Об опыте обучения предпринимательству и оценки предпринимательских компетенций на основе игровых методов
Высоцкая Г.В.1, Ермашкевич Н.С.1, Панявина М.Л.1, Рязанова Н.В.2
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50084861
Аннотация:
Основной целью данной статьи является описание авторской методики оценки сформированности предпринимательских компетенций на основе игровых методов обучения. В статье показана возможность использования инструментов и индикаторов оценки компетенций в рамках курса «Основы предпринимательства», а также дополнительных оценочных шкал, позволяющих проводить более точную диагностику сформированности надпрофессиональных предпринимательских компетенций. Такой системный подход, в совокупности с набором инструментов и форматов проведения занятий, способствует повышению эффективности процесса обучения предпринимательству и построению индивидуальной траектории развития компетенций, находящихся на уровне высоких или средних возможностей для развития. В рамках исследования авторами было установлено, что наиболее подходящим методом оценки компетенций является подход, в основе которого заложены игровые методы обучения, способствующие проявлению паттернов поведения участников в процессе выполнения поставленных задач в условиях установленных временных и ресурсных ограничений, а также в процессе командной работы. Эффективность применения предложенного инструментария доказана в рамках кейса по апробации методики, который был выполнен на основе материалов «кампусного» курса «Основы предпринимательства» в Новосибирском государственном университете экономики и управления.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские способности, образование, обучение, методы оценки, игровые методы, оценка компетенций
JEL-классификация: L26, M11, I23, I26, J24
Введение
На протяжении последних лет вопрос наличия и развития гибких навыков звучит повсеместно. Федеральные образовательные стандарты нового поколения трактуют универсальные компетенции как системообразующие, от уровня сформированности данных компетенций зависит успех личности практически во всех областях профессиональной деятельности, данный тезис подтверждается и мнением работодателей. При этом, по аналитическим данным Министерства образования и АНО «Россия страна возможностей», 55% опрошенных бакалавров и 41% магистров отмечают, что во время обучения им не хватило практических навыков по использованию надпрофессиональных компетенций. Опросы Московской школы управления «Сколково» свидетельствуют о том, что не хватает навыков ведения переговоров и самопрезентации, лидерских качеств, навыков работы в команде [11].
На данный момент можно констатировать, что российские вузы не имеют единых подходов к формированию гибких навыков и их оценке.
Сегодня развитие предпринимательства в РФ является одной из приоритетных задач, в том числе развитие молодежного предпринимательства. По мнению экспертов, которое разделяют авторы статьи, в ходе осуществления образовательной деятельности можно сформировать компетенции, которые позволят студенту или будущему выпускнику реализовать себя в предпринимательской деятельности. К числу таких компетенций можно отнести гибкие навыки.
В современных экономических условиях активно исследуются вопросы обучения предпринимательству. Особое место в процессе обучения отводится вузам, которые активно внедряют различные предпринимательские курсы в образовательные программы [2; 3; 8] (Kovalenko, 2015; Naumov, Konstantinova, 2019; Nagimova, Fakhretdinova, 2020).
Внутреннее содержание таких курсов ориентировано на формирование и развитие предпринимательских компетенций. В качестве основы для разработки предпринимательских курсов может использоваться структура EntreComp, в которой сформулировано определение предпринимательства как компетенции и выделено три взаимосвязанных блока этой компетенции: «Идеи и возможности» (определение возможностей, креативность, видение, оценка действий, этическое и обоснованное мышление), «Ресурсы» (самосознание и самоэффективность, мотивация и настойчивость, мобилизация ресурсов, финансовая и экономическая грамотность) и «В действие» (инициативность, планирование и управление, преодоление барьеров, связанных с неоднозначностью, неопределенностью и рисками, сотрудничество с другими лицами, обучение через опыт) [9] (Bacigalupo, Kampylis, Punie, Van den Brande, 2016).
Разными авторами достаточно часто поднимается вопрос о том, что необходимо включать в содержательную часть предпринимательских курсов и какие компетенции обучающихся развивать [9; 10] (Bacigalupo, Kampylis, Punie, Van den Brande, 2016; Tittel, Terzidis, 2020). Разрабатывается и обосновывается компетентностная модель практико-ориентированного обучения по программам непрерывного предпринимательского образования и раскрывается последовательность формирования предпринимательских компетенций [5] (Rubin, Mozhzhukhin, Alekseeva, 2021). Особое место занимают работы, направленные на изучение возможности применения интерактивных методов обучения при формировании, развитии и оценке предпринимательских компетенций [1; 4] (Zhivitsa, Pozina, 2019; Potapova, Alekseeva, 2019).
