Исследование зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда в период пандемии COVID- 19
Афанасьева Т.С.1, Носкова И.В.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159518
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается исследование зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда в период пандемии Covid – 19. В работе проведено исследование развития у молодых специалистов ключевых навыков soft skills, которые наиболее востребованы современными работодателями в кризисный период. Представлены результаты оценки, для данной целевой аудитории, сложности при поиске работы и оценки угрозы увольнения в период пандемии. Результаты исследования носят практический характер. Разработанные рекомендации могут быть использованы высшими учебными заведениями для составления актуальных учебных планов, отвечающих требованиям современного рынка труда. Молодые специалисты также могут воспользоваться полученными результатами для повышения уровня профессиональной компетенции, с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке труда в период пандемии.
Ключевые слова: soft skills, рынок труда, высшее образование, пандемия Covid – 19, конкурентоспособность на рынке труда
JEL-классификация: J21, J24, I23, I25
Введение
С 2019 года во всем мире проходит пандемия Covid-19, которая оказывает существенное влияние не только на жизнь и здоровье людей, а также вносит кардинальные коррективы в работу бизнеса. Представители Boston Consulting Group, которые являются мировыми экспертами в области управленческого консалтинга, провели в октябре 2020 года исследование на примере 190 мировых стран. По данным исследования они выяснили, что порядка 36% сотрудников компаний уволили, 50% сотрудников остались в том же положении, а для 14% – количество работы, наоборот, увеличилось. [24].
Если провести подобную аналогию с российским рынком труда, то порядка 28% процентов российских сотрудников были либо уволены, либо им сократили рабочий день. Больше всего процент сокращений наблюдался в целевой аудитории молодых специалистов [24].
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на современном рынке труда молодые специалисты являются наиболее уязвимой социальной группой, особенно в кризисный период.
Рассмотрим более подробно термины и определения по данной теме. Современные работодатели оценивают эффективность потенциального сотрудника по наличию или отсутствию у него двух типов навыков, так называемых профессиональных навыков, которые имеют название hard skills, и социальных навыков, именуемых soft skills. Директор центра Трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон отметил, что наличие у человека развитых навыков hard skills ни в коей мере не компенсирует недостаток soft skills. Акцент на развитии социальных навыков на современном рынке труда вызван необходимостью коллективного труда и коммуникации в процессе выполнения сложных проектов [25].
Научное сообщество рассматривает актуальные вопросы развития социальных навыков с точки зрения разных подходов. В процессе разработки исследования были проанализированы работы следующих российских ученых и исследователей: Р.Ш. Бикметов [5] (Bikmetov, 2020), Р.А. Грушин [6] (Grushin, 2021), Е.В. Дробот, И.Н. Макаров [9] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020), Н.С. Ермашкевич [10] (Ermashkevich, Panyavina, Rodionova, 2021), А.А Литвинюк [16] (Martirosyan, 2020), Т.А. Катышевская [12] (Katyshevskaya, 2021), С.Н. Бацунов [4] (Batsunov, Derecha, Kungurova, Slizkova, 2018), О. Абашкина [1], И.И. Дереча, И.М. Кунгурова, Е.В. Слизкова [4] (Batsunov, Derecha, Kungurova, Slizkova, 2018), О.В. Баринова [3] и др.
Несмотря на то, что исследователи рассматривают soft skills c точки зрения различных теоретико-методологических подходов, в их работах можно отметить единую позицию о важности развития социальных навыков у молодых специалистов.
Гипотеза исследования описывается через следующее предположение – на современном рынке труда в период пандемии Covid-19 наименее востребованы молодые специалисты, которые не обладают развитыми навыками soft skills.
Целью исследования является определение зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда в период пандемии Covid-19.
В работе использованы экономико-математические, структурно-логические методы исследования, была проведена аналитическая обработка различных документов, положений. В работе представлен анализ исследования рынка труда по наиболее важным для современных работодателей навыков soft skills, проводимый порталом hh.ru в 2020 году. Авторами данной работы с помощью опросных методов было проведено социологические исследование востребованности молодых специалистов на рынке труда в период пандемии Covid-19 с помощью платформы Google Forms.
