New points of attraction for Russian tourists in today's environment
Almukhamedova O.A.1, Khanina A.V.1
1 Южный федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 26 | Citations: 4
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 11 (November 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49880595
Cited: 4 by 07.12.2023
Abstract:
In 2022, Russia found itself in circumstances that greatly affected the tourist market. The global events that began in 2020 with the pandemic and continue to the present have significantly reoriented tourism. A large number of tourists have revised their priorities in favour of domestic tourism. The cities of the North Caucasus Federal District are gaining more and more popularity. This is due to the presence of an extensive sanatorium and resort base and the concentration of tourists on restoring health. Sanatoriums have relatively inexpensive prices for accommodation; and excursion services in these cities make them more and more attractive.
The authors note the proposals related to the strengthening of new points of attraction for tourists to the Russian regions through the renovation of the room stock, the formation of a barrier-free environment for tourists with disabilities, as well as the inclusion of immersive activities in the excursion programs.
Keywords: tourism, tourist flow, impressions, Russian regions, North Caucasian Federal District, domestic tourism, inbound tourism
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Важность и необходимость развития туризма в стране не вызывает сомнений ни в одном мировом государстве. Помимо возможностей увидеть интересные места, восстановить силы и поправить здоровье, развитие туризма и туристской инфраструктуры дает возможность сформировать новые рабочие места, приносить дополнительный доход в бюджет и развивать местную культуру. Мировые события, произошедшие сначала в 2020, а потом в 2022 году кардинально переориентировали туризм. Начиная с марта 2020 границы России почти все время остаются закрытыми, что дает возможность говорить об активизации внутреннего туризма.
Высокая степень дифференциации туристско-рекреационного потенциала территории России, разная степень удаленности регионов от центров притяжения туристов и основных территорий-поставщиков туристов, в том числе отличие финансовых и организационных возможностей для развития туризма дают предпосылки для поиска механизмов и инструментов для дальнейшего эффективного развития туристской деятельности регионов.
Актуальность работы обуславливается поиском новых «точек роста» в рамках межрегионального взаимодействия в сфере туризма – регионам необходимо объединять свои усилия для привлечения и удержания путешествующих граждан РФ и иностранных граждан на своих территориях, для формирования конкурентоспособных туристских продуктов, отвечающих запросам и потребностям современных туристов.
Изученность проблемы. Направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма, которые относятся и к сфере частного предпринимательства и к компаниям с государственным участием, отмечала в своей работе И.Л.Полякова [7]. Процессы адаптации к новым реалиям и возможностям для развития туристской сферы проанализировала в исследовании Д.Д. Макарова [5], потенциал российского агротуризма был изучен С.Н.Семенковой и Д.А.Саранчиным [12]. Авторы считают, что агротуризм способен привлечь дополнительное число туристов, стать значительным источником прибыли для людей, проживающих в сельской местности и сферой бизнеса для агро-предпринимателей.
Цель исследования заключается в изучении потенциала российских территорий для принятия внутренних туристов, а также в поиске «новых точек притяжения» российских туристов после пандемии COVID-19 и в свете текущих обстоятельств.
В ходе проведения исследования авторами была выдвинута гипотеза о том, что пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в процессы поиска мест для отдыха. Во-первых, многие туристы переориентировались на внутренний туризм из-за длительных ограничений, сложностей с выездом в конкретную страну. Во-вторых, пандемия оказала значительное влияние на здоровье граждан, и при выборе места отдыха все больше людей ориентируются на наличие оздоровительных и лечебных процедур.
К тому же, введение антироссийских санкций в начале 2022 года и тех ограничений, которые они за собой повлекли, не могли не оказать влияния на развитие туриндустрии в России.
При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.
Научная новизна заключается в авторском выводе о переориентации российской туриндустрии на внутренний туризм, в том числе возрождение российских лечебно-оздоровительных баз отдыха и санаториев, а также некоторых предложениях о мерах, необходимых для их популяризации в целом.
