Эффективность предприятий лесной промышленности Красноярского края

Медведев С.О.1, Саханов В.В.2, Фитчин А.А.3
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
2 Государственный научный центр лесопромышленного комплекса
3 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353501

Аннотация:
В статье освещаются отдельные аспекты исследования эффективности деятельности предприятий лесопромышленного комплекса Красноярского края. Представляется анализ объёмов выпуска отдельных видов продукции. Акцентируется внимание на лесном хозяйстве и лесозаготовках, выступающих источником сырья для всего лесопромышленного комплекса, вскрываются причины недостаточной эффективности лесопользования. Отдельно представляются результаты по выявленным в ходе исследования ключевым положениям повышения эффективности лесопромышленного комплекса, направленным на увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Предложенные направления повышения эффективности актуальны как для предприятий Красноярского края, так и лесопромышленного комплекса страны. В работе проводится подробный анализ структуры и влияния лесной промышленности региона на показатели Сибирского федерального округа и всей страны. Рассматриваются общие финансово-экономические показатели и ключевые инвестиционные проекты, реализуемые в регионе. В результате исследования делается вывод о достаточно низкой эффективности лесной промышленности в регионе, что обусловлено несовершенной структурой производства и, прежде всего, недостаточным уровнем развития глубокой переработки

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, эффективность, древесные ресурсы, лесопользование, инвестиционные проекты

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10002, https://rscf.ru/project/22-78-10002/

JEL-классификация: L73, M11, M21, R11, R12, R13



Введение

Лесопромышленный комплекс – совокупность подотраслей национальной экономики, охватывающих предприятия и организации, занимающиеся заготовкой и обработкой древесины, производящие готовую продукцию различной степени технологической сложности посредством механической, химико-механической, химической, энергетической и биотехнологической переработки древесных ресурсов леса. Основные положения, определяющие эффективность лесного сектора экономики, определены государственной политикой в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 года [1]. Основные системные проблемы лесопромышленного комплекса и меры по их преодолению включены в «Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» [2], однако они, естественно, не могли учесть всего комплекса региональных проблем, определяя необходимость разработки программ развития лесного сектора субъектов Российской Федерации, в том числе наиболее крупного по запасам лесов Красноярского края [3, 4].

Цель данной работы – проведение исследования эффективности деятельности предприятий лесопромышленного комплекса Красноярского края и выявление общих направлений её повышения.

Материал и методы исследования

Методическая основа работы – общепризнанные методы статистического и сравнительного анализа. Теоретической основой выступали работы известных отечественных авторов, занятых исследованиями комплекса проблем в лесной отрасли. Исследование также опиралось на ранее полученные результаты авторским коллективом. Значительная часть исследований посвящена обработке и анализу различных статистических данных о лесной отрасли, прежде всего, Красноярского края. Информационная база – данные Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Рослесхоза, Росстата (ЕМИСС). Обработка данных велась c использованием программных продуктов Microsoft Office.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время лесной сектор экономики страны столкнулся с беспрецедентными санкциями со стороны целой группы недружественных стран. Эти санкции выразились как в уходе из страны отдельных зарубежных компаний, связанных с производством экономически и социально значимой продукции, так и в запрете импорта из Российской Федерации лесобумажной продукции и ограничении экспорта в нашу страну лесозаготовительной техники и оборудования для глубокой переработки древесины, запасных частей и комплектующих к ним.

Неприятие исчерпывающих мер финансовой и административной помощи со стороны государства и регионов, и без самостоятельных инициативных решений лесного бизнеса по реализации мер антисанкционного давления, может привести к глубокому экономическому кризису в лесном секторе экономики. Комплекс требуемых системных мер, необходимых для поддержания устойчивого развития, отрасли сформулированы в ходе обсуждения текущей ситуации на уровне как общероссийских, так и региональных мероприятиях. В основном предложения специалистов сводятся к переформатированию внешнего и внутреннего рынков сбыта, развития новых логистических возможностей для транспортировки лесной продукции, введению транспортных субсидий, развитию лесного машиностроения и импортозамещения, корректировки сроков реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и другие. Санкции в полной мере влияют и на эффективность лесного сектора экономики Красноярского края, на перспективы поступательного развития которого во многом связаны с реализацией приоритетных проектов в области освоения лесов, позволяющих существенно изменить структуру производства, увеличив долю лесопромышленной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Красноярского края представлен рядом традиционных производств: лесозаготовка, лесопиление, топливные гранулы, брикеты и другие лесоматериалы с относительно низкой степенью переработки. Что касается производств продукции с высокой добавленной стоимостью (целлюлозно-бумажная, лесохимическая, плитная и мебельная продукция), то её выпуск в основном ограничен только древесноволокнистыми плитами, хвойной фанерой и скромными объёмами производства столярно-плотницких товаров, бумажно-картонной тары, санитарно-гигиенических и канцелярских бумажных изделий и мебели.

