Разработка стратегии привлечения иностранных студентов в университеты Российской Федерации
Пескова О.С.1, Борискина Т.Б.1, Мершиева Г.А.1, Самсонова Е.В.1, Самсонова М.В.2, Цыганкова В.Н.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград
2 Институт технологии, экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Цитировать:
Пескова О.С., Борискина Т.Б., Мершиева Г.А., Самсонова Е.В., Самсонова М.В., Цыганкова В.Н. Разработка стратегии привлечения иностранных студентов в университеты Российской Федерации // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2495-2514. – doi: 10.18334/ce.16.6.114860.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778355
Аннотация:
Обучение иностранных студентов является возможностью для россий-ских ВУЗов увеличить свои доходы, компенсировать демографический кризис, расширить контингент обучающихся, диверсифицировать риски в своей работе и улучшить свой имидж на рынке образовательных услуг, для получения более эффективного результата в данном направлении требуются разработка методик по оптимизации проведения рекламной и приемной кампаний.
В статье сформированы рекомендации по формированию стратегии привлечения иностранных студентов, популяризации бренда ВУЗа, включающие следующие этапы: определение цели программы продвижения, поиск и характеристика целевой аудитории, составление набора используемых каналов коммуникаций, план мероприятий, прогноз эффективности программы, исследование показателей интренет-траффика по ВУЗам региона.
Инструменты маркетинга и стратегического планирования (SWOT-анализ) позволяют выделить сильные и слабые стороны региональных российских вузов по привлечению иностранных студентов и разработать методы по улучшению данной ситуации. Статья будет интересна сотрудникам, работающим в приемной кампании, маркетологам, контент-менеджерам.
Ключевые слова: высшее образование, академическая мобильность, стратегия развития университета, анализ поисковых запросов, образовательная аналитика
JEL-классификация: I23, I24, I25, I26
Введение.
Активное распространение и повсеместное использование интернет технологий, сложная эпидемиологическая обстановка в мире и Российской Федерации в последние годы приводят к изменению форматов проведения ВУЗами приемных кампаний с применением цифровых технологий. Наиболее часто применяемыми способами работы с абитуриентами, их родителями и родственниками становятся он-лайн дни открытых дверей, подача документов, обучение в университете. Очевидными преимуществами применения таких способов работы с целевыми сегментами ВУЗов становятся расширение потенциальной аудитории, снятие географических ограничений. В условиях пандемии данный формат работы стал очень востребован, актуален и популярен, но его возможности до конца не раскрыты, особенно на международном уровне.
Рынок образования постоянно расширяется, обучение может рассматриваться как социальное предпринимательство, и это привлекает все большее количество участников [1,2]. Активно развивается маркетинг образования, применение современных, прежде всего, цифровых технологий и методов позволяет более результативно работать на рынке, более оперативно и эффективно используя данные об изменении рынка труда, предпочтениях абитуриентов, демографической структуре населения, изменениях в доходах.
Российские ВУЗы активно развивают свое участие в привлечении иностранного контингента, но для получения более эффективного результата в данном направлении требуются разработка методик по оптимизации проведения рекламной и приемной кампаний и исследование академической мобильности.
Цель исследования - разработка маркетинговых рекомендаций по привлечению иностранного контингента в российские ВУЗы на основе анализа поисковых запросов и проведения SWOT анализа работы университета.
Задачи - рассмотреть теоретические и практические подходы к анализу академической мобильности иностранных студентов, возможности повышения эффективности приемной кампании с помощью инструментов интернет-маркетинга; исследовать мотивацию поведения иностранных пользователей, интересующихся обучением в России; сформулировать методы адаптации образовательных программ к запросам и потребностям иностранных студентов.
Высшим учебным заведениям инструменты интернет-маркетинга дают возможность устанавливать коммуникации с промежуточными и конечными потребителями своих услуг, а также с различными контактными аудиториями, которые могут повлиять на эффективность функционирования образовательной организации или сами находятся в сфере влияния ВУЗа. Совокупность онлайн и офлайн мероприятий, проводимых ВУЗом, стимулируют активность у всех целевых сегментов рынка и обеспечивают присутствие информации о ВУЗе там, где находится его целевая аудитория.
Практическая значимость исследования: разработанная программа продвижения ВУЗа и может применяться для реализации в региональных ВУЗах.
