Тенденции развития партнерских отношений китайских и зарубежных университетов

Жутяева С.А.1, Лэй Хуа1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925483

Аннотация:
В статье описаны основные этапы интернационализации высшего образования в Китае. Проанализированы трансграничная студенческая мобильность, уровень въездной мобильности, динамика количества иностранных студентов, иностранных преподавателей, международное научно-технологическое сотрудничество между различными вузами. Дана оценка научно-технологическому сотрудничеству точки зрения регионального развития. Отражены текущие тенденции в китайском международном образовании. Результаты исследования показали, что на правительственном уровне было запущено множество подходов к улучшению общего планирования и регулирования на макроуровне, включая совершенствование системы контроля качества и механизма регулирования международных программ сотрудничества; университеты уделяют большое внимание повышению качества программ международного сотрудничества; существует значительный дисбаланс с точки зрения регионального развития. В статье предложены дальнейшие направления развития партнерских отношений китайских и зарубежных университетов.

Ключевые слова: уровень въездной мобильности, учебные программы, финансирования совместных проектов, научно-технологическое сотрудничество

JEL-классификация: I20, I22, J60



Введение. Еще до основания Китайской Народной Республики многие китайцы уезжали за границу для дальнейшего обучения, чтобы привезти домой знания, которые могли бы помочь построить более сильную страну. После создания нового Китая, учитывая идеи борьбы с капиталистическим Западным блоком и ускорения развития социалистической страны, Коммунистическая партия Китая и центральное правительство решили направить студентов и учёных в Советский Союз и другие социалистические страны для изучения передовых научно-технических и управленческих навыков. Начиная с 1960-х годов, с изменением международного политического климата, центральное правительство соответственно внесло коррективы в политику, связанную с отправкой студентов и ученых за границу.

В 1978 году, проявив стратегическую проницательность, китайский лидер Дэн Сяопин принял важное решение о расширении масштабов отправки студентов и ученых за границу. Основываясь на прошлом опыте, в 1992 году ЦК КПК и центральное правительство обнародовали руководящие принципы для студентов и ученых, обучающихся за границей, а именно: поддерживать студентов и ученых, обучающихся за границей, поощрять их вернуться в Китай после завершения обучения и гарантировать им свободу въезда и выезда. [6]

В соответствии с социально-экономическим развитием в высших учебных заведениях, а также научно-исследовательских институтах науки и технологий создана система управления и реализации работы со студентами и учеными, обучающимися за рубежом, от национального уровня до местного уровня. Эта система в основном состоит из трех взаимодополняющих каналов финансирования для студентов и ученых, а именно: финансируемого государством, финансируемого работодателем и самофинансируемого. [8]

Интернационализация высшего образования является неизбежным результатом интеграции Китая в мировую экономику, а также важной мерой по улучшению его системы высшего образования. Практика последнего десятилетия в рамках правительственной программы Стратегия создания китайских университетов «мирового класса» и повышения конкурентоспособности китайского высшего образования означает стремление и решимость интегрировать китайское высшее образование в международное сообщество. Основные мероприятия по интернационализации были предприняты в области студенческой мобильности, международных аспектов преподавания и исследований, а также совместного предоставления образования, с выдающимися достижениями.

Интернационализация образования является основной чертой современного образования. Основываясь на обзоре основных положений Китая, сосредоточенных на международном образовании, [17] проанализировал, как концепция международного образования интерпретируется и практикуется в китайской системе. Цзесю Чэнь [9] сфокусировал исследование на развитии международного образования в Китае в сравнении с мировыми тенденциями. Авторы [18,20] концентрируются на институциональных стратегиях привлечения иностранных студентов, включая расширение сотрудничества с университетами по всему миру. Чжоу, Л., Алам, Г. М. [15] анализировали как национальные и институциональные требования побудили китайские вузы увеличить набор иностранных студентов, и как такое увеличение влияет на устойчивость системы высшего образования.