Между тем лес и его богатства являются одним из достояний Красноярского края – регион – крупнейший в стране по запасам лесных насаждений и занимает второе место по площади лесных земель. Общая площадь земель Красноярского края, на которых расположены леса, по состоянию на 01.01.2022 г. составляет 163 969,9 тыс. га, в том числе земли лесного фонда – 158 750,7, из которых покрыты лесной растительностью 104 827,6 тыс. га, что составляет от показателей Российской Федерации, соответственно, 13,80%, 13,85% и 13,68%. Общий запас лесных насаждений на всех категориях земель региона равен 11 500,9 млн. м3, на землях лесного фонда по основным лесообразующим породам – 11 283,8 млн. м3, или 13,95 % и 14,55 % от суммарного значения по Российской Федерации. По своему целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на эксплуатационные (37,75 %), защитные (34,42 %) и резервные (27,83 %). На долю хвойных насаждений от покрытых лесной растительностью земель лесного фонда приходится 75,9 %, основными из них является лиственница (41,7%), сосна (12,6%), кедр (9,2%), ель (6,9%) и пихта (5,5%), процент берёзы составляет 14,7 %. Доля спелых и перестойных лесных насаждений в структуре запаса основных лесообразующих пород равна 69,6 %, на эксплуатационные спелые и перестойные леса приходится 42,3% [5, 6].

О том, насколько эффективно используется потенциал лесов Красноярского края, можно судить по рейтингу эффективности исполнения регионами переданных полномочий в области лесных отношений. По официальным данным Рослесхоза за 2021 год [7], по эффективности ведения лесного хозяйства Красноярский край оказался на 42 месте, хотя годом ранее занимал 65-ое.

Хуже всего дело в регионе обстоит с сохранением лесов (68-ое место), обеспечением их воспроизводства (48-ое место), организацией и обеспечением защиты (54-ое место) и охраны от лесных пожаров (39-ое место). В то же время по параметрам, характеризующим осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Красноярский край оказался на 11-ом месте, по уровню организации использования лесов, расположенных на землях лесного фонда – на 24-ом, по критериям, характеризующим финансово-экономическую организацию деятельности по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений – на 24-ом.

В 2021 году Красноярский край по объёму заготовки ликвидной древесины по всем видам рубок (24,7 млн. м3) уступил только Иркутской области (32,7 млн. м3), а по фактическому поступлению платы за использование лесов в бюджеты всех уровней (6,2 млрд. руб.) занял первое место, опередив и Ханты-Мансийский автономный округ (5,0 млрд. руб.) и Иркутскую область (4,95 млрд. руб.) (рис. 1-2) [6, 8].

Рисунок 1. Рейтинг ведущих субъектов РФ по объёму заготовки ликвидной древесины по всем видам рубок в 2021 г., тыс. м3. Источник: данные ЕМИСС

Рисунок 2. Рейтинг ведущих субъектов РФ по фактическому поступлению платы за использование лесов в бюджеты всех уровней в 2021 г., млн. руб. Источник: данные Рослесхоза

В 2021 г. на ведение лесного хозяйства в Красноярском крае было направлено 5,687 млрд. руб., из них 50,9 % или 2,895 млрд. руб. – за счёт бюджетных источников (в том числе 1,939 млрд. руб. – из средств Федерального бюджета, 0,956 млрд. руб. – из бюджетных средств субъекта РФ), 49,1% или 2,791 млрд. руб. составили внебюджетные средства (в том числе 1,561 млрд. руб. – средства арендаторов). Таким образом, в 2021 г. впервые за длительное время в Красноярском крае была обеспечена окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства за счёт всех источников (рис. 3). Если же брать в расчёт только расходы федерального и регионального бюджетов, то они покрываются доходами с 2015 г. (с перерывом на 2017 г.), однако только с 2019 г. разницами между доходами и расходами бюджетной системы превысила 1 млрд. руб. в год [5, 6].

