Трансформация компетенций государственных служащих в условиях развития цифровых технологий
Карапетян Н.С.1, Каунов Е.Н.2
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт сравнительных исследований умных городов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 50 | Цитирований: 42
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43077408
Цитирований: 42 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Целью статьи является определение основных компетенций государственных служащих, необходимых для работы в условиях нового технологического уклада. В работе обозначены предпосылки трансформации компетенций государственных служащих, рассмотрены различные подходы к формированию национальной и зарубежных моделей компетенций государственных служащих, изучены требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий, проведен анализ федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Государственное и муниципальное управление». Предложены рекомендации по дополнению существующей модели компетенций новыми компетенциями, необходимыми для работы в условиях развития цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровые компетенции, модель компетенций, технологический уклад, государственное управление, государственный служащий
JEL-классификация: J24, M12, M53, O15
Введение
Эффективность системы государственного управления зависит от уровня результативности профессиональной деятельности государственных служащих и качества реализации государственных решений. На современном этапе мир находится на стадии трансформации институтов государственного управления, обусловленной развитием цифровых технологий, которые являются ключевым фактором, определяющим темпы экономического роста, и играют решающую роль в повышении конкурентоспособности государства.
Происходящие технологические изменения оказывают влияние на структуру требований, предъявляемых к уровню квалификации сотрудников государственных структур. Внедрение цифровых технологий расширяет инструментарий работы государственных служащих, что требует обновления их компетентностных профилей. Вследствие этого возникает необходимость пересмотра квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы путем расширения перечня компетенций.
Предпосылки трансформации компетенций государственных служащих
Развитие цифровых технологий и возросшая интенсивность информационных потоков способствуют переформатированию мировой экономики. Масштабное проникновение технологий во все сферы деятельности влечет за собой автоматизацию процессов, трансформацию моделей управления и, как следствие, усложнение профессионального образа государственных управленцев.
Российским экономистом Н.Д. Кондратьевым было сформулировано понятие экономических циклов [4] (Kondratev, Yakovets, Abalkin, 2002). Эта теория получила дальнейшее развитие в разработке концепции технологических укладов академиков Д.С. Львова и С.Ю. Глазьева [2, 5] (Glazev, 2017; Lvov, 1990). Российские экономисты предложили понятие «технологический уклад», подразумевающее группу технологических совокупностей, которые характеризуются единым техническим уровнем и развиваются одновременно. Смена технологических укладов меняет структуру спроса на научные открытия и изобретения. Академик С.Ю. Глазьев пишет, что «повсеместная компьютеризация и масштабное расширение сфер применения компьютерных систем инициировало возникновение актуальной сегодня темы цифровой революции» [2] (Glazev, 2017).
Цифровые инновации, сменяющие друг друга волнообразно начиная с 1960 года по настоящее время, ознаменовали прохождение пятого технологического уклада (рис. 1). В настоящее время экономика находится в начальной фазе шестого технологического уклада, который будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем [2] (Glazev, 2017).
Рисунок 1. Этапы развития цифровых инноваций
Источник: составлено авторами по материалам [1, 19] (Aptekman, Kalabin, Klintsov, Kuznetsova, Kulagin, Yasenovets, 2017).
Цифровые инновации являются главным фактором мирового экономического роста и требуют от национальных правительств принятия мер, направленных на соответствие своих экономик современным технологическим трендам, для обеспечения экономического роста, конкурентоспособности и национальной безопасности. Глобальный институт McKinsey оценил увеличение ВВП Китая к 2025 году до 22% под влиянием интернет-технологий. В США к 2025 году прирост стоимости, создаваемый за счет цифровых технологий, может достигнуть 1,6–2,2 трлн долларов. По оценкам экспертов, ВВП России может увеличиться до 4,1–8,9 трлн рублей к 2025 году благодаря цифровизации экономики, что составит порядка 19–34 % от общего ожидаемого показателя ВВП страны [1] (Aptekman et al., 2017).
Цифровые технологии, включающие «Интернет вещей», большие данные, использование мобильных устройств, преобразуют способы социального взаимодействия и экономические отношения, определяя современный образ жизни [17] (Semyachkov, 2017). Развитие технологий ставит перед государственными служащими задачи, которые требуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству как с другими людьми, так и во взаимодействии с системами искусственного интеллекта. В результате чего, с одной стороны, высвобождается время для решения более сложных задач, требующих творческого подхода, с другой – имеется дефицит цифровых компетенций, необходимых для работы в технологической среде.
