Управление инвестиционными и инновационными проектами развития материально-технической базы отраслей экономики

Король С.П.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936836
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследована проблема управления развитием материально- технической базы отраслей экономики. Приведены современные методы управления, позволяющие решать вопросы межотраслевой координации действий участников процесса развития, определять временной период и ресурсное обеспечение, что обеспечит своевременное и с наилучшими технико-экономическими показателями по выбранным критериям выполнение планируемых мероприятий. Целью комплексного авторского исследования явилось формирование методологии реализации системного подхода к развитию материально-технической базы отраслей экономики, взаимодействия участников с учетом отраслевой направленности, уровня временного и организационного планирования и ресурсной обеспеченности. В процессе исследования использовались методы когнитивного моделирования, системного, экспертного и статистического анализа. Обоснована роль строительной отрасли в развитии отраслей экономики, предложены этапы и механизм реализации планируемых мероприятий в оптимальные сроки, способствующие рациональному использованию ресурсов за счет сокращения вероятностных факторов и рисковых ситуаций

Ключевые слова: экономики, материально-техническая база, инвестиции, инновационное развитие, риски, строительная отрасль, уровни планирования, критерии оценки

JEL-классификация: O32, O33, E22, L74



Введение

Современное состояние российской экономики характеризуется повышенным уровнем объективно существующей нестабильности и риска. Обеспечить в этих условиях устойчивое развитие отраслей экономики и в целом планируемое государственными органами экономическое развитие возможно лишь на базе всестороннего учета существующих условий и возникающего экономического эффекта у всех вовлеченных в этот процесс и не имеющих к нему отношения, а также, соответственно, возникающих рисков. Базируясь на принципе всестороннего учета внешних и внутренних факторов влияния на каждое мероприятие, представляется возможным снизить вероятность отклонения от планируемого результата.

Стратегия инновационного развития России призвана определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики в сфере инновационного развития. 20 января 2014 года Председателем Правительства РФ утвержден Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2930 года, подготовленный Минобрнауки РФ, используемый для уточнения перечня приоритетных направлений технологий при стратегическом планировании в науке. В 2015 году уже планировалась разработка нормативных правовых актов, определяющих требования к документам разработки стратегического планирования, порядку их разработки, корректировки и мониторинга реализации [1] (Todosiychuk, 2015). Ввиду тесной связи прогнозов развития науки, технологий и техники в РФ необходимо предусмотреть максимально возможную увязку такого прогноза с бюджетной, налоговой и кредитной политикой на федеральном и региональных уровнях [2] (Kuzyk, Kushlin, Todosiychuk, Yakovets, 2006).

В настоящее время структурная перестройка российской экономики и направления ее реализации исследованы многими ведущими учеными с учетом опыта зарубежных стран, ряд из которых успешно решают аналогичные задачи. Очевидно, что структурную перестройку российской экономики необходимо выполнять на основе эффективного инновационного развития, используя новейшие технологии и методы управления [3] (Komkov, 2008). Решение поставленных задач развития невозможно осуществить без опережающего развития материально-технической базы отраслей экономики, а соответственно, строительной отрасли в целом и ее инновационного развития, необходимого для реализации многих инновационных проектов других отраслей экономики [4] (Pavlov, 2015).

О роли системного подхода и проектного управления в реализации планируемых мероприятий развития

Основной проблемой реализации планируемых мероприятий можно считать необходимость индивидуального подхода учета роли каждого мероприятия в системе задач, решаемых в результате его выполнения, независимо от отрасли экономики. Каждая отрасль экономики в соответствии с государственным планом развития может самостоятельно определить направления, объемы производства и рынки сбыта или потребность других отраслей (регионов) в их продукции, сроки реализации мероприятий развития, источники финансирования, ресурсное обеспечение сырьем, трудовыми ресурсами и инфраструктурой, технологиями, энергоресурсами, транспортной логистикой и другие данные. Исходную информацию целесообразно отнести к конкретным мероприятиям, назначение последовательности и сроков выполнения которых соответствует планируемым в системе государственных задач экономического развития.

