Компаративистский анализ приоритетов социально-экономического развития регионов Южного Федерального округа
Смольянова И.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 2 (Февраль 2023)
Цитировать:
Смольянова И.В. Компаративистский анализ приоритетов социально-экономического развития регионов Южного Федерального округа // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 2. – С. 731-746. – doi: 10.18334/ce.17.2.117126.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50369218
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье осуществляется исследование особенностей формирования приоритетов социально-экономического развития восьми субъектов, входящих в состав Южного Федерального округа РФ. При этом оценка этих особенностей производится, исходя из анализа наличия взаимосвязи между формулируемыми приоритетами и уровнем территориального развития регионов Южного Федерального округа РФ, что позволяет выделить наиболее характерные черты, присущие данным процессам в разрезе трех категорий регионов с различным уровнем развития социально-экономических систем
Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, приоритеты регионального развития, сравнительный анализ, Южный Федеральный округ
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение
Успешность развития любой территориальной социально-экономической системы, в том числе, и регионального уровня, в значительной степени определяется грамотным формулированием комплекса приоритетов развития этой системы, определяющим всю направленность последующего процесса решения наиболее важных и актуальных задач, стоящих перед органами управления и достижения поставленных в рамках данного процесса целевых ориентиров. Однако достаточно часто существующая практика основывается на выделении комплекса важнейших проблем, присущих определенной территории без достаточной привязки к стратегическим целям этого развития, что чаще всего характерно для регионов со сравнительно более низким уровнем социально-экономического развития.
Подобная ситуация актуализирует осуществление сравнительного анализа имеющихся в настоящее время подходов к формулированию региональных приоритетов в попытке обозначить ключевые черты, присущие этим подходам, в контексте привязки к уровню социально-экономического развития тех территорий, в рамках которых они реализуются, что является целью проводимого исследования.
Формирование системы приоритетов должно основываться на оценке текущих и наиболее вероятных в будущем тенденций регионального развития, на которые оказывает непосредственное влияние целый комплекс факторов, которые с достаточно сильной степенью неоднородности и вариативности проявляются в рамках региональных социально-экономических систем, находящихся в достаточно тесной взаимосвязи между собой, но, в то же время, существенно отличающихся по уровню своего развития.
В этом контексте новизна представленного исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении положения о неоднородности подходов к выделению приоритетов территориального развития, реализуемых в регионах с различным уровнем социально-экономического развития, с одной стороны, являющейся следствием имеющих объективную природу различий, а, с другой, недостаточно устраняющей предпосылки для их проявления и в дальнейшем вследствие достаточно частой ориентации регионов с более низким уровнем территориального развития на выдвижение в качестве приоритетов направлений решения текущих экономических и социальных проблем.
Сущностное содержание категории «регион» в контексте анализа особенностей формирования приоритетов территориального развития
Совокупность экономических и социальных процессов во всем их многообразии обретает свое проявление в рамках определенного территориального пространства. При этом, как вполне справедливо отмечает А.Г. Гранберг, неоднородность признаков, характеризующих отдельные пространственные элементы территории государства, является важнейшей причиной, определяющей необходимость ее разделения на составные части, именуемые регионами [2].
В рамках развития подобной позиции, как правило, под понятием «регион» понимается составная часть территории государства, характеризуемая наличием ком достаточно однородных условий, имеющих отношение к различным сферам обеспечения развития территориального пространства и производственно-инфраструктурного комплекса, функционирующего в его рамках [8].
По мнению И.А. Родионовой, среди важнейших признаков, присущих региону как категории, отмечает территориальную преемственность и наличие общих ценностных установок и определенной самобытности у населения [10]. В свою очередь, Т.Н. Кислая и О.Н. Голубцова к основным детерминантам понятия «регион» относят такие категории как территория, социально-политическая система, социально-этническая система, экономически самостоятельная территориальная система, часть целостной социальной и административной системы, социально-экономическая система, квазигосударство, квазикорпорация [6].
