Инновационная активность университетов Российской Федерации и показатели программы «Приориотет 2030»
Лавриненко Я.Б.1
1 Воронежский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 27
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754206
Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния показателей российских университетов на достижение ключевых показателей программы «Приоритет 2030» в направлении «Исследовательское лидерство» в качестве показателей инновационной активности. Исследовано взаимовлияние между отдельными показателями российских университетов и ключевыми показателями программы, приведены результаты корреляционного анализа. Выявлена сильная взаимосвязь между инновационной активностью и показателями «качества» будущих студентов университетов, а также эффективностью международной деятельности не только в области привлечения иностранных студентов, но и ведущих зарубежных профессоров и научных сотрудников. Обнаружена сильная взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности университета и его сотрудничеством с зарубежными организациями, а также уровнем заработных плат сотрудников. Полученные результаты взаимосвязи показателей помогают эффективно расставлять приоритеты в деятельности по повышению инновационной активности университета. Данная статья представляет интерес для исследователей инновационной активности российских университетов, в сферу интересов которых входят причинно-следственные связи эффективности инновационной деятельности университетов. Кроме того, выводы статьи могут быть полезны для высшего руководства университетов для достижения целей повышения эффективности инновационной деятельности.
Ключевые слова: приоритет 2030, инновационная активность университетов, показатели инновационной активности, НИОКР, баллы ЕГЭ, корреляционный анализ, повышение инновационной активности
JEL-классификация: I23, I26, O31, O33
Введение
В текущей геополитической и макроэкономической ситуации повышение развитие инновационной экономики является одной из первостепенных задач России. Университеты РФ обладают огромным потенциалом для повышения уровня инновационной активности. Согласно исследованию «Индикаторы инновационной деятельности – 2023» лишь 28,5% организаций, проводивших исследования и разработки, реализовывали их совместно с университетами [9] (Vlasova, Gokhberg, Gracheva, 2023). При этом с научными организациями взаимодействовало 48,2% опрошенных организаций.
Потенциал повышения уровня инновационной активности российских университетов зиждется на низкой стартовой базе. Согласно упомянутому выше исследованию, в 2021 году в России лишь 5% от всех отгруженных товаров были инновационными. Для сравнения в Германии показатель равен 14%, в Турции – 16%, а в Литве – 11,5% [9] (Vlasova, Gokhberg, Gracheva, 2023).
Одним из подходов для оценки инновационной активности университетов являются ключевые показатели эффективности выполнения национальных и приоритетных проектов, таких как «Наука и университеты» [1], «Вузы как центры пространства создания инноваций» [2] и программа «Приоритет 2030» [3].
Впрочем, интерес к инновационной активности и показателям оценки инновационной активности проявляли ряд исследователей. Волков А.Т. [2] (Guba, 2022) выделил 6 составных показателей инновационной активности университета: персонал, занятый в НИР и ОКР, освоение новой техники и новой продукции, объём вложений в НИР и ОКР, эффективность использования интеллектуальной собственности, а также размер инвестиций в инновационные проекты.
Гусева А.И. [5] (Guseva, Kalashnik, Kaminsky, Kireev, 2022) с коллегами подтвердила о влиянии программы «Приоритет 2030» на объёмы НИОКР университетов, доходы от РИД, а также на публикационную активность.
В статье [11] (Petrov, Kurakova, 2019) авторы критиковали подход к установлению целевых показателей по национальным проектам и программам и пришли к выводу, что для их достижения необходимо увеличивать численность исследователей в естественных, медицинских и сельскохозяйственных науках [15] (Semenov, 2020).
Губа К.С. в своей работе [4] (Guba, 2022) отмечает высокое влияние государственных мер на рост научных статей российских университетов в международных базах цитирования. Большинство представителей университетов пытаются публиковать совместные статьи с сотрудниками институтов РАН.
Берестов А.В. в своём исследовании [1] (Berestov, 2020) подтвердил результативность формирования национальных исследовательских университетов.
В работах [14] (Preobrazhensky, Tolstykh, Shkarupeta, 2020) исследовали трансформацию сотрудников при активизации инновационной деятельности, а Карапетянц [19] (Karapetyants, Kostuhin, Tolstykh, 2017) с коллегами анализировали влияние исследовательской деятельности и исследовательских компетенций на уровнь инновационного развития российских университетов.
Цымбал А.А. и Бикметов А.Р. в своей работе [18] (Tsymbal, Bikmetov, 2020) пришли к выводу о наличии положительной связи между числом бизнес-акселераторов и количеством создаваемых МИПов в университетах.
Исследования [7, 8, 20] (Tinyakova, Morozova, Ziroyan, Falkovich, 2018; Davydova, 2022) подчеркивали важность развития человеческих ресурсов для повышения инновационной активности университетов и экономики в целом.
В работе [10, 17] (Tinyakova, Lavrinenko, 2022) представлена зависимость инновационного развития стран, университетов, числа высокоцитируемых ученых в разрезе расходов на высшее образование.
Погарская О.С. [12, 13] (Pogarskaya, 2016) в своих работах о трансферте технологий подчеркивала важность эффективных продаж технологий как базы для повышения инновационной активности университетов.
