Оценка инновационной активности российских организаций в разрезе федеральных округов
Шалаева Л.В.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 43 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 10 (Октябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49851268
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важнейшим фактором научно-технологического развития экономики России является рост инновационной активности организаций по всем субъектам РФ. Тенденции разработки и использования передовых производственных и иных технологий определяют уровень инновационной активности российских организаций, долю инновационных товаров на внутреннем и внешнем рынках. Цель исследования - рейтинговая оценка уровня инновационной активности организаций РФ в разрезе федеральных округов. Научная новизна исследования заключается в совокупности критериев рейтинговой оценки, позволяющих оценить инновационную активность субъекта с позиции массовости вовлечения организаций в процесс инновационной деятельности и её результативности, исключив фактор масштаба федерального округа. Полученные результаты позволили обозначить тенденции инновационной деятельности и потенциал роста инновационной активности организаций отдельных федеральных округов РФ. Результаты исследования имеют практическое значение для оптимизации стратегии научно-технологического развития отдельного региона и РФ в целом, а также обоснования перспектив развития инновационной деятельности в условиях неопределенности и санкций
Ключевые слова: инновации, передовые технологии, инновационные товары, тенденции, инновационная активность, рейтинг субъектов РФ
JEL-классификация: Е22, R11
Введение
Инновационное развитие играет важную роль в развитии экономики и общества в целом [1,2]. Российские компании как государственные, так и частные заинтересованы в инновационном развитии, так как именно инновации, прежде всего, увеличивают эффективность и конкурентоспособность компаний [3,4].
В 2020 году Россия занимала 9-е место среди стран мира по затратам на научно-исследовательские работы. Большинство инновационных вложений приходится на компании промышленного сектора. Научные разработки ведутся в нефтехимической отрасли, металлургии, электроэнергетике и др. Это объясняется сырьевой направленностью экономической деятельности крупных российских компаний. Однако доля инноваций остается незначительной в ВВП России и составляет 0,9-1,2% [5].
Главным видом инноваций российских компаний остаются технологические [6]. Технологические инновации, прежде всего, являются основой экономического роста. Благодаря новым технологиям открываются новые возможности для улучшения деятельности компаний, увеличения отдачи от использования ресурсов, создания более благоприятной экономической среды. С широким развитием концепции ESG-инвестирования особое внимание уделяется социально-экологическим инновациям [7].
Одним из основных направлений государственной политики является стимулирование инновационной деятельности компаний. Стратегия научно-технологического развития России заключается в поэтапном увеличении затрат на НИОКР до уровня не менее чем 2% от ВВП к 2035 году. Развитие передовых технологий включает в себя как разработку стартапов, создание технопарков в сфере высоких технологий, развитие кооперации российских высших учебных заведений, так и увеличение доли рынка высокотехнологичных компаний [8]. Хотя государственная поддержка является важной составляющей инновационного развития страны, она направлена только на определенные виды экономической деятельности и, в основном, на крупные компании. Исходя из этого, большинству российских компаний следует самим уделять внимание инновационному развитию, усовершенствованию внутрикорпоративной деятельности.
C внедрением передовых технологий в России связан ряд проблем. Инджиев А.А. рассматривает административные (законодательные ограничения на использование определенных программных продуктов и технологий), финансовые (высокие проценты по внутрироссийскому кредитованию юридических лиц), технологические (наличие квалифицированного персонала) и субъективные проблемы (восприятие инновационной деятельности как не приоритетной) [9].
Беляева Е.В. рассматривает такие причины слабого развития инноваций, как мировые и национальные экономические кризисы, административные проблемы, наличие коррупционной составляющей, несовершенства нормативно-правовой основы. В качестве мер стимулирования предлагается увеличение финансирования инновационных проектов, формирование в обществе позитивного отношения к нововведениям, мотивация ученых и инноваторов-практиков осуществлять инновационную деятельность [10].
Ежов А.Ю. акцентирует внимание на необходимости установления инновационных приоритетов в науке, увеличения государственного финансирования, усовершенствования инновационной структуры, развития внутрироссийской системы поддержки инновационных проектов частных компаний [11].