При этом в рамках различных отраслей научного знания выработаны учитывающие их специфику подходы к постулированию определения рассматриваемого понятия.
В частности, в рамках экономического подхода В.А. Долятовским регион определяется в качестве сложного по своему структурному содержанию территориально-экономического комплекса, обязательными элементами которого являются определенные внутренние ресурсы, производственные мощности, а также комплекс взаимосвязей с окружающей средой [4]. По мнению И.В. Арженовского, регион характеризуется комплексностью и целостностью хозяйства, развивающегося в рамках конкретной территории, наличием его определенной специализации, а также деятельностью органов управления, обеспечивающих решение задач, связанных с развитием этого хозяйства [1].
В общем и целом при рассмотрении особенностей региона с экономической точки зрения характерно его соотнесение с встроенной в национальное экономическое пространство и, в то же время, территориально обособленной экономической единицей, имеющей внутренние горизонтальные связи [5].
В контексте использования социального подхода регион трактуется в качестве формирующей определенную общность социально-пространственной единицы. Так, Г.В. Гутман и его соавторы понимают регион в качестве имеющего установленные границы территориального образования, в рамках которого имеют место социально-экономические процессы, направленность которых обусловлена особенностями процессов общественного разделения труда [3]. В свою очередь, А.П. Клемешев в качестве одного из важнейших атрибутов региона выделяет осознание проживающим на его территории сообществом наличия специфических региональных интересов [7].
При этом, отталкиваясь от сущностного содержания последнего определения, можно заключить, что реализация этих интересов обуславливает формирование различными регионами существенно отличающихся друг от друга систем приоритетов территориального развития, в значительной степени обусловленную их спецификой [12].
В данной связи следует отметить, что, говоря о сущностном наполнении категории «приоритет территориального развития» ему, как правило, имманентно вменяют соответствие таким характеристикам как значимость и проблемность. При этом вполне объяснимым выглядит тот факт, что при разработке приоритетов регионов со сравнительно более высоким уровнем социально-экономического развития превалирующую роль приобретает категории значимости, тогда как регионы, несколько отстающие от лидеров по уровню этого развития в большей степени ориентированы на соответствие содержания приоритетов категории проблемности [11].
Обосновать подобную сентенцию, по нашему мнению, представляется целесообразным на примере территориально близких друг к другу и образующих определенную целостность региональных образований. В современных отечественных условиях такую совокупность в значительной степени формируют регионы, входящие в состав одного федерального округа.
Анализ систем территориальных приоритетов наиболее развитых в социально-экономических плане регионов ЮФО
Рассматривая особенности выделения приоритетов социально-экономического развития в регионах ЮФО, характеризуемых различным уровнем социально-экономического развития, проанализируем результаты оценки социально-экономического положения субъектов РФ, ежегодно производимой РИА Рейтинг. В частности, позиции рассматриваемых регионов в рамках данного рейтинга, а также значения их рейтингового балла в 2020 и 2021 годах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Позиции регионов Южного Федерального округа в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации
в 2020-2021 гг.
Регион
|
Место
|
Рейтинговый балл
| ||
2020
|
2021
|
2020
|
2021
| |
Краснодарский
край
|
10
|
8
|
58,281
|
67,102
|
Ростовская
область
|
14
|
17
|
54,407
|
58,336
|
Волгоградская
область
|
29
|
36
|
43,663
|
45,090
|
Республика
Крым
|
36
|
43
|
39,986
|
42,241
|
Астраханская
область
|
53
|
48
|
32,912
|
38,445
|
Севастополь
|
59
|
64
|
29,189
|
31,419
|
Республика
Адыгея
|
67
|
68
|
26,842
|
29,515
|
Республика
Калмыкия
|
82
|
85
|
14,392
|
10,377
|
Как следует из полученных данных, к числу регионов ЮФО, характеризующихся наиболее высоким уровнем территориального развития, относятся Краснодарский край и Ростовская область, входящие в первую двадцатку лидеров рейтинга.
