Институциональные и инфраструктурные аспекты развития системы профессионального образования в России в современных условиях

Рогова И.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (33), Сентябрь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085748

Аннотация:
Рассматриваются институциональные и инфраструктурные аспекты инновационного развития системы профессионального образования России в настоящее время. Даются практические рекомендации по устранению причин, замедляющих инновационное развитие системы профессионального образования инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, профессиональное образование, социальное партнерство, образовательная политика



Инновационная экономика отличается тем, что прибыль на этом этапе хозяйственного развития общества создается не за счет материального производства и концентрации финансовых центров, а за счет образования новых современных рынков.

Существующая система профессионального образования (СПО), адекватная индустриальному обществу, в настоящее время не соответствует требованиям новой инновационной экономики. Ее дальнейшее использование сегодня вызывает определенный кадровый дефицит. Наблюдается диспропорция между предложением и спросом на образовательные услуги на рынке труда [1].

Система профессионального образования – это сложная, открытая, неравновесная и нелинейная социальная система, статические и динамические элементы состава которой обеспечивают процесс и результат образования, как социального института. Как уже было отмечено, СПО не линейна, и поэтому степень неопределенности в ней очень высока.

Здесь решения не принимаются, а складываются.

Управление нелинейными системами не происходит по аналогии с флотской командой: «поворот – все вдруг». Здесь применим другой вариант управления: необходимо думать и дискутировать одновременно с действием.

Вектор образовательной политики заключается не в том, чтобы органам управления самим вырабатывать решения, а в том, чтобы инициировать создание гражданских образовательных институтов, которые призваны оформлять желание индивида по отношению к получению своего профессионального образования.

При отсутствии гражданских образовательных институтов, где формируются общественные образовательные потребности, органы управления всегда играют роль автора решений, что не исключает возможность ошибок при принятии решений.

Главной задачей профессионального образования в современных условиях является не столько развитие его внебюджетного финансирования, сколько формирование стратегии системы профессионального образования, ее модернизация, реформа и обновление путем стимулирования и создания гражданских образовательных институтов, что нашло отражение в статьях Трудового кодекса РФ о социальном партнерстве: создание профсоюзов, союзов и ассоциаций [2].

Социальное партнерство – это совместное участие различных институтов в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок. Социальное партнерство может быть двусторонним (между предпринимателями и профсоюзами), трехсторонним (между представителями государства или местного самоуправления, бизнес-структурами и профсоюзами) и многосторонним (между государством, бизнес-структурами, профсоюзами, наукой и системой профессионального образования).

Основные концепции инновационной экономики базируются на работах американских экономистов, нобелевских лауреатов 2007 года Леонида Гурвича, Эрика Маскина и Роджера Майерсона, разработавших теорию развития инновационной экономики, позволяющую выбирать эффективные торговые механизмы и схемы регулирования экономики.

Билл Гейтс, основатель бизнес-структуры Microsoft, предложил систему управления знаниями в бизнесе, которая базируется на управлении информационными потоками. Такая система позволяет доставлять новые знания в нужное время нужным работникам, а также удалять устаревшие знания [3].

Тем не менее, в настоящее время недооценивается влияние гражданских образовательных институтов на инновационное развитие системы профессионального образования, адекватной новой инновационной экономике, и способов управления образовательным процессом.

Совокупность и последовательность состояний новых и известных элементов, форм, методов, процессов, дающих новый результат, представляют собой инновационное развитие системы профессионального образования России. В процессе инновационного развития СПО России возникают социально-трудовые, организационно-экономические, управленческие и финансовые отношения, которые должны быть тщательно изучены.

Современная экономика основана на движении не столько товаров и материальных ресурсов, сколько идей и знаний. Человеческий опыт становится весьма ценным нематериальным активом.

Социально-экономическая сущность человеческого капитала может быть выражена как сочетание, с одной стороны, принципиальных признаков капитала, а, с другой стороны, как определение специфики этого капитала применительно к индивиду.

Человеческий капитал не может менять владельцев и не имеет цены на свои нематериальные активы, его невозможно купить или продать, но возможно арендовать на различные сроки.

Человеческий капитал, как и любой другой капитал, может приносить доход в различных сферах деятельности, и поэтому он является объектом инвестирования.

Как же работают профессиональные учебные заведения? А они и не ведают о нуждах бизнес-структур, так как не зависят от них. Профессиональные учебные заведения живут на бюджетные деньги и средства родителей.

Бизнес-структуры не готовы видеть на рабочих местах социально-грамотных специалистов, так как в бизнес-структурах отсутствуют инновационные технологии и социально-трудовые отношения по защите прав специалистов.

Как изменились социально-трудовые отношения в России в XXI в.?

Социальная составляющая социально-трудовых отношений продвинулась в России вперед. Так, созданы Министерства социальной защиты населения по регионам, Управления социальной защиты населения по муниципальным образованиям, развивается аналитика социальных отношений, обеспечивается поддержка пенсионеров, ветеранов, инвалидов и адресная поддержка других категорий граждан.

Трудовая составляющая социально-трудовых отношений преобразовалась в концепт деятельности. Так, отсутствуют Министерства труда по регионам, и все виды деятельности в проектно-управленческой сфере страны оказались равноправными. Трудовая деятельность на производстве стала адекватна деятельности по оказанию социальных услуг. Труд за последнее время утратил свою специфику.

Какие типы деятельности являются в России сегодня учетными и все ли типы деятельности подлежат профессионализации, в том числе ради создания профсоюзов, для того, чтобы система социально-трудовых отношений развивалась?

Благодаря трудовой деятельности появляются субъекты: профсоюзы, работники и работодатели. В России перед ними стоит задача найти свое место и реально обозначить свои позиции.

В настоящее время в России наблюдается потеря субъективности в бизнес- структурах: отсутствуют ассоциация работодателей, сильный, независимый, адекватный профсоюз работников, которые понимали бы, чего они хотят.

Главная цель бизнес-структур до настоящего времени – выжить, структурироваться как собственник, занять свою позицию на рынке товаров и услуг.

Заказчиком по налаживанию отношений между профсоюзами, работниками и работодателями должны выступать бизнес-структуры, так как они являются главной движущей силой развития экономики – они делают деньги [4].

Цель системы профессионального образования – это организация управления системой подготовки квалифицированных кадров, ориентированной на результат:

1) в профессиональных училищах и путем обучения на производстве;

2) подготовки бакалавров в среднетехнических учебных заведениях;

3) подготовки бакалавров, специалистов и магистров в высших учебных заведениях.

Результат СПО оценивается качеством образования. Качество – это способность образовательных услуг удовлетворять потребности рынка труда, которые разнообразны до бесконечности.

Ускорение темпов развития экономики уже сейчас вызывает определенный кадровый дефицит, устранение которого осуществится путем внедрения инновационных технологий и социально-трудовых отношений в структурах бизнеса.


Источники:

1. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2007. – 680 с.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
3. Гейтс Ульям Билл. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, испр. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с
4. К философии корпоративного развития: Сборник. – М.: «Европа», 2006. – 224 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 03:29:02