Состояние производственного травматизма с тяжелыми последствиями в разрезе субъектов Российской Федерации
Москвина М.С.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960963
Аннотация:
Статья посвящена анализу состояния производственного травматизма с тяжелыми последствиями в разрезе субъектов РФ за 2023 год. В работе использовались статистические данные Федеральной службы по труду и занятости. Автором поднимается проблема замедления темпов снижения производственного травматизма за последние 5 лет, что диктует необходимость анализа иных показателей травматизма кроме уже имеющихся предпринимаемых мер, в том числе с целью повышения эффективного государственного управления охраной труда на региональном уровне. Выявлена связь между количеством несчастных случаев на производстве в регионах РФ и отраслевой специализацией в их экономике. Результаты исследования могут быть использованы в научных целях и при разработке и реализации органами по труду субъектов РФ государственных программ улучшения условий и охраны труда.
Ключевые слова: производственный травматизм; охрана труда; виды экономической деятельности; виды (типы) несчастных случаев; причины несчастных случаев
JEL-классификация: J81, J83, J88
Введение
Ежегодный анализ состояния производственного травматизма показывает, что за последние 5 лет фиксируется замедление темпов его снижения. Это может говорить о том, что предпринимаемые меры повышения безопасности на производстве уже не оказывают значимого влияния на уменьшение количества несчастных случаев. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа иных показателей травматизма, в том числе с целью повышения эффективного государственного управления охраной труда на региональном уровне. Поляков А.В. поднимает проблему субъектов РФ с доминирующим видом экономической деятельности, где характерен высокий уровень производственного травматизма [1]. Кузнецова Е.А. и Михина Т.В. анализируют данные Росстата с учетом вклада в показатели травматизма отдельных видов экономической деятельности [2]. Елин А.М. также говорит о необходимости анализа реального положения экономики с условиями труда в ряде видов экономической деятельности и производств [3, с. 46–56] (Elin, 2006, р. 46–56). Немалую аналитическую помощь в работе оказали результаты проведенных ранее исследований по вопросам производственного травматизма [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.] Целью статьи является анализ состояния производственного травматизма с тяжелыми последствиями в разрезе субъектов Российской Федерации путем сопоставления основных видов экономической деятельности, видов (типов) и причин несчастных случаев.
Научная новизна исследования состоит в выявлении связи между количеством несчастных случаев на производстве в регионах РФ и отраслевой специализации в их экономике. Авторская гипотеза заключается в том, что производственный травматизм в разрезе субъектов Российской Федерации в большей степени зависит от преобладающих в них видов экономической деятельности.
Региональный анализ травматизма
Центральный федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Центральном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (22,2%), строительство (18,4%) и транспортировка и хранение (14,0%) (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Центральном федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (28,6%), падение при разности уровней высот и на глубину (16,3%) и падение на ровной поверхности одного уровня (15,5%);
2) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (47,5%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (15,1%) и транспортные происшествия (11,3%);
3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (32,9%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18,5%) и падение при разности уровней высот и на глубину (15,3%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в обрабатывающих производствах – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (24,8%), неудовлетворительная организация производства работ (24,5%) и нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (9,9%);
2. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (27,5%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (27,1%) и нарушение технологического процесса (9,9%);
3. в транспортировке и хранении – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (32,9%), нарушение правил дорожного движения (22,2%) и неудовлетворительная организация производства работ (15,3%).
Регионы Центрального федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
· в обрабатывающих производствах – г. Москва (24,8%), Московская область (15,5%), Воронежская, Липецкая и Рязанская области (по 5,8%);
· в строительстве – г. Москва (65,5%), Московская область (6,0%), Белгородская область (4,9%), Воронежская и Ивановская области (по 3,5%);
· в транспортировке и хранении – г. Москва (63,4%), Московская область (12,5%), Белгородская и Смоленская области (по 3,7%).
Северо-Западный федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Северо-Западном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: строительство (23,2%), обрабатывающие производства (22,5%) и транспорт (13,8%) (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Северо-Западном федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (40,6%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (15,6%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (10,9%);
2) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (30,6%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,4%) и падение при разности уровней высот и на глубину (18,5%);
3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (32,9%), падение при разности уровней высот и на глубину (25,0%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (15,8%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (28,1%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,4%) и нарушение технологического процесса (10,9%);
2. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (23,4%), нарушение технологического процесса (16,9%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,1%);
3. в транспортировке и хранении – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (31,6%), нарушение правил дорожного движения (21,1%) и нарушение технологического процесса (15,8%).
