Развитие и тенденции цифровизации управления бизнес-процессами

Лю Ясинь1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316195

Аннотация:
Информационные и цифровые технологии играют неотъемлемую роль в управлении бизнес-процессами, и сейчас, с бурным развитием науки и техники на волне индустрии 4.0 наблюдаются новые тенденции к использованию цифровых и информационных технологий в области BPM. Управление бизнес-процессами и связанные с ним дисциплины развиваются уже четыре десятилетия, однако до сих пор ощущается недостаток публикаций, разъясняющих процесс развития цифровых технологий в BPM. Целью данной статьи являются представление высокоуровневого обзора процесса цифровизации и развития цифровых технологий в области управления бизнес-процессами и анализ новых тенденций учеными и студентами, изучающими менеджмент и информатику. Особое внимание уделяется новой тенденции – гиперавтоматизации, поэтому архитектура её реализации представлена в данной работе.

Ключевые слова: управление бизнес-процессами, BPM, цифровые технологии, цифровизация, гиперавтоматизация

JEL-классификация: M11, M21, O31



Введение

Бизнес-процессы повсеместно распространены в компаниях всех отраслей, и управление бизнес-процессами является важной частью управления компанией. Управление бизнес-процессами всегда представляло большой интерес для руководителей компаний во всех отраслях и, конечно же, является актуальной темой в научных кругах. После многих лет развития управление бизнес-процессами уже давно неотделимо от информационных и цифровых технологий. В контексте индустрии 4.0 цифровые технологии также претерпели прорыв. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что анализ процесса и тенденций цифровизации управления бизнес-процессами представляет интерес для научного и коммерческого сообщества. На основе научных исследований и работ российских и зарубежных авторов в данной статье рассмотрен процесс цифровизации развития управления бизнес-процессами в предприятиях и проанализированы тенденции их цифровизации.

Концепция процесса может быть прослежена вплоть до принципов научного управления Тейлора. В стандарте ISO 9000–2015 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата» [1].

Что на самом деле означают бизнес-процессы для компаний на практике?

Можно говорить о бизнес-процессах как о способе моделирования деловых действий предприятия. На данный момент существует множество способов, с помощью которых компании могут моделировать свой бизнес, например, концептуальный анализ на макроуровне, анализ по операциям на микроуровне и т. д. Исходя из необходимой цели, можно рассмотреть различные системы подходов к моделированию бизнеса. (как показано на рисунке 1)

Рисунок 1. Метод бизнес-моделирования предприятия от макро к микро

Составлено автором на основании анализа литературы

Истоки «управления бизнес-процессами» можно проследить до расцвета промышленной революции, когда появились автомобильная сборочная производственная линия Форда и концепция научного управления Фредерика Тейлора [2]. По мнению Пола Хармона (на англ. Paul Harmon) сегодняшняя система управления бизнес-процессами (на англ. Business Process Management, BPM) является результатом развития трех традиционных направлений - «современное управление качеством», «управление бизнесом» и «информационные технологии». [3] (как показано на рисунке 2).

一些文字和图案

中度可信度描述已自动生成

Рисунок 2. Обзор изменения подходов к бизнес-процессу

Источник: [2]

Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (на англ. The Association of Business Process Management Professionals, ABPMP) определяет BPM следующим образом: управление бизнес-процессами (BPM) — это дисциплинированный подход к определению, проектированию, выполнению, документированию, измерению, мониторингу и контролю автоматизированных и неавтоматизированных бизнес-процессов для достижения последовательных, целевых результатов, согласованных со стратегическими целями организации. [4]

Можно заметить, что в развитии BPM ученые стремятся упростить работу, уменьшить ручную нагрузку и т. д. в ожидании повышения эффективности бизнес-процессов и бизнеса компаний. Информационные и цифровые технологии играют в этом чрезвычайно важную роль, и как управление качеством, так и управление бизнесом в системе BPM (на рисунке 2) требуют поддержки инструментов информационных и цифровых технологий. В определении BPM, данном Gartner, также есть прямая ссылка на то, что технология часто используется в сочетании с BPM.

