Оценка значимости региональных экономических факторов и организационно-культурных профилей для цифровой бизнес-модели предприятия
Шиболденков В.А.1, Нестерова Е.С.2, Юсуфова О.М.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
2 Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Шиболденков В.А., Нестерова Е.С., Юсуфова О.М. Оценка значимости региональных экономических факторов и организационно-культурных профилей для цифровой бизнес-модели предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2561-2582. – doi: 10.18334/vinec.12.4.115326.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211452
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В этой статье исследуется влияние социокультурных особенностей стран на адаптацию цифровых технологий в общем; цифровых платформ, экосистем и прочих инновационных конфигураций в частности на примере государств Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР, (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD). Рассматриваются корреляции между культурными показателями модели Хофстеде (Hofstede\'s Cultural Dimensions), макроэкономическими, социально-экономическими и цифровыми показателями развитых стран Европы. На основе исследования сделаны рекомендации для бизнеса в сфере ускорения адаптации бизнеса и сотрудников к инновациям и новым конфигурациям бизнеса
Ключевые слова: цифровизация, цифровые платформы и экосистемы, социокультурные факторы, сервитизация, теория изменений
JEL-классификация: M21, O31, O32, O33
Введение
За последние 20 лет такие информационные модели, как цифровые платформы и экосистемы, получили широкое распространение по всему миру [21] (Li, Badr, Biennier, 2012). Цифровые платформы – это сложные информационные системы, в которых аппаратные средства интегрируются с прикладными решениями для создания сред.
В этих средах множественные пользователи (участники рынка) могут [20–26] (Nachira, Dini, Nicolai, 2007; Li, Badr, Biennier, 2012; Galkin, Drogovoz, 2020; Drogovoz, Kashevarova, Dadonov, Sadovskaya, Trusevich, 2021; Kashevarova, Panova, 2020; Yusufova, Shiboldenkov, Andreeva, 2020; Yusufova, Shiboldenkov, Ponomaryova, 2020):
- создавать прикладные решения с использованием типовых функций и интерфейсов для обработки информации и с применением сквозных технологий работы с данными (Java, SAP HANA, Android OS, iOS, Intel x86, Bitrix, Amazon Web Services, Microsoft Azure);
- подключаться к инфраструктурам для поиска информации, применяемой в экосистемах (General Electric Predix, ESRI ArcGIS, ЕСИА, «CoBrain-Аналитика», ЭРА-ГЛОНАСС);
- обмениваться ценностями (Uber, AirBnB, Aliexpress, Booking.com, Boeing suppliers portal, Apple AppStore, AviaSales, Yandex Search, Predix Developer Network Appstore).
Цифровые экосистемы основаны на знаниях о природных экосистемах и их функционировании, особенно в аспектах самоорганизации, масштабируемости, устойчивости, конкуренции и сотрудничества [20] (Nachira, Dini, Nicolai, 2007).
Впервые эта концепция была выдвинута в 2002 году группой европейских исследователей и практиков, в том числе Франческо Начира, Паоло Дини и Андреа Николаи, и она сочетала в себе цифровую и бизнес- экосистему [20] (Nachira, Dini, Nicolai, 2007). Сегодня к этому пулу добавились еще и супераппы (superapps), концепция супераппов появилась еще в 90-х, когда банки хотели собрать все свои услуги в одну удобную для клиентов платформу, но в то время это еще не было реализовано из-за недостаточной развитости цифровых технологий. На данный момент цифровые экосистемы стали большим источником дохода и информационного преимущества для большинства компаний крупного бизнеса вне зависимости от индустриальной принадлежности [20] (Nachira, Dini, Nicolai, 2007).
Принятие решения о создании цифровой бизнес экосистемы – важный этап для развития компании. Этот вопрос особенно остро стоит для компаний с большой историей и привычным укладом, для которых переход на цифру будет наиболее затратным. Мировой опыт показывает, что в разных странах адаптация инновационных бизнес-моделей происходит с разной скоростью. Главная задача данного исследования – оценить, какие национальные факторы значительно влияют на процессы адаптации наиболее остро, на примере цифровых экосистем. Изначально предполагается, что уровень благосостояния страны, а также особенности ее культуры способны серьезно влиять на скорость, с которой цифровые технологии интегрируются во все процессы деятельности организации [19] (Kashevarova, Shiboldenkov, 2020).
Связь между поведенческими установками и экономикой изучалась еще со времени формирования классической экономической теории, но ее реальное влияние на ключевые показатели эффективности ведения экономических отношений внутри стран и на внешнем рынке стало детально изучаться в середине ХХ века. Взаимосвязь экономического развития и развития информационных технологий изучается многосторонне, а также как влияют поведенческие установки на принятие цифровых инноваций и может ли менталитет оказывать на этот процесс существенное влияние, так как инновации по своей природе связаны с когнитивными усилиями и нешаблонными принципами мышления. Поэтому вопрос продуктивности поведенческих установок является актуальным для изучения и практического понимания того, как ускорить цифровизацию, улучшить ее качество [2–5] (Abrahamse, Steg, 2009; Gupta, 2019; Smith, 2004) и достичь устойчивых результатов [11–18] (Auzan, 2020; Linan Frantsisko, 2014; Violet Chung, Miklós Dietz, Istvan Rab, Zac Townsend., 2020; Benhabib, Perla, Tonetti, 2016; Shiboldenkov, Nesterova, 2020; Shiboldenkov, Nesterova, 2019; Drogovoz, 2019).
Целью настоящей работы является оценка значимости влияния когнитивно-поведенческих установок и ценностей национальной культуры [28–30] на интенсивность развития цифровых технологий, скорость цифровой трансформации и адаптации к технологическим изменениям.
