Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в современных условиях

Яхонтова Е.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Яхонтова Е.С. Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 2. – С. 425-438. – doi: 10.18334/lim.10.2.117616.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838228
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В VUCA мире устойчивость компаний во многом детерминирована эффективностью командной работы, а потеря устойчивости, как правило, характерна для компаний, предпочитающих традиционный уклад, организованный по функциональному принципу при авторитарном управлении. Данная статья посвящена особенностям мультидисциплинарных команд и условиям их эффективности. Теоретико-методологической основой данного исследования является современное понимание роли командной работы в достижении успеха компании в турбулентной среде в контексте теории устойчивого развития. Научная новизна исследования заключается в выявлении ключевых факторов успеха мультидисциплинарных команд и подходов к их работе, которые способствуют устойчивому развитию компаний. Статья может быть интересна как теоретикам, исследующим современные формы организации командной работы, так и практикам менеджмента, внедряющих мультидисцимплинарные команды в управление.

Ключевые слова: VUCA среда, Agile, мультидисциплинарная команда, устойчивость компании, организационные изменения, проектный подход, продуктовый подход

JEL-классификация: M11, M21, L26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Устойчивость компании непосредственно связана с ее поступательным развитием. Устойчивость предполагает быстрое восстановление после внешних ударов и достижение организационных целей независимо от обстоятельств. В VUCA мире устойчивость компаний во многом детерминирована эффективностью командной работы, а потеря устойчивости, как правило, характерна для компаний, предпочитающих традиционный уклад, организованный по функциональному принципу при авторитарном управлении.

Опора на agile и командную работу формирует мультифункциональную организацию, ориентированную на клиента и продукт. Реализовать эту ориентацию и обеспечить конкурентоспособность компании призваны мультидисциплинарные команды. В последние годы они очень хорошо зарекомендовали себя в медицине и социальной сфере. Но для них имеется значительный потенциал также в других отраслях, что показывает, в частности, успешный опыт мультидисциплинарных команд в нефтегазовых компаниях.

Цель данного исследования - выявление особенностей мультидисциплинароных команд (МДК) и организационных условий эффективности их работы. Для этого решаются ряд исследовательских задач, а именно: проанализировать отличительные черты мультидисциплинарой команды, выявить ее сильные и слабые стороны; определить факторы и подходы к эффективной работе МДК.

Научная новизна данного исследования заключается в сравнительном анализе подходов к организации работы мультидисциплинарных команд (проектный и продуктовый), а также выявлении ключевых условий их эффективности.

Методология исследования базируется на таких общенаучных методах, как синтез, анализ, сравнение, аналогия и системно-структурный подход.

Особенность мультидисциплинарных команд

В любой компании многие процессы предполагают групповую работу, при которой стабильный состав сотрудников регулярно взаимодействует, решая общие задачи, и имея общие интересы. Это обычные рабочие группы, которые сознают, взаимодействуют и чувствуют друг друга как целое, как правило, в рамках определенного функционала. Рабочие группы характеризуются определенной степенью взаимной зависимости ролей и ресурсов, взаимной ответственностью за общий результат и более-менее благоприятным климатом в коллективе. Не каждая рабочая группа становится командой, да и не каждой надо быть командой.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что команда складывается из небольшого числа людей с дополняющими друг друга способностями, которые преданы общей цели, активно способствуют реализации вытекающих из нее задач, проявляя взаимную ответственность [2]. Особенности команд и командной работы зависят от ряда факторов, а именно, цель, продолжительность работы команды и функциональные роли ее членов (четко определенные или взаимозаменяемые) [14].Эксперты особо подчеркивают такую отличительную особенность команды как положительная взаимозависимость ролей и ресурсов при сохранении различий между ее членами [11, p.25-26]. Итак, команда – это особый вид рабочей группы, которая отличается более высоким уровнем взаимной зависимости и ответственности, высоким уровнем доверия друг к другу, тесной и свободной коммуникацией, наличием общей цели и общих ценностей. В команде сотрудники сплочены и охотно общаются не только для выполнения общей задачи, но неформально вне ее.