Рисунок 3. Динамика фактической платы за использование лесов в бюджетную систему и расходов на ведение лесного хозяйства в Красноярском крае в 2011-2021 гг., млн. руб. Источник: данные Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Рослесхоза

В 2021 г. соотношение между фактической стоимостью одного кубометра древесины от рубок лесных насаждений и средней минимальной ставкой платы за единицу объёма лесных ресурсов при заготовке древесины в Красноярском крае составило 2,53 раза против 1,95 раза годом ранее, что позволило ему в рейтинге субъектов РФ подняться с 26-ого на 12-ое место по величине этого показателя [7].

Фундаментальные факторы повышения доходности лесного хозяйства заложены в постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [9], а также вышедших в его развитие постановлений Правительства РФ № 1363 от 11.11.2017 [10] и № 1318 от 12.10.2019 [11] «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Следует отметить, что подобное регулярное повышение не может продолжаться бесконечно долго, так как это может отрицательно влиять на повышение цен в сфере переработки древесины лесопромышленными предприятиями, и, соответственно, на эффективность лесопромышленного комплекса Красноярского края.

В 2022 г. ставки платы при осуществлении заготовки древесины были проиндексированы на 4,0%, плановый объём индексации на 2023 г. составляет 3,9%, в отношении последующих периодов решение о дальнейшем повышении пока не принято, хотя ещё в ноябре 2021 г. Рослесхозом был опубликован проект постановления, предусматривавший индексацию в 2024, 2025 и 2026 гг. соответственно на 4,1%, 3,9% и 3,8%. Эти значения были подсчитаны на основе базового варианта сценарных условий к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года и базового варианта сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, однако с учётом кардинально изменившейся в 2022 г. экономической и геополитической ситуации в стране постановление пока так и осталось проектом.

Фактическое поступление платы за использование лесов в расчёте на 1 кубометр заготовленной ликвидной древесины в Красноярском крае составило в 2021 г. 252 руб., против 151,5 руб. в Иркутской области, 222,2 руб. в целом по Сибирскому федеральному округу и 328,3 руб. по России. По уровню освоения допустимого объёма изъятия древесины, который составил в регионе 23,2% в 2021 г., Красноярский край уступает и среднему значению по стране (30,9%), и среднему по СФО (27,1%) [6, 8].

Основные показатели уровня лесопользования за 2021 год в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе, Красноярском крае и Иркутской области сравниваются в таблице 1.

Между тем в динамике ситуация с освоением расчётной лесосеки постепенно меняется в лучшую сторону, в 2013 г. оно составляло всего 16,4%. За последние 11 лет объём заготовки древесины в Красноярском крае по всем видам рубок увеличился более чем в 2 раза, с 2017 г. он не опускается ниже 23 млн. м3, а пик был отмечен в 2018 г. (28,6 млн. м3).

Значительный вклад в наращивание объёмов заготовки внесли приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, в первую очередь это АО «Краслесинвест», ООО «Приангарский ЛПК», ЗАО «Новоенисейский ЛХК» и ООО «Ксилотек- Сибирь. Именно они наряду с АО «Лесосибирский ЛДК № 1» являются ведущими заготовителями в регионе.

Таблица 1. Показатели уровня лесопользования за 2021 год

Показатели
Российская Федерация
Сибирский федеральный округ
Красноярский край
Иркутская область
Допустимый объем изъятия древесины (расчётная лесосека) – всего, млн. м3
727,1
267,0
106,3
76,5
Общий объём заготовки ликвидной древесины, млн. м3
224,9
72,3
24,7
32,7
Процент освоения расчётной лесосеки, %
30,9
27,1
23,2
42,8
Фактическое поступление платы за использование лесов - всего, млн. руб.
73 845
16 072
6 242
4 953
в том числе на 1 кубометр заготовленной ликвидной древесины, руб.
328,3
222,2
253,0
151,5
Источник: расчёты авторов по данным Рослесхоза, ЕМИСС

Хорошие темпы развития в последнее десятилетие в Красноярском крае демонстрировала и лесопильная отрасль (таблица 2), объёмы производства готовой продукции в которой на протяжении последних трёх лет превышают 5 млн. м3, что в 2,5 раза выше уровня 2010 г. Активный ввод мощностей по выпуску пилопродукции начался с 2016 г. и большей частью был обусловлен завершением ряда крупных приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Основными производителями пиломатериалов на территории Красноярского края по состоянию на 2022 г. являются АО «Лесосибирский ЛДК № 1», ООО «Приангарский ЛПК», ЗАО «Новоенисейский ЛХК, АО «Краслесинвест», ООО «Ксилотек-Сибирь», на них приходится порядка трети совокупного выпуска пилопродукции по региону.

