Система непрерывной профессиональной подготовки как фактор экономического роста в гражданской авиации

Иванова М.О.1, Лавская К.К.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184881
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье затронуты вопросы выбора факторов экономического роста в гражданской авиации. Сделан акцент на факторы, связанные с системой образования и подготовки, поскольку в современных условиях квалификационный уровень сотрудников и их мотивационная ориентация на производительный труд является важнейшим конкурентным преимуществом. Рассмотрены существующие подходы к выбору факторов экономического роста по группе переменных - образованию. Сделан вывод о приоритетности фактора - доля лиц, имеющих инженерное образование, и предложен вариант адаптации данного фактора к отраслевым особенностями. В статье рассмотрена система непрерывной профессиональной подготовки в гражданской авиации и показаны возможные траектории профессионального роста, с уточнением особой значимости для гражданской авиации системы курсов повышения квалификации. В статье показано, что факторы, связанные с системой образования, могут двояко оказывать влияние на экономический рост - через качественный уровень трудовых ресурсов и за счет экономии на количестве обучающихся за счет средств государственного бюджета при условии удовлетворения потребностей отрасли.

Ключевые слова: подготовка персонала, факторы экономического роста, система непрерывной профессиональной подготовки

JEL-классификация: J24, M53, M12



Введение

Экономический рост означает увеличение объема выпуска товаров и услуг в рассматриваемой экономической системе. Для целей настоящей статьи в качестве объекта будем рассматривать отраслевую экономическую систему – гражданскую авиацию.

Факторы (или детерминанты) экономического роста описаны в различных теориях и имеют множество методов их изучения. Например, согласно К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю [1, с. 381–383] (Makkonnell, Bryu, 1992, р. 381–383), источниками экономического роста являются факторы предложения, спроса и распределения. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают факторы предложения (количество и качество имеющихся ресурсов, объем основного капитала и используемые технологии). Улучшение качества ресурсов, использование результатов технического прогресса, приращение основного капитала наращивают в компании производственные возможности и позволяют добиться экономического роста. В число факторов, определяющих экономический рост, включается широкий спектр политических, географических, экономических, демографических, социальных, трудовых и иных показателей [2] (Sharaev, 2006).

Однако среди всего многообразия показателей для целей настоящей статьи особого внимания заслуживают трудовые факторы и факторы, связанные с системой образования.

В настоящее время человеческие ресурсы становятся ключевым конкурентным преимуществом любых компаний, особенно тех, чья деятельность связана с высокотехнологичными процессами и сложными техническими системами, как, например, организации воздушного транспорта. Персонал как ключевой ресурс обладает определенным набором характеристик, среди которых можно выделить профессиональную подготовку и сформированность профессиональных компетенций. Подготовленность персонала к высокоэффективной работе является важным условием экономического роста в гражданской авиации, однако подготовленность не является константным показателем, а находится в постоянной динамике из-за стремительного развития научно-технического прогресса, быстрой смены условий работы, технологических особенностей производства, а также устаревания знаний сотрудников. В связи с этим необходимо рассматривать подготовленность персонала к трудовой деятельности в контексте системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов для гражданской авиации.

Таким образом, целью настоящей статьи является обоснование применения в качестве одного из факторов экономического роста в гражданской авиации состояния системы непрерывной профессиональной подготовки.

Факторы экономического роста, относящиеся к сфере образования

Сферу образования можно назвать одной из групп переменных, влияющих на экономический рост. Разные авторы относили к данной переменной целый ряд факторов. Так, Барро Р. и Лии Дж. рассматривали гендерный аспект образования и приводили в качестве факторов уровень образования населения в разрезе мужчин и женщин, а также общий уровень высшего образования населения [3] (Barro, Lee, 1994). Аналогичные факторы описаны и в работе Каселли, Эсквиль и Лефорт [4] (Caselli, Esquivel, Lefort, 1996). Бесспорно, уровень образования населения можно назвать одним из показателей экономического роста, однако, на наш взгляд, приведение данного фактора в разрезе гендерной составляющей не является актуальным для гражданской авиации, где квалификационный уровень как мужчин, так и женщин, задействованных на различных должностях в отрасли, традиционно высокий и соответствует выполняемым трудовым функциям и регламентирующим документам, диктующим требования к персоналу организаций воздушного транспорта.