В соответствии с особенностями состава команды и направлении деятельности выделяют два типа команд [14]:

1. Функциональная команда, созданная на основе четкой системы организационного руководства и подчинения. Команда состоит из специалистов, которые призваны решать проблемы, реализовывать проекты в рамках ограниченных полномочий и ответственности. Деятельность этого типа команды более эффективна в традиционных иерархических компаниях в условиях стабильного, слабо развивающегося и предсказуемого рынка.

2. Мультидисциплинарная команда объединяет специалистов (чаще ключевых) из ряда организационных подразделений, или партнерских организаций, чья компетентность позволяет найти и реализовать наиболее оптимальное решение сложной и трудной проблемы. Объединение взаимно дополняющих способностей и возможностей членов создает синергетический эффект и формирует высокий потенциал мультидисциплинарной команды. Этот тип команды, как правило, характеризуется высоким уровнем адаптивности к меняющейся среде. Деятельность этого типа команды более эффективна в компаниях, который создали условия для работы команд на всех уровнях управления и действующих на быстро меняющихся и плохо предсказуемых рынках.

С учетом разнообразия профессионального и личностного состава, и задач, ради которых создаются такие команды, к членам МДК предъявляются высокие требования в отношении над-профессиональных компетенций - совокупности личностных характеристик, которые детерминируют ее самоорганизацию, установку к самостоятельным действиям по адаптации к меняющейся ситуации [3]. Управлять такими командами также сложнее, чем функциональными, а также МДК требуют больше организационных ресурсов для своего непрерывного развития. Но эффект от их работы того стоит.

Специалисты выделяют ряд моделей мультидисциплинарных команд [5]:

· Междисциплинарная модель – команда экспертов из разных структурных подразделений и областей, которая создана под конкретный проект, действует скоординировано на основе регулярных встреч.

· Мультидисциплинарная модель – команда относительно независимых экспертов из различных структурных подразделений и областей, включая внешних экспертов, объединенных решением общей задачи.

· Трансдисциплинарная модель–команда, состоящая из экспертов в конкретных областях создаваемая для решения ситуационных задач и привлекаемая в качестве дополнительного ресурса.

Лидером МДК может быть как специально назначенный руководитель, так и внешний координатор. Также на практике используются разные подходы к организации работы МДК, в частности члены МДК могут обладать достаточно высокой автономностью в выполнении своих задач; не иметь четко определенного регламента встреч, а собираться исключительно для решения конкретной проблемы.

Мультидисциплинарные команды имеют как свои сильные стороны, так и недостатки (таб.1)

Таблица 1 Достоинства и недостатки мультидисциплинарных команд

Достоинства
Недостатки
Наличие разно профильных экспертов для комплексного подхода к задаче.
Скоординированность действий членов команды повышает удовлетворенность заказчика результатом.
Сокращение издержек за счет быстрой реакции на запрос.
Объединение ресурсов для развития новых возможностей и инноваций.
Снижение вероятности ошибок и несвоевременной реакции на вызовы.
Координация членов команды требует больше времени и усилий.
Сложности планирования работы членов команды над командными целями и функциональными обязанностями.
Сложность управления разнообразным по профессиональному, культурному, возрастному и иным критериям составом МДК.
Необходимость создания и поддержания постоянно действующего канала коммуникации и информации.
Сложности в мотивации каждого члена на результативность МДК.
Нужно время для того, чтобы члены МДК сработались и сплотились.
Источник: Составлено автором

Б. Шапиро обратил внимание на такую особенность мультидисциплинарной команды, как способ работы «бок о бок, но порознь» - на фоне доверия к каждому члену команды осуществляется контроль со стороны других членов. Эта особенность может создавать проблемы удовлетворения клиентов. Так, рекомендации, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, зачастую носят изолированный и нескоординированный характер, как «меню с различными опциями». По этой причине проекты мультидисциплинарных команд не всегда успешны, а команды нарушают сроки и бюджеты [5].

