Развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства

Рязанцева И.В.1
1 Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Рязанцева И.В. Развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3775-3786. – doi: 10.18334/ce.14.12.111240.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691263
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы развития системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства в целях качественного формирования и развития компетенций работников. Выполняя очень важные социальные функции, такие как: воспитание, образование, развитие и социализация личности и оказывая прямое влияние на общественную жизнь и региональное развитие, сфера культуры и искусства нуждается в постоянном кадровом обновлении. И именно система дополнительного профессионального образования способна сегодня быстро и оперативно среагировать на структурные изменения рынка труда и запросы реального сектора экономики, а значит может способствовать решению проблем в рамках подготовки квалифицированных специалистов. Для формирования и развития компетенций специалистов сферы культуры и искусства необходимы определенные образовательные ресурсы. Именно этим, основным ресурсом в полной мере может стать современная система дополнительного профессионального образования. Представлены основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусств. Сделаны выводы о том, что для насыщения сферы культуры и искусства квалифицированными специалистами необходимы изменения, направленные на обновление компетенций работников данной отрасли, адаптированные к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, сфера культуры и искусства, квалифицированные специалисты, компетенции, профессиональные стандарты, профессионально-общественная аккредитация

JEL-классификация: I26, Z10, Z20



Введение

Трудовые ресурсы являются основной силой, способной обеспечить динамический и эффективный социально-экономический рост России. Этому должно активно способствовать повышение производительности труда за счет повышения квалификационного уровня знаний. Во все времена экономический рост основывался на увеличении количества и качества профессиональной подготовки широких масс населения. Именно профессиональное образование является системообразующим элементом региональной экономики, так как именно оно формирует кадровый потенциал всех экономических отраслей. На современном этапе профессиональное образование становится не просто социальным институтом, а также институтом рыночной экономики, представляющим широкий спектр образовательных услуг, которые характеризуют влияние рынка профессионального образования на региональное развитие.

В условиях рыночных отношений на конкурентоспособность организаций и учреждений в сфере культуры и искусства огромное влияние оказывает конкурентоспособность персонала и их интеллектуальный потенциал. Роль и влияние интеллектуального потенциала на повышение конкурентоспособности в последнее время все более возрастают в силу того, что инновации на рынке культуры, предполагают формирование интеллектуального работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, позволяющими организации, да и целой отрасли, конкурировать. В условиях интеграции российского рынка культуры в мировую экономику конкурентоспособность персонала становится все более весомым фактором экономического подъема.

Социально-экономическое развитие России очень тесно связано со сферой культуры и искусства. Влияние культуры на развитие экономических систем носит вполне фундаментальный характер. Именно культурная составляющая стоит у истоков формирования понимания, способов и методов выполнения поставленных задач в различных отраслях экономики. Выполняя очень важные социальные функции, такие как воспитание, образование, развитие и социализация личности, сфера культуры и искусства в том числе оказывает достаточно значимое воздействие на все общественные институты и на региональное развитие в целом. Изменение и развитие нашего общества происходит постоянно, и невозможно найти какой-то один конкретный катализатор, который бы определил все происходящие изменения. Только благодаря общим интеграционным процессам в культурной, экономической и социальной сфере возможно развитие общества в целом. Именно культура и искусство в большой степени оказывают влияние на рост и развитие творческого потенциала личности. Нельзя не отметить и тот факт, что сфера культуры вносит существенный вклад в экономику региона, создавая рабочие места, обеспечивая социализацию и самореализацию личности, и творческое развитие человеческого капитала региона.

В современных условиях развитие России невозможно без креативных личностей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Еще некоторое время назад никто не рассматривал сферу культуры в качестве серьезного ресурса, способствующего оказывать существенное влияние на развитие экономики региона. Эта сфера воспринималась только как сопутствующая для всех социально-экономических процессов.

Все значительно начало меняться с появлением Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», который установил культуре совершенно иную роль. Они отражают основные векторы деятельности и развития российской культурной политики и служат базой для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, способных взять на себя функцию регулятора всех процессов, связанных с культурным развитием России [1].

Государственный подход, озвученный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, формулирует, наконец, задачу перед культурой: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки» [2]. Безусловно, реализация поставленных задач невозможна без подготовки высокопрофессиональных кадров для сферы культуры и искусства.

В «Основах государственной культурной политики» государство признает культуру в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы развития современного гражданского общества в РФ, а значит – и развития человеческого капитала. Этот факт требует всеобщего признания важности системы образования в сфере культуры и искусства как инструмента развития и преумножения российской культуры [3] (Ponomarev, Shunkov, 2016).

Очень большое значение на современном этапе приобретает нацпроект «Культура», разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4]. В рамках этого национального проекта запланировано развитие инфраструктуры культуры, создание условий для реализации творческого потенциала, цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры. Для того чтобы этот проект принес существенные, значимые и ощутимые результаты, мало просто построить здания и решить инфраструктурные проблемы. Поэтому в качестве задач в том числе обозначена необходимость подготовки кадров, что будет способствовать развитию и повышению качества предоставляемых услуг в отрасли культуры.