В исследовании [6] (Guseva, Kalashnikov, Kaminsky, Kireev, 2023) отмечены первые позитивные результаты реализации программы «Приоритет 2030» за первый год. Отмечено, что в специальной части программы безусловными лидерами являются университеты первой группы. Авторами предложено провести глубинную трансформацию деятельности университетов второй и третьей групп.
Сурай Н.М. c коллегами [16] (Surai, Tatochenko, Mamaeva, 2022) пришли к выводу, что результаты вузов в мировых университетских рейтингах являются показателем успешности реализации программы «Приоритет 2030».
Авторы исследования [3] (Hercik, Moskovkin, 2021) пришли к выводу о необходимо развития инновационных образовательных кластеров, как фактора повышения эффективности не только инновационной деятельности, но и образовательного процесса в целом.
Цель исследования – анализ влияния спектра показателей ежегодного мониторинга университетов на показатели его инновационной активности.
Базой показателей инновационной активности являются ключевые показатели университетов в треке «Исследовательское лидерство» в программе «Приоритет 2030», а также показатели национального проекта «Наук» и приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Показатели инновационной активности: доля ППС в возрасте до 39 лет, доходы от приносящей деятельности и РИД, НИОКР общий и без учета государственного задания, отношение внебюджетных средств и бюджетных расходов на ВЗИР, процент магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров и доля иностранных, количество статей в базах WoS и Scopus.
Материалы и методы исследования
Исследовательская часть работы полагалась на данные ежегодного мониторинга университетов [4], сведения ежегодного рейтинга университетов Интерфакс-Инновации [5], информацию программы «Приоритет-2030», а также ключевые показатели инновационной и исследовательской эффективности национального проекта «Наука и университеты» и приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций».
В результате были отобраны следующие показатели инновационной активности университета: доля ППС в возрасте до 39 лет, доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, объем исследований и разработок на 1 НПР, объем доходов от РИД на 1 НПР, НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного НПР, отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР, доля магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся, доля иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров, количество статей в базе WoS, количество статей в базе Scopus.
Данные ежегодного мониторинга университетов были проанализированы за период с 2017 по 2021 год. Были исследованы 360 университетов по 136 показателям, не включая расчётные показатели инновационной активности (представленные выше). Были выявлены средние и максимальные значения показателей по университетам.
Стоит отметить, что в ежегодном мониторинге университетов в 2022 году, который составляют за отчетный 2021 год, уже отсутствовали данные по количеству публикаций в базах Scopus и WoS. Для поддержания актуальности показатели кол-во статей в базе WoS и кол-во статей в базе Scopus представлены за 2020 год.
В работе исследуются две когорты университетов. Первая когорта – это университеты первой группы трека «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет 2030». Всего 10 университетов [6]. Вторая когорта – это 360 университетов, входящих в рейтинг Интерфакс-Инновации.
Автор выдвигает гипотезу высокой связи между «качеством поступающих абитуриентов» (средними баллами поступивших студентов) в ведущих исследовательских университетах согласно программе «Приоритет 2030» и ключевыми показателями инновационной активности.
Корреляционный анализ между показателями инновационной активности и 136 показателями вузов проведен по двум когортам, представленным выше.
Для корреляционного анализа будут использоваться усредненные данные ежегодного мониторинга за 3 года: 2019-2021 гг. Это позволит избежать аномальных показателей в рамках одного года, сгладить итоговую картину и повысить объективность корреляционного анализа. Дополнительно будет проведен анализ динамики изменения ключевых показателей инновационной активности за период с 2016 по 2021 год по каждой из когорт.
В ходе исследования авторы использовали стандартные статистические подходы к определению коэффициента корреляции, проведению регрессионного анализа и определению взаимосвязи переменных и сопутствующих показателей.
В итоге в работе будут описаны результаты корреляционного анализа между выбранными показателям инновационной активности и 136 показателями ежегодного мониторинга, представлена динамика роста показателей инновационной активности за период с 2016 по 2021 год. Исследование будет проводиться по каждой из выбранных когорт отдельно.
Текущее исследование может стать базой последующих исследований эффективности программы «Приоритет-2030» в разрезе исследовательской и инновационной деятельности университетов.
В таблице 1 представлены исследуемые показатели инновационной активности по первой когорте университетов.