Основная часть
По данным исследования, проведенного рекрутинговым порталом hh.ru в период с 3 по 11 ноября 2020 г. [26], были выявлены ключевые для российских работодателей навыки soft skills. В опросе приняли участие порядка 100 российских компаний, результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Наиболее востребованные работодателями навыки soft skills, данные за 2020 год
Источник: по данным сайта hh.ru.
По данным проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее востребованными социальными навыками оказались коммуникативные навыки, которые включали в себя взаимодействие с людьми, умение вести переговоры и клиентоориентированность. Рост спроса среди работодателей на данную группу навыков объясняется тем, что в период пандемии, когда была вынужденная самоизоляция и дистанционная работа, уровень коммуникативных навыков значительно снизился среди сотрудников. По мнению большинства работодателей, социальные навыки зачастую играют решающую роль при приеме на работу.
Так как в кризисный период особенно остро стоят проблемы безработицы и трудоустройства, особенно молодых специалистов, была поставлена цель проведения социологического исследования, которое позволит:
-определить уровень развития ключевых социальных навыков у молодых специалистов;
- определить востребованность молодых специалистов на рынке труда в кризисный период;
- оценить, влияет ли наличие или отсутствие социальных навыков на трудоустройство.
Для решения поставленной цели в рамках научно-практической конференции «Навыки вне профессий», которая проходила в октябре 2021 году в Санкт-Петербурге, авторами было проведено социологическое исследование молодых специалистов, в котором приняли участие около 200 специалистов разных сфер деятельности в возрасте до 25 лет [27]. В Google Forms представлено полное содержание опроса, которое включает в себя 15 вопросов.
1. Социальный портрет респондентов был представлен следующими показателями: возраст, пол, уровень образования.
Согласно полученным в ходе исследования данным, в социологическом опросе приняли участие порядка 30% мужчин и 70% женщин в возрастном промежутке от 18 до 25 лет. Данные представлены на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Социальный портрет респондентов, критерий: пол
Источник: составлено авторами.
Рисунок 3. Социальный портрет респондентов, критерий: уровень образования
Источник: составлено авторами.
По уровню образования: 18% опрощенных участников имеют среднее специальное образование, 32% – высшее образование, а оставшиеся 50% – получают высшее образование.
2. Социальный статус респондентов включал в себя: профессиональную занятость и профессиональную сферу.
В сегментации по социальному статусу получены следующие данные: 64% респондентов имели работу в период проведения социологического опроса, и 36% на период исследования являлись безработными. По профессиональным сферам наблюдается следующее распределение: 30% – продажи, 22% – консалтинг, 18% – сфера общепита, 16% – административный персонал, 14% – другое. Данные представлены на рисунках 4 и 5.
Рисунок 4. Социальный портрет респондентов, критерий: социальный статус респондентов
Источник: составлено авторами.
Рисунок 5. Социальный портрет респондентов, критерий: профессиональная сфера респондентов
Источник: составлено авторами.
3. Проблемы трудоустройства в кризисный период.
Авторами данного исследования была проведена оценка комфорта и ощущения стабильности на текущем месте работы, в данном критерии оценивалось, насколько работающие респонденты чувствовали себя уверенно на текущем рабочем месте, существовала ли у них угроза увольнения в период пандемии Covid-19. Данные представлены на рисунке 6.
По результатам исследования было выявлено, что порядка 30% молодых специалистов были уволены и 34% получили сокращение в период пандемии.
Рисунок 6. Изменение социального статуса респондентов период пандемии, данные за 2021 год
Источник: составлено авторами.
По данным исследования МОТ, каждый шестой молодой человек в мире лишился работы в 2020 году, что лишь подтверждает результаты проведенного авторами исследования [28]. Связано это с тем, что молодые специалисты не готовы предложить работодателям необходимые навыки и опыт. Особенно в кризисных условиях, работодателям невыгодно обучать молодые кадры и тратить свои ресурсы, важно сразу получить эффективного сотрудника.