Научный пробел связан с отсутствием комплексного подхода к проблеме международного сотрудничества китайских и зарубежных университетов. Научная новизна статьи заключается в представлении развития международного сотрудничества по трекам: студенческая мобильность, международный обмен преподавателями, совместные научные исследования. Цель исследования проанализировать тенденции развития партнерских отношений китайских и зарубежных университетов и предложить дальнейшие направления развития таких отношений. Для достижения цели и решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, взаимодополняющих друг друга. Для обоснования теоретико-методических положений использованы методы систематизации, компаративного, логико - структурного анализа и синтеза.

Гипотеза исследования следующая: существуют различия с точки зрения регионального развития международного сотрудничества в высшем образовании Китая.

Основная часть. Согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) трансграничная студенческая мобильность в мире растет. Общее количество прибывающих иностранных студентов в последние годы в среднем по миру увеличилась на 18% (таблица 1). В Китае увеличение составило – 34%, В Гонконге – 57%, Макао – 90%. Китай входит в шесть стран, которые обеспечивают 40% от всех прибывающих иностранных студентов, это такие страны как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Австралия, Российская Федерация, Франция, при этом доля самого Китая составляет всего 3%.

Уровень въездной мобильности, т.е. количество иностранных студентов в процентах от общего числа студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в среднем в мире в 2022 году, составляет 2,5% (таблица 2). У Китая эта доля составляет 0,4%, Гонконга – 19%, Макао – 64%. Самый низкий показатель у Индии – 0,1%, что в три раза меньше, чем в Китае. У основного соперника Китая США уровень въездной мобильности составил 4,8%.

Таблица 1 – Уровень въездной мобильности, % [5]

Страна
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Абсолютное изменение
2022 г. от 2017 г.
Индия
0,140
0,134
0,135
0,136
0,124
0,115
-0,025
Бразилия
0,241
0,242
0,245
0,249
0,239
0,246
0,005
Шри-Ланка
0,452
0,440
0,469
0,387
0,356
0,391
-0,061
Китай
0,356
0,397
0,428
0,448
0,412
0,369
0,013
Соединенные Штаты Америки
5,180
5,212
5,189
5,105
4,588
4,891
-0,289
Япония
4,265
4,732
5,238
5,731
5,575
..
Российская Федерация
4,258
4,544
4,965
11,272
8,108
8,488
4,23
Китай, Специ-альный админи-стративный район Гонконг
11,441
12,508
14,312
16,211
16,483
19,03
7,589
Китай, Специальный административный район Макао
45,255
48,810
52,487
55,773
59,251
64,15
18,895
Мир
2,424
2,534
2,634
2,672
2,580


Составлено автором

Таблица 2 – Общее количество прибывающих иностранных студентов, чел. [5]


2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Отклонение2022 г. от 2017 г.
Соединенные Штаты Америки
984897
987313
н/д
957475
833204
н/д
-
Российская Федерация
250658
262416
282922
453807
321845
340326
135,8
Китай
157108
178271
201177
225100
221653
210903
134,2
Китай, Специальный административный район Гонконг
34349
37298
42641
47301
46933
53948
157,1
Индия
46703
46077
47424
49348
48035
46659
99,9
Китай, Специальный административный район Макао
14821
16155
17992
20138
23163
28263
190,7
Мир
5409624
5715279
6099343
6376355
6387487

118,1
Составлено автором

Однако стоит отметить, что с 2021 года в Китае наблюдается тенденция снижения общего количества иностранных студентов (статистика данных представлена в Таблице 3). Профессор Цзя Цинго из Пекинского университета называет возможные источники такого сокращения. Во-первых, проблемы с восприятием китайского образования, бытует мнение, что обучение в Китае не имеет большого значения для иностранных студентов. Вторая причина заключается в том, что иностранные компании свернули свою деятельность в Китае из-за ухудшения китайской экономики, что означает меньше стажировок или аналогичных возможностей для иностранных студентов найти работу. [7]