Гипотеза исследования заключается в том, что для эффективного обучения предпринимательству необходим системный подход, включающий набор инструментов и форматов, позволяющих в процессе обучения благодаря разработанной методике с применением игровых технологий, базирующейся на заранее разработанной компетентностной модели, последовательно отслеживать формирование и развитие предпринимательских компетенций, что впоследствии способствует повышению эффективности обучения, закреплению надпрофессиональных компетенций и вырабатыванию предпринимательских навыков. Таким образом, целью статьи является обоснование эффективности предложенного подхода к обучению предпринимательству и оценке формируемых им компетенций в высших учебных заведениях посредством применения игровых технологий, позволяющих через игровую динамику оценить сформированность предпринимательских навыков с учетом разработанной компетентностной модели.
Теоретическая значимость предложенного инструментария заключается в том, что полученные результаты в процессе исследования позволяют применять методику в рамках курсов и дисциплин по обучению предпринимательству с целью оценки сформированности компетенций обучающихся, что позволяет повысить эффективность освоения материала и способствует развитию теоретических и практических исследований в области оценки предпринимательских компетенций. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методики оценки предпринимательских компетенций на основе игровых методов обучения для повышения эффективности процесса обучения предпринимательству, построения индивидуальной траектории развития для каждого студента вне зависимости от направления и уровня развития его бизнес-идеи или проекта.
При написании статьи были использованы такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент, обобщение, сравнение, анализ, синтез, группировка, сравнительный анализ, абстрагирование, классификация.
Опыт обучения предпринимательству в вузе при реализации «кампусного» курса «Основы предпринимательства»
Краткая информационная справка о «кампусном» курсе «Основы предпринимательства»
Кампусный курс «Основы предпринимательства» читается в Новосибирском государственном университете экономики и управления (НГУЭУ). Кампусный курс – образовательный курс (дисциплина), направленный на развитие универсальных (общекультурных) и (или) профессиональных компетенций студентов, внедряемый в университете вне зависимости от направления (профиля) подготовки преимущественно на 1 или 2 курсах [1].
Кампусный курс «Основы предпринимательства» состоит из семи тем, изучение которых позволит студенту познакомиться с ключевыми вопросами в области предпринимательства, развить предпринимательское мышление и разработать концепцию бизнес-проекта:
Тема 1. Введение в предпринимательство.
Тема 2. Личность предпринимателя и предпринимательская культура.
Тема 3. Как организовать бизнес.
Тема 4. Инструменты успешного предпринимательства.
Тема 5. Барьеры в предпринимательской деятельности.
Тема 6. Поиск инвесторов для создания бизнеса.
Тема 7. Государственная поддержка предпринимательской деятельности.
Для обучения студентов на образовательном портале Moodle разработан электронный курс, включающий несколько блоков: теоретический раздел, тематические задания с разработанными шаблонами по их выполнению, вопросы для обсуждения, рекомендуемая литература, материалы для дополнительного изучения, тестовые задания для самопроверки.
Теоретический блок представлен видеолекциями, дополнительными видеоматериалами и полезной информацией («что почитать», «что посмотреть» и т.д.). Слушатели, не являющиеся студентами вуза, могут пройти курс на образовательной платформе Stepik.
Тематические задания преследуют цель получения практических навыков по разработке бизнес-идеи и реализации бизнес-проекта и содержат шаблоны для выполнения отдельных заданий, позволяющих систематизировать полученную информацию или получить углубленные знания в области предпринимательства.
Работа над заданиями может выполняться как в группе (команде), так и индивидуально, в зависимости от целей, которые ставятся перед студентом, и от его амбиций. Так, если хочется создать небольшой бизнес, стабильно получать доход и ни от кого не зависеть, то можно выполнять задания индивидуально. Если же есть амбиции сделать хотя бы региональный, федеральный или международный бизнес, то без команды не обойтись, и необходимо делать задания в команде.
Вопросы для обсуждения предполагают аргументированную дискуссию с формированием собственной точки зрения по обсуждаемой теме.