Основными мероприятиями по развитию государственной экономики, экономики отрасли или региона, а также каждой организации любой структуры управления, мощности производства, специализации является:

- участие в направленном развитии своего уровня управления;

- обеспечение своей продукцией развитие внешних потребителей;

- синхронизация всех частей своего производства, достигая его ритмичной работы, снижая удельные капиталовложения;

- повышение производительности труда и его безопасности;

- рост технико-экономической эффективности.

Такая общность задач позволяет считать, что каждая организация, а тем более высшего уровня управления, является сложной, открытой, вероятностной социальной материально-производственной системой и поэтому потребует для решения поставленной проблемы системного подхода [5, 6] (Gusakov, Veremeenko, Ginzburg, Monfred, Prykin, Yarovenko, 1994; Zavadskas, 1991). В то же время значительное разнообразие мероприятий по поставленным задачам, объемам работ, условиям реализации, ресурсному обеспечению, но имеющих четкую цель и ограничение временными рамками, позволяет предлагать внедрение современных методов и средств управления мероприятиями как проектами, имеющими особое стратегическое значение [7] (Korol, 2017). Проектный подход к управлению применяется ведущими мировыми компаниями, такими как IBM, Motorola, Boeing, Intel и многими другими. Следует отметить, что к настоящему времени разработаны стандарты управления и требования к квалификации и навыкам менеджера проекта и других участников проектных команд управления проектами. Развивается отраслевая специализация в управлении проектами [8] (Ivasenko, Nikonova, Karkavin, 2000).

Управление проектами играет существенную роль в практическом понимании плана программы, прогноза и сценария и отталкивается от требований практики управления проектами и строится на основе гибкости и быстрой перестройки. В соответствии с диагностикой возникающих отклонений проводится информирование о ходе выполнения проекта всех участников и управляющей команды [9] (Kryuchkov, 2017). Реализация любого проекта, тем более при возрастании значимости решаемых задач и возможности появления в этом случае дополнительных отклонений от планируемых сроков, приводит к объективно существующим и трудно устранимым неопределенностям и рискам. Следствием этого процесса является невозможность получения однозначного определения результата по планируемым критериям, в которые кроме экономических показателей в целом необходимо включать и сроки реализации проекта. Проблеме обеспечения нормального выполнения планируемых мероприятий, как и нормального функционирования и устойчивого развития компаний способствует предложение их реализации на базе управления рисками на строго научной основе [10] (Negomedzyanov, Negomedzyanov, 2018). Основными задачами управления рисками в настоящее время можно считать совершенствование механизмов управления рисками, методов качественной и количественной оценки рисков, прогнозирование появления рисков и их экономическая оценка на всех этапах выполнения каждого мероприятия. Оценка рисков технического характера, рисков организационного и управленческого характера должна включать исследование их взаимного влияния на всех стадиях проектирования и реализации мероприятия и предусматривать варианты наибольшего снижения потерь по установленным критериям для данного мероприятия. Правильный учет факторов неопределенности и риска способствует принятию научно обоснованных управленческих решений [11] (Gracheva, Lyapina, 2010).

Непредсказуемость и неопределенность, возникшие в переходный период экономического развития, направленного на создание экономической системы, которая способна к саморазвитию, эффективному росту и структурному обновлению, вызывают необходимость обеспечения экономической безопасности. В новой стратегии экономической безопасности поставлена задача создания национальной системы управления рисками экономической безопасности. Такая система предусматривает научное предвидение вероятностных событий, фактов, процессов, действий, создающих предпосылки, причин, условий появления неблагоприятных факторов, вызывающих появление рисковых ситуаций [12]. Риски экономической безопасности и управление ими (риск-менеджмент) – это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности получения неблагоприятного результата и снижение возможных потерь при их развитии и реализации. Управлять рисками необходимо на основе их идентификации, анализа и принятия решений с минимальными отрицательными последствиями на всех этапах осуществления организационно-управленческой деятельности по реализации принятого решения. Основным инструментом для выявления и оценки рисков экономической безопасности при реализации решений стратегического планирования является долгосрочный прогноз государственного развития и организации тех уровней управления, для которых эти решения принимаются. Прогноз является основой для формирования стратегии долгосрочного развития секторов и видов экономической деятельности, модернизации и наращивания производственных мощностей, ключевых направлений научно-технического развития как основного условия поддержания глобальной технологической конкурентоспособности [13] (Gorodetskiy, 2018).