Таким образом, «идеальным государственным служащим представляется специалист, обладающий и юридическими, и экономическими познаниями, и знаниями науки государственного (муниципального) управления, владеющий к тому же информационно-коммуникационными технологиями» [3] (Kamolov, Korzhov, 2012).
Модели компетенций государственных служащих
Зарубежная практика формирования корпуса государственных управленцев обусловлена наличием установленных требований к кандидатам на замещение должностей государственной службы, изложенных в национальных моделях компетенций, включающих специализированные знания и навыки из определенных предметных областей, таких как знание законодательства, навыки финансового анализа, делопроизводство, а также наличие компетенций, отражающих индивидуальные особенности личности.
Основные компоненты моделей компетенций государственных служащих России, США, Канады, Великобритании и Финляндии представлены в таблице 1.
Таблица 1
Модели компетенций государственных служащих в России и зарубежных странах
Страна
|
Компетенции
модели
|
Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций)
в России
|
1.
Наличие стратегического (системного) мышления
2. Коммуникативные умения 3. Персональная эффективность – планирование, рациональное использование служебного времени, достижение результатов 4. Управление изменениями 5. Лидерство – эффективное планирование, организация работы и контроля ее выполнения 6. Принятие управленческих решений |
Ключевые квалификации руководителей (Executive Core Qualifications) в США
|
1.
Руководство изменениями
2. Руководство человеческими ресурсами 3. Ориентированность на результат 4. Деловая эрудиция (Business Acumen) – стратегическое управление человеческими, финансовыми и информационными ресурсами 5. Установление партнерских отношений (Building Coalitions) |
Ключевой лидерский профиль компетенций
(Key Leadership Competencies) в Канаде
|
1.
Создание стратегического видения
2. Работа с командой, мобилизация людей 3. Поддержание уважительной, доверительной рабочей среды 4. Сотрудничество с партнерами и заинтересованными сторонами 5. Продвижение инноваций и руководство изменениями 6. Достижение результатов |
Профили успеха
(Success Profiles) в Великобритании
|
1.
Модель поведения (Behaviours) – действия, которые приводят к
эффективному выполнению работы
2. Сильные стороны (Strengths) – что делается регулярно, делается хорошо и мотивирует нас 3. Способности (Ability) – возможность или потенциал для выполнения работы, отвечающей требуемым нормами 4. Практические навыки (Experience) – знание или мастерство деятельности 5. Специальные компетенции (Technical) – демонстрация определенных профессиональных навыков, знаний или квалификации |
Модель критериев
отбора высшего руководства (Selection criteria for senior management posts) в
Финляндии
|
1.
Управление человеческими ресурсами
2. Повышение результативности и качества процесса и контроля деятельности 3. Ориентация на обеспечение потребностей организационной структуры и достижение результатов 4. Влияние на операционную среду и управление изменениями 5. Общие навыки государственного управления 6. Способность к непрерывному развитию |
На основании анализа зарубежных национальных моделей компетенций можно отметить, что в разных странах модели компетенций разнородны по содержанию, однако имеют схожие элементы: управление изменениями, стратегическое мышление, лидерские качества, достижение результатов, коммуникационные навыки и межличностные отношения. Содержание российской национальной модели компетенций во многом схоже с содержанием моделей зарубежных стран. В то же время описанные компетенции российской национальной модели компетенций не в полной мере учитывают личностные особенности управленца, к которым можно отнести такие компетенции, как креативность, новаторство, способность к непрерывному самообучению.
Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено формирование документа, определяющего квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы [19]. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен справочник квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и методический инструментарий, определяющий подходы к применению справочника. Методический инструментарий определяет понятие «компетенция» как комплекс личностных качеств, подтверждающихся наличием определенных знаний, умений, профессионального опыта, которые необходимы для эффективной и результативной реализации должностных обязанностей [6].
Справочник также включает базовые требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий [18]:
- основы информационной безопасности и защиты информации;
- основные положения законодательства о персональных данных;
- общие принципы функционирования системы электронного документооборота;
- основные положения законодательства об электронной подписи;
- применение персонального компьютера.