Таблица 2. Динамика выпуска отдельных видов продукции ЛПК в Красноярском крае в 2010-2021 гг. в натуральном выражении

Наименование видов продукции
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г
2020 г.
2021 г.
2021 г. к 2010 г., %
2021 г. к 2020 г., %
Заготовка древесины, тыс. м3
12 079
13 866
13 701
13 403
15 289
16 711
18 598
23 151
28 642
25 595
25 277
24 672
204,26%
97,61%
Пиломатериалы, тыс. м3
2 057
2 208
2 273
2 310
2 334
2 437
2 792
3 299
4 263
5 025
5 422
5 065
246,21%
93,41%
Профилированный погонаж, тыс. м3
91
99
111
114
118
118
119
162
157
140
161
140
152,79%
86,80%
Фанера, тыс. м3
-
18,1
63,8
37,2
4,5
-
-
9,1
25,5
33,2
25,4
35,0
-
137,57%
Шпон для фанеры, тыс. м3
-
19,6
84,1
46,6
6,4
-
-
13,1
39,9
55,1
34,1
54,1
-
158,87%
Плиты древесноволокнистые, млн усл. м2
56,4
55,2
53,1
40,8
42,5
35,0
34,9
33,4
34,8
34,0
33,3
33,8
59,84%
101,28%
Плиты древесностружечные, тыс. усл. м3
25,0
29,6
33,5
29,3
19,1
15,3
-
-
-
-
-
-
-
-
Окна и их коробки деревянные, тыс. м2
10,2
15,4
24,3
27,0
16,8
5,8
33,1
6,7
3,7
1,1
2,3
2,0
19,59%
87,72%
Двери, их коробки и пороги деревянные, тыс. м2
22,3
34,1
142,4
151,1
147,3
140,6
54,4
100,1
120,4
41,8
44,7
53,5
239,63%
119,74%
Гранулы топливные (пеллеты) из отходов деревопереработки, тыс. т
62,9
77,7
111,4
107,6
114,1
115,9
143,2
156,3
159,3
256,0
251,4
293,5
466,27%
116,77%
Брикеты топливные из отходов деревопереработки, тыс. т
-
-
-
-
-
-
0,7
0,7
1,2
1,8
1,0
1,5
-
138,78%
Целлюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов, тыс. т
66,4
91,1
66,6
79,9
-
-
-
-
-
-
0,01
0,01
0,02%
100,00%
Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона, тыс. т
0,05
0,09
0,06
0,04
0,06
0,03
0,09
0,04
0,03
0,03
0,04
0,04
70,38%
94,18%
Бумага туалетная, млн рулонов
10,7
9,1
11,6
21,1
14,1
14,9
12,6
13,5
14,0
17,3
18,2
17,8
165,75%
97,79%
Столы кухонные, для столовой и гостиной, тыс. шт.
42,8
40,4
31,7
42,1
47,9
46,9
38,8
36,9
35,2
28,9
23,9
25,6
59,91%
107,36%
Шкафы кухонные, для спальни, столовой и гостиной, тыс. шт.
64,9
71,5
57,6
73,0
69,9
74,2
92,2
56,7
49,2
39,8
35,5
40,5
62,39%
113,87%
Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати, тыс. шт.
19,5
19,6
18,8
17,7
17,6
16,9
35,2
40,6
40,7
55,0
59,5
60,4
309,67%
101,52%
Источник данных: Росстат, Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва

Рисунок 4. Доля Красноярского края в объёмах производства основных видов лесопродукции по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации в 2021 г., %. Источник: Расчёты авторов по данным Росстата, Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва

Согласно «Реестру лесозаготовителей и производителей лесопродукции на территории Красноярского края» [5], в регионе действует 8 организаций-лесопереработчиков с мощностью лесопиления от 90 тыс. м3 в год (7 из которых имеют собственную лесосырьевую базу), 6 - с мощностью лесопиления от 31 до 89 тыс. м3 в год, ни одна из которых не ведёт лесозаготовку, и 164 организации с мощностью лесопиления менее 30 тыс. м3 в год (в том числе 26 с собственной лесозаготовкой). В объёме производства пиломатериалов львиную долю составляют хвойные (97,3% в 2021 г.), однако выпуск лиственных также растёт - он увеличился с 63,2 тыс. м3 в 2016 г. до 124,8 тыс. м3 в 2021 г. [4, 12, 13].

