Оценка туристской привлекательности территорий Красноярского края

Русина А.Н.1, Якимова Е.А.1, Карпычева Е.А.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49880597
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена исследованию туристского рынка территорий Красноярского края. Результаты маркетингового исследования позволили выявить особенности поведения потребителя на рынке туристских услуг Красноярского края в условиях влияния факторов потребительского выбора (мотивы и факторы потребительского выбора); представить степень соответствия уровня развитости туристской инфраструктуры региона запросам потребителя. На основе полученных данных авторами были даны рекомендации по повышению уровня туристкой привлекательности региона

Ключевые слова: внутренний туризм, направления туризма, модели отдыха, туристский потенциал, туристский рынок

Финансирование:
Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта: «Разработка информационно-аналитической системы мониторинга состояния и оценки потенциала развития туристской отрасли Красноярского края для подготовки стратегических управленческих решений», код заявки №2021021007411

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

В сложившейся внешней ситуации все большую актуальность и популярность приобретают внутренние направления туризма [4,7].

Текущее состояние туристской отрасли Красноярского края имеет существенный потенциал индустрии туризма (таблица 1). Статистика данных показывает увеличение численности туристов, приезжающих в регион, за исключением 2020 года, что было связано с распространением вируса COVID-19. В 2021 году показатель снова увеличивается. По соотношению с численностью населения региона численность туристов составляет порядка 30-35%.

Таблица 1 – Соотношение численности туристов к численности населения региона, тыс. чел. [1,7]

Показатели
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Численность туристов всего, тыс. чел.
875
1 021
1 155
1 011
868
898
Численность населения, тыс. чел.
2 866,5
2 875,3
2 876,5
2 874,0
2 866,3
2 855,9

В Сибирском федеральном округе по числу отправленных в туры российских туристов по России Красноярский край занимает 5-ое место после Омской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Несмотря на достаточно высокие показатели развития туристского рынка, уровень развитости потенциала региона требует проведения ряда исследований с целью описания портрета потребителя, имеющегося опыта путешествий и выявления потребительских предпочтений относительно услуг внутреннего туризма для принятия управленческих решений.

При рассмотрении вопроса актуальности внутренних направлений туризма, оценки туристского потенциала и туристской привлекательности региона авторы руководствовались работами Матющенко Н.С., Романова Г.М. и др. (2006) [3], Кузнецова О.П., Косьмин А.Д. и др. (2019) [10], Тельных В.В. (2019) [5], Лебедева С.А. (2020) [8], Бровко С.Б., Солод Т.В. (2020) [11], Левченко Т.П., Конаныхина О.В. (2018) [17], Khushnazarova M.G. (2022) [18], Новичкова А.В. (2019) [14], Сарян А.А. (2021) [6], Рубцова Н.В., Солодухин К.С. (2022) [15], Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А. и др. (2021) [13], Ячменева В.М., Фокина Н.А. (2016) [22].

Источником данных также являются материалы официальных сайтов, таких как Федеральное агентство по туризму РФ, Федеральная служба государственной статистики.

Таким образом, целью исследования является оценка туристской привлекательности территорий Красноярского края.

Задачи исследования:

- определить уровень информированности потребителей о возможности удовлетворить рекреационные запросы (насколько проинформированы о зонах притяжения, наиболее популярные источники информации);

- изучить особенности поведения потребителя на рынке туристских услуг в условиях влияния факторов потребительского выбора (мотивы и факторы потребительского выбора);

- определить степень соответствия уровня развитости инфраструктуры запросам потребителя;

- оценить уровень привлекательности территорий региона для путешествий.

В качестве результатов работы авторами предложены рекомендации по повышению привлекательности территорий Красноярского края для туристов.

Основная часть

Для решения поставленных задач было проведено маркетинговое исследование, включающее в себя ряд этапов [8]:

1 Разработка концепции исследования

1.1 Определение проблемы исследования

Исходя из анализа текущего состояния туристской отрасли региона, была выделена основная проблема: низкий уровень спроса на туристические услуги региона. Следствием этого является низкая доля вклада отрасли внутреннего туризма в ВРП региона (рисунок 1).

