Роль консалтинговых услуг в становлении и развитии социальных технологий и формировании корпоративной социальной ответственности
Зубарева А.С.1
1 ООО «КГ Лаир», Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54744661
Аннотация:
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) остаются основными ориентирами для развития современного российского бизнеса. Приоритетом основной доли организаций остается забота о своих сотрудниках, участие в экологических проектах и создание комфортной городской среды. Установлено, что в современном мире уровень социальной ответственности, занимаемый бизнесом, имеет большое воздействие на ее репутацию формируя общественное мнение. Социальный консалтинг призван помочь бизнес-организациям в решении социальных вопросов содействуя созданию устойчивых и социально ответственных практик, которые способствуют как экономическому росту, так и улучшению качества жизни в обществе.
Ключевые слова: социальные технологии, консалтинг, корпоративная социальная ответственность, социальная направленность, устойчивое развитие
JEL-классификация: M14, M15, Q01
Введение
Перед тем как обсуждать устойчивое и сбалансированное развитие российского бизнеса, важно прояснить смысл термина "корпоративная социальная ответственность" (сокращенно - КСО). «Корпоративная социальная ответственность» в словаре терминов сферы НКО [1] определяется как ответственность и/или часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса, а также возможность оказывать позитивное влияние на общество, в котором работает компания. Также является частью концепции, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на общественную сферу [2]. Это достигается посредством прозрачного и этичного поведения учитывая ожидания и потребности общества.
В последнее время управленцам крупных компаний приходит осознание того факта, что «конструктивная социальная политика фирм» – это инвестиции в его персонал, т. е. социальный потенциал. [3] (Kulkova I., 2021). Эти инвестиции трудно переоценить. Обеспечение безопасной и здоровой рабочей среды является фундаментом производительности. Так как социальная стратегия, которую организации выбирают и осуществляют особенно по отношению к своим сотрудникам, существенно воздействует на их репутацию и общественное восприятие.
Цель исследования. Основной целью исследования является раскрытие сущности «корпоративной социальной ответственности» в системе управления бизнес-организациями на рынке консалтинговых услуг. В современном обществе вопрос о корпоративной социальной ответственности стал объектом отдельного научного направления. При изучении вопросов, связанных с социальной ответственностью бизнеса, следует учитывать, что они базируются на принципе социально-ответственного поведения и на процессе социальной восприимчивости в поведении бизнес-организаций.
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается возрастание интереса к «социальным технологиям в управлении». Использование социальных технологий при управлении бизнес-организациями, позволяет достигать предсказуемые социальные результаты. Именно В. В. Юдашкина отмечает активное развитие в России социальных технологий [4] (Юдашкина В. В., 2013). Также опираясь на труды ученых Антонюковой Г., Дудченковой В., Ивановой В., Котлярова И., Курбатова В., Макаревича В., Резника Ю., можно сделать вывод, что теоретическое познание концепции в области социальных технологий позволяет рассматривать консалтинг как одного из таких социальных технологий [5] (Rozdolskaya I.V., Osadchaya S.M., Ledovskaya M.E., 2013). Таким образом, «социальный консалтинг» можно рассматривать как предоставление услуг консультирования юридическим и/или физическим лицам на основе модели социального партнерства в соответствии с Конституцией РФ.
Становление и развитие социальных технологий
В научном плане становление и развитие социальных технологий в России и за рубежом прошло несколько этапов (рис 1).
Рис. 1. Этапы развития социальных технологий (составлено автором).
Таким образом, сегодня философы, ученые и преподаватели вузов из разных стран стали главными исследователями, занимающимися теоретическим и концептуальным изучением основ технологизации социальных процессов. При этом теория социальных технологий как отдельная и самостоятельная отрасль научного знания на сегодняшний день сформировалась, при этом и теория социальных технологий, и социальные технологии как средство социального преобразования до сих пор формируются на основе междисциплинарных методов. В последние годы наметилась тенденция, свидетельствующая о начале нового периода в становлении и развитии социальных технологий, требующая детального теоретического осмысления и концептуализации.
Консалтинг в области социальной трансформации.
На рынке консалтинговых услуг возникло новое направление – «консалтинг по социальному воздействию». Консультации по социальному воздействию стали основной движущей силой позитивных изменений в различных отраслях в связи с растущим вниманием предприятий к корпоративной социальной ответственности и принципам устойчивого развития.
Согласно последним статистическим данным, спрос на консультационные услуги по социальному воздействию за последний год в мире вырос на 30%, такие данные подчеркивают востребованность социальных консультационных услуг [6, 7]. Такое направление ориентировано на помощь в понимании и управлении организациям грамотно оказывать влияние на социальную среду, а также на разработку и реализацию стратегий и проектов, способствующих позитивным социальным изменениям. То есть консультанты по социальному воздействию помогают клиентам определить области, в которых они могут внести вклад в общественное благополучие, и разрабатывают пути достижения этих целей. Такая помощь включает в себя оценку социального воздействия, планирование и мониторинг программ социальной ответственности, а также создание стратегий устойчивого развития, способствующих социальной справедливости. В целом, консалтинг по социальному воздействию помогает организациям изменить общество к лучшему.
