Общественное мнение как объект исследования в стратегическом планировании развития территории: экономико-социологический подход

Ситникова Е.Л.1, Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Бармина Е.А.1
1 Вятский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Ситникова Е.Л., Савельева Н.К., Созинова А.А., Бармина Е.А. Общественное мнение как объект исследования в стратегическом планировании развития территории: экономико-социологический подход // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 2. – С. 475-486. – doi: 10.18334/ce.18.2.120463.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63860732

Аннотация:
Стратегическое планирование развития любой территории является неотъемлемой частью публичного управления. От того, на сколько грамотно выстроен процесс стратегического управления развитием субъекта РФ или муниципального образования, зависит его устойчивое и планомерное социально-экономическое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей его жителей, способствует привлечению и развитию человеческого капитала. В данном случае главной задачей органов власти является создание таких условий, в которых территория становится местом притяжения инноваций и человеческого капитала. Без учета мнения самих жителей достичь подобной задачи видится весьма затруднительным. В связи с этим целью представленной статьи выступило обоснование ряда исследовательских инструментов в рамках экономико-социологического подхода, которые позволяют изучать общественное мнение. Авторы статьи обосновывают, что учет мнения граждан позволяет оптимизировать процесс стратегического планирования развития территорий.

Ключевые слова: общественное мнение, экономико-социологический подход, стратегическое планирование, территория, граждане, публичное управление

Финансирование:
Стратегическое планирование развития любой территории является неотъемлемой частью публичного управления. От того, на сколько грамотно выстроен процесс стратегического управления развитием субъекта РФ или муниципального образования, зависит его устойчивое и планомерное социально-экономическое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей его жителей, способствует привлечению и развитию человеческого капитала. В данном случае главной задачей органов власти является создание таких условий, в которых территория становится местом притяжения инноваций и человеческого капитала. Без учета мнения самих жителей достичь подобной задачи видится весьма затруднительным. В связи с этим целью представленной статьи выступило обоснование ряда исследовательских инструментов в рамках экономико-социологического подхода, которые позволяют изучать общественное мнение. Авторы статьи обосновывают, что учет мнения граждан позволяет оптимизировать процесс стратегического планирования развития территорий. Ключевые слова: общественное мнение, экономико-социологический подход, стратегическое планирование, территория, граждане, публичное управление Источники финансирования Исследование выполнено при финансовой поддержке Администрации города Лангепас (Муниципальный контракт № 0187300010123000105 от 29.08.2023).

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Важной задачей публичного управления является создание таких условий, чтобы каждый его гражданин мог самостоятельно занимать стабильные, благополучные социальные позиции, которые отвечают уровню его притязаний и качеству его человеческого капитала [1]. В данном случае превалирующей задачей может выступить формирование активной роли граждан в рамках публичного управления, в том числе и в системе стратегического планирования. Без учета мнения самих граждан, проживающих в конкретном субъекте РФ, муниципальном образовании, невозможно выстроить эффективно работающую систему стратегического управления социально-экономическим развитием, обеспечить устойчивое развитие конкретной территории. Как показывает опыт, при разработке стратегий социально-экономического развития территории чаще всего имеется проблема нехватки данных, отражающих мнение непосредственно ее жителей. Таким образом, социологические исследования, порой, выступают единственным инструментом, позволяющим собрать данные, характеризующие как качественную, так и количественную составляющую объекта исследования.

Целью статьи является обоснование применения ряда исследовательских инструментов экономико-социологического подхода, позволяющих изучать общественное мнение в рамках стратегического планирования развития территории.

Методологическая основа

Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации содержатся в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [2]. Исполнительным органом власти в вопросах стратегического планирования выступает Министерство экономического развития. Им осуществляется разработка ряда системообразующих документов стратегического планирования (стратегия социально-экономического развития, стратегический прогноз Российской Федерации, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и другие).