Выдвинутая управленческая проблема: Как повысить уровень привлекательности территории Красноярского края в целях отдыха/путешествий, а соответственно и уровень спроса на туристские услуги региона?

С целью сужения количества возможных гипотез по выдвинутой проблеме воспользуемся методом логико-смыслового моделирования проблемы с выделением основных факторов, которые могут влиять на поведение потребителя (рисунок 1).

Рисунок 1 - Дерево проблем (Составлено авторамиом)

В результате проведенного анализа были выдвинуты два основных направления решения проблем: стимулирование сбыта и создание спроса на туристские услуги региона. В процессе исследования необходимо определить уровень информированности потребителей о местах притяжения региона, отношение потребителей к внутреннему туризму (места притяжения, инфраструктура, предпочитаемые виды туризма, качество услуг и пр.), оценить степень привлекательности региона и намерения потребителей путешествовать внутри региона.

Таким образом, объектом исследования является индустрия туризма Красноярского края.

Предметом исследования - конъюнктура туристского рынка Красноярского края.

2 Разработка плана исследования

2.1 Выбор методов проведения исследования

Исследование будет представлять собой количественный опрос потребителей с целью выявление потребительских предпочтений и уровня удовлетворенности инфраструктурой туристской отрасли региона [21]. Проведение полевых работ и обработка данных позволит выделить целевые потребительские сегменты, зоны притяжения, описать общий портрет потребителя туристских услуг, выявить уровень соответствия инфраструктуры туризма на территории Красноярского края ожиданиям потребителей.

Сроки проведения: сентябрь-октябрь 2022 г.

2.2 Разработка выборочного плана исследования

Для выявления проблемы данного исследования выбраны мужчины и женщины, проживающие в настоящее время в Красноярском крае, в возрасте от 18 до 70 лет (исходя из средней продолжительности жизни населения в России 73 года, в Красноярском крае – 70 лет). Будет проведено выборочное обследование генеральной совокупности методом систематической выборки. Численность генеральной совокупности составит 2 010 378 чел.

Контур выборки: туристы, посетившие территорию Красноярского края.

Методы отбора респондентов: случайная, повторная выборка с периодом 1 раз в год. При вероятности 95%, t=1,96, при заданной точности исследования в 5% выборка (n) составит 385 человек (1).

, (1)

где n – размер выборки,

t – коэффициент Стьюдента,

p, q – проявлении альтернативного признака, оба значения равны 50%,

- предельная ошибка выборки.

2.3 Разработка форм для сбора данных

Структура анкеты

Количество вопросов: 36. Вид вопросов: 4 – характеристика респондентов, остальные вопросы содержательные.

Анкета составляется по тематическим блокам:

Блок общих вопросов. Данный блок позволит оценить мотивы и критерии выбора потребителей, а также барьеры к путешествиям, предпочтения видов туризма, что позволит сформировать общее представление о предпочтениях туристов и использовать в дальнейшем собранную информацию для апробации на территории Красноярского края.

Блок вопросов о предпочтениях туристов, отдыхающих на территории Красноярского края. Позволит выявить наиболее информативные источники информации, используемые чаще всего туристами при выборе мест отдыха; уровень развитости инфраструктуры, привлекательные места отдыха на территории региона, частоту путешествий.

Данные о респонденте: пол, жизненный цикл семьи, средний уровень дохода, позволит описать портрет потребителя, выделить целевые сегменты в соответствии с предпочтениями туристов.

Результаты опроса позволят подтвердить/опровергнуть гипотезу о выделении сегментов потребителей в соответствии с жизненным циклом семьи, моделью отдыха и потребительскими предпочтениями.

