Государственная корпорация – инкубатор крупных бизнесов

Файков Д.Ю.1, Байдаров Д.Ю.2
1 Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики
2 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Государственная корпорация – инкубатор крупных бизнесов // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114827.

Аннотация:
Поставленная задача технологического прорыва, несмотря на активное обсуждение в научной и экспертной среде, остается далека от решения. В работе сделана попытка оценить возможности диверсификации экономики и развития новых высокотехнологичных отраслей на примере деятельности Госкорпорации «Росатом». Использован подход с точки зрения теории общественного блага, применены методы фактологического анализа, обобщения, графического анализа, логического моделирования. Обосновано, что наряду с частными благами, атомной отраслью создаются блага, обладающих характеристиками общественных, или имеющих положительные внешние эффекты, что определяет формы государственного участия. В том числе, использование механизма государственной корпорации. Дана характеристика новых продуктовых направлений «Росатома», с выделенными основными продуктами, их конкурентные преимущества. Определены возможности импортозамещения, и выхода на мировые рынки, кооперационные механизмы, меры государственной поддержки. Выявлены тенденции развития Госкорпорации «Росатом», связанные с производством новых продуктов. Построена модель развития, и сформулирован ряд возможных принципов диверсификации атомной отрасли. Научно-методическими результатами работы стало обоснование роли государства в виде использования государственных корпораций для диверсификации экономики и развития высокотехнологичных отраслей. А также, выявление такой сложившейся на практике функции Госкорпорации «Росатом», как «инкубация» крупных бизнесов – их формирование и развитие до уровня лидера рынка. В практическом плане результаты работы могут быть использованы для построения систем управления диверсификацией и развития новых направлений в других отраслях, холдингах, государственных корпорациях, а также использоваться для формирования необходимого институционального и правового поля

Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, диверсификация, оборонно-промышленный комплекс, общественное благо, промышленная политика, Госкорпорация «Росатом»

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение. В 2018 году Президент РФ обозначил технологический прорыв приоритетным направлением развития российской экономики. С этим приоритетом связана и поставленная ранее задача увеличения выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) [2; 4], поскольку именно ОПК традиционно является одним из основных высокотехнологичных секторов отечественной экономики.

Технологический прорыв – это уход от сырьевой направленности экономики, диверсификация промышленности, перевод ее на производство высокотехнологичной продукции особенно там, где речь идет об обеспечении импортобезопасности страны. При всей понятности цели, сломано уже немало перьев в дискуссиях разного уровня о способах осуществления такого перехода. Основываясь как на экспертных мнениях [21; 30], так и эмпирическом опыте последних лет сделаем предположение, что в этом процессе должны участвовать и вновь создаваемые организации, и уже существующие, имеющие необходимые опыт и ресурсы. При поддержке государства они могут создавать общее институциональное, структурное, технологическое поле, в котором будут развиваться и новые компании.

Мировой и российский опыт показывают, что основная роль в формировании высокотехнологичных отраслей принадлежит крупным холдингам, в том числе, государственным корпорациям. В России госкорпорации (имеются в виду госкорпорации, занимающиеся производством и разработками – «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») составляют большую часть ОПК [5], развивают высокотехнологичные гражданские производства, а в некоторых случаях – целые отрасли (например, производство углекомпозитов в Госкорпорации «Росатом»). Несмотря на существующую дискуссию в отношении самой организационно-правовой формы «государственная корпорация», она на современном этапе видится перспективной для выполнения задач технологического прорыва. Одно из обоснований такого взгляда основано на том, что диверсификация экономики, развитие высокотехнологичных производств – это деятельность, создающая значительные положительные внешние эффекты, поэтому в ней должны принимать участие как предприятия частного сектора, так и государство, в том числе, в лице государственных корпораций. Развитие госкорпорациями высокотехнологичных гражданских направлений позволит не только им самим быть лидерами в отдельных отраслях, но и «вырастить» негосударственные предприятия – чемпионы. Госкорпорации могут и должны стать локомотивами технологического развития и формирования технологического суверенитета государства.

Цель статьи – дать научно обоснованную оценку возможностям диверсификации экономики и развития новых высокотехнологичных отраслей с использованием механизма государственной корпорации на примере Госкорпорации «Росатом».

Обзор литературы. Российскими учеными в последние десятилетия много и подробно рассматривались разные аспекты технологического прорыва: необходимость технологического перевооружения основных отраслей производства [6], полномасштабного финансирования производств нового технологического уклада [13], формирования необходимых институтов [30], приоритетного развития отечественного производства и науки [21], увеличения выпуска гражданской продукции ОПК [12] и пр. В исследованиях, связанных с диверсификацией экономики больше внимания стало уделяться роли государства [22], участию в качестве основных акторов государственных корпораций [9; 26], формированию новых бизнес-моделей [15; 28] и систем управления диверсификацией [17]. Западные исследователи, оценивая диверсификацию оборонного сектора, чаще рассматривают вопросы интернационализации производства [41], стоимости оборонных компании [44], увеличения расходов на НИОКР [42], технологического трансфера [45], изменения природы угроз [25; 43].

