Оперативный анализ и эффективное разрешение конфликтов в сфере управления

Садовников Э.Э.1, Шевченко С.Г.1
1 Консультационная компания «СПЛАН», г. Москва

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)

Цитировать:
Садовников Э.Э., Шевченко С.Г. Оперативный анализ и эффективное разрешение конфликтов в сфере управления // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 81-98. – doi: 10.18334/lim.2.2.597.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25097296
Цитирований: 6 по состоянию на 04.04.2020

Аннотация:
В статье рассмотрено влияние качества управления, которое в настоящее время становится определяющим фактором эффективности социальных и социально-экономических систем, что может не только снизить эффективность системы, но и привести к ее полному разрушению. Предложено типологию конфликтов в сфере управления анализировать с позиций рассмотрения основных функций управления, которые присутствуют в любом типе организаций.
Показано, что многоуровневый характер и сложность возможных изменений в организациях в кризисный период заставляют выявлять наиболее эффективные способы разрешения конфликтов в сфере управления. При этом подлинное разрешение конфликта обеспечивается только при использовании всеми сторонами конфликта стратегии сотрудничества. Однако даже компромисс полностью не разрешает конфликт, т.к. основан на желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.
Показано, что конфликты в сфере управления имеют существенную особенность. Субъект обладает определенными правами и возможностями воздействия на объекты управления, которые в организационной системе также являются субъектами, действия которых ограничены установленными правилами и нормами. Такое силовое административное разрешение конфликта может рассматриваться как частный случай стратегии соперничества.
Поэтому в условиях экономического кризиса консультационное посредничество является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов, возникающих в управленческой сфере.

Ключевые слова: сфера управления, конфликт, типология, функция управления конфликтами, компромисс, переговоры

JEL-классификация: D74, H12, M12

Источники:

Барзани, Г. (2009). Методы обнаружения и решения конфликта в управлении. Современные гуманитарные исследования, 6, 196-200.
Гордов, Ю.В. (2012). Этико-философское рассмотрение проблем возникновения и разрешения моральных конфликтов в сфере управления. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 1-1, 48-51.
Ильин, В.И. (1999). Структура конфликта в организации. Социальный конфликт, 3, 28–29.
Казакова, Ю.В. (2015). Управление конфликтом как одна из возможностей управления коллективом. В книге Научно-техническая конференция по итогам научно-исследовательских работ студентов НИУ МГСУ за 2014-2015 учебный год (С. 156-160). М.: НИУ МГСУ.
Кинева, Т.С. (2013). Компетенции руководителей по управлению конфликтами в организации. Нефтегазовое дело, 11-1, 49-51.
Крюкова, Е.А. (2013). Алгоритмы работы с конфликтами в организации. Российское предпринимательство, 8, 115-120.
Косых, А.Е. (2010). Механизмы регулирования трудовых конфликтов в условиях экономического кризиса. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 3, 110-115.
Лешер, О.В., Шавырина, А.Е. (2011). Обучение сотрудников организации управлению конфликтами в профессиональной деятельности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 9, 93-101.
Ожиганов, Р.В., Полякова, О.В. (2013). Управление человеческими ресурсами фирмы: эффективное преодоление конфликтов. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, 2, 231-236.
Садовников, Э.Э., Шевченко, С.Г. (2015). Консультационное посредничество при разрешении конфликтов на предприятии в условиях экономического кризиса. Экономика и управление в машиностроении, 1, 33-39.
Сергеев, А.А. (2007). Использование активных методов в обучающих программах по управлению конфликтами. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 6, 120-124.
Усатый, Н. (2008). Социально-коммуникативный подход к управлению трудовыми конфликтами. Человек и труд, 4, 13-15.
Фадина, А.Г., Кайгородов, Б.В. (2012). Профессиональная мобильность и внутриличностные конфликты в сфере управления. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 3, 224-227.
Шадрина, Л.Ю. (2010). Рациональное управление организационными конфликтами как эффективная социальная технология управления. Система ценностей современного общества, 10-2, 172-177.
Amason, A.C., Thompson, K.R., Hochwarter, W.A., Harrison, A.W. (1995). Conflict: An important dimension in successful management teams. Organizational Dynamics, 24(2), 20-35. doi: 10.1016/0090-2616(95)90069-1
Wall Jr., J.A., Callister, R.R. (1995). Conflict and its management. Journal of Management, 21(3), 515-558. doi: 10.1016/0149-2063(95)90018-7
Kaushal, R., Kwantes, C.T. (2006). The role of culture and personality in choice of conflict management strategy. International Journal of Intercultural Relations, 30(5), 579-603. doi: 10.1016/j.ijintrel.2006.01.001
Rosenberg, L.J. (1974). A new approach to distribution conflict management. Business Horizons, 17(5), 67-74. doi: 10.1016/0007-6813(74)90042-1
Worchel, S. (2005). Culture's role in conflict and conflict management: Some suggestions, many questions. International Journal of Intercultural Relations, 29(6), 739-757. doi: 10.1016/j.ijintrel.2005.08.011
Гапоненко, А.А., Панкрухин, А.П. (2008). Стратегическое управление (3-е изд., стер.). М.: Омега-Л.

Страница обновлена: 14.09.2020 в 09:11:59