Что касается вопросов ощущения комфорта на рабочем месте, больше половины опрошенных респондентов (порядка 74%) отметили, что они в той или иной мере ощущали страх потери работы. Данные представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Результаты оценки стабильности на текущем рабочем месте среди опрошенных респондентов «Испытывали ли страх потери работы в период пандемии?», данные за 2021 год
Источник: составлено авторами.
Чаще всего молодые специалисты боялись не оправдать ожиданий своего работодателя, снижения заработной платы и сокращения рабочего дня.
Следующим критерием являлась оценка сложности при поиске работы. Данный критерий показывает, насколько молодым специалистам было сложно находить работу в период пандемии, данные представлены на рисунке 8.
Рисунок 8. Результаты оценки сложности при поиске работы среди опрошенных респондентов «Испытывали ли в сложности при поиске работы в период пандемии?», данные за 2021 год
Источник: составлено авторами.
Порядка 72% респондентов отметили, что они испытывали сложности при поиске работы, это связано с недостаточным развитием как профессиональных навыков, опыта работа, так и социальных навыков.
4. Оценка востребованности навыков soft skills при поиске работы.
Для оценки данного критерия респондентам был задан вопрос: обращал ли, по мнению респондентов, работодатель во время приема на работу внимание на наличие у соискателя социальных навыков: задавал наводящие вопросы, проводил тестирования. Данные представлены на рисунке 9.
Рисунок 9. Оценка востребованности навыков soft skills при поиске работы у молодых специалистов, данные за 2021 год
Источник: составлено авторами.
По данным проведенного исследования оказалось, что порядка 74% опрошенных специалистов отметили: работодатель в процессе интервью тем или иным способом тестировал соискателей на наличие у них навыков soft skills. Наиболее часто работодатели, по мнению респондентов, использовали следующие методы оценки социальных навыков:
- спрашивали про опыт работы и реализованные проекты;
- предлагали решить кейс;
- предлагали пройти тестирование;
- оценивали речь и поведение.
Опираясь на предложенные порталом hh.ru данные о современных требованиях работодателей к навыкам soft skills, респондентам предлагалось ответить на вопрос, как они оценивают у себя степень владения перечисленными в начале работы данными навыками. По мнению участников опроса, отмечается недостаточное развитие у молодых специалистов навыков soft skills, данные представлены на рисунке 10.
Рисунок 10. Наличие у респондентов (по мнению самих респондентов) навыков soft skills, по данным социологического опроса 2021 год
Источник: составлено авторами.
К наиболее развитым у себя социальным навыкам молодые специалисты относят креативность и коммуникацию, также к ним отнесли клиентоориентированность, что подразумевает взаимодействие с людьми. К наименее развитым навыкам soft skills респонденты отнесли комплексное и критическое мышление. Ситуация осложняется тем, что, с одной стороны, молодым специалистам нужно предложить работодателям развитые социальные навыки, а с другой, порядка 80% опрошенных ответили, что у в учебных заведения у них не было дисциплины, которая бы давала возможность освоить в должной степени эти навыки. Таким образом, заканчивая высшие учебные заведения и не имея возможности к профессиональным навыкам получить soft skills в процессе обучения, молодые специалисты испытывают дополнительные сложности на рынке труда.
К сожалению, возраст данной целевой аудитории не позволял предложить необходимые социальные навыки, адекватные требованиям работодателей. Таким образом, им предлагались либо низкоквалифицированные позиции, где не требуются специализированные навыки, либо вакансии с низкой финансовой мотивацией.
Заключение. По результатам проведенного исследования было выявлено, что молодые специалисты находятся в крайне нестабильном положении на рынке труда, особенно в период пандемии Covid-19. Преобладающее большинство респондентов испытывали страх увольнения и чувствовали себя нестабильно на рабочем месте, а также испытывали сложности при поиске работы. По мнению авторов данного исследования, проблема вызвана в том числе тем, что у молодых специалистов недостаточно развиты социальные навыки, на которые более 74% работодателей обращают внимание при приеме на работу. Полученные результаты подтверждают гипотезу: на современном рынке труда в период пандемии Covid-19 наименее востребованы молодые специалисты, которые не обладают развитыми навыками soft skills.