Смена частичной деиндустриализации в ведущих странах на реиндустриализацию [27] и «технонационализм» [41], приводит к сокращению числа фирм, производящих высокотехнологичную продукцию в одной рыночной нише [26] и ужесточению конкуренции. В таких условиях возрастает роль государственных корпораций, как институтов, способных концентрировать ресурсы в приоритетных сферах и становиться технологическими лидерами [23]. Отечественными авторами одной из немногих глобально конкурентоспособных компаний называется Государственная корпорация «Росатом» [18; 24]. Указывается эффективность ее системы управления [9], принципы которой пока слабо отражены в научной литературе, их можно отметить лишь в разрозненных исследованиях: отдельно рассматриваются подсистема управления диверсификацией [17], моделирование на основе прогнозов [15], необходимость посредника между оборонной и гражданской промышленностью [46] и пр.

Методы и информация. Рассмотрение диверсификации и развития высокотехнологических отраслей с точки зрения теории общественного блага дало возможность обосновать участие государства в данных процессах. В российской экономической литературе пока редко встречается анализ отдельной отрасли с точки зрения производства общественных благ, хотя он интересен не только с теоретической, но и с практической точки зрения, так как помогает оценить «направления стратегического развития» [20], а в некоторых случаях – и эффективность распределения ресурсов. Применение фактологического и институционального анализа позволило для каждого продуктового направления выделить конкурентные преимущества, возможности выхода на мировые рынки, кооперационные механизмы и пр. Методы обобщения, графического анализа и логического моделирования были использованы для обоснования тенденций развития Госкорпорации «Росатом» и производства новых продуктов, построения перспективной модели развития. Информационной базой послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Роспатента, материалы Госкорпорации «Росатом» и входящих в нее организаций, нормативно-правовые акты, работы российских и зарубежных ученых, материалы центральных и отраслевых СМИ.

Понятие «диверсификация» в рамах настоящей статьи относится к трем процессам, в которых участвует «Росатом». 1. Диверсификация национальной экономики – уход от сырьевой направленности, увеличение доли обрабатывающей промышленности. «Росатом», как госкорпорация, работающая в высокотехнологичных сферах, является проводником такой политики государства. 2. Диверсификация деятельности самой корпорации, как способ повышения ее устойчивости и рыночного положения, развитие смежных с атомной энергетикой технологий и производств. 3. Диверсификация ОПК – повышение доли гражданской продукции в общем выпуске оборонных организаций, в том числе, с целью формирования их финансовой устойчивости и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Безусловно, эти процессы взаимосвязаны между собой, но различаются с точки зрения их организации. Поэтому, говоря о диверсификации, мы уточняем, о каком ее понимании идет речь.

Результаты. Общественный характер благ, производимых атомной отраслью. Деятельность Государственной корпорации «Росатом» включает все переделы в атомной энергетике, включая строительство АЭС; обеспечение военной безопасности в области ядерного оружия; производство новых продуктов. В «Росатом» входит более 300 организаций: научно-исследовательские и проектные институты, машиностроительные и приборостроительные заводы, комбинаты по переработке сырья и материалов, добывающие предприятия, сервисные и иные компании. Общая численность работников Госкорпорации – 276 тысяч человек. Организации расположены более, чем в 70 муниципальных образованиях в 52 регионах РФ [14].

Объемы выручки «Росатома», как общей, так и от производства новых продуктов, ежегодно увеличиваются (рис. 1)

Рисунок 1. Общая выручка (в открытой части) и выручка от новых продуктов Госкорпорации «Росатом», млрд. руб.

Источник: составлено авторами по отчетам Госкорпорации «Росатом» за соответствующие годы.

Атомная промышленность (практически полностью объединенная в рамках Госкорпорации «Росатом») является производителем достаточно широкого круга благ, многие из которых носят общественный характер: военная безопасность, геополитический статус государства, контроль за радиационной и ядерной безопасностью, сохранение природных ресурсов, развитие науки и образования, занятость населения, региональное развитие и пр. Некоторые частные блага, создаваемые отраслью, оказывают заметные внешние положительные эффекты, например, выработка энергии на АЭС, переработка ядерных отходов, высокотехнологичный экспорт и пр. [37, с. 130-145].

В частности, положительный эффект от строительства и обслуживания АЭС за рубежом распространяется на многие предприятия – от проектировщиков до добывающих отраслей: такое благо можно представить лишь как частично исключаемое. Положительный эффект распространяется на длительное время, ведь жизненный цикл АЭС сегодня «переваливает» за 100 лет [14].

Другая сторона высокотехнологичного экспорта как общественного блага заключается в создании имиджа «умного» государства с развитыми технологиями, лидера в масштабных проектах, что способствует выходу на иностранные рынки и других национальных производителей.

Сегодня «Росатом» имеет самый большой в мире портфель заказов на строительство энергоблоков в других странах [14]. Однако динамика роста зарубежных заказов в последние годы тормозится (рис. 2). Связано это с негативным влиянием ряда стран к атомной энергетике, возрастающей конкуренцией на мировом рынке, и политическим давлением.

Рисунок 2. Портфель зарубежных заказов Госкорпорации «Росатом» на десятилетний период, млрд. долл. США

Источник: составлено авторами по отчетам Госкорпорации «Росатом» за соответствующие годы.

С 2014 года в Госкорпорации начались работы по диверсификации деятельности – создании новых высокотехнологичных продуктов, востребованных рынком [1]. Со временем новые направления деятельности смогут увеличить объем высокотехнологичного экспорта. И российская, и зарубежная практика подтверждает, что диверсификация (особенно предприятий оборонного сектора) – это не краткосрочная «кампания», а долгосрочный процесс [22]. Таким образом, диверсификация в Госкорпорации «Росатом» – это не только расширение сфер деятельности и повышение общей устойчивости корпорации, но и поддержка высокотехнологичного экспорта, то есть создание блага с положительным внешним эффектом.