Одной из задач государственной политики в процессе повышения эффективности политической системы и стратегической целью институционализации гражданского общества является совершенствование механизмов непосредственного участия граждан в публичном управлении. В связи с этим социологические инструменты, позволяющие изучать мнение населения по различным вопросам, находящимся в плоскости взаимодействия органов власти и общества, становятся достаточно актуальными. Отметим, что важность построения эффективно работающих механизмов обратной связи с населением в системе реализации государственных проектов и программ подчеркивается и в ранее проводимых исследованиях [3, 4, 5 и др.].

Всё чаще при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований местные власти помимо традиционных экономических инструментов прибегают также и к социологическому инструментарию [6]. Это позволяет сделать текст стратегий более «живым», соответствующим реальным потребностям жителей. Согласимся с тем, что «на основе комплексных социологических исследований возможно обеспечить высокую степень репрезентативности используемых данных для разработки стратегических документов» [7, с. 612].

Исследования, проводимые американским экономистом и социологом Р. Флоридой, свидетельствуют о том, что «место, где мы живем, становится все более значимым для нашей жизни во всех ее аспектах» [8, с. 11]. В данном случае главной задачей органов власти в стратегическом планировании развития является создание таких условий, в которых территория становится местом притяжения инноваций и человеческого капитала. Без учета мнения самих жителей достичь подобной задачи видится весьма затруднительным. В связи с этим экономико-социологический подход в рамках выбранной темы позволяет обосновать необходимость использования социологического инструментария при исследовании экономических аспектов жизнедеятельности людей, учесть субъективные факторы, определяющие выбор тех или иных стратегий поведения при выборе услуг, оценке их качества, уровня доступности и т.п. Этот подход позволяет обеспечить максимально широкое участие граждан в процессе стратегического планирования [9].

Формализованный опрос как метод исследования общественного мнения

Формализованный социологический опрос населения может выступить одним из важных инструментов стратегического планирования развития территории, который позволяет изучать общественное мнение по тому или иному аспекту стратегического планирования развития. При этом все большую популярность приобретает процедура сбора данных через онлайн сервисы, позволяющие охватить достаточно широкую аудиторию респондентов. Кроме того, подобный метод сбора данных значительно экономит бюджет исследования, а «результаты продуманного и качественно реализованного онлайн-опроса не отличаются от данных, полученных при помощи привычных нам бумажных опросов» [10, с. 73].

В качестве примера приведем некоторые результаты формализованных опросов, используемых авторами статьи для исследования общественного мнения в рамках стратегического планирования развития территории.

Целью одного из исследования выступила оценка уровня удовлетворенности населения Кировской области реализацией национального проекта «Жилье и городская среда». Исследование проводилось путем онлайн опроса потенциальных благополучателей национального проекта «Жилье и городская среда», постоянно проживающих на территории Кировской области. Опрос проводился в период с 10.02.2022 – 09.03.2022. Результаты исследования содержатся в более ранних публикациях авторов [3, 11]. Отметим, что исследование позволило выявить наиболее проблемные вопросы в глазах общественности в рамках городского благоустройства, на которые стоит обратить внимание властей при дальнейшем планировании развития территории и распределении бюджетных ассигнований.

Еще одним примером использования формализованного онлайн опроса, который применяли авторы статьи в рамках изучения общественного мнения в процессе стратегического планирования, может выступить формализованный опрос жителей г. Лангепаса, направленный на изучение их мнения относительно развития сферы услуг в государственном и негосударственном секторе экономики города. Исследование проводилось в октябре 2023 г. в рамках муниципального контракта № 0187300010123000105 по выполнению работ по актуализации Стратегии социально-экономического развития города Лангепаса на период до 2030 года. Объем выборки составил 379 респондентов – жителей г. Лангепаса, что обеспечивает доверительную вероятность (надежность) результатов исследования на уровне 95%. В рамках проведенного социологического исследования была выявлена и проанализирована оценка развития социальных сфер города в государственном (муниципальном) и негосударственном секторах экономики жителями, определены факторы, которые по мнению горожан, сдерживают развитие социальных услуг в негосударственном секторе, выявлены направления развития услуг государственного и негосударственного сектора, которые по мнению жителей являются приоритетными.