Таблица 3 – Количество иностранных студентов в колледжах и университетах, чел. [3]

Количество иностранных студентов
2018 г
2019 г
2020 г
2021 г
2022 г
Выпускники
130539
140637
101884
95353
125858
Присвоенные степени
28754
32966
33136
31847
32443
Количество поступивших
163835
172571
89751
93643
114112
Количество обучающихся
307501
333072
273792
255720
253177
Составлено автором

Количество иностранных студентов в китайских университетах также значительно пострадало из-за пандемии COVID-19 в 2020 году. За исключением количества выданных степеней, общее число иностранных студентов снизилось в период с 2020 по 2021 годы. Пандемия ограничила глобальную мобильность иностранных студентов, и многие из них были вынуждены отменить или отложить свои планы на обучение за рубежом. Они не могли приехать в Китай для очного обучения и были вынуждены участвовать в занятиях и экзаменах онлайн, что минимизировало влияние пандемии на количество выданных степеней.

С ослаблением пандемии в 2021-2022 годах большинство университетов постепенно возобновили очное обучение, что позволило некоторым иностранным студентам вернуться в университеты для продолжения учебы. Однако, число иностранных студентов еще не восстановилось до уровня, который был до пандемии. Одной из причин этого является нестабильное финансовое положение семей некоторых студентов, вызванное пандемией, что также препятствует их возвращению в учебные заведения. [1]

Количество китайских студентов, обучающихся за границей, и тех, кто возвращается домой, увеличивается из года в год: в 2019 году в общей сложности 703 500 студентов уехали за границу и 580 300 вернулись домой. Годовой отчет о развитии китайских студентов [10], обучающихся за рубежом (2020–2021 гг.) отражает текущие тенденции в китайском международном образовании:

Во-первых, направления обучения китайских студентов за рубежом стали более разнообразными, они имеют более разнообразные варианты обучения для трудоустройства и иммиграционной политики основных стран назначения. Более того, больше детей из обычных китайских семей имеют больше возможностей продолжить обучение за границей.

Во-вторых, студенты, финансируемые за счет собственных средств, по-прежнему составляют самую большую группу китайских студентов, обучающихся за границей. Согласно отчету, финансовая поддержка со стороны родителей, родственников и друзей по-прежнему является наиболее важным источником финансирования обучения за рубежом для китайских студентов.

В-третьих, энтузиазм студентов, возвращающихся в свои родные города, продолжает расти, а новые города первого уровня становятся более привлекательными. Число иностранных студентов, возвращающихся в Китай, продолжает расти. Наличие международной перспективы стало новым основным преимуществом группы репатриантов. Вернувшиеся признают достижения китайских предприятий в условиях глобализации и с энтузиазмом относятся к предпринимательству.

На институциональном уровне решающее значение для развития международного сотрудничества имеет поощрение преподавателей к участию в совместных программах. Самый очевидный метод интернационализации профессорско-преподавательского состава — это наем иностранных преподавателей, которые имеют различное культурное и академическое происхождение и привносят новые перспективы как в исследования, так и в преподавание в Китае. [11,13]

Университеты должны проявлять инициативу в уважении иностранных преподавателей, поощрять своих китайских коллег и студентов дружить с ними и укреплять сотрудничество. При этом иностранные преподаватели смогут лучше понять Китай, а китайские преподаватели также лучше поймут мир. Китай добился в этом отношении замечательных результатов. С 2003 по 2020 год только среди преподавателей-совместителей в китайских вузах число иностранных преподавателей-совместителей выросло с 4576 из 134250 всех преподавателей-совместителей до 17693 из 562252 (таблица 4). Наем иностранных преподавателей способствовал улучшению исследований и преподавания в китайских вузах и развитию талантов, которые будут служить строительству социалистической модернизации. [9]

Также одним из значительных достижений в этом отношении является реформа учебных программ: все большее количество оригинальных англоязычных учебников либо напрямую используется в китайских университетах, либо переведено на китайский язык; и все больше и больше курсов преподаются на английском или двуязычном языке (китайском и английском).