Рекомендуемая литература предназначена для ознакомления с теоретическими материалами по темам практикума, а также будет способствовать более глубокому пониманию поставленных в практикуме задач по отработке практических навыков, необходимых для создания собственного бизнеса.
Форматы, используемые в процессе освоения курса
В рамках освоения курса используются различные форматы взаимодействия, способствующие наиболее полному погружению в предметную область, в том числе и с элементами геймификации.
Для проведения диагностики актуального уровня сформированности тех или иных компетенций, освоения отдельных тем курса используются различные настольные и деловые игры. Проведение занятий в игровом формате позволяет разнообразить используемый инструментарий, в легкой и непринужденной обстановке погрузить обучающихся в важные аспекты осуществления предпринимательской деятельности. В рамках процесса генерации идей, описания целевой аудитории, выявления проблем и поиска решений широко применяется игра «Стартап-конструктор», для более глубокого понимания механизмов работы рынка, работы с клиентом, изучения запросов, проведения CustDev, анализа ресурсов и рационального их использования, организации командной работы проводится деловая игра «БизнесКраФт».
В рамках занятий студенты знакомятся с действующими предпринимателями, на конкретных кейсах обсуждают особенности запуска бизнеса в той или иной сфере, типичные ошибки и нюансы.
Важная роль в рамках обучения отводится поддерживающим консультационным мероприятиям – у студентов есть возможность посещать мастер-классы, направленные на более глубокое погружение в отдельные темы, такие мастер-классы проводятся преподавателями проектного офиса в рамках площадки «Проект за 99», на регулярной основе осуществляется консультирование студентов по вопросам, возникающим в связи с проработкой проекта.
Для более глубокого погружения в проектную работу обучающиеся привлекаются к участию в различных хакатонах, проектных интенсивах, акселераторах, например, образовательный интенсив «От идеи к прототипу» от Университета 2035, акселератор SberStudent, школа Startup Unit, интенсив IDLab Skolkovo и др. Участие в таких проектах позволяет студентам находить единомышленников, формировать межвузовские команды, получать внешнюю экспертную обратную связь по своему проекту, существенно наращивать свои компетенции по осуществлению командной работы, планированию проектной деятельности, коммуникаций и т.д.
Компетенции, формируемые в курсе «Основы предпринимательства»
Фактически как невозможно со 100% вероятностью предсказать успех в будущем нового изобретения только по 1–2 характеристикам такого продукта, так, свою очередь, нельзя перечислить компетенции, без которых успешный предприниматель мог бы и обойтись. Предприниматель – это и талантливый изобретатель, и грамотный руководитель, и первоклассный менеджер по продажам. Тем не менее множество форм и многообразие форматов ведения бизнеса позволяют также говорить и о том, что различные сочетания множества компетенций и их уникальных проявлений в каждом начинающем изучать данный курс студенте и действующем предпринимателе в конечном счете и позволяют создать неповторимый фактор производства – феномен «предпринимательских способностей».
Тем не менее отдельные компетенции, на наш взгляд, являются интегрирующими, то есть без достаточного уровня их развития крайне сложно говорить о возможности становления личности предпринимателя. Даже при наличии иных значимых компетенций (таких как лидерство и партнерство и т.д.) именно эти компетенции позволяют студенту уверенно двигаться к поставленной цели, в т.ч. и выбрав описанную нами в начале «предпринимательскую» траекторию в вузе. К таким компетенциям мы относим:
● лидерство;
● планирование и организацию;
● анализ информации и принятие решений;
● клиентоориентированность;
● стратегическое мышление;
● адаптивность, гибкость;
● ориентацию на результат;
● инновационность;
● стрессоустойчивость.
Значимость этих компетенций для предпринимателя определяется целым рядом факторов, в том числе нестабильностью внешней среды, ее изменчивостью, возрастающей конкуренцией практически на всех рынках и более осознанным подходом покупателя ввиду его информированности. Такой подход находит подтверждение и в научных источниках, посвященных данной теме [6; 8; 9] (Ryzhov, Smolovskaya, 2018; Nagimova, Fakhretdinova, 2020; Bacigalupo, Kampylis, Punie, Van den Brande, 2016).
Специфика курса такова, что тематика и логика его освоения требуют наличия разных компетенций, которые и позволяют успешно справляться с поставленными задачами в проектной деятельности обучающегося, так как по существу, курс является интегрирующим (рис. 1), выше мы перечислили ключевые компетенции.