В данной области исследования можно выделить следующие этапы:
1) исследование академической мобильности – в этой сфере можно выделить несколько направлений: исследование академической мобильности студентов в России с точки зрения статистики [3], исследование мотивации студентов, преодоление барьеров в ходе обучения [4,5], иностранные авторы уделяют внимание дальнейшему пути выпускников и их мотивацией к возвращению домой [6]. Можно выделить работы Ростовской Т.К. [5,7], в которой проведен подробный статистический анализ и сделан прогноз по структуре и динамике численности иностранных студентов.
3)исследование маркетинга в сфере образования- широко представлено работами таких авторов как Чаплео К. [8], Элкен М. [9], Котлер Ф. [10] Ванюшкина, В. В. [11], Борискина Т.Б., Самсонова Е.В. [12,13], Ильина, И. Ю. [14]: основные темы – исследование принципов формирования бренда ВУЗа, поиск источников финансирования, взаимосвязь бренда ВУЗа и инновационной деятельности, развитие социального предпринимательства, стратегии развития бренда и подбор соответствующих методов.
3) исследование принципов развития цифрового образования, его глобализация, преимущества и недостатки смешанного образования (Вайндорф-Сысоева, М.Е. [15]), развитие массовых он-лайн курсов ( Денг Р, Бенкендорф П. [16], обсуждение проблем развития цифровой экономики и ее влияние на образование - Кузьминов Я.И. [17], процессы глобализации и увеличение активности пользователей на он-лайн курсах [18], анализ демографических показателей и анализ трудовых ресурсов, вовлеченных в процессы цифровизации [19].
4) исследование возможностей использования интернет-маркетинга для продвижения бренда университета, оценка эффективности рекламной кампании, аналитика обучения использование Big Data, выделение уровней микро, мезо, макро, разработка систем индикаторов: Ифенталер Д.. [20], Джонсон Р. [21], определение общеевропейских трендов в аналитике образования Ноури Дж. [22], определение направлений продвижения бренда университета средствами [23], тенденции развития рынка EdTech в России(работы Тимченко В.В. [24,25]) и за рубежом [26].
Методы исследования
Исследование академической мобильности может использоваться широкий спектр методов, в данном случае использовался системный анализ информации на основе статистически Росстата [27] и ФНИСЦ РАН [3], для того, чтобы объективно оценить сложившуюся ситуацию с разных сторон: использовались модели экстраполяции и интерполяции, основывающиеся на анализе уже сделанных прогнозах, а также маркетинговый анализ потенциальных рынков, основанный на анализе Big Data поисковых запросов, пользователей на русском и английском языках, отражающие интерес за рубежом потенциальных абитуриентов к разным странам. Анализ данных в сфере образования позволяет выделить микро-, мезо-, макроуровень в структуре данных [22]. В данном исследовании акцент сделан на мезо- и макро-уровне, что позволить уточнить прирост(сокращение) студентов из различных регионов. Прогноз реального спроса на образование позволит рационально распределять рекламные бюджеты и выстраивать коммуникации, оценить конкурентоспособность и эффективность маркетинговых коммуникаций. Также использовался сравнительный и трендовый анализ запросов, позволяющие выделить изменение интереса в разных странах в течение исследуемого периода и позволяющие разработать расписание рекламной кампании и выделить наиболее популярные запросы.
Инструменты маркетинга и стратегического планирования (SWOT-анализ) позволяют выделить сильные и слабые стороны региональных российских вузов по расширению академической мобильности и разработать методы по улучшению данной ситуации, так как рынок образования привлекателен для многих участников, и необходимо организовывать постоянный мониторинг достижений.
Результаты:
Российские университеты столкнулись с дефицитом студентов, согласно данным Росстата, максимум студентов был в 2010 году(7049,8 тыс.чел.), и в 2020 году составила 4 049,3 тыс. чел), соответственно за последние 10 лет произошло сокращение на 3 млн. чел., что негативно отражается развитии сферы образования (см. табл.1).
