Имитационная модель оптимизации цены образовательной программы вуза с учетом внешних и внутренних рисков на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Гражданкина Е.В.1, Бедрачук И.А.2, Вертинова А.А.2
1 ООО «Управляющая компания ВЕСТ»,, Россия, Москва
2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42843245
Цитирований: 2 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
В целях повышения эффективности управления университетом особую актуальность приобретает процесс формирования цены на образовательные программы (ОП) таким образом, чтобы университету, выполняя основную цель ценообразования, не только прийти в точку безубыточности, но и сделать цену конкурентным преимуществом для привлечения студентов, а так-же стратегическим инструментом его развития. Тем не менее, на данный мо-мент не существует единой для всех университетов методики формирования цен на ОП. В данной исследовательской статье подробно рассматриваются наиболее часто используемые методы ценообразования (нормативный и затратный методы), далее предложена авторская имитационная модель оптимизации цен на ОП на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) с учетом внешних и внутренних рисков по методу Монте-Карло, основанная на методике имитационного моделирования. Описанная модель является универсальной и позволит университету эффективно оптимизировать свои ресурсы для дальнейшего развития с учетом себестоимости ОП.

Ключевые слова: цена, себестоимость образовательной программы, методы ценообразования, формирование цены образовательной программы, риски

JEL-классификация: I23, I26, I27

Источники:

1. Степанова Т.Е. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. – 2004. – № 4. – c. 43-48.
2. Демцура C.C., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2. – c. 84-88.
3. Задорожняя Е. К. Маркетинговая компонента управления образовательным процессом в регионе // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2005. – № 6. – c. 18-23.
4. Ищук Т.Л. Нормативное финансирование в вузах: механизмы внедрения // Проблемы учета и финансов. – 2012. – № 4. – c. 48-50.
5. Розина Н.М., Зуев В.М. О нормативном финансировании высшего образования: современное состояние и пути развития // Вестник финансового университета. – 2017. – № 2. – c. 132-144.
6. Швецов Ю.Г. О необходимости формирования социально ориентированного бюджета в РФ // Налоги и финансы. – 2016. – № 2. – c. 13-26.
7. Землянская Н.Б., Казакова Н.В., Колосова В.В. Исследование особенностей маркетинговой стратегии на рынке образовательных услуг // Вестник университета. – 2018. – № 4. – c. 31-34. – doi: 10.26425/1816-4277-2018-4-31-34 .
8. Новгородов П.А. Оценка стоимости интеллектуального капитала вуза: методический аспект // Известия уральского государственного экономического университета. – 2019. – № 1. – c. 78-94. – doi: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-6 .
9. Загоскина Н.М., Полонская М.С. Ценообразование образовательных услуг высших учебных заведений // Дискуссия. – 2017. – № 7. – c. 35-41.
10. Федулин А. А., Колгушкина А. В. Маркетинговое исследование цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза (на примере «РГУТиС») // Сервис plus. – 2009. – № 2. – c. 57-64.
11. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Определение стоимости коммерческого обучения в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2. – c. 239-243.
12. Акцораева Н. Г., Шулепов В.И. Исследование ценообразования в сфере образовательных услуг на примере республики Марий Эл) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2010. – № 2. – c. 68-70.
13. Фрайс В.Э. Уровень стоимости образовательных услуг в конкурент-ной среде вузов // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов со специальных мероприятий XII Международная конференция. 2018. – c. 512-519.
14. Астафьева Е.С. Проблемы расчета себестоимости и формирования стоимости платных образовательных услуг // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 1. – c. 64-173.
15. Методические вопросы определения точки безубыточности для образовательной деятельности вуза и оптимизации уровня цены образовательных услуг // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 2. – c. 52-58.
16. Мазелис Л.С. Анализ рисков при оптимизации цены образовательной программы вуза // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 2. – c. 82-84.
17. Ганиева А.Э. Модель оптимальной цены обучения в высшем учебном заведении // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2010. – № 5. – c. 261-264.
18. Методические рекомендации по определению стоимости услуг центров коллективного пользования ТГУ. Национальный исследоват. Томский гос. ун-т. Официал. сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://ckp.tsu.ru/upload/iblock/dc9/dc96e360b159d37bc126c59539c5ab87.pdf..
19. Бусленко Н.П. Метод стохастических испытаний (метод Монте-Карло). / Н.П. Бусленко, Д.И. Голенко, И.М. Соболь. - М.: ГИМФЛ, 2012. – 364 c.
20. Маринина О.А. Анализ современных методов оценки рисков // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2015. – № 8. – c. 12-20.

Страница обновлена: 07.08.2025 в 06:40:39

 

 

Simulation model for optimizing the price of an educational program of a higher education institution taking into account external and internal risks on the example of the Vladivostok State University of Economics and Service

Grazhdankina E.V., Bedrachuk I.A., Vertinova A.A.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 4 (April 2020)

Citation:

Abstract:
In order to improve the efficiency of university management, the process of educational programs pricing becomes particularly relevant in such a way that the university, fulfilling the main goal of pricing, not only reaches the break-even point, but also makes the price a competitive advantage for attracting students, as well as a strategic tool for its development. However, at the moment, there is no uniform methodology for setting prices for educational programs for all universities. The authors of the article discuss in detail the most frequently used pricing methods (regulatory and cost methods), offer the authors' simulation model for optimizing educational programs' prices on the example of the Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES), taking into account external and internal risks using the Monte Carlo method, based on the simulation method. The described model is universal and will allow the university to effectively optimize its resources for further development, taking into account the cost of educational programs.

Keywords: price, cost of the educational program, pricing methods, pricing of the educational program, risks

JEL-classification: I23, I26, I27