Реализация планируемого социально-экономического развития в ближайшие годы, предусматривающего наращивание темпов экономического роста, будет основана на принятии многих решений, направленных не только на создание новой материально-технической базы инновационного производства, но и глубокую реконструкцию и техническое перевооружение существующей базы, ориентированной на рост объемов продукции и инновационную продукцию. В зависимости от поставленных целей, решения

могут быть классифицированы следующим образом:

- одноцелевые, в случае если поставленная задача может быть представлена в виде отдельного проекта;

- целевые, если включает несколько проектов, направленных на выполнение общей задачи одной организации;

- многоцелевые, если предусматривается реализация взаимосвязанных задач нескольких организаций проектами, объединенными общим результатом.

Исходя из целевой направленности решений развития материально-технической базы, целесообразно проводить выбор критериев оценки результатов реализации проектов и, соответственно, появления рисковых ситуаций, возникающих на всех этапах, связанных с изменением ситуаций непредсказуемости и неопределенности, влияющих в разной степени на результат. Каждый этап реализации проекта может характеризоваться не только технико-экономическими показателям, но и дополнительно различными показателями, например продолжительностью его выполнения, ресурсами и рядом других, зависящих в целом от целевых условий поставленной задачи. Для определения временного свершения этапов реализации проекта различного целевого назначения и его ресурсного обеспечения необходимо установить участников реализации проекта и закрепить их реальное участие в виде соглашения с обязательствами сторон по выполнению и их ответственности за невыполнение. При таком подходе появляется возможность при оценке рисков выполнения проекта учитывать и риски, специфические для организаций-участников.

Этапы реализации инновационных мероприятий при строительстве объекта (объектов)

В строительном комплексе появляется возможность распределить ограниченные финансы и ресурсы не произвольно, а на наиболее эффективные инновации. Выделяемые финансы и ресурсы будут использованы пропорционально их востребованности в планируемом периоде на создание материально-технической базы развивающихся отраслей экономики в планируемых направлениях, объемах, конкретных мероприятиях. В этом случае также будет учитываться приоритетность мероприятий, дающих лучший экономический эффект с определением места его получения, а именно в строительной отрасли или у заказчика, либо у каждого в разных размерах. Инновационное развитие, включающее интересы подрядчика и заказчика при внедрении инновационных мероприятий, потребует консолидированного решения заказчика и подрядчика по целому ряду вопросов, начиная от выбора мероприятий по согласованным критериям. В качестве критериев могут выступать не только технико-экономические результаты, включая сроки окупаемости инвестиций, но и возможность их технологического исполнения, ресурсного обеспечения, объем и места внедрения, сроки этапов разработки мероприятий и их стоимость, затраты на разработку проектно-сметной документации, а далее внедрение, как подрядчиком, так и заказчиком. В результате такого подхода можно сделать вывод, что инновационные мероприятия бывают трех видов, или направлений:

- непосредственно в строительной отрасли;

- в отрасли заказчика, получаемые на основе обычного развития строительного комплекса;

- в отрасли заказчика, получаемые на основе инновационного развития строительного комплекса.