На самом деле, если вспомнить историю BPM, то в 1990-х годах, когда появилась концепция реинжиниринга бизнес-процессов (на англ. Business Process Reengineering,BPR), BPM уже начало выходить за рамки чистой теории управления и стало сочетаться с информационными технологиями и информационными системами. В то время люди проецировали изменения в бизнесе сверху вниз на информационные системы, основываясь на основании теории реинжиниринга бизнес-процессов. В конце 20-го века ERP, представитель внедрения BPR, все чаще использовался в компаниях; постепенно развивались методы управления рабочими процессами и технической интеграции, а современные информационные и цифровые технологии основательно интегрировались в BPM [5].

Таким образом, авторская гипотеза заключается в предположении о существовании четких этапов развития цифровизации управления бизнес-процессами, исходя из развития теории BPM и цифровой экономики. Цель данной статьи состояла в том, чтобы рассмотреть и проанализировать развитие цифровых технологий для BPM за последние четыре десятилетия, а также новые тенденции развития цифровых технологий в этой области. Теоретическую и эмпирическую основу данного исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных авторов по управлению бизнес-процессами предприятия и развитию цифровых технологий, а также практико-ориентированные публикации и открытые ресурсы. В данной статье используются общенаучные методы исследования - абстрагирование, анализ, синтез и систематизация. Научная новизна выражена в обобщении и анализе многочисленных этапов развития цифровых технологий для управления бизнес-процессами предприятия и будущих тенденций.

Основная часть

За четыре десятилетия, прошедших с развития теории управления бизнес-процессами, информационные цифровые технологии претерпели ряд важных изменений и произвели революцию в жизни человека и бизнесе - с 1980-х годов, когда информация обрабатывалась централизованно на мейнфреймах, до 1990-х годов, когда персональные компьютеры были подключены к Интернету и обрабатывали информацию в режиме реального времени в модели сервера, и до пост-интернетовской эры распределенных вычислений и облачных вычислений после 2005 г.. [3] Соответственно, технические методы реализации управления бизнес-процессами развивались на протяжении нескольких поколений, породив широкий спектр терминологии и взаимосвязанных технических концепций управления бизнес-процессами в области управления архитектурой предприятия, инструментов моделирования процессов для разработки программного обеспечения, инструментов системной интеграции, инструментов бизнес-правил и т.д.

Анализ цифровых технологий для управления бизнес-процессами в предприятиях позволил разделить развитие цифровых технологий для BPM на 5 этапов.

1) Этап «Оцифровка рабочих заданий»;

2) Этап «Поток работы»;

3) Этап «Программный пакет корпоративного класса»;

4) Этап «Система управления бизнес-процессами»;

5) Этап «Гиперавтоматизация».

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

i. Этап «Оцифровка рабочих заданий»

Оцифровка - преобразование информации и документов из аналогового в цифровой формат [6], например, ввод рукописных цифр и текста в компьютер.

Первый в мире компьютер появился в 1946 году, что и положило начало оцифровки. Тем временем, компьютеры начали использоваться для обработки рабочих заданий, генерирования данных и их анализа для оптимизации операционных процессов. В этот момент между компьютерами не были связи, поэтому информационные технологии на данном этапе не поддерживают «процесс» обработки данных несколькими рабочими местами и их совместной работы в режиме реального времени и синхронизации.

ii. Этап «Поток работы»

Поток работы — это абстрактное и общее описание бизнес-правил между рабочим процессом и этапами его операций. Поток работы использует компьютер для автоматической передачи документов, информации или задач между несколькими участниками в соответствии с определенными заранее установленными правилами. [7] То есть, рабочие задачи оцифровываются, а затем обрабатываются в автоматизированном потоке в соответствии с заранее определенными шагами и правилами. Например, процесс сканирования документа, а затем передача его между несколькими участниками для подписания с помощью компьютера.