Таблица 1
Показатели инновационной активности вузов первой группы «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» за 2021 год
Университет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9*
|
10*
|
Московский
государственный технический университет
|
25%
|
1 449
|
12 933
|
43
|
831
|
34%
|
14%
|
12%
|
40
|
82
|
Московский
физико-технический институт
|
31%
|
5 466
|
9 207
|
183
|
3 695
|
65%
|
45%
|
18%
|
227
|
268
|
МИСИС
|
30%
|
4 483
|
9 893
|
11
|
2 528
|
86%
|
31%
|
30%
|
157
|
262
|
Томский
государственный университет
|
28%
|
696
|
3 716
|
5
|
516
|
14%
|
29%
|
22%
|
188
|
214
|
Томский
политехнический университет
|
35%
|
1 316
|
4 787
|
4
|
1 298
|
47%
|
40%
|
24%
|
113
|
135
|
Высшая школа
экономики
|
39%
|
5 372
|
6 871
|
11
|
969
|
45%
|
30%
|
11%
|
89
|
115
|
Университет ИТМО
|
48%
|
4 071
|
12 279
|
11
|
2 913
|
76%
|
53%
|
16%
|
165
|
282
|
МИФИ
|
26%
|
4 099
|
20 514
|
52
|
2 843
|
70%
|
37%
|
11%
|
232
|
346
|
Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого
|
30%
|
2 596
|
7 731
|
1113
|
888
|
63%
|
25%
|
16%
|
72
|
129
|
Уральский
федеральный университет
|
26%
|
1 529
|
2 780
|
14
|
747
|
52%
|
20%
|
18%
|
80
|
126
|
Средние
показатели
|
32%
|
3 108
|
9 071
|
145
|
1 723
|
55%
|
32%
|
18%
|
136
|
196
|
Максимальные
показатели
|
48%
|
5 466
|
20 514
|
1113
|
3 695
|
86%
|
53%
|
30%
|
232
|
346
|
Минимальные
показатели
|
25%
|
696
|
2 780
|
4
|
516
|
14%
|
14%
|
11%
|
40
|
82
|
Средние
показатели по 360 университетам
|
24%
|
1 684
|
1 562
|
11
|
277
|
68%
|
15%
|
8%
|
24
|
42
|
Максимальные
показатели по 360 университетам
|
57%
|
16 350
|
20 514
|
1113
|
3 695
|
100%
|
70%
|
82%
|
264
|
346
|
Примечание: 1 - процент ППС в возрасте до 39 лет; 2 - доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, тыс. руб.; 3 - объем исследований и разработок на 1 НПР, тыс. руб.; 4 - объем доходов от РИД на 1 НПР, тыс. руб.; 5 - НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного НПР, тыс. руб.; 6- отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР; 7 - процент магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся; 8 - процент иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров; 9* - кол-во статей в базе WoS за 2020 год на 100 НПР; 10* - кол-во статей в базе Scopus за 2020 год на 100 НПР
* – данные доступны только за 2020 год
В таблице 1 наглядно представлена разница между университетами первой когорты и второй. Данные университетов первой группы национальной программы «Приоритет 2030» значительно превосходят показатели 360 российских университетов. Например, объём исследований и разработок на 1 научно-педагогического работника превышает в 5,8 раз. При этом кол-во статей, опубликованных в базе WoS на 100 научно-педагогических работников, превышает в 5,67 раз. Разница существенная. Поэтому автор данной работы ставит задачу определить взаимосвязи между показателями инновационной активности ведущих вузов из первой когорты и сравнить с 360 вузами рейтинга Интерфакс.
В качестве исследования были выбраны 10 базовых показателей инновационной активности университетов на основе национальных проектов и программ. В исследовании участвовали 360 российских университетов. Анализировались 136 показателей университетов и их взаимосвязь с базовыми показателями инновационной активности университетов.
Результаты
В работе автор провел усреднение данных ежегодного мониторинга университетов за три года: с 2019 по 2021 года. В настоящий момент 2021 год – это последний из доступных годов с данными мониторинга. Усреднение показателей позволяет сгладить экстремумы при исследовании и предоставить более объективную картину при проведении корреляционного анализа. Из-за ограниченности пространства данные корреляционного анализа между показателями ежегодного мониторинга и показателями инновационной активности 360 российских университетов представлены в двух таблицах: в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2
Корреляционный анализ показателей 360 университетов: дохода от приносящей деятельности, объёма исследований и разработок, НИОКР без учета госзадания и объема доходов от РИД на 1 НПР за период с 2019 по 2021 год
Показатель
|
Доходы от приносящей доход деятельности в
расчете на 1 НПР
|
Объем исследований и разработок на 1 НПР
|
НИОКР без учета госзадания на 1 НПР
|
Объем доходов от РИД на 1 НПР
|
Бюджет
университета
|
|
0,58
|
|
|
Доход
от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов
|
|
0,77
|
|
|
Доходы
от приносящей деятельности на одного научно-педагогического работника
|
0,96
|
|
|
|
Доходы университета