Результаты опроса позволят:

- определить приоритетные направления развития туризма, наиболее популярные объекты;

- определить уровень информированности потребителей о возможности удовлетворить рекреационные запросы;

- выявить особенности поведения потребителя на рынке туристских услуг в условиях влияния факторов потребительского выбора (мотивы и факторы потребительского выбора);

- представить степень соответствия уровня развитости инфраструктуры запросам потребителя;

- разработать рекомендации по повышению привлекательности территорий.

Результаты анкетирования

Результаты опроса подтвердили гипотезу о различном поведении туристов в зависимости от выбранного направления и длительности отдыха (рисунок 2). В длительный отпуск большая часть предпочитает путешествовать за границу (79%), путешествуя по внутренним направления, по большей части выбирают модель праздничные дни (1-6 дней) – 46% респондентов, длительный отпуск предпочитают порядка 30% опрошенных. При планировании отдыха в домашнем регионе обычно выбирают поездку в течении дня (43% опрошенных) или на weekend (40% опрошенных).




а) Зарубежные направления
б) Россия
в) Домашний регион

Рисунок 2 - Структура туристов, выбирающих различную длительность отдыха по направлениям (Составлено авторами)

Основными сдерживающими причинами при принятии решения о путешествии (рисунок 3) являются отсутствие свободных денежных средств (40%), дефицит времени (33%), сдерживающие семейные обстоятельства (10%).

Рисунок 3 - Сдерживающие причины при принятии решения о путешествии (Составлено авторами)

В рейтинге мотивов, являющихся определяющими при принятии решения о путешествии первые три места занимают смена обстановки (83%), посещение культурно-исторических объектов (54%) и курортно-пассивный отдых (49%).

Рисунок 4 - Рейтинг мотивов, определяющих потребность в отдыхе (Составлено авторами)

Гипотеза о различном поведении респондентов в зависимости от модели и частоты отдыха также подтверждается следующими структурами (рисунок 5). Поездку в течение дня предпочитают организовывать чаще всего каждую неделю и 1-2 раза в месяц (по 27% респондентов) и 25% - 1 раз в 3-4 месяца. На Weekend чаще всего отправляются 1 раз в 3-4 месяца (32% ответивших). В праздничные дни и длительный отпуск более 7 дней предпочитают путешествовать довольно редко - 1-2 раза в год (39% и 41% соответственно рассматриваемым моделям отдыха).





а) Поездка в течение дня (2-5 часов)
б) Поездка на weekend (1-2 дня
в) Праздничные дни (1-6 дней особое событие)
г) Длительный отпуск (более 7 дней)

Рисунок 5 - Структура предпочтений туристов по длительности и частоте поездок (Составлено авторами)

Определяясь с местом путешествия, наиболее важными критериями респонденты выделяли наличие уникальной природы, возможность посещать объекты культуры (66 и 50%: соответственно), развитую гостиничную сеть и сеть общественного питания (по 39%) и наличие устойчивой мобильной связи и интернета (38%). Распределение по остальным критериям представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 – Рейтинг важности критериев при выборе место отдыха (Составлено авторами)

Из всех видов туризма, наибольшей привлекательностью у населения пользуются пляжный и культурно-познавательный туризм (75 и 63% ответов соответственно), порядка 29% респондентов отдают предпочтение лечебно-оздоровительному, событийному туризму, также предпочитают кемпинг. Распределение предпочтений по видам туризма представлено на рисунке 7.

Рисунок 7 – Рейтинг предпочтений по видам туризма

(Составлено авторами)

При планировании путешествия чаще всего обращаются к мнению друзей и знакомых (80% ответов респондентов), также высокой популярностью пользуются такие источники информации как сайты посвященные туризмы и отзывы реальных туристов (порядка 50% ответов респондентов), меньше всего обращаются к чатам в месенджерах и путеводителям. Распределение популярности источников информации при планировании путешествия представлено на рисунке 8.