Рисунок 1. Взаимосвязь структуры кампусного курса
«Основы предпринимательства» и ключевых компетенций
Источник: составлено авторами на основе [12].
Таким образом, каждая тема курса так или иначе связана с формированием предпринимательского мышления и проработкой собственного предпринимательского проекта, а выполнение заданий требует от студентов определенной внутренней мотивации и готовности демонстрировать имеющиеся компетенции и наращивать их.
Командная работа над проектом по упаковке бизнес-идеи позволяет увидеть ценность каждого участника с его компетенциями и навыками. Курс учит иначе смотреть на проблемы, генерировать, обосновывать, упаковывать и презентовать решения и позволяет формировать и развивать компетенции, которые дадут обучающимся возможность реализовать задуманное.
Как можно видеть из схемы (рис. 1) взаимосвязи компетенций и структуры курса, значительное число компетенций, формируемых и развиваемых в курсе, не носят личностную и узкопредметную направленность. Более того, курс построен таким образом, чтобы каждая из компетенций находила свое отражение/развитие в отдельном тематическом блоке. Однако нельзя не подчеркнуть, что в отличие от целого ряда дисциплин, «Основы предпринимательства» изначально обладают спецификой, связанной с уникальностью формируемого результата обучения, а именно особенностями типа мышления и сопричастностью к предпринимательским ценностям.
Для студентов, обучающихся на «предпринимательских» профилях, например: «Управление предпринимательскими проектами», «Экономика предпринимательской деятельности», курс «Основы предпринимательства» – первое погружение в тему – фактически введение в специальность; для студентов иных профилей – возможность формировать универсальные компетенции, предусмотренные учебным планом.
Методы оценки компетенций, используемые в курсе по обучению предпринимательству
Освоение курса «Основы предпринимательства» в том формате, в котором он реализован в НГУЭУ, не только позволяет формировать и развивать предпринимательские компетенции, но и диагностировать уровень их сформированности «на входе», в т.ч. за счет освоения других кампусных курсов. Одна из особенностей курса – возможность его адаптации с учетом актуального профиля компетенций студента. Курс позволяет достаточно легко индивидуализировать траекторию, дифференцируя уровень сложности заданий и координируя осуществление проектной деятельности студентов.
Для студентов, обладающих определенным уровнем компетенций, курс позволяет проявить свои знания, умения и навыки при проработке соответствующих тем курса, выполнении ситуационных заданий и проектной работы, студенты могут развить уже имеющиеся у них компетенции, выйти на новый уровень, развить свои навыки, понять ценность этих компетенций для предпринимателя и их значимость для успешной реализации предпринимательского проекта. Для студентов, которые стартовали с изучения именно этого курса и, возможно, еще не обладают компетенциями, которые были бы важны, курс позволяет начать формирование этих компетенций, в том числе осуществляя проектную деятельность, иными словами, есть возможность задать нужную глубину освоения.
Особое внимание следует уделить возможностям курса в области формирования и развития компетенций по взаимной и самооценке предпринимательских идей и проектов. Такой подход к представлению промежуточных и финальных результатов позволяет студентам получать многостороннюю обратную связь не только от преподавателей и консультантов курса, но и от своих одногруппников, формируя тем самым у них ответственный объективный подход к выполнению ими заданий и оценке достигнутых результатов.
Для оценки компетенций в рамках курса используются различные инструменты, которые позволяют определить, насколько та или иная компетенция развита у слушателя, и одновременно с этим развить эти компетенции через обучение «друг об друга».
В таблице 1 представлены инструменты, используемые для формирования и оценки указанных выше компетенций в рамках курса «Основы предпринимательства».
Таблица 1 Инструменты для формирования и оценки компетенций в рамках курса «Основы предпринимательства»
Компетенция
|
Инструментарий
формирования и оценки
|
Индикаторы
|
Лидерство
|
В процессе освоения курса все задания и итоговый
проект выполняются в командах, одним из обязательных элементов является
наличие лидера в команде. При этом в разных заданиях лидер может быть разный.
Преподаватель периодически собирает обратную связь от команды и лидера о
текущей ситуации в команде.
