Joint purchases model as a form of services in cooperative-network interactions and development of an improvement mechanism
Ananina R.F.1, Kuimov V.V.1
1 Сибирский федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 11 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 12 (december 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47995219
Cited: 1 by 07.08.2023
Abstract:
The results of testing the author's algorithm for evaluating joint purchases as a form of services are presented. As a result, a model that takes into account the structural elements included in the ecosystem of platform relations was designed.
The authors have developed the theoretical provisions of the joint purchases organization. Authors' definitions and clarifications are given, as well as independent scientific definitions are put into circulation.
Modeling of joint purchases was the basis for the development of the authors' improvement mechanism, contributing to the development of methodological provisions of the issue under study.
Keywords: Industry 4.0, improvement mechanism, joint purchases, trade and economic relations, services, digital transformation, ecosystems, electronic platform
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-410-242916.
JEL-classification: M11, M21, O31, L81, L86
Введение
Пандемия как драйв-фактор ознаменовала все больший рост электронной коммерции, особенно в части развития дистанционной купли-продажи товаров с помощью различных платформенных инструментов и приложений. Понижение роли классических посреднических отношений, повышение прозрачности торгово-экономических операций, увеличение скорости товарного сбыта от производителя к конечному потребителю – реальность, обусловленная действием четвертой промышленной революции.
Тенденции Индустрии 4.0 проявляются в развитии сложных экосистем, действующих в банковской сфере, государственных и муниципальных услугах, доставке еды и товаров, передвижении и др. Услуги оказываются в режиме реального времени, мгновенно оплачиваясь и документально подтверждаясь [6–9] (Zakharov, Trofimov, Frolov et al., 2019; Kostin, Berezovskaya, 2019; Polyakov, 2019; Fedorova, Syrovatkina, 2019) в условиях различных экосистем.
Классическая схема товарного обращения «деньги – товар – деньги’» трансформировалась под действием цифровых технологий, исключая обширные посреднические связи: производители работают в условиях электронных платформ, выкладывая товар на цифровую витрину собственного производства, где покупатели выбирают и приобретают его.
В таких экономико-цифровых отношениях посредником выступает не розничный магазин, а электронная платформа или куратор кооперационного сообщества потребителей.
Потребители, объединяясь, формируют кооперационное сообщество в условиях электронной платформы, на которой организатор выступает посредником за комиссионное вознаграждение, оказывая услуги по информационному сопровождению при выборе и передаче товаров. Такая форма услуг трактуется нами как совместные закупки, организованные в кооперационно-сетевых взаимодействиях.
Организация совместных закупок является многоуровневым процессом, но при этом осуществляется в условиях одноранговой экономики. В этой связи представляются актуальными ее оценка и разработка механизма совершенствования ввиду отсутствия комплексных подходов к исследованию в научной среде.
Методологические аспекты исследования
При исследовании совместных закупок разрабатывался и апробировался авторский алгоритм оценки их организации на основе поэтапного комплексного изучения с помощью общенаучных и специальных методов – наблюдения, сравнения, сопоставления, корреляционно-регрессионного анализа, моделирования [2] (Ananina, Kuimov, 2019).
Применение комплексного подхода обусловлено необходимостью учета факторов влияния, а также возможностью ориентации на функционально-средовое пространство при организации совместных закупок.
Наряду с комплексным подходом учитывался функционально-средовой, предполагающий исследование функций управления, этапов организации, взаимодействующих элементов в сети и кооперационных сообществах.
В результате разработки авторского алгоритма были развиты теоретические положения организации совместных закупок, подтверждающие необходимость учета принципов открытости и контактирования, которые влияют на общий сетевой эффект с элементами синергии.
Принципы открытости и контактирования анализировались в системе функций управления – планирования, мотивации, организации, контроля, что способствовало определению нежелательных явлений при организации совместных закупок в структуре кооперационно-сетевых взаимодействий и выявлению причинно-следственных связей.
Набор причинно-следственных связей позволил сформировать модели черных ящиков, демонстрирующих входные и выходные параметры с математическими зависимостями.
Представленные результаты были получены в ходе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок, который позволил сформировать модель со структурными элементами.
Базовые понятия и модель организации совместных закупок
Исследование мнений ученых о происхождении экономики совместного потребления и цифровых экосистем позволило выделить различия в терминологическом аппарате [10–12] (Hamari, Sjöklint, Ukkonen, 2016; Zervas, Proserpio, Byers, 2017; Zhang Lu, Sha Sha Fang, 2013).
Различие в терминологическом аппарате исследования при применении дефиниций «покупки» и «закупки» обусловлено тем, что употребление последних является более корректным, так как отражает всю сущность изучаемой формы услуг.
Закупка предполагает сбыт продукции производителем, при котором организатор электронной платформы предварительно оформляет единую заявку, сформированную по выборам потребителей платформы, объединившихся в кооперационное сообщество.
Таким образом, совместные закупки – это форма услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях, генерируемых различными участниками экономических отношений на взаимовыгодной основе посредством предприятия, управляющего электронной платформой [3] (Ananina, Kuimov, 2020).
На основе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок была спроектирована модель, учитывающая базовые характеристики ее структуры (рис. 1).
Рисунок 1. Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях
Источник: составлено авторами.
Совместные закупки как форма услуг трансформируются в экосистему, которая состоит из кооперационно-сетевых элементов (потребители, производители или оптовые поставщики, службы доставки, организаторы платформы, центры выдачи товаров, сотрудники управляющей организации), обладающих автономностью участия, и реализуют торгово-экономические отношения в своем виде деятельности.