Таблица 1. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (на начало учебного года) [19]
Годы
|
Численность
студентов – всего,
тыс. человек
|
в том числе по формам обучения
|
На 10 000 человек
населения приходилось студентов
| ||
Очная
|
очно-заочная
|
заочная
| |||
2000/2001
|
4 741,4
|
2 625,2
|
302,2
|
1 761,8
|
324
|
2010/2011
|
7 049,8
|
3 073,7
|
304,7
|
3 557,2
|
493
|
2011/2012
|
6 490,0
|
2 847,7
|
263,4
|
3 289,7
|
454
|
2012/2013
|
6 075,4
|
2 724,3
|
229,7
|
3 051,4
|
424
|
2013/2014
|
5 646,7
|
2 618,8
|
189,2
|
2 838,6
|
393
|
2014/2015
|
5 209,0
|
2 575,0
|
158,5
|
2 475,5
|
356
|
2015/2016
|
4 766,5
|
2 379,6
|
149,1
|
2 237,8
|
325
|
2016/2017
|
4 399,5
|
2 403,0
|
124,2
|
1 872,3
|
300
|
2017/2018
|
4 245,9
|
2 380,5
|
135,0
|
1 730,4
|
289
|
2018/2019
|
4 161,7
|
2 369,8
|
155,6
|
1 636,3
|
284
|
2019/2020
|
4 068,3
|
2 386,6
|
181,5
|
1 500,3
|
277
|
2020/2021
|
4 049,3
|
2 429,3
|
206,1
|
1 413,9
|
277
|
Прирост численности иностранных граждан очной формы обучения был достигнут преимущественно в вузах Министерства науки и высшего образования — на 17,5 тысячи человек — и вузах иной ведомственной принадлежности (прежде всего Минздрава) — на 3,6 тысячи человек, положенных в трех федеральных округах — Приволжском (прирост на 8,1 тыс. чел.), Центральном (на 5,6 тыс. чел.) [3]
По показателю общей численности иностранных граждан всех программ/форм дневного обучения среди отечественных вузов лидировали Российский университет дружбы народов (12,5 тыс. чел. в 2018/2019 году), Казанский (Приволжский) федеральный университет (7,2 тыс. чел.) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (6,5 тыс. чел.) [3].
Таблица 2. Иностранные студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования и научных организациях российской федерации на начало учебного года [19]
Показатели
|
2010/2011
|
2019/2020
|
2020/2021
| ||||||
Принято на обучение/
|
Численность
студентов
|
Выпущено
|
Принято на обучение
|
Численность студентов
|
Выпущено
|
Принят она обучение
|
Численность студентов
|
Выпущено
| |
Иностранные
студенты – всего, тыс. человек
|
37,3
|
153,8
|
24,1
|
101,2
|
298,0
|
49,0
|
98,2
|
315,1
|
48,0
|
из них граждане стран:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СНГ, Балтии и Грузии
|
27,9
|
116,7
|
15,8
|
70,1
|
205,9
|
35,2
|
60,4
|
205,4
|
32,3
|
Европы
|
0,3
|
1,3
|
0,3
|
0,9
|
2,8
|
0,6
|
0,8
|
2,5
|
0,6
|
Азии
|
7,3
|
28,1
|
6,8
|
21,6
|
65,4
|
9,9
|
24,2
|
74,7
|
11,2
|
Центральной
и Южной Америки
|
0,2
|
0,9
|
0,1
|
1,1
|
2,8
|
0,4
|
1,6
|
1,1
|
0,5
|
Северной
Америки (США и Канады)
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,1
|
0,2
|
0,0
|
0,1
|
0,2
|
0,0
|
Африки
|
1,4
|
6,7
|
1,0
|
7,3
|
20,7
|
2,6
|
10,5
|
27,1
|
3,1
|
Удельный вес численности иностранных студентов в
общей численности студентов, процентов
|
–
|
2,2
|
–
|
–
|
7,3
|
–
|
–
|
7,7
|
–
|
Можно отметить, что экспорт образования и повышение академической мобильности носит всеобщий тренд (за 10 лет количество студентов увеличилось в 2 раза), и на этом рынке мы можем столкнуться с сильной конкуренцией вузов из других стран.
Для прогноза численности иностранных студентов использовались исследования Ростовской Т.К., Скоробогатовой В.И. [5], ими были выделены три варианта прогноза (регрессивный, консервативный и умеренно-оптимистический), в результате наблюдаемая численность иностранных студентов увеличивается медленно, что позволяет утверждать что реализуется консервативный сценарий [по данным [19]]).