На сложность управления командами и проблемы их неэффективности также неоднократно обращал внимание Р. Хэкман [4]. Ричард Хэкман сформулировал совокупность требований, соблюдение которых позволит эффективно работать команде [12]:

· Четкие границы команды, когда все члены понимают и принимают состав своей команды, как и внешние руководители. Этот состав должен быть стабильным, состоять из профессионалов, которые нужны для достижения цели. Для эффективной командной работы лучше исключать из ее состава токсичных и балластовых людей.

· Выбор правильного направления для своей работы, постановка достаточно амбициозной и мотивирующей цели перед командой. При этом надо быть готовым к всплеску эмоций и управлению групповой динамикой.

· Создание разумной структуры команды, при которой ее численность соответствует цели, распределение задач между членами происходит со смыслом и значимостью. Важное условие успеха - команда действует на основе признанных и четких правил как основы совместной работы.

· Компания обеспечивает команде благоприятные условия для работы- структуры и системы управления поддерживают и поощряют результативную командную работу, а не препятствуют ей. Команде без проблем предоставляют все необходимые для работы ресурсы - рабочие помещения, необходимую технику, время, а также своевременно обучают и вознаграждают.

· Менеджмент обеспечивает команде коучинг для помощи в создании эффективного взаимодействия и процессов. При этом важно, чтобы коучинг использовался не как разовое формальное вмешательство в командную работу при появлении проблемы, а как постоянный процесс развития команды.

Типичной мультидисциплинарной командой может быть команда топов, призванная обеспечить успех реализации бизнес-стратегии. Значимость такой мультидисциплинарной команды и эффективность ее работы стремительно возрастает с ростом неопределенности внешней среды. Успешная стратегия в VUCA- среде основана не только на выборе правильной цели, связанной с созданием ценности для потребителей, и разработке программы действий, но и гибкость тактических ходов, быстрая смена приоритетов. Именно командная работа топов призвана обеспечить своевременность реакции на вызовы [13]. Мультидисциплинарность команды стратегического управления обеспечивает комплексность решений, координацию крупномасштабных изменений, необходимых компаниям для адаптации к турбулентной среде [10]. Комплексность проявляется в соблюдении баланса между финансовой, операционной, технологической, организационной и репутационной устойчивостью компании.

Наличие команды топов недостаточно для успешной и своевременной реакции компании на вызовы турбулентной и неопределенной внешней среды. Так, в передовых компаниях в последнее время хорошо зарекомендовали себя так называемые "красные команды" из числа экспертов в различных сферах для проверки решений топов, выявления их потенциальных недостатков или чрезмерно оптимистичных предположений.

Регулярные коммуникации в МДК и между ними - залог успеха интеграции ключевых сотрудников и сопротивления организации разрывам под давлением внешних обстоятельств, что может привести к созданию внутренней VUICA среды. Для этого большинство компаний расширяют круг мероприятий и ритуалов на командном уровне, которые позволяют МДК сохранять ритм и темп работы, сплачиваться. Для этого зачастую используются платформы для взаимодействия, быстрого и эффективного принятия решений по мере изменения ситуации. Так, еще в 2019 году японская компания MSD Japan посредством МДК и agile превратилась в гибкую организацию, способную адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям клиентов [20].

Сохранение лидерства на рынке во многом детерминировано успехом в создании экосистемы вокруг своей компании, что предполагает стирание традиционных границ компаний и формирование мультидисциплинарных команд, состоящих из представителей этой экосистемы [15]. Эти МДК партнерских организаций имеют большой потенциал для ценностного предложения клиентам.