Проект «Цифровая культура» предполагает создание различных интерактивных онлайн-выставок, внедрение и использование мультимедийных технологий при проведении массовых культурных мероприятий, трансляции концертных и театральных постановок. В сфере культуры происходят большие изменения. Медиа становятся частью IT- и телеиндустрии, в сферу культуры активно внедряются цифровые технологии. Виртуальные информационные ресурсы, на которые сегодня активно делается ставка в культурном пространстве, с одной стороны, конечно, подменяют живое общение, которое особенно важно творческим людям, с другой стороны, дают широкие возможности погрузиться и познать мир искусства людям, находящимся географически удаленно от произведений искусств. Изучение различных произведений мировой и отечественной художественной культуры через виртуальный мир открывает новые способы и методы самообразования широким массам населения. Сегодня существенно вырос спрос на использование цифровых ресурсов со стороны потребителей. Все это создает колоссальный запрос на творческие кадры с определенными информационными компетенциями.

Все это является вызовом для всей современной системы образования – она должна быть более гибкой, более непрерывной и уметь легко адаптироваться под все изменения, происходящие в современной России.

Сегодня обучение специалистов сферы культуры и искусства – процесс длительный и достаточно дорогостоящий. Зачастую подготовка специалистов для этой отрасли ведется в условиях индивидуального обучения. Появление новых федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего образования (далее – ФГОС ВО), конечно, дало вузам определенную свободу в реализации основных образовательных программ. Вузы могут сами формировать наименование и содержание дисциплин, гибко и оперативно реагировать на запросы рынка труда, по своему усмотрению проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, заключать партнерские соглашения и реализовывать совместные образовательные программы. При этом высшие учебные заведения, к сожалению, в большей степени остались ориентированными на академическое и теоретическое образование.

В настоящее время остро ощущается существующий дисбаланс конъюнктуры рынка труда культуры и искусства. Современная система профессионального образования не в полной мере ориентируется на подготовку тех специалистов, в которых заинтересована данная сфера. В результате выпускники профильных вузов остаются невостребованными, а в учреждениях культуры явно ощущается недостаток квалифицированных специалистов. Это связано в первую очередь с тем, что несмотря на высокий уровень образованности выпускников, у работодателей существует ряд претензий к профессионально-квалификационной подготовке выпускников профильных вузов.

Работодатели отмечают, что сложно обеспечить выполнение поставленных целей и задач для достижения максимально высоких показателей эффективности в любой отрасли специалистам, которые не имеют качественной профессиональной подготовки.

На сегодняшний день существует еще одна явно выраженная острая проблема, заключающаяся в том, что на рынке труда, с формальной точки зрения, отсутствуют определенные профессии. Есть специалисты, серьезные профессионалы, обладающие компетенциями, необходимыми для современной культуры. Эти специалисты выполняют определенные виды работ в учреждениях культуры, но трудоустроены они на должности, которые не соответствуют ни должностным обязанностям, ни трудовым функциям, которые они выполняют. Это связано с тем, что вузы просто не готовят специалистов по специальностям, название которых соответствовало бы современным названиям востребованных профессий.

Сегодня в России стремительно появляются абсолютно новые профессии, о которых еще несколько лет назад никто даже и не слышал. Само название этих профессий труднопроизносимое и непонятное, да и деятельность в рамках этих профессий очень сложна для понимания и восприятия. Есть прогноз, что к 2036 году появятся 188 новых профессий, а 57 профессий исчезнут [5]. При этом во многих российских высших учебных заведениях уже много лет не открываются новые образовательные программы.

Изменения в культурной сфере диктуют и формирование принципиально новых профессий, таких как science-художник, арт-оценщик, архитектор виртуальности, дизайнер дополненной реальности, игропрактик, режиссер мультимедиа и т.д. Это свидетельствует, во-первых, о необходимости скорейшей разработки новых профессиональных стандартов под потребности рынка труда, а во-вторых, об усилении значимости системы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), которая способна очень гибко и оперативно реагировать на все изменения, происходящие в культурной среде.

Сложности в подготовке квалифицированных кадров в системе высшего образования заключаются еще в том, что заниматься подготовкой специалистов в вузе могут научно-педагогические работники, обладающие не только необходимыми компетенциями, но и определенным профильным образованием. А если подготовку по необходимым для рынка труда профессиям вузы не осуществляют, то, соответственно, нет воспроизводства специалистов, которые в качестве преподавателей придут работать в образовательные учреждения.

В этой связи проявляется еще один колоссальный плюс в пользу системы ДПО, которая в кратчайшие сроки посредством привлечения к своей образовательной деятельности квалифицированных специалистов-практиков (в нашем случае – профессиональных работников сферы культуры и искусства) способна обеспечить необходимое воспроизводство трудовых ресурсов для этой индустрии. Во многих образовательных учреждениях новые профессии сферы культуры и искусства уже сегодня можно быстро получить именно по программам ДПО.