Рынок высшего образования меняет свою структуру, обусловленную влиянием он-лайн образования, привлечение венчурного финансирования, этот процесс обусловлен тенденциями цифровой трансформации общества, расширением компетенций, используемых технологий, разработкой образовательных траекторий. Пример зарубежных платформ и университетов стимулирует отечественные университеты использовать те же самые инструменты маркетинга, социального предпринимательства, построения образовательных платформ [28,29,30].
Интернет-маркетинг создает новые способы продвижения товаров и услуг, и увеличивает скорость привлечения потребителей,, анализируя поведение целевой аудитории, можно , дают полную аналитическую информацию о действиях потребителей, их портрет, позволяют получать обратную связь с целью улучшению и корректировки как коммуникаций, так и бизнес-процессов компании.
Иддрес Ф. [23] использовал методы анализа поведения пользователей (на примере шведских университетов) для составления прогноза по приемным кампаниям. В нашем исследовании был использован аналогичный прием, но применительно к российским университетам(исследовались история запросов(изменение динамики в течение года), частота запросов, регионы). Для определения количественных показателей используются сервисы по анализу поисковых запросов пользователей (https://wordstat.yandex.ru и https://trends.google.com) для определения интереса к определенной теме.
Анализ запросов пользователей по фразе « высшее образование в России» можно рассмотреть по регионам(подробная детализация по России) и в динамике по месяцам, распределение запросов на английском языке. Можно выделить постепенный рост количества запросов, наибольший интерес у Китая, меньший – у стран СНГ, Турции, Великобритании, Германии, из Северной Америки- США и Канада (см. рис.1).
Рис. 1 Распределение пользователей по регионам запросу « высшее образование в России»Подбор слов. Яндекс [Электронный ресурс] URL https://clck.ru/nt9UD (дата обращения 30.05.2022)
Динамика запросов на английском языке была исследована с использованием trends.google.com. Если проанализировать запросы «university in Russia» и «university in China» (см. рис.2) можно выделить значительное опережение запросов по китайским университетам, что свидетельствует о возможности использовании стратегии охвата более широкой аудитории и привлечения абитуриентов.
Например, в Индии интерес к обучению в России и в Китае практически одинаков, даже в России есть интересующиеся образованием в Китае. Как уже отмечалось [18], Китай активно развивает свои университеты, он-лайн образовательные платформы.
Рис 2. Сравнительная динамика поисковых запросов пользователей “university in Russia” ”university in China”. Google Trends https://clck.ru/ntfS5 (дата обращения 30.05.2022)
Для проведения дальнейшего анализа на микроуровне можно провести с использованием сервиса Similarweb ( similarweb.com, бесплатная версия). Cервис дает возможность сравнить рейтинги сайтов университетов по разным критериям, можно просмотреть посещаемость сайта, типы устройств (преобладают компьютеры), продолжительность просмотра сайта, так же можно просмотреть географию регионов (выделены проценты, относящиеся к каждому университету), можно выделить каналы перехода пользователей (в основном это прямой переход по адресной строке, либо по поисковому запросу), переходы по ссылкам (сайты с программным обеспечением, поисковики), предпочитаемые социальные сети.
Анализ показателей трафика показывает достаточно сильное отставание региональных вузов от столичных, что является индикатором необходимости разработки стратегии работы с потенциальными абитуриентами, развития бренда вуза, расширение присутствия в социальных сетях.
В результате комплекс итоговых маркетинговых мероприятий в рамках стратегии привлечения иностранных студентов в региональный ВУЗ может сводиться к следующему:
1. Использование интернет ресурсов для построения сети коммуникаций (Russia.study, studyportals и т.п.).
2. Межвузовское сотрудничество.
3. Взаимодействие с выпускниками (создание ассоциаций иностранных выпускников).
4. Участие в международных образовательных выставках, ярмарках и конференциях (онлайн и оффлайн формат) - выставки Рособразования или Россотрудничества, Global Russian Education Day (Global RED) (Центр экспорта образования).
5. Установление партнерских взаимоотношений с иностранными ВУЗами с целью проведения приемных кампаний по набору на бакалавриат и в магистратуру.
6. Раскручивание бренда ВУЗа в иностранных государствах (странах ближнего зарубежья, Китае, Индии, странах юго-восточной Азии, Африки, Южной Америки).