В деятельности строительных организаций могут присутствовать одновременно один или несколько видов инновационных и организационных решений, и чем более длительный период планирования, тем увеличивается вероятность одновременного появления всех направлений инновационных мероприятий. Кроме того, если строительная продукция предусматривает получение инновационного развития отрасли или предприятия заказчика, требующих инновационных мероприятий в строительном производстве, то необходима координация выполнения по каждому мероприятию заказчиком и подрядчиком. Согласованию подлежат сроки реализации всех этапов, включая НИОКР непосредственно этих мероприятий, внедрение в строительное производство и совместное финансирование мероприятий участниками их внедрения (табл. 1). Мероприятие, как и все этапы его внедрения, включая ресурсное обеспечение, необходимое разово для создания строительной продукции для заказчика, следует исполнять заказчику за собственные финансовые средства. Мероприятия, развивающие только строительную отрасль, по аналогии с предыдущим предложением, осуществляет подрядчик. Мероприятия, полезные подрядчику и заказчику, предполагают совместное участие подрядчика и заказчика по договоренности о сроках подготовки и внедрения, ресурсном обеспечении и финансировании [14].

По каждому направлению мероприятия следует на стадии планирования дополнительно определиться по ряду организационных и финансовых проблем, касающихся участников внедрения (табл. 1). В зависимости от периода планирования и открывающейся новой уточняющей информации возможны изменения в исходных позициях внедрения мероприятия. Поэтому в таблице 1 целесообразно отражать временной период, на котором ведется планирование: стратегическое, среднесрочное или период перехода к внедрению (годовое планирование в организации) (табл. 1, гр. 4), так как на каждом периоде планирования объем информации не только увеличивается, но и уточняется. Такой подход обосновывается и тем, что планирование на каждом временном периоде может проводиться разными организациями

Инновационные мероприятия
Экономичеческий
эффект
13

*

*

*

*

*



Изменение ресурсо
обеспечения
12

*

*

*

*

*
*


Сроки проектирования
объекта
11

нормативные с учетом п.п. 7, 8



Сроки разработки
10
пост.
до про
ектирования объекта
пост.
до проектирования объекта и начала работ


Организация-раразботчик
9
Заказчик
НИОКР
НИОКР
Подрядчик
НИОКР
НИОКР


Вид мероприятия
Техническое
8


*



*


Технологическое
7

*
*



*



Организа ционное
6

*



*




Уровни планирования (организационные )
5
*
*


Уровни планирования (временные)
4
*
*


Отраслевая направленность
3

*
Строительная


Организация-инициа
тор
2
Заказчик
Подрядчик



меро
прия
тия
1

1
2
•••

Подпись: Примечание: НИОКР заказчика и подрядчика могут быть разными организациями
Источник: авторская разработка 
 Note: RESEARCH and DEVELOPMENT of the customer and the contractor can be different organizations
Source: Authoring
Подпись: Таблица 1
Этапы реализации инновационных мероприятий при строительстве объекта (ов) 
Table 1
Stages of implementation of innovative measures in the construction of the object (s)

разного уровня управления. Дополнительно необходимо приводить информацию и о соответствующем организационном уровне планирования, а именно конкретизировать организационные уровни: государственный, региональный, отраслевой экономики, регионального строительного комплекса или конкретной строительной организации (табл. 1, гр. 5).

Стратегический план инновационного развития отраслей экономики и строительной отрасли следует разрабатывать на временной период соответствующих планов социально-экономического развития государства, отраслей экономики и регионов с учетом выполнения предшествующих планов [15]. Среднесрочные планы развития разрабатываются как этап выполнения стратегического плана, опираясь на совместную работу регионального строительного комплекса и существующих строительных организаций необходимой специализации и мощности. Годовое планирование в строительных организациях основывается на годовом производственном плане подрядных работ, планах ресурсного обеспечения его выполнения и плане организационно-технологического развития этой организации. При всех временных уровнях планирования учитывают в качестве исходных данных выполнение предшествующих мероприятий, а также проводится соответствующая корректировка, связанная с внесением дополнительных мероприятий, достигнутого развития строительного комплекса, ресурсной базы и непосредственно организаций на момент планирования.

