Обучающий консалтинг для социального предпринимателя
Сафаров С.М.1
1 Некоммерческое партнерство «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50012379
Аннотация:
В статье рассматривается возможность использования социальными предпринимателями обучающего консалтинга в качестве инструмента развития бизнеса.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, обучающий консалтинг
JEL-классификация: L31
Сфера социального предпринимательства, несмотря на складывающуюся экономическую ситуацию, продолжает активно развиваться. По данным Forbes, за первые пять месяцев 2022 года количество проектов СП, зарегистрированных на краудфандинговой платформе Planeta.ru, увеличилось в два раза, а собрали они на 86% больше по сравнению с прошлым годом – несмотря на то, что общее количество проектов на платформе снизилось на 16%, а общий сбор упал на 20% [1].
Тем не менее предприниматели столкнулись с такими проявлениями экономической реальности, как снижение покупательной способности населения, рост цен на сырье, расходные. Кроме того, блокировка популярных социальных сетей привела к снижению притока новых клиентов и необходимости поиска новых каналов продвижения социальных предприятий.
В новых экономических условиях перед предпринимателями стоит дилемма: закрываться или продолжать работу. Если продолжать, то каким образом адаптироваться к новым реалиям. При этом цена неверных управленческих решений многократно возрастает. Если у действующих социальных предприятий могут быть ресурсы, позволяющие заново запустить свои проекты, заморозить их либо как-то изменить их содержание, то у начинающих предпринимателей зачастую есть только один шанс успешно запуститься. Поэтому перед ними стоит задача не просто успешно вписаться в рынок со своим продуктом, но и пройти первый этап развития с минимумом издержек, совершив минимальное количество управленческих ошибок.
И здесь стоит рассмотреть возможность привлечения внешних консультантов, с помощью которых предприниматели не только смогут запустить свои стартапы, но и оптимизировать свой бизнес в условиях изменившейся внешней среды.
В настоящее время привлечение консультантов в проекты социальных предпринимателей осуществляется в рамках различных акселераторов. На их базе приглашенные эксперты (консультанты) помогают начинающим социальным предпринимателям развить определенные управленческие компетенции, а также улучшить качество запускаемых проектов.
Особенностью подхода, который реализует НП «Национальная Гильдия Профессиональных консультантов» (НГПК) при работе с социальными предпринимателями, является использование технологии обучающего консалтинга.
В широком смысле, по Чукиной Л.В. [2] (Chukina, 2011), обучающий консалтинг представляет собой часть организационно-управленческого сопровождения процессов развития социально-экономических систем различного масштаба, подразумевая, что организационно-управленческое сопровождение – это выполнение профессиональной функции методологического, организационного и обучающего обеспечения работ по развитию сложных, территориально и функционально распределенных структур.
Применительно к сфере социального предпринимательства, под обучающим консалтингом мы понимаем тесное взаимодействие консультанта и социального предпринимателя, в результате которого последний под руководством опытного наставника отрабатывает навыки по использованию актуальных управленческих инструментов на примере своей же организации.
Технически процесс взаимодействия консультанта и социальных предпринимателей осуществляется следующим образом.
На первом этапе формируется группа слушателей (участников акселератора). Группа консультантов подбирается в соответствии с потребностями целевой аудитории. Группа формируется небольшая, максимальное количество участников не превышает 15 человек для обеспечения максимально комфортной и эффективной работы.
Занятия в группе проходят следующим образом. После получения от консультанта вводной информации участники решают поставленные управленческие задачи на примере собственных кейсов. Далее, на этапе рефлексии, участники проекта обсуждают вопросы, возникшие у них в ходе выполнения поставленных задач. Роль консультанта на данном этапе заключается в том, чтобы помочь участникам проекта освоить новые управленческие инструменты в целях максимально эффективного их использования в реальных условиях с учетом особенностей конкретных организаций (конкретного бизнеса). В результате данного этапа инициаторы предпринимательских проектов под руководством наставников превращают свои идеи в проекты, готовые к запуску. И могут либо запускать их самостоятельно, либо с помощью внешних инвесторов.
На втором этапе взаимодействия осуществляется шестимесячная методическая поддержка проектов социальных предпринимателей. принятых к реализации. В этот период предприниматели под руководством наставников осуществляют первые реальные действия по продвижению на рынке своих организаций.
На начальном этапе развития бизнеса предприниматели обычно совершают много ошибок, вызванных недостаточным опытом работы на конкретном рынке, отсутствием опыта управленческой деятельности и иными факторами. Роль внешних консультантов на данном этапе взаимодействия сводится к минимизации издержек первого этапа развития организации, а также выстраиванию оптимальной стратегии развития организации с учетом ее особенностей.
Выше мы описали общий процесс взаимодействия с социальными предпринимателями в рамках акселератора. На практике механизм взаимодействия может отличаться от описанного в зависимости от ряда факторов, среди которых: источники финансирования проекта, готовность социальных предпринимателей самостоятельно оплачивать взаимодействие с консультантами, уровень их управленческой подготовки и иные факторы.
Что касается источников финансирования проектов по акселерационной поддержке социальных предпринимателей, то их может быть несколько.
Прежде всего, это бюджетное финансирование в рамках государственных программ субъектов РФ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Далее необходимо упомянуть софинсирование из средств бюджета и внебюджетных источников, среди которых необходимо упомянуть средства крупнейших предприятий региона либо градообразующих предприятий.
Еще одним источником финансирования данных проектов могут быть собственные средства социальных предпринимателей.
Средства, вложенные в реализацию данных проектов, являются инвестициями, социально-экономический эффект которых различен. Для конкретных социальных предприятий данный эффект проявляется повышении уровня их устойчивости и выживаемости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В свою очередь, для территорий муниципальных образований эффект (результат реализации предпринимательских проектов в среднесрочной перспективе) проявляется в улучшении социальной инфраструктуры, поддержании либо улучшении качества жизни жителей в результате удовлетворения потребностей в социальных услугах и улучшении ряда экономических показателей развития территории.
Источники:
2. Чукина Л.В. Роль и место обучающего консалтинга в организационно-управленческом сопровождении систем кластерного типа // Управление развитием крупномасштабных систем: Материалы пятой международной конференции. 2011. – c. 151-152.
Страница обновлена: 30.10.2024 в 10:20:58