Сегодня наблюдается активизация спроса на образовательные услуги, позволяющие в короткие сроки осуществить профессиональную подготовку специалистов. Важно отметить, что сегодня для рынка труда наибольший интерес представляют целевые программы, предлагаемые системой ДПО. Наибольший интерес и привлекательность вызывает возможность получения определенных знаний, способствующих формированию компетенций, которые позволят соискателю на рынке труда презентовать себя работодателю с наибольшей «полезностью» и высокой «стоимостью» [6] (Borisova 2017). Дополнительное профессиональное образование становится одним из самых демократичных элементов образовательной системы с позиции государственной регламентации образовательной деятельности [7] (Shmelkova, 2013).

Необходимость совершенствования системы ДПО в сфере культуры, образования, массовых коммуникаций была также отражена в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года [8].

Именно для насыщения сферы культуры и искусства квалифицированными специалистами необходимы изменения, направленные на обновление компетенций работников данной отрасли, внедрение профессиональных стандартов, адаптацию выпускников профильных образовательных учреждений к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда.

Качественное формирование и развитие компетенций работников сферы культуры и искусства возможно посредством изменения системы ДПО.

В качестве основных направлений улучшения системы ДПО для кадров учреждений культуры и искусства можно выделить следующие:

– разработка принципиально новых программ ДПО (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации) с учетом запросов работодателей и профессиональных стандартов;

– формирование эффективной системы взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы ДПО, с рынком труда;

– проведение профессионально-общественной аккредитации программ ДПО.

Как уже говорилось, именно система ДПО способна сегодня быстро и оперативно среагировать на структурные изменения рынка труда и запросы реального сектора экономики в сфере культуры и искусства.

Использование в системе ДПО современных информационных технологий позволяет сделать обучение более индивидуальным, адресным и персонифицированным. Вся профессиональная переподготовка становится практикоориентированной [9] (Gomboeva, Spanderashvili, 2018).

Вся система образования Российской Федерации находится в состоянии постоянного развития. Одновременно с этим продолжает формироваться национальная система профессиональных квалификаций. Законодательство развивается в направлении замены квалификационных характеристик профессиональными стандартами. Министерство труда России утвердило в настоящее время 1358 профессиональных стандартов [10].

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) в системе ДПО должно базироваться на профессиональных стандартах. Также Закон закрепляет в качестве признания качества в сфере ДПО профессионально-общественную аккредитацию ДПП и общественную аккредитацию организаций, реализующих эти программы [11].

Профессионально-общественная аккредитация дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (рис 1).

Рисунок 1. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Источник: составлено автором.

Процедура профессионально-общественной аккредитации (рис. 2) включает следующие основные этапы:

– подготовка заявления образовательной организацией, реализующей ДПП;

– регистрация и рассмотрение заявления аккредитующей организацией;

– принятие решения о проведении профессионально-общественной аккредитации;

– проведение экспертной комиссией аккредитационной экспертизы;

– обработка результатов экспертизы;

– принятие решения о профессионально-общественной аккредитации ДПП.

Рисунок 2. Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Источник: составлено автором.

Заключение

В интенсивно меняющихся экономических условиях особенно актуальным становится принцип соответствия подготовки кадров региональным потребностям рынка труда в сфере искусства и культуры. Структура и масштабы системы дополнительного профессионального образования, сами образовательные программы должны разрабатываться под потребности рынка труда и работодателей. В данной ситуации применение профессиональных стандартов при разработке дополнительных профессиональных программ в сфере культуры и искусства в значительной мере позволит изменить систему кадрового обеспечения учреждений и организаций этой отрасли высококвалифицированными специалистами. Сами профессиональные стандарты будут выступать как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и культуры.

Разработка дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов позволит согласовать дополнительное профессиональное образование с требованиями рынка труда к уровням и содержанию профессионально-квалификационной подготовки специалистов, а также требованиям, предъявляемым к выполнению трудовых функций.

Внедрение независимой оценки качества образования будет способствовать развитию интеграционных процессов, направленных на взаимодействие рынка образовательных услуг с современным рынком труда в сфере культуры и искусства для подготовки профессиональных кадров.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 15.11.2020);
2. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года. [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 15.11.2020);
3. Пономарев В. Д., Шунков А. В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2016. – № 37. – С. 175–184.)
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 15.11.2020);
5. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atlas100.ru/catalog/kultura-iiskusstvo (дата обращения: 15.11.2020)
6. Борисова А.А Влияние профессиональных стандартов на формы итоговой аттестации образовательных программ // Бизнес. Образование. Право. – ЧОУ ВО ВИБ. – г.Волгоград – 2017. – № 1(38). – С. 25-29.
7. Шмелькова Л.В. О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Дополнительное образование в стране и мире. – 2013. – № 3(3). – С. 5-8.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326 «Об утверждении Стратегии культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html/ (дата обращения: 15.11.2020)
9. Гомбоева М.И., Спандерашвили Н.И. Социокультурные основания современных практик дополнительного профессионального образования сферы культуры и искусства // Гуманитарный вектор. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-osnovaniya-sovremennyh-praktik-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-sfery-kultury-i-iskusstva (дата обращения: 15.11.2020).
10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 15.11.2020).
11. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.11.2020).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:21:28