Нами было введено авторское определение: организация совместных закупок – объединение акторов, участвующих при дистанционном заказе товаров в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий, функционирующих внутри электронной платформы и оказывающих услуги по его сопровождению [3] (Ananina, Kuimov, 2020).
Таким образом, модель организации совместных закупок спроектирована с интеграцией участников кооперационно-сетевых взаимодействий, описывает возможные к оказанию услуги, а также включает особенности функционирования организации, управляющей электронной платформой.
Структура механизма совершенствования организации совместных закупок
Структура механизма и особенности его разработки представлены в источниках с позиций различных подходов [1, 5, 7] (Alenina, Gribanov, 2019; Eleneva, Andreev, Tszin Yuytszyao, 2019; Kostin, Berezovskaya, 2019). На основе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок была спроектирована модель, а также определены нежелательные явления – средний показатель открытости у одного из исследуемых объектов, отсутствие анонсированной миссии и задач функционирования, а также методологической базы к изучению данного вопроса.
В связи с этим механизм организации совместных закупок был разработан на основе применения функционально-средового и комплексного подходов, состоящих в изучении влияющих факторов внешней и внутренней среды, авторского алгоритма оценки, и обозначил миссию, цель, задачи, свойства услуг, принципы, функции, методы и инструменты (рис. 2).
Рисунок 2. Механизм совершенствования организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях
Источник: составлено авторами.
Разработка авторского механизма совершенствования была направлена на возможное устранение нежелательных явлений в деятельности акторов совместных закупок, а также организации, управляющей электронной платформой, что свидетельствует об универсальном характере его применения.
Заключение
Отличительными характеристиками совместных закупок как формы услуг являются:
1) быстрый рост при присоединении новых участников экономических отношений;
2) отсутствие единого акцента на одном виде деятельности;
3) стремление к переходу основных процессов в обществе в цифровой формат.
Форум совместных закупок создается по модели прорывных инноваций, где изменением паттерна потребительского поведения становится заказ товаров через электронные каталоги с помощью организаторов. С течением времени происходит рост и присоединение новых структурных элементов (центров раздачи товаров, производителей и поставщиков, служб доставки), что приводит к цифровой трансформации – все взаимодействующие элементы образуют экосистему с предпринимательской средой.
References:
Alenina K.A., Gribanov Yu.I. (2019). Razvitie mekhanizma formirovaniya kompetentnostnogo potentsiala upravleniya s ispolzovaniem vozmozhnostey setevizatsii i tsifrovizatsii sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Development of the mechanism for the formation of the competence management capacity using the possibilities of networking and digitalization of socio-economic systems]. Creative economy. 13 (3). 517-522. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.3.39963 .
Ananina R.F., Kuimov V.V. (2020). Organizatsiya sovmestnyh zakupok kak formy uslug v kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviyakh [Organization of joint purchases as a form of services in cooperative and network interactions] M.: Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo. (in Russian).
Ananina R.F.. Kuimov V.V. (2019). Metodika otsenki sovmestnyh zakupok prodovolstvennyh tovarov [The method of evaluation of joint purchases of food products]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3(104)). 997-1001. (in Russian).
Dneprov M.Yu., Mikhaylyuk O.V. (2019). Tsifrovaya ekonomika kak novaya ekonomicheskaya kategoriya [Digital economy as a new economic category]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1279-1294. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41249 .
Eleneva Yu.Ya., Andreev V.N., Tszin Yuytszyao (2019). Razrabotka podkhoda k obespecheniyu effektivnosti investitsionnyh proektov, realizuemyh v usloviyakh setevyh struktur [Development of an approach to ensure the effectiveness of investment projects implemented in the conditions of network structures]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1371-1378. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.5.40651 .
Fedorova O.I., Syrovatkina T.N. (2019). Set kak forma vzaimodeystviya subektov ekonomiki [Network as a form of interaction of economic agents]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1353-1362. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40737 .
Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. (2016). The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption Journal of the Association for Information Science and Technology. 67 (9). 2047-2059. doi: 10.1002/asi.23552.
Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2019). Sovremennye tekhnologii tsifrovoy ekonomiki kak drayver rosta mirovogo rynka tovarov i uslug [Modern technologies of the digital economy as a driver of growth in the world market of goods and services]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 455-480. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40511 .
Polyakov R.K. (2019). Evolyutsiya transnatsionalnyh kompaniy: perspektivy v epokhu «setevoy globalizatsii» [The evolution of multinationals: perspectives in the era of «network globalization»]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (1). 37-54. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.1.39737 .
Zakharov V.Ya., Trofimov O.V., Frolov V.G. i dr. (2019). Mekhanizmy integratsii i kooperatsii slozhnyh ekonomicheskikh sistem v sootvetstvii s kontseptsiey «Industriya 4.0» [Mechanisms of integration and cooperation of complex economic systems in accordance with the concept of Industry 4.0]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1341-1356. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41283 .
Zervas G., Proserpio D., Byers W. (2017). The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry Journal of Marketing Research. (5). 687-705.
Zhang Lu F., Sha Sha Fang (2013). Joint Purchase Service System Research Based on User Needs Applied Mechanics and Materials. 423 1823-1826. doi: 10.4028/www.scientific.net/AMM.423-426.1823.
Страница обновлена: 29.04.2025 в 06:33:49