Анализируя ключевые положения Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края, следует указать на то, что в качестве важнейшего приоритета в ее тексты обозначено создание совокупности условий, позволяющих с наибольшей степенью эффективности обеспечить развитие человеческого капитала региона.
Среди других ключевых приоритетов регионального развития определяются такие направления как обеспечение его опережающей по сравнению со среднероссийским темпов динамики на базе ускорения роста параметров промышленного производства и величины ВРП в целом; усиление степени экологизации агропроизводства, повышение уровня капиталовложений, обеспечения более высокого удельного веса несырьевой составляющей в структуре экспорта региона, увеличение производительности труда, рост вводимых в эксплуатацию жилых площадей, снижение доли населения, доходы которого находится на уровне ниже прожиточного минимума [16].
Индикаторами, которые отражают реализацию приоритетов социально-экономического развития Краснодарского края, в тексте стратегии определены 18 параметров, целевые значения которых иллюстрируют условия базового, инерционного и оптимистического вариантов данного развития.
Формирование изложенных в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области приоритетов осуществляется в разрезе реализации экономического, социального, а также пространственного направлений политики региона. При этом для каждого из указанных направлений определены несколько ориентиров, которые связаны с достижением высокого уровня социального благополучия в регионе, повышением областной конкурентоспособности, поддержкой реализации смежных направлений региональной социально-экономической политики [20].
В качестве важнейших приоритетов развития экономической сферы указаны повышение уровня благосостояния жителей, а также обеспечение широкого круга возможностей для их самореализации, повышение конкурентоспособности предприятий региона и обеспечение их лидерства на рынках, поддержание устойчивости экономического базиса развития социальной сферы, а также сбалансированность пространственно-территориального развития.
Приоритетами социального развития Ростовской области обозначены повышение качества предоставляемых населению услуг, обеспечение их доступности для всех жителей региона, обеспечение более высокого уровня конкурентоспособности социальной сферы, облегчающего привлечение и удержание носителей человеческого капитала, обеспечение потребностей экономической сферы в трудовых ресурсах высокого качества.
В свою очередь, в ряду приоритетов регионального пространственного развития относятся создание условий, которые позволяют обеспечить комфортное существование жителей региона, развитие опорного каркаса территории, сохранение экосистемы, нивелирование негативного влияния имеющихся инфраструктурных ограничений социально-экономического развития региона.
Таким образом, характеризуя ключевые приоритеты социально-экономического развития тех субъектов Южного Федерального округа, для которых присущи лидирующие позиции в рамках рейтинга уровня развития регионов, следует указать на реализацию комплексного подхода к интеграции широкого спектра экономических и социальных доминант в процессе формулирования данных приоритетов, что позволит Краснодарскому краю и Ростовской области оставаться в числе наиболее поступательно развивающихся субъектов Российской Федерации. Также необходимо выделить весьма существенную роль в системе этих приоритетов проблематики обеспечения воспроизводства человеческого капитала, поступательного пространственного развития и экологической безопасности рассматриваемых территорий.
Особенности формирования территориальных приоритетов в регионах ЮФО со средним уровнем социально-экономического развития
К регионам, занимающим средние в окружном разрезе позиции по уровню территориального социально-экономического развития, отталкиваясь от параметров, приведенных в таблице 1, можно отнести Волгоградскую и Астраханскую области, а также Республику Крым.
В рамках Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области ключевой целью определяется формирование условий, позволяющих обеспечить в условиях динамичного и устойчивого экономического роста увеличение численности населения региона, рост средней продолжительности его жизни и повышение уровня благосостояния жителей [14]. При этом в процессе формирования приоритетов регионального развития были учтены особенности данного развития в условиях преодоления влияния таких негативных факторов как введение широкомасштабных санкций со стороны ряда зарубежных государств и последствия пандемии коронавируса COVID-19.
В числе ключевых приоритетов социально-экономического развития Волгоградской области в тексте стратегии указано двадцать направлений, тематически образующих пять групп, которые можно обозначить как обеспечение развития регионального человеческого капитала и социальной сферы, развитие экономической сферы, территориальное пространственное развитие, рационализацию природопользования и обеспечение экологической безопасности, поступательное развитие гражданского общества и совершенствование системы управления на различных уровнях.