Устойчивое развитие компаний в VUCA-мире посредством мультидисциплинарных команд возможно в том случае, если командная работа опирается на правильные подходы.

Современные подходы к организации мультидисциплинарных команд

Функциональные команды, как правило, действуют в рамках функционально-ориентированной модели управления, построенной методом "функциональных колодцев". Данная модель воплощает в себе принцип разделения функциональности структурных подразделений в соответствии с целями компании и их определенной независимости друг от друга. Каждый функциональный колодец (отдел маркетинга, финансов, закупок, цех и т.д.) и функциональная команда четко очерчена конкретной предметной областью деятельности. Основная проблема данного подхода - трудность интеграции функциональных колодцев и налаживания сотрудничества между функциональными командами. Функциональные команды в рамках своих процессов или проектной деятельности получают ограниченные полномочия и информацию. Между отдельными функциональными командами, как правило, нет горизонтальных коммуникаций или они сведены к минимуму. Поэтому руководитель функциональной команды не всегда может привлечь к работе того или иного специалиста из другого подразделения, поставить задачу перед смежниками. А те, в свою очередь, не рассматривают функциональную команду как своего внутреннего клиента, не склонны к сотрудничеству, что закономерно ведет к увеличению сроков выполнения работы и ее стоимости.

Данный подход имеет свои серьезные ограничения, такие как слабая персональная ответственность за результат, слабость клиентоориентированности организационной культуры и др. Типичной реакцией на проблемы в рамках функционально-ориентированного подхода - это создание новой функциональной структуры (колодца), ужесточение контроля и детализация регламентов не столько способствует решению проблем, сколько ведет к информационным разрывам и падению мотивации к сотрудничеству.

Проектный подход к организации МДК - это подход, при котором отдельные задачи команды рассматриваются как проекты, к решению которых применяются методы и принципы управления проектами, такими как каскадирование, управление по вехам, agile, Scrum, 6 Sigma. канбан, ЛИН и др. Проект можно представить как уникальную деятельность в рамках временных и финансовых ограничений, нацеленную на достижение определенного результата. Проектный подход уже можно отнести к традиционный организации работы как функциональных, так и мультидисциплинарных команд. Только функциональные команды не могут работать по agile. При традиционном проектном подходе зачастую команда нацелена на выполнения контракта. Именно поэтому многие проекты в современной турбулентной среде терпят фиаско – команды работали, бюджеты освоены, формально контракт выполнен, а клиент недоволен, поскольку получил не то, что ему было нужно.

Набирает популярность в последнее время продуктовый подход – это «способ выстраивания работы организации с фокусом на управление цепочкой создания продуктов таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов» [17]. В данном случае под продуктом эксперты понимают некую ценность, которая стоит за тем ил иным товаром или услугой, предложение, которое решает насущные проблемы клиентов компании. Продуктовый подход предполагает управление продуктом – это «решения, направленные на развитие продукта и его сопровождение на всех этапах жизненного цикла: от исследования и создания до введения в эксплуатацию» [1]. Собственно, большинство МДК нацелены на данные задачи. Только одни МДК имеют внешнего клиента (например, организацию, закупающую в нефтегазовой компании продукцию нефтехимии или топливо), или внутреннего клиента (дочернее общество или смежное подразделение, цеха, которые используют продукцию или услугу междисциплинароной команды). В любом случае у каждой МДК есть клиенты, которые ожидают от ее работы определенные результаты.

В этом случае работу МДК можно представить как цепочку создания продукта, обладающего ценностью для клиента. Мультидисциплинарная команда создает механизм создания продукта посредством координации различных бизнес-процессов, структурных подразделений, территорий и, конечно, членов команды от получения заявки до отчета об ее результативном удовлетворении. Традиционное управление в большей степени ориентировано на процесс с текущим распределением функций или на проект с четко определенными целью, сроками и ценой. Продуктовый подход ориентирован на результата в виде жизнеспособного продукта и сроки его предоставления клиенту. При данном подходе цели гибкие и могут меняться в зависимости от развития ситуации и понимания клиентом своих желаний. Это позволяет создавать продукт, который конкурентоспособен, он ему полностью соответствует.

