Субъективное благополучие в академической сфере: гендерный аспект

Щетинина Д.П.1, Скачкова Л.С.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Щетинина Д.П., Скачкова Л.С. Субъективное благополучие в академической сфере: гендерный аспект // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 97-120. – doi: 10.18334/et.10.1.117018.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215468

Аннотация:
В статье рассматриваются гендерные аспекты субъективного благополучия (subjective well-being (SWB)) научно-педагогических работников (НПР), анализируются теоретические подходы к гендерным проблемам современного общества, в частности в трудовой деятельности и их связь с субъективным благополучием. В основе методологического конструкта оценки субъективного благополучия научно-педагогических работников российских вузов легли принципы учета комплекса детерминант субъективного благополучия при специальном рассмотрении группы профессиональных факторов в гендерном разрезе, различия между субъективной и объективной оценкой субъективного благополучия и выделении аффективного (соотношение положительных и отрицательных эмоций, ощущение счастья) и когнитивного компонентов (ценностно-смысловые установки, восприятие качества жизни, оценка профессиональной сферы). Информационной базой исследования явились результаты стандартизированного онлайн-опроса научно-педагогических работников российских федеральных университетов (356 респондентов – сотрудников 10 федеральных университетов). В рамках исследования обнаружена взаимосвязь между уровнем счастья и удовлетворенностью работой, социальной поддержкой и наличием свободного времени у научно-педагогических работников разного пола, доход оказался незначимым фактором субъективного благополучия для академических работников, обнаружены различия в объяснении уровня счастья. В заключении были отмечено, что субъективное благополучие научно-педагогических работников, в том числе с учетом его гендерных аспектов, может стать существенным фактором стратегического управления человеческим капиталом высшей школы.

Ключевые слова: субъективное благополучие, гендерный аспект, субъективное благополучие научно-педагогических работников, удовлетворенность трудом, удовлетворенность жизнью, уровень счастья

JEL-классификация: J16, I24, I26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Поиск новых инструментов управления эффективностью труда в академической сфере уводит современных исследователей в новые области исследования, в которых достаточно большое место занимают субъективные подходы и оценки. Финансовые стимулы не всегда работают в высшей школе, показатели, которыми наполнены программы развития и дорожные карты университетов выполняются вопреки традиционной методологии рациональности. Безусловно, эти особенности социально-трудовых отношений определяются, в первую очередь, спецификой научно-педагогического труда (интересная работа, гибкий график работы, постоянное развитие, престижность профессии и др.). В данной статье авторы предлагают обратить внимание на такой новый фактор в управлении эффективностью и производительностью в академической сфере как субъективное благополучие с учетом особенности гендерной идентификации и социализации. Практическое применение гендерного подхода имеет многоцелевую направленность в связи с необходимостью совершенствования функциональных блоков системы управления человеческими ресурсами в высшей школе. В рамках современного гендерного подхода учет биологических, физиологических и психологических особенностей групп персонала разного пола позволяет анализировать все аспекты профессиональной деятельности: рабочий процесс, стиль работы, отношения между сотрудниками и руководством и т. д. [19].

В 2018–2020 годах авторами было проведено исследование субъективного благополучия научно-педагогических работников. Цель исследования (общая цель) – обновление концепции субъективного благополучия (subjective well-being (SWB)) на основе обобщения и анализа междисциплинарных теоретических подходов и эмпирики (экономического, социологического и психологических подходов) относительно уточнения базовых понятий, структуры, факторов, методологических норм и методик измерения, причинно-следственных связей элементов и факторов субъективного благополучия различных профессиональных групп (научно-педагогические работники, медицинские работники, государственные служащие и др.) Кроме того, авторы хотели выяснить, во-первых, имеются ли различия для НПР мужчин и женщин в объяснении уровня счастья и удовлетворенностью трудом, социальной поддержке, здоровье и наличии свободного времени, во-вторых, имеются ли различия для НПР мужчин и женщин в отношении к доходу, как значимому фактору субъективного благополучия.

Объект исследования – профессиональная группа научно-педагогических работников типичных факультетов (естественно-научных, гуманитарных направлений и наук об обществе) российских региональных, федеральных и опорных вузов. Предметом исследования данной работы является гендерный аспект субъективного экономического благополучия научно-педагогических работников российских ВУЗов (гендерная структура, факторы, причинно-следственные связи).