Рабочей авторской гипотезой является предположение, что технократическая культура более эффективно развивается на фундаменте открытых к новому, индивидуалистических национальных культур с низким уровнем вертикальной иерархии, а также что выбираемые механизмы цифрового бизнес-инжиниринга показывают различную эффективность.
Научная новизна исследования заключается в количественной оценке уровня совокупного взаимного влияния (методом корреляционно-регрессионного анализа) факторов экономической и культурной среды: состояния национальной экономической среды (уровня макроэкономического развития), состояния национальной технологической среды (уровня национального цифрового развития), состояния национальной социально-экономической среды (уровень социального развития) и состояния национальной культуры (ценностные национальные организационно-культурные профили), и в отличие от других схожих исследований, обнаружения более существенной связи уровня национального цифрового развития с особенностями организационно-культурных профилей стран и уровнем социально-экономического развития факторов уровня удовлетворенностью жизнью. Таким образом, возможно считать цифровую экономику и технологии Индустрии 4.0 в большей степени организационно-поведенческой инновацией, а не отдельным этапом развития технологических (процессных) инноваций в материальной культуре.
Методы
Сегодня существует множество репрезентативных аналитических исследований ценностей культуры организации на разных экономических уровнях [8–11] (Mikhnenko, 2017; Barrutia, Echebarria, 2021; Auzan, 2020).
Во-первых, микроуровень отдельных компаний. В таком случае рассматривается уровень организационной культуры фирмы. Информацию по этому уровню можно увидеть в миссии и ценностях компании, как декламируемых, так и реализуемых. Известными фреймворками можно назвать подход Кима Камерона и Роберта Куинна (Competing Values Framework), типология «образов древнегреческих богов» Чарльза Хэнди [8] (Mikhnenko, 2017).
Во-вторых, мезоуровень интегрированных структур, отраслей, региональных структур транснациональных компаний (ТНК). В таком случае рассматривается вопрос дизайна организационной культуры корпорации. Известными фреймворками можно назвать теорию базовых человеческих ценностей, разработанную Шалом Х. Шварцем (Schwartz Value Survey (SVS) by Shalom H. Schwartz), и опрос оценки ценностей (Hofstede's Cultural Dimensions Values Survey Module) [8–11] (Mikhnenko, 2017; Barrutia, Echebarria, 2021; Auzan, 2020).
В-третьих, глобальный уровень больших ТНК, организационных альянсов и государств. Рассматривается вопрос дизайна национальной культуры (организационной метакультуры), проект и модель взаимодействия которых разработаны в начале 1990-х годов Робертом Дж. Хаусом для изучения взаимосвязей между социальной культурой, организационной культурой и лидерством The GLOBE (Global Leadership and Organizational Behavior Effectiveness Research), Всемирный обзор ценностей (англ. World Values Survey, WVS), Национальный уровень 6HСD модели Хофстеде (Hofstede cultural dimensions National Culture level) [8–11] (Mikhnenko, 2017; Barrutia, Echebarria, 2021; Auzan, 2020).
Для данного исследования была выбрана 6HСD модель Хофстеде [9]. Методика Хофстеде – одна из первых количественных методик кросскультурных сравнений. За период ее существования накоплен значительный массив результатов о связи между социальными характеристиками и макро- и микроэкономическими показателями. После ее признания многие ученые получили возможность математически доказать связи между экономическими трендами и особенностями менталитета, выявленные ими ранее.
Для анализа связей между экономическими показателями, культурными факторами и цифровым уровнем была выбрана база статистических данных стран ОЭСР [28], так как именно они являются драйверами информационного развития и представляют интерес для изучения. Полнота базы позволила провести корреляционный анализ между набором данных уровня удовлетворенности жизнью, набором данных уровня информационного и цифрового развития стран и макроэкономическими показателями деятельности стран, кроме того, массив стран ОЭСР были изучены Институтом Хофстеде в его исследованиях.
С использованием инструментов анализа данных (Orange Data Mining и Matlab) в работе был проведен корреляционный перекрестный анализ четырех наборов данных:
1. Набор данных макроэкономических показателей (MacroEconomics, шифр «ME»), включающий в себя ряд макроэкономических параметров, определяющих экономическое развитие стран, таких как:
- валовой национальный продукт, ВНП (Gross National Product, шифр «GNI»);
- валовой внутренний продукт, ВВП (Gross Domestic Product, GDP);
- численность населения страны, ЧНС (Countries People Population; Шифр «PPL»);
- ключевая процентная ставка, КПС, (Countries Key Rate, CKR);
- индекс потребительских цен, ИПЦ (Consumer Price Index, CPI);
- государственный бюджет как процент от ВВП, ГБП (Government Budget Rate, GBR);
- государственный долг как процент от ВВП, ГДП (Government Debt Rate, GDR).
2. Набор данных «Цифровая экономика» (Digital Economics), сокращенно «DE» – ряд показателей, определенных ОЭСР для оценки информационного развития стран – членов организации [27].
Таблица 1
Показатели цифрового развития базы стран ОЭСР
Группа
|
Показатели
|
Перевод
|
Описание
|
1
Connectivity
|
1a1
Fixed Broadband Coverage
|
1a1 Процент домохозяйств с полным покрытием
|
Группа
показателей, определяющая доступность связи и ее качество в стране.
|
1b2
Mobile Broadband Take-Up
|
1b2
Использование мобильной широкополосной связи
| ||
1c1
Fixed (wired)-broadband speed; in Mbit/s
|
1c1
Скорость интернета в Mbit/s
| ||
2
Human Capital
|
2a1
At least basic skills (Word processing)
|
2a1 Базовые навыки (Обработка текста)
|
Группа
показателей, определяющая уровень навыков владения информационными
технологиями среди жителей страны.