Регионы Северо-Западного федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
· в строительстве – г. Санкт-Петербург (60,9%), Вологодская область (7,8%), Калининградская область (7,0%);
· в обрабатывающих производствах – г. Санкт-Петербург (42,7%), Вологодская область (14,5%), Архангельская область (8,9%);
· в транспортировке и хранении – г. Санкт-Петербург (55,3%), Архангельская область (11,8%), Вологодская область (7,7%).
Также, при детальном анализе травматизма следует рассматривать и отдельно взятые регионы. На рисунках 3-4 представлено распределение несчастных случаев по видам и причинам происшествий на примере г. Санкт-Петербурга [11].
|
Воздействие
других неклассифицированных травмирующих факторов
|
Воздействие
экстремальных температур и других природных факторов
|
Повреждения
при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного
характера
|
Попадание
инородного предмета в тело человека
|
Физические
перегрузки и перенапряжения
|
Воздействие
вредных веществ
|
Утопление
и погружение в воду
|
2022
|
6
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2023
|
8
|
1
|
5
|
3
|
0
|
2
|
1
|
Источник: составлено по данным Роструда.
|
Нарушение
требований безопасности при эксплуатации транспортных средств
|
Конструктивные
недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования
|
Неудовлетворительное
техническое состояние зданий, сооружений, территории
|
Недостатки
в организации и проведении подготовки работников по охране труда
|
Эксплуатация
неисправных машин, механизмов, оборудования
|
Неприменение
средств коллективной защиты
|
Использование
пострадавшего не по специальности
|
2022
|
10
|
4
|
4
|
4
|
0
|
0
|
0
|
2023
|
6
|
5
|
6
|
5
|
3
|
5
|
1
|
Источник: составлено по данным Роструда.
Южный федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Южном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: строительство (17,4%), обрабатывающие производства (17,2%), транспортировка и хранение (15,5%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (10,8%) и оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (10,2%) (рисунок 5).
Рисунок 5. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Южном федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (45,1%), транспортные происшествия (15,9%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (13,4%);
2) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (37,0%), падение при разности уровней высот и на глубину (21,0%) и транспортные происшествия (12,3%);
3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (38,4%), падение при разности уровней высот и на глубину (26,0%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (9,6%);
4) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и транспортные происшествия (29,4%), и падение при разности уровней высот и на глубину (15,7%);
5) в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – падение при разности уровней высот и на глубину (27,1%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (по 6,7%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (31,7%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,2%) и нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (8,5%);
2. в обрабатывающих производствах – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (24,7%), нарушение технологического процесса (17,3%) и неудовлетворительная организация производства работ (16,0%);
3. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (30,1%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (28,8%) и неудовлетворительная организация производства работ (15,1%);
4. в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (31,4%), нарушение правил дорожного движения (15,7%) и нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (7,8%).
5. в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (41,7%), неудовлетворительная организация производства работ (14,6%) и нарушение правил дорожного движения (12,5%).
Регионы Южного федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
· в строительстве – Краснодарский край (43,9%); Ростовская область (24,4%), Волгоградская область (12,2%);
· в обрабатывающих производствах – Ростовская область (37,0%), Краснодарский край (32,1%), Волгоградская область (18,5%);
· в транспортировке и хранении – Краснодарский край (41,1%), Ростовская область (27,4%);
· в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – Краснодарский край (47,1%), Ростовская область (27,5%), Волгоградская область (17,6%);
· в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – Краснодарский край (62,5%), Ростовская область (22,9%).
Северо-Кавказский федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Северо-Кавказском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: строительство (21,5%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (18,7%), обрабатывающие производства (18,7%), транспортировка и хранение (15,0%) (рисунок 6).