В 1968 году Фриц Нордсик (Fritz Nordsieck) высказал идею использования информационных технологий для автоматизации потока работы. [8] Развитие информационных технологий в этот период заложило хорошую основу для развития потока работы. В период с 1970-х до середины 1990-х годов начали появляться и развиваться крупномасштабные интегральные схемы, [9] что обеспечивало возможность применения компьютера для реализации технологии потока работы. В 1970-х годах было опубликовано множество исследовательских работ и достижений, связанных с потоком работы, среди которых наиболее показательными были: прототип системы SCOOP, разработанный Майклом Д. Зисманом (Michael D. Zisman), и тестовая система серии OfficeTalk, разработанная Кларенсом А. Эллисом (Clarence A. Ellis) и Гэри Дж. Наттом (Gary J. Nutt) и др. [7] Эти две системы положили начало технологии потока работы и были самыми ранними системами автоматизации делопроизводства. В 1993 г. была создана отраслевая организация по стандартизации технологий поток работы — Коалиция WfMC (Workflow Management Coalition), которая в 1994 г. выпустила эталонную модель для совместной работы систем управления потоками работы и сформулировала ряд отраслевых стандартов. С тех пор технология потока работы начала широко использоваться в различных отраслях промышленности. [7] Строго говоря, система потока работы не является системой управления бизнес-процессами, ее можно считать предшественницей системы управления бизнес-процессами.

iii. Этап «Программный пакет корпоративного класса»

Данный этап можно назвать этапом взаимообусловленного развития информационных цифровых технологий и теории управления бизнес-процессами.

Появление «Бизнес-процесса» как управленческой мысли отмечено статьей американского ученого Хаммера 1990 года «Реинжиниринг работы: не автоматизируйте, уничтожайте» (на англ. Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate), [10] и в 1993 году он изложил свои взгляды в книге «Реинжиниринг корпорации: манифест бизнес-революции». [11] Основная идея такова: Использование информационных и цифровых технологий для повышения эффективности бизнеса заключается не в автоматизации бизнес-процессов, а в коренном устранении звеньев бизнес-процесса, которые не добавляют ценности для клиентов, и использовании информационных и цифровых технологий для внедрения инноваций в бизнес-процесс.

Появление «Бизнес-процесса» обусловлено двумя факторами: первый - миниатюризация компьютеров. Появление IBM PC позволило использовать компьютеры в управленческой и деловой деятельности для приложений на уровне рабочих мест. Второе — это развитие сети. Модель клиент-сервер, появившаяся в 1990-х годах, привела к появлению революционного ERP-продукта, такого как SAP R3, который соединял микрокомпьютеры в различных рабочих местах и формировал автоматизированный процесс.

В контексте реинжиниринга бизнес-процессов предприятия осуществили фундаментальную реорганизацию и реинжиниринг бизнес-процессов посредством нисходящего ре-дизайна. Вместо этого в информационные системы проецируется больше “изменений”, таких как практическое применение ERP-систем, а также были достигнуты определенные результаты. [12]

Основная цель ERP, CRM и других программных пакетов уровня предприятия, которые начали процветать в середине 1990-х годов, заключается в решении проблемы интеграции информации из сквозных процессов на предприятии. ERP объединяет операцию ряда функциональных приложений предприятия, таких как продажи, планирование, управление материалами, закупки, производство, финансы и контроль качества, для сбора, хранения, управления и интерпретации данных уровня предприятия. Таким образом, ERP, CRM и другие программные пакеты уровня предприятия — это не системы управления бизнес-процессами как таковые, а системы записей для выполнения бизнес-процессов.

В этот период также появилось программное обеспечение «интеграция приложений предприятия» (на англ. Enterprise Application Integration, EAI), представленное Tibco [13] и другими, предшественник сегодняшних iPaaS (An Integration platform-as-a-service), для решения проблемы интеграции информации и данных между системами.

На сегодняшний день цифровые технологии на этапах I–III получили вполне распространённое практическое применение на предприятии, в то время как последующие этапы все еще изучаются.

iv. Этап «Система управления бизнес-процессами»

Одним из первых ученых, упомянувшим BPMS, стал Димитрис Карагианнис (Dimitris Karagianni) в 1995 году. Несмотря на это, его понимание все ещё касалось системы управления потоками работы (WMS), [14] что отличается от ядра BPMS, такого, как это может быть понято сейчас.