7. Проведение виртуальных летних школ и олимпиад.
8. Реклама в Интернете:
а) Версии сайта на иностранных языках (английский, французский, китайский, испанский). Алгоритм эффективного функционирования сайта университета на иностранном языке может быть следующим:
- Удобный и приветливый интерфейс по принципу открытости, удобная структура.
- Перевод сайта на английский, китайский и другие языки.
- Версия сайта на иностранном языке - полный аналог русской версии сайта.
- Использование отдельного сайта для абитуриентов или отдельно выделенная страничка с агрессивным и понятным интерфейсом.
б) Использование отдельного сайта для ассоциации выпускников
в) Размещение на сайте информации, необходимой для участия университета в международных рейтингах
г) Активное использование социальных сетей (Facebook, Vk, WeChat, Instagram, Weibo, QQ, Twitter)
Например, создание и активное продвижение страницы университета в Tik Tok в следующем формате:
- использование хештегов на русском, английским и китайском языках,
- подписи к видео, продублированные на русском, английским и китайском языках,
- формат видео – молодежный, шуточный,
- проведение конкурсов для привлечения аудитории.
Например,
- конкурсов факультетов, кафедр – сделать визитку своего университета, факультета, кафедры;
- мое любимое место в университет / городе – направлено на знакомство с университетом, городом и популяризацией этого места, создание места притяжения:
- конкурс на национальный танец, песню, блюдо, костюм.
В качестве призов должен использоваться «мерч» университета (ручки, блокноты, футболки, флешки, карты памяти, кружки и пр.).
д) Традиционные информационные и почтовые рассылки.
10. Создание магистерских программ по экспортоориентрованным инженерным и другим направлениям подготовки и распространение о них информации в сети Интернет. Трансформация существующих образовательных программ, увеличение числа образовательных программ на английском языке, гибкость образовательных программ (формирование индивидуальной образовательной траектории студентов), сетевое взаимодействие с национальными и зарубежными вузами, промышленными компаниями и бизнес-сообществом в рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования», программы двойных дипломов
Данные мероприятия будут способствовать не только активному привлечению иностранного контингента, но и последующему его эффективному трудоустройству. (см. табл. 1)
Таблица 3 Матрица SWOT-анализа возможностей трудоустройства иностранных выпускников (разработано авторами)
Strengths (Силы)
|
Weaknesses (Слабости)
|
S1 – Интерес к
российскому инженерному высшему образованию
S2 – Высокий прикладной характер полученного образования S3 – Спрос на хороших специалистов (возможность трудоустройства иностранных студентов в России) S4 – Наличие двухсторонних соглашений с работодателями о принятии выпускников на работу S5 – Присутствие в регионе ВУЗа филиалов иностранных компаний S6 – Развитые базы практик |
W1 – Слабая связь с выпускниками (усиление работы с
ассоциацией выпускников)
W2 – Отсутствие компетенции служб трудоустройства в области работы с иностранными студентами (плохое сопровождение студентов при оформлении документов, СНИЛС, полис, ИНН) W3 – Плохая визовая поддержка W4 – слабая информационная поддержка студентов по разъяснению законодательства по трудоустройству |
Opportunities (Возможности)
|
Threats (Угрозы)
|
O1 – Создание онлайн-платформы о трудоустройстве иностранных
студентов (оформлении документов, перечень компаний, с которыми сотрудничает
университет)
O2 – Расположение вуза (транспортная доступность, развитая инфраструктура) О3 – Знакомство с работодателем в ходе практики О4 – Возможность участия в грантах с возможностью дальнейшего трудоустройства |
T1 –Иностранец, который поступил на очно-заочную
фору обучения, должен получить разрешение на работу
T2 – Низкая культура работодателей и отсутствие толерантности к иностранным работникам Т3 – Неопределенность открытия границ для въезда/выезда Т4 – Наличие у работодателя режимных объектов с ограничением приема иностранных граждан |
Обсуждение и заключение.
Исследование показало, что в последнее десятилетие, по данным Росстата, отечественные ВУЗы испытывают дефицит студентов, в том числе иностранных, что требует разработки маркетинговых стратегий. Анализ запросов пользователей показывает усиление конкуренции на рынке, за счет развития образовательных платформ, устранению коммуникационных барьеров, возможности обучаться на онлайн курсах не покидая своей страны. Так, можно выделить нарастание конкуренции со стороны Китая, что может привести к перераспределению студентов. Наибольший интерес можно отметить в странах СНГ, страны Азии, Африки, Латинской Америки.