Достаточно подробно исследователями изучен такой фактор экономического роста, как общий уровень образования населения. К вопросу о влиянии уровня образования населения на рост экономических показателей страны обращались многие зарубежные авторы [5–9] (Azariadis, Drazen, 1990; Barro, 1991; Knowles, Owen, 1995; Easterly, Levine, 1997; Bils, Klenow, 2000) в конце ХХ – начале XXI века, когда особенно актуальной стала задача поиска резервов в сфере человеческих ресурсов и наращения их знаний, умений и навыков, а также готовности к освоению новой техники и новых технологий, их высокой обучаемости и мобильности. Однако данные исследования направлены на оценку влияния данного фактора на экономику страны в целом, поэтому данные методологические изыскания нельзя в полной мере применить к поставленным целям – найти и показать влияние факторов, связанных с образованием, на экономическую устойчивость и экономический рост отраслевых организаций.

В работах некоторых авторов рассмотрены такие показатели, как доля студентов отдельных специальностей. Например, Мерфи, Шлейфер и Вишни [10] (Murphy, Shleifer, Vishny, 1991) рассматривают доли студентов инженерных и юридических специальностей. На наш взгляд, данный подход является интересным для оценки фактора экономического роста гражданской авиации, которая традиционного использует труд персонала, имеющего преимущественно инженерное образование. Однако требуется адаптация данного подхода для целей гражданской авиации и введение некоторых уточняющих показателей. Для гражданской авиации имеет значение не просто наличие у персонала инженерного или технического образования, а наличие именно авиационного образования – то есть полученного в образовательных организациях гражданской авиации, образовательные программы которых учитывают специфику отрасли, в первую очередь речь идет о подготовке «специалистов-эксплуатанционщиков» [11] (Eliseev, 2015) и ориентации при подготовке на формирование ответственного отношения к вопросами обеспечения безопасности [12] (Ivanova, Marinov, 2019). Таким образом, фактором экономического роста гражданской авиации в контексте такой переменной, как образование, может быть эффективность функционирования системы подготовки кадров, востребованных в отрасли.

Система непрерывной профессиональной подготовки в гражданской авиации

Система подготовки персонала в гражданской авиации включает три вертикально интегрированных учебных комплекса [13]. В данных учебных заведениях ведется подготовка по ряду направлений и специальностей, востребованных в отрасли. Ключевой акцент при подготовке персонала в образовательных организациях гражданской авиации отводится программам 25 укрупненной группе специальностей, среди которых программы подготовки пилотов гражданской авиации, диспетчеров управления воздушных движением, инженеров, обслуживающих воздушных суда и объекты аэропортов и аэродромов, специалистов служб авиационной безопасности и др. Кроме того, в образовательных организациях гражданской авиации ведется подготовка по ряду «сопутствующих» профессий, востребованных в отрасли, – сюда можно отнести как управленческие направления подготовки (экономика, менеджмент, управление персоналом, юриспруденция), так и ряд технических (прикладная математика, транспортная логистика, техносферная безопасность и др.). В организациях воздушного транспорта широко применяется труд специалистов, не имеющих профильного авиационного образования, однако, на наш взгляд, это может в ряде случаев отрицательно влиять на уровень подготовленности данных специалистов к работе в отрасли. Для эффективного функционирования гражданской авиации важно обеспечение безопасности, а этого можно достичь в немалой степени за счет привлечения к выполнению всех трудовых функций квалифицированного и ориентированного на соблюдение безопасности персонала. И если вопросы квалификации могут быть решены за счет привлечения специалистов, имеющих базовое техническое образование, предусматривающее серьезную фундаментальную подготовку, которое может быть получено в ведущих вузах страны, не относящихся к системе подготовке персонала в гражданской авиации, то вопросы формирования и воспитания ответственного отношения персонала к соблюдению безопасности и его тотальному контролю являются особенностью именно системы образования гражданской авиации.