Представленные требования к знаниям и навыкам в сфере ИКТ носят общий характер и не в полной мере отвечают требованиям для работы государственных служащих в условиях шестого технологического уклада.
Согласно глоссарию к паспорту федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», осуществляющегося в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ключевыми компетенциями цифровой экономики определены те, без которых невозможно успешное решение задачи определенного класса, достижение заданного результата деятельности в условиях цифровой экономики. Министерство экономического развития Российской Федерации 24 января 2020 года утвердило Методику расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В рамках Методики обозначен перечень ключевых компетенций цифровой экономики, представленный в таблице 2.
Таблица 2
Перечень ключевых компетенций цифровой экономики
Компетенции
|
Характеристика
|
Коммуникация и кооперация в цифровой среде
|
Использование в цифровой среде
различных цифровых средств, позволяющих достигать поставленных целей во
взаимодействии с другими людьми
|
Саморазвитие в условиях неопределенности
|
Самостоятельная постановка
образовательных целей под возникающие жизненные задачи, подбор способов
решения и средств развития других необходимых компетенций, в том числе с
использованием цифровых средств
|
Креативное мышление
|
Генерация новых идей,
позволяющих решать задачи цифровой экономики, абстрагирование от стандартных
моделей, перестройка сложившихся способов решения задач, выдвижение
альтернативных вариантов действий для выработки новых оптимальных алгоритмов
|
Управление информацией и данными
|
Поиск нужных источников
информации и данных, восприятие, анализ, передача информации посредством
использования цифровых средств, алгоритмов при работе с полученными из
различных источников данными для эффективного использования полученной
информации с целью решения задач
|
Критическое мышление в цифровой среде
|
Оценка информации,
достоверности, построение логических умозаключений на основании поступающей
информации и данных
|
Несмотря на то, что перечень компетенций во многом схож с компетенциями, включенными Минтрудом России в методический инструментарий, наблюдается существенное содержательное отличие: в данном контексте компетенции предполагают использование цифровых инструментов для решения профессиональных задач.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации использует модель компетенций, разработанную Центром подготовки руководителей цифровой трансформации на базе ВШГУ РАНХиГС, представленную в таблице 3. Модель используется для тестирования кандидатов на пост заместителей руководителей федеральных ведомств, ответственных за цифровую трансформацию, в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика».
Таблица 3
Модель компетенций Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Компетенция
|
Компоненты
компетенции
| |
Цифровые базовые компетенции
|
1.
Цифровое потребление – интернет, социальные сети, электронные
государственные услуги
2. Цифровые компетенции – применять ИКТ в различных сферах жизни, использовать цифровые устройства, социальные сети, финансовые операции, онлайн-покупки, критически воспринимать информацию, производство мультимедийного контента 3. Цифровая безопасность – навыки защиты персональных данных, использования надежных паролей, легального контента, наличие культуры поведения, репутации, этики, возможность хранения информации, создания резервных копий | |
Профессиональные компетенции
|
1.
Управление цифровым развитием
2. Развитие организационной культуры 3. Применение инструментов управления в процессе цифровой трансформации в системе государственного управления 4. Управление и использование данных 5. Применение цифровых технологий 6. Развитие ИТ-инфраструктуры | |
Личностные компетенции
|
1.
Нацеленность на результат
2. Клиентоцентричность 3. Коммуникативность |
4.
Эмоциональный интеллект
5. Креативность 6. Критичность |
Цифровая культура
|
Наличие общих идеологических,
организационных, технологических ценностей, создающих цифровую интеграцию и
развитие человека
|
Представленная модель наиболее полно отражает компетенции, актуальные для современного технологического мира, однако включает в себя некоторые дублирующие позиции. Так, например, цифровые компетенции включают в себя критическое восприятия информации, а личностные компетенции – критичность. В отличие от других моделей компетенций, в данном случае одной из компетенций выделен эмоциональный интеллект. Термин «эмоциональный интеллект» был предложен американскими психологами П. Сэловейем и Дж. Мэйером и определен как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Результаты их исследований определили, что люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны к более быстрому прогрессу и эффективному использованию своих способностей, что является важным фактором для достижения результатов на государственной службе [23] (Salovey, Mayer, 1990).