Ветчинников Д.В. и Иглин А.В. [12] рассматривают проблемы государственного регулирования использования технологий цифровых данных в сельскохозяйственном производстве, выделяют некорректность расчета рентабельности внедрения инноваций, высокую стоимость оформления патента, сложность оценки инновационного потенциала, плохой инвестиционный климат. Для решения данных проблем необходима государственная поддержка ученых, усовершенствование нормативно-правового регулирования, помогающего экспериментировать и внедрять инновационные технологии.
Хачатурян А.А., Пономарева С.В., Власов А.В. [13], исследуя проблемы внедрения инноваций в ракетно-космической деятельности, считают, что для успешного внедрения инноваций в данной отрасли необходимы ведение грамотной кадровой политики, создание целевого обучения, а также привлечение перспективных высококвалифицированных специалистов. Данные меры позволят России занять передовые позиции на мировом рынке производства ракетной техники.
Кощеев В.А., Цветков Ю.А., Крянев А.В. [14] раскрывают проблемы низкого уровня инновационной активности в строительной отрасли. Ученые выделяют такие проблемы, как низкий уровень квалификации кадров, недостаточность отечественных и зарубежных инвестиций, невысокая прозрачность информации о деятельности строительных компаний, несоответствие нормативно-технических документов современным инновационным процессам, зависимость от импортных инноваций, а также слаборазвитый механизм коммерциализации и трансфера инноваций. Вследствие данных проблем возникает необходимость усовершенствования государственного регулирования инновационной деятельности российских компаний.
Опираясь на результаты проведенных исследований проведем оценку основных тенденций инновационной деятельности в РФ.
Цель исследования - рейтинговая оценка уровня инновационной активности организаций РФ в разрезе федеральных округов.
Научная новизна исследования заключается в совокупности критериев рейтинговой оценки инновационной активности и ориентации на федеральные округа РФ. В основу рейтинговой оценки положены статистические и расчетные показатели, позволяющие оценить инновационную активность субъекта с позиции массовости вовлечения организаций в процесс инновационной деятельности и её результативности, исключив фактор масштаба федерального округа.
В рамках исследования выдвинуты следующие гипотезы:
1) имеется отрицательная тенденция по уровню инновационной активности организаций РФ, доле инновационных товаров и доле затрат на инновационную деятельность;
2) Приволжский и Уральский федеральные округа занимают лидирующие позиции по уровню инновационной активности.
Материалы и методы исследования
Для выявления тенденций инновационной деятельности организаций РФ проведен статистический анализ в разрезе федеральных округов с применением методов группировки и сравнения. Рейтинговая оценка федеральных округов по уровню инновационной активности проведена методом суммирования мест. Информационной базой послужили данные Росстата [15] за 2017-2021 года.
Результаты исследования
Динамика доли организаций, занимающихся инновационной деятельностью, характеризует инновационную активность организаций РФ (таблица 1).
Таблица 1
Инновационная активность организаций РФ, %
Субъект РФ
|
2017 г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2021
г. к 2017 г.
|
2021
г. к 2020 г.
|
Российская Федерация
|
14,6
|
12,8
|
9,1
|
10,8
|
11,9
|
-2,7
|
+1,1
|
Федеральный округ:
| |||||||
Центральный
|
18,5
|
16,2
|
10,8
|
12,5
|
12,6
|
-5,9
|
+0,1
|
Северо-Западный
|
15,9
|
15,9
|
10,1
|
10,8
|
11,0
|
-4,9
|
+0,2
|
Южный
|
11,9
|
9,5
|
7,5
|
8,0
|
11,9
|
0,0
|
+3,9
|
Северо-Кавказский
|
7,5
|
4,4
|
1,7
|
3,5
|
4,6
|
-2,9
|
+1,1
|
Приволжский
|
14,3
|
13,3
|
11,6
|
15,5
|
16,7
|
+2,4
|
+1,2
|
Уральский
|
15,7
|
14,9
|
9,3
|
10,2
|
11,1
|
-4,6
|
+0,9
|
Сибирский
|
12,3
|
9,9
|
7,5
|
9,8
|
9,3
|
-3,0
|
-0,5
|
Дальневосточный
|
10,5
|
8,9
|
6,0
|
6,9
|
7,7
|
-2,8
|
+0,8
|
За 2017-2021 гг. уровень инновационной активности организаций в целом по РФ снизился на 2,7 п.п. При этом с 2019 г. имеет место положительная динамика. По данным 2021 г. наивысший уровень инновационной активности организаций выявлен в Приволжском ФО и Центральном ФО, средний уровень - в Северо-Западном, Южном и Уральском федеральных округах, ниже среднего - в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Минимальный уровень инновационной активности организаций на протяжении всего периода исследования имеет место в Северо-Кавказском федеральном округе.