Таблица 4 – Динамика иностранных преподавателей в колледжах и университетах, чел. [3]

Количество иностранных преподавателей
2018 г
2019 г
2020 г
2021 г
2022 г
Доктора
9869
10427
10383
10977
11811
Магистры
4673
4409
4161
4500
4514
Бакалавры
3819
3646
3072
2919
2847
Специалисты и ниже
67
38
77
62
47
Всего
18428
18520
17693
18458
19219
Составлено автором

С 2018 по 2022 год общее количество иностранных преподавателей в китайских университетах увеличилось с 18 428 до 19 219 человек, что на 791 человека больше, или на 4,29%. В 2020 году из-за глобальной пандемии этот показатель снизился до 17 693 человек, так как обработка виз и других документов для иностранных преподавателей была временно приостановлена, а международные рейсы и транспортные перевозки столкнулись с краткосрочными перебоями. Многие университеты перешли на онлайн-обучение, временно прекратив очное обучение. Однако в 2021 году, с ослаблением пандемии, количество иностранных преподавателей вновь увеличилось до 18 458 человек, продолжая демонстрировать тенденцию к медленному росту. [2]

С точки зрения уровня образования, количество иностранных преподавателей с докторской степенью увеличилось с 9 869 в 2018 году до 11 811 в 2022 году, что на 1 942 человека больше, или на 19,68%. В то же время количество преподавателей с магистерской степенью снизилось с 4 673 в 2018 году до 4 514 в 2022 году, что на 159 человек меньше, или на 3,4%. Количество преподавателей с бакалаврской степенью снизилось с 3 819 в 2018 году до 2 847 в 2022 году, а с уровнем образования колледжа и ниже – с 67 до 47 человек, что на 25,45% и 29,85% меньше соответственно.

Китайские университеты повысили требования к уровню образования иностранных преподавателей, при этом спрос на преподавателей с магистерской и докторской степенью увеличивается с каждым годом. Введение политики создания университетов «двойного первого класса» привело к реформам в освоении дисциплин и учебных курсов в ряде университетов. Для повышения своих образовательных возможностей и уровня образования университеты внедрили множество льготных политик, чтобы поощрить и привлечь все больше высококвалифицированных иностранных преподавателей. Это необходимо для повышения и обеспечения качества высшего образования и научных исследований в Китае, а также для создания международной учебной среды с китайской спецификой. Это также свидетельствует о повышении уровня международного обмена в китайских университетах, что является отражением международной перспективы и конкурентоспособности китайского высшего образования. [12,14]

Прием иностранных преподавателей в университеты остается достаточно строгим. Для обеспечения качества преподавания и повышения уровня образования университеты стремятся нанимать высококвалифицированных иностранных преподавателей с высоким уровнем образования, что требует сложных процедур получения рабочих виз и проверки квалификации. Кроме того, неравномерное распределение доходов в разных регионах Китая и вопросы выплаты заработной платы иностранным преподавателям также влияют на их решение о работе и продолжительность пребывания в китайских университетах. Таким образом, увеличение числа иностранных преподавателей требует значительных финансовых вложений и поддержки политики как на уровне университетов, так и на региональном и государственном уровнях. Этот процесс требует времени и не может быть реализован мгновенно. [15,16,17]

Еще одно важное направление развития международного сотрудничества связано с международными исследовательскими проектами. Правительство Китая поощряет китайские университеты и исследовательские институты привлекать финансирование и развивать совместные исследовательские проекты с иностранными партнерами. [20] В таблице 5,6 представлены результаты совместной научной работы по провинциям Китая.