Рисунок 6. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Северо-Кавказском федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (39,1%), воздействие электрического тока (17,4%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (8,7%);
2) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – транспортные происшествия (30,0%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и падение при разности уровней высот и на глубину (20,0%);
3) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (35,0%), и падение при разности уровней высот и на глубину и воздействие электрического тока (15,0%);
4) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (50,0%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и падение при разности уровней высот и на глубину (по 12,5%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в строительстве – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев и нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (по 21,7%), и неудовлетворительная организация производства работ (13,0%);
2. в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – нарушение правил дорожного движения (25,0%), нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (20,0%), и неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (15,0%);
3. в обрабатывающих производствах – нарушение технологического процесса (25,0%), неудовлетворительная организация производства работ (20,0%) и недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (15,0%);
4. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (43,8%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (25,0%) и неудовлетворительная организация производства работ (18,8%).
Регионы Северо-Кавказского федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
· в строительстве – Ставропольский край (39,1%) и Республика Дагестан (26,1%);
· в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – Ставропольский край (85,0%), Карачаево-Черкесская Республика (10,0%), Кабардино-Балкарская Республика (5,0%);
· в обрабатывающих производствах – Ставропольский край (60,0%), Республика Дагестан (15,0%);
· в транспортировке и хранении – Ставропольский край (62,5%), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская (по 12,5%).
Приволжский федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Приволжском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (30,8%), транспортировка и хранение (13,9%) и строительство (13,5%) (рисунок 7).
Рисунок 7. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Приволжском федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (31,0%), падение при разности уровней высот и на глубину (22,2%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (14,3%);
2) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (48,1%), падение при разности уровней высот и на глубину (17,5%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (8,4%);
3) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (38,7%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (18,0%) и транспортные происшествия (16,0%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (25,1%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (21,9%) и нарушение технологического процесса (9,6%);
2. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (38,3%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,4%) и неудовлетворительная организация производства работ (13,0%);
3. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (31,3%), нарушение технологического процесса (13,3%) и нарушение правил дорожного движения (12,0%).
Регионы Приволжского федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
· в обрабатывающих производствах – Нижегородская область (17,0%), Самарская область (13,5%), Республика Башкортостан (12,9%) и Республика Татарстан (11,1%);
· в транспортировке и хранении – Нижегородская область и Республика Татарстан (по 19,5%), Республика Башкортостан (14,3%) и Самарская область (10,4%);
· в строительстве – Республика Татарстан (20,0%), Республика Башкортостан (18,0%), Пермский край (12,7%) и Самарская область (10%).
Уральский федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Уральском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (28,1%), строительство (16,3%), добыча полезных ископаемых (14,4%) и транспортировка и хранение (11,1%) (рисунок 8).
Рисунок 8. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Уральском федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (35,5%), падение при разности уровней высот и на глубину (16,8%) и падение на ровной поверхности одного уровня (14,7%);
2) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (35,1%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (26,3%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (11,4%);
3) в добыче полезных ископаемых – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (26,7%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,8%) и падение при разности уровней высот и на глубину (17,8%);
4) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (39,7%), падение при разности уровней высот и на глубину (15,4%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (14,1%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (35,5%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (18,3%) и нарушение технологического процесса (9,6%);
2. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (38,6%), нарушение правил дорожного движения (20,2%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (11,4%);
3. в добыче полезных ископаемых – неудовлетворительная организация производства работ (26,7%), нарушение технологического процесса (20,8%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,8%);
4. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (29,5%), неудовлетворительная организация производства работ (28,2%) и причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (19,2%).
Регионы Уральского федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в обрабатывающих производствах – Свердловская область (44,7%), Челябинская область (37,6%);
2) в строительстве – Свердловская область (26,3%), Ханты-Мансийский автономный округ (21,9%), Тюменская область (19,3%), Челябинская область (15,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (14,9%);
3) в добыче полезных ископаемых – Ханты-Мансийский автономный округ (58,4%), Ямало-Ненецкий автономный округ (13,9%), Челябинская область (11,9%), Свердловская область (10,9%);
4) в транспортировке и хранении – Свердловская область (35,9%), Ханты-Мансийский автономный округ (29,5%), Челябинская область (17,9%).
Сибирский федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Сибирском федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства (19,0%, от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Сибирском федеральном округе в 2023 году), транспортировка и хранение (15,8%) и строительство (11,8%) (рисунок 9).