к числу студентов
|
0,55
|
|
|
|
НИОКР
собственными силами
|
|
0,67
|
0,57
|
|
Объем
иностранных средств по НИОКР
|
|
0,51
|
|
|
Объём
НИОКР
|
|
0,66
|
0,57
|
|
Объем
средств от внебюджетных поступлений
|
|
0,53
|
|
|
Объём
средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР
|
|
|
0,77
|
|
Процент
внебюджетных доходов в образовательной деятельности
|
0,61
|
|
|
|
Процент
доходов от приносящей деятельности
|
0,7
|
|
|
|
Процент
доходов от РИД
|
|
|
|
0,86
|
Процент
НИОКР в доходах
|
|
0,7
|
0,81
|
|
Процент
средств, полученных из федбюджета
|
-0,63
|
|
|
|
Процент
средств, полученных от внебюджетных поступлений
|
0,7
|
|
|
|
Процент
средств, полученных от научной деятельности
|
|
0,71
|
0,8
|
|
Средний
уровень з/п преподавателей
|
0,69
|
|
|
|
Число
ведущих зарубежных НПР на одного НПР
|
|
0,5
|
|
|
Число
ведущих зарубежных НПР на одного НПР
|
0,55
|
|
|
0,55
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР
|
|
|
0,51
|
|
Таблица 3
Корреляционный анализ показателей 360 университетов: процента ППС до 39 лет, магистров, аспирантов, кол-ва статей в базах WoS и Scopus на 100 НПР за период с 2019 по 2021 год
Показатель
|
Процент ППС в возрасте до 39 лет
|
Процент магистров, аспирантов, ординаторов
|
Процент иностранных
магистров, аспирантов, ординаторов
|
Кол-во статей в базах
| |
WoS
на 100 НПР |
Scopus на 100 НПР
| ||||
Доход
от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов
|
|
|
|
0,62
|
0,54
|
Кол-во
диссоветов
|
|
|
|
|
0,52
|
Кол-во
совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР
|
|
|
|
0,62
|
0,65
|
Кол-во
совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР
|
|
|
0,86
|
|
0,83
|
НИОКР
собственными силами
|
|
|
|
0,58
|
0,57
|
Объём
НИОКР
|
|
|
|
0,57
|
0,56
|
Объём
средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР
|
|
|
|
0,63
|
0,55
|
Объем
средств, полученных от РИД на одного НПР
|
|
|
|
0,62
|
0,54
|
Процент
иностранных аспирантов (без СНГ)
|
|
|
0,88
|
|
|
Процент
иностранных аспирантов (СНГ)
|
|
|
0,63
|
|
|
Процент
иностранных НПР
|
|
|
|
0,54
|
0,53
|
Процент
иностранцев: магистров, аспирантов и ординаторов
|
|
|
|
0,92
|
|
Процент
магистров, аспирантов и ординаторов
|
|
0,99
|
|
0,57
|
0,55
|
Процент
научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов до
35 и докторов до 40
|
0,64
|
|
|
|
|
Процент
НИОКР в доходах
|
|
|
|
0,59
|
0,54
|
Процент
средств, полученных от научной деятельности
|
|
|
|
0,6
|
0,55
|
Процентов
магистрантов
|
|
0,71
|
|
|
|
Соотношение
внебюджетных и бюджетных расходов на внутренние разработки
|
|
|
|
0,56
|
0,54
|
Усредненный
балл ЕГЭ, поступивших на бюджетную основу
|
|
0,53
|
|
0,5
|
0,5
|
Численность
"олимпиадников" среди поступивших
|
|
|
|
0,51
|
0,51
|
Число
ведущих зарубежных НПР на одного НПР
|
|
|
|
0,59
|
0,6
|
Число
ведущих зарубежных НПР на одного НПР
|
|
|
0,67
|
|
0,66
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР
|
|
0,56
|
|
0,81
|
0,8
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР
|
|
0,59
|
|
0,82
|
0,84
|
Напомним, что представленный выше корреляционный анализ проведен по 360 университетам. Сильными корреляционными связями обладают следующие показатели: количество статей в базе WoS на 100 НПР коррелируется с количеством статей с зарубежными организациями – 0,83 и с процентом иностранных магистров – 0,86. Кроме того, число ведущих зарубежных НПР в расчете на одного НПР коррелируется с объёмом доходов от РИД на 1 НПР – 0,55.
Однако важно провести корреляционный анализ по ведущим российским университетам. В таблице 4 и 5 представлен корреляционный анализ первой группы университетов «Исследовательское лидерство» показателей инновационной активности.
Таблица 4
Корреляционный анализ показателей первой группы университетов «Исследовательское лидерство»: дохода от приносящей деятельности, объёма исследований и разработок, НИОКР без учета госзадания и объема доходов от РИД на 1 НПР за период с 2019 по 2021 год
Показатель
|
Доходы от приносящей доход деятельности в
расчете на 1 НПР
|
Объем исследований и разработок на 1 НПР
|
НИОКР без учета госзадания на 1 НПР
|
Объем доходов от РИД на 1 НПР
|
Доход
от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов
|
0,76
|
0,62
|
|
|
Доходы
от НИОКР иностранного происхождения
|
|
|
|
|
Доходы
от НИОКР иностранного происхождения на одного НПР
|
|
|
|
|
Доходы
от образовательной деятельности на одного НПР
|
0,52
|
|
|
|
Доходы
от приносящей деятельности на одного научно-педагогического работника
|
0,95
|
0,58
|
0,83
|
|
Доходы
университета к числу студентов
|
0,65
|
0,61
|
0,77
|
|
Кол-во
аспирантов