Таблица 5 – Международное научно-технологическое сотрудничество между различными вузами (обмен исследователями), чел. [4]


2018 г
2019 г
2020 г
2021 г
2022 г
отпра-влено
приня-то
отпра-влено
приня-то
отпра-влено
приня-то
отпра-влено
приня-то
отпра-влено
приня-то
Итого
45 888
39 375
47 029
43 433
48 754
41 820
18 732
17 948
19 064
18 269
Пекин
5 268
5 098
4 721
4 522
4 981
4 354
523
777
693
1 242
Тяньцзинь
701
541
681
771
963
765
332
466
308
383
Хэбэй
996
464
1 069
454
890
398
347
205
557
355
Шаньси
758
366
866
364
1 502
421
538
282
635
187
Внутренняя Монголия
34
23
53
7
37
10
4
2
124
143
Ляонин
1 613
953
1 906
1 223
1 630
1 267
819
425
636
281
Цзилинь
696
493
948
740
812
654
217
132
185
125
Хэйлунцзян
2 091
1 482
1 794
1 714
2 608
1 383
323
147
212
97
Шанхай
4 565
5 191
4 622
5 961
4 625
6 294
1 220
2 711
1 244
3 065
Цзянсу
4 323
5 020
4 682
5 136
5 220
4 877
2 106
1 656
1 735
1 711
Чжэцзян
1 034
835
1 159
1 152
1 036
1 187
706
801
643
442
Аньхой
2 014
1 296
2 398
1 692
1 932
1 536
978
820
806
820
Фуцзянь
1 079
1 299
933
872
1 100
944
491
422
620
395
Цзянси
1 417
974
1 341
717
1 490
796
905
610
910
474
Шаньдун
2 948
2 208
2 984
1 954
3 813
2 851
1 368
1 607
1 672
1 723
Хэнань
1 100
547
1 172
456
1 183
604
558
261
551
313
Хубэй
2 482
2 048
2 003
2 843
1 331
1 283
402
487
963
762
Хунань
2 098
1 260
2 557
1 895
2 210
2 387
1 461
1 511
1 260
1 171
Гуандонг
2 752
2 060
2 691
1 825
3 238
1 960
1 529
2 100
893
1 526
Гуанси
649
387
1 047
624
514
305
665
523
391
194
Хайнань
64
67
36
16
66
67
57
71
56
9
Чунцин
1 057
569
835
716
732
590
374
341
355
607
Сычуань
3 038
4 191
3 424
5 571
3 394
4 310
1 352
1 091
1 940
1 414
Гуйчжоу
189
77
200
65
220
72
132
51
86
19
Юньнань
753
483
512
304
629
452
92
54
129
136
Тибет
72
33
82
49
180
55
128
39
206
49
Шэньси
1 174
584
1 200
742
1 282
1 062
540
240
717
413
Ганьсу
364
519
504
696
423
407
147
29
150
31
Цинхай
173
104
193
117
228
101
38
10
40
18
Нинся
131
66
210
120
238
327
136
30
212
56
Синьцзян
255
137
206
115
247
101
244
47
135
108
Составлено автором

Из приведенной таблицы видно, что общее количество отправленных китайских вузов для участия в международных исследовательских проектах с 2018 по 2020 годы неуклонно росло: с 45888 человек в 2018 году до 48754 человек в 2020 году, что представляет собой увеличение на 2,65%. Однако в 2021 и 2022 годах из-за влияния пандемии COVID-19 общее число участников международного сотрудничества значительно снизилось. По региональному разрезу видно, что вузы Пекина, Шанхая и Цзянсу ежегодно демонстрируют наибольшее количество участников в международных исследовательских проектах, тогда как вузы Внутренней Монголии, Хайнаня и Тибета ежегодно находятся в числе последних по числу участников. Таким образом, видно, что уровень участия китайских вузов в международном сотрудничестве значительно различается.