Рисунок 9. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Сибирском федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (41,7%), падение при разности уровней высот и на глубину (15,4%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (12,8%);
2) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (33,8%), падение при разности уровней высот и на глубину (20,0%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (16,9%);
3) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (40,2%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (15,5%) и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (14,4%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в обрабатывающих производствах – нарушение технологического процесса (20,5%), неудовлетворительная организация производства работ и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (по 19,9%);
2. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (26,2%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (25,4%) и неудовлетворительная организация производства работ (16,9%);
3. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (32,0%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (18,6%) и нарушение технологического процесса (13,4%).
Регионы Сибирского федерального округа, вносящие наибольший вклад в несчастные случаи с тяжелыми последствиями:
· в обрабатывающих производствах – Красноярский край (25,0%), Иркутская область (16,7%), Алтайский край (16,0%), Кемеровская область (12,2%), Новосибирская и Омская области (по 10,9%);
· в транспортировке и хранении – Иркутская и Кемеровская области (по 16,9%), Красноярский край и Новосибирская область (по 16,2%), Алтайский край (10,8%);
· в строительстве – Иркутская область (21,6%), Новосибирская область (18,6%), Красноярский край (16,5%), Кемеровская область (15,5%), Томская область (12,4%).
Дальневосточный федеральный округ
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Дальневосточном федеральном округе в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (18,3%, от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Дальневосточном федеральном округе в 2023 году), обрабатывающие производства (14,3%), транспортировка и хранение (12,2%), строительство (11,7%) и сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (11,0%) (рисунок 10).
Рисунок 10. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Дальневосточном федеральном округе в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в добыче полезных ископаемых – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (32,1%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,2%) и транспортные происшествия (15,4%);
2) в обрабатывающих производствах – падение при разности уровней высот и на глубину (31,1%), падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (19,7%) и воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18,0%);
3) в транспортировке и хранении – транспортные происшествия (30,8%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (25,0%) и падение при разности уровней высот и на глубину (17,3%);
4) в строительстве – падение при разности уровней высот и на глубину (34,10%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. и падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (по 20,0%)
5) в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (38,3%), падение при разности уровней высот и на глубину (12,8%), и транспортные происшествия (8,5%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в добыче полезных ископаемых – неудовлетворительная организация производства работ (34,6%), нарушение технологического процесса (21,8%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (15,4%);
2. в обрабатывающих производствах – неудовлетворительная организация производства работ (27,9%), недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (13,1%) и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (11,5%);
3. в транспортировке и хранении – нарушение правил дорожного движения (19,2%), нарушение технологического процесса (17,3%), неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, и прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (по 15,4%);
4. в строительстве – неудовлетворительная организация производства работ (38,0%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (16,0%) и нарушение технологического процесса (12,0%);
5. в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – неудовлетворительная организация производства работ (25,5%), прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (23,4%) и нарушение технологического процесса (19,1%).
Регионы Дальневосточного федерального округа, вносящие наибольший вклад в количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
· в добыче полезных ископаемых – Республика Саха (Якутия) (46,2%), Магаданская область (15,4%);
· в обрабатывающих производствах – Приморский край (39,3%), Республика Бурятия (16,4%), Хабаровский край (13,1%);
· в транспортировке и хранении – Приморский край (42,3%), Хабаровский край (23,1%), Республика Саха (Якутия) (11,5%);
· в строительстве – Хабаровский край (28,0%), Республика Саха (Якутия), Забайкальский край и Амурская область (по 14,0%), Республика Бурятия (12,0%), Приморский край (10,0%);
· в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве – Камчатский край (25,5%), Приморский край (23,4%), Хабаровский край (12,8%), Амурская область (10,6%).
Донецкая и Луганская Народные Республики, Херсонская и Запорожская области
Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в Донецкой, Луганской Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях в 2023 году, зафиксировано в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (16,9%, от общего количества в четырех регионах), обрабатывающие производства (15,6%) и транспортировка и хранение (13,1%) (рисунок 11).
Рисунок 11. Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по ВЭД в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях в 2023 году
Источник: составлено по данным Роструда.
Наиболее распространенные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:
1) в добыче полезных ископаемых – падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (25,9%), воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18,5%) и падение при разности уровней высот и на глубину (14,8%);
2) в обрабатывающих производствах – воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (30,8%), повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера (15,4%);
3) в транспортировке и хранении – повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера (66,7%), транспортные происшествия (14,3%) и повреждения в результате противоправных действий других лиц (9,5%).