1. Анализ текущей ситуации на рынке туриндустрии в России
Анализ современного состояния исследований в области межрегионального взаимодействия показал, что отдельные направления обеспечения развития внутреннего и въездного туризма на основе межрегионального взаимодействия, являются недостаточно изученными и раскрытыми.
За прошедшие два года в России наблюдается активное перераспределение и деформация туристских потоков, которые происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Такие изменения диктуют необходимость применять новые стратегические действия для всех участников сферы туризма. Если говорить об отрасли туризма с точки зрения классического жизненного цикла, то туризм находится на этапе роста своего развития, а значит, существует большое количество разных вариантов для ее продвижения и развития.
Одним из таких вариантов стало сотрудничество представителей туриндустрии и Федерального агентства по туризму при реализации программы «Туристский кешбэк». В 2022 году этой программой воспользовались 2,4 млн. туристов на общую сумму услуг в 44 млрд. руб., средняя стоимость туристской услуги на человека составила 18 400 руб.
Еще одной важной мерой поддержки турбизнеса стало льготное кредитование и 0% НДС для гостиниц и средств размещения до 30 июня 2027 года. Ставки по кредитам для строительства новой гостиницы составляют от 3% до 5% и выдаются на срок до 15 лет. Для того чтобы воспользоваться таким условием, у предприятия не должно быть долгов по зарплатам и любых налоговых задолженностей. При этом средствами размещения должны быть соблюдены требования к площади (не менее 5 мыс. кв. м) и номерному фонду (не менее 120 номеров).
После ухода с российского рынка онлайн-платформ Booking.com произошла переориентация на российские сервисы Яндекс.Путешествия, Ostrovok и другие. Стоит отметить, что в настоящее время отельеры не выбрали для себя оптимальную цифровую среду и тестируют различные варианты, посредством которых будет происходить онлайн-бронирование.
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» было выделено грантов на сумму 3,5 млрд. руб. в 2022 году, а Ростуризмом отобрано 48 регионов для с целью грантовой поддержки на 2023 год на сумму более 5 млрд. руб. На полученные средства регионы должны обустроить пляжные зоны, развивать национальные туристические маршруты, строить кемпинги, приобретать туристическое оборудование и совершенствовать туристическую среду [9].
Рис. 1. Распределение грантовых средств по направлениям деятельности в 2023 г. [13]
За время реализации грантов Федерального агентства по туризму расширилось число чартерных перелетов по России, в том числе в Тюмень, Казань, Карелию, озеро Байкал, Сахалин, Алтайский край, Дагестан, Чечню и Камчатку. Это только подтверждает активную позицию государства по развитию сферы туризма и доступности регионов России.
Помимо развития авиасообщения между российскими регионами наблюдается тенденция по использованию средств размещения не только как объект размещения, но и как площадку для проведения интерактивных мероприятий (иммерсивных мероприятий).
Иммерсивное шоу представляет собой новый вид театрального искусства, который предполагает полное погружение и общение с залом в процессе игры. Площадкой для иммерсивного мероприятия может стать как театральная сцена, так и целый город.
Так, например, в июле 2022 года в поселке Песоченка городского округа Чехов состоялся иммерсивный фестиваль «Гуляй-город», посетивший более 50 тыс. человек и посвященный 450-летию Молодинской битвы - одного из величайших сражений в истории.
Небольшие города России также становятся местами проведения выездных мероприятий, формируя активную привлекательность региона.
Дагестан провел I фестиваль иммерсивных спектаклей «Погружение», в постановке приняли участие профессиональные артисты дагестанских театров, а также дети с особыми потребностями и их родители [2].
В Кисловодске появилась необычная экскурсия с использованием наушников «Тревел-квест». Прогулка начинается от памятника Дзержинского. Маршрут пройдёт мимо Привокзальной площади, филармонии, Нарзанной галереи, по улице Реброва и некоторым локациям нижней части курортного парка. Её разработчиком стала победитель конкурса «Мастера-гостеприимства».