Рисунок 8 – Рейтинг популярности источников информации при планировании путешествия (Составлено авторами)

Большая часть респондентов предпочла внутренние направления туризма (58% опрошенных). Основными причинами выбора внутренних направлений отдыха указывали близость к месту проживания (39%), относительно невысокая стоимость отдыха (36%), что объясняется экономией на некоторых статьях затрат, таких как перелеты, проживание в гостиницах и прочее. Также важными критериями выбора являются разнообразие природных объектов, отсутствие различного рода барьеров: языковой, ограничения на выезд из страны, оформление документов и прочее. Полный перечень причин выбора внутренних направлений отдыха представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 –Рейтинг причин выбора внутренних направлений отдыха (Составлено авторами)

Из регионов Сибирского федерального округа чаще всего для путешествия предпочитают Алтай, республику Хакасия, Красноярский край и Иркутскую область (рисунок 10).

Рисунок 10 –Рейтинг популярности регионов Сибирского федерального округа для путешествия (Составлено авторами)

В качестве ограничивающих факторов при выборе Красноярского края как места для путешествия указывали отсутствие интересных локаций либо отсутствие информации о них (37%), несоответствие цены и качества оказываемых услуг и неразвитость инфраструктуры в регионе (по 26% ответивших), отсутствие необходимых природных объектов, неблагоприятный температурный режим и прочие факторы, представленные на рисунке 11.

Рисунок 11 – Рейтинг ограничивающих факторов при выборе Красноярского края как места отдыха (Составлено авторами)

Структура распределения респондентов в зависимости от частоты и длительности путешествия по Красноярскому краю повторяет общую структуру путешествий (рисунок 12). Поездку в течение дня предпочитают организовывать чаще всего 1-2 раза в месяц (31% респондентов) и каждую неделю 23% респондентов. На Weekend чаще всего отправляются 1 раз в несколько месяцев (39% ответивших), в праздничные дни - 1-2 раза в год (41% респондентов). Частота поездок в длительный отпуск более 7 дней в Красноярском крае реже, чем в общей структуре, по данной модели отдыха предпочитают путешествовать реже, чем 1 раз в год более половины респондентов (52%).

Рисунок 12 – Структура распределения респондентов в зависимости от частоты и длительности путешествия по Красноярскому краю (Составлено авторами)

При организации отдыха в пределах Красноярского края чаще всего отдых организуют самостоятельно, ответы респондентов варьируются от 92 до 61% в зависимости от планируемой модели отдыха. К услугам турфирмы обращаются при организации отдыха на длительный период (12-16%). Предпочтения респондентов по заинтересованности в услугах туристических агентств представлены на рисунке 13.





а) Поездка в течение дня (2-5 часов)
б) Поездка на weekend (1-2 дня
в) Праздничные дни (1-6 дней особое событие)
г) Длительный отпуск (более 7 дней)

Рисунок 13 – Предпочтения респондентов по заинтересованности в услугах туристических агентств (Составлено авторами)

В качестве наиболее популярных локаций для посещения в Красноярском крае были выделены зоопарк «Роев ручей», Бобровый лог, смотровая «Царь-рыба», заповедник «Столбы» и другие. Топ 10 наиболее популярных локаций представлен на рисунке 14.

Рисунок 14 – Топ 10 популярных локаций Красноярского края

(Составлено авторами)

В зависимости от доходов респондентов и структуры затрат на отдых были выделены 4 сегмента туристов. Сегмент 1 (доход ниже 15 тыс. руб.) в среднем на отдых тратят порядка 25 тыс. руб. У сегмента 2 (доход 16-35 тыс. руб.) и сегмент 3 (доход 36-60 тыс. руб.) схожие структуры расходов по статьям затрат, готовы потратить порядка 19 тыс. руб. на отдых, наибольшие затраты приходятся на шопинг и развлечения. И сегмент 4 (доход свыше 60 тыс. руб.) суммарно тратит порядка 29 тыс. руб., тратя большие суммы на проживание, питание, шопинг и общие расходы. Структура затрат по сегментам и статьям расходов представлена на рисунке 15.