Относительно 2017 г. уровень инновационной активности организаций снизился по большинству федеральных округов. Исключением являются Южный ФО (нет изменений) и Приволжский ФО (+2,4 п.п.). Относительно 2020 г. положительная динамика имеет место по всем федеральным округам, за исключением Сибирского ФО (-0,5 п.п.).
Для уточнения выявленных тенденций рассмотрим динамику доли организаций РФ, осуществлявших технологические инновации (таблица 2).
Таблица 2
Доля организаций РФ, осуществлявших технологические инновации, %
Субъект РФ
|
2017 г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2021
г. к 2017 г.
|
2021
г. к 2020 г.
|
Российская Федерация
|
20,8
|
19,8
|
21,6
|
23,0
|
23,0
|
+2,2
|
0,0
|
Федеральный округ:
| |||||||
Центральный
|
24,6
|
23,9
|
28,1
|
26,5
|
25,5
|
+0,9
|
-1
|
Северо-Западный
|
21,4
|
22,3
|
22,2
|
23,0
|
22,8
|
+1,4
|
-0,2
|
Южный
|
18,5
|
14,8
|
17,8
|
19,1
|
21,5
|
+3,0
|
+2,4
|
Северо-Кавказский
|
11,3
|
7,3
|
7,1
|
10,1
|
11,6
|
+0,3
|
+1,5
|
Приволжский
|
19,9
|
20,2
|
22,5
|
27,1
|
27,2
|
+7,3
|
+0,1
|
Уральский
|
24,6
|
23,3
|
20,9
|
21,7
|
20,8
|
-3,8
|
-0,9
|
Сибирский
|
17,0
|
16,0
|
16,4
|
19,6
|
19,0
|
+2,0
|
-0,6
|
Дальневосточный
|
18,2
|
16,1
|
15,4
|
15,4
|
15,7
|
-2,5
|
+0,3
|
За период исследования доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в целом по РФ выросла на 2,2 п.п. и составила 23%. По данным 2021 г. наивысший удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, имеет место в Приволжском ФО и Центральном ФО, средний уровень - в Северо-Западном ФО, ниже среднего - в остальных федеральных округах. Минимальный уровень доли организаций, осуществлявших технологические инновации, на протяжении всего периода исследования имеет место в Северо-Кавказском федеральном округе.
Относительно 2017 г. доля организаций, осуществлявших технологические инновации, выросла по большинству федеральных округов. Исключением являются Уральский ФО (-3,8 п.п.) и Дальневосточный ФО (-2,5 п.п.). Более существенный рост выявлен в Приволжском ФО (+7,3 п.п.).
Относительно 2020 г. отрицательная динамика имеет место по Центральному, Северо-Западному, Уральскому и Сибирскому федеральным округам.
Динамика разработки передовых производственных технологий в разрезе субъектов РФ представлена в таблице 3.
Таблица 3
Разработка передовых производственных технологий в РФ, ед.
Субъект РФ
|
2017 г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
Изменение
за период
|
Темп
роста, %
|
Российская Федерация
|
1402
|
1565
|
1620
|
1989
|
2186
|
+784
|
155,92
|
Федеральный округ:
| |||||||
Центральный
|
480
|
530
|
553
|
686
|
790
|
+310
|
164,58
|
Северо-Западный
|
206
|
184
|
239
|
268
|
390
|
+184
|
189,32
|
Южный
|
79
|
113
|
145
|
143
|
136
|
+57
|
172,15
|
Северо-Кавказский
|
23
|
30
|
37
|
55
|
72
|
+49
|
313,04
|
Приволжский
|
226
|
264
|
219
|
323
|
333
|
+107
|
147,35
|
Уральский
|
236
|
270
|
281
|
321
|
315
|
+79
|
133,47
|
Сибирский
|
119
|
132
|
120
|
125
|
110
|
-9
|
92,44
|
Дальневосточный
|
33
|
42
|
26
|
68
|
40
|
+7
|
121,21
|
За 2017-2021 гг. количество разработанных передовых производственных технологий выросло в целом по РФ на 784 ед. или 56%. Рост количества разработанных передовых производственных технологий выявлен по всем федеральным округам, за исключением Сибирского ФО (-9 ед. или -7,56%). Более быстрые темпы роста отмечены в Северо-Кавказском ФО (313%), Северо-Западном ФО (189%), Южном ФО (172%), Центральном ФО (165%). Лидером по количеству разработанных технологий является Центральный ФО (790 ед. за 2021 г.).