В качестве информационной базы исследования выступили результаты стандартизированного онлайн-опроса научно-педагогических работников 10 российских федеральных университетов. Объём выборочной совокупности составил 350 человек: 112 мужчин, 238 женщин [1]. Средний возраст респондентов 48,32 года у мужчин, 45,28 года – у женщин. Стаж работы в университете в среднем - 20,79 лет у мужчин, 19,39 года у женщин. Большинство респондентов имели ученую степень, при этом среди женщин было больше кандидатов наук, а среди мужчин – докторов наук. Индекс Хирша, в среднем, составил 6,17 у мужчин, 5,60 у женщин, однако доля мужчин с более высоким уровнем индекса Хирша значительно больше. Ученое звание имели примерно 60% мужчин и 55% женщин. Большинство респондентов работали в должности доцента (46, 4 % мужчин, 57,1 женщин).

Гендерная специфика индивидуального субъективного благополучия: подходы и измерения

Изучение факторов, формирующих индивидуальное субъективное благополучие, их потенциальные связи и роли, привело к появлению большого количества исследовательских программ, охватывающих широкий круг областей, от экономики, психологии, социологии до медицины, которые, в свою очередь, пытаются объяснить и показать, насколько хорошей жизнью живет человек, и как он ее оценивает [27]. В. М-С. Лун и М.Х. Бонд считают, что относительная важность этих факторов может изменяться с учетом социокультурного происхождения человека. Люди, имея общий набор жизненных потребностей, с учетом времени, в котором они родились, гендерной роли, которую они занимают, и социокультурного контекста, в котором они функционируют, будут использовать различные стандарты для оценки своего качества жизни и субъективного благополучия [32].

В данном исследовании авторы концентрируют свое внимание на гендерной специфике смыслового значения субъективного благополучия, которое представляет собой субъективную оценку индивидом его социально-экономического и личного состояния исходя из двух групп компонентов: аффективных и когнитивных [13].

Рис. 1. Методологический конструкт исследования субъективного благополучия [14]

Аффективный компонент включает эмоциональный баланс между положительными и отрицательными переживаниями индивида, его восприятие счастья, субъективного благополучия. Гендерные различия в аффективном компоненте субъективного благополучия связаны с различной эмоциональностью мужчин и женщин. Ряд исследований подтверждает наличие отличий эмоциональной сферы женщин, у которых она более дифференцированная и сложная, чем у мужчин, кроме того, мужчины и женщины выражают свои эмоции с различной интенсивностью и способами [6]. Андреева И. Н. отмечает, что различия имеют больше качественный, чем количественный характер, а разница в причинах, выражении, регуляции и контроле эмоций объясняются влиянием гендерных норм [1]. Тюлькина В. А., анализируя данные о связи удовлетворенности жизнью с гендерной идентичностью и социально-демографическими факторами, говорит о том, что удовлетворенность жизнью, статистически значимо не различается у мужчин и женщин, не связана с андрогинией и маскулинностью, тогда как фемининность женщины повышает ее удовлетворенность жизнью (связь на уровне тенденции) [18].

Когнитивный компонент включает комбинацию ценностно-рациональных и целерациональных факторов. Ценностно-рациональный компонент можно раскрыть через понятия потребности, ценности, притязания и самооценки, представлений и оценки индивидом своей свободы, ощущение смысла жизни, религии, наличие целей и занятий, определяющих смысл жизни (жизненные цели), степень субъектности в конструировании жизненных стратегий (активность - пассивность) и т.д. С. Шварц и В. Билски выделили три универсальные человеческие потребности: биологические, социальные, потребности сохранения человеческих групп и десять основных ценностных характеристик [34]. Согласно исследованию С. Шварца для мужчин важны такие ценности как власть, риск-новизна, гедонизм, достижение и самостоятельность, а для женщин - благожелательность и универсализм, но, в целом, влияние фактора пола было незначительным [36,35]. Субъективное благополучие различается у лиц с разными притязаниями и самооценкой: чем выше уровень притязаний и больше возможностей их реализации, тем выше уровень субъективного благополучия, и, вероятно, обратное соотношение, ведет к субъективному неблагополучию, снижению производительности труда и качеству жизни.