Рисунок 15 – Структура затрат по сегментам и статьям расходов

(Составлено авторами)

На рисунке 16 представлено соотношение наиболее важных критериев при выборе места для путешествия по инфраструктурным составляющим и оценка уровня их развития в Красноярском крае. Оценки развития инфраструктуры не превышают 4-х баллов, по пятибалльной шкале. Наибольшие оценки получили развитая сеть общественного питания – 3,73 балла (наиболее важный критерий при выборе места отдыха), возможность заниматься спортом – 3,77 балла (важность составила 15%), и наличие устойчивой мобильной связи и интернета – 3,64 балла (один из важных параметров по мнению респондентов – 38% опрошенных).

Рисунок 16 – Соотношение важности критериев при выборе места для путешествия и оценки уровня их развития в Красноярском крае

(Составлено авторами)

Исходя из намерений совершать в дальнейшем путешествия по Красноярскому краю, более половины респондентов (56,6%) с уверенностью и дальше будут посещать локации Красноярского края, порядка 35% опрошенных скорее всего приедут повторно в регион, около 5% опрошенных вероятнее всего откажутся от путешествий по территории Красноярского края (рисунок 17).

Рисунок 17 – Структура респондентов в соответствии с намерениями совершать в дальнейшем путешествия по Красноярскому краю

(Составлено авторами)

Индекс чистых сторонников составил 15%, по сегментам индекс варьируется от 8 до 23% (рисунок 18). Сегменты 1 и 3 являются достаточно лояльными и готовы путешествовать по Красноярскому краю, в отличие от сегмента 4 с уровнем лояльности 8%.

Рисунок 18 – Индекс чистых сторонников

(Составлено авторами)

Получившиеся достаточно низкие значения индекса можно объяснить неудовлетворенность уровня развития элементов туристской инфраструктуры и факторов, ограничивающих выбор внутренних направлений и в частности Красноярского края в качестве места для путешествия.

Таким образом, в результате исследования были выявлены предпочтения туристов при планировании путешествия (мотивы, критерии выбора, причины отказа) в зависимости от длительности отдыха, выявлена наиболее предпочитаемая частота отдыха как в целом, так и в рамках Красноярского края, заинтересованность туристов в услугах турагентств, составлен рейтинг наиболее популярных локаций в Красноярском крае, выявлены сегменты потребителей по доходу и их предпочтениям, оценен уровень удовлетворенности туристов отдыхом в Красноярском крае и вероятность повторного посещения территории региона.

Заключение

В рамках данного исследования была затронута актуальность развития внутреннего туризма в сложившихся экономических условиях. Авторами было проведено маркетинговое исследование с целью выявления потребительских предпочтений относительно услуг внутреннего туризма на территории Красноярского края. На основе данных исследования были получены следующие результаты:

- определен уровень информированности потребителей о возможности удовлетворить рекреационные запросы (насколько проинформированы о зонах притяжения, наиболее популярные источники информации);

- изучены особенности поведения потребителя на рынке туристских услуг в условиях влияния факторов потребительского выбора (мотивы и факторы потребительского выбора);

- определена степень соответствия уровня развитости инфраструктуры запросам потребителя;

- оценен уровень привлекательности территорий региона для путешествий.

На основе полученных данных авторами были разработаны рекомендации по повышению привлекательности внутреннего туризма Красноярского края. Исходя из соотношения важности критериев при выборе места для путешествия и оценок уровня их развития в Красноярском крае, в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие инфраструктуры туризма на территории региона. На низком уровне оценивается уровень сервиса в гостиничном секторе, также отмечается несоответствие цены и качества оказываем услуг. Провести детальную оценку гостиничного сервиса в первую очередь в наиболее популярных местах туризма (качество сервиса, комфорт номеров, наличие свободных мест, условия бронирования, уровень цен и прочее).

В транспортной инфраструктуре основной проблемой отмечается очень низкая оценка качества дорог территорий региона, на что стоит обратить внимание администрации региона, не всегда устраивает удобство разрабатываемых маршрутов.