Динамика использования передовых производственных технологий в разрезе субъектов РФ представлена в таблице 4.
Таблица 4
Использование передовых производственных технологий в РФ, тыс. ед.
Субъект РФ
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Изменение за период
|
Темп роста,
% |
Российская Федерация
|
240,1
|
254,9
|
262,6
|
242,9
|
256,6
|
+16,5
|
106,87
|
Федеральный округ:
| |||||||
Центральный
|
78,0
|
76,4
|
76,1
|
69,6
|
73,8
|
-4,2
|
94,62
|
Северо-Западный
|
22,2
|
24,1
|
25,4
|
24,7
|
26,2
|
+4,0
|
118,02
|
Южный
|
13,3
|
14,0
|
15,7
|
13,4
|
13,9
|
+0,6
|
104,51
|
Северо-Кавказский
|
2,9
|
3,1
|
3,4
|
3,1
|
3,2
|
+0,3
|
110,34
|
Приволжский
|
65,0
|
76,2
|
76,9
|
70,1
|
73,3
|
+8,3
|
112,77
|
Уральский
|
28,6
|
29,8
|
32,0
|
30,5
|
33,3
|
+4,7
|
116,43
|
Сибирский
|
21,2
|
22,0
|
23,5
|
22,7
|
23,5
|
+2,3
|
110,85
|
Дальневосточный
|
8,9
|
9,2
|
9,7
|
8,9
|
9,3
|
+0,4
|
104,49
|
За период исследования количество использованных передовых производственных технологий выросло в целом по РФ на 16,5 тыс. ед. или 7%. Рост количества использованных передовых производственных технологий выявлен по всем федеральным округам, за исключением Центрального ФО (-4,2 тыс. ед. или -5,38%). Более быстрые темпы роста отмечены в Северо-Западном ФО (118%), Уральском ФО (116%), Приволжском ФО (113%), Сибирском ФО (111%), Северо-Кавказском ФО (110%). По итогам 2021 г. лидерами по количеству использованных передовых производственных технологий являются Центральный ФО (73,8 тыс. ед.) и Приволжский ФО (73,3 тыс. ед.).
Динамика количества разработанных и использованных передовых производственных технологий в расчете на одну тысячу организаций РФ представлена в таблице 5.
Таблица 5
Количество разработанных и использованных передовых производственных технологий в расчете на 1 тысячу организаций РФ за 2020-2021 гг., ед.
Федеральный округ РФ
|
Количество
разработанных передовых производственных технологий
|
Количество
использованных передовых производственных технологий
| ||||
2020
г.
|
2021
г.
|
2021
г. к 2020 г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2021
г. к 2020 г.
| |
Центральный
|
0,571
|
0,657
|
+0,086
|
57,9
|
61,0
|
+3,1
|
Северо-Западный
|
0,615
|
0,895
|
+0,280
|
56,7
|
60,1
|
+3,4
|
Южный
|
0,496
|
0,472
|
-0,024
|
46,5
|
48,3
|
+1,8
|
Северо-Кавказский
|
0,514
|
0,673
|
+0,159
|
29,0
|
29,9
|
+0,9
|
Приволжский
|
0,509
|
0,524
|
+0,015
|
110,4
|
115,4
|
+5,0
|
Уральский
|
1,126
|
1,105
|
-0,021
|
107,0
|
116,8
|
+9,8
|
Сибирский
|
0,334
|
0,294
|
-0,040
|
60,7
|
62,8
|
+2,1
|
Дальневосточный
|
0,358
|
0,211
|
-0,147
|
46,8
|
48,9
|
+2,1
|
Интенсивность разработки передовых производственных технологий за 2021 г. снизилась в Южном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах. При этом интенсивность использования передовых производственных технологий выросла по всем федеральным округам, более существенно - в Уральском и Приволжском федеральных округах.
