Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма на территории Красноярского края

Федорова Н.В.1, Данильченко Ю.В.1, Якимова Е.А.2, Лобанова А.В.1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
2 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49880596
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представляются результаты качественного исследования на предмет выявления мнения экспертов о современных тенденциях и закономерностях, возможных рисках, угрозах и перспектив развития внутреннего туризма на территории Красноярского края в условиях постоянных глобальных вызовов. Исследование направлено на выявление основных и определяющих факторов формирования маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма в рамках программы развития внутреннего туризма Красноярского края. Проводится анализ туристской отрасли в регионе, анализ туристских потоков. Выявляются наиболее популярные места притяжения и наиболее активные потребители туристских услуг в Красноярском крае. Определены популярные виды туризма, изменения в поведении, мотивах и критериях выбора места отдыха в условиях пандемии, определены соотношения организованного и неорганизованного туризма. Показаны изменения ключевых запросов потребителей туристских услуг. В исследовании приняли участие руководители ведущих туристических компаний края, результатами исследования стали перечень основных проблем в сфере внутреннего туризма, определен портрет основного целевого потребителя туристических услуг на территории Красноярского края, уровень маркетинговой активности субъектов туристической отрасли региона, а также выявлен потенциал развития туристического сектора.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, анализ и прогнозы развития туристского рынка в регионе

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта №2021021007411 «Разработка информационно-аналитической системы мониторинга состояния и оценки потенциала развития туристской отрасли Красноярского края для подготовки стратегических управленческих решений»

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Рынок внутреннего туризма стремительно развивается. Несмотря на различные ограничения, путешественники позитивно относятся к новым трендам на виды отдыха и интересуются новыми местами для потенциальных поездок внутри страны [5,11,12]. Красноярский край обладает значительным туристско – рекреационным потенциалом, а также ресурсом экологически чистых, свободных от промышленных предприятий территорий. Однако, наличия высокого туристского потенциала оказывается недостаточно для того, чтобы вклад туристской отрасли в формирование валового регионального продукта стал значительным. Очевидным является и то, что, несмотря на разнообразие направлений в области туризма, туристический потенциал Красноярского края используется далеко не в полной мере. [ 10, 13].

Цель исследования

С помощью качественного исследования необходимо выявить мнение экспертов, определить современные тенденции, закономерности, риски, угрозы и возможности развития внутреннего туризма на территории Красноярского края в условиях уже постоянных глобальных вызовов. Научная новизна состоит в определении количественных и качественных показателей, необходимых для разработки маркетинговой стратегии развития въездного/внутреннего туризма в регионе.

Материал и методы исследования

После пандемии коронавируса в 2019 – 2020 гг. стал активно развиваться внутренний туризм на территории Российской Федерации [1,2,8,12]. И Красноярский край также участвует в актуальной повестке, согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [7]. В статье на тему «Совершенствование туристской отрасли в регионах РФ на основе разработки маркетинговой стратегии развития внутреннего туризма», авторы дали объективную оценку существующей системе оценке состояния туристической отрасли в России. Также была представлена модель создания маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма, которая включала в себя работу по поиску каналов сбыта в виде 4 систем численных показателей, представленных в динамической сетке событий, а также маркетинговая концепция 8P (рисунок 1) [13]. Следующим этапом в модели создания стратегии стала обработка статистической информации по направлению «туризм» и дальнейшая работа по продвижению – главному упущению в сфере развития внутреннего туризма.

Рисунок 1 – Модель создания маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма [13].

В связи с отсутствием комплексной системы мониторинга и оценки существующей ситуации в сфере внутреннего туризма стало необходимо проведение интервью и организация регулярных опросов среди экспертов, представителей туристических агентств и операторов. Благодаря данной работе планируется увеличить уровень понимания о потенциале Красноярского края – как транзитного или въездного пункта приема туристов, определить существующий уровень продвижения непосредственно в частных организациях, занимающихся туристской деятельностью, узнать об актуальных продуктах-турпродуктах и многом другом, входящем в концепцию 8P модели по созданию маркетинговой стратегии.