Также следует отметить, что в условиях высокого темпа научно-технического прогресса, внедрения новой техники и новых технологий, появления новых профессий получение профессионального образования один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. В настоящее время персоналу требуется постоянное обновление знаний, умений и навыков, что обуславливает развитие системы непрерывной профессиональной подготовки.

В современных условиях профессиональная подготовка может быть реализована на нескольких уровнях [14]: среднее профессиональное образование, а также высшее образование, включающее уровень бакалавриата, специалитета или магистратуры и аспирантуры. Кроме того, в гражданской авиации широко применяется дополнительное профессионального образование, программы которого регулярно проходят как специалисты авиационного персонала, так и специалисты других профессий, чей труд задействован в отрасли. Система дополнительного профессионального образования гражданской авиации представлена российскими и зарубежными авиационными учебными центрами, аккредитованными федеральным агентством воздушного транспорта [13]. Также по ряду программ персонал организаций воздушного транспорта может проходить подготовку, переподготовку или повышение квалификации в учебных центрах, не относящихся к подготовке авиационного персонала, а оказывающих образовательные услуги по сопутствующим или узкопрофильным программам, например по различным вопросам воздушного права [15].

Возможности для профессионального развития персоналу организаций воздушного транспорта предоставлены системой непрерывной профессиональной подготовки, которая предусматривает несколько различных вариантов образовательных траекторий [16] (Ivanova, 2020). Это может быть как повышение уровня подготовки в рамках одной профессии, так и смена рода деятельности с сопровождающейся переподготовкой – то есть получением новой профессии. Кроме того, в гражданской авиации переподготовка может быть связана не со сменой вида профессиональной деятельности, а с переучиванием на новый тип воздушного судна. Однако самой распространенной образовательной траекторией, предусматривающей постоянное обновление знаний и навыков персонала, является повышение квалификации. Программы курсов повышения квалификации персонал гражданской авиации проходит регулярно, периодичность зависит от занимаемой должности и профессии. На наш взгляд, такие программы наилучшим способом обеспечивают непрерывность развития и получения образования по принципу «обучение через всю жизнь».

Также при выборе образовательной траектории следует учесть результаты профориентационной работы. Профориентация в контексте концепции непрерывного образования представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры трудоспособным индивидом с учетом меняющихся условий [17] (Sotnikova, Prokudina, 2019). От правильного выбора профессии зависит долгосрочность работы сотрудников и успешность их служебно-профессионального продвижения. В гражданской авиации профориентационной работе традиционно уделяется повышенное внимание, как правило, этот процесс начинается в детском возрасте, когда формируются предпочтения как по профессиональной принадлежности, так и по желанию связать свою жизнь с отраслью, в связи с чем на программы профессиональной подготовки в учебные заведения гражданской авиации приходят, как правило, обучающиеся, имеющие четкую профессиональную ориентацию. Однако изменение образовательной траектории в данном случае возможно при объективных обстоятельствах, когда становится невозможно продолжить развитие в первоначально выбранном направлении и индивид сталкивается с необходимостью смены рода деятельности (например, в случае непрохождения врачебной летной экспертной комиссии). В данном случае система непрерывной профессиональной подготовки позволяет индивиду получить новую профессию в рамках отрасли.