Решением данной проблемы может являться обязательное внедрение в образовательный процесс высших и средних учебных заведений дисциплины, которая направлена на получение компетенций по ключевым навыкам soft skills, востребованным современными работодателями.
Источники:
2. Афанасьева Т.С. Внедрение навыков soft skills в профессиональные образовательные дисциплины // Навыки вне профессий: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. – c. 202-208.
3. Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции. NovaInfo.Ru. [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 10.09.2021).
4. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2018. – № 4. – c. 198-207. – doi: 10.24422/MCITO.2018.4.12367 .
5. Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 427-438. – doi: 10.18334/lim.7.3.110714.
6. Грушин Р.А. Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19 // Молодой ученый. – 2021. – № 10(352). – c. 82-85.
7. Гурьева М.А., Тарасова О.В. Развитие экологического мышления сотрудников российских нефтегазовых компаний в рамках компетенции soft skills // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 521-538. – doi: 10.18334/lim.8.4.113511.
8. Докучай А.В. Афанасьева Т.С. Глобальные тренды в сфере soft skills в России после пандемии // Навыки вне профессий: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. – c. 209-214.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
10. Ермашкевич Н.С., Панявина М.Л., Родионова З.В. Развитие профессиональных компетенций в условиях цифровой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 483-502. – doi: 10.18334/lim.8.4.113874.
11. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 589-608. – doi: 10.18334/et.7.7.110666.
12. Катышевская Т.А. Реализация концепции soft skills компетенций в деятельности студенческих советов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – c. 249-253.
13. Литвинюк А.А. Будущие лидеры высшего образования: качество молодых специалистов и особенности их организационного поведения // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 447-468. – doi: 10.18334/lim.8.4.113710.
14. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трансформация требований к человеческому капиталу в условиях пандемии // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/et.8.2.111644.
15. Маланин М.О., Афанасьева Т.С. Проблемы трудоустройства молодых специалистов: дисбаланс между компетенциями выпускников и ожиданиями работодателей // Навыки вне профессий: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. – c. 353-357.
16. Мартиросян О.А. Молодежная занятость и безработица в условиях пандемии COVID-19 // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2020. – № 3(48). – c. 69-74. – doi: 10.47598/2078-9025-2020-3-48-69-74 .
17. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1443-1458. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.
18. Подольский А.Г., Красникова А.С., Клочков Н.И., Соколов Д.С. Методический подход к оценке компетентности студентов и выпускников образовательных учреждений // Экономика труда. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/et.9.1.114090.
19. Попов А.В. Молодые специалисты на рынке труда: востребованность и качество подготовки (на примере Вологодской области) // Экономика труда. – 2016. – № 1. – c. 9-26. – doi: 10.18334/et.3.1.35026.
20. Сальная Л.К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Iii международная научная конференция «Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей»: Сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов: НПИ имени М. И. Платова. Новочеркасск, 2016. – c. 331-334.
21. Федорова О.В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ» // Образовательные технологии и общество. – 2018. – № 21(2). – c. 335-340.
22. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 09.09.2021).
23. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – № 4. – c. 222-234. – doi: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234 .
24. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/60ae308e9a7947daf82dcdd9 (дата обращения: 18.01.2022).
25. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/science/499300415.html (дата обращения: 18.01.2022).
26. Рекрутинговый портал hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hh.ru/article/27929 (дата обращения: 18.01.2022).
27. Опросник «Исследование зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда в период пандемии Covid – 19». Google Формы. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdOybgjwLXkvIupUOVNGCR7G0l1-lG1wOUcSX2Nc_hYc9WLeQ/viewform (дата обращения: 18.01.2022).
28. International Labour Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/topics/coronavirus/impacts-and-responses/WCMS_745963/lang--en/index.htm (дата обращения: 18.01.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:42:51