Данный метод – глубинное интервью был выбран как первоначальный этап к написанию конкретной стратегии по развитию внутреннего туризма по причинам того, что необходимо тесное взаимодействие агентства по туризму Красноярского края и частного сектора – туристических операторов и агентств, взаимное понимание текущей ситуации и текущего уровня развития в актуальной повестке по развитию туристского сектора. Также был применен метод «снежного кома», благодаря чему выяснена сеть взаимосвязи различных туристических организаций и уровень их взаимодействия и информированности о работе друг друга.

Было осуществлено первичное исследование на тему «Анализ экспертного мнения представителей турагентств по выявлению потребительских предпочтений и мотивов населения в отношении внутреннего туризма на территории Красноярского края», включающее в себя комплекс соответствующих маркетинговых работ, а именно – изучение сформированной анкеты и вопросов, подбор организаций под актуальную повестку, глубинное исследование с экспертами туристических агентств, и составление отчета по результатам работы.

Подготовленные анкеты для экспертов туристической отрасли включали в себя превалирующие вопросы о внутреннем туризме Красноярского края, а глубинное интервью было направлено в большей степени на выяснение глобального течения сфера туризма, текущую ситуацию по России и предпочтения и изменение в поведении самих потребителей.

Исследование проводилось в период апреля - июня 2022 г. Всего в городе Красноярске около сорока организаций, предоставляющие услуги туристам по продаже туров, организации отдыха. Отбор экспертов осуществлялся методом сплошного опроса туристических компаний. В исследовании согласились принять участие 15 компаний туристического рынка г. Красноярска. Участники глубинного интервью: руководители, специалисты, эксперты туристических агентств и туроператоры на территории г. Красноярска, а также главный маркетолог российского туроператора.

Эмпирической базой исследования стали данные, полученные в результате проведения глубинного интервью. Гендерный состав, а также уровень доходов респондентов не являлись определяющими, не учитывались при отборе респондентов для участия в исследовании и не фиксировались в ходе интервью.

Интервью было проведено в форме неформальной беседы по подготовленному заранее плану при личной встрече с респондентом, или, в случае отказа встречаться лично, в связи с текущими событиями — дистанционно. Вопросы включали в себя описание портрета потребителей туристских услуг, перечисление наиболее предпочитаемых мест и видов отдыха, изменение в поведении и мотивах туристов, влияние пандемии и многое другое.

Также было отмечено то, что многие респонденты не захотели принимать участие, объяснив это, отсутствием времени, большой загруженностью (самый сезон), а некоторые – просто проигнорировали сообщение.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам проведенного глубинного интервью были выявлены наиболее явные проблемы в сфере внутреннего туризма, точно определен портрет основного целевого потребителя туристических услуг на территории Красноярского края, а также выявлен потенциал развития туристического сектора.

На вопросы, касающиеся портрета целевого потребителя, превалирующее число экспертов выделили сегмент женщин средних лет, с детьми. Данный вид потребителя наиболее заинтересован в наличии качественного, безопасного отдыха на территории Красноярского края. Многими экспертами было отмечено, что данный сегмент является ориентированным на водоемы и наличие экологичной природы для своего ребенка/детей вокруг места отдыха.

На рисунке 2 отражено, соотношение мужчины/женщины, по мнению экспертов.

Рисунок 2 - Структура потребителей туристских услуг

по половому признаку

«Составлено автором»

Наиболее популярный вариант ответа у 59% респондентов (туристических компаний) – 30% мужчин и 70% женщин. В трех компаниях из четырех - женщины, как туристская масса превалируют. Также представители туристских организаций утверждают, что еще одними самыми активными туристами на территории Красноярского края являются пенсионеры и школьники, так как в регионе действуют субсидированные туры.

В сфере въездного туризма в Красноярский край можно описать целевого потребителя как жителя центральной части России, предпочитающего эксклюзивные, дорогие туры. Также была отмечена популярность Красноярского края для иностранцев возраста выше среднего, в основном мужчин, в тематике группового туризма.