Целерациональные факторы субъективного благополучия связаны с общей оценкой качества жизни: материальным благополучием, комфортной средой обитания, оценкой общей ситуации в обществе. Р. Истерлин в 1974 г. предположил, что рост реальных доходов не всегда ведет к росту субъективного благополучия [29]. Парадокс Истерлина можно объяснить через два канала трансформации материального благополучия в субъективное [9]. На субъективное благополучие оказывает влияние и так называемый эффект адаптации, из-за которого изменение доходов имеет лишь краткосрочный эффект и, эффект сравнения, при котором субъективное благополучие зависит не от абсолютного дохода индивида, а от его сравнения с доходами окружающих. Разница в оплате труда у мужчин и женщин в России на сегодня составляет 30–35% [31], при этом финансовые запросы у женщин скромнее, чем у мужчин. По данным исследования, 48,9% женщин в качестве минимального ежемесячного дохода называют сумму в 40–70 тысяч рублей, 55,4% мужчин называют минимальный диапазон дохода 70–100 тысяч рублей [21]. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что оценка реальных доходов индивидов не является показателем субъективного благополучия в долгосрочном периоде, поскольку люди привыкают к новому уровню дохода. Кроме того, большее влияние на оценку субъективного благополучия оказывают установки личности, которые, в свою очередь, влияют на ее социальное развитие, успешность и т. д. и формируются в процессе социальной идентификации. Многие авторы неоднозначно трактуют контуры российской модели социализации личности в гендерном аспекте, где присутствует традиционная модель с жестко дифференцированной по половому признаку стратегией этого процесса и модель индивидуального развития, не признающей патриархатные гендерные стандарты. По мнению И.А. Джидарьян, «женское» счастье связано с любовью, семьей, близких отношениях, «мужское» - направлено на поиск, остроту борьбы и радость одержанной победы, что можно считать прямым следствием различий в содержании женской и мужской социализации [5]. Понятие гендера связано со сложными социокультурными процессами конструирования обществом различий между мужскими и женскими ролями, поведением, мышлением и восприятием, эмоциями, вследствие чего, социальный конструкт гендера предполагает поляризацию и иерархическое соподчинение в обществе [37,40]. Многие авторы отмечают стереотипизацию гендерного поведения, когда понятия пол и гендер считаются равнозначными, всем женщинам приписываются фемининные особенности, а мужчинам – маскулинные, что в конце концов влияет на все общественные отношения и такое гендерное неравенство определяет социальную иерархию (Е. Винаке, Э.К. Скиба) [38]. Существование гендерных стереотипов в трудовой деятельности приводит к крайним проявлениям вертикальной гендерной сегрегации, при которой женщины испытывают влияние устойчивых представлений о персонале и руководстве («стеклянный потолок») [15].

Таким образом, в основе гендерного подхода в социальном познании лежит не только анализ различий в особенностях характера, ролях, статусах, нормах и правилах жизни мужчин и женщин, но и изучение принципов власти, подчинения и доминирования, принятых в обществе в контексте гендерных отношений [16]. Согласно исследования Всемирного Банка 2019 г., гендерное равенство в мире достигнуто в Бельгии, Дании, Латвии, Люксембурге, Франции, Швеции, а Россия занимает лишь 75-е место [39]. Для оценки были использованы следующие индикаторы: оплата труда, трудоустройство, ведение собственного бизнеса, управление принадлежащими женщинам активам, пенсионное обеспечение, свобода передвижения, а также брак и наличие детей [4]. По мнению П. Коннелла существует четыре самостоятельных и равнозначных измерения гендерных отношений: производственные отношения (разделение труда), отношения власти, катексис (эмоциональные отношения) и символические репрезентации, с точки зрения которых их нужно анализировать [26]. И.Н. Тартаковская отмечает, что эти составляющие гендерных отношений были предметом изучения различных научных течений: в марксизме и социалистическом феминизме рассматривались производственные отношения; в феминистской теории патриархата - властные (применительно к гендеру); в психоанализе – эмоциональные отношения, в теории коммуникаций – символические [17]. Е.В. Исакова особенности возникновения и изучения динамики гендерных отношений анализировала с одной стороны через призму социализации, разделения труда, систему тендерных ролей, окружение и средства массовой информации, а с другой, определяла гендер через сознание индивидов, и принятие ими навязанных обществом норм и ролей, проявляющихся в трех основных сферах: экономика и труд, политика и эмоциональные отношений) [7]. В свою очередь, авторы, изучающие субъективное благополучие индивидов, предлагают свои комплексы, составляющие конструкты качества жизни и субъективного благополучия, так же включают социальные отношения и опыт, жизненные процессы, внутриличностные процессы, состояния и свойства личности индивида, профессиональные и трудовые процессы. Таким образом, изучение индивидуального субъективного благополучия без учета гендерных аспектов может существенно повлиять на результаты исследования. Кроме того, очевидно, что различные компоненты субъективного благополучия по-разному сочетаются и имеют разный вес, однако значимая роль профессиональных факторов, отмечается многими авторами. Поэтому в данном исследовании особое внимание мы хотим обратить на блок факторов, связанных с профессиональной сферой, а именно, научно-педагогической деятельностью в высших учебных заведениях.

В чем же состоит особенность субъективного благополучия НПР с учетом гендерной специфики? Гендерная иден­тичность, влияя на личность работника, во многом обусловливает как в целом ведётся и осмысливается профессиональная деятельность. Гендерный аспект проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации состоит в том, что с одной стороны, у научно-педагогических работников «женское лицо» - то есть подавляющее большинство научно-педагогических работников – женщины, с другой стороны, в российском обществе, традиционно, женщины отодвигаются от высококвалифицированных и высокооплачиваемых видов профессиональной занятости и руководства. Гендерный подход в научно-педагогической деятельности должен выступать как механизм достижения равных возможностей и гендерного равенства для самореализации каждой личности.