Управление продуктом на основе мультидисциплинарных команд позволяет расширить горизонт видения и наполнить смыслом работу каждого члена команды, как части единого пазла цепочки ценности. Лидер МДК становится владельцем продукта, который отвечает за создание цепочки и удовлетворение клиента. Командное взаимодействие в этой связи нацелено на своевременное выявление и устранение проблем функционирования цепочки создания продукта, сокращении сроков его создания, снижение издержек, повышение качества – решении задач, в которых заинтересована как компания, так и ее клиенты. Члены команды имеют полномочия принимать решения, гибко реагировать на ситуационные факторы.

Использование продуктового подхода в работе МДК позволяет преодолеть многие ее слабые стороны, поскольку позволяет выработать ритм командной работы, связать его с циклами постоянного совершенствования продукта на основе ключевых показателей эффективности, или метрик успешности. При старте работы мультидисциплинарной команды проводится объективный анализ актуальных данных по теме, чтобы избежать искажения восприятия и выбрать правильное направления для создания продукта. Далее следует исследование рынка, выявление реальных потребностей клиентов. После команда разрабатывает перечень основных функций и атрибутов продукта и на их основе разрабатывается его стратегия с учетом цикличности развития, новые функции вводятся последовательно.

На следующей стадии МДК запускает на рынок MVP (MinimumViableProduct) – тестовую версию продукта, которую в дальнейшем дорабатывают на основе полученной обратной связи до тех пор, пока не будет произведен эффективный продукт. После чего МДК переходит в постоянный режим его поддержки на основе отзывов клиентов.

Итеративность продуктового подхода предполагает использование Agile. О философии Agile и присущих ему методах командной работы уже много написано, в том числе нами [см, например, 7, 8]. Agile используется как в рамках проектного, так и продуктового подходов. Ключевыми факторами успеха данной методики являются наличие мотивированной мультидисциплинарной команды с широкими полномочиями, непрерывное обучение в деле членов команды, последовательность планирования, применение методов непрерывных улучшений и эффективная коммуникация.

Эксперты выявили различия между проектным и продуктовым подходами (таб..2).

Таблица 2 Сравнительный анализ продуктового и проектного подходов

Источник: Продукт VS проект: отличия подходов. Блог компании Factory5 . URL: https://habr.com/ru/company/factory5/blog/552226/ (дата обращения 02.03.2023)

Критерии
Проект - активность
Продукт - ценность
Длительность жизненного цикла
Определенные начало и конец
Заранее нет окончания, конец продукта – отрицательное событие.
Клиент
Конкретный заказчик, конечное решение за ним
От совокупности клиентов досегмент рынка, решение за командой на основе анализа рынка
Структура работы
Конечный набор задач для достижения цели
Постоянный процесс изменения продукта
Команда
Формируется под проект, после его завершения распускается
Стабильная команда, регулярно работающая, возможно привлекает дополнительных экспертов
Целеполагание
Предложить клиенту персонализированное решение в условиях финансовых и временных ограничений
Разработать требования и направления развития для максимального масштабирования продукта
KPIs
Срок, стоимость, требования клиента
Маржинальность за счет монетизации и продвижения, ценностное предложение, перспективы развития и маштабирования (тиражируемости)

Организационные трансформации для эффективности МДК

Командная работа, основанная на Agile в рамках проектного и продуктового подходов, позволяет компаниям достигать амбициозных целей, обеспечивает устойчивость в VUCA среде, а также значительно повышать производительность труда и вовлеченность сотрудников в проекты и процесс труда. Именно поэтому большинство компаний в той или иной мере и последовательности пытаются стать более гибкими, проводя для этого некоторые организационные изменения.