Производство строганного погонажа на территории Красноярского края характеризуется высокой волатильностью и зависимостью от конъюнктуры внутреннего рынка, куда реализуется большая часть продукции. В 2010-2016 гг. его выпуск медленно рос, увеличившись с 91 до 119 тыс. м3, после чего последовал мощный скачок до 162 тыс. м3 в 2017 г., в 2018-2019 гг. наблюдался обвал до 157 и 140 тыс. м3 соответственно, в 2020 г. на фоне бума в жилищном строительстве объёмы производства восстановились до уровня в 161 тыс. м3, однако в 2021 г. вновь последовало снижение до 140 тыс. м3. Необходимо отметить, что 75% выпуска профилированных пиломатериалов обеспечивается крупными предприятиями, которые имеют возможность перераспределять нагрузку между своими производственными подразделениями в соответствии с потребностями рынка. Наиболее крупное производство погонажных изделий организовано на ООО «Приангарский ЛПК» - 48,0 тыс. м3 в год и АО «Краслесинвест» (Обособленное подразделение «Мекран») – 30,0 тыс. м3 в год.

Непросто развивается ситуация в регионе с производством фанеры и шпона, монопольно выпускаемыми из хвойных пород древесины предприятием в г. Сосновоборск. Строительство ООО «Енисейский фанерный комбинат» в рамках приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов было начато летом 2008 г., а пуск первой линии состоялся в мае 2011 г. Объёмы производства при выходе на проектные мощности должны были достигать по фанере 350,0 тыс. м3, по шпону — 100,0 тыс. м3 в год, однако максимальные фактические объёмы, которые были показаны - 63,8 тыс. м3 фанеры и 84,1 тыс. м3 шпона – пришлись на 2012 г. Деятельность комбината была приостановлена Роспотребнадзором из-за превышения предельно допустимой концентрации уровня миграции в воздушную среду метанола и формальдегида выпускаемой продукции. В ноябре 2014 г. ООО «Енисейский фанерный комбинат» было признано банкротом и в 2015-2016 гг. продукции не производило. С 2016 г. восстановлением производства на комбинате занялось ООО «Красфан», добившееся включения проекта модернизации в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, причём мощность предприятия была понижена до 200 тыс. м3, но в то же время производственная линейка была дополнена биотопливом. С конца 2021 г. предприятие находится под контролем Segezha Group. Пока после возобновления производства максимальные объёмы выпуска фанеры составили 35,0 тыс. м3, шпона - 54,1 тыс. м3 [12, 13, 14].

Производство древесноволокнистых плит в Красноярском крае имеет нисходящий тренд, снизившись с 56,4 млн. усл. м2 в 2010 г. до 33,8 млн. усл. м2 в 2021 г. или на 40,16%, однако непосредственно в последние 7 лет он держится примерно на одном уровне (33-35 млн. усл. м2). Примерно 2/3 выпуска ДВП в Красноярском крае обеспечивает АО «Лесосибирский ЛДК № 1», ещё треть приходится на ЗАО «Новоенисейский ЛХК» [4, 12, 13, 14].

Выпуск древесностружечных плит на территории региона был прекращён в 2015 г. Их изготовлением занималось ЗАО «Красноярский ДОК», в начале 2010-х гг. входившее в десятку крупных отечественных производителей ДСП по объёмам и динамике производства. Производственная мощность составляла 110,0 тыс. м3 древесностружечных плит и 330,0 тыс. м3 пиломатериалов в год. Однако собственниками было принято решение остановить производство и продать оборудование [15].