Особенности гендерной идентификации и социализации научно-педагогических работников в высших учебных заведениях связаны с общей тенденцией к сдерживанию роста квалификационных показателей женского труда. Так анализ данных Федеральной службы государственной статистики в составе профессорско-преподавательского персонала государственных высших учебных заведений по должностям показывает, что доля женщин снижается при продвижении по карьерной лестнице, составляя подавляющее большинство в должности преподавателя (70%), сравниваясь с мужчинами в должности доцентов (50%) и составляя меньше 10% в должности ректора. При этом наблюдается процесс дефеминизации аспирантуры, который, видимо, связан со стремлением мужчин уклониться от службы в армии. Докторантура также, по-прежнему, остается гендерно асимметричной - мужчины преобладают в большинстве случаев (66%). Что свидетельствует о том, что при восхождении по карьерной лестнице в университетах большое влияние оказывает наличие ученых степеней и званий, и по-прежнему происходит интенсивный отсев женщин, но при этом общее количество женщин увеличивается, особенно в гуманитарных направлениях. В сравнении с международными данными Россия занимает лидирующее положение по доли женщин – преподавателей, и скорость феминизации преподавательских кадров в России выше, чем в мире в целом. Каковы же причины оттока преподавателей – мужчин? Во-первых, относительно низкая престижность профессии для мужчин, недостаточный уровень оплаты труда, высокие издержки получения ученой степени и, соответственно, долгий карьерный рост. Но при этом шансы занять более высокую должность у мужчин выше, чем у женщин, при их большем количестве. Ряд исследователей обращает внимание на то, что при преобладании мужчин на руководящих должностях, в гендерной политике будет преобладать мужская точка зрения, ограничивающая доступность высококвалифицированных рабочих мест для женщин [12], но с учетом численного превосходства женщин, корпоративная культура научно-педагогических коллективов в России в основном «женственная», ориентирована на выполнение ролей, на мнения других, на заботу, интуицию, консенсус. Многие авторы признают наличие определенных гендерных различий и в стилях профессиональной деятельности преподавателей: лекции мужчин более четкие и адаптированные к потребностям обучающихся, а лекции женщин более эмоциональные, творческие, систематические, и в личностных характеристиках, особенностях восприятия, мышления, речи и т.д., что оказывает существенное влияние не только на образовательный процесс в целом, но и на субъективную оценку своей профессиональной деятельности.

Поэтому в основу методологического конструкта оценки субъективного благополучия НПР российских вузов легли принципы учета комплекса детерминант субъективного благополучия при специальном рассмотрении группы профессиональных факторов в гендерном разрезе: осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, статус профессии в обществе, статус учебного заведения, возможность профессионального развития, самореализация (наука, гранты), академические свободы, отношения в коллективе, профессиональное общение, график работы, большой отпуск, прекаризация (отчетность, административная нагрузка). Кроме того, в основу методологии оценки субъективного благополучию легли различия между субъективной и объективной оценкой субъективного благополучия и выделении аффективного и когнитивного компонентов.

Результаты исследования субъективного благополучия научно-педагогических работников: гендерный аспект

Как уже было сказано ранее, в основе методики оценки субъективного благополучия НПР лежит разделение компонентов субъективного благополучия на 2 группы: аффективный и когнитивный.

В оценке аффективного компонента использовалась апробированная шкала эмоционального баланса Н. Бредберна [2], которая позволяет определить эмоциональный баланс между позитивными и негативными переживаниями индивида [25]. Респондентам задавались вопросы об их ощущениях в последние недели, первые 5 вопросов отражали позитивные переживания, а следующие 5 – отрицательные (Таблица 1). Разница между позитивными и негативными переживаниями является мерой аффективного компонента субъективного благополучия.

Таблица 1. Шкала эмоционального баланса Н. Бредберна


Позитивные переживания
Да
Нет
1
Испытываете удовольствие от того, что достигли или завершили что-то
1
2
2
Все складывается так, как вам бы хотелось
1
2
3
Гордитесь, что кто-то похвалил вас за то, что вы сделали
1
2
4
Чрезвычайно взволнованы каким-либо событием или испытываете сильный интерес к чему-то
1
2
5
Чувствуете себя абсолютно счастливым
1
2

Негативные переживания


6
Испытываете беспокойство, не можете сидеть на одном месте
1
2
7
Испытываете скуку, отсутствие интереса к чему-либо
1
2
8
Подавлены или очень несчастны
1
2
9
Переживаете сильное одиночество или удаленность от других людей
1
2
10
Расстроены, потому что кто-то вас покритиковал
1
2
Источник: составлено авторами по [14].