Таблица 6 – Научно-технологическое сотрудничество между различными вузами в международных конференциях [4]

Провинции
2018 г
2019 г
2020 г
2021 г
2022 г
Участ-ники, чел.
Совме-стные статьи, ед.
Участ-ники, чел.
Совме-стные статьи, ед.
Участ-ники, чел.
Совме-стные статьи, ед.
Участ-ники, чел.
Совме-стные статьи, ед.
Участ-ники, чел.
Совме-стные статьи, ед.
Итого
187 107
98 793
202 413
99 026
227 089
110 067
96 488
45 433
202 207
52 397
Пекин
34 365
18 092
35 697
16 445
38 215
20 452
14 353
5 476
77 272
6 738
Тяньцзинь
2 371
1 340
3 519
1 508
3 570
2 214
2 043
739
1 703
1 031
Хэбэй
2 400
1 721
2 477
1 669
2 621
1 555
1 172
512
1 101
562
Шаньси
1 115
708
1 388
741
1 585
691
557
292
669
189
Внутренняя Монголия
451
304
300
209
451
353
553
280
321
194
Ляонин
8 253
4 416
9 085
3 919
9 613
4 052
3 692
2 697
4 203
2 194
Цзилинь
2 037
1 567
2 941
1 690
3 768
1 703
1 506
734
2 815
635
Хэйлунцзян
4 408
2 354
3 033
2 114
4 515
3 402
1 886
1 324
3 124
2 203
Шанхай
26 780
9 537
27 498
9 555
27 492
10 831
14 246
4 199
16 268
5 387
Цзянсу
14 277
11 552
15 165
12 106
18 158
14 514
4 968
3 935
7 021
5 152
Чжэцзян
7 121
3 697
8 626
3 898
9 869
4 193
3 466
2 276
5 375
2 499
Аньхой
6 105
3 185
7 689
3 356
7 592
3 283
3 119
1 527
2 176
856
Фуцзянь
5 916
1 879
5 171
2 582
5 373
1 832
969
474
5 299
2 141
Цзянси
2 722
1 356
2 738
1 746
2 846
1 670
949
589
1 697
671
Шаньдун
6 319
4 100
6 552
4 281
8 446
4 815
2 954
1 930
6 640
2 407
Хэнань
4 464
1 832
3 588
2 254
2 922
2 196
1 131
944
3 029
1 103
Хубэй
12 904
8 903
12 108
7 586
13 944
7 453
8 727
3 508
11 052
4 478
Хунань
3 824
2 239
5 826
2 177
8 594
3 970
3 109
1 479
5 396
1 366
Гуандонг
10 287
4 735
13 645
5 898
16 127
6 176
8 817
3 612
11 874
3 291
Гуанси
3 334
875
3 020
693
3 488
722
1 525
683
2 112
825
Хайнань
137
147
298
214
1 646
137
365
100
10 460
115
Чунцин
2 051
1 067
2 945
1 421
3 114
1 426
2 822
1 415
1 858
731
Сычуань
12 840
5 650
14 956
5 592
14 566
5 096
7 072
2 048
8 297
2 391
Гуйчжоу
717
348
887
551
851
403
284
102
2 621
344
Юньнань
1 292
558
2 162
500
4 243
636
432
221
1 436
486
Тибет
25
27
37
41
35
28
18
12
17
17
Шэньси
8 179
5 164
8 877
5 128
9 556
5 225
4 559
4 059
6 769
3 965
Ганьсу
1 075
673
1 371
726
2 567
626
595
175
863
206
Цинхай
140
20
118
28
102
33
15
8
90
89
Нинси
788
562
276
113
652
98
446
3
446
45
Синьцзян
410
185
420
285
568
282
138
80
203
86
Составлено автором

Из таблицы 6 видно, что с 2018 по 2020 годы в большинстве регионов наблюдался рост числа участников конференций и количества опубликованных статей, однако в 2020 году произошло заметное снижение. В 2021 году во многих регионах число участников и количество статей значительно увеличилось, что связано с постепенным восстановлением академической активности после пандемии. С точки зрения регионов, помимо Пекина, Шанхая и провинции Гуандун, которые остаются лидерами, примечателен рост в провинции Хайнань: количество участников международных конференций в 2022 году составило 10460 человек по сравнению с 137 человеками в 2018 году, что означает увеличение в 76,3 раза. Это связано с проведением в 2022 году множества международных мероприятий для восстановления туристического рынка региона после пандемии.