Москва также является центром притяжения иммерсивных мероприятий. Средняя цена билета на такое мероприятие варьируется от 3000 до 5000 руб. [11] Подобного рода мероприятия, наряду с историческими местами столицы и всего ЦФО дают возможность говорить о необходимости появления новых коллективных мест размещения. Благодаря таким возможностям, а также уходу многих западных компаний с российского рынка, отечественные компании могут занять стабильные позиции на гостиничном рынке.
Ключевым преимуществом зарубежных брендов по отношению к российским являлось то, что зарубежные компании ориентированы на конкретный сегмент потребителя, понимают их особенности поведения и психофизиологические особенности. Классические же отечественные коллективные средства размещения всегда ориентировались на все категории посетителей, что впоследствии стало негативной чертой отечественных средств размещения.
Сегодня популярность набирают небольшие гостиницы, которые в качестве основного выбирают молодежный сегмент, и отличаются дизайном, стоимостью проживания, местом нахождения и т.д. Гостиницы, которые ориентированы на более старшее поколение располагаются близко к транспортным развязкам, потому что в отличие от молодежи такие гости предпочитают наличие доступной инфраструктуры, и отличаются строгим и лаконичным дизайном, а также более высокой стоимостью проживания.
2. Статистический анализ состояния туристского сектора в России
Для определения предпочтений туристов в направлении для отдыха на территории России было проанализировано на основании статистических данных [13] состояние отечественной туриндустрии в разрезе федеральных округов.
Рис.2. Количество коллективных средств размещения в РФ по округам [13]
Как видно из рисунка 2 основная часть коллективных средств размещения располагается в Южном федеральном округе, поскольку именно черноморское побережье Краснодарского края является основным местом отдыха российских туристов, а также Центральном федеральном округе. Следует отметить тенденцию возрождения роста коллективных средств размещения во всех федеральных округах после пандемии.
В 2020 году наблюдался спад количества граждан, размещенных в коллективных средствах размещения на всей территории России. В 2021 году в ряде регионов число размещенных граждан превысило уровень допандемийного 2019 года кроме Центрального, Приволжского и Уральского федерального округа, что может говорить о переориентации туристов в другие регионы (рис.3).
Рис.3. Количество граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в РФ по округам, чел. [13]
Можно отметить, что по состоянию на 2021 год во всех округах, кроме Северо-Западного и Центрального федерального округа (рис. 4), доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, имеют положительную динамику. Такая тенденция может свидетельствовать и об открытии новых направлений для отдыха российскими туристами, кроме черноморского побережья Юга России.
Рис.4. Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг в РФ по округам, тыс. руб. [13]
Тем не менее, стоит обратить внимание на незначительную положительную динамику числа ночевок по сравнению 2019 годом в таких округах как Центральном, Южном и Северо-Кавказском (рис.5).
Рис.5. Число ночевок в коллективных средствах размещения в РФ по округам [13]
Полученные данные позволяют предположить, что переориентация внутренних туристов в РФ подлежала смещению из Центрального федерального округа в Северо-Кавказский. Подтверждает это и длительность пребывания туристов в гостиницах данных округов в том же рассматриваемом периоде (рис.6).
Рис.6. Средняя продолжительность пребывания туристов в коллективных средствах размещения в РФ по округам, дней [13]
Можно отметить, что в целом продолжительность пребывания туристов в средствах размещения в 1 квартале 2022 года меньше предшествующих периодов, что может быть связано с сезонностью. Тем не менее, наибольшую продолжительность по пребыванию туристов и стабильность за последние два года демонстрирует именно Северо-Кавказский федеральный округ.
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что вследствие увеличения числа размещенных туристов, доходов коллективных средств размещения, числа ночевок и практически стабильного состояния продолжительности пребывания за отчетные периоды, можно говорить о том, что российский внутренний туризм сместился в сторону набирающего популярность Северного Кавказа. Данное направление стоит рассматривать вместе лидирующим Южным федеральным округом, который в разрезе по тем же показателям имеет положительную динамику.