|
|
|
|
|
Кол-во
договоров с компаниями о практике
|
|
|
|
|
Кол-во
иностранных аспирантов
|
|
-0,66
|
|
|
Кол-во
компаний - баз для практики
|
|
|
|
|
Кол-во
совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР
|
0,67
|
|
0,91
|
|
НИОКР
собственными силами
|
0,67
|
|
|
0,8
|
Объем
иностранных средств по НИОКР
|
|
|
|
|
Объём
НИОКР
|
0,62
|
|
|
|
Объем
средств от внебюджетных поступлений
|
0,53
|
|
|
|
Объем
средств, полученных от исследований и разработок на одного НПР
|
|
|
0,76
|
|
Объём
средств, полученных от НИОКР без бюджетных ассигнований и госзаданий на
одного НПР
|
|
|
|
|
Объём
средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР
|
|
|
|
|
Объем средств,
полученных от РИД на одного НПР
|
|
|
0,62
|
|
Процент
аспирантов очной формы
|
|
|
|
|
Процент
в стоимости машин и оборудования не старше 5 лет
|
0,66
|
|
|
|
Процент
внебюджетных доходов от научной деятельности
|
0,6
|
|
0,71
|
|
Процент
доходов от приносящей деятельности
|
0,69
|
|
|
|
Процент
защитивших диссертацию за год
|
|
|
|
|
Процент
иностранных обучающихся (без аспирантов)
|
|
|
|
|
Процент
иностранцев: магистров, аспирантов и ординаторов
|
|
|
|
|
Процент
магистров, аспирантов и ординаторов
|
0,52
|
|
0,73
|
|
Процент
научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов до
35 и докторов до 40
|
|
|
|
|
Процент
НИОКР в доходах
|
|
|
0,79
|
|
Процент
НИОКР выполненных собственными силами
|
|
|
|
|
Процент
НР с ученой степенью
|
0,55
|
0,7
|
0,77
|
|
Процент
преподавателей до 39 лет
|
0,6
|
|
0,71
|
|
Процент
преподавателей младше 65 лет
|
|
-0,56
|
|
|
Процент
средств, полученных из региональных и местных бюджетов
|
|
|
|
|
Процент
средств, полученных из федбюджета
|
-0,72
|
|
|
|
Процент
средств, полученных от внебюджетных поступлений
|
0,72
|
|
|
|
Процент
средств, полученных от научной деятельности
|
|
|
0,74
|
|
Процент
средств, полученных от образовательной деятельности
|
|
-0,55
|
-0,69
|
|
Процентов
магистрантов
|
0,57
|
|
0,68
|
|
Процентов
студентов очной формы (без аспирантов)
|
0,64
|
0,54
|
0,59
|
|
Соотношение
внебюджетных и бюджетных расходов на внутренние разработки
|
|
|
|
|
Соотношение
средней з/п к средней по региону
|
|
|
|
|
Средний
балл ЕГЭ, поступивших на бюджетную основу
|
0,93
|
0,62
|
0,76
|
|
Средний
уровень з/п научных сотрудников
|
|
0,69
|
|
|
Средний
уровень з/п преподавателей
|
0,88
|
0,7
|
0,69
|
|
Численность
"олимпиадников" среди поступивших
|
0,68
|
|
|
|
Численность
студентов, получающих два диплома совместно с иностранными вузами на одного
НПР
|
|
|
|
|
Число
аспирантов, ординаторов в расчете на 100 обучающихся
|
|
|
0,72
|
|
Число
ведущих зарубежных НПР на одного НПР
|
0,63
|
|
0,66
|
|
Число
грантов на 100 научно-педагогических работников
|
|
|
|
|
Число
лицензий-соглашений на одного НПР
|
|
|
|
|
Число
малых компаний
|
-0,57
|
-0,51
|
|
|
Число
научных журналов на одного НПР
|
0,63
|
|
0,66
|
0,73
|
Число научных
работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР
|
|
|
|
|
Число
научных работ на одного НПР
|
|
|
|
|
Число
центров коллективного использования оборудованием
|
-0,67
|
|
-0,51
|
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР
|
0,55
|
|
0,77
|
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР
|
0,54
|
|
0,76
|
|
Таблица 5
Корреляционный анализ показателей первой группы университетов «Исследовательское лидерство»: процента ППС до 39 лет, магистров, аспирантов, кол-ва статей в базах WoS и Scopus на 100 НПР за период с 2019 по 2021 год
Показатель
|
Процент ППС в возрасте до 39 лет
|
Процент магистров, аспирантов, ординаторов
|
Процент иностранных магистров, аспирантов,
ординаторов
|
Кол-во статей в базах
| |
WoS
на 100 НПР |
Scopus на 100 НПР
| ||||
Доход
от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов
|
|
0,75
|
|
0,72
|
0,83
|
Доходы
от НИОКР иностранного происхождения
|
0,89
|
0,55
|
|
|
|
Доходы
от НИОКР иностранного происхождения на одного НПР
|
0,92
|
0,88
|
|
|
|
Доходы
от образовательной деятельности на одного НПР
|
0,75
|
|
|
|
|
Доходы
от приносящей деятельности на одного научно-педагогического работника
|
|
0,51
|
|
0,51
|
0,65
|
Доходы
университета к числу студентов
|
|
|
|
0,72
|
0,67
|
Кол-во
аспирантов
|
|
|
|
-0,64
|
-0,67
|
Кол-во
договоров с компаниями о практике
|
-0,58
|
|
|
|
|
Кол-во
иностранных аспирантов
|
|
|
|
|
|
Кол-во
компаний - баз для практики
|
|
-0,65
|
|
-0,8
|
-0,63
|
Кол-во
совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР
|
|
0,79
|
|
0,85
|
0,88
|
НИОКР
собственными силами
|
|
|
|
|
|
Объем
иностранных средств по НИОКР
|
0,87
|
0,51
|
0,57