По итогам 2020-2021 гг. лидером по количеству разработанных передовых производственных технологий является Уральский ФО при наличии отрицательной динамики. По количеству использованных передовых производственных технологий в 2020 г. лидировал Приволжский ФО, в 2021 г. в результате положительной динамики - Уральский ФО.
Выявленные тенденции оказывают существенное влияние на долю инновационных товаров, работ, услуг (таблица 6).
Таблица 6
Доля инновационных товаров, работ, услуг, %
Субъект
РФ
|
2017 г.
|
2018
г.
|
2019
г. |
2020
г.
|
2021
г.
|
2021
г. к 2017 г.
|
2021
г. к 2020 г.
|
Российская Федерация
|
7,2
|
6,5
|
5,3
|
5,7
|
5,0
|
-2,2
|
-0,7
|
Федеральный округ:
| |||||||
Центральный
|
6,9
|
6,2
|
5,0
|
5,2
|
4,6
|
-2,3
|
-0,6
|
Северо-Западный
|
6,3
|
5,8
|
5,6
|
6,3
|
6,5
|
+0,2
|
+0,2
|
Южный
|
9,0
|
5,6
|
2,7
|
3,3
|
3,6
|
-5,4
|
+0,3
|
Северо-Кавказский
|
5,8
|
4,4
|
5,3
|
5,1
|
7,1
|
+1,3
|
+2,0
|
Приволжский
|
13,3
|
13,3
|
11,3
|
11,3
|
10,3
|
-3,0
|
-1,0
|
Уральский
|
5,2
|
4,3
|
3,3
|
3,8
|
2,6
|
-2,6
|
-1,2
|
Сибирский
|
3,0
|
2,2
|
2,6
|
3,7
|
2,4
|
-0,6
|
-1,3
|
Дальневосточный
|
3,3
|
3,4
|
3,0
|
3,1
|
2,3
|
-1,0
|
-0,8
|
Доля инновационных товаров, работ, услуг в целом по РФ снизилась за 2017-2021 гг. на 2,2 п.п., за 2021 год - на 0,7 п.п. Снижение имеет место по большинству федеральных округов, более существенное - в Южном ФО (-5,4 п.п.) и Приволжском ФО (-3 п.п.). Положительная динамика выявлена в Северо-Западном ФО и Северо-Кавказском ФО (+2 п.п. к уровню 2020 г.).
По данным 2021 г. доля инновационных товаров, работ, услуг выше среднего уровня по РФ в Приволжском ФО (10,3%), Северо-Кавказском ФО (7,1%), Северо-Западном ФО (6,5%); ниже среднего уровня - в остальных федеральных округах. Минимальный уровень доли инновационных товаров, работ, услуг имеет место в Дальневосточном федеральном округе (2,3%).
Динамика доли затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг представлена в таблице 7.
Таблица 7
Доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров, работ, услуг, %
Субъект
РФ
|
2017 г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2021
г. к 2017 г.
|
2021
г. к 2020 г.
|
Российская Федерация
|
2,4
|
2,1
|
2,1
|
2,3
|
2,0
|
-0,4
|
-0,3
|
Федеральный округ:
| |||||||
Центральный
|
2,8
|
2,6
|
3,0
|
2,8
|
2,4
|
-0,4
|
-0,4
|
Северо-Западный
|
2,0
|
1,6
|
1,8
|
1,7
|
1,5
|
-0,5
|
-0,2
|
Южный
|
2,5
|
1,1
|
1,1
|
2,4
|
1,3
|
-1,2
|
-1,1
|
Северо-Кавказский
|
1,5
|
0,8
|
0,6
|
0,6
|
0,7
|
-0,8
|
+0,1
|
Приволжский
|
3,1
|
3,0
|
2,9
|
3,6
|
3,3
|
+0,2
|
-0,3
|
Уральский
|
1,9
|
1,2
|
0,7
|
0,9
|
0,9
|
-1,0
|
0,0
|
Сибирский
|
1,9
|
2,1
|
1,8
|
1,7
|
1,3
|
-0,6
|
-0,4
|
Дальневосточный
|
2,2
|
2,5
|
2,5
|
2,4
|
2,2
|
0,0
|
-0,2
|
Доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров, работ, услуг в целом по РФ снизилась за 2017-2021 гг. на 0,4 п.п., за 2021 год - на 0,3 п.п. Снижение имеет место по большинству федеральных округов, более существенное - в Южном ФО (-1,2 п.п.). Положительная динамика выявлена в Приволжском ФО (+0,2 п.п.) и Северо-Кавказском ФО (+0,1 п.п. к уровню 2020 г.).