Наибольшими темпами в Красноярском крае развивается производство древесных топливных гранул (пеллет), выпуск которых увеличился с 62,9 тыс. т в 2010 г. до 293,5 тыс. т в 2021 г., или в 4,7 раза, что позволил выйти на второе место в Сибирском федеральном округе (после Иркутской области) и третье в Российской Федерации (уступая ещё и Архангельской области). Выпуск древесных брикетов пока невелик, достигнув в 2021 г. 1,5 тыс. т. Крупнейшие производители пеллет в Красноярском крае – ООО «ДОК «Енисей, ЗАО «Новоенисейский ЛХК», ООО «Ксилотек-Сибирь» и ООО «ЛесСервис», выпуском древесных брикетов занимается ООО «Красфан» [4, 12, 13].

Целлюлозно-бумажная промышленность Красноярского края была представлена единственным знаковым предприятием – Енисейским ЦБК, который прекратил свою работу в 2013 г. Он включал в себя лесобиржевое производство, цех производства гофробумаги и переработки отходов, варочный цех, кислотно-химический цех, цех очистки промышленных стоков, цех тепловодоснабжения, цеха вспомогательных производств, производственная мощность предприятия составляла 215 тыс. т в год полуцеллюлозы и 120 тыс. т бумаги для гофрирования в год. В настоящее время на базе комбината работает ООО «Енисей», выпускающее туалетную бумагу и бумажные полотенца из макулатурного сырья. Помимо этого, в регионе действует ещё несколько субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством санитарно-гигиенических бумажных изделий, ящиков из гофрированного и негофрированного картона и бумаги, этикеток из бумаги или картона с печатным текстом или рисунком, бумажных канцелярских принадлежностей. За последние годы на территории было несколько безуспешных проектов по созданию ЦБК, самым скандальным из которых выдался проект ОАО «Ангара Пейпа»). В настоящее время инвестиционной компанией «Роквелл Капитал» прорабатывается проект создания лесохимического комбината (биотехнологического комплекса) в Богучанском районе на площадке АО «Краслесинвест», а Segezha Group планирует создание целлюлозного комбината в Енисейском районе Красноярского края, но в условиях беспрецедентного санкционного давления с их реализацией могут возникнуть серьёзные проблемы [4, 14, 16].

Мебельная промышленность Красноярского края представлена 162 организациями, большинство из которых являются малыми и микропредприятиями, а также индивидуальными предпринимателями. В 2021 г. ими совокупно было отгружено 3,284 млрд. руб., что составило 12% от объёма производства по Сибирскому федеральному округу, и 0,9% - по России в целом.

Анализ позиционирования лесопромышленного комплекса Красноярского края в экономике Российской Федерации и Сибирского федерального округа [8, 12, 13] показал, что наиболее велик вклад субъекта в общесибирские и общероссийские объёмы заготовки ликвидной древесины (34,12% и 10,97%), производства пиломатериалов (39,77% и 15,66%), погонажных изделий (63,77% и 10,02%), шпона (41,25% и 2,77%) и древесных топливных гранул (38,97% и 11,38%). Данные товары относятся к продукции с низким уровнем переработки.

Что касается продукции с более высокой добавленной стоимостью в Красноярском крае, тут наиболее высока доля производства древесноволокнистых плит, на них в 2021 г. приходилось 31,46 % от общероссийского и 4,57 % от объёмов по СФО. По остальным видам продукции (фанере, бумаге и бумажным изделиям, различным видам мебели) вклад в общероссийские объёмы не превышает 1,5%, а в СФО – 20 % (рис. 4).

Практическое отсутствие производств продукции с высокой добавленной стоимостью определило низкую долю лесопромышленного комплекса в структуре объёмов отгруженных товаров собственного производства Красноярского края. Это явилось следствием недостаточно целенаправленного уровня инновационной активности в лесопромышленном комплексе региона [17].

Доля лесопромышленного комплекса (без лесозаготовок) в структуре объёмов отгруженной продукции собственного производства в промышленности составила в 2021 г. по Красноярскому краю 2,14% при 11,75% по Иркутской области и 2,98% по Российской Федерации, в обрабатывающей промышленности, соответственно 3,55%, 28,35% и 4,48% [4, 14, 16].

Основной причиной более низкого уровня эффективности лесопользования в Красноярском крае является низкий удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью, а именно бумаги и бумажных изделий и мебели. На них, по данным за 2021 г. в Красноярском крае пришлось всего 4,6%, в то время как в Иркутской области – 44,7%, а в Российской Федерации – 54,8% [8, 12, 13, 18].