|
|
|
Объём НИОКР
|
|
|
|
|
|
Объем
средств от внебюджетных поступлений
|
|
|
0,58
|
|
|
Объем
средств, полученных от исследований и разработок на одного НПР
|
|
0,51
|
|
|
|
Объём
средств, полученных от НИОКР без бюджетных ассигнований и госзаданий на
одного НПР
|
|
|
|
|
|
Объём
средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР
|
|
0,72
|
|
|
|
Объем
средств, полученных от РИД на одного НПР
|
|
|
|
|
0,58
|
Процент
аспирантов очной формы
|
|
0,54
|
|
0,65
|
0,59
|
Процент
в стоимости машин и оборудования не старше 5 лет
|
|
|
|
|
|
Процент
внебюджетных доходов от научной деятельности
|
|
|
|
-0,57
|
-0,56
|
Процент
доходов от приносящей деятельности
|
|
|
|
|
|
Процент
защитивших диссертацию за год
|
0,76
|
0,65
|
|
|
|
Процент
иностранных обучающихся (без аспирантов)
|
|
0,6
|
|
0,59
|
0,58
|
Процент
иностранцев: магистров, аспирантов и ординаторов
|
|
|
|
0,65
|
0,67
|
Процент
магистров, аспирантов и ординаторов
|
0,76
|
1
|
|
0,62
|
0,66
|
Процент
научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов до
35 и докторов до 40
|
0,66
|
0,65
|
|
|
|
Процент
НИОКР в доходах
|
|
0,84
|
|
0,76
|
0,71
|
Процент
НИОКР выполненных собственными силами
|
0,52
|
0,58
|
|
|
|
Процент
НР с ученой степенью
|
|
0,75
|
|
0,77
|
0,87
|
Процент
преподавателей до 39 лет
|
|
|
|
|
|
Процент
преподавателей младше 65 лет
|
0,81
|
|
|
|
|
Процент
средств, полученных из региональных и местных бюджетов
|
-0,58
|
-0,71
|
|
|
|
Процент
средств, полученных из федбюджета
|
|
|
|
|
|
Процент
средств, полученных от внебюджетных поступлений
|
|
|
|
|
|
Процент
средств, полученных от научной деятельности
|
|
0,78
|
|
0,84
|
0,75
|
Процент
средств, полученных от образовательной деятельности
|
|
|
|
-0,8
|
-0,79
|
Процентов
магистрантов
|
0,83
|
0,94
|
|
0,54
|
0,6
|
Процентов
студентов очной формы (без аспирантов)
|
|
|
|
|
|
Соотношение
внебюджетных и бюджетных расходов на внутренние разработки
|
|
0,75
|
|
0,72
|
0,83
|
Соотношение
средней з/п к средней по региону
|
0,58
|
0,52
|
|
|
|
Средний
балл ЕГЭ, поступивших на бюджетную основу
|
|
|
|
0,5
|
0,56
|
Средний
уровень з/п научных сотрудников
|
|
|
|
0,66
|
0,72
|
Средний
уровень з/п преподавателей
|
|
|
|
|
|
Численность
"олимпиадников" среди поступивших
|
0,62
|
|
|
|
|
Численность
студентов, получающих два диплома совместно с иностранными вузами на одного
НПР
|
0,56
|
|
|
|
|
Число
аспирантов, ординаторов в расчете на 100 обучающихся
|
|
0,72
|
|
0,82
|
0,74
|
Число
ведущих зарубежных НПР на одного НПР
|
|
0,5
|
|
0,74
|
0,67
|
Число
грантов на 100 научно-педагогических работников
|
|
|
0,64
|
0,81
|
0,69
|
Число
лицензий-соглашений на одного НПР
|
|
|
|
|
|
Число
малых компаний
|
|
|
|
|
|
Число
научных журналов на одного НПР
|
|
0,5
|
|
0,74
|
0,67
|
Число
научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР
|
|
|
|
|
0,93
|
Число
научных работ на одного НПР
|
-0,64
|
|
|
|
|
Число
центров коллективного использования оборудованием
|
|
|
|
|
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР
|
|
|
|
0,76
|
0,86
|
Число
цитат научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР
|
|
|
|
0,79
|
0,87
|
Важным результатом корреляционного анализа является взаимосвязь баллов ЕГЭ поступивших абитуриентов и ряда ключевых показателей:
· доходы от приносящей деятельности на 1 НПР – 0,93;
· объём исследования и разработок на 1 НПР – 0,62;
· НИОКР без государственной поддержки – 0,76;
· количество статей в базах цитирования Scopus и WoS: 0,50 и 0,56 соответственно.
Заслуживающим вниманием результат корреляционного анализа ведущих университетов – это высокая взаимосвязь между объемом НИОКР на одного НПР и совместных статей с зарубежными организациями – 0,91.
Связь между процентом ППС до 39 лет и соотношением средней заработной платы ППС к средней в регионе – 0,58. Неоспорим факт, что привлечение перспективных молодых кадров связано с предлагаемым уровнем заработной платы в университетах. Иначе перспективные молодые ученые выбирают «бизнес», который по достоинству оценивает их знания и навыки. Кроме того, процент молодых ППС имеет высокую связь с доходами от иностранных НИОКР на одного НПР – 0,92.
Обсуждение
Значимость полученных результатов исследования подтверждается широким охватом: 360 университетов и 136 показателей.
Подтвердилась гипотеза взаимосвязи между «качеством поступающих абитуриентов» и объёмом НИОКР на одного НПР и другими ключевыми показателями инновационной активности.
Важной составляющей исследования стала времяемкая работа по сбору и обработки данных каждого университета по каждому году.