Увеличение возможностей проводить время на курортах не только зимой, но и летом, повышение транспортной доступности для туристских объектов, а также активное распространение информации о них с помощью сарафанного радио привели к тому, что турпоток на курорты Северного Кавказа вырос на 85% в 2021 году по сравнению с допандемийным 2019 годом.
Регион постоянно работает над возможностями развития развлекательной и горнолыжной инфраструктуры, активно разрабатывает гибкие тарифные сетки на цену ски-пассов. На курорте «Архыз» планируется открытие новых канатных дорог, а новая высшая точка курорта поднимется к высоте 3125 м.
Летом в горах Северного Кавказа тоже можно найти развлечения. Канатные дороги не прекращают свою работу, доступны смотровые площадки, джиппинг, трассы для горных велосипедов, экскурсии по культурным и историческим достопримечательностям, походы по тропам [8].
Активное развитие получает и Дагестан. Песчаные пляжи Каспийского моря, санатории с лечебными грязями и водами активно готовятся принимать новые потоки туристов. Многие посетившие республику отмечают слабое развитие инфраструктуры региона, однако гостеприимство и отношение к гостям достаточно высокое, поэтому развитие региона положительно скажется на всем внутреннем туризме в РФ [10].
Дополнительное развитие получат и санатории Кавказских минеральных вод после продажи акций санаториев РЖД сети отелей Azimut. Новые владельцы планируют провести реновацию номерного фонда и частичную реконструкцию зданий.
При более детальном рассмотрении статистических показателей по состоянию на август 2021 и 2022 годов вышеупомянутых Северо-Кавказского и Южного федеральных округов можно отметить существенное снижение стоимости проживания в гостиницах 3, 4 и 5 звезд в Южном федеральном округе и незначительное снижение в Северо-Кавказском (рис.7).
Тем не менее, в обоих округах видна тенденция в увеличении цен при размещении в низкокатегорийных предприятиях, в предприятиях санаторно-курортного типа и домах отдыха. Такая тенденция подтверждает изменения в потребительских предпочтениях туристов, связанных с постпандемийным временем [4], необходимым для восстановления здоровья, и переориентацию российских туристов на отдых с санаторно-курортным лечением на территорию Северного Кавказа, где уровень цен на размещение в санаториях существенно ниже, чем в санаториях Юга России.
Рис.7. Стоимость проживания в коллективных средствах размещения в СКФО и ЦФО, руб. [13]
Уровень потребительских цен в исследуемых федеральных округах, связанных с культурно-досуговыми мероприятиями (рис. 8) отражает рост в 2022 году. В ЮФО стоимость билетов в кино выросла на 2%, в театры на 15,5%, музеи и выставки на 11,5%, экскурсии на 12,3% в 2022 году по сравнению с предыдущим. Стоит отметить, что стоимость билетов в театры, музеи и выставки Северного Кавказа в два раза меньше аналогичных билетов Южного федерального округа при условии того, что стоимость билетов в театры выросла в 2022 году на 8,2%, а билетов в музеи и выставки уменьшилась на 5,9%.
Рис.8. Стоимость посещения культурно-досуговых центров в СКФО и ЦФО, руб. [13]
Анализ динамики цен на проезд в городском и пригородном транспорте в СКФО и ЮФО показал увеличение в 2022 году по сравнению с предыдущим (рис.9). Проезд в трамвае увеличился на 0,98%, троллейбусе на 5,4%, междугороднем автобусе на 4%, маршрутном такси на 19,8%, городском автобусе на 17,8%, пригородном поезде на 6,4%, стоимость проезда в такси уменьшилась на 1,2%. Стоит отметить, что уровень цен на транспортные услуги на территории Северного Кавказа меньше, чем у сравниваемого региона.