Многие предприятия «Росатома» работают в наукоемких видах деятельности. Задачи оружейного направления отрасли, необходимость поддержания лидерских позиций в атомной энергетике, выход на рынки новых продуктов требуют проведения прикладных, и, частично, фундаментальных научных исследований. Работе с интеллектуальной собственностью, трансферу технологий придается в «Росатоме» ключевое значение (рис. 3).

Рисунок 3. Количество результатов интеллектуальной деятельности предприятий Госкорпорации «Росатом», ед.

Источник: составлено авторами по отчетам Госкорпорации «Росатом» за соответствующие годы, Годовому отчету Роспатента, 2020.

Научная деятельность в Госкорпорации осуществляется на основе широкого взаимодействия не только между организациями отрасли, но и в сотрудничестве с внешними институтами: Академией наук, ведущими университетами, зарубежными научными центрами (например, участие в проектах ИТЭР, МБИР и других). Фундаментальные исследования могут стать одним из направлений диверсификации, что является совершенно новым явлением для российских компаний (подробнее рассмотрено в [39]).

Высокотехнологичные и наукоемкие сферы деятельности требуют квалифицированного персонала. В «Росатоме» значительное внимание уделяется сохранению и развитию научных школ, созданию мотивирующей среды [2], подготовке и привлечению талантливых выпускников вузов, для чего работа с молодежью начинается уже со школы [3]. Поддержка школ и вузов позволяет повысить качество образования всех учащихся, а не только тех, кто идет работать на предприятия отрасли, что можно оценить, как чистое общественное благо.

Производство новых продуктов в Госкорпорации «Росатом». В «Росатоме» создана единая система управление процессами диверсификации, деятельность которой базируется на ряде принципов:

- выбор направлений диверсификации, отвечающих критериям технологической, рыночной и финансовой перспективности;

- наличие трех организационных уровней диверсификации;

- использование возможностей внутреннего заказчика и организаций-интеграторов;

- привлечение сторонних организаций или создание новых при недостатке собственных компетенций;

- экспертная и финансовая помощь Госкорпорации «Росатом» предприятиям;

- формирование организационной структуры на предприятиях, отвечающей требованиям рыночной деятельности, с использованием принципа «одного окна» [38].

Для формирования объективного представления о процессах диверсификации в атомной отрасли проведем анализ текущего состояния производства новых продуктов, включая способы объединения компетенций; конкурентоспособность; возможности импортозамещения (в контексте импортобезопасности); планы по выводу продукции на зарубежные рынки; государственную поддержку. Кооперация показывает текущий масштаб направления, возможности его дальнейшего расширения, выхода за пределы «Росатома» и влияние на формирование соответствующей отрасли промышленности. Основные продуктовые направления представлены в таблице 1, некоторые в качестве примеров рассмотрены далее более подробно.

Таблица 1. Основные продуктовые направления диверсификации

в Госкорпорации «Росатом»

Направление
Основные продукты
Кооперация в выпуске продукции
Аддитивные технологии
3D-принтеры для печати металлическими порошками; порошок для печати; услуги по печати изделий
Интегратор – ООО «Русатом – Аддитивные технологии», производство 3D-принтеров, порошка, разработка ПО, лазеров и пр. – около 10 предприятий отрасли*
Атомные станции малой мощности (АСММ)
Плавучая АЭС, наземные модульные АЭС
Интегратор – АО «Русатом Оверсиз», производство реакторов - предприятия отрасли, строительство ПАТЭС - ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «Балтийский завод» (не входят в «Росатом»)
Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) и электротехника
АСУТП для энергетики и промышленности, электротехническое оборудование, электронно-компонентная база для применения в АСУ ТП
Интегратор – АО «Русатом Автоматизированные системы управления», производство - консорциум из более, чем 20 предприятий отрасли
Ветроэнергетика
Строительство ВЭС, ветрогенераторы 2,5 МВт
Интегратор – АО «НоваВинд», производство оборудования – вновь созданное СП с нидерландской компанией
Водородная энергетика
Низкоуглеродное производства водорода, создание систем хранения, разработка транспорта на водороде.
Интегратор – АО «Русатом Оверсиз», создание пилотной установки по производству водорода на АЭС, участие в консорциуме по отработке внедрения водорода на железнодорожном транспорте - предприятия отрасли.
Многофункцио-нальные центры облучения
Обработка сельскохозяйственной продукции, медицинских изделий и пр. ионизирующим излучением
Интегратор - АО «Русатом Хэлскеа», производство оборудования -предприятия отрасли, центры облучения – вновь созданные организации
Накопители энергии
Литий-ионные батареи и системы накопления энергии для электротранспорта, бесперебойного энергоснабжения и пр.
Интегратор - ООО «РЭНЕРА», сборка батарей и производство материалов – предприятия отрасли, для производства комплектующих куплено корейское предприятие.
Нефтесервис
Аппаратура для геосервиса и геофизики, оборудование для добычных работ и обслуживания трубопроводов, автоматизация объектов ТЭК, геосервисные услуги
Интегратор - АО «Русвэллгруп», разработки и производство - предприятия отрасли, организуются совместные предприятия и кооперация с внеотраслевыми организациями
Углекомпозиты
Производство углеродного волокна, тканей, препрегов и изделий на их основе
Управляющая компания АО «НПК «Химпроминжиниринг», производство – приобретенные и вновь построенные предприятия
Цифровые технологии
Программное обеспечение; центры обработки данных; система контроля и управления доступом; суперкомпьютеры; сетевое и телекоммуникационное оборудование
Общее управление – Блок цифровизации «Росатома», координация деятельности по выводу на рынок цифровых продуктов - ЧУ «Цифрум», реализация цифровых продуктов и решений - ООО «Русатом цифровые решения», производители – предприятия отрасли, привлеченные внеотраслевые предприятия, консорциумы.
Ядерная медицина
Производство радиофармпрепаратов; технологического оборудования для их производства; оборудования для диагностики и лучевой терапии; услуги в области ядерной медицины
Интегратор - АО «Русатом Хэлскеа», производство РФП и оборудования - более 10 предприятиях отрасли, осуществляется тесное сотрудничество с учреждениями Минздрава России, создается совместное производство с зарубежными компаниями
Северный морской путь (СМП) **
Ледокольное обеспечение проводки судов в акватории СМП, строительство логистической инфраструктуры и др.
Руководство - Дирекция Северного морского пути «Росатома», основные участники – входящие в Госкорпорацию ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие»
*«интегратор» – организация, созданная «Росатомом» специально для координации работ по направлению; «предприятия отрасли» - организации, входившие в Госкорпорацию «Росатом» до создания интегратора, их основная деятельность не связана с направлением (в том числе, это организации, относящиеся к ОПК).