Из содержания таблиц 5 и 6 видно, что уровень участия северных и южных китайских вузов в международном научно-техническом сотрудничестве неравномерный. Южные вузы значительно превосходят северные в международном сотрудничестве. С 2018 по 2022 годы количество участников международных академических конференций из южных вузов составило 131607 человек, 143754 человек, 162751 человек, 71376 человек и 111600 человек соответственно, тогда как из северных вузов - 55500 человек, 58659 человек, 64338 человек, 25112 человек и 90607 человек. В 2020 году количество участников международных конференций из южных вузов было почти в три раза больше, чем из северных, а количество опубликованных научных статей - более чем в два раза. Несмотря на снижение международной кооперации в 2021 году из-за пандемии, в 2022 году южные вузы восстановились быстрее, продемонстрировав более сильную способность к международному сотрудничеству.

Южные вузы обладают более высокой способностью к международному сотрудничеству в основном из-за наличия в южных регионах более экономически развитых городов, таких как Шанхай и Шэньчжэнь. Кроме того, южные регионы Китая имеют более открытые и благоприятные государственные политики, а также географические и культурные преимущества. Эти факторы способствуют тому, что южные вузы имеют значительно большее количество участников международных академических конференций и обменов научными статьями, что формирует их сильную международную кооперационную способность. [18,19]

Выводы. В результате исследования выявлено несколько основных характеристик в реализации международных программ сотрудничества. Например, правительственном уровне было запущено множество подходов к улучшению общего планирования и регулирования на макроуровне, включая совершенствование системы контроля качества и механизма регулирования международных программ сотрудничества; университеты уделяют большое внимание повышению качества программ международного сотрудничества; существует значительный дисбаланс с точки зрения регионального развития.

В целях дальнейшего развития партнерских отношений китайских и зарубежных университетов следует учитывать следующее:

1. Прием и обучение иностранных студентов, приезжающих в Китай, должны планироваться научно и систематически. С одной стороны, необходимо увеличить количество стипендий и программ финансирования на уровне общих потребностей стратегии национального развития, заключить соглашения о сотрудничестве с всемирно известными университетами, упростить процедуры получения визы и зачисления, усилить языковую подготовку, чтобы больше студентов могли участвовать в международных обменах, увеличить масштаб и долю приема иностранных студентов, приезжающих в Китай, и проводить работу в соответствии с реальным образовательным и преподавательским потенциалом, профессиональными характеристиками, условиями обучения и стандартами качества источника студентов высших учебных заведений.

2. Международные обмены преподавателями могут быть расширены двумя способами: во-первых, за счет привлечения иностранных преподавателей и увеличения числа выдающихся иностранных преподавателей, которые будут преподавать в Китае, и, во-вторых, за счет поддержки преподавателей, выезжающих за рубеж для повышения квалификации, создания механизмов обмена преподавателями и организации совместных исследовательских проектов, чтобы повысить уровень преподавания и научных исследований в отечественных университетах и способствовать двустороннему обмену образовательными концепциями и методами преподавания, тем самым усиливая международное академическое влияние преподавателей.

3. На национальном уровне можно разработать специальные законы и положения о международных научно-технических обменах и сотрудничестве, а также среднесрочные и долгосрочные стратегии развития. С помощью законов и правил можно уточнить статус и роль международных научно-технических обменов и сотрудничества, цели развития, базовую политику, институциональные механизмы, системы поддержки и т. д.