Рис.9. Стоимость проезда в городском и пригородном транспорте в СКФО и ЮФО, руб. [13]
Таким образом, проанализировав имеющиеся данные, можно сделать вывод, что СКФО обладает более доступными потребительскими ценами в области туристской и сопутствующей инфраструктуры при условии наличия большой природной и лечебной ресурсной базы. Поэтому изменение вектора потребительских предпочтений туристов в сторону Северного Кавказа вполне обосновано.
Возрождение тенденций туризма оздоровительной и лечебно-оздоровительной направленности обусловлено в том числе и увеличивающимся интересом организаций к оздоровлению своих сотрудников. Длительность пребывания в местах отдыха так же демонстрируют тенденцию к продолжительному и спокойному отдыху, особенно после пандемии COVID-19 [14], а появление иммерсивных мероприятий, развитие новых курортных центров в республиках Северного Кавказа дает возможность говорить о новой точке притяжения российских туристов – Северо-Кавказском федеральном округе.
3. Развитие Северного Кавказа для повышения качества внутреннего туризма в России
Стабильно увеличивающийся турпоток в регион должен способствовать развитию туристской инфраструктуры не только качественно, но и количественно и являться основополагающим вопросом в развитии Северного Кавказа. Для того, чтобы туристский поток на курорты Северного Кавказа с каждым годом только увеличивался, необходимо провести ряд изменений в туристской системе региона:
1. Создать современную безбарьерную инфраструктуру для путешествий и отдыха туристов, в том числе и для туристов с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать их комфортному пребыванию [15];
2. Постоянное включение иммерсивных технологий в туриндустрию позволит получить туристам новый опыт, ощущения и впечатления от поездки. Простой поход по музеям и выставочным залам уже не привлекает современных туристов;
3. Наличие обширной ресурсной базы в реализации таких видов отдыха, как зимнего, активного, лечебно-оздоровительного и пляжного, дает предпосылки для популяризации данной дестинации в медийном пространстве [1];
4. Постоянный мониторинг качества федеральных трасс Северо-Кавказского федерального округа позволит поддерживать стабильную пропускную способность и положительное восприятие туристов, предпочитающих пассажирский автомобильный транспорт.
Все вышеперечисленное несомненно создаст предпосылки для увеличения турпотока в регионы Северного Кавказа, как показывает статистика, все условия для развития региона уже имеются. Поскольку туризм становится именно «экономикой впечатлений», а не просто осмотром достопримечательностей.
Заключение
События, которые происходят в мире последние несколько лет оказали очень сильное влияние как на всю мировую экономику, так и на туристический сектор. Закрытые границы, новые требования к предоставлению туристических услуг, переориентация потребителей на внутренний туризм, все это, безусловно, повлияло на развитие российской туриндустрии.
Проведенный анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что российские туристы не просто стали активно бронировать туры внутри России, но еще и сменили ориентиры своих поездок, отдавая предпочтения Северному Кавказу. Такие перемены в настроении российских туристов могут быть связаны с постковидным восстановлением, ведь именно на Кавказе расположено большое число санаториев, известных своими оздоровительными процедурами.
К тому же, как показывает статистика, стоимость проживания, а также досуга (например, билеты в театр или на экскурсию) в Северо-Кавказском федеральном округе гораздо ниже, чем в популярном среди туристов Южном федеральном округе. Что тоже дает возможность сделать вывод о том, что поездки на Северный Кавказ обходятся туристу гораздо дешевле.
В СКФО активно развивается и восстанавливается и санаторно-курортная база. Новое развитие уже получили санатории РЖД, а Дагестан наращивает число различных мероприятий, направленных на популяризацию кавказской культуры и увеличение туристского потока в регион.
Для того, чтобы продолжать наращивать и увеличивать свой туристский потенциал Северного Кавказа необходимо:
· Развивать условия для привлечения туристов с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку у многих туристов Северный Кавказ ассоциируется со всероссийской здравницей, туры туда должны быть доступны всем категориям населения, в том числе и лицам с ОВЗ, причем не только с точки зрения средств размещения, но и экскурсионного обслуживания.