Влияние системы подготовки персонала на экономический рост

Система подготовки персонала в гражданской авиации позволяет удовлетворить потребность организаций воздушного транспорта в квалифицированных кадрах. Наличие и успешное функционирование этой системы дает возможность целенаправленной подготовки персонала под запросы отрасли. Здесь имеет значение такая особенность авиационного образования, как высокая стоимость подготовки авиационного персонала, в первую очередь – пилотов гражданской авиации. Прием на данные направления ведется в соответствии с контрольными цифрами приема и, соответственно, преимущественно на бюджетной основе. Контрольные цифры определяют исходя из потребностей отрасли в тех или иных специалистах. Однако иногда можно наблюдать разрыв между количеством выпускников и количеством трудоустройств в первый год после выпуска. Величина этого разрыва может свидетельствовать или об изменении конъюнктуры рынка труда за период обучения (4–5 лет), или о неверном прогнозировании потребности в кадрах определенной специальности при определении количества бюджетных мест на подготовку персонала. Существуют методики, позволяющие оптимизировать процедуру планирования подготовки высококвалифицированных специалистов, согласованную со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест [18] (Bragina, Yudin, Nikerina, Yashkov, 2017). Однако в области гражданской авиации для решения задачи рационального планирования числа выпускников по различным образовательным программам в соответствии с перспективными потребностями авиапредприятий необходим подход, адаптированный под нужды отрасли. На наш взгляд, заслуживает особого внимания модель-ориентированный подход прогнозирования и оптимизации системы подготовки кадров в области эксплуатации воздушного транспорта, основанный на прогностическом моделировании, корреляционном анализе объемных показателей выпуска специалистов и эффективности деятельности авиапредприятий, пространственно-временном моделировании с использованием возможностей геоинформационных технологий, предложенный в работе Борзовой А.С. и Смурова М.Ю [19] (Borzova, Smurov, 2019). В данной работе делается обоснованный вывод, что для прогностического моделирования динамики показателей, характеризующих эффективность развития воздушного транспорта и кадрового обеспечения отрасли, приемлемой по показателям качества краткосрочного прогнозирования является модель Хольта, позволяющая реализовать процедуру экспоненциального сглаживания при вычислении прогнозируемых функций с учетом тренда [19] (Borzova, Smurov, 2019). Таким образом, проблема оптимизации приема и выпуска специалистов для отрасли имеет методологическую основу для решения и требует внедрения имеющихся наработок.

Факторы, связанные с системой образования, могут двояко оказывать влияние на экономический рост. С одной стороны, высокий уровень подготовки, квалификационный уровень специалистов отрасли, а также их личностные качества, сформированные в процессе обучения и связанные к ответственным отношением к своему делу и высокой мотивацией на производительный труд на благо отрасли, позволят добиваться значительных результатов, повысят производительность труда и качество оказываемых авиационных (и сопутствующих) работ и услуг. С другой стороны, важны экономические показатели системы подготовки кадров для отрасли, которые связаны с четким расчетом потребностей гражданской авиации в специалистах авиационного персонала. Это даст возможность экономии на объемах подготовки, исключая затраты на подготовку невостребованного в отрасли количества выпускников. Для обеспечения экономического роста гражданской авиации необходимо решение задачи рационального планирования числа выпускников образовательных организаций гражданской авиации по различным направлениям подготовки и профилям реализуемых образовательных программ исходя из перспективных потребностей отрасли [20] (Borzova, 2017).

Таким образом, в контексте оценки факторов экономического роста гражданской авиации необходимо уточнение не только качественных показателей подготовки и возможностей профессионального роста персонала организаций воздушного транспорта, но и оптимизация количественных показателей – численности обучающихся на направлениях подготовки, связанных со значительными затратами бюджетных средств.

Заключение

Поскольку гражданская авиация является особой отраслью народного хозяйства страны, предполагающей работу задействованных в ней трудовых ресурсов со сложными техническими системами и необходимость привлечения квалифицированной рабочей силы, можно обозначить в качестве одного из ключевых факторов экономического роста состояние системы непрерывной профессиональной подготовки. В ходе изучения и анализа существующих подходов к выбору факторов экономического роста был сделан вывод о необходимости рассмотрения в рамках группы переменных – образования – фактора доли лиц, имеющих инженерное образование, но с необходимым уточнением – полученного в учебных заведениях гражданской авиации. Это отражает специфику отрасли и дает возможность привлечения персонала, подготовленного и ориентированного на работу в организациях воздушного транспорта. Анализ системы непрерывной профессиональной подготовки в гражданской авиации позволил сделать вывод о развитии данной системы и о наличии возможностей для профессионального роста по различным образовательным траекториям, удовлетворяющим как потребности организаций воздушного транспорта, так и трудовых ресурсов отрасли. Однако для достижения экономического роста в гражданской авиации необходимо иметь точные прогнозы необходимости авиационных специалистов для их последующего «заказа» в отраслевой системе непрерывной профессиональной подготовки.