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых норм и общего подхода к полноте раскрытия компетенций государственных служащих. Существующие модели компетенций хоть и содержат схожие элементы, но характеризуются структурной и содержательной дифференциацией.
Компетентностный подход в образовательных стандартах высшего образования
Актуализация образовательных стандартов высшего образования и профессиональное развитие государственных служащих тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этих условиях одним из важных направлений является обновление требований к результатам освоения образовательных программ, обеспечивающих квалифицированную подготовку будущих государственных управленцев.
Утвержденный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» устанавливает требования к результатам освоения программы в части формирования у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В таблице 4 выделены компетенции, включающие использование информационно-коммуникационных технологий.
Таблица 4
Выборка компетенций ФГОС 3 + ГМУ
Код по ФГОС 3 + (бакалавриат)
|
Общепрофессиональные компетенции
|
ОПК-6
|
Решение
стандартных задач профессиональной деятельности на основании информационной и
библиографической культуры, применяя информационно-коммуникационные технологии и
основные требования информационной безопасности
|
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-8
|
Применение
ИКТ в профессиональной деятельности, видение их взаимосвязей и перспектив
использования
|
ПК-13
|
Использование
современных методов управления проектом, направленных на своевременное
получение качественных результатов, определение рисков, эффективное
управление ресурсами, готовность к его реализации, используя современные
инновационные технологии
|
ПК-24
|
Владение
технологиями, приемами, которые обеспечивают оказание государственных и
муниципальных услуг физическим и юридическим лицам
|
ПК-26
|
Навыки
сбора, обработки информации, участие в информатизации деятельности
соответствующих органов власти и организаций
|
Код по ФГОС 3 + (магистратура)
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-12
|
Использование
информационных технологий для решения исследовательских и административных
задач
|
Компетенции, представленные во ФГОС, носят описательный характер и не в полном объеме учитывают современных технологических тенденций. Такие компетенции, как ПК-24 и ПК-26, на современном этапе технологического развития применимы лишь с использованием автоматизированных систем.
В результате анализа 9 российских вузов, имеющих возможность утверждения собственных образовательных стандартов и реализующих образовательные программы по направлению «Государственное и муниципальное управление» (МГУ, МГИМО, РАНХиГС, РУДН, НИУ ВШЭ, МАИ, ГУУ, СПбГУ, ДВФУ), в таблице 5 определена выборка компетенций, предусматривающих использование в профессиональной деятельности цифровых технологий.
Таблица 5
Выборка компетенций в самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартах вузов
ВУЗ
|
Компетенция
|
НИУ ВШЭ
|
Способность выбирать и
обосновывать инструментальные средства, информационные технологии в
соответствии с поставленной задачей
|
РУДН
|
Способность к взаимодействию в
условиях современной информационной культуры и цифровой экономики с учетом
требований информационной безопасности, этических и правовых норм
|
Способность к использованию ИКТ
в профессиональной деятельности, государственных и муниципальных информационных
систем, применение технологий электронного правительства
| |
Способность к использованию
цифровых технологий и методов поиска, обработки, анализа, хранения и
представления информации в условиях цифровой экономики и современной
информационной культуры
| |
МГИМО
РУДН
|
Способность к организации
внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечения
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления
|
СПбГУ
|
Способность планировать и
организовывать операционную деятельность на уровне подразделения организации,
в том числе на основе использования ИКТ
|
Способность понимать сущность и
значение информации в развитии общества, использовать основные методы
получения и работы с информацией с учетом современных технологий цифровой
экономики и информационной безопасности
| |
Способность использовать методы
получения и работы с информацией в профессиональной сфере с учетом
современных технологий цифровой экономики и информационной безопасности
| |
МАИ
|
Готовность получения и
обработки информации из различных источников, используя современные
информационные технологии, способность критически осмысливать полученную
информацию, выделять в ней главное
|
В данной выборке только 2 из 9 проанализированных вузов (РУДН и СПбГУ) используют понятия «цифровая экономика», «цифровые технологии», «технологии цифровой экономики», один из них (РУДН) использует понятие «технологии электронного правительства».