Источники:

1. Аналитическая информация и факты. Статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/372900/number-of-chinese-students-that-study-in-the-us/ (дата обращения: 20.06.2024).
2. Выпуск публикаций по регионам, странам или экономикам и по научным областям. Научно-технические показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb202333/publication-output-by-region-country-or-economy-and-by-scientific-field (дата обращения: 20.06.2024).
3. Документы. Отчетность. Министерство образования КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://en.moe.gov.cn/ (дата обращения: 20.06.2024).
4. Наука и технологии. Национальное бюро статистики Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения: 20.06.2024).
5. Студенты, обучающиеся за рубежом. Институт статистики ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: https://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3807 (дата обращения: 20.06.2024).
6. Barov S., Egorova M., Huang Dengxue Cooperation of universities of china and their educational projects in the worldwide universities network // 13th International Technology, Education and Development Conference. 2019. – p. 6983-6987.– doi: 10.21125/inted.2019.1691.
7. Biney Peter, Cheng Mei-Ying International Students’ Decision to Study in China: A Study of Some Selected International Students from Universities in China // Open Journal of Social Sciences. – 2021. – № 8. – p. 305-325. – doi: 10.4236/jss.2021.98021.
8. Cai Y. China-Europe Higher Education Cooperation: Opportunities and Challenges // Frontiers of Education in China. – 2019. – p. 167-179. – doi: 10.1007/s11516-019-0009-5.
9. Chen J., Zhang X., Chen R. Global Comparison of International Education. / In book: Education in China and the World. - Singapore: Springer, 2024. – 505-549 p.
10. China’s International Development Cooperation in the New Era. The State Council Information Office of the People’s Republic of China. [Электронный ресурс]. URL: https://english.mee.gov.cn/Resources/publications/Whitep/202101/P020210122374486901993.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
11. Hou S. Internationalization of Chinese open universities // Asian Association of Open Universities Journal. – 2022. – № 1. – p. 53-64. – doi: 10.1108/AAOUJ-11-2021-0127.
12. Liu Y., Ma J., Song H., Qian Z., Lin X. Chinese Universities’ Cross-Border Research Collaboration in the Social Sciences and Its Impact // Sustainability. – 2021. – № 8. – p. 10378. – doi: 10.3390/su131810378.
13. Mok K.H. Transnationalization of Higher Education in China: Development Trends, Salient Features, and Challenges for University Governance. / In book: The Quest for Entrepreneurial Universities in East Asia. - New York: Palgrave Macmillan, 2013. – 139-160 p.
14. Montgomery Catherine Transnational partnerships in higher education in China: The diversity and complexity of elite strategic alliances // London Review of Education. – 2016. – p. 70-85. – doi: 10.18546/LRE.14.1.08.
15. Yang H. China’s Regulatory Framework for Transnational Higher Education: Development, Impacts, and Rationales // International Journal of Chinese Education. – 2023. – № 1. – p. 2212585X2311622. – doi: 10.1177/2212585X231162208.
16. Yang Lili The rise of China-U.S. international cooperation in higher education: views from the field // Higher Education. – 2019. – № 1. – p. 189-191.
17. Cai Yu. Towards a new model of EU-China innovation cooperation: Bridging missing links between international university collaboration and international industry collaboration // Technovation. – 2023. – p. 102553. – doi: 10.1016/j.technovation.2022.102553.
18. Zhang X. Research on the International Cooperation of China Russia Higher Education under the Background of the «the Belt and Road» // Journal of Education and Educational Research. – 2023. – № 1. – p. 134-139. – doi: 10.54097/jeer.v5i1.11836.
19. Zhou L., Alam G.M. Commercial higher education strategies for recruiting international students in China: a catalyst or obstacle for sustainable education and learning? // Discover Sustainability. – 2024. – № 1. – p. 33. – doi: 10.1007/s43621-024-00216-3.
20. Zhou Yang, de Wit Hans International Students in China: Facts, Paths, and Challenges // International Higher Education. – 2019. – № 97. – p. 18-20. – doi: 10.6017/ihe.2019.97.10945.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 18:36:06