|
2a2
Above basic (advanced spreadsheet skills)
|
2a2
Продвинутые навыки работы с электронными таблицами
| ||
2a3
At least basic software (coding)
|
2a3 Базовые навыки (программирование)
| ||
3
Use of Internet Services
|
3a1
Internet Users
|
3a1
Пользователи
интернета
|
Группа
показателей, определяющая интенсивность использования онлайн услуг и сервисов
в стране.
|
3a2
Fixed broadband traffic (GB/mth/person)
|
3a2
Расход трафика в (GB/mth/person)
| ||
3b1
Video Calls
|
3b1
Видео
звонки
| ||
3b2
Social Networks
|
3b2
Социальные
сети
| ||
3c1
Banking
|
3c1
Банковские
услуги
| ||
3c2
Shopping
|
3c2
Шоппинг
| ||
4
Integration of Digital Technology
|
4a1
Availability latest technologies
|
4a1
Доступность
новейших технологий
|
Группа
показателей, определяющая активность внедрения инновационных технологий в
компаниях страны.
|
4a2
Firm-level technology absorption
|
4a2
Внедрение технологий на уровне фирмы
| ||
4b1
SMEs Selling Online
|
4b1
Онлайн продажи малого и среднего бизнеса
| ||
4b2
Secure Internet Servers per million people
|
4b2
Защищенные интернет-серверы на миллион человек
| ||
5
Digital Public Services
|
5a1
eGovernment Users
|
5a1
Пользователи онлайн государственных порталов
|
Группа
показателей, определяющая насколько активно происходит взаимодействие
общества с официальными властями в информационной среде.
|
5a2
Online Service Completion
|
5a2
Онлайн
услуги
|
3. Набор данных «Социальная экономика» (Social Economics), сокращенно «SE» – ряд показателей, определенных ОЭСР для оценки социально-экономического развития стран и уровня удовлетворенности жизнью населения [8] (Mikhnenko, 2017).
Таблица 2
Социально-экономические параметры базы стран ОЭСР
Наименование
|
Русскоязычное наименование
|
Описание в соответствии с Better Life Index
стран OECD
| |
Life Satisfaction
|
Удовлетворенность жизнью
|
Удовлетворенность
жизнью измеряет то, как люди оценивают свою жизнь в целом, а не свои текущие
чувства
| |
Employment rate
|
Занятость населения
|
%
трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64 лет, имеющего оплачиваемую
работу
| |
Quality of support system
|
Общественная поддержка
|
Сильная
социальная сеть или сообщество, которое может обеспечить эмоциональную
поддержку, а также доступ к работе, услугам и другим материальным
возможностям
| |
Student skills
|
Навыки студентов
|
Программа
ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA)
рассматривает степень, в которой учащиеся ближе к концу своего обязательного
образования (обычно в возрасте около 15 лет) приобрели некоторые знания и
навыки, необходимые для полноценного участия в жизни современного общества
| |
Stakeholder engagement
|
Вовлечение заинтересованных сторон
|
Вовлечение
заинтересованных сторон в разработку нормативных актов определяет, в какой
степени исполнительная власть страны взаимодействует с заинтересованными
сторонами при разработке основных законов и подзаконных актов
| |
Air polution
|
Загрязнение воздуха
|
Степень
загрязненности воздуха и эффекты, которые проблема оказывает на жизнь
населения
| |
Feeling safe walking alone at night
|
Ощущение
безопасности во время прогулок ночью в одиночестве
|
Согласно
последним данным, около 68% людей в странах ОЭСР говорят, что чувствуют себя
в безопасности, гуляя ночью в одиночестве. Однако
между странами существуют серьезные различия
| |
Rooms per person
|
Количество
комнат на одного человека
|
При рассмотрении
вопроса о жилье важно изучить условия жизни, такие как среднее количество
общих комнат на человека и наличие в жилых помещениях доступа к основным
удобствам. В странах ОЭСР в среднем в доме на одного человека приходится 1,8
комнаты
| |
Personal earnings
|
Уровень заработка
|
Заработок
людей часто не ограничивается заработной платой. Этот показатель показывает
общую сумму заработка человека с учетом дополнительного дохода
| |
4. Набор данных «Ценностные показатели» (Cultural Dimensions), сокращенно «HCD» – показатели 6CHD модели Хофстеде для стран ОЭСР соответственно [9].