В ходе исследования была исследована динамика показателей инновационной активности каждой когорты университетов по годам. Результаты представлены в таблице 6 и 7.
Таблица 6
Динамика показателей инновационной активности 360 университетов за период с 2016 по 2021 год
Показатель
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2016-2021
|
2019-2021
|
Доходы от
приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, тыс. рублей
|
1 231
|
1 320
|
1 491
|
1 648
|
1 679
|
1 684
|
36,90%
|
2,20%
|
Кол-во статей в
базе Scopus на 100 НПР
|
21
|
27
|
32
|
38
|
42
|
42
|
101,70%
|
10,70%
|
Кол-во статей в
базе WoS на 100 НПР
|
15
|
24
|
23
|
25
|
24
|
24
|
57,70%
|
-4,00%
|
НИОКР (без учета
средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного
НПР, тыс. рублей
|
167
|
180
|
221
|
240
|
237
|
277
|
65,90%
|
15,60%
|
Объем доходов от
РИД на 1 НПР, тыс. рублей
|
7
|
8
|
7
|
8
|
4
|
11
|
64,60%
|
36,30%
|
Объем
исследований и разработок на 1 НПР, тыс. рублей
|
1 250
|
1 339
|
1 433
|
1 578
|
1 556
|
1 562
|
25,00%
|
-1,00%
|
Отношение
внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР
|
66%
|
66%
|
69%
|
69%
|
68%
|
68%
|
2,60%
|
-1,20%
|
Процент
иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров
|
6%
|
7%
|
8%
|
8%
|
8%
|
8%
|
34,30%
|
0,80%
|
Процент
магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности
обучающихся
|
17%
|
16%
|
17%
|
16%
|
16%
|
15%
|
-9,30%
|
-8,50%
|
Процент ППС в
возрасте до 39 лет
|
30%
|
29%
|
27%
|
26%
|
24%
|
24%
|
-20,10%
|
-5,50%
|
Большая часть показателей в исследуемых 360 российских университетах с 2016 года выросла. За 6 лет значительно выросли доходы от РИД на одного НПР – 64,6%. Текущий показатель всё равно находится на недостаточном уровне. К сожалению, российские университеты пока не научились «зарабатывать» на результатах своей интеллектуальной деятельности.
В российских университетах снижается процент профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39-40 лет. Если нет притока новых молодых перспективных исследователей, то невозможно ожидать значительных результатов в инновационной деятельности вуза. В таблице 7 представлена динамика показателей инновационной активности ведущих российских университетов.
Таблица 7
Динамика показателей инновационной активности первой группы университетов «Исследовательское лидерство» за период с 2016 по 2021 год
Показатель
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2016-2021
|
2019-2021
|
Доходы от
приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, тыс. рублей
|
1 790
|
2 049
|
2 839
|
3 067
|
3 108
|
3 108
|
73,60%
|
1,30%
|
Кол-во статей в
базе Scopus на 100 НПР
|
140
|
165
|
189
|
197
|
196
|
196
|
39,70%
|
-0,70%
|
Кол-во статей в
базе WoS на 100 НПР
|
109
|
158
|
150
|
149
|
136
|
136
|
25,50%
|
-8,40%
|
НИОКР (без учета
средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного
НПР, тыс. рублей
|
702
|
854
|
1 302
|
1 388
|
1 421
|
1 723
|
145,50%
|
24,10%
|
Объем доходов от
РИД на 1 НПР, тыс. рублей
|
21
|
9
|
23
|
55
|
33
|
145
|
597,70%
|
160,60%
|
Объем
исследований и разработок на 1 НПР, тыс. рублей
|
6 892
|
7 529
|
9 229
|
9 093
|
9 071
|
9 071
|
31,60%
|
-0,20%
|
Отношение
внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР
|
49%
|
50%
|
55%
|
60%
|
55%
|
55%
|
12,10%
|
-7,80%
|
Процент
иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров
|
13%
|
15%
|
16%
|
16%
|
17%
|
18%
|
34,50%
|
8,70%
|
Процент
магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности
обучающихся
|
31%
|
33%
|
33%
|
32%
|
32%
|
32%
|
4,10%
|
0,20%
|
Процент ППС в
возрасте до 39 лет
|
31%
|
31%
|
31%
|
32%
|
32%
|
32%
|
1,10%
|
0,50%
|
В ведущих российских университетах за 6 лет все показатели показали прирост. Больше всех выросли доходы от РИД на одного НПР – 597,7%. Минимальный прирост процента магистров и аспирантов – 4,1%. Однако в среднем по 360 университетам показатель снизился на 9,3%.
Оценивая взаимосвязь между ключевыми показателями инновационной активности ведущих университетов, возможно определить причинно-следственную связь успешности ведущих университетов в инновационной деятельности, а в дальнейшем – перенять их опыт. Отметим, что инновационная активность связана со множеством показателей, которые находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии.
Высокий уровень инновационной активности университетов является следствием высокой исследовательской активности.
Заключение
Работа дополняет ранее проведенные исследования. Она охватывает 360 российских университетов, 136 их показателей за период с 2016 по 2021 год. В статье приводятся десять показателей инновационной активности университетов согласно национальным проектам и программам. Проведен корреляционный анализ упомянутых выше показателей и 136 показателей ежегодного мониторинга университетов.
