уровне - оно должно осуществляться командой топов на основе Agile. Обретение собственного опыта работы в данном формате существенно помогает топам в организации мультидисциплинарных команд и переводе некоторых функций на agile. Отсутствие данного опыта побуждает руководство придерживаться старых методов управления и коммуникации. На практике это приводит к тому, что МДК на более низком уровне, организованные по agile, работают проворнее, чем другие структурные подразделения и команды, работающими по-старому. Так нивелируется положительный эффект от работы МДК.
Четвертое условие - это морально-психологическая и организационная поддержка членов МДК для сохранения и развития у них мотивации на командную работу и инновации. Члены МДК сталкиваются со многими организационными барьерами в своей работе, они меняются сами, что приводит к изменению их ожиданий. Так, при столкновении с организационными барьерами высока вероятность роста неуверенности, угасания энтузиазма и профессионального выгорания. Профессиональное и личностное развитие членов МДК также формирует соответствующие ожидания в развитии своей карьеры и сопутствующих условиях труда. Менеджмент должен учитывать это и реализовывать соответствующие программы.
Одним из подходов для решения данной проблемы является «Спиральная организация». При данном подходе работа членов МДК, как и управление ими разделяется на две параллельные линии ответственности:
· Первая линия ориентирована на стабильность. За эту линию отвечает функциональные руководители членов МДК или специально назначенный функционально-ориентированный менеджер (для топов, к примеру), который следит за долгосрочной карьерой сотрудника и способствует разработке индивидуальной программы развития его компетенций.
· Вторая линия ориентирована на скорость. За эту линию отвечает ориентированный на рынок или продукт «менеджер по стоимости». Это может быть руководитель МДК или внешний лидер, который определяет приоритеты и отслеживает, чтобы члены мультидисциплинарных команд были задействован настолько гибко, насколько это необходимо для удовлетворения приоритетов и в соответствии с имеющимся потенциалом.
Этот подход позволяет быстро перераспределять сотрудников и членов МДК, избегая путаницы, связанной с традиционной двойной отчетностью, с одной стороны, и управлять карьерой в соответствии с ожиданиями всех заинтересованных сторон.
Заключение
Устойчивость компаний в VUCA - среде во многом зависит от степени гибкости организаций, наличия и эффективности работы мультидисциплинарных команд. Эти команды могут работать в рамках проектного и продуктового подходов, но на основе agile. Для эффективной работы МДК компании должны обеспечить совокупность условий и провести комплексные организационные изменения.
За рамками данного исследования остались многие аспекты управления мультидисциплинарными командами, например, управление групповой динамикой, методы стимулирования членов МДК, техники командного коучинга и пр.
Источники:
2. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. / Пер. с англ. - М.: Гиппо, 2003. – 220 c.
3. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. – 2014. – № 4. – c. 102-120.
4. На чем спотыкаются команды. Интервью ДайанКутю с Ричардом Хэкманом. Big-i.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://big-i.ru/management/korporativnyy-opyt/a9949/ (дата обращения: 03.03.2023).
5. Шапиро Б.Ю. Сущность и виды междисциплинарных команд. Poisk-ru.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://poisk-ru.ru/s5274t9.html (дата обращения: 28.02.2023).
6. Фриланд Г., Даноестро М., Реберг Б. Проворные ловушки. Bcg.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2018/agile-traps (дата обращения: 15.06.2022).
7. Яхонтова Е.С., Каххаров Ш. Метод Agile в управлении проектами и развитии компетенций руководителей образовательных организаций // Преемственность в образовании. – 2016. – № 13(10). – c. 22-26.
8. Яхонтова Е.С. Культура agile как тренд в управлении человеческими ресурсами // Управление развитием персонала. – 2017. – № 3. – c. 226-229.
9. Яхонтова Е.С. Эджайл подход: возможности и факторы успеха // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 5. – c. 97-103.
10. Яхонтова Е.С. Цифровая трансформация и модель управления компанией // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 1. – c. 48-55.
11. Donnellon A. Team Talk. The Power of Language in Team Dynamics. - Boston: Harvard Business School Press, 1996. – 299 p.
12. Hackman J. Richard Leading Teams: Setting the Stage for Great Performances. - Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 2002. – 336 p.
13. Handscomb Ch., Mahadevan D., Schor L., Sieberer M. An operational model for the next normal: Lessons from agile organizations in the crisis. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/an-operating-model-for-the-next-normal-lessons-from-agile-organizations-in-the-crisis? (дата обращения: 25.06.2020).
14. Parker G.M. Cross-Functional Teams. Working with Allies, Enemies, and Others Strangers. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1994.
15. Cameron Davis, Ben Safran, Rachel Schaff, Lauren Yayboke Building innovation ecosystems: Accelerating tech hub growth. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/building-innovation-ecosystems-accelerating-tech-hub-growth? (дата обращения: 28.02.2023).
16. Продукт VS проект: отличия подходов. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/factory5/blog/552226/ (дата обращения: 02.03.2023).
17. Что такое продуктовый подход?. Leanvector.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://leanvector.ru/blog-eksperta/chto-takoe-produktovyj-podhod/ (дата обращения: 20.02.2023).
18. Laura McKinney 11 преимуществ и недостатков мультидисциплинарной команды. Churchbootcamp.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.churchbootcamp.com/11-multidisciplinary-2582/ (дата обращения: 03.03.2023).
19. Рон Фридман Пять важных качеств эффективных команд. Hbr-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/ (дата обращения: 03.03.2023).
20. An operational model for the next normal: Lessons from agile organizations in crisis. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/an-operating-model-for-the-next-normal-lessons-from-agile-organizations-in-the-crisis (дата обращения: 25.05.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:03:28