В расчёте на один кубометр общего объёма заготовленной древесины в 2021 году стоимостная величина отгруженных лесопромышленных товаров собственного производства составила в Российской Федерации 13 837 руб., в Красноярском крае – 3 557 руб., в то время как в Иркутской области – 7 007 руб.

В целом 2021 г. лесопромышленный комплекс Красноярского края отработал с положительными результатами, получив на 106,7 млрд. руб. выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), сальдированный финансовый результат от продаж в размере 18,6 млрд. руб., чистая прибыль составила 10,0 млрд. руб. Чистый убыток был отмечен только в производстве бумаги и бумажных изделий (рис. 5).

Рисунок 5. Финансово-экономические результаты работы лесопромышленного комплекса Красноярского края в 2021 г., %. Источник: Расчёты авторов по данным Росстата, ЕМИСС

Положительные финансово-экономические итоги по ЛПК Красноярского края в 2021 г. были обусловлены, прежде всего, благоприятной конъюнктурой на рынке пилопродукции.

Лесной комплекс Красноярского края, в определённой мере смог адаптироваться к санкциям, введённым в 2014 году, благодаря мерам государственной поддержки и активному развитию импортозамещения, а также к антипандемийным ограничениям 2019-2020 годов.

Региональные органы власти активизировали усилия по созданию в регионе мощностей по выпуску продукции глубокой переработки. В настоящее время на территории Красноярского края реализуется 8 инвестиционных проектов в области освоения лесов, входящих в федеральный перечень приоритетных, с общим объёмом запланированных инвестиций в 110,4 млрд. руб., выделяемым ежегодным допустимым объёмом изъятия древесины в 14,5 млн. м3, по окончании их реализации будет создано около 4 тыс. новых рабочих мест. Среди проектов два ЦБК (АО «Краслесинвест», ООО «Тайга»), один фанерный комбинат (модернизация ООО «Красфан»), и лесопильные заводы (ООО «ФорТрейд», ООО «Красноярский центр строительства», ООО «Ангара Лес», ООО «Кодинская ЛПК» и ООО «Атлант»). У Министерства лесного хозяйства Красноярского края есть неоднозначный опыт реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов – 8 проектов не были доведены до реализации (ОАО «Ангара Пейпа», ООО «Сиблес», ООО «Минусинский лес», ООО «КЛМ-ЭКО», ООО Фирма «Мастер», ООО «Сибирский лес», ООО «Кошурниково», ООО «Сиблеско МКВ»), 3 проекта были завершены, но на проектную мощность эти предприятия так и не вышли и обанкротились (ООО «Енисейский фанерный комбинат», ООО «Управляющая компания «Мекран» и ООО «Сиблес Проект»), 5 были успешно завершены (ЗАО «Новоенисейский ЛХК», ООО «Приангарский ЛПК», ООО «Ксилотек-Сибирь», ООО «ДОК «Енисей» и ООО «ЛесСервис»). Однако реализованные проекты не смогли существенным образом оказать влияние на рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью (рисунок 5). В составе 5 планируемых к реализации приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов в период 2025 -2028 годы, наряду с традиционной продукцией, предусмотрено производство белёных сортов хвойной сульфатной и лиственной сульфатной целлюлозы общим объёмом 1,9 млн. тонн [19].

Данная ситуация потребует существенного увеличения объёмов заготовки древесного сырья для производства целлюлозы, что должно найти отражение в сводном балансе производства и потребления древесины на перспективный период. Определённые трудности в решении этой проблемы уже начинаются показателей объёмов кондиционной древесины, учитываемой ведомственной и государственной статистической отчётностью. В настоящее время наиболее полными являются ведомственные данные Рослесхоза о заготовке древесины в кубометрах. Данные по Красноярскому краю приводимые Росстатом о производстве лесоматериалов необработанных в плотных кубометрах меньше данных Рослесхоза на 10,68 млн. м3 или на 43,31 процента. Если до 2020 года эту разницу можно было объяснить разными единицами измерения, то с 2021 года Росстат представляет дополнительную статистику в кубических метрах, но и в этом случае она значительно ниже данных ведомственной статистики на 38,1 процента. Эти разночтения сказываются и на структуру породного состава заготавливаемой древесины. Так, например, в 2021 году объёмы рубок хвойной древесины и мягколиственной древесины в кубических метрах составили по данным Рослесхоза, соответственно, 21,017 и 3,654 млн. м3 и по данным Росстата в сопоставимых единицах 14,877 и 0,405 млн. м3.