**направление отличается от остальных - вместе с предоставлением услуг включает значительные инфраструктурные решения; считаем необходимым включить его в общий обзор, поскольку в нем акцентируются характерные особенности государственной корпорации.

Источник: составлено авторами на основе официальных сайтов Госкорпорации «Росатом» и интеграторов.

Цифровые технологии включают продукты, как для внутреннего потребления (цифровизация отрасли), так и для продажи, а также деятельность по поддержке цифровизации российской экономики. Основные продукты, выводимые на рынок:

- программное обеспечение (ПО): «Логос» – пакет программ класса CAE [4]; «Multi-D» – система управления жизненным циклом сложного объекта капитального строительства (например, АЭС); «Волна» – программно-вычислительный комплекс, моделирующий работу газопровода; «Призма 2.0» – автоматизированная система управления дискретным производством и др.;

- услуги собственных центров обработки данных (ЦОД), в том числе, расположенных на площадках АЭС, модульные и контейнерные ЦОД;

- программно-аппаратные комплексы: система контроля и управления доступом на массовые мероприятия и охраняемые объекты «Пилот» и др.;

- суперкомпьютеры: компактные, средней и большой мощности.

По итогам 2020 года реестр цифровых разработок «Росатома» содержал более 100 наименований от 30 организаций [14]. Необходимо выделить ПО «тяжелого» класса – «Логос» и разрабатываемую систему полного жизненного цикла «Цифровое предприятие», создаваемые полностью на отечественных решениях, призванные заместить импортные аналоги, доля которых в своих сегментах на рынке РФ и многих стран доходит до 100%.

Для ряда продуктов предполагается возможность выведения на внешние рынки, например, объявлялось, что в 2022 году готовятся зарубежные продажи «Логоса» [5] и пр.

Аддитивные технологии. Основная продукция: 3D-принтеры для печати металлическими порошками RusMelt-300, RusMelt-600; металлический порошок для печати; услуги по печати изделий. Ключевые элементы технологии – линейка лазеров и ПО для принтеров, производятся предприятиями отрасли. Конкурентные преимущества принтеров – возможность работать с двумя порошками при изготовлении одной детали, установка до четырех лазеров для увеличения производительности. Принтеры подобные RusMelt-600 в мире представлены лишь у единиц ведущих производителей [16].

Рынок 3D-печати и оборудования, как российский, так и мировой, сильно конкурентные. Однако, в сегменте производства принтеров для печати металлическими порошками, и в изготовления самих порошков, конкурентов значительно меньше.

Углекомпозиты. В «Росатоме» сформирован новый дивизион «Перспективные материалы и технологии» (бренд UMATEX), включающий 9 предприятий. Группа UMATEX занимает первое место в России и входит в десятку мировых лидеров по производству углеродного волокна широкого сортамента. Создана полная технологическая цепочка – от сырой нефти до сложных композитных изделий, например, крыльев и элементов механизации нового отечественного пассажирского самолета МС-21, оборудования для атомной отрасли и других. UMATEX полностью обеспечивает потребности в композитах российского судостроения и космической отрасли. Создано производство композитного спортинвентаря (компания «Заряд»). С 2017 года углеродные ткани поставляются на ведущие итальянские судоверфи, производящие люксовые яхты и катера.

Группа UMATEX формировалась «Росатомом» в основном путем приобретения предприятий и долей в капитале. В том числе, была приобретена дочерняя компания одного из ведущих мировых производителей углекомпозитов Porsher Industries (Франция). В планах компании - в несколько раз масштабировать российский рынок, к 2030 году войти в топ-5 мировых производителей [35].