Экспорт образования и повышение академической мобильности в современном мире носят всеобщий тренд, поэтому на этом рынке наблюдается острая конкуренция, как со стороны российских университетов, так и из других стран.
На рынке высшего образования происходят преобразования, обусловленные влиянием цифровизации общества: более активным использованием онлайн и дистанционного образования, появление новых образовательных технологий.
Для более эффективной адаптации к данным тенденциям Российским ВУЗам необходимо активнее использовать инструменты интернет-маркетинга.
Интернет-маркетинг является необходимым элементом при проведении маркетинговых исследований ВУЗом, продвижении бренда ВУЗа, организации коммуникативной политики университета.
Например, при проведении исследований очень эффективным инструментом может быть сервис Similarweb ( similarweb.com), который позволяет сравнить поведение на сайтах университетов. Сравнительный анализ рейтингов сайтов университетов по разным критериям (посещаемость сайта, продолжительность просмотра сайта, география регионов, каналы перехода пользователей, предпочитаемые социальные сети) позволить выделить направления стратегии коммуникации с абитуриентами.
Интернет-маркетинг позволяет так же использовать новые способы продвижения образовательных услуг, увеличивает скорость привлечения потребителей, позволяет получать обратную связь с целью улучшения и корректировки коммуникаций. Среди таких интерне-технологий можно выделить: использование онлайн образовательных ресурсов; межвузовское сотрудничество (организация совместных онлайн проектов); создание виртуальных ассоциаций иностранных выпускников; онлайн участие в международных образовательных выставках, ярмарках и конференциях; раскручивание бренда ВУЗа в иностранных государствах с использованием местных популярных социальных сетей и мессенджеров; проведение виртуальных летних школ и олимпиад; версии сайта университета на иностранных языках; размещение на сайте информации, необходимой для участия университета в международных рейтингах; традиционные информационные и почтовые рассылки.
Реализация описанных инструментов привлечения иностранных студентов в региональные ВУЗы будет способствовать принятию адаптивных управленческих решений с учетом изменений рынка труда и образовательных услуг, а также повышению эффективности работы самой образовательной организации.
Для формирования потребности в образовательной услуге высшему учебному заведению следует исследовать иностранного студента как потребителя предлагаемой услуг, понять его внутренние потребности, определить совокупный побудительный потенциал, которым может руководствоваться студент или его родители при выборе той или иной образовательной платформы для получения необходимых для его дальнейшей карьеры знаний и навыков. Кроме того, необходимо грамотно и профессионально создавать информационную среду, определяющую образ будущего выпускника
Данная система позволит также совершенствовать модель управления качеством подготовки специалистов, предлагать интересный инновационный образовательный продукт для индивидуального потребителя в сложившихся рыночных условиях и способствовать последующему эффективному трудоустройству выпускника.
Источники:
2. Tikhonova E., Kosycheva M., Efremova G. New understanding of the barriers to foreign students adaptation in the changing educational landscape: A narrative analysis // Journal of Language and Education. – 2021. – № 7(3). – p. 166-186.
3. Арефьев А. Л. Обучение иностранных граждан в образовательных организа-циях высшего образования Российской Федерации. / Статистический сборник /Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Выпуск 17. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. – 180 c.
4. Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Studies in International Education. – 2021. – № 25(5). – p. 583-598.
5. Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I., Pismennaya E.E., Bezverbny V.A. Incoming and outgoing academic mobility in Russia and abroad: main trends, administrative challenges // International Journal of Sociology and Social Policy. – 2021. – № 41(1-2). – p. 154-166. – doi: 10.1108/IJSSP-03-2020-0091.
6. Tu M., Nehring D. Remain, Return, or Remigrate? The (Im)mobility Trajectory of Mainland Chinese Students after Completing Their Education in the UK // International Migration. – 2020. – № 58(3). – p. 43-57.
7. Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика // Интеграция образования. – 2021. – № 3. – c. 421–439. – doi: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.421-439.