Нередко непоследовательные и фрагментарные организационные преобразования не столько способствуют успеху, сколько усугубляют организационные проблемы- у некоторых компаний растут издержки, растет текучесть среди талантов, растет неудовлетворенность клиентов. Но для полного успеха компании должны провести комплексные трансформации в организации и системе управления. Трансформации должно быть подвергнуто все: структуры, внутренние процессы, методы и способы взаимодействия сотрудников, организация работы, формы контроля и отчетности, методы стимулирования и т.д.

В рамках данного исследования будут рассмотрены только те изменения, которые непосредственно связаны с мультидисциплинарными командами и их эффективностью.

Первое условие обретения гибкости - это создание мультидисциплинарных команд как таковых. Попытки навязать Agile традиционным функциональным командам в рамках иерархической структуры и авторитарного управления обречены на провал. Создание мультидисциплинарных команд должно сопровождаться выравниванием иерархий, развития вертикального и горизонтального сотрудничества. Для многих компаний это большие организационно-культурные изменения, которые сложно реализовать на практике. Менеджмент компании, который понимают это правильно, устанавливает границы, в которых члены МДК наделяются полномочиями, сотрудничают и достигают значительных результатов. Но в большинстве случаев менеджмент не проводит все необходимые изменения, поэтому решения принимаются медленно и не всегда правильно.

Второе условие - кросс-функциональная трансформация для гибкости и устойчивости. Она предполагает снижение организационной иерархии, делегировании полномочий функциональным и мультидисциплинарным командам, создание и поддержание постоянно действующих каналов коммуникации и информации, поддерживающее обучение и непрерывное развитие с соответствующими приоритетами в планировании и бюджетировании.

Третье условие - это трансформация управления на высшем уровне - оно должно осуществляться командой топов на основе Agile. Обретение собственного опыта работы в данном формате существенно помогает топам в организации мультидисциплинарных команд и переводе некоторых функций на agile. Отсутствие данного опыта побуждает руководство придерживаться старых методов управления и коммуникации. На практике это приводит к тому, что МДК на более низком уровне, организованные по agile, работают проворнее, чем другие структурные подразделения и команды, работающими по-старому. Так нивелируется положительный эффект от работы МДК.

Четвертое условие - это морально-психологическая и организационная поддержка членов МДК для сохранения и развития у них мотивации на командную работу и инновации. Члены МДК сталкиваются со многими организационными барьерами в своей работе, они меняются сами, что приводит к изменению их ожиданий. Так, при столкновении с организационными барьерами высока вероятность роста неуверенности, угасания энтузиазма и профессионального выгорания. Профессиональное и личностное развитие членов МДК также формирует соответствующие ожидания в развитии своей карьеры и сопутствующих условиях труда. Менеджмент должен учитывать это и реализовывать соответствующие программы.

Одним из подходов для решения данной проблемы является «Спиральная организация». При данном подходе работа членов МДК, как и управление ими разделяется на две параллельные линии ответственности:

· Первая линия ориентирована на стабильность. За эту линию отвечает функциональные руководители членов МДК или специально назначенный функционально-ориентированный менеджер (для топов, к примеру), который следит за долгосрочной карьерой сотрудника и способствует разработке индивидуальной программы развития его компетенций.

· Вторая линия ориентирована на скорость. За эту линию отвечает ориентированный на рынок или продукт «менеджер по стоимости». Это может быть руководитель МДК или внешний лидер, который определяет приоритеты и отслеживает, чтобы члены мультидисциплинарных команд были задействован настолько гибко, насколько это необходимо для удовлетворения приоритетов и в соответствии с имеющимся потенциалом.

Этот подход позволяет быстро перераспределять сотрудников и членов МДК, избегая путаницы, связанной с традиционной двойной отчетностью, с одной стороны, и управлять карьерой в соответствии с ожиданиями всех заинтересованных сторон.