В рамках Стратегии социально-экономического развития Астраханской области региональные приоритеты обретают свое проявление сквозь призму трех проектных инициатив, ориентированных на повышение степени эффективности использования регионального потенциала, - «Достойная жизнь», «Регион для достойной жизни» и «Новый производственный комплекс» [13].
В рамках первой инициативы в числе приоритетов регионального социально-экономического развития определены: повышение уровня рождаемости и численности населения; увеличение продолжительности и улучшение качества жизни населения; снижение уровня смертности населения региона; обеспечение соответствия качества образования трансформирующимся потребностям населения и задачам регионального развития; обеспечение более высокой доступности и лучшего качества услуг, оказываемых в сфере культуры; популяризация здорового образа жизни; создание условий, благоприятствующих развитию инновационного предпринимательства и высокотехнологичного сектора.
В свою очередь, среди приоритетов развития Астраханской области, на реализацию которых ориентирована проектная инициатива «Регион для достойной жизни», следует отметить: совершенствование инженерной инфраструктуры; завершение процессов газификации; повышение доступности жилья и качества жилищного обслуживания; развитие сети автодорог общего пользования; повышение степени комфортности городских и сельских поселений с точки зрения обеспечения качества жизни населения; повышение уровня экологической безопасности; обеспечение общественной безопасности.
Приоритетами социально-экономического развития региона, связанными с реализацией проектной инициативы «Новый производственный комплекс», являются: развитие экспортоориентированного производства агропроизводственной и продовольственной продукции, а также рыбохозяйственного комплекса; устойчивое развитие туристской индустрии; формирование благоприятной предпринимательской среды; обеспечение развития и комплексного использования регионального топливно-энергетического потенциала; развитие судостроительной промышленности; развитие отвечающей потребностям региональной экономики современной транспортной инфраструктуры на базе обеспечения эффективного освоения транзитного потенциала территории; стимулирование развития и обеспечение конкурентоспособности регионального экспорта; повышение эффективности и открытости деятельности органов управления с помощью активизации использования цифровых технологий.
Рассматривая особенности формулирования приоритетов социально-экономического развития Республики Крым, необходимо отметить, что в тексте соответствующей региональной стратегии данной проблеме уделено весьма ограниченное внимание.
В тексте документа констатируется, что с точки зрения решения задач экономического развития Республики Крым наибольшим приоритетом обладает поддержка тех отраслей, которые, имея соответствующую ресурсную базу, способную обеспечить их устойчивый рост, в то же время, обладают потенциалом трансформации региональной социально-экономической системы в контексте обеспечения соответствия данного процесса современным трендам развития российской и глобальной экономики [19]. Среди таких отраслей обозначены туристическая и рекреационная деятельность, агропроизводство, изготовление композиционных материалов, судостроение, приборостроение, информационные технологии, биотехнологии, фармацевтика.
Что касается приоритетов регионального развития в социальном аспекте, то направления их реализации, в общем и целом ориентированной на обеспечение всестороннего развития крымчан и улучшение условий их жизнедеятельности, обозначены как «Победа в борьбе за человеческий капитал», «Победа в борьбе за инновации», «Победа в борьбе за инвестора».
Таким образом, для трех проанализированных регионов при формировании приоритетов регионального развития характерна, прежде всего, ориентация на обеспечение воспроизводства человеческого капитала. При этом это касается как удовлетворения потребностей и развития потенциала населения этих регионов, так, применительно к Астраханской области и Республике Крым, и создания благоприятных условий для туристов и отдыхающих и приезжающих в данные субъекты Южного Федерального округа.
Направленность приоритетов регионов ЮФО, отстающих по уровню социально-эконоимческого развития
Территориями, формирующими группу регионов ЮФО, для развития которых характерно определенное отставание от среднеокружного уровня, как следует из данных рейтинговой оценки, приведенных в таблице 1, являются Севастополь, Республика Адыгея и Республика Калмыкия.