8. Chapleo C., O’Sullivan H. Contemporary thought in higher education marketing // Journal of Marketing for Higher Education. – 2017. – № 27(2). – p. 159-161.
9. Elken M. Marketing in higher education. / The International Encyclopedia of Higher Education Systems and Institutions. - Dordrecht : Springer Netherlands, 2020. – 2032-2037 p.
10. Lefebvre R. C., Kotler P. Design thinking, demarketing and behavioral economics: Fostering interdisciplinary growth in social marketing. / The Sage handbook of social marketing. - Sage Publications, 2011. – 80-94 p.
11. Ванюшкина В. В. Бренд вуза в цифровой образовательной среде // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2019. – № 4(68). – c. 26-33.
12. Самсонова М. В., Самсонова Е. В., Мершиева Г. А. Использование маркетинговых технологий на рынке образовательных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – № 3 (205). – c. 110-115.
13. Бельских И. Е., Борискина Т.Б., Самсонова Е. В., Мершиева Г. А., Цыганкова В.Н. Маркетинг российских вузов на рынке образования: в поисках альтернатив роста // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7. – c. 770-772.
14. Ильина И. Ю. Персональный бренд преподавателя вуза: современные подходы и механизм формирования // Инновации в образовании. – 2021. – № 11. – c. 4-12.
15. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. – 2021. – № 12(156). – c. 15-22. – doi: 10.25629/HC.2021.12.36.
16. Deng R., Benckendorff P., Gannaway D. Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs // Computers and Education. – 2019. – № 129. – p. 48-60.
17. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 4. – c. 5-8.
18. Dhawal Shah A Decade of MOOCs: A Review of MOOC Stats and Trends in 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-stats-and-trends-2021/ (дата обращения: 20.04.2022).
19. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы. / Коллективная монография / М. О. Абрамова, М. А. Акоев, Н. Ю. Анисимов [и др.] ; Научный редактор выпуска Е.А. Суханова. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – 200 c.
20. Ifenthaler D. Are Higher Education Institutions Prepared for Learning Analytics? // TechTrends. – 2017. – № 4. – p. 366-371.
21. Johnson R. How Google’s recent changes affect higher education websites. Search Engine Land. [Электронный ресурс]. URL: https://searchengineland.com/how-googles-recentchanges-affect-higher-education-websites-321834 (дата обращения: 20.04.2022).
22. Nouri Jalal et al. Efforts in Europe for Data-Driven Improvement of Education - A Review of Learning Analytics Research in Seven Countries // International Journal of Learning Analytics and Artificial Intelligence for Education (iJAI). – 2019. – p. 8-27. – doi: 10.3991/ijai.v1i1.11053.
23. Iddris, F. Search Engine Optimisation (SEO) As Digital Marketing Strategy for In-ternationalisation of Higher Education // The 22nd McGill International Entrepreneurship Conference at Halmstad University: Halmstad University, Sweden. 2018.
24. Timchenko V. V., Trapitsin S. Y., Apevalova Z. V. Educational Technology Market Analysis // 2020 International Conference Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&QM&IS): IEEE. 2020. – p. 612-617.
25. Trapitsin S., Krokinskaya O., Timchenko V. Quality assessment in higher education: are Russian universities focused on the educational needs of students? // International Journal for Quality Research. – 2015. – № 2.
26. Laufer M. et al. Digital higher education: a divider or bridge builder? Leadership perspectives on edtech in a COVID-19 reality // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2021. – № 1. – p. 1-17.
27. Российский статистический ежегодник. 2021. / Стат.сб. / Росстат. - М., 2021. – 221-225 c.
28. Peskova O., Boriskina T., Mershieva G., Samsonova E., Tsygankova V. The Implementation of Adaptive Marketing Concept in the Educational Services Market // SHS Web of Con-ferences. EDP Sciences: V. 93. 2021.
29. Цыганкова В. Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-курсов) // Креативная экономика. – 2019. – № 3. – c. 523-532. – doi: 10.18334/ce.13.3.39958.
30. Пескова О. С., Борискина Т.Б., Мершиева Г.А., Самсонова Е.В. Эволюция маркетинга как концепции управления рынком: переход от классического маркетинга к «новому» маркетингу // Вестник ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1. – c. 60-67. – doi: 10.36683/2076-5347-2020-1-51-60-67.
Страница обновлена: 27.07.2024 в 10:02:51