На данный момент работа не систематизирована и находится в зоне ответственности ведущего преподавателя. Зона роста: необходима разработка анонимной анкеты обратной связи от каждого члена команды, которая будет включать вопросы, позволяющие оценить представленные компетенции |
- формирует цели, дает оценку выполненным задачам;
- координирует и делегирует действия; - мотивирует других на достижение целей; - несет ответственность за результаты работы сотрудников; - концентрирует общие усилия; - формирует командный дух; - внимательно следит за уровнем мотивации других; - поддерживает самостоятельные решения членов команды |
Планирование и организация
|
Распределение командных ролей
Задание «Планирование ресурсов» Задание «Анализ доходов и расходов» Задание «Анализ рисков» Задание «Составление бизнес-модели» |
- при построении планов учитывает возможные
изменения и препятствия;
- соотносит планируемый результат с затрачиваемыми ресурсами, находит оптимальный вариант распределения имеющихся ресурсов (временных, человеческих, финансовых) |
Анализ информации и выработка решений
|
Задание «Карта трендов»
Задание «Конкурентный анализ» Задание «Анализ емкости рынка» Задание «Анализ рисков» |
- интегрирует данные, полученные из различных
источников;
- разбивает сложные вопросы на составляющие части; - устанавливает взаимосвязи между разрозненными данными; - учитывает неочевидные скрытые факторы; - анализирует факты, цифры, информацию, ищет тенденции; - быстро ориентируется в информации, выявляет системные причины проблем; - критично относится к информации, тщательно проверяет данные; - делает корректные выводы; - выявляет недостаточность данных; - выявляет возможные последствия предлагаемых решений; - принимает взвешенные решения; - при выработке решения основывается на заранее сформулированных критериях; - продумывает альтернативные решения, рассматривает разные сценарии развития ситуации |
Клиентоориентированность
|
●
Деловая игра «БизнесКраФт»
● Задание на построение карты эмпатии и аватара клиента ● подготовка и проведение проблемных и решенческих интервью ● использование CustDev Задание на формулировку ценностного предложения |
- задает точные вопросы для выявления потребности
клиента;
- предлагает решения, которые в полной мере учитывают потребности клиента; - выявляет будущие потребности, предвосхищает будущие запросы; - учитывает факты, стандарты и требования при формировании предложений клиенту; - демонстрирует дружелюбный тон и конструктивность диалога в сложных ситуациях |
Стратегическое мышление
|
Задание «Карта трендов»
Задание «Составление бизнес-модели» |
- определяет долгосрочные перспективы деятельности;
- определяет будущие потребности организации; - действует с учетом будущих потребностей организации; - отслеживает тенденции развития отрасли; - демонстрирует широту видения, учитывает внутренние и внешние аспекты функционирования организации |
Адаптивность, гибкость
|
Деловая игра «Стартап-конструктор», «БизнесКраФт», методика
подготовки и проведения краш-теста предпринимательских проектов
|
- способность предлагать идеи/решения и
адаптировать/трансформировать предложенное с учетом изменяющихся условий и
факторов;
- способность слаженно работать в команде над поставленной задачей; - способность оперативно реагировать на имеющиеся дефициты, в т.ч. образовательные; - способность перераспределять/делегировать задачи между участниками команды в зависимости от сложившихся условий |
Ориентация на результат
|
Все задания, выполняемые в рамках курса
|
- быстро включается в работу, сохраняет высокий темп
работы;
- берет на себя ответственность за принятие решений в рамках своих полномочий; - при необходимости берет на себя ответственность по принятию жестких и непопулярных решений; - самостоятельно, не дожидаясь указаний, инициирует действия для достижения цели; - знает, какие цели необходимо достичь; - не умалчивает о допущенных ошибках, всегда берет на себя ответственность за неудачи |
Инновационность+критическое мышление
|
Игра «Стартап-конструктор», постановка и
тестирование гипотез, задание «Карта трендов»
|
- способность критически анализировать
информацию при поиске идей и разработке решений;
- способность генерировать нестандартные решения; - способность аргументировать предложенное, выстраивать причинно-следственные связи; - способность формулировать гипотезы и ставить задачи для их проверки |
Стрессоустойчивость
|
В процессе проработки проекта по
реализации предпринимательской идеи несколько раз в семестр проходят
мини-предзащиты промежуточных результатов, где команды сталкиваются с
необходимостью обосновать и отстоять свою точку зрения. Итоговым форматом
является краш-тест, где команды защищают свой проект перед экспертами
|
- сохраняет контроль над своими эмоциями в сложных
стрессовых ситуациях (недостаток времени, давление, прессинг и пр.);
- эффективно работает в условиях ресурсных ограничений; - продолжает работать на прежнем уровне, сталкиваясь с препятствиями и затруднениями; - быстро восстанавливается после неудач и продолжает работу; - управляет вниманием общественности, знает, как оценить его и как реагировать на него |
Таким образом, в рамках курса используется большое количество проверочных заданий, которые позволяют как сформировать компетенции, так и оценить их наличие у слушателей. Отметим, что несмотря на многообразие существующих методических инструментов, они не позволяют произвести оценку компетенций каждого слушателя в силу того, что работа над заданиями традиционно выполняется командой и отследить вовлеченность каждого участника не представляется возможным.