По данным 2021 г. доля затрат на инновационную деятельность выше среднего уровня по РФ в Приволжском ФО (3,3%), Центральном ФО (2,4%), Дальневосточном ФО (2,2%); ниже среднего уровня - в остальных федеральных округах. Минимальный уровень доли инновационных товаров, работ, услуг имеет место в Северо-Кавказском федеральном округе (0,7%).
Обобщив результаты проведенного исследования, составим рейтинг субъектов РФ по уровню инновационной активности за 2021 г., применив метод суммирования мест (таблица 8).
В основу рейтинговой оценки положены показатели, позволяющие оценить инновационную активность субъекта с позиции массовости вовлечения организаций в процесс инновационной деятельности и её результативности, исключив фактор масштаба федерального округа, что является немаловажным при наличии существенных географических, демографических, экономических различий:
1 - уровень инновационной активности организаций;
2 - доля организаций, осуществлявших технологические инновации;
3 - количество разработанных передовых производственных технологий в расчете на одну тысячу организаций;
4 - количество использованных передовых производственных технологий в расчете на одну тысячу организаций;
5 - доля инновационных товаров, работ, услуг;
6 - доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.
Таблица 8
Рейтинг субъектов РФ по уровню инновационной активности за 2021 г.
Федеральный округ РФ
|
Критерии
оценки
|
Сумма
мест
|
Рейтинг
| |||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
| |||
Центральный
|
2
|
2
|
4
|
4
|
4
|
2
|
18
|
2
|
Северо-Западный
|
5
|
3
|
2
|
5
|
3
|
4
|
22
|
3
|
Южный
|
3
|
4
|
6
|
7
|
5
|
5
|
30
|
5
|
Северо-Кавказский
|
8
|
8
|
3
|
8
|
2
|
7
|
36
|
7
|
Приволжский
|
1
|
1
|
5
|
2
|
1
|
1
|
11
|
1
|
Уральский
|
4
|
5
|
1
|
1
|
6
|
6
|
23
|
4
|
Сибирский
|
6
|
6
|
7
|
3
|
7
|
5
|
34
|
6
|
Дальневосточный
|
7
|
7
|
8
|
6
|
8
|
3
|
39
|
8
|
В рейтинге субъектов РФ по уровню инновационной активности за 2021 г. лидером является Приволжский ФО, на втором месте - Центральный ФО, на третьем месте - Северо-Западный ФО. Приволжский ФО лидирует в системе рейтинговой оценки по четырем критериям:
1 - уровень инновационной активности организаций;
2 - доля организаций, осуществлявших технологические инновации;
5 - доля инновационных товаров, работ, услуг;
6 - доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.
По третьему и четвертому критериям оценки (количество разработанных и использованных передовых производственных технологий в расчете на одну тысячу организаций) лидером в 2021 г. является Уральский ФО.
Заключение
Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволяют сделать вывод о наличии положительных и отрицательных тенденций в инновационной деятельности организаций РФ. При росте доли организаций, осуществлявших технологические инновации, количества разработанных и использованных передовых производственных технологий снижается уровень инновационной активности российских организаций, доля инновационных товаров и доля затрат на инновационную деятельность.
В ходе исследования выявлена специфика федеральных округов по уровню инновационной активности (таблица 9).