Популярными местами на территории Красноярского края являются Ергаки, Шерегеш, Дивногорск, Енисейск, Енисей (как локация и пароходство), Туруханский район и сам город Красноярск. Часто упоминалось Красноярское море, но в связи с сильно недостающим необходимым уровнем качества отдыха для переориентировавшихся на внутренний туризм клиентов – данный объект отдыха почти не рассматривается. Наиболее востребованными видами отдыха на территории Красноярского края стали экскурсионный и гастрономический. Про эти виды отдыха говорили 90% экспертов.

Самостоятельные туристы после пандемии коронавируса являются отдельным важным сегментом в сфере туризма – возводится множество объектов инфраструктуры и разрабатываются цифровые продукты. На данный момент, по результатам глубинного интервью сегмент самостоятельных туристов является постоянной единицей, которая зависит от общей обстановки в мире и авиасообщений между странами. Предпочтения потребителей при выборе туристских маршрутов по большей части зависят от текущих политических и экономических факторов.

Проанализировав потребительский поток и уровень востребованности туристических агентств, было замечено явное снижение спроса на данный вид услуг. Во время пандемии 2019 и 2020 гг. большое количество туристических организаций прекратили свою деятельность в связи с экономическими проблемами, также отозваны франшизы в туристической отрасли. На данный момент спрос на услуги туристических организаций растет в сфере операторов продуктов. До пандемии коронавируса и событий в феврале 2022 года туристические агентства Красноярска занимались в основном зарубежными поездками, почти исключая работу с операторами по туристским продуктам в регионе. Сейчас туристические агентства стоят на перед выбором начала работы с местными операторами, либо ожидания разрешения ситуации с авиасообщениями между другими странами и Россией. Спрос на услуги туристических операторов вырос более, чем на 60%.

В наибольшей степени для отдыха на территории Красноярского края туристов привлекают такие места, как Енисей, экскурсионное пароходство по Енисею, ГЭС, Плато Путорана, Столбы, Торгашинская лестница. Самыми активными потребителями туристских услуг на территории края являются сегменты: экскурсионного туризма – это в основном пенсионеры и школьники, транзитного туризма – люди проезжие в деловых целях или туристических, а также сами жители города Красноярска и близлежащих территорий.

Также была проанализирована экономическая составляющая туристического индустрии в Красноярском крае. Эксперты в данной отрасли отметили, что ценообразование в текущей ситуации складывается достаточно разнообразно. Экскурсионный туризм, предполагающий мероприятие в течении нескольких часов, на территории региона предлагается потребителю в ценах средних и ниже среднего. В структуре туристических продуктов, учитывающих одну и больше ночей, цены складываются выше среднего – особенно если рассматривать экстремальный туризм и пароходство по реке Енисей.

Отмечая потенциал Красноярского края как места проведения знаковых, крупномасштабных событий, способных повысить привлекательность региона большинство экспертов отметили потенциал в сфере пароходства на Енисее, как утверждают представители опрошенных компаний, данный вид туризма интересен потребителю с точки зрения экскурсионного туризма (несколько часов), культурно – познавательного и исторического. В связи с очень малым обеспечением количества туристского судоходного транспорта, с его слишком высокой ценой, на данный момент он находится на стадии стагнации. Однако если развивать данный вид туризма: обновлять транспорт, улучшать причалы и делать турпродукт более интересным для потребителя, есть возможность значительно увеличить туристический поток как с Восточного региона стран, так и с внутреннего потока туристов. Исторический вид туризма, связанный с транссибирской магистралью, до 2019 – 2020 гг. был востребованным среди иностранных граждан и жителей центральной России. На тот момент существовали железнодорожные туры по всей стране, и Красноярск – был транзитной остановкой, за одну остановку число туристов могло достигать шести ста человек. Эксперты утверждают, что данный вид туризма может стать потенциальный двигатель туристского потока со стороны восточных стран (Азиатские страны). Для реализации направления необходим запуск по данному маршруту комфортабельного нового ж/д состава и наличие высококвалифицированного гида.