В качестве важнейшего приоритета социально-экономического развития Севастополя стратегические документы этого города федерального значения определяют безусловным приоритетом социально-экономической политики преумножение человеческого капитала, который определяется в качестве ключевого ресурса территории. Что касается других приоритетов регионального развития, то они определяются стратегическими целями развития города-героя, к числу которых отнесены:
1) формирование высокоэффективной экономики, предполагающей, прежде всего, выпуск продукции, характеризуемой высоким уровнем добавленной стоимостью;
2) целевая ориентированность развития города в качестве делового, туристического, образовательного, культурного и досугового центра;
3) обеспечение высокой степени комфортности городской среды для жителей и гостей Севастополя [15].
В рамках приоритетных направлений развития, ориентированных на достижение первой из вышеуказанных целей, предполагается формирование комплекса благоприятных условий, обеспечивающих эффективное развитие таких отраслей как судостроение, высокотехнологичное машиностроение, виноделие, рыболовство и рыбопереработка. Кроме того, в центре приложения соответствующих усилий органов власти и управления должно находиться развитие сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и создание транспортно-логистического центра.
Достижения второй цели обуславливает выдвижение в качестве приоритетов формирование комплекса благоприятных условий, необходимых для развития бизнеса, образования, науки и культуры, сферы курортно-санаторного обслуживания, системы управления, а также инфраструктурного обеспечения.
Реализация приоритетов территориального развития, ориентированных на достижение еще одного целевого направления, предполагает осуществление комплекса мероприятий по обустройству городской территории, улучшению качественных параметров и повышению доступности услуг социальной и торговой сфер, улучшению жилищных условий населения, обеспечению эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства и снижению ее отрицательного воздействия на окружающую среду, повышению роли органов местного самоуправления, а также общественных организаций в формировании ориентиров городского развития.
Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея ключевым приоритетом обозначает достижение такого уровня жизни населения региона, который соответствует современным качественным стандартам. При этом базисные предпосылки для этого формируются использованием природно-рекреационного потенциала, которым обладает республика, а также структурной трансформацией региональной экономики в плане соответствия требованиям постиндустриального развития социально-экономических систем.
В качестве приоритетов социально-экономического развития региона второго порядка определены:
- ориентированное на улучшение качества жизни населения развитие социальной сферы;
- достижение устойчивого экономического роста и повышение региональной конкурентоспособности, позволяющие сформировать финансовую базу, необходимую для обеспечения более высокого уровня жизни населения;
- проведение институциональных преобразований, которые закладывают основу для получения отдачи от капитальных вложений в развитие инфраструктурных проектов.
Целевыми индикаторами, отражающими степень успешности реализации приоритетов регионального развития, обозначены семнадцать параметров, восемь из которых иллюстрируют эффективность экономических процессов, пять - изменения в сфере обеспечения уровня и качества жизни населения региона, четыре - тенденции демографического развития [17].
В рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия в качестве его важнейших приоритетов были определены: развитие регионального АПК в контексте обеспечения его специализации в сферах мясного животноводства и переработки сельхозсырья; развитие сферы производства стройматериалов, добычи топливных ресурсов и внедрения альтернативных источников генерации, туристско-рекреационного комплекса; расширение сотрудничества на межрегиональном и международном уровнях; совершенствование управленческих механизмов.
Также в рамках стратегии осуществляется привязка территориальных приоритетов к четырем направлениям регионального социально-экономического развития:
- социальное развитие – обеспечение приумножения регионального человеческого капитала и всестороннего развития индивидов на основе формирования условий для самореализации, повышения благосостояния и улучшения комфортности среды обитания;
- экономическое развитие - поддержка ключевых бюджетообразующих отраслей; формирование «умной экономики», основанной на научных достижениях, развитии инноваций и индустриализации традиционных секторов; рациональное размещение сельскохозяйственного производства, в частности, учитывающее принципы межмуниципальной интеграции и кооперации;- экологическое развитие - обеспечение благоприятного состояния окружающей среды; охрана и рационализация использования природных ресурсов; достижение экологической безопасности;
- пространственное развитие – формирование и развитие полюсов роста; уменьшение степени неравенства с точки зрения доступности социальных услуг; усиление взаимодействия на межрегиональном и трансграничном уровнях [18].