В отчете Gartner 2006 года система может быть определена как BPMS, если она имеет и поддерживает три важные функции: интеграцию, среду выполнения и двигатель правил. [15]

n Интеграция — это способность средств интеграции системы связывать модель процесса с другими компонентами системы или с другими системами для выполнения задач процесса.

n Среда выполнения - относится к программной среде, которая предоставляет ресурсы, необходимые программе при ее выполнении, включая операционные системы, библиотечные функции, конфигурационные файлы и т. д. В BPMS это может быть понято как хранилище для хранения моделей процессов, компонентов, файлов, бизнес-правил и всей информации, необходимой для правильного выполнения процесса.

n Двигатель правил - координационный двигатель (координирует последовательность действий в соответствии с разработанным процессом и правилами) и двигатель правил (абстрактное представление правил процесса, позволяющее гибко изменять его правила).

Проще говоря, BPMS состоит из двух частей. Первая - механизм определения и интерпретации потоков работы. Вторая - конфигурируемая и интегрированная система выполнения процессов. Распространенной архитектурой для реализации систем BPMS является сервис-ориентированная архитектура (на англ. service-oriented architecture, SOA). [16] Эта идея настолько технически сложна, что на практике трудно полностью изменить ИТ-архитектуру предприятия. Это связано с тем, что при внедрении BPMS многие предприятия уже создали множество бизнес-приложений и систем, и, если они используют BPMS на основе архитектуры SOA, им придется рефакторизовать исходные различные системы.

Положительным моментом является то, что появление BPMS перевело технологию управления бизнес-процессами в модульную, платформенную фазу развития, позволяя разрабатывать и запускать бизнес-процессы напрямую и быстро, значительно сокращая время, необходимое для разработки процессов, и делая возможным универсальное применение технологии управления бизнес-процессами. Конечно, эта технология нуждается в дальнейшем совершенствовании.

По данным Gartner, тремя платформами BPMS, имеющими наивысшую оценку на сегодняшнем рынке, являются: CMW platform, Appian BPM Suite и IBM Business Automation Workflow. [17]

v. Этап «Гиперавтоматизация»

«Гиперавтоматизация» впервые была включена в отчет Gartner «Глобальные главные стратегические технологические тенденции» в 2020 году [18], а в последующие два года была включена в список ключевых стратегических технологических тенденций в отчетах 2021 [19] и 2022 [20] годов. За три года существования отчета организация Gartner постепенно углубляла свою трактовку гиперавтоматизации.

Гиперавтоматизация — это идея о том, что все, что может быть автоматизировано в организации, должно быть автоматизировано. [19]

Гиперавтоматизация объединяет ряд направлений цифровых технологий:

l Система управления бизнес-процессами на уровне предприятия (например, BPM, iBPM и т. д.);

l Пакет корпоративных приложений (например, ERP, CRM и т. д.);

l Роботизированная автоматизация процессов (РАП, на англ. Robotic Process Automation, RPA);

l Инструменты разработки с низким кодом/без кодирования;

l Искусственный интеллект;

l Другие инструменты для оптимизации бизнес-решений или автоматизации задач.

Идея использования бизнес-процессов для интеграции разрозненных информационных систем компании существует уже давно, будь то появление единой интегрированной системы ERP в 1990-х годах или архитектура BPM/SOA, зародившаяся в начале 21 века, для решения этой проблемы для компаний. Сегодня гиперавтоматизация по-прежнему связана с решением проблемы интеграции процессов в корпоративные ИТ-приложения - RPA облегчает взаимодействие между системами, процесс-майнинг облегчает обнаружение, управление и оптимизацию корпоративных бизнес-процессов, и искусственный интеллект делает бизнес-процессы более эффективными и умными. Эти три элемента вместе образуют краеугольный камень гиперавтоматизации.

На основании приведенного выше описания, архитектура реализации гиперавтоматизации включает в себя уровни технологического стека «бизнес-система - процесс-майнинг - платформа управления бизнес-процессами - задача-майнинг – платформа РАПа» и различные инструменты. Вышесказанное можно проиллюстрировать следующим образом:

图示

描述已自动生成

Рисунок 3. Поток инструментов и архитектура платформы гиперавтоматизации

Составлено автором на основании анализа литературы

С точки зрения управления бизнес-процессами, традиционный BPM - это метод управления "сверху вниз", который сначала разрабатывается, а затем внедряется, в то время как гиперавтоматизация использует новые технологии, такие как разработка с низким кодом, задача-майнингом, процесс-майнингом и РАП для достижения управления бизнес-процессами «снизу вверх», а не «сверху вниз», что не только отвечает требованиям управления бизнес-процессами, но и адаптируется к характеристикам гибкого итерационного бизнеса в быстро меняющейся среде.