Заключение

Устойчивость компаний в VUCA - среде во многом зависит от степени гибкости организаций, наличия и эффективности работы мультидисциплинарных команд. Эти команды могут работать в рамках проектного и продуктового подходов, но на основе agile. Для эффективной работы МДК компании должны обеспечить совокупность условий и провести комплексные организационные изменения.

За рамками данного исследования остались многие аспекты управления мультидисциплинарными командами, например, управление групповой динамикой, методы стимулирования членов МДК, техники командного коучинга и пр.


Источники:

1. Ананьев В. Что такое продуктовый подход. Admitad.pro. [Электронный ресурс]. URL: https://admitad.pro/ru/blog/chto-takoe-produktoviy-podhod (дата обращения: 01.03.2023).
2. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. / Пер. с англ. - М.: Гиппо, 2003. – 220 c.
3. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. – 2014. – № 4. – c. 102-120.
4. На чем спотыкаются команды. Интервью ДайанКутю с Ричардом Хэкманом. Big-i.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://big-i.ru/management/korporativnyy-opyt/a9949/ (дата обращения: 03.03.2023).
5. Шапиро Б.Ю. Сущность и виды междисциплинарных команд. Poisk-ru.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://poisk-ru.ru/s5274t9.html (дата обращения: 28.02.2023).
6. Фриланд Г., Даноестро М., Реберг Б. Проворные ловушки. Bcg.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2018/agile-traps (дата обращения: 15.06.2022).
7. Яхонтова Е.С., Каххаров Ш. Метод Agile в управлении проектами и развитии компетенций руководителей образовательных организаций // Преемственность в образовании. – 2016. – № 13(10). – c. 22-26.
8. Яхонтова Е.С. Культура agile как тренд в управлении человеческими ресурсами // Управление развитием персонала. – 2017. – № 3. – c. 226-229.
9. Яхонтова Е.С. Эджайл подход: возможности и факторы успеха // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 5. – c. 97-103.
10. Яхонтова Е.С. Цифровая трансформация и модель управления компанией // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 1. – c. 48-55.
11. Donnellon A. Team Talk. The Power of Language in Team Dynamics. - Boston: Harvard Business School Press, 1996. – 299 p.
12. Hackman J. Richard Leading Teams: Setting the Stage for Great Performances. - Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 2002. – 336 p.
13. Handscomb Ch., Mahadevan D., Schor L., Sieberer M. An operational model for the next normal: Lessons from agile organizations in the crisis. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/an-operating-model-for-the-next-normal-lessons-from-agile-organizations-in-the-crisis? (дата обращения: 25.06.2020).
14. Parker G.M. Cross-Functional Teams. Working with Allies, Enemies, and Others Strangers. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1994.
15. Cameron Davis, Ben Safran, Rachel Schaff, Lauren Yayboke Building innovation ecosystems: Accelerating tech hub growth. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/building-innovation-ecosystems-accelerating-tech-hub-growth? (дата обращения: 28.02.2023).
16. Продукт VS проект: отличия подходов. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/factory5/blog/552226/ (дата обращения: 02.03.2023).
17. Что такое продуктовый подход?. Leanvector.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://leanvector.ru/blog-eksperta/chto-takoe-produktovyj-podhod/ (дата обращения: 20.02.2023).
18. Laura McKinney 11 преимуществ и недостатков мультидисциплинарной команды. Churchbootcamp.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.churchbootcamp.com/11-multidisciplinary-2582/ (дата обращения: 03.03.2023).
19. Рон Фридман Пять важных качеств эффективных команд. Hbr-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/ (дата обращения: 03.03.2023).
20. An operational model for the next normal: Lessons from agile organizations in crisis. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/an-operating-model-for-the-next-normal-lessons-from-agile-organizations-in-the-crisis (дата обращения: 25.05.2022).

Страница обновлена: 09.03.2024 в 15:47:15