Таблица 9
Распределение федеральных округов РФ по показателям инновационной активности
Показатель
|
Уровень оценки
| ||
выше среднего по РФ
|
средний по РФ
|
ниже среднего по РФ
| |
Уровень
инновационной активности
|
Приволжский, Центральный
|
Северо-Западный,
Южный, Уральский
|
Сибирский,
Дальневосточный, Северо-Кавказский |
Доля
организаций, осуществлявших технологические инновации
|
Приволжский
Центральный |
Северо-Западный
Южный Уральский |
Южный Уральский
Сибирский
Дальневосточный Северо-Кавказский |
Темп
роста разработанных передовых производственных технологий
|
Северо-Западный Южный Северо-Кавказский |
Центральный
|
Приволжский
Уральский Сибирский Дальневосточный |
Темп
роста использованных передовых производственных технологий
|
Северо-Западный
Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский |
Южный
Дальневосточный |
Центральный
Южный Дальневосточный |
Интенсивность
разработки передовых производственных технологий
|
Северо-Западный
Уральский |
Центральный
Северо-Кавказский |
Южный
Приволжский Сибирский Дальневосточный |
Интенсивность
использования передовых производственных технологий
|
Приволжский
Уральский |
Центральный
Северо-Западный Сибирский |
Южный
Северо-Кавказский Дальневосточный |
Доля
инновационных товаров, работ, услуг
|
Северо-Западный
Северо-Кавказский Приволжский |
Центральный
|
Южный
Уральский Сибирский Дальневосточный |
Доля
затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров,
работ, услуг
|
Центральный
Приволжский |
Дальневосточный
|
Северо-Западный
Южный Северо-Кавказский Уральский Сибирский |
Лидерами рейтинговой оценки по уровню инновационной активности по итогам 2021 г. являются Приволжский и Уральский федеральные округа. Северо-Западный, Южный, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа имеют высокий потенциал роста инновационной активности, что является залогом эффективной реализации стратегии научно-технологического развития России.
Важнейшим фактором научно-технологического развития экономики России является рост инновационной активности организаций по всем субъектам РФ при должном государственном регулировании и стимулировании. Разработка и экономическое обоснование инструментария государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности определяет тематику дальнейших исследований.
Источники:
2. Khan A., Qin M., Jebran X., Jebran K., Ullah I. Uncertainty and R&D investment: Does product market competition matter? // Research in International Business and Finance. – 2020. – p. 1-3.
3. Shakina E., Barajas A., Molodchik M. Bridging the gap in competitiveness of Russian companies with intangible bricks // Measuring Business Excellence. – 2017. – № 1. – p. 86-100.
4. Zhu Z., Zhu Z., Xu P., Xue D. Exploring the impact of government subsidy and R&D investment on financial competitiveness of China’s new energy listed companies: An empirical study // Energy Reports. – 2019. – p. 919–925.
5. Яровова Т.В., Кисилева Д.Д. Особенности стимулирования инноваций в России // Московский экономический журнал. – 2022. – № 5. – c. 566-573.
6. Малыгин Л.Л., Царев В.А. Технологический вектор развития инноваций современной России // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 2. – c. 28-30.
7. Куклина Е.А. Концепция устойчивого развития в проекции современных трансформационных трендов: новая реальность и новые возможности для бизнеса // Управленческое консультирование. – 2022. – № 6. – c. 64–78.
8. Земцов С. П., Баринова В. А., Семенова Р. И. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. – 2019. – № 3. – c. 33-44.
9. Инджиев А.А. Современные проблемы внедрения инноваций в российскую сферу IT // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 11. – c. 293-296.
10. Беляева Е.В. Проблемы мотивации инновационной деятельности работников в современных условиях // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 3. – c. 78-85.
11. Ежов А.Ю. Современные проблемы внедрения и управление инновациями в РФ // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 2. – c. 12-14.
12. Ветчинников Д.В., Иглин А.В. Проблемы регулирования внедрения инноваций цифровых данных в сельскохозяйственном производстве // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. – № 1. – c. 162-170.
13. Хачатурян А.А., Пономарева С.В., Власов А.В. Проблемы подготовки кадров и внедрения инноваций в ракетно-космическую промышленность России // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 3. – c. 170-172.
14. Кощеев В.А., Цветков Ю.А., Крянев А.В. Формирование механизма реализации государственного регулирования инновационной деятельности в строительстве // Теоретическая экономика. – 2021. – № 5. – c. 103-109.
15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 07.08.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:27