Авторская методика оценки предпринимательских компетенций на основе игровых методов обучения (МОПК)
В ходе образовательного процесса в НГУЭУ используются различные инструменты оценки и развития компетенций, при этом большинство подходов к оценке компетенций, представленных в литературных источниках [6; 8; 10] (Ryzhov, Smolovskaya, 2018; Nagimova, Fakhretdinova, 2020; Tittel, Terzidis, 2020), основаны на использовании тестового инструментария. Однако, на наш взгляд, большинство гибких навыков невозможно оценить через проведение тестирования, так как они проявляются именно в процессе деятельности, поэтому представляется целесообразным использование инструментов геймификации, которые являются наиболее подходящей альтернативой и позволяют в режиме реального времени пронаблюдать действия участников игры и оценить их уровень компетенций. С этой целью авторами курса был разработан методический инструментарий оценки предпринимательских компетенций – деловая игра «БизнесКраФт».
Игра «БизнесКраФт» – это инструмент обучения практическим навыкам с возможностью оценки компетенций участников в соответствии с их ролью в игре.
Основной методической целью игры является диагностика и развитие компетенций на основе поведенческого подхода и навыков в сфере применения инструментов продуктового подхода в процессе управления развитием бизнеса.
Игра может применяться:
- как инструмент обучения практическим навыкам, так как позволяет развить навыки продаж, клиентоориентированность и предложить товар, востребованный различными потребителями;
- как профессиональный инструмент, так как в ее основе «модель компетенций», причем можно использовать компетенции и индикаторы разных организаций.
Количество участников: 30+. Продолжительность: 2–4 часа.
Игру можно проводить на аудиторию от 30 до 70 человек (количество человек условное). Участники делятся на команды по 4–5 человек. Подбор участников в команды осуществляется случайным образом, так, чтобы у студентов, которые хорошо знакомы друг другом, не было преимуществ при выполнении заданий игры. Каждая команда – это организация, которая производит и продает созданные ею товары. В основе игры лежит процесс моделирования рыночной ситуации. Игра включает 5–6 раундов, в ходе которых участники команды меняются ролями, демонстрируя свои навыки. Каждый из которых имитирует определенный этап развития рынка – от «нового» до рыночного спада. В зависимости от количества участников определяется конкурентная ситуация на рынке. В игре действует внутренний и внешний рынок, поэтому помимо организации производства собственными силами команда участников может приобрести товар для перепродажи на «внешнем» рынке, правила игры отдельно регламентируют длительность внешних поставок.
Потребительский рынок в игре представлен разными категориями покупателей. На каждые 2–3 команды предусмотрен правилами 1 клиент, который выступает в качестве заказчика и имеет свою легенду бизнеса, а также требования к порядку заключения соглашений и сделок с ним.
Процесс оценки компетенций происходит командой организаторов игры, включающей ведущего-координатора процесса игры и экспертов-наблюдателей, закрепленных за каждой командой игроков, оценивающих ход принятия решения игроками, а также их компетенции во время раундов игры.
Деловая игра позволяет оценивать компетенции и развивать следующие навыки в игровом процессе:
● активного слушания – умение слышать запрос клиента;
● принятия решений в области адаптации продукта в соответствии с запросом рынка;
● разработки MVP и создания продуктов, которые удовлетворяют запросам наиболее многочисленной целевой аудитории или выбранному целевому сегменту;
● организации групповой работы в команде.
Игра построена на примирении интерактивных технологий взаимодействия как с ведущим (с целью рефлексии полученных в ходе раундов результатов), так и другими участниками игры в процессе принятия решений.