С целью развития имеющихся и приобретения актуальных компетенций вузы реализуют программы дополнительного профессионального образования для государственных служащих. В 2019 году в рамках образовательной программы РАНХиГС более 13 тысяч госслужащих прошли обучение по развитию цифровых компетенций. В 2020 году планируется обучение более 9 тысяч государственных и муниципальных служащих, из которых около 50 – заместители федеральных министров и руководителей федеральных служб [16].
Формирование перечня цифровых компетенций государственных служащих
В условиях активного развития информационного общества государство, бизнес и научно-образовательное сообщество сталкиваются с необходимостью согласованного определения единой системы требований к формированию, непрерывному совершенствованию и наращиванию компетенций государственного служащего, необходимых для его успешной и продуктивной деятельности.
В результате проведенного анализа выявленных тенденций предлагается синтезировать компетенции, представленные во ФГОС и квалификационных требованиях к государственным служащим, и дополнить базовые требования к знаниям и навыкам в области ИКТ усовершенствованными цифровыми компетенциями. Рекомендуемый перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих представлен в таблице 6.
Таблица 6
Рекомендуемый перечень цифровых компетенций государственных гражданских служащих
Компетенция
|
Описание компетенции
в терминах «знания и навыки»
|
Управление цифровой
информацией
|
Знания
информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обработку, анализ и
хранение данных
|
Навыки владения
основными методами, способами, средствами и системами сбора, обработки,
анализа и хранения данных
| |
Оказание цифровых государственных услуг
|
Знания цифровых технологий
оказания государственных и муниципальных услуг
|
Навыки работы с системами
инфраструктуры электронного правительства, в том числе с системами электронного
документооборота и межведомственного взаимодействия, цифровых платформ; взаимодействия
посредством цифровых сервисов (социальных сетей, мессенджеров, информационных
порталов); анализа полученной информации
| |
Развертывание цифровых решений
|
Знания основ информатики и
тенденций современных сквозных цифровых технологий
|
Навыки определения и оценки
потребностей в применении сквозных технологий в государственном управлении, внедрения технологических и продуктовых инноваций
| |
Цифровое проектное управление
|
Знания основ проектного
управления (методов и инструментов) с использованием цифровых технологий
|
Навыки определения потребностей
и отбора необходимых цифровых инструментов для решения профессиональных задач
| |
Цифровая
безопасность
|
Знания общих вопросов в области
обеспечения информационной безопасности, систем информационной безопасности,
источников угроз, средств и методов защиты информации, мер противодействия
внешним воздействиям
|
Навыки работы с системами,
обеспечивающими безопасность данных, и обеспечения соответствия основным
нормативным требованиям информационной
безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| |
Цифровая этика
|
Знания правил и норм поведения,
рисков и угроз в процессе использования цифровых технологий
|
Навыки применения правил и норм
поведения, использования инструментов и мер предосторожности, необходимых для
безопасной работы в цифровой среде
|
Помимо комплекса компетенций, необходимых для успешного и продуктивного исполнения профессиональной деятельности в условиях шестого технологического уклада, важным аспектом выступает наличие целевых установок, учитывающих ценностные ориентиры госслужащего (рис. 2).
Рисунок 2. Иерархическая структура понятий «ментальная модель» – «компетенции»
Источник: составлено авторами.
Ценности вкупе с полученными компетенциями окажут влияние на формирование ментальной модели будущего государственного управленца, сквозь призму которых им будет восприниматься мир. В связи с этим авторы сделали попытку сформулировать базовые ценностные ориентиры, которые позволят снизить уровень ошибочных решений и смягчить риски приходящей цифровой эпохи.
Во-первых, государственный управленец будущего должен быть ценностно ориентирован на служение гражданам своей страны.
Во-вторых, ввиду отсутствия эмпатических возможностей у технических систем, государственный служащий должен стратегически оценивать последствия и риски применения автоматизированных систем в государственном управлении на предмет их использования по отношению к человеку с нравственно-этической точки зрения.
В-третьих, применение передовых технологий в государственном управлении следует рассматривать как основу для гармоничного развития государства, благополучия человека и обеспечения возможностей реализации таланта каждого отдельного гражданина, искореняя всевозможные инициативы ограничения свободы личности, усиления контроля за частной жизнью и неэтического использования цифровых технологий в жизни общества.