Таким образом, проведение подобных исследований может стать важным направлением изучения общественного мнения в рамках планирования развития территории, позволит учесть мнение самих жителей в вопросах дальнейшего социально-экономического развития их населенного пункта.

Глубинные интервью как метод исследования общественного мнения

Выделим еще один метод исследования в рамках стратегического планирования – глубинные интервью, выступающим качественным методом сбора эмпирической информации. Проводимые исследования свидетельствуют о достаточно широком применении данного метода исследования [12, 13 и др.] в практике управления.

В рамках муниципального контракта № 0187300010123000105 по выполнению работ по актуализации Стратегии социально-экономического развития города Лангепаса на период до 2030 года авторы статьи также имели опыт сбора эмпирической информации с помощью глубинных интервью с экспертами по развитию институтов гражданского общества. Всего было проведено 9 глубинных интервью Средний опыт экспертов в сфере развития гражданского общества составил более 10 лет. Интервью проводилось в онлайн формате. Все видеозаписи интервью были транскрибированы, а затем проанализированы, исходя из задач исследования. Благодаря выбранной методике сбора данных удалось выявить сильные и слабые стороны, обуславливающие развитие некоммерческого сектора, определить приоритетные направления развития гражданских институтов в городе. Отметим, что ни имеющаяся статистическая, ни иная информацию этих сведений не содержала. Важным моментом является получение экспертной оценки деятельности органов местного самоуправления и конструктивные предложения, направленные на развитие сектора общественных организаций.

Оперативные социологические исследования как методы изучения общественного мнения (экспресс-методы)

Еще одним методом исследования в рамках рассматриваемой темы выступают оперативные социологические исследования, которые направлены на решение конкретных прикладных задач, принятия управленческих решений [14]. Использование подобных методов отличается скоростью получения результатов, ограниченностью сроков проведения, более упрощенной схемой сбора данных, направлено на выявление мнения населения относительно узкого (ограниченного) круга вопросов. В рамках стратегического планирования экспресс-методы применимы для диагностики миграционных настроений определенных групп населения, определения угрозы конфликтов на межнациональной почве на определенной территории и т.п.

Сводная таблица рассмотренных выше методов исследования общественного мнения граждан в рамках стратегического планирования представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика методов исследования общественного мнения в рамках стратегического планирования развития территории

Метод
Формализованный опрос
Глубинные интервью
Оперативные социологические исследования
Исследовательские задачи
количественная и качественная оценка управленческих решений органов власти жителями, определение предпочтений граждан в вопросах стратегического развития территорий и т.п.
определение факторов, влияющих на стратегическое развитие территорий; уточнение формулировок рабочих гипотез, верификация факторов неочевидного влияния на социально-экономическое развитие территории и т.п.
индикативная оценка предмета исследования в кратчайшие сроки, уточнение исследовательских задач и т.п.
Особенности формирования выборочной совокупности
выборка определяется, исходя из объема и структуры генеральной совокупности, а также исследовательский задач
количество интервьюируемых, как правило не превышает 20 человек, возможно использование метода «снежного кома» при формировании респондентов и т.п.
требования к формированию выборки не такие жесткие, как при других количественных исследованиях; допускается относительно невысокая доверительная вероятность результатов исследования
Ограничения метода
невозможность выявления уникальных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие, невозможность отслеживать реакции респондентов на инструментарий и т.п.
высокий уровень субъективизма, сложность обработки полученных данных и т.п.
относительно невысокий уровень репрезентативности полученных результатов, ограниченность исследовательского инструментария и т.п.
Преимущества метода
высокий уровень достоверности полученных результатов, широкий охват респондентов, относительная простота обработки данных и т.п.
информативен в условиях отсутствия данных по исследуемой проблематике, позволяет выявлять неочевидные факторы, сдерживающие и способствующие социально-экономическому развитию, позволяет находить нетривиальные пути решения экономических проблем и т.п.
возможность получения результатов в кратчайшие сроки при ограниченных ресурсах, возможность откорректировать дальнейший исследовательский инструментарий, исходя из полученных результатов и т.п.
Источник: составлено авторами на основе ранее проведенных исследований и полученных результатов

Итак, авторы статьи рассмотрели лишь некоторые социологические методы, которые могут быть использованы при стратегическом планировании социально-экономического развития территории. Безусловно, выбор того или иного метода сбора данных, отражающих общественное мнение, определяется конкретными задачами исследования, имеющимися ресурсами и доступной информацией.