Для оценки показателей были рассчитаны индекс по шкале положительных эмоций (PAS), индекс по шкале отрицательных эмоций (NAS) [3] и вычислен индекс эмоционального благополучия как разница между ними ABS = PAS- NAS.

Таблица 2. Оценка аффективного компонента субъективного благополучия НПР, по шкале ABS (индекс эмоционального благополучия), %


Индекс эмоционального благополучия (ABS)
по всем
НПР
женщины НПР
мужчины НПР
5
3
2
6
4
9
10
8
3
20
23
13
2
25
21
34
1
18
19
17
0
13
14
9
-1
6
6
6
-2
2
3
2
-3
1
1
0
-4
2
1
4
-5
1
0
2
Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

В таблице 2 продемонстрировано, что у большинства респондентов (75%) положительные эмоции преобладали над отрицательными, из них у женщин этот показатель составил 75%, а у мужчин 78%. При этом у большинства респондентов невысокие показатели индекса эмоционального благополучия (от 1 до 3). Абсолютно счастливыми себя чувствовали примерно одинаковое количество женщин и мужчин (17,6 и 17,9% соответственно). А вот женщины больше расстраивались из-за критики в их адрес – 30,3% против 12,5% мужчин. И действительно, исследования подтверждают, что женщины испытывают больше потребности в похвале и признании, мужчины же имеют более высокое мнение о себе и спокойнее относятся к критике [8].

Когнитивный компонент субъективного благополучия НПР авторы оценивали через ценностно-рациональные и целерациональные факторы.

Ценностно-рациональный компонент представляет собой оценку индивидом своей свободы, представления о смысле жизни, религии, свободе, наличие целей, определяющих смысл жизни, реализацию жизненных стратегий. В основе ценностно-рациональных поступков лежат моральные, религиозные и этические ценности индивида. Ценностный компонент субъективного благополучия НПР, связан с тем, что преподаватель, прежде всего является ориентиром, эталоном нравственных качеств для обучающихся, особенно в профессиональной деятельности. Оценка этого компонента показала [4], что большинство НПР оказались скорее нерелигиозными людьми: мужчины - 3,37, женщины - 4,42; степень свободы респонденты оценивают мужчины на - 6,02, женщины - 5,76. Кроме того 60% НПР мужского и женского пола считают, что успех в большей мере зависит лично от них (Рис.2).

Рис. 2. Статистика ответов на вопрос: «От чего в большей мере зависит успех, в %»?

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Еще одна группа вопросов выявила важность следующих ценностей для НПР: «возможности творческого подхода в реализации своих целей» у 64,3% мужчин и 57,1% женщин; «показать свои способности» хотят 60,7% мужчин и 69,7% женщин; «жить в безопасном окружении» предпочитают 71,4% мужчин и 87,4% женщин; «важно построить карьеру» для 41,1% мужчин и 40,3% женщин; «важно самому принимать решение о том, что и как делать» для 75% мужчин и 74% женщин; «важно, чтобы его уважали» 73,2% мужчин и 79,8% женщин; «важно найти своё предназначение, место в жизни» 75% мужчин, 87,4% женщин; «важно ощущать возможность влиять на политику» для 34% мужчин и всего 9,2% женщин; «важно сказать свое слово в решении о том, в каком направлении действовать правительству» для 34% мужчин и 10,9% женщин. Таким образом, наиболее важными факторами ценностно-рационального компонента для НПР являлись самостоятельность в принятии решений, найти свое предназначение в жизни, безопасность окружения, творческий компонент. Для НПР мужского и женского пола материальные блага оказались не столь важны 20% респондентов отметили желание «быть богатыми».

Целерациональный компонент представляет собой общую оценку качества жизни (материальную составляющую, среду обитания, социальный капитал, возможность самореализации, досуга и т. д.), оценку институтов (экономики, политики, образования, здравоохранения и т. д.) и оценку профессиональной сферы НПР (профессиональные ценности, статус, развитие, самореализация, академическая свобода и т.д.).

Среди показателей общей оценки качества жизни НПР отмечали наибольшую удовлетворенность такими показателями, как отношения в семье, обеспеченность одеждой и обувью, питанием, положением в обществе, общением с друзьями. При этом мужчины чуть больше были удовлетворены возможностью получения необходимых образования и знаний, общения с друзьями, реализовать себя в профессии, жилищными условиями, отношениями в семье, питанием, положением, статусом в обществе, а женщины - возможностью проведения досуга, материальной обеспеченностью, местом, регионом проживания, ситуацией на работе.