Были проанализированы негативные аспекты в имидже Красноярского края. С помощью экспертной оценки и собранной информации в течении проведенных глубинных интервью, были выбраны наиболее часто повторяющиеся проблемы и тем самым сделан вывод, что актуальными проблемами Красноярского края для потенциального развития внутреннего туризма являются: «Черное небо», пожары на территории региона, отсутствие достойной инфраструктуры за пределами города Красноярска. Проанализировав контекст упоминаний Красноярского края в федеральных и мировых СМИ с помощью инструментов нейромаркетинга, было выяснено, что превалирующее число упоминаний связано с экологическими проблемами и политическими действиями правительства региона. В связи с этим, информационное поле блокирует большинство новостей о Красноярском крае, как туристическом бренде. Представителями туристических организаций была обозначена проблема о недостаточной информационной освещённости как достопримечательностей Красноярского края, так и отдельного региона, как места потенциального туризма. Многие эксперты отметили проблему отсутствия единой концепции развития туризма в Красноярском крае, а отсюда и отсутствие рекламы на федеральном уровне туристского бренда региона.

Цифровизация и введение цифровых технологий и продуктов в региональной среде сильно отстает от уровня центральной России. Красноярский край примечателен большим историческим и деловым потенциалом, при введении активной политики внедрения маркетинга и рекламных кампаний на федеральном уровне, данный потенциал может быть реализован.

Выводы (заключение)

В актуальной повестке Российской Федерации находится повышение уровня востребованности внутреннего и въездного туризма на территории страны [3-6, 9], и каждого из регионов, среди потенциальных потребителей услуг. После анализа экспертного мнения и внедрения данных в «модель создания маркетинговой стратегии по развитию въездного/внутреннего туризма», необходимо дальнейшее следование заданным целям. Создание новых как цифровых [5,11], так и операционных инструментов для развития туристического сектора на территории Красноярского края окажет большое воздействие на результативность рекламных кампаний и сможет вывести на федеральное медиа – поле интересные и привлекательные для потребителей предложения [8,14,15].

Продвижение и повышение узнаваемости региона увеличивает инвестиционную привлекательность, возможность создавать новые рабочие места и объекты современной инфраструктуры, обновить существующий список туристических продуктов, а также поможет туристическим агентствам и операторам активно экономически развиваться в условиях кризиса.


Источники:

1. Архипова М.А. Адаптация туристской отрасли в РФ в условиях распространения пандемии COVID-19 и посткризисный период // Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 63-70.
2. Ахремчик Д.В. Туристическая отрасль в новых экономических условиях – поиск новых возможностей и направлений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1781-1790. – doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
3. Газизьянова С.М. Стратегические направления регионального туризма: культурно-исторический туризм, экологический туризм, сельский туризм (на примере Республики Марий эл) // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2015. – c. 207-213.
4. Развитие туризма в Российской Федерации как вектор реализации туристского потенциала в регионах // Среднерусский вестник общественных наук. – 2020. – № 6. – c. 191-200. – doi: 10.22394/2071-2367-2020-15-6-191-200.
5. Миронова Н.А. Туристская отрасль в контексте цифровой экономики // Московский экономический журнал. – 2020. – № 5. – c. 62. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10321.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 1242 c.
7. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»
8. Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса. Delprof.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskiy-turizm-posle-pandemii-perspektivy-vosstanovleniya-turbiznesa (дата обращения: 19.10.2022).
9. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 301-314. – doi: 10.18334/epp.12.1.114074.
10. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
11. Тренды в туризме 2022. Welcometimes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://welcometimes.ru/opinions/trendy-v-turizme-v-2022-godu 8 (дата обращения: 02.09.2022).
12. Федеральная служба статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicators (дата обращения: 02.09.2022).
13. Федорова Н.В., Данильченко Ю.В., Якимова Е.А. Совершенствование туристской отрасли в регионах РФ на основе разработки маркетинговой стратегии развития внутреннего туризма // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11-2. – c. 318-325. – doi: 10.17513/vaael.1953.
14. Федорова И.Ю. Туристская отрасль как инструмент экономического роста государства и административно-территориальных образований // Туризм: наука и образование: Материалы VI Международного форума: в 2 ч. М., 2021. – c. 203-209.
15. Христова Т.Б. Велнес-туризм: нишевый туризм с хорошими традициями и новыми возможностями на 2021 год // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2021. – № 2. – c. 95-103.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 15:38:26