Ветроэнергетика. Направление включает строительство и обслуживание ветроэлектростанций (ВЭС), локализацию производства ветроэлектроустановок (ВЭУ), создание системы технического регулирования, эксплуатацию и продажу электроэнергии. В настоящее время идет строительство уже шестой ВЭС (Берестовской), всего введено в строй около 300 ВЭУ. «Росатом» является одним из трех крупнейших участников российского рынка строительства ВЭС. Общий объем портфеля АО «НоваВинд» составляет порядка 35% рынка ветроэнергетики в России [29]. Пока технологии производства ВЭУ – импортные, создано совместное производство генераторов и гондол ветроустановок. Степень локализации при создании ВЭС достигает 68% [11], перспектива – до 85%. Прорабатывается вопрос производства лопастей для ВЭУ группой UMATEX. В международной стратегии направления - постройка за рубежом до 2030 года ВЭС на 5ГВт [34] (примерно 2000 ВЭУ).

Ядерная медицина. Объединяет следующие направления работ:

- производство радиофармацевтических препаратов (РФП) (радиофармацевтических лекарственных средств (РФЛС), радионуклидов, в том числе, в виде фармацевтических субстанций для изготовления и производства РФЛС);

- изготовление технологического оборудования для производства РФП (циклотроны и другое оборудование);

- изготовление оборудования для диагностики и лучевой терапии (линейные ускорители для дистанционной лучевой терапии, гамма-терапевтические аппараты контактной лучевой терапии «АГАТ»);

- услуги в области ядерной медицины (создание центров ядерной медицины);

- разработка отечественного программного обеспечения для использования в ядерной медицине.

Серьезный дефицит оборудования для диагностики и лечения онкологических заболеваний в РФ ставит вопрос о серьезном расширении данного направления в «Росатоме». В Госкорпорации ведутся работы по созданию и выводу на рынок импортозамещающего радиотерапевтического комплекса на основе линейного ускорителя электронов; по разработке широкого ассортимента рентгеновской техники и ОФЭКТ/КТ-сканеров; локализации магнитно-резонансного томографа (МРТ); разработки полностью отечественного МРТ и др. С участием «Росатома» прорабатывается создание сети центров ядерной медицины и радионуклидной терапии (в Иркутске, Липецке, Обнинске, Уфе, Московской, Иркутской областях, Ставропольском крае и пр.).

Расширяется выход на внешние рынки: «Росатом» занимает одно из ведущих мест на мировом рынке торгуемых радионуклидов, прежде всего, молибдена-99; в 2020 году в Таиланд поставлен циклотронно-радиохимический комплекс для производства РФП и т.д.

Атомные станции малой мощности. АСММ стали в последнее время буквально прорывом в атомной энергетике. Их разработку, испытание и, в ряде случаев, применение начали Россия, США, Китай, Канада, Великобритания, Франция, Корея, Аргентина. По оценкам МАГАТЭ, мировая потребность в таких реакторах до 2040 года – от 500 до 1000 блоков [10]. На мировом рынке уже идут активные переговоры по поводу строительства АСММ: американские компании планируют их размещение в Польше, Эстонии, Румынии, Болгарии, Индонезии; РФ ведет переговоры с Филиппинами, ОАЭ и т.д.

«Росатом» разрабатывает АСММ на базе ледокольных ректоров КЛТ-40С и РИТМ-200. Первый используется в уже эксплуатируемой плавучей АЭС «Ломоносов» в Певеке, на базе второго предполагается создать наземную модульную АЭС. Конкурентные преимущества реактора РИТМ-200 – надежность, отработанность, серийное производство. Строительство первой такой АСММ предполагается в Усть-Янском районе Якутии, срок ввода в промышленную эксплуатацию - 2028 год.

Северный морской путь. Правительством РФ Госкорпорация «Росатом» определена инфраструктурным оператором Северного морского пути, что подразумевает выполнение корпорацией хозяйственных, организационных, государственно-регуляторных функций в акватории СМП и прибрежных регионах [1]. Подробное их описание приведено в работе [7, с.68-69].

Для объединения работ по развитию и устойчивому функционированию СМП в «Росатоме» образована Дирекция Северного морского пути, которая управляет федеральным проектом «Северный морской путь», входящим в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» [3], курирует работу предприятий Госкорпорации, обеспечивающих эксплуатацию атомных ледоколов и судов вспомогательного флота; навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания в акватории СМП и пр. В состав атомного ледокольного флота входят шесть атомных ледоколов и атомный лихтеровоз. Ведется строительство еще четырех ледоколов, в том числе, самого мощного в мире проекта «Лидер».

Помимо функций инфраструктурного оператора, «Росатом» реализует в акватории СМП, прибрежных регионах ряд инвестиционных проектов. Прежде всего – комплексный проект «Северный морской транзитный коридор», предполагающий создание транспортно-логистической системы для международных транзитных морских грузоперевозок Азия – Европа, включая строительство коммерческого флота, транспортно-логистических узлов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском (там «Росатом» уже строит контейнерные терминалы), инфраструктуры, обеспечивающей уровень сервиса, отвечающего современным запросам грузоперевозчиков (реконструкцию портов Певек и Сабетта, АСММ в районе СМП, единую цифровую платформу управления движением по СМП и пр.). Предприятиями Госкорпорации разрабатывается свинцово-цинковое месторождение «Павловское» (Новая Земля), планируется добыча урана и золота в Эльконском рудном районе (Якутия) и др. [7, с.70-71].