Особое внимание стоит обратить на услуги турагентств, так как в местных компаниях в настоящее время достаточно слабо развиты внутренние направления туризма и по результатам опроса отмечается невысокий процент обращений в турагентства либо недовольство существующих предложений. В сложившихся внешних условиях стоит обратить больше внимания именно на разработку туров и маршрутов внутренних направлений, как по России, так и внутри региона, используя имеющиеся конкурентные преимущества.

Исходя из данных об уровне заинтересованности в конкретных локациях, стоит больше информировать население об уже популярных местах притяжения туристов и потенциальных локациях, интересных для посещения, использую наиболее популярные источники информации: сайты, посвященные туризму, реальные отзывы туристов, привлечение блогеров в соц. сетях.

В дальнейших исследованиях планируется проведение оценки потенциала развития туристской отрасли Красноярского края и формирование туристских кластеров территорий Красноярского края с целью формирования управленческих решений в сфере развития туристской отрасли региона.


Источники:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма- 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/93Rr (дата обращения: 10.10.2022).
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р). [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения: 05.10.2022).
3. Матющенко Н.С., Романова Г.М., Пушкарева Д.А., Романов М.С. Методологическое исследование в системе статистического учета в сфере туризма - проведение выборочного анкетного опроса туристов, посетивших курортную зону краснодарского края в 2006 году, с целью определения географии туризма, способов организации туризма, оценки уровня сервиса. Отчет о НИР № 7/9 от 21.09.2006 (департамент комплексного развития курортов и туризма краснодарского края). [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22521104_14895455.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
4. Плотникова В.С., Глушанок Т.М. Современное состояние и прогнозирование основных тенденций развития туризма в Республике Карелия // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 831-844.
5. Тельных В.В. Рынок туристских услуг Красноярского края: тенденции и особенности развития // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 2. – c. 26-31.
6. Сарян А.А. Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений // Регионология. – 2021. – № 3(116). – c. 562-587.
7. Отчет ВШЭ «Внутренний туризм». [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/433402486.pdf (дата обращения: 04.10.2022).
8. Лебедева Ю. А. Организация мониторинга качества туристских услуг на муниципальном уровне. / монография. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 132 c.
9. Лебедева С.А. Оценка популярности видов туризма среди российских потребителей // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 7. – c. 2105-2116. – doi: 10.18334/epp.10.7.110690.
10. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д., Кузьменко А.А., Кузнецов В.В., Кузнецова С.В., Самохвалова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2165-2178.
11. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1025-1038.
12. Зворыкина Т.И., Войт М.Н. Стратегическая инициатива по обеспечению устойчивого развития региона на основе туризма // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2020. – № 1. – c. 51-55.
13. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
14. Новичкова А.В. Перспективы развития внутреннего туризма в РФ // Мировые цивилизации. – 2019. – № 1.
15. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 301-314. – doi: 10.18334/epp.12.1.114074.
16. Морошкина М.В. Туристский рынок как фактор привлекательности территории: сравнительный анализ России и Финляндии // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 521-538. – doi: 10.18334/eo.8.4.39464.
17. Левченко Т.П., Конаныхина О.В. Устойчивое развитие туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности: оценка и инструменты развития. - М.:Креативная экономика, 2018. – 180 c.
18. Ахремчик Д.В. Туристическая отрасль в новых экономических условиях – поиск новых возможностей и направлений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1781-1790. – doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
19. Khushnazarova M.G. The role of improving the tourism brand in increasing the attractiveness of the national tourism product // Молодой специалист. – 2022. – № 1. – p. 29-31.
20. Трубникова О.И. Туристский потенциал и развитие туризма в Ростовской области // Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современности: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Белгород, 2018. – c. 141-144.
21. Черных А.Н. Анализ потребительских предпочтений и оценка уровня экологизации туристской деятельности (по результатам опроса жителей и туристов Ленинградской области) // Журнал правовых и экономических исследований. – 2017. – № 2. – c. 124-127.
22. Ячменева В.М., Фокина Н.А. Факторный анализ показателей развития туризма в дестинациях республики Крым // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 3 (64). – c. 159-170.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 15:34:26