Деловая игра позволяет сделать срезовую диагностику уровня компетенций и рекомендуется к использованию для стартовой диагностики. «БизнесКраФт» может применятся для оценки освоения компетенций по итогам курса «Основы предпринимательства».
В ходе проведения игры осуществляется оценка компетенций обучающихся по следующему алгоритму:
1. Формирование групп и ознакомление участников с порядком проведения процедуры диагностики.
2. В начале деловой игры:
● оглашение регламента и правил проведения игры;
● закрепление наблюдателя за группой/командой, в т.ч. и категория участников – покупатели.
3. Непосредственно наблюдение и фиксация результатов.
Основные компетенции, оцениваемые в процессе игры:
- лидерство;
- стратегическое мышление;
- анализ информации и выработка решений;
- гибкость/адаптивность;
- клиентоориентированность;
- стрессоустойчивость;
- инновационность.
Диагностика компетенций
В процессе игры за каждым участником закрепляется роль, которая меняется от раунда к раунду. У каждой роли есть определенный набор компетенций, что позволяет в ходе игры оценить их уровень сформированности.
Компетенции оцениваются двумя способами:
- самим игроком путем самообследования по итогам игры или отдельного этапа игры;
- экспертом-наблюдателем, который фиксирует результаты на протяжении всей игры в соответствии с разработанным чек-листом.
Самообследование. Игроку после завершения каждого раунда предлагается заполнить короткую анкету, в которой содержатся вопросы, определяющие поведенческие паттерны. После окончания игры экспертом проводится анализ полученных результатов в соответствии с разработанной шкалой (табл. 2).
Таблица 2
Пример оценочной шкалы SKILL по компетенции «Клиентоориентированность»
Компетенция
|
Super level – Гуру
|
Kind level – Поиск зон роста
|
Intermediate Level – Есть к чему стремиться
|
Light Level (Lot of opportunities)
– Большие возможности для развития компетенции
|
Клиентоориентирован-ность
|
Задает точные вопросы для выявления потребности клиента;
Предлагает решения, которые в полной мере учитывают потребности клиента. Выполняет принятые на себя обязательства перед клиентом. Демонстрирует дружелюбный тон и конструктивность диалога в сложных ситуациях. Запрашивает обратную связь у клиента в контрольных точках и по результатам работы |
При принятии решений, касающихся взаимодействия с
клиентами, руководствуется целью взаимной выгоды, может упускать долгосрочную
выгоду, стремясь получить пользу здесь и сейчас.
Задает вопросы с целью изучения потребностей и ожиданий клиентов, может совершать несущественные ошибки в интерпретации. Работает на актуальные и явно продемонстрированные потребности клиента. Предлагает компромиссные решения, которые устраивают и клиента, и компанию по основным критериям. Запрашивает обратную связь только по результатам работы |
При принятии решений, касающихся взаимодействия с клиентами,
руководствуется в первую очередь своей целью. Может поддаваться на давление и
манипуляции клиента, упускать свою выгоду и выгоду компании.
При определении потребностей клиента либо довольствуется названной клиентом, не проясняет потребность, либо исходит из своих представлений. Не всегда оправдывает ожидания клиента от сервиса, при этом стремится избегать конфликтов и претензий. Может отказаться решать проблему внутреннего клиента, интерпретируя правила и регламенты в свою пользу |
При взаимодействии с клиентом руководствуется только своей
целью.
Не пытается определить потребность клиента, сразу предлагает выгодное ему решение/продукт. Идет на конфликты с клиентом, игнорирует клиентские претензии. Не повышает качество взаимодействия с клиентом даже при получении обратной связи |
Оценка экспертом. Осуществляется оценка каждого участника команды в соответствии с его ролью в раунде по заранее разработанным критериям. По итогам оценивания формируется единая спайдер-диаграмма, описывающая уровень сформированности заданных компетенций у каждого участника (рис. 2).
Рисунок 2. Спайдер-диаграмма результатов оценки компетенций участника игры
Источник: составлено авторами.
Результаты оценки могут быть оцифрованы для выдачи обучающимся по результатам игры. Результатом наблюдения за участниками деловой игры становится оценка в баллах по всем используемым критериям, допускаются краткие комментарии. По завершении процедуры оценки материалы обобщаются с целью формирования контекста общего отчета, в который также включается аналитика по игровому процессу по группе в целом.