Принятые решения могут служить исходными данными для дальнейшего получения необходимой информации и системного анализа выбранного направления инновационного развития (табл. 1). Информация представляется в виде информационной матрицы (табл. 1) по каждому инновационному мероприятию и мероприятию развития, участнику их реализации, включая разделения на составляющие проекты-внедрения. Содержание предлагаемой матрицы будет характеризовать одновременно роль в реализации каждого мероприятия заказчика, подрядчика на отраслевом уровне и внешних организаций-участников на соответствующих временных и организационных уровнях и планируемую экономическую эффективность. В таблице 1 формируется информация в соответствии с уровнем планирования по каждому объекту, организации, отраслевому объединению или комплексу, по региональным отраслевым структурам или отрасли в целом. Объем информации в матрице может быть увеличен и включать дополнительные графы, в которых конкретизируются прогнозируемые сроки этапов выполнения, необходимые инвестиции, объемы потребности в ресурсах, интенсивности потребления и источники приобретения. Такой подход целесообразен и по той причине, что содержит необходимую исходную информацию по каждому направлению инновационного развития, а в дальнейшем исполнит роль документа для уточнения и анализа информации о ходе реализации принятых мероприятий и принятии корректирующих решений, включая производственное и инновационное развитие.

Для получения информации, включаемой в рассматриваемую таблицу- матрицу, могут быть использованы известные прогнозные методы, такие как когнитивное моделирование [16] (Khrustalev, Makarenko, 2007), экономико-математические модели, статистические данные, плановые показатели и их выполнение за предшествующий период, аналоговые сравнения [17] (Gunin, 2000). Каждый участник реализации мероприятия или выделенного в нем проекта самостоятельно формирует необходимую информацию предложенными методами для включения ее в план реализации. Учитывая, что большинство вышеперечисленных методов получения информации во многом являются прогнозными, то целесообразно выполнять эту работу отраслевыми специалистами. Полученная информация может быть принята за основу при формировании календарного плана реализации проекта, включающего период его жизненного цикла. В таком календарном плане отразится последовательно по каждому участнику реализации проекта (мероприятия) начало и весь период деятельности, ресурсный вклад по времени и интенсивности, выявит периоды одновременной деятельности разных участников, что позволяет сократить продолжительность выполнения проекта в целом и назначить ответственность за невыполнение элементов, препятствующих работе других участников.

Предлагаемый методологический подход к принятию направлений развития материально-технической базы отраслей экономики на основе прогнозных методов с учетом инновационных решений также различной направленности и системного подхода требует формирования и анализа значительного объема информации, такой как состояние развития отрасли и перспективы ее развития, внешней среды, жизненного цикла предприятий и их продукции. Реализация подхода возможна в рамках организации на каждом уровне управления специальных функциональных структур, имеющих вертикальные связи по всей иерархии управления и горизонтальные связи на собственном уровне управления. Разработанные функциональными структурами и одобренные руководителями каждой организацией-участницей предложения следует доводить до всех исполнителей и устанавливать систему контроля за их выполнением. Предлагаемый подход целесообразно организовать на стадии формирования планов реализации развития материально-технической базы, предшествующей заключению межорганизационных договоров между участниками выполнения, что позволит эффективнее использовать рыночные механизмы.

Выводы и предложения

Структурную перестройку российской экономики необходимо выполнять на основе эффективного инновационного развития, используя новейшие технологии и методы управления. Решение поставленных задач развития экономики следует осуществить на основе опережающего развития материально-технической базы отраслей экономики, в создании и реконструкции которой ведущая роль принадлежит строительной отрасли в целом и ее инновационному развитию в соответствии с отдельными проектами, без которых невозможно их осуществить.