60% НПР мужского и женского пола оценивали свое материальное положение как среднее (Рис.3.) или в среднем на 5,89 у мужского пола, 5,77 – у женского.

Рис. 3. Оценка материального положения на момент опроса, в %?

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

40% респондентов считали, что через год будут жить так же, как сейчас, но при этом женщины настроены более оптимистично чем мужчины Рис.4.

Рис. 4. Статистика ответов на вопрос: «Как Вы считаете, через год Вы будете жить лучше, хуже или так же, как сейчас, в %»?

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

И при этом 50% орошенных считают, что размер их заработной платы скорее не соответствует объёму и сложности работы, которую они выполняют (рис.5), но соответствует или выше по размеру среднего заработка по региону (рис.6.)

Рис. 5. Оценка соответствия размера заработной платы объёму и сложности работы, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Рис. 6. Сравнительная оценка уровня заработной платы и средней по региону,%

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

При оценке когнитивных компонентов профессиональной сферы научно-педагогическими работниками выявлено, что большинство респондентов считали, что профессия научно-педагогического работника университета является «обычной» в обществе (58%), а 32% мужчин оценивают ее как непрестижную (Рис.7).

Рис. 7. Оценка респондентами престижности профессии НПР в обществе, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Для изучения субъективного восприятия профессиональной деятельности были заданы вопросы, которые НПР и мужского и женского пола оценивали практически одинаково (6,49 у мужчин и 6,46 у женщин), они считали, что преимущества профессии явно превышают недостатки, многие выразили согласие изменить профессию, отметили важность высокого статуса университета, в котором работают, при чем для женщин этот показатель оказался выше (7,02 – мужчины, 7,36 – женщины). В целом мужчины были довольны своей работой на 6,8 баллов, а женщины на 7,17. Нельзя не заметить, что НПР очень низко оценивают степень эффективности государственного вмешательства в социально-экономические проблемы научно-педагогических работников вузов (3,37 - мужчины и 3,88 – женщины). И респонденты скорее готовы сменить университет, если бы это было возможным (5,82 - мужчины, 6,18 - женщины).

Среди наиболее привлекательных факторов академической среды НПР отмечали график работы, но несмотря на его «гибкость» и мужчины и женщины по их оценкам «перерабатывают» до 20 часов в неделю (Рис. 8, рис.9).

Рис. 8. Оценка использования рабочего времени НПР мужского пола, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Рис. 9. Оценка использования рабочего времени НПР женского пола, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Наиболее привлекательными факторами в профессии научно-педагогического работника для мужчин являлись: удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности 80,4%, общение с молодежью, с интересными, творческими людьми 60,7%, возможность гибкого графика работы 51,8%. Женщины на первое место ставили гибкий график работы 73,1%, удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности 72,3%, общение с молодежью, с интересными, творческими людьми 65,5%. Кроме того, женщины больше ценили длительный отпуск – 41,2%, а у мужчин – 26,8%. Среди прочих привлекательных факторов, для мужчин были значимы: получение новых научных результатов, воспитание талантливых учеников, реализация своих научных идей, постоянный приток новых знаний, а для женщин: возможность учиться у молодёжи и саморазвитие.

К отталкивающим факторам мужчины относили нарастание бумажной работы / документооборота, отчетности – 80,4%, продолжающиеся сокращения рабочих мест в системе университетского образования 73,2%, недостаточный уровень оплаты труда НПР 66,1%. Женщины так же особенно отмечали эти факторы: нарастание бумажной работы / документооборота, отчетности 70,6%, продолжающиеся сокращения рабочих мест в системе университетского образования 61,3%, кроме того, отмечали необходимость выполнять трудовые обязанности во внерабочее время (по вечерам/ночам, в выходные, во время отпуска) 59,7% и низкий уровень оплаты труда – 56,3%. Среди прочих негативных факторов, для мужчин были значимы: ежегодное увольнение и приём на работу, особенно пункты 1–6, а для женщин: абсолютно все перечисленные факторы, аккредитация, консервативность управления в системе образования, наличие среди руководства университета некомпетентных людей, дилетантов, необходимость публикаций, которые очень дорого стоят.

НПР на момент исследования были обеспокоены следующими профессиональными рисками (Рис.10 - 13). Сокращение заработной платы в чуть большей степени беспокоило мужчин, чем женщин, переход на неполную долю ставки беспокоило более 60% респондентов, примерно в равной степени, рост трудовой нагрузки так же чуть в большей степени беспокоило мужчин, а потеря работы – женщин.

Рис. 10. Оценка сокращения или задержки зарплаты, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Рис. 11. Оценка вынужденного перехода на неполную долю ставки, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Рис. 12. Оценка роста трудовой нагрузки без увеличения зарплаты, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Рисунок 13. Оценка возможной потери работы, %

Источник: составлено авторами по итогам собственного исследования.