Наиболее распространенные причины несчастных случав с тяжелыми последствиями:
1. в добыче полезных ископаемых – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (25,9%), неудовлетворительная организация производства работ и нарушение технологического процесса (по 22,2%);
2. в обрабатывающих производствах – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (42,3%), неудовлетворительная организация производства работ (34,6%) и нарушение технологического процесса (по 7,7%);
3. в транспортировке и хранении – прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев (71,4%), нарушение правил дорожного движения (14,3%) и неудовлетворительная организация производства работ (9,5%).
Заключение
Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности, показал, что в 5 из 8 федеральных округов основной вид происшествий – падение при разности уровней высот и на глубину. К основным причинам тяжелых несчастных случаев в 3 из 8 федеральных округах отнесена неудовлетворительная организация производства работ (которая чаще всего выражается в отсутствие контроля со стороны руководителя при выполнении работ повышенной опасности) , в 4 федеральных округах – прочие причины (которые чаще всего связаны с поспешностью или невнимательностью работника), в Северо-Кавказском федеральном округе – нарушение правил дорожного движения.
Сопоставляя основные виды (типы) с причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями, можно сделать вывод, что падение при разности уровней высот и на глубину, транспортные происшествия и травмирование вследствие воздействия движущихся и разлетающихся предметов и деталей происходят в основном из-за необеспечения контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работ, нарушений при оформлении наряда-допуска на выполнение работ повышенной опасности, а также из-за невнимательности или неосторожности работников.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что производственный травматизм в разрезе субъектов РФ в большей степени зависит от преобладающих в них видов экономической деятельности. Вследствие этого в ходе разработки и реализации органами по труду субъектов РФ государственных программ улучшения условий и охраны труда необходимо обязательно учитывать основные причины несчастных случаев, характерные для преобладающих в конкретных регионах видов экономической деятельности, применять адресный подход к предприятиям этих отраслей, предусматривать механизмы мотивации таких предприятий к снижению показателей травматизма.
Источники:
2. Кузнецова Е.А., Михина Т.В. Производственный травматизм в РФ: анализ состояния в регионах и по видам экономической деятельности // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 46(1). – c. 8-15. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-8-15.
3. Елин А.М. Еще раз о проблемах управления риском // Охрана труда. – 2006. – № 11. – c. 46–56.
4. Москвина М.С. Системные причины производственного травматизма в организациях пяти федеральных министерств: рекомендации по корректировке ведомственных отраслевых планов // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 55(2). – c. 78-88. – doi: 10.34022/2658- 3712-2024-55-2-78-88.
5. Поляков А.В. Корреляционные связи различных макроэкономических показателей с динамикой производственного травматизма // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 46(1). – c. 16-25. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-16-25.
6. Самарская Н.А. Состояние условий и охраны труда в современной экономике Российской Федерации // Экономика труда. – 2023. – № 10. – c. 1517-1534. – doi: 10.18334/et.10.10.119404.
7. Поляков А.В. Государственное управление охраной труда на региональном уровне. Анализ работы органов по труду за 2022 год // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 54(1). – c. 122-130. – doi: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-122-130.
8. Елин А.М., Соколова А.С. Охрана труда как сфера воздействия на экономику на современном этапе ее развития // Экономика труда. – 2022. – № 6. – c. 1097-1110. – doi: 10.18334/et.9.6.114911.
9. Tompa E., Mofidi A., van den Heuvel S. et al. Economic burden of work injuries and diseases: a framework and application in five European Union countries // BMC Public Health. – 2021. – № 21. – p. 49. – doi: 10.1186/s12889-020-10050-7.
10. Berglund L., Johansson M., Nygren M., Samuelson B., Stenberg M., Johansson J. Occupational accidents in Swedish construction trades // International Journal of Occupational Safety and Ergonomics. – 2019. – № 27(2). – p. 552–561. – doi: 10.1080/10803548.2019.1598123.
11. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2022 году. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Москва, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://eisot.rosmintrud.ru/monitoring-uslovij-okhrany-truda (дата обращения: 02.08.2024).
Страница обновлена: 28.11.2024 в 12:33:12