Как можно явственно увидеть, и в Республике Адыгея, и в Республике Калмыкия в рамках реализации приоритетов социально-экономического развития весьма существенная роль отводится осуществлению институциональных преобразований, а также решению текущих проблем, характерных для этих регионов. В Севастополе, наряду с реализацией подобных мероприятий, существенное внимание уделяется и развитию человеческого капитала, что в определенной степени приближает приоритеты развития данного территориального образования к приоритетам, характерным для регионов ЮФО, входящих в предыдущую группу.
Заключение
Таким образом, формирование приоритетов социально-экономического развития в различных регионах Южного Федерального округа в существенной степени определяется спецификой территориальных социально-экономических систем. Как позволяют заключить результаты проведенного анализа, для регионов, характеризующихся более высоким уровнем развития характерна реализация комплексного подхода к формулированию этих приоритетов, в то время как относительно менее развитым в социально-экономическом плане регионам, как правило, присуща ориентация на точечное определение приоритетов, отражающих с одной стороны, наиболее проблемные области регионального развития, а с другой, потенциальные точки роста, способные стать катализаторами для других секторов социально-экономической системы.
При этом с полной уверенностью можно констатировать, что именно адекватное соответствие процесса выбора этих приоритетов как текущим экономическим и социальным условиям, так и наиболее вероятным тенденциям будущего позволит обеспечить эффективное развитие каждого из рассматриваемых в исследовании регионов.
Источники:
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 492 c.
3. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 173 c.
4. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. – 1994. – № 2-3. – c. 149-156.
5. Доменко Ю.Ю. Теоретические аспекты определения понятия «регион» // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 290-300. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10466.
6. Кислая Т.Н., Голубцова О.А. Исследование подходов к определению понятий «регион» и «региональная экономика» // Научный результат. Экономические исследования. – 2019. – № 2. – c. 22-31. – doi: 10.18413/2409-1634-2019-5-2-0-3.
7. Клемешев А.П. Регион в условиях глобализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2005. – № 2. – c. 22-38.
8. Градов А.П., Кузин Б.И., Медников М.Д., Соколицын А.С. Региональная экономика. - СПб.: Питер, 2003. – 221 c.
9. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20220516/630222174.html (дата обращения: 25.12.2022).
10. Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира. - М.: Юрайт, 2023. – 385 c.
11. Смольянова И.В. Анализ взаимообусловленности приоритетов региональной социально-экономической политики и устойчивости территориального развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2687-2700. – doi: 10.18334/epp.12.10.116470.
12. Смольянова И.В. Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1637-1650. – doi: 10.18334/ce.16.4.114547.
13. Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/571051911 (дата обращения: 05.01.2023).
14. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. Инвестиционный портал Волгоградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://investvolga.volgograd.ru/investment-objects/info/docs/Стратегия%20социально-экономического%20развития% 20Волгоградской%20области%20(Закон).pdf (дата обращения: 29.12.2022).
15. Стратегия социально-экономического развития города Севастополя на период до 2030 года. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278824 (дата обращения: 22.12.2022).
16. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https;//economy.gov.ru/material/file/e4e8b9ddede078a93f60f5e7a08fce28/krasnodar.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
17. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года. Республика Адыгея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.adygheya.ru/evolution/strategy/ (дата обращения: 30.12.2022).
18. Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 года. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561696558 (дата обращения: 05.01.2023).
19. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года. Правительство Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/file/strategiya_sotsialjno_ekonomicheskogo_ razvitiya_ respubliki_krim_do_2030.pdf (дата обращения: 05.01.2023).
20. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/activity/2158 (дата обращения: 08.01.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:56:14