Источники:

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Т.1. - М.: Республика, 1992. – 399 c.
2. Шараев Ю.В. Теория экономического роста. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 23-34(252) c.
3. Barro R., Lee J.-W. Sources of economic growth // Carnegie-Rochester Confer. Series on Public Policy. – 1994. – p. 1-57.
4. Caselli F., Esquivel G., Lefort F. Reopening the Convergence Debate: A New Look at Cross-Country Growth Empirics // Journal of Economic Growth. – 1996. – № 3. – p. 363-389. – doi: 10.1007/BF00141044.
5. Azariadis C., Drazen A. Threshold Externalities in Economic Development // Quarterly Journal of Economics. – 1990. – № 2. – p. 501-526. – doi: 10.2307/2937797.
6. Barro R. Economic Growth in a Cross Section of Countries // Quarterly Journal of Economics. – 1991. – № 2. – p. 407-443.
7. Knowles S., Owen P.D. Health capital and cross-country variation in income per capita in the Mankiw-Romer-Weil model // Economics Letters. – 1995. – № 1. – p. 99-106. – doi: 10.1016/0165-1765(94)00577-O.
8. Easterly W.R., Levine R. Africa's Growth Tragedy: Policies and Ethnic Divisions // Quarterly Journal of Economics. – 1997. – № 4. – p. 1203-1250.
9. Bils M., Klenow P.J. Does Schooling Cause Growth? // American Economic Review. – 2000. – № 5. – p. 1160-1183. – doi: 10.1257/aer.90.5.1160.
10. Murphy K.M., Shleifer A., Vishny R.W. The Allocation of Talent: Implications for Growth // Quarterly Journal of Economics. – 1991. – № 2. – p. 503-530.
11. Елисеев Б.П. Актуальные проблемы подготовки специалистов для нужд гражданской авиации в контексте реформирования образовательной среды // Гражданская авиация: прошлое, настоящее и будущее (Авиатранс-2015): Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2015. – c. 16-22.
12. Иванова М.О., Маринов М.Л. Формирование корпоративных компетенций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды XXII Всероссийской научно-практической конференции РАРАН. Санкт-Петербург, 2019. – c. 309-313.
13. Федеральное агентство воздушного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.favt.ru (дата обращения: 01.03.2021).
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598
15. Институт воздушного и космического права. Aerohelp. [Электронный ресурс]. URL: https://aerohelp.com/ru (дата обращения: 30.03.2021).
16. Иванова М.О. Концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации // Креативная экономика. – 2020. – № 2. – c. 225-236. – doi: 10.18334/ce.14.2.100543 .
17. Сотникова С.И., Прокудина О.А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1059-1078. – doi: 10.18334/et.6.3.40858.
18. Брагина З.В., Юдин В.В., Никерина Е.В., Яшков А.Б. Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест: междисциплинарный подход // Экономика труда. – 2017. – № 2. – c. 147-161. – doi: 10.18334/et.4.2.38115.
19. Борзова А.С., Смуров М.Ю. Прогностическое моделирование показателей эффективности развития воздушного транспорта и кадрового обеспечения отрасли // Актуальные аспекты развития воздушного транспорта\" (Авиатранс- 2019): В 2-х томах. Материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 50-летию со дня основания Ростовского филиала МГТУ ГА. Ростов-на-Дону, 2019. – c. 11-25.
20. Борзова А.С. Концептуальные основы модель-ориентированного подхода к прогнозированию и оптимизации системы подготовки кадров в области эксплуатации воздушного транспорта // Экономика и менеджмент систем управления. – 2017. – № 2-1(