Заключение
Анализ требований к результатам освоения программ высшего образования по профильному направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» показал низкую степень соответствия тенденциям нового технологического уклада. Менее трети российских вузов с правом самостоятельно устанавливать образовательные стандарты учитывают необходимость формирования у слушателей компетенций, необходимых для работы в новой цифровой среде. Обобщая выводы, можно прийти к заключению о необходимости пересмотра перечня компетенций, основываясь на том, что государственный управленец будущего – это высококвалифицированный специалист, владеющий расширенными цифровыми компетенциями, а также развитыми творческими и нравственными качествами. Представленным перечнем цифровых компетенций государственных служащих рекомендуется дополнить существующую российскую модель компетенций и требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Источники:
2. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. [Электронный ресурс] // Глазьев.ру. – 2017. – URL: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka ( дата обращения: 01.03.2020 ).
3. Камолов С.Г., Коржов И.А. Проблемы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – № 2 (3). – с. 185-189.
4. Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвиденья. Избранные труды. – М.: Экономика, 2002. – 767 с.
5. Львов Д.С. Эффективность управления техническим развитием. – М.: Экономика, 1990. – 255 c.
6. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=710243#040278687075956254 ( дата обращения: 10.05.2020 ).
7. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления. [Электронный ресурс] / под ред. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. – М.: РАНХиГС, 2020. – 84 с. – URL: https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/af2/Competency_Model_CDTO_RANEPA.pdf ( дата обращения: 02.05.2020 ).
8. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ ( дата обращения: 15.04.2020 ).
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175136/ ( дата обращения: 06.05.2020 ).
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры): приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 № 1518. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173666/4eb63fa3026231795c33b4e5d6607ec0444c8248/ ( дата обращения: 06.05.2020 ).
11. Образовательный стандарт высшего образования МАИ по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата): протокол Ученого совета МАИ от 01.11.2018
№ 7. [Электронный ресурс]. URL: http://files.mai.ru/site/sveden/EduStandartDoc/suos/bach/38.03.04.pdf ( дата обращения: 06.05.2020 ).
12. Образовательный стандарт высшего образования МГИМО МИД России по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры): протокол Ученого совета МГИМО МИД России от 13.06.2019 № 13/19. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/38-04-04-gmu-ps-mag.pdf ( дата обращения: 06.05.2020 ).
13. Образовательный стандарт высшего образования РУДН по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры): протокол Ученого совета РУДН от 18.02.2020 №2]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rudn.ru/u/www/files/sveden/gos/Standart-OS-VO_38_04_04.pdf ( дата обращения: 06.05.2020 ).
14. Образовательный стандарт высшего образования СПбГУ (уровень магистратуры): приказ СПбГУ от 29.08.2017 № 8483/1. [Электронный ресурс]. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/20170829_8483_1.pdf ( дата обращения: 06.05.2020 ).
15. Образовательный стандарт высшего образования ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ» по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры): протокол Ученого совета НИУ ВШЭ от 02.02.2018 № 1]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2019/12/21/1525883088/2_%D0%93%D0%9C%D0%A3%20%D0%BC%D0%B0%D0%B318%20%D0%9E%D0%A1++%20n_%D0%AD%D0%A6%D0%9F.pdf ( дата обращения: 06.05.2020 ).
16. Сайт интернет-газеты ComNews.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/ ( дата обращения: 20.05.2020 ).
17. Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями. [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. – 2017. – № 8(80).
18. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219036/ ( дата обращения: 10.05.2020 ).
19. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ ( дата обращения: 15.04.2020 ).
20. Civil Service Success Profiles // Her Majesty's Government of the United Kingdom. – 2018. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/success-profiles ( дата обращения: 15.03.2020 ).
21. Executive core qualifications // The U.S. Office of Personnel Management. – 2012. – URL: https://www.opm.gov/policy-data-oversight/senior-executive-service/executive-core-qualifications/ ( дата обращения: 15.03.2020 ).
22. Key leadership competencies // The Public Service Commission of Canada. – 2016. – URL: https://www.canada.ca/en/treasury-board-secretariat/services/professional-development/key-leadership-competency-profile.html ( дата обращения: 15.03.2020 ).
23. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. – 1990. – № 9(3). – 185-211.
24. Selection criteria for senior management posts in central government // Ministry of Finance of Finland – 2011. – URL: https://clck.ru/NaNw8 ( дата обращения: 15.03.2020 ).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:03