Оригинальность подхода вызвана тем, что анализируются показатели инновационной активности множества университетов, выделяются в качестве ориентира ведущие российские университеты.
Цель данного исследования анализ влияния спектра показателей ежегодного мониторинга университетов на показатели его инновационной активности достигнута. Выявлена значительная корреляционная связь между множеством показателей: средними баллами ЕГЭ, числом иностранных профессоров на одного НПР, числом статей с зарубежными организациями, уровнем заработной платы и рядом других.
Подтвердилась гипотеза связи между высокими средними баллами по ЕГЭ среди поступающих в ведущие вузы и показателями инновационной активности данных вузов.
Дальнейшие исследования автор рассматривает в области детального анализа причинно-следственных связей между показателями, а также углубленного изучения каждого из показателя инновационной активности университета.
Несомненно, что ведущие университеты страны определяют её будущее. Университеты становятся ведущими через повышение уровня своей инновационной активности.
[1] Национальные проект "Наука и университеты". [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/nac_project/ (дата обращения: 01.04.2023).
[2] Паспорт приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
[3] Приоритет 2030. Государственная программа поддержки университетов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 01.04.2023).
[4] Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).
[5] Интерфакс-Инновации. Национальный рейтинг университетов. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=8&year=2023&page=1 (дата обращения: 01.04.2023).
[6] Трек «Исследовательское лидерство». Программа 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/obyavleny-vuzy-kotorye-poluchat-spetsgranty-programmy-prioritet2030/ (дата обращения: 01.04.2023).
Источники:
2. Волков А.Т. Показатели оценки инновационной активности и сложности их определения // Экономика науки. – 2017. – № 4. – c. 240-249.
3. Герцик Ю.Г., Московкин В.М. Повышение конкурентоспособности российских вузов и роль государственных программ в развитии высшего образования // Экономика науки. – 2021. – № 1. – c. 39-50. – doi: 10.22394/2410-132X-2021-7-1-39-50.
4. Губа К.С. Наукометрические показатели в оценке российских университетов: обзор исследований // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – № 1(31). – c. 49-73. – doi: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-49-73.
5. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы Приоритет-2030: факторы успеха // Высшее образование в России. – 2022. – № 1(31). – c. 42-58. – doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58.
6. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека // Высшее образование в России. – 2023. – № 3. – c. 9-25. – doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-9-25.
7. Давыдова Т.Е. Предикторы успешного развития университета в инновационной экосистеме // Организатор производства. – 2022. – № 1. – c. 158-169. – doi: 10.36622/VSTU.2022.12.19.015.
8. Давыдова Т.Е. Развитие человеческого потенциала в условиях партнерства вузов, корпоративного сектора и государства // Современная экономика: проблемы и решения. – 2014. – № 2(50). – c. 95-104.
9. Индикаторы инновационной деятельности: 2023 : статистический сборник. / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 292 c.
10. Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И., Геокчакян А.Г. Анализ направлений публикационной активности ведущих инновационных университетов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 5. – c. 282-292.
11. Петров А.Н., Куракова Н.Г. Проблемы достижения системности целевых показателей национального проекта Наука // Экономика науки. – 2019. – № 1. – c. 4-18. – doi: 10.22394/2410-132X-2019-5-1-4-18.
12. Погарская О.С. Алгоритм оценки коммерческого потенциала научно-технических разработок // Управление городом: теория и практика. – 2016. – № 1. – c. 34-39.
13. Погарская О.С. Университетский трансфер технологий как ключевой фактор развития российской экономики знаний // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 4. – c. 504-511.
14. Преображенский Б.Г., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В. Трансформация должностей, компетенций и профилей в условиях цифровизации // Регион: системы, экономика, управление. – 2018. – № 3. – c. 151-156.
15. Семенов Е.В. Производство показателей как механизм подавления производства знаний, технологий и компетенций // Управление наукой: теория и практика. – 2020. – № 1(2). – c. 69-93. – doi: 10.19181/smtp.2020.2.1.4.
16. Сурай Н.М., Таточенко А.Л., Мамаева Н.А. и др. Метрологический подход к описанию результатов мировых университетских рейтингов как инструмент успешной реализации программы Приоритет 2030 в отечественной высшей школе // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 4. – c. 21-29.
17. Тинякова В.И. Исследование уровня инновационности стран мира во взаимосвязи с их расходами на высшее образование // Научный результат. Экономические исследования. – 2022. – № 1(8). – c. 121-133. – doi: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-12.
18. Цымбал А.А., Бикметов А. Р. Влияние акселерации инновационных проектов при вузах на инновационную деятельность по средствам малых инновационных предприятий // Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем: Сборник трудов международной конференции, Москва, 02 июня 2020 года. – Москва: Национальный исследовательский университет \"Московский институт электронной техники\". Москва, 2020. – c. 177-181.
19. Karapetyants I., Kostuhin Y., Tolstykh T. Establishment of research competencies in the context of Russian digitalization // Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth: Madrid, November 08-09 2017. Madrid, 2017. – p. 845-854.
20. Tinyakova V.I., Morozova N.I., Ziroyan M.A., Falkovich E. B. Monitoring of human resources and a new educational structure for training specialists as key factors to reactivate the system of consumer cooperation in Russia // Amazonia Investiga. – 2018. – № 17. – p. 353-359.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 14:56:01