По итогам игры проводится коллективная рефлексия и индивидуальная рефлексия (по запросу).
В 2022 году впервые была проведена апробация инструмента в НГУЭУ, численность участников игры составила порядка 100 человек, по результатам игры были построены спайдер-диаграмма результатов оценки компетенций для всех участников, принимавших участие в игре, что позволило оценить уровень навыков и степень освоения теоретического материала, а также выявить разрывы в развитии предпринимательских компетенций внутри групп обучающихся и команд, работающих над созданием предпринимательского проекта, связанные с индивидуальными особенностями освоения компетенций, а также скорректировать для них ряд обучающих материалов, что позволило сформировать для них индивидуальную, наиболее подходящую с учетом полученных в ходе игры результатов траекторию развития собственных предпринимательских навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный обзор формирования предпринимательских компетенций на основании разработанной авторами методики обучению основам предпринимательства позволяет сделать следующие выводы.
Кампусный курс «Основы предпринимательства» способствует формированию предпринимательских компетенций в двух направлениях: формирование предпринимательского мышления и овладение базовыми предпринимательскими компетенциями.
Несмотря на то, что наиболее эффективным форматом в рамках курса является работа в малых группах, это, в свою очередь, затрудняет оценку предпринимательских компетенций у слушателей в силу сложности определения личного вклада каждого участника команды.
По результатам апробации инструмента (авторской методики оценки предпринимательских компетенций на основе игровых методов обучения (МОПК)) в рамках занятий по курсу «Основы предпринимательства» можно сделать следующие выводы:
- на ход и результаты игры влияет настрой участников, и при отсутствии мотивации оценка компетенций не представляется возможной.
- при количестве участников более 20 человек фиксация результатов является трудозатратной и требуется большое количество игропрактиков.
Важным направлением развития представленного оценочного инструмента является формирование способов фиксации результатов для дальнейшего анализа. Одним из вариантов может являться привлечение к проведению оценки студентов направления «Социология» для проведения и использования полученных данных для написания исследовательской работы по соответствующей тематике. Другим вариантом является введение дополнительного игрового периода, в рамках которого участники игрового процесса будут проводить самооценку. Данный подход является спорным ввиду возможного искажения результатов.
[1] Положение о конкурсе кампусных курсов в НГУЭУ
Источники:
2. Коваленко А.И. О ключевых задачах проектирования системы обучения предпринимательству: идеи и сюжеты III конференции РАОП // Современная конкуренция. – 2015. – № 6(54). – c. 63-80.
3. Наумов С.Ю., Константинова Л.В. Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2019. – № 3. – c. 137-146. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-137-146.
4. Потапова О.Н., Алексеева Е.В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. – 2019. – № 1(73). – c. 17-23.
5. Рубин Ю.Б., Можжухин Д.П., Алексеева Е.В. Непрерывное предпринимательское образование: формирование инновационной модели (опыт 2021 года) // Современная конкуренция. – 2021. – № 4(84). – c. 91-108. – doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-91-108.
6. Рыжов Б.Н., Смоловская Л.Б. Методика системной диагностики мотивационно ценностной сферы личности: М-тест // Системная психология и социология. – 2018. – № 4(28). – c. 26-39.
7. Сорокин П.С., Повалко А.Б., Черненко С.В. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами?. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/07/16/1597171058/%D0%A1%D0%90%D0%9E%209(39)%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 17.08.2022).
8. Нагимова Н.И, Фахретдинова М.А. Softskills – предпринимательские компетенции – инновационной экономике региона. Kei.ulstu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kei.ulstu.ru/assets/files/pdf/sved/Sbornik_soft_skills_2020.pdf (дата обращения: 19.08.2022).
9. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/305991942 (дата обращения: 15.08.2022).
10. Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial competences revised: developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences // Entrepreneurship Education. – 2020. – № 1. – p. 1-35. – doi: 10.1007/s41959-019-00021-4.
11. Уровень soft skills у российских студентов начали оценивать в специальных центрах. Skillbox.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/uroven-soft-skills-u-rossiyskikh-studentov-nachali-otsenivat-v-spetsialnykh-tsentrakh (дата обращения: 19.09.2022).
12. Официальный сайт платформы «Россия — страна возможностей». [Электронный ресурс]. URL: https://rsv.ru (дата обращения: 19.09.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:57:12