В текущей практике определенное количество инструментов или технологий из набора инструментов гиперавтоматизации используется в управлении бизнес-процессами предприятия. Например, AkzoNobel, крупнейшая в мире компания по производству красок и покрытий, проанализировала 100 миллионов операций с данными с помощью процессов-майнинга, который помог компании повысить эффективность своевременных платежей на 20% и сократить количество ручных проверок счетов на 20% [21]. Однако компаний, которые построили полный набор архитектур гиперавтоматизации, по-прежнему очень мало, и их даже сложно найти. Некоторые поставщики программных услуг в настоящее время постепенно запускают платформы гиперавтоматизации, такие, как UiPath [22] и ProcessGo Plus [23]. Согласно данным опроса Gartner, к 2023 году мировой рынок гиперавтоматизации достигнет 720 миллиардов долларов [24].

Заключение

Таким образом, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, информационные цифровые технологии стали важной частью BPM, или BPM и информационные цифровые технологии неразделимы.

Во-вторых, оглядываясь назад на 40 лет развития, можно сказать, что развитие теории управления бизнес-процессами и развитие информационных цифровых технологий взаимно усиливают друг друга и являются созависимыми. Теория управления бизнес-процессами превратилась в современную теоретическую систему BPM с момента зарождения оригинальной концепции научного управления Фредерика Тейлора. Информационная цифровая технология развивалась с момента появления компьютеров через эпоху инженерии программного обеспечения до сегодняшней эпохи Интернета, а информационная цифровая технология развивалась от единой к плюралистической.

Во-третьих, развитие цифровизации управления бизнес-процессами можно разделить на пять этапов, а именно: этап «Оцифровка рабочих заданий», этап «Поток работы», этап «Программный пакет корпоративного класса», этап «Система управления бизнес-процессами» и этап «Гиперавтоматизация» (См. таблицу 1). Этапы 1–3 полностью применены на практике, этапы 4–5 все еще находятся в стадии исследования и разработки.

В-четвертых, гиперавтоматизация — это тенденция цифровизации управления бизнес-процессами. Архитектура гиперавтоматизации включает в себя «бизнес-система - процесс-майнинг - платформа управления бизнес-процессами - задача-майнинг – платформа РАПа», которая значительно интегрирует различные информационные системы внутри компании, повышает эффективность управления бизнес-процессами и обладает гибким и итеративным характером. Гиперавтоматизация еще не практикуется и не применяется в больших масштабах на предприятиях.

Таблица 1 – Этапы развития цифровизации управления бизнес-процессами.

Составлено автором


Название этапа
Время начала
Тенденции/Цифровые Технологии
1
Оцифровка рабочих заданий
С 1940-х
Оцифровка рабочих заданий с помощью компьютера
2
Поток работы
С 1970-х
Система управления информацией
OA
WfRC
3
Программный пакет корпоративного класса
С 1990-х
Программный пакет: ERP, CRM …
EAI
4
Система управления бизнес-процессами
С 2000-х
BPMS
SOA
5
Гиперавтоматизация
С 2020г.
RPA
Разработка с низким кодом
Process Mining
AI

Источники:

1. Процессный подход в стандарте iso 9001:2015. Iso.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/archive/pdf/en/iso9001-2015-process-appr.pdf (дата обращения: 29.05.2023).
2. Duarte Jorge Cordeiro, Mamede Lima-Marques Modeling and Simulation Competency Center for Mature Enterprises. Dl.acm.org. [Электронный ресурс]. URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/1750405.1750418.
3. Harmon Paul The Scope and Evolution of Business Process Management. / Handbook on Business Process Management 1., 2010. – 37-81 p.
4. Business Process Management. Интернет-портал «WIKIPEDIA.ORG». [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Business_process_management#Definitions (дата обращения: 30.05.2023).
5. Business Process Management. Интернет-портал «GARTNER.COM». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/business-process-management-bpm (дата обращения: 30.05.2023).
6. Что такое цифровая трансформация?. Интернет-портал «SAP.CN». [Электронный ресурс]. URL: https://www.sap.cn/insights/what-is-digital-transformation.html (дата обращения: 31.05.2023).
7. Поток работ. Интернет-портал «WIKIPEDIA.ORG». [Электронный ресурс]. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E5%B7%A5%E4%BD%9C%E6%B5%81%E6%8A%80%E6%9C%AF (дата обращения: 31.05.2023).
8. Chen Cui-e., Wang Shulin., Chen Ying., Meng Yang., Ma Hua Analysis of Enterprise Workflow Solutions // Conference Proceedings, 5th International Conference on Intelligent Computing. 2009. – p. 680-687.– doi: 10.1007/978-3-642-04020-7_73.
9. Лю Я. Предпосылки, Зарождение и развитие цифровой экономики. / Стратегии развития современной науки: сборник научных статей. Том Часть VII. - Москва: Издательство «Перо», 2021. – 60-63 c.
10. Hammer M. Reengineering work: Don’t Automate, Obliterate // Harvard Business Review. – 1990. – p. 104-112.
11. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution. - New York: HarperCollins, 1993.
12. Smith H., Fingar P. Business process management - the third wave. - Florida: Meghan-Kiffer Press, 2003.
13. Tibco. Интернет-портал «WIKIPEDIA.ORG». [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tibco (дата обращения: 31.05.2023).
14. Dimitris Karagiannis BPMS: business process management systems // SIGOIS Bull. – 1995. – № 1. – p. 10-13. – doi: 10.1145/209891.209894.
15. Hill J.B., Sinur J., Flint D., Melenovsky M.J. Gartner’s Position on Business Process Management. , 2006. – 19 p.
16. Burattin A. Introduction to business processes, BPM, and BPM systems. / In book: Process Mining Techniques in Business Environments. - Berlin: Springer, 2015. – 20-21 p.
17. Business Process Management Platforms Reviews and Ratings. Интернет-портал «GARTNER.COM». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/reviews/market/business-process-management-platforms (дата обращения: 30.05.2023).
18. Gartner Top Strategic Technology Trends for 2020. Интернет-портал «GARTNER.COM». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/gartner-top-10-strategic-technology-trends-for-2020 (дата обращения: 29.05.2023).
19. Gartner Top Strategic Technology Trends for 2021. Интернет-портал «GARTNER.COM». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/gartner-top-strategic-technology-trends-for-2021 (дата обращения: 29.05.2023).
20. Gartner Top Strategic Technology Trends for 2022. Интернет-портал «GARTNER.COM». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-10-18-gartner-identifies-the-top-strategic-technology-trends-for-2022 (дата обращения: 29.05.2023).
21. Бизнес компании AkzoNobel получил значительные улучшения и усовершенствования в ряде областей благодаря анализу 100 миллионов данных, полученных в результате процессов-майнинга. Интернет-портал «RPA-CN.COM». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpa-cn.com/processmining/2023-01-18/3884.html (дата обращения: 31.05.2023).
22. UiPath запускает первую в отрасли платформу гиперавтоматизации с искусственным интеллектом. Интернет-портал «RPA-CN.COM». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpa-cn.com/zuixinzixun/cyzx/2020-06-18/2526.html (дата обращения: 31.05.2023).
23. Реализация способности гиперавтоматизации Inossem. Интернет-портал «RPA-CN.COM». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpa-cn.com/zuixinzixun/changshangdongtai/2021-08-04/3150.html (дата обращения: 31.05.2023).
24. Gartner: рынок гиперавтоматизации достигнет 720 миллиардов долларов к 2023 году. Интернет-портал «RPA-CN.COM». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpa-cn.com/zixunyuanliku/xingyeyanjiubaogao/2022-12-15/3834.html (дата обращения: 31.05.2023).

Страница обновлена: 15.11.2024 в 15:22:25