Рис. 14. Динамика коэффициента удовлетворенности жизнью в академической сфере по данным RLMS-HSE, %

Источник: составлено авторами по [11].

Учитывая все стороны жизни, НПР оценили удовлетворенность своей жизнью в целом на момент исследования на 6,76 – мужчины, 6,98 – женщины, а по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE) [11] в 2016-2019г. динамика коэффициента удовлетворенности жизнью преподавателей высшего образования показывала, что мужчины удовлетворены чуть больше женщин (Рис.14), что позволило сделать вывод о том, что субъективное благополучие научно-педагогических работников значительно не различается среди мужчин и женщин. Уровень субъективного благополучия НПР оказался чуть выше, чем удовлетворенность жизнью, и так же незначительно отличался по гендерному критерию (у мужчин - 6,88, у женщин - 7,05).

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что субъективное благополучие в академической сфере по гендерным различиям значительно не отличалось. Тем не менее, существуют различия в оценке аффективных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в академической сфере между научно-педагогическими работниками женского и мужского полов. Так женщины придавали большее значение аффективным компонентам, отношениям с людьми, признанием их заслуг, а мужчины больше оценивали материальное положение, нарастание бумажной работы / документооборота, отчетности, продолжающиеся сокращения рабочих мест в системе университетского образования, кроме того сильнее были обеспокоены состоянием экономики страны, тем, как руководство страны выполняет свою работу, состоянием системы образования в нашей стране в целом. Представители мужского пола научно-педагогических работников имели более высокие научные результаты (ученые степени, звания, индекс Хирша, больше участвовали в грантах и научной деятельности). Несмотря на большую заинтересованность среди академических работников мужского пола в материальном обеспечении по сравнению с научно-педагогическими работниками женского пола, значимость дохода и мужчин, и женщин уступали таким ценностям как удовольствие от процесса преподавания и научной деятельности, общение с молодежью, с интересными, творческими людьми, возможностями самореализации и творчества. Вероятно, оценка различий в субъективном благополучии в академической сфере среди мужчин и женщин может стать основой для разработки разных политик и инструментов управления трудовой мотивацией.

[1] Исследование проводилось в 2018-2020гг. в 10-ти Федеральных вузах России, где, по мнению авторов, сложились примерно одинаковые условия труда, найма и мотивации, учета показателей эффективности НПР.

[2] Шкала была апробирована в исследованиях Diener, Suh, 1999 и др.

[3] Индекс положительных эмоций (Positive Affect Scale) опре­деляется по шкале положительных эмоций, как количество утвердительных ответов респонден­тов на пять вопросов, характеризующих положительные эмоции; индекс отрицательных эмоций (Negative Affect Scale) определяется по шкале отрицательных эмоций, как количество утвердительных ответов респонден­тов на пять вопросов, характеризующих отрицательные эмоции.

[4] Здесь и далее оценка по шкале от 0 до 10 баллов, где «0» - значение наименее выраженного, а «10» значение максимальной выраженности фактора.


Источники:

1. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал (Минск). – 2008. – № 1(17). – c. 39-43.
2. Архипова Н.К. Женщины России и рынок // Проблемы теории и практики управления. – 1994. – № 1. – c. 81-83.
3. Воронина О.А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. – 1999. – № 2.
4. Всемирный банк определил уровень гендерного равенства в России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/28/02/2019/5c77a4ea9a7947a0095b3dc5https://www.rbc.ru/society/28/02/2019/5c77a4ea9a7947a0095b3dc5 (дата обращения: 30.08,2021).
5. Джидарьян И. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – c. 40-48.
6. Ильин Е. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. / Монография. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 544 c.
7. Исакова Е.В. Гендерные стереотипы и их влияние на трудовую деятельность. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук ВАК РФ 09.00.11. - Кемерово, 2006.
8. Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации) // Человек после развода. Вильнюс, 1985. – c. 56-66.
9. Ларин А.В., Филясов С.В. Парадокс Истерлина и адаптация в России // Экономический журнал. – 2018. – № 1. – c. 59-83. – doi: 10.17323/1813-8691-2018-22-1-59-83.
10. Романова C. Женский труд дешевле. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/11/24/618007-rossiiskim-zhenschinam-platyat- 30-menshe-chem-muzhchinam (дата обращения: 27.09.2021).
11. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE), проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/rlms (дата обращения: 25.11.2022).
12. Саралиева З.Х.М. Балабанов С.С. Воспроизводство научно-педагогических кадров // Социологические исследования. – 2002. – № 11. – c. 110-120.
13. Скачкова Л.С., Щетинина Д.П. В поисках методологии измерения субъективного благополучия научно-педагогических работников // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 3. – c. 187-192. – doi: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-187-192.
14. Скачкова Л.С., Щетинина Д.П., Яковлева Е.А., Филоненко Ю.В., Крячко В.В., Клименко Л.В. Субъективное благополучие научно-педагогических работников (по материалам мониторинговых межрегиональных социологических исследований 2018-2020 гг.). / Монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2020. – 204 c.
15. Скиба Э.К. Гендерные режимы как отражение властных отношений // АнтропологІчнІ вимІри фІлософських дослІджень. – 2015. – № 7. – c. 103-110.
16. Сокольская В.В. Гендерные стереотипы на рынке труда (на примере монопрофильного города). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни. - Екатеринбург, 2003. – 198 c.
17. Тартаковская И.Н. Гендерная теория как теория практик: подход Роберта Коннелла // Социологический журнал. – 2007. – № 2. – c. 5-23.
18. Тюлькина В.А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия мужчин и женщин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – c. 203-212.
19. Ужахова Л.М., Саакова В.В., Утегенова В.Б., Данилюк А.А. Влияние гендерных характеристик на профессиональную деятельность руководителей и подчинённых // Вестник Института социологии. – 2020. – № 1. – c. 169-182. – doi: 10.19181/vis.2020.11.1.633.
20. Хасбулатова О.А. Гендерные стереотипы в политической культуре: специфика российского опыта // Женщина в российском обществе. – 2001. – № 3-4. – c. 17-24.
21. Чудакова В. Россияне назвали желаемый размер доходов для нормальной жизни. Life.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/p/1443949 (дата обращения: 21.10.2022).
22. Шибанова Л.А. Стереотип маскулинности в массовом сознании российского общества // Женщина в российском обществе. – 2001. – № 3-4. – c. 65-69.
23. Ashmore R.D., Del Boca F.K. The Social Psychology of Female-male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts. - Orlando (Fla.) etc.: Acad. press, 1986. – 351 p.
24. Basow S.A. Gender stereotypes and roles. - Pacific Grove, Calif.: Brooks/Cole Publishing Company, 1992. – 447 p.
25. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Norc.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.norc.org/PDFs/publications/BradburnN_Struc_Psych_Well_Being.pdf.
26. Connell R.W. Gender and power: Society, the person and sexual politics. - Cambridge: Polity, 1987.
27. Connell R.W. Masculinities. - Los-Angeles: Berkeley, 1995.
28. Diener E., Suh E.M. National Differences in Subjective Well-Being. / WellBeing: The Foundations of Hedonic Psychology. - New York: Russell Sage, 1999. – 434-450 p.
29. Easterlin R.A. Does Economic Growth Improve the Human Lot? Some Empirical Evidence. / In: David. P.A. and Reder, M.W., Eds., Nations and Households in Economic Growth. - New York: Academic Press, 1974. – 89-125 p.
30. Ess-2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ess-ru.ru (дата обращения: 27.10.2022).
31. Gatskova K., Karabchuk T., Kazuhiro K., Skoglund E. Gendering Post-soviet space: Demography, Labor Market and Values in Empirical Research. - Singapore: Springer, 2021.
32. Lun V.MC., Bond M.H. Achieving Subjective Well-Being Around the World: The Moderating Influence of Gender, Age and National Goals for Socializing Children // Journal of Happiness Studies. – 2016. – № 17. – p. 587-608. – doi: 10.1007/s10902-015-9614-z.
33. Raguz M. Masculinity and Femininity: An Empirical Definition. Nijmegen. - 1991
34. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – p. 878-891. – doi: 10.1037/0022-3514.58.5.878.
35. Schwartz S.H., Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies // Journal of Personality and Social Psychology. – 2005. – № 6. – p. 1010-1028. – doi: 10.1037/0022-3514.89.6.1010.
36. Schwartz S.H., Rubel-Lifschitz T. Cross-National Variation in the Size of Sex Differences in Values: Effects of Gender Equality // Journal of Personality and Social Psychology. – 2009. – № 1. – p. 171-185. – doi: 10.1037/a0015546.
37. Scott J.W. Gender: a Useful Category of Historical Analysis // American Historical Review. – 1986. – № 5. – p. 1053-1075.
38. Vinacke E. Stereotypes as Social Concepts // Journal of Social Psychology. – 1957. – № 2. – p. 222-249. – doi: 10.1080/00224545.1957.9714322.
39. Women, business, and the law 2019: a decade of reform. International Bank for Reconstruction and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/31327/WBL2019.pdf (дата обращения: 20.11.2022).
40. Tierney H. Women’s Studies Encyclopedia. - N.Y.: Peter Bedrick Books, 1991. – 157 p.

Страница обновлена: 13.04.2024 в 15:11:22