Выводы

Стратегическое планирование развития территории является сложной научно-практической задачей, требующей усилий всех заинтересованных лиц. Изучение общественного мнения экспертного сообщества, стейкхолдеров, жителей территории, как благополучателей социально-экономических программ и проектов в ходе стратегического планирования, является важным направлением исследований, которое позволяет дать оценку и определить значимость факторов и механизмов, определяющих территориальную специфику ресурсов и процессов управления. Использование социологического инструментария в данном случае позволяет обогатить эмпирическую базу, которая ложится в основу разработки стратегий социально-экономического развития. Использование экономико-социологического подхода в стратегическом планировании обосновано его междисциплинарностью, которая позволяет создавать условия для получения новых знаний. Авторы уверены, что этот подход позволяет оптимизировать процесс стратегического планирования развития территорий, опираясь на исследовательский инструментарий как экономики, так и социологии.


Источники:

1. Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Федяева Ю.С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – c. 1841-1858. – doi: 10.18334/ce.17.5.118225.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 09.01.2024).
3. Ситникова Е.Л., Поздина А.С. Власть и общество в контексте реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (на материалах социологического исследования). / Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы VIII международной научно-практической интернет-конференции, Вологда, 27–31 марта 2023 г. / Вологодский научный центр Российской академии наук. - Вологда, 2023. – 787-792 c.
4. Русанова А.А., Номоконов М.В. Социологическое сопровождение исполнения нормативно-правовых актов как фактор результативности деятельности органов региональной власти // Ученые записки. – 2016. – № 3. – c. 142–154.
5. Костина Н.Б., Ханипова И.Т. Транспарентность и ее виды в контексте социолого-управленческого знания // Дискуссия. – 2017. – № 1. – c. 56–62.
6. Власкина Е.Я. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: прихоть или необходимость? // Эко. – 2016. – № 11. – c. 129–140.
7. Дусь Ю.П., Власкина Е.Я. «Житель всегда прав», или как вовлечь население в управление развитием территории // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 4. – c. 612–623. – doi: 10.24891/re.16.4.612.
8. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. - М.: Strelka Press, 2014. – 368 c.
9. Маркварт Э. Участие жителей в стратегическом планировании - обременительная обязанность или нераскрытый потенциал? // Вестник экспертного сообщества. – 2017. – № 2 (9). – c. 26-32.
10. Некрасов С.И. Сравнение результатов онлайн- и оффлайн- опросов (на примере анкет разной сложности) // Социология: 4М. – 2011. – № 32. – c. 53-74.
11. Ситникова Е.Л., Поздина А.С. Комфортная городская среда как фактор развития территории // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-3 (30.3). – c. 167-176.
12. Селезнева Е.В., Чирковская Е.Г. Глубинное интервью как инструмент оценки управленческой готовности // Коммуникология. – 2020. – № 4. – c. 80-98. – doi: 10.21453 / 2311-3065-2020-8-4-80-98.
13. Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Князькова Е.А. Инструментарий для проведения глубинного интервью с целью исследования внутренней мотивации репродуктивного, матримониального, самосохранительного и миграционного поведения // Вопросы управления. – 2021. – № 1. – c. 103–117. – doi: 10.22394/2304-3369-2021-1-103-117.
14. Зарубин В.Г., Макаридина В.А. Оперативная социология: научный статус и прикладные исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – № 1. – c. 164-171.

Страница обновлена: 24.03.2024 в 14:13:13