Госкорпорация «Росатом» участвует в формировании государственной научно-технической, промышленной политики и национальной системы высокотехнологичной деятельности по направлениям новых бизнесов: является центром компетенций Федерального проекта «Цифровые технологии» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]; ответственным за развитие высокотехнологичных областей «Квантовые вычисления», «Новые производственные технологии», «Технологии новых материалов и веществ»; инициирует формирование объединений, поддерживая частных разработчиков ПО (консорциум разработчиков CAD/САЕ систем) [33], производителей композитных материалов (кластер «Композиты без границ») и пр. Имея опыт в создании новых продуктов, «Росатом» обобщает и кодифицирует его, переносит в формальный вид стратегических и иных документов.

Обсуждение. Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщений относительно созданной системы диверсификации в атомной отрасли и сформулировать возможные принципы развития.

1. Практически все рынки, как мировые, так и отечественные, на которых представлены новые продукты «Росатома» – растущие. Ряд рынков в РФ только начинают формироваться с приходом на них Госкорпорации (например, рынок ветроэнергетики). Все рынки – высокотехнологичные, соответствуют направлениям парадигмы «Индустрия 4.0». Не присутствие на этих рынках может обернуться серьезным провалом через несколько лет, когда технологии станут базовыми для экономики, и создание продукции без их использования не позволит на равных конкурировать с иностранными производителями [30].

2. Большинство продуктов, разрабатываемых для этих рынков – импортозамещающие, в ряде случаев российских аналогов или нет, или крайне мало, например, накопители энергии на базе литий-ионных аккумуляторов, оборудование для лучевой терапии и диагностики, комплексы программ инженерного моделирования и пр. Такое развитие подразумевает опережающие затраты на НИОКР и маркетинг. Эти сферы в мировой практике часто являются объектами государственной поддержки [8].

3. По ряду направлений есть потенциал для конкуренции на мировых рынках, поставлены задачи по экспорту продукции. «Росатом» стремится к формированию технологических цепочек в рамках компаний-интеграторов, соответствующих структуре мировых лидеров. Пример – производство углекомпозитов. Помимо сильной конкурентной позиции, такой способ производства обеспечивает и технологическую безопасность.

4. Необходимость формирования технологических цепочек (так называемых «сквозных технологий») определяет привлечение отсутствующих компетенций «со стороны»: интеграторами создаются кооперации с предприятиями частного сектора, с зарубежными компаниями, организуются новые производства. Развитие новых направлений открывает рыночные ниши для частных подрядчиков, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом создаются не только новые рабочие места, но и новые для страны рынки высокотехнологичной продукции.

5. Использование интегратора выводит маркетинговую деятельность за контур предприятий ОПК, чтобы не создавать внутри них две системы управления (гособоронзаказом и рыночной деятельностью по гражданским продуктам). Это повышает эффективность производства гражданской продукции при безусловном выполнении гособоронзаказа.

6. Наличие у Госкорпорации опыта выполнения крупных проектов федерального и мирового значения, собственных ресурсов позволяет государству привлекать «Росатом» к реализации новых масштабных проектов, в которых требуются как производственные и научно-технические компетенции, так и умение формировать государственно-частные партнерства для управления не только хозяйственной деятельностью, но и вопросами территориального развития (как, например, развитие СМП и Арктической зоны РФ) [40].

7. Можно выделить несколько этапов в развитии системы новых бизнесов в «Росатоме» и предположить возможные перспективы развития этой системы (рис. 4)

Рисунок 4. Развитие системы новых бизнесов в «Росатоме»

Источник: составлено авторами.

Выпуск новой (гражданской, «прочей») продукции начал организовываться еще в советское время каждым предприятием самостоятельно или в кооперации с традиционными отраслевыми подрядчиками. Современным этапом стало создание новых продуктов под управлением интеграторов, организующих производство с привлечением партнеров из-за контура Госкорпорации, в том числе, зарубежных. В итоге формируются новые крупные производства. Этот опыт показывает, что госкорпорации могут быть «инкубаторами» крупных бизнесов, что важно как само по себе, так и с точки зрения развития промышленной политики, формирования необходимых институтов.

8. Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд возможных принципов развития диверсификации атомной отрасли:

а). Ключевые товары и переделы в технологиях должны быть свои. История показывает, что их отсутствие – это постоянная опасность, которая может быть использована и в политических целях, и в конкурентной борьбе. Для остальных товаров и технологий должна быть предусмотрена возможность диверсификации поставок. Такой принцип противоречит популярным теориям международного разделения труда, однако современный глобализованный мир показывает вполне осязаемое отступление от этих теорий.

б). Создаваемые новые продукты должны быстро внедряться в производство для их тестирования и доработки. Без проверки в условиях реального производства создать работающий продукт (особенно крупный, высокотехнологичный) практически невозможно, и тем более невозможно выйти с ним на зарубежный рынок крупных заказчиков [19]. В этом процессе важна акцентированная государственная поддержка. В качестве примеров такого подхода можно отметить разработку ПО «Логос» [36], композитных материалов [32], аддитивных технологий [31]и пр.

в). Высокотехнологичную конечную продукцию должны выводить на рынок крупные предприятия. Только они (в кооперации, в том числе, с малыми и средними компаниями) могут производить сложные изделия (самолет, станок, ПО «тяжелого» класса и пр.) и конкурировать на равных с ведущими мировыми производителями.

г). Положительные внешние эффекты, которые формируются производством новых продуктов в «Росатоме», подтверждают необходимость постоянного и активного государственного участия в этом процессе, в том числе, в определении приоритетов диверсификации и производстве новых продуктов, помощи в формировании стратегических альянсов производителей и потребителей, институциализации трансфера технологий и пр.