Выявлено, что в качестве критериев развития каждой отрасли экономики могут выступать не только технико-экономические результаты, включая сроки окупаемости инвестиций. Необходимо оценивать возможность исполнения технических и технологических решений, ресурсного обеспечения, объем и места внедрения, сроки этапов разработки мероприятий и их стоимость, затраты по разработке проектно-сметной документации, а далее внедрения, как подрядчиком, так и заказчиком.

Предложено для реализации каждого инновационного мероприятия на подготовительной стадии определять взаимодействующие организации, что способствует конкретному учету основных факторов, влияющих на выбор исполнителей, ресурсы, сроки реализации, экономические результаты. Общность задач позволяет решать поставленную проблему, используя системный подход к реализации мероприятий, различных по поставленным целям и отраслям экономики, объемам работ, условиям выполнения, ресурсному обеспечению, но имеющих ограничение финансированием и временными рамками.

В работе предложен современный методологический подход управления внедрением мероприятий развития как проектами, имеющими особое стратегическое значение и способствующими управлению экономическими рисками. Стратегические планы инновационного развития отраслей экономики и строительной отрасли целесообразно разрабатывать на временной период соответствующий планам социально-экономического развития государства, отраслей экономики и регионов с учетом выполнения предшествующих планов.

Обосновано, что реализация рассмотренного методологического подхода возможна в рамках организации специальных функциональных структур и далее объединяющихся в межфункциональную структуру, действующую на период реализации поставленной задачи в государственных системах, а также управлениях отраслей экономики, регионов и строительном комплексе, осуществляющих отбор мероприятий развития, координацию, планирование, проектирование и осуществление этих мероприятий.


Источники:

Тодосийчук А.В. Наука как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления, 2015, № 1. – С. 13-27.
2. Кузык Б.Н, Кушлин В.И., Тодосийчук А.В., Яковец Ю..В. и др. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций. – М. Институт экономических стратегий, 2006. 49 с.
3. Комков Н.И. Возможности модернизации российской экономики на инновационно-технологической основе // Новая экономика: Инновационный портрет России. М.: Центр стратегического планирования, 2008.
4. Павлов К.В Импортозамещающая модель модернизации российской экономики: развитие традиционных промыслов // Проблемы теории и практики управления, 2015, № 1.. – С. 88-97.
5. Гусаков А.А., Веремеенко С.А., Гинзбург А.В., Монфред Ю.Б., Прыкин Б.В., Яровенко С.М. Организационно-технологическая надежность строительства. «SvR-Аргус», 1994, 471 с.
6. Завадскас Э.-К.К. Системотехническая оценка технологических решений строительного производства. Л.: Стройиздат, 1991, 256 с.
7. Король С. О методологических подходах к оценке и выбору инновационных и инвестиционных проектов // Проблемы теории и практики управления, 2017, № 12. – С. 66-72 .
8. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2000, - 330 с.
9. Крючков В. Природа принципиального сходства между сценарным менеджментом прогнозированием и стратегическим менеджментом // Проблемы теории и практики управления, 2017, № 12. – С. 92-96.
10. Негомедзянов Ю.А., Негомедзянов Г.Ю. Новый подход к оценке риска //Проблемы теории и практики управления, 2018, № 1. – С. 111-117.
11. Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Управление рисками в инновационной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
12. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
13. Городецкий А.Е. Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях // Проблемы теории и практики управления, 2018, № 1. – С. 8-16.
14. Управление инновационными проектами. УМК / Под ред. Теккеля И.Л. – 2007. – Режим доступа: http://www.ii.spb.ru.
15. Стратегия развития строительного комплекса Краснодарского края до 2020 года // http://www.depstroi.ru/files/strategdskk.pdf.
16. Хрусталев Е.Ю., Макаренко Д.И. Когнитивные технологии в теории и практике стратегического управления // Проблемы теории и практики управления, 2007, № 4. – С. 25-33.
17. Гунин В.Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы. Монография.- М.: Государственный университет управления, 2000. – 102 с.

Страница обновлена: 24.11.2024 в 17:25:10