· Активное включение иммерсивных технологий в туристскую индустрию региона. Вовлечение туристов в различные шоу, популяризация этнотуризма, все это придаст особый колорит поездкам. Северный Кавказ многонациональный регион, поэтому создание иммерсивных мероприятий, которые только подчеркнут все разновидности культур Кавказа, должно стать драйвером развития туриндустрии в регионе.
· Популяризация всех видов отдыха в регионе. Северный Кавказ может принимать туристов зимой и летом, осенью и весной, важно, чтобы этому соответствовала инфраструктура, а также была создана активная рекламная кампания.
Предпочтения российских туристов меняются, в зависимости от сложившейся ситуации в стране и в мире. Чтобы привлекать турпотоки важно следить за изменением в настроении туристов, их предпочтениях и желаниях. Статистика демонстрирует за последние годы популяризацию Северного Кавказа, а значит руководителям СКФО нужно предпринять все усилия для того, чтобы увеличить туристский поток в регион на максимально длительное время.
References:
Burdyugova O.V., Shestakova E.V., Logutev E.N. (2022). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty razvitiya ekologicheskogo turizma v regione [Organisational and economic aspects of ecotourism development in the region] (in Russian).
Ivanova Yu.O., Andreev N.V., Pozdnyakov K.K. (2021). Razrabotka modeli vliyaniya industrii turizma i gostepriimstva na ekonomicheskiy rost [The impact of the tourism and hospitality industry on economic growth: model design]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2979-2992. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114054.
Khanina A.V. (2021). Pandemiya COVID-19 i sanktsii: osobennosti vliyaniya na turisticheskuyu otrasl Rossii [The Covid-19 pandemic and sanctions: features of the impact on the tourism industry]. Service in Russia and abroad. (3). 199-208. (in Russian).
Kobyak M.V., Ilyina E.L., Latkin A.N., Valedinskaya E.N., Astafeva O.A. (2022). Vliyanie pandemii COVID-19 na mirovoy turizm: transformatsionnyy potentsial i posledstviya dlya ustoychivogo vosstanovleniya [COVID-19 pandemic impact on global tourism: transformational potential and implications for sustainable recovery]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 679-696. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114208.
Makarova D.D. (2022). Rossiyskaya turindustriya: adaptatsiya k novym realiyam i vozmozhnosti dlya razvitiya turistskoy sfery [The Russian tourism industry: adapting to new realities and opportunities for tourism development] Strategies and current trends in tourism and hospitality businesses. 176-181. (in Russian).
Nikulina Yu.N. (2022). Sovremennye tekhnologii obespecheniya i otsenki kachestva uslug v turizme [Modern technologies for providing and evaluating the quality of services in tourism]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 1901-1918. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.114892.
Polyakova I.L. (2021). Napravleniya mezhregionalnogo vzaimodeystviya v sfere razvitiya vnutrennego i vezdnogo turizma [Directions of interregional cooperation in the development of domestic and inbound tourism]. ASR: Economics and Management. (4). 216-220. (in Russian).
Rusina A.N., Karpycheva O.V., Yakimova E.A., Likhman D.A. (2021). Perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v sovremennyh usloviyakh [Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (10). 2343-2356. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
Saranchin D.A., Semenkova S.M. (2021). Potentsial rossiyskogo agroturizma [The potential of Russian agrotourism]. Mir Innovatsiy. (2). 42-47. (in Russian).
Yakimenko M.V., Ruseva O.Z. (2022). Sostoyanie i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo turizma v Rossii: osnovnye aspekty formirovaniya bezbarernoy (dostupnoy) sredy [The current state and development prospects of the inclusive tourism in Russia: the main aspects of forming a barrier-free (accessible) environment]. Service in Russia and abroad. (4). 7-17. (in Russian).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 23:26:56