Заключение

Государственная корпорация, как организационно-правовая форма и организационно-экономическая система, на современном этапе видится эффективной для решения вопросов диверсификации экономики и развития новых высокотехнологичных отраслей. Такой вывод можно сделать на основе анализа деятельности Госкорпорации «Росатом».

С теоретической точки зрения диверсификация в атомной отрасли позволяет не только производить частные блага, но и создает положительные внешние эффекты, такие как развитие в стране высокотехнологичных отраслей, включая поддержку предприятий [18] (в том числе, частных, не входящих в «Росатом»), создание новых рабочих мест, развитие территорий, развитие науки и образования и пр. Наличие положительных экстерналий подтверждает необходимость участия в этой деятельности государства, в частности, в вопросах целеполагания, стратегического планирования, распределения ресурсов, создания необходимых институтов. Государственная корпорация, как форма государственного участия в экономике, как раз и позволяет решать эти вопросы. Также она дает возможность формирования государственно-частных партнерств, в том числе, в областях производства и разработок (что показано на примере «Росатома»).

Важным научно-методическим результатом работы стало выявление такой сложившейся на практике функции Госкорпорации «Росатом», как «инкубация» крупных бизнесов – их формирование и развитие до уровня лидера рынка, что, с одной стороны, не является традиционной функцией госкорпораций, занимающихся производством и разработками, с другой, значительно отличает госкорпорации от традиционных бизнес-инкубаторов, ориентированных на начинающий малый бизнес. Данная особенность, безусловно, требует дальнейших исследований и обсуждений.

Рассмотренные в работе принципы развития диверсификации в Госкорпорации «Росатом» имеют как практическое, так и методическое значение. Они могут быть применены в других отраслях, холдингах, государственных корпорациях для построения собственных систем управления диверсификацией и развития новых направлений, а также использоваться для формирования необходимого институционального и правового поля.

[1] До 2014 года многие предприятия Госкорпорации осуществляли выпуск «непрофильной» продукции. Но не было единой корпоративной системы управления этой деятельностью, она осуществлялась каждым предприятием самостоятельно.

[2] Как один из результатов, показывающий положительное отношение к корпорации молодежи – регулярное занятие высших мест в «Рейтинге лучших работодателей России», проводимом платформой HeadHunter.

[3] Можно отметить реализуемый в городах присутствия проект «Школа Росатома», олимпиаду школьников «Росатом», широкую профориентационную деятельность, формирование Консорциума опорных вузов Госкорпорации «Росатом», целевые места приема, практику студентов на предприятиях отрасли и пр.

[4] САЕ (Computer Aided Engineering) – моделирование физических процессов и инженерный анализ изделий.

[5] Росатом представит англоязычную версию системы «Логос» в 2022 году.


Источники:

1. Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314658/ (дата обращения: 29.03.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 13.05.2022) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW319701/ (дата обращения: 20.05.2022).
3. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р (ред. от 13.04.2022) «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW308743/ (дата обращения: 28.04.2022).
4. Послание Президента РФ Федеральному собранию 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW207978 (дата обращения: 29.03.2022).
5. Приказ Минпромторга РФ от 03.07.2015 № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса». [Электронный ресурс]. URL: https: zarplatto.ru/docs/common/upload/files/docsPrikazN1828.pdf (дата обращения: 29.03.2022).
6. Аганбегян А.Г. Перезапуск национальных проектов как условие экономического роста // Научные труды ВЭО России. – 2020. – № 5. – c. 49-67. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-225-5-49-64.
7. Байдаров Д.Ю., Файков Д.Ю. Диверсификация в атомной отрасли России. / монография. - М.: Издательство «Перо», 2021. – 126 c.
8. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Альтернативная модель управления инновациями и высокотехнологическим сектором экономики России // Управленец. – 2020. – № 5. – c. 2–16. – doi: 10.29141/2218-5003-2020-11-2-16.
9. Бойко А.Н. Государственная корпорация «Росатом»: уникальная форма системного управления и хозяйствования // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2020. – № 4. – c. 25-36. – doi: 10.33983/2075-1826-2020-4-25-36.
10. Большие перспективы малых реакторов. Страна Росатом. 02.05.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://strana-rosatom.ru/2019/05/02/bolshie-perspektivy-malyh-reaktorov/ (дата обращения: 25.03.2022).
11. Ветроэнергетика. Росатом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosatom.ru/production/vetroenergetika/ (дата обращения: 03.03.2022).
12. Власкин Г.А. Диверсификация ОПК как приоритетное направление построения высокотехнологичной отечественной промышленности // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 5. – c. 97-113. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10061.
13. Глазьев С.Ю. Приоритеты опережающего развития российской экономики в условиях смены технологических укладов // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 2. – c. 12-16.
14. Годовой отчет Госкорпорации «Росатом» за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://report.rosatom.ru/53.html (дата обращения: 12.02.2022).
15. Довгий В.И., Киселев В.Н. О моделировании процессов диверсификации производства на предприятиях ОПК // Инновации. – 2019. – № 6. – c. 20-26. – doi: 10.26310/2071-3010.2019.248.6.003.
16. Есть, что добавить. Эксперт онлайн. 05.05.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/2021/05/5/yest-chto-dobavit/ (дата обращения: 20.02.2022).
17. Зобов Ю.А., Синьковский Ф.К. Актуальные вопросы диверсификации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса и конкуренции на рынках продукции гражданского назначения // Вестник «НПО «Техномаш». – 2021. – № 3. – c. 56-64.
18. Ивантер В.В., Семикашев В.В. Роль атомной промышленности в экономике страны и стоящие перед ней вызовы // Энергетическая политика. – 2017. – № 3. – c. 3–11.
19. ИТ-директор «Росатома»: никакого другого пути, кроме достижения технологической независимости, не существует. Интерфакс 09.02.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/interview/820852 (дата обращения: 15.03.2022).
20. Караваева И.В., Казанцев С. В., Коломиец А. Г. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
21. Клепач А.Н. Технологические, структурные и финансовые факторы развития российской экономики // Труды Вольного экономического общества России. – 2019. – c. 94-106.
22. Кравченко Н.А., Агеева С.Д. Диверсификация экономики: институциональные аспекты // Journal of Institutional Studies. – 2017. – № 4. – c. 52-67. – doi: 10.17835/2076-6297.2017.9.4.052-067.
23. Кузнецов Н.В., Котова Н.Е. Использование института государственных корпораций для обеспечения экономического роста // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 8. – c. 40-44.
24. Курдин А.А., Пих С.В. Особенности промышленной политики в российской атомной отрасли // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 84. – c. 85-108. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-84-85-108.
25. Лещенко Ю. Г. Новые подходы к оценке уровня внешнеэкономической безопасности РФ // Экономическая безопасность. – 2018. – № 2. – c. 149-155. – doi: 10.18334/ecsec.1.2.100532.
26. Лугачёва Л. И. Высокотехнологические и наукоемкие производства: трансформация системы управления активами и новые бизнес-стратегии (на примере ГК «Ростех») // Мир новой экономики. – 2021. – № 4. – c. 88-99. – doi: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-88-99.
27. Масютин С.А., Животовская А.Г. Реиндустриализация экономики как основа промышленной политики России // Экономика промышленности. – 2019. – № 4. – c. 416-425.
28. Мусатова М.М. Новые индустриальные модели и системы управления в компаниях ГК «Ростех» // Мир новой экономики. – 2021. – № 4. – c. 100-112. – doi: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-100-112.
29. НоваВинд. Атомная энергия 2.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atomic-energy.ru/NovaWind (дата обращения: 20.03.2022).
30. Полтерович В.М. Реформа государственной системы проектной деятельности, 2018–2019 годы // Terra Economicus. – 2020. – № 1. – c. 6–27. – doi: 10.18522/2073-6606-2020-18-1-6-27.
31. Превратить перспективы в лидерство // Атомный эксперт. – 2020. – № 9. – c. 6-7.
32. Председателю Правительства РФ М. Мишустину продемонстрировали производство композитных материалов Росатома. Атомная энергия 2.0. 13.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2020/07/13/105345 (дата обращения: 15.03.2022).
33. Росатом инициировал создание консорциума российских разработчиков систем CAD/CAЕ. Атомная энергия 2.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2021/07/06/115271 (дата обращения: 16.02.2022).
34. Росатом оценивает потенциал зарубежных рынков ветроэнергетики в 5ГВт. Тасс 19.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/13467621?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 29.03.2022).
35. Российское углеволокно. Путь к лидерству. Гражданин страны «Росатом». 21.12.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://grazhdaninrosatom.ru/citys/angarsk/angarsknews/rossiyskoeuglevolokno (дата обращения: 21.03.2022).
36. РФЯЦ-ВНИИЭФ: Пакет программ Логос. Tadviser. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 15.03.2022).
37. Файков Д.Ю. Закрытые административно-территориальные образования. Системные трансформации. / монография. - Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2012. – 394 c.
38. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Диверсификация производства в атомной отрасли // Экономическое возрождение России. – 2020. – № 3. – c. 96-109.
39. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. «Большой Саров»: явные и неявные эффекты территориального размещения науки // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 4. – c. 128-146.
40. Файков Д.Ю., Файкова Е.Д. Новые технологии и стратегические возможности Государственной корпорации «Росатом» в развитии Северного морского пути // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 2-3. – c. 97-108.
41. Caglar K., Bitzinger. R. Defense industries in the 21-st century: A comparative analysis – The second e-workshop // Comparative Strategy. – 2018. – № 4. – p. 255-259. – doi: 10.1080/01495933.2018.1497318.
42. Gholz E. Conventional Arms Transfers and US Economic Security // Strategic Studies Quarterly. – 2019. – № 1. – p. 42-65.
43. Healey J., Korn E. Defense Support to the Private Sector: New Concepts for the DoD’s National Cyber Defense Mission // The Cyber Defense Review. – 2018. – p. 227-244.
44. Lemke T. Defense Stock Investments and the Major Companies in 2019. // The balance. 2019. June, 25
45. Martins B., Ahmad N. The security politics of innovation: Dual-use technology in the EU’s security research programme. In Calcara, Antonio; Raluca Csernatoni; & Chantal Lavallée, eds, Emerging Security Technologies and EU Governance Actors, Practices and Processes. London: Routledge, 2020
46. Merindol V., Versailles D.W. The (R) Evolution of Defence Innovation Models: Rationales and Consequences. Policy Paper / Armament Industry European Research Group. 2020. July

Страница обновлена: 31.05.2022 в 02:09:00