Принимая во внимание, что санкционное давление носит масштабный характер, рассчитанный на длительный период времени. Это потребует системных мер по купированию санкционного давления, в том числе по государственной и региональной поддержке лесного сектора экономики и поддержания инициатив бизнеса. В складывающейся ситуации на всех уровнях стоит задача купировать снижение уровня показателей устойчивого и неистощительного лесопользования в лесном хозяйстве. В лесопромышленном комплексе потребуется освоить новые рынки сбыта лесопромышленной продукции, обеспечить технологическое и техническое обновление выпуска конкурентоспособной продукции и сохранить рабочие места. Эти задачи в полной мере являются актуальными и для лесного сектора экономики Красноярского края.

В этих условиях все лесопромышленные предприятия и организации будут вынуждены функционировать в условиях экономии, оптимизация расходов должна касаться всех процессов. Определённые возможности для снижения расходов касаются оптимизации затрат на персонал, транспортировку сырья и материалов, управление. При этом направления сокращения должны подбираться в каждом конкретном случае индивидуально. Методы оптимизации затрат также выбираются индивидуально, исходя из существующих на сегодняшний день подходов, в том числе изложенных в ряде научных исследований [20].

Заключение

В результате исследования сформулированы следующие ключевые результаты:

1. Уровень эффективности лесного комплекса Красноярского края следует признать низким, не соответствующим условиям устойчивого развития. Основным фактором этого является несовершенная структура производства лесопромышленного комплекса Красноярского края, вследствие недостаточного развития мощностей по глубокой химической и энергетической переработке древесного сырья, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.

2. Администрацией Красноярского края взят курс на интенсивное развитие лесопромышленного комплекса, позволяющему ему выйти на более высокие показатели эффективности с использованием механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

3. Планируемые инвестиционные проекты в силу геополитических особенностей следует признать достаточно рискованными из-за их высокой капиталоёмкости и значительных инфраструктурных и лесохозяйственных издержек, что потребует для успешной их реализации в условиях санкционных ограничений существенно расширить федеральную и региональную поддержку инвесторов.

4. Для повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса Красноярского края и купирования негативных последствий санкционного давления требуется предусмотреть субсидирование значительно возросших логистических издержек при поставках лесопромышленной продукции на рынки других регионов Российской Федерации и на экспорт, поддержку в приобретении лесозаготовительной техники, комплектующих к ней, сохранения рабочих мест и других мер государственной и краевой поддержки.


Источники:

1. Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 г. № 1724-р
2. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р
3. Соколов В.А., Втюрина О.П., Соколова Н.В. О разработке стратегии развития лесного комплекса Красноярского края на период до 2030 года // Сибирский лесной журнал. – 2016. – № 4. – c. 39-48.
4. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 года: Распоряжение Правительства Красноярского края от 06.05.2020 № 271-р
5. Министерство лесного хозяйства Красноярского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mlx.krskstate.ru (дата обращения: 10.11.2022).
6. Федеральное агентство лесного хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://rosleshoz.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2022).
7. Рейтинги субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://rosleshoz.gov.ru/rates/efficiency (дата обращения: 17.11.2022).
8. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
9. О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310
10. О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363
11. О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 12.10.2019 № 1318
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
13. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.gks.ru/ (дата обращения: 02.12.2022).
14. Ассоциация производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса. [Электронный ресурс]. URL: https://alestech.ru/ (дата обращения: 15.11.2022).
15. Скуратова Е. Красноярский ДОК: трансформация вместо некролога // Лесной комплекс. – 2019. – № 5 (39). – c. 128-132.
16. Кармакова М. Круговорот проектов ЦБК // Лесной комплекс. – 2021. – № 2 (48). – c. 68-78.
17. Веретенов А.О. Основные факторы, влияющие на характер инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса // Транспортное дело России. – 2013. – № 1. – c. 177-179.
18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2022).
19. Минпромторг России. [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
20. Позднякова М.О., Медведев С.О., Мохирев А.П. Моделирование отдельных аспектов устойчивого развития предприятий лесопромышленного комплекса на основе повышения доступности древесных ресурсов // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 12-2. – c. 280-284.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 07:34:34