Таблица 3
Культурные параметры Хофстеде (Hofstede's Cultural Dimensions)
|
|
Индекс дистанции
власти
(Power Distance Index (PDI)) |
Индекс отражает
меру менее влиятельных членов организаций и учреждений и то, как они
принимают и ожидают, что власть распределяется неравномерно. Дистанция власти
показывает, как общество справляется с неравенством между людьми. Страны,
которые имеют высокую дистанцию власти, принимают иерархический порядок, в
котором люди находятся на разных уровнях/местах, и нет никакого дальнейшего
оправдания. Поэтому в обществе допускается неравенство в распределении власти
и богатства. С другой стороны, страны с низким расстоянием поддерживают
равенство и требуют обоснования неравенства в силе. В этих обществах
равенство и возможности для всех очень сильно укрепляются
|
Индекс
индивидуализма
Individualism (IDV) |
Индекс отражает
меру, в которой индивиды комфортно интегрируются в группы. Точка зрения
общества на это измерение отражается в том, определяется ли самооценка людей
в терминах «я» или «мы». Или точно так же это различие между индивидом над
обществом и обществом над индивидом. В индивидуалистических странах
существует высокая оценка времени людей, их потребности в независимости и
личной жизни. С другой стороны, коллективистские страны больше поддерживают
гармонию в обществе
|
Индекс
ассертивности
Masculinity vs Femininity (ASR MAS/FEM) |
Индекс отражает
меру отношения к распределению ролей между полами, что является еще одним
фундаментальным вопросом для любого общества, для которого найден целый ряд
решений. Женственность – это сотрудничество, скромность, забота о слабых и
качество жизни. Мужественность – это соперничество, достижения, героизм,
напористость и материальное вознаграждение за успех. В деловом мире
женственность и мужественность рассматриваются как «нежные или жесткие»
|
Индекс
адаптивности и избегания неопределенности
Uncertainty Avoidance Index (UAI) |
Индекс отражает
меру терпимости общества к неопределенности и двусмысленности; в конечном
счете он относится к поиску человеком истины. Страны с высоким уровнем
избегания неопределенности имеют очень строгие правила веры и поведения, и
они нетерпимы к идеям или поведению в противном случае. Страны с низким
уровнем избегания неопределенности имеют более спокойное отношение
|
Индекс
прагматизма
Long-Term Orientation (PRA LTO/WVS) |
Индекс отражает
меру ценности долгосрочной ориентации: бережливость и настойчивость;
ценности, связанные с краткосрочной ориентацией: это уважение к традициям,
выполнение социальных обязательств и защита своего «лица». В деловом мире
долгосрочная ориентация и краткосрочная ориентация называются прагматическими
и нормативными
|
Индекс
индульгентности
Indulgence (IVR) |
Индекс отражает
меру допущения, в которой члены общества пытаются контролировать свои желания
и импульсы. В то время как индульгентные (снисходительные) общества имеют
тенденцию допускать относительно свободное удовлетворение основных и
естественных человеческих желаний, связанных с наслаждением жизнью и
получением удовольствия, сдержанные общества убеждены, что такое
удовлетворение должно быть обуздано и регулироваться строгими нормами
|
Начальные данные, а также полные таблицы результатов анализа приведены в [8, 9, 27, 28] (Mikhnenko, 2017).
Результаты
Для начала рассмотрим важные внутренние корреляции внутри ME. Наблюдается прямая зависимость между GDP и PPL, а также GDP и GBR, из этого также следует наличие зависимости между количеством людей и бюджетом государства – это основные корреляционные зависимости в наборе данных (ME). Точные значения корреляции и средней доли ложных отклонений (False Discovery Rate) уточнены в таблице 4.
Таблица 4
Значимые корреляционные связи в наборе данных «ME»
Группа показателей 1
(Feature 1) |
Группа показателей 2
Feature 2 |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
GDP
|
GBR
|
0.93
|
5.40E-12
|
GDP
|
PPL
|
0.84
|
3.14E-07
|
GBR
|
PPL
|
0.781
|
9.95E-06
|
Рассмотрим самые важные зависимости в наборе данных SE. Самые высокие корреляции внутри набора данных между:
- личными заработками людей помимо их прямого дохода и чистой прибылью, которую они могут свободно распределять на какие-то собственные нужды;
- затем безопасность людей, а именно чувство безопасности во время ночных прогулок, напрямую зависит от уровня образованности людей;
- удовлетворенность жизнью зависит от качества системы поддержки человека.
Точные значения корреляции и False Discovery Rate уточнены в таблице 4. Связь между наборами данных SE и ME – обратная корреляция между CPI и образованностью населения. Точные значения корреляции и средней доли ложных отклонений уточнены в таблице 5.
Таблица 5
Корреляции внутри набора данных «SE»
Группа показателей 1
(Feature 1) |
Группа показателей 2
Feature 2 |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
Чистый
располагаемый доход домохозяйства
|
Дополнительный
доход
|
0.81
|
1.87E-06
|
Безопасное передвижение по ночным улицам (пешеходы)
|
Навыки
студентов
|
0.755
|
2.99E-05
|
Удовлетворенность жизнью
|
Качество сети поддержки
|
0.729
|
7.95E-05
|
Таблица 6
Корреляции между наборами данных «ME» и «SE»
Группа показателей 1
(Feature 1) |
Группа показателей 2
Feature 2 |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
CPI
|
Навыки
студентов
|
-0,72
|
0.000103
|
Внутренние зависимости набора данных «DE» – положительные корреляции использования онлайн-банков и правительственных порталов, онлайн-торговли и количества людей, пользующихся интернетом, использования онлайн-банков и онлайн-шопинга, базовых информационных навыков и плотности покрытия, базовые навыки программирования и онлайн-продаж. Точные значения корреляции и средней доли ложных отклонений уточнены в таблице 7.
Таблица 7
Корреляции внутри набора данных «DE»
Группа показателей 1
(Feature 1) |
Группа показателей 2
Feature 2 |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
3c1
Банковские услуги
|
5a1 Пользователи онлайн
государственных порталов
|
0.93
|
7.19E-12
|
3a1
Пользователи
интернета
|
3c2
Шоппинг
|
0.92
|
1.99E-11
|
3c1
Банковские услуги
|
3c2
Шоппинг
|
0.85
|
2.70E-07
|
2a1 Базовые навыки (Обработка
текста)
|
3c1
Банковские услуги
|
0.84
|
2.70E-07
|
2a1 Базовые
навыки (Обработка текста)
|
3a2 Расход
трафика в (GB/mth/person)
|
0.81
|
2.12E-06
|
1a1 Процент домохозяйств с полным покрытием
|
3c2 Шоппинг
|
0.81
|
2.14E-06
|
2a1 Базовые
навыки (Обработка текста)
|
3c2 Шоппинг
|
0.803
|
2.94E-06
|
2a1 Базовые
навыки (Обработка текста)
|
5a1 Пользователи
онлайн государственных порталов
|
0.791
|
6.39E-06
|
2a3 Базовые навыки (программирование)
|
4b1 Онлайн продажи
|
0.774
|
1.39E-05
|
1a1 Процент домохозяйств с полным покрытием
|
4a1 Доступность новейших технологий
|
0.766
|
2.11E-05
|
Показатели DE связаны с показателями SE следующим образом: прямая связь между личными доходами и плотностью покрытия, удовлетворенности жизни и базовых информационных навыков, удовлетворенности жизнью и доступности онлайн-банкинга, удовлетворенности жизнью и онлайн-шопинга, доступности инновационных технологий и уровня образованности населения. Точные значения корреляции и средней доли ложных отклонений уточнены в таблице 8.