Компании, взяв на себя социальную ответственность, могут завоевать доверие, привлечь лучших специалистов и создать базу лояльных клиентов. Консалтинг по социальному воздействию позволяет компаниям повысить репутацию своего бренда, так как сегодня многие социально-сознательные потребители активно ищут компании, демонстрирующие стремление оказывать положительное влияние на окружающую среду. Участвуя в инициативах по социальному воздействию, предприятия могут выделиться среди конкурентов и завоевать репутацию ответственных и целеустремленных организаций.
Кроме того, консалтинг по социальному воздействию помогает предприятиям добиваться долгосрочного успеха. Интегрируя социальные и экологические принципы в свои стратегии, компании могут адаптироваться к изменяющимся ожиданиям потребителей и нормативно-правовой базе. Такой упреждающий подход позволяет предприятиям идти в ногу со временем, снижая риски и выявляя возможности для развития и внедрения инноваций. Согласно международным исследованиям, 65% опрошенных выразили желание работать в компаниях, которые придерживаются принципов социальной ответственности [7, 8].
Так же, консультации по социальному воздействию помогают компаниям привести свою деятельность в соответствие с потребностями общества. Такое согласование не только позволяет крупным компаниям решать насущные социальные и экологические проблемы, но и создает общую ценность как для бизнеса, так и для общества. Понимая и реагируя на потребности сообществ, предприятия могут вносить свой вклад в устойчивое развитие.
Таким образом, консалтинг по социальному воздействию помогает предприятиям решать сложные социальные и экологические проблемы. Консультанты предоставляют экспертные знания в области разработки и реализации эффективных инициатив, гарантируя, что бизнес будет иметь развитие. Благодаря адаптированным стратегиям и программам компании могут максимизировать свое социальное воздействие, оптимизируя при этом свои уникальные ресурсы и возможности.
Модель социальной ответственности бизнеса
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер (рис. 2).
Рис. 2. Многоуровневая система социальной ответственности бизнеса (составлено автором).
Часто бывает так, что департаменты маркетинга и кадрового обеспечения (HR) функционируют независимо друг от друга, имея отдельные бюджеты, цели и проекты. Это распространенное явление, которое часто приводит к неэффективному использованию ресурсов компании. Причина этой проблемы заключается в отсутствии профессиональных специалистов, способных правильно интегрировать эти функции. Например, HR-отдел может принимать решение провести корпоративное мероприятие, такое как банкет или введение премий для мотивации сотрудников. В то время как взгляд, ориентированный на корпоративную социальную ответственность (КСО), может предложить организовать волонтерскую программу по посадке деревьев в ближайшем парке, где сотрудники смогут провести свое обеденное время. В результате сотрудники будут более вовлечены в деятельность компании, что приведет к их лояльности и укреплению командного духа. Другими словами, при минимальных затратах можно получить отличную возможность для укрепления репутации компании как социально ответственной организации.
Существует распространенное заблуждение, согласно которому корпоративная социальная ответственность (КСО) для многих ассоциируется как благотворительность. Однако важно понимать, что благотворительность не является заменой КСО, хотя она имеет место быть в виде предоставления бескорыстной помощи [9]. Но все-таки основной посыл КСО заключается в эффективном решении социально значимых проблем и обеспечении устойчивого развития [10] (Borkova E.A., 2020). Важно понимать, что КСО преследует цель не только улучшить имидж компании, но и способствовать ее стабильному развитию в долгосрочной перспективе. Это не просто благотворительная деятельность, а стратегический подход к корпоративной социальной ответственности.
Заключение
В данной статье освещается значимость применения социальных технологий при взаимодействии общества и бизнес-организаций, а также освещается роль российского консалтинга в сфере корпоративной социальной ответственности. Выявлено, что любая социальная технология представляет собой последовательность действий на практике, одной из которых является совершенствование информационной среды, которое увеличивает осведомленность участников рынка в вопросах корпоративной социальной ответственности. Консультанты, специализирующиеся на социальном воздействии, могут помочь организациям участвовать в проектах, приносящих максимальную пользу обществу. Многие компании осознали, что можно сочетать желание получать прибыль со способностью приносить пользу обществу
Источники:
2. Корпоративная социальная ответственность. EcoVadis. [Электронный ресурс]. URL: https://ecovadis.com/ru/glossary/corporate-social-responsibility/.
3. Kulkova I. The influence of the social-cultural environment on the corporate social responsibility management // Human progress. – 2021. – № 3. – p. 1. – doi: 10.34709/IM.173.1.
4. Юдашкина В.В. Социальные технологии включения молодежи в управление городским сообществом // Вопросы управления. – 2016. – № 3(21). – c. 49-56.
5. Роздольская И.В., Осадчая С.М., Ледовская М.Е. Практика использования социального консалтинга как культурно-исторически детерминированной социальной технологии // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – c. 715-719.
6. Официальный сайт ЮНИПРАВЭКС / UNi. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unipravex.ru/catalog/consulting/consultingrr/.
7. Обзор Social Impact Consulting 2023. Kiiky.com/ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kiiky.com/ru.
8. Корпоративная социальная ответственность. Sellwin.by. [Электронный ресурс]. URL: https://sellwin.by/karera/korporativnoe/korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost/.
9. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/891985ee83f1494ecbb7542502a3f5d0d07d325e/.
10. Боркова Е.А. Организационные аспекты реализации государственной политики устойчивого развития // Креативная экономика. – 2020. – № 4. – c. 431-444. – doi: 10.18334/ce.14.4.100802.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:14