Таблица 8
Корреляции между наборами данных DE и SE
Группа показателей 1
(Feature 1) |
Группа показателей 2
Feature 2 |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
3a2 Расход трафика в (GB/mth/person)
|
Заработок
|
0.84
|
3.14E-07
|
2a1 Базовые навыки (Обработка
текста)
|
Удовлетворенность
жизнью
|
0.83
|
4.06E-07
|
3a2 Расход
трафика в (GB/mth/person)
|
Удовлетворенность
жизнью
|
0.765
|
2.13E-05
|
3c1 Банковские
услуги
|
Удовлетворенность
жизнью
|
0.75
|
3.16E-05
|
3c2 Шоппинг
|
Безопасное передвижение по ночным улицам (пешеходы)
|
0.75
|
3.16E-05
|
3a2 Расход
трафика в (GB/mth/person)
|
Количество комнат на человека
|
0.739
|
5.09E-05
|
3c2 Шоппинг
|
Удовлетворенность
жизнью
|
0.721
|
0.000102
|
4a1 Доступность новейших технологий
|
Навыки студентов
|
0.716
|
0.000112
|
Теперь, когда мы увидели, как друг на друга влияют экономические и социальные факторы и как они влияют на показатели цифрового развития, изучим влияние культурного аспекта на показатели цифрового развития и их роль в общей картине принятия информационных инноваций.
Из шести факторов модели Хофстеде на цифровые показатели существенно и статистически значимо влияют только четыре:
- индекс дистанции от власти (PDI);
- индекс индивидуализма (IND);
- индекс избегания неопределенности (UAI);
- индекс индульгентности (IVR).
Менее значительная корреляция наблюдается с индексом ориентации на будущее (PRA), индекс маскулинности культуры почти не коррелирует с факторами DE.
Обсудим влияние каждого из факторов 6HСD модели Хофстеде на информационное поле стран, входящих в ОЭСР.
Анализ данных показывает, что показатель расстояния от власти (PDI) отрицательно коррелирует с основными показателями информационного развития стран ОЭСР. Самые высокие показатели отрицательной корреляции с уровнем восприимчивости фирм к информационным технологиям, количеством интернет-пользователей в стране, доступности новейших технологий, базовых навыков работы с ПО, процентом использования банковских приложений, онлайн-шопингом, пользователями электронных систем правительства.
Таблица 9
Корреляция между набором данных DE и параметром «расстояние от власти» (PDI) 6D модели Хофстеде
Группа показателей информационного развития, DE
(Feature 1) |
Показатель, 6HCD
(Feature 2) |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
4a2 Внедрение
технологий на уровне фирмы
|
PDI
|
-0.686
|
4.14E-05
|
2a1 Базовые навыки (обработка
текста)
|
PDI
|
-0.662
|
6.37E-05
|
3a2 Расход трафика в
(GB/mth/person)
|
PDI
|
-0.636
|
0.000130991
|
3a1 Пользователи
интернета
|
PDI
|
-0.617
|
0.000139082
|
4a1 Доступность
новейших технологий
|
PDI
|
-0.596
|
0.000247128
|
2a3 Базовые навыки
(программирование)
|
PDI
|
-0.594
|
0.000247128
|
3c1 Банковские услуги
|
PDI
|
-0.557
|
0.000715391
|
3c2 Шопинг
|
PDI
|
-0.555
|
0.000715391
|
5a1Пользователи
онлайн государственных порталов
|
PDI
|
-0.516
|
0.00202791
|
2a2 Продвинутые
навыки работы с электронными таблицами
|
PDI
|
-0.512
|
0.00205751
|
4b2 Защищенные
интернет-серверы на миллион человек
|
PDI
|
-0.47
|
0.00537677
|
1c1 Скорость
интернета в Мбит/с
|
PDI
|
-0.469
|
0.00537677
|
4b1 Онлайн-продажи
малого и среднего бизнеса
|
PDI
|
-0.464
|
0.00540312
|
3b2 Социальные сети
|
PDI
|
-0.463
|
0.00540312
|
1a1Процент
домохозяйств с полным покрытием
|
PDI
|
-0.45
|
0.006847
|
1b2 Использование
мобильной широкополосной связи
|
PDI
|
-0.364
|
0.0363903
|
5a2 Онлайн-услуги
|
PDI
|
-0.359
|
0.0379668
|
Показатель индивидуализма, наоборот, положительно влияет на целый ряд важных показателей цифровизации, таких как восприимчивость фирм к информационным технологиям, количество интернет-пользователей в стране, онлайн-шопинг, онлайн-банкинг, базовые навыки работы с ПО, скорость интернета, использование государственных онлайн-порталов, то есть большинства параметров, которые отрицательно коррелируют с расстоянием от власти.
Таблица 10
Корреляция между набором данных DE и параметром индивидуальность (IND) 6HCD модели Хофстеде
Группа показателей информационного развития, DE
(Feature 1) |
Показатель, 6HCD
(Feature 2) |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя
доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
3c2 Шопинг
|
IND
|
0.678
|
6.18E-05
|
3a1 Пользователи интернета
|
IND
|
0.656
|
8.53E-05
|
4a2 Внедрение технологий на уровне
фирмы
|
IND
|
0.618
|
0.000149804
|
3c1 Банковские услуги
|
IND
|
0.617
|
0.000149804
|
1a1 Процент домохозяйств с полным покрытием
|
IND
|
0.595
|
0.000267544
|
2a1 Базовые навыки (Обработка
текста)
|
IND
|
0.544
|
0.00124577
|
3a2 Расход трафика в (GB/mth/person)
|
IND
|
0.532
|
0.00158011
|
5a1 Пользователи онлайн
государственных порталов
|
IND
|
0.522
|
0.00187921
|
4a1 Доступность новейших технологий
|
IND
|
0.471
|
0.00656107
|
4b2 Защищенные интернет-серверы на
миллион человек
|
IND
|
0.411
|
0.0225855
|
3b2 Социальные сети
|
IND
|
0.388
|
0.0327958
|
1c1 Скорость интернета в Мбит/с
|
IND
|
0.366
|
0.0453609
|
Показатель избегания неопределенности оказывает высокое отрицательное влияние на показатели: базовые навыки работы с ПО, процент использования банковских приложений, онлайн-шопинг, количество пользователей электронных систем правительства, уровень восприимчивости фирм к информационным технологиям, количество интернет-пользователей в стране, количество пользователей социальных сетей в стране, онлайн-продаж, фиксированного трафика.
Таблица 11
Корреляция между набором данных DE и параметром «избегание неопределенности» (UAI) 6HCD модели Хофстеде
Группа показателей информационного развития, DE
(Feature 1) |
Показатель, 6HCD
(Feature 2) |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя
доля ложных отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
2a1 Базовые навыки (обработка
текста)
|
UAI
|
-0.656
|
0.000103314
|
3c1 Банковские услуги
|
UAI
|
-0.645
|
0.000103314
|
5a1 Пользователи онлайн
государственных порталов
|
UAI
|
-0.642
|
0.000103314
|
3c2 Шопинг
|
UAI
|
-0.608
|
0.000176531
|
3a1 Пользователи интернета
|
UAI
|
-0.607
|
0.000176531
|
4a2 Внедрение технологий на уровне
фирмы
|
UAI
|
-0.59
|
0.000276942
|
2a3 Базовые навыки (программирования)
|
UAI
|
-0.582
|
0.000326201
|
3b2 Социальные сети
|
UAI
|
-0.552
|
0.000790802
|
4b1 Онлайн-продажи малого и среднего бизнеса
|
UAI
|
-0.522
|
0.00158999
|
3a2 Расход трафика в (GB/mth/person)
|
UAI
|
-0.522
|
0.00158999
|
4b2 Защищенные интернет-серверы на
миллион человек
|
UAI
|
-0.471
|
0.00532525
|
4a1 Доступность новейших технологий
|
UAI90
|
-0.469
|
0.00532525
|
2a2 Продвинутые навыки работы с электронными
таблицами
|
UAI
|
-0.463
|
0.00585429
|
3b1 Видеозвонки
|
UAI
|
-0.402
|
0.0186016
|
1a1 Процент домохозяйств с полным покрытием
|
UAI
|
-0.4
|
0.0186016
|
1c1 Скорость интернета в Мбит/с
|
UAI
|
-0.389
|
0.0220832
|
1b2 Использование мобильной широкополосной
связи
|
UAI
|
-0.384
|
0.0227636
|
5a2 Онлайн-услуги
|
UAI
|
-0.366
|
0.0303869
|
Показатель индульгентности положительно коррелирует со многими показателями информационного развития, например, базовыми навыками ИТ, фиксированным покрытием, исполнением онлайн-услуг и онлайн-продажами.
Таблица 12
Корреляция между набором данных DE и параметром индульгентности (IVR) 6HCD модели Хофстеде
Группа показателей информационного развития, DE
(Feature 1) |
Показатель, 6HCD
(Feature 2) |
Коэффициент корреляции Пирсона
(Correlation Index) |
Средняя доля ложных
отклонений
(False Discovery Rate; FDR)
|
2a3 Базовые навыки (программирования)
|
IVR
|
0.579
|
0.00323499
|
3a2 Расход трафика в (GB/mth/person)
|
IVR
|
0.502
|
0.0109629
|
2a1 Базовые навыки (обработка
текста)
|
IVR
|
0.482
|
0.0134196
|
5a2 Онлайн-услуги
|
IVR
|
0.474
|
0.0134196
|
2a2 Продвинутые навыки работы с
электронными таблицами
|
IVR
|
0.452
|
0.0187011
|
4b1 Онлайн-продажи малого и среднего бизнеса
|
IVR
|
0.423
|
0.0276534
|
Показатели мужественности (MAS) и ориентации на будущее (PRA) не показали значительную корреляцию с параметрами DE.
Обсуждение
Сравнительно высокая прямая зависимость между количеством людей, обладающих навыками использования ИТ, и четырьмя параметрами модели Хофстеде, а также действительно высокие проценты населения, которые обладают этими навыками, говорят нам о реальном влиянии индустрии 4.0 на поведенческие установки людей в странах ОЭСР, они серьезно нацелены на развитие цифровых технологий и цифровых бизнес-конфигураций.
С одной стороны, из-за высокого показателя индульгентности люди постоянно стремятся к комфорту, соответственно, хорошее покрытие интернета, необходимое для комфортной работы, знания информационных систем, использование онлайн-услуг – это часть стратегии по получению максимума удовлетворения от жизни.
С другой стороны, большую часть ХХ века люди считали разовое получение высшего образования необходимым и достаточным фактором успеха, который позволит им не нуждаться всю оставшуюся жизнь и занять высокое положение в обществе. Это ощущение возникает у многих специалистов и сегодня, немногие идут получать образование, чтобы развиваться и развивать свою отрасль и компании, в которых они работают [3, 4] (Abrahamse, Steg, 2009; Gupta, 2019).
От похожих параметров зависит удовлетворенность жизнью людей. Сегодня очень важны доступ к интернету, хорошее покрытие, чтобы иметь быстрый доступ к онлайн-шопингу и банкингу, что говорит в пользу экосистем, которые часто предоставляют шопинг и финансовые услуги бесшовно. Также многие нашли отличные способы ведения своего дела и подработки в интернете, и здесь преимущество экосистем снова значительное. Организация сред для шеринговой экономики быстро набирает популярность и приводит дополнительных пользователей в глобальную экосистему. Интересная связь уровня образования и доступности новейших технологий показывает, что сегодня важно, чтобы образование было наиболее современным и с использованием как можно большего количества инноваций. Сегодня многие компании включают в свои сильные стороны образовательные платформы, корпоративные университеты, расширенные открытые системы знаний, все это должно способствовать развитию молодых перспективных специалистов [14].
Индекс избегания неопределенности описывает тревогу у сотрудников перед изменениями: новыми бизнес-моделями, процессами, системами и структурами, так как в большинстве культур есть страх катастрофически ошибиться, не разобраться в новейших подходах или что на это уйдет много усилий. Это естественным образом отдаляет компании от построения таких передовых структур, как экосистемы, в которых все процессы прозрачны и должны быть хорошо отлажены, и при этом оставаться гибкими [6] (Bukowski, Rudnicki, 2018).
Данные показывают, что высокое расстояние от власти заметно замедляет процесс внедрения инновационных технологий в стране, причем как в бизнес-сегменте, так и в жизни людей. Это может объясняться тем, что люди не чувствуют своей принадлежности к компании и ответственности за ее успехи и неудачи, связь между рядовым сотрудником и управляющим нарушается, и идеи не доходят до людей, принимающих решения. Это не позволяет людям стремиться к большему. Экосистемы способны демонстрировать людям их влияние на общие процессы и сокращать расстояние между любыми двумя звеньями, но экосистемы, которые строятся в обществах с высоким показателем расстояния от власти, не отвечают всем принципам экосистем [17] (Shiboldenkov, Nesterova, 2019).
В то время как положительное влияние индивидуализма на развитие информационных технологий объясняется желанием индивидов в обществе с высоким IND расти и развиваться во всех направлениях для улучшения своих перспектив и качества жизни. Причем это затрагивает как развитие частных лиц, так и предприятий. Именно поэтому в странах с культурой индивидуализма развитие интересных и новых идей происходит очень быстро, часть идей срабатывает и адаптируется многими компаниями, а другая неперспективная часть быстро сворачивается для того, чтобы дать место еще более инновационным возможностям.
Ожидалось, что параметр PRA будет положительно влиять на адаптацию информационных технологий в развитых странах, но цифры показывают, что этот фактор оказывает лишь незначительное влияние на процессы цифровизации. Предположительно это может объясняться относительной новизной внедряемых инноваций и неопределенностью, связанной с их будущим влиянием на экономику и социальную сферу. В странах с высокой ориентацией на будущее преобладает консервативное мышление, и как следствие, технологические новшества воспринимаются хуже, например, в выборе работы люди скорее отдают предпочтения старым проверенным профессиям, из-за чего общий уровень информационной грамотности в стране может быть низким.
Возможная причина незначительной корреляции DE и показателя мужественности – незначительная разница роли женщины и мужчины в адаптации к информационным технологиям. Вторая возможная причина – это то, что в цифровизации, и особенно это прослеживается в таких глобальных проектах, как построение экосистемы, важны обе стороны этого параметра –сотрудничество и качество вместе с напористостью и стремлением к успеху.
В 2020 году McKinsey опубликовал топ-7 самых прибыльных компаний-экосистем. 5 из них – американские компании (Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Facebook). Для США наиболее характерны высокие показатели индивидуализма и индульгентности, которые положительно влияют на процессы развития идей и адаптации инноваций и объясняют капиталистический подход к построению экосистем. В то время как ее показатели расстояния от власти и избегания неопределенности ниже среднего и не становятся серьезными барьерами на пути развития [13, 1, 15] (Violet Chung, Miklós Dietz, Istvan Rab, Zac Townsend, 2020; Acemoglu, Robinson, 2012; Benhabib, Perla, Tonetti, 2016).
Страны Евросоюза, в частности Германия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, Франция и Великобритания – передовые страны в направлениях зеленой энергетики, устойчивого развития и ESG. Основные бизнес-модели, которые активно добавляют в свои архитектуры компании в Европе, – аренда вместо покупки, переработки (trash to cash), лицензирование, взаимодействия физических лиц (P2P) [16] (Shiboldenkov, Nesterova, 2020). Немцы были первыми, кто стал использовать модель подписки (абонементного платежа), которая стала популярной по всему миру и во многих отраслях. Для группы европейских стран (для удобства отображены две – Франция и Германия) характерны менее выраженный индивидуализм, хотя значения обычно расположены выше среднего, высокие показатели избегания неопределенности и среднее расстояние от власти. Эти показатели вместе создают положительную среду для развития социального подхода к построению экосистем для поддержки друг друга и взаимовыгодного сотрудничества [7] (Cox, Khan, 2017).
После проведения данного исследования в работе предлагаются рекомендации для бизнеса при адаптации к цифровым технологиям:
1. Компаниям стоит начать фокусироваться на правильных стимулах для себя и поведенческих установках своих сотрудников, чтобы ускорить процессы цифровизации [14].
2. Небольшие последовательные изменения ключевых процессов помогут привить новые традиции клиентам и пользователям.
3. Адаптация иностранных бизнес-моделей, в том числе концепций экосистем, должна включать адаптацию к социокультурным факторам региона и национальному менталитету.
4. Каждая трансформация уникальна, и чтобы получить максимальную прибыль, нужно отталкиваться от тех возможностей, которые в итоге будут получать все без исключения участники экосистемы.
Экономика работает для людей. Люди и культура – неотъемлемые части и целевые пользователи экосистемы. Стратегия любой цифровой трансформации должна учитывать процессы AS IS и полагаться на технологии, знания и человеческий капитал, двигаясь к модели TO BE.
Источники:
2. Bisin Alberto, Verdier Thierry On the joint evolution of culture and institutions. NBER working paper 23375. [Электронный ресурс]. URL: www.nber.org/papers/w23375 (дата обращения: 21.07.2022).
3. Abrahamse W., Steg L. How do socio-demographic and psychological factors relate to households' direct and indirect energy use and savings? // J. Econ. Psychol. – 2009. – № 30. – p. 711–720.
4. Gupta M. The effects of national cultural values on individuals' intention to participate in peer-to-peer sharing economy // Journal of Business Research. – 2019. – p. 20-29.
5. Smith P.B. Nations, Cultures and Individuals: New Perspectives on Old Dilemmas // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2004. – № 35. – p. 6–12.
6. Bukowski A., Rudnicki S. Not only individualism: The effects of long-term orientation and other cultural variables on national innovation success // Cross-Cultural Research. – 2018. – № 2. – p. 119—162.
7. Cox P. L., Khan R. H. Country culture and national innovation // Archives of Business Research. – 2017. – № 2. – p. 85—101.
8. Михненко П. А. Модели и методы стратегического анализа структурно-культурных свойств организации. - М.: Университет «Синергия, 2017. – 264 c.
9. Hofstede Insights. Available from. [Электронный ресурс]. URL: https://hi.hofstede-insights.com/national-culture (дата обращения: 21.07.2022).
10. Barrutia J. M., Echebarria C. Effect of the COVID-19 pandemic on public managers’ attitudes toward digital transformation // Technology in Society. – 2021. – p. 101776.
11. Аузан А. А. Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка // Вопросы экономики. – 2020. – № 7. – c. 75-91.
12. Линьан Франциско Национальная культура, предпринимательство и экономическое развитие: различные модели в Европейском Союзе // Экономика малого бизнеса. – 2014. – № 42 (4). – c. 685–701.
13. Violet Chung, Miklós Dietz, Istvan Rab, Zac Townsend. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level. Available from. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level // McKinsey Review (дата обращения: 21.07.2022).
14. Мясоедов, С. П., & Борисова, Л. Г. (2020). Кросс-культурный менеджмент
15. Benhabib J., Perla J., Tonetti C. The growth dynamics of innovation, diffusion, and the technology frontier. - Report, New York University, 2016. – 1057 p.
16. Шиболденков В., Нестерова Е. Применение смарт-технологий в управлении жизненным циклом продукции в современных производственных системах // Девятые Чарновские чтения: Девятые Чарновские чтения. 2020. – c. 173-180.
17. Шиболденков В. А., Нестерова Е. С. Концепция менеджмента идей как инструмент управления командой проекта // Управление научно-техническими проектами. 2019. – c. 404-407.
18. Drogovoz P. Exploratory data analysis of national indicators referred to scientific and technological development and to economic growth // AIP Conference Proceedings. AIP Publishing LLC. – 2019. – № 1. – p. 080003.
19. Кашеварова Н., Шиболденков В. Развитие производственных экосистем и платформ в условиях цифровой трансформации промышленности // Девятые Чарновские чтения. 2020. – c. 71-80.
20. Nachira F., Dini P., Nicolai A. A network of digital business ecosystems for Europe: roots, processes and perspectives // European Commission, Bruxelles, Introductory Paper. – 2007.
21. Li W., Badr Y., Biennier F. Digital ecosystems: challenges and prospects // Proceedings of the international conference on management of Emergent Digital EcoSystems. 2012. – p. 117-122.
22. Галкин Н.А., Дроговоз П.А. Трансформация наукоемких отраслей экономики в цифровые экосистемы // Будущее машиностроения России (Москва, 22-25 сен. 2020 г.): Cб. докладов XXIII всеросс. науч. конференции молодых ученых и специалистов (с междунар. участием): в 2 т. Т. 2 / Союз машиностроителей России, Московский государственный университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет). М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2020. – c. 289-295.
23. P.A. Drogovoz, N.A. Kashevarova, V.A. Dadonov, T.G. Sadovskaya and M.K. Trusevich, “Industry 4.0 in Russia: Digital Transformation of Economic Sectors,” in Industry 4.0 in SMEs Across the Globe: Drivers, Barriers, and Opportunities, edited by J.M. Müller, N. Kazantsev (CRC Press, Boca Raton, 2021), pp. 195-211; https://doi.org/10.1201/9781003165880-15
24. Кашеварова Н.А., Панова Д.А. Анализ современной практики применения технологии искусственного интеллекта в финансовой сфере и его влияния на трансформацию финансовой экосистемы // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1565-1580 . – doi: 10.18334/ce.14.8.110708.
25. Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Андреева А.А. Анализ технологий цифровой логистики для автоматизации и сервисной интеграции складских процессов организации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1759-1772. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110285.
26. Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Пономарёва Е.И. Анализ технологий управления производственными потребностями сложной системы в условиях неопределенности // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 847-868. – doi: 10.18334/ce.14.5.100961.
27. Digital Economy and Society Index Available from. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-agenda-data.eu/datasets/desi (дата обращения: 21.07.2022).
28. OECD Data Available from. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/ (дата обращения: 21.07.2022).
29. Дроговоз П. А. Применение самоорганизующихся нейросетевых карт для кросс-культурного анализа // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2017. – № 2. – c. 8-15.
30. Дроговоз П. А. Нейросетевой анализ влияния социокультурных факторов на инновационную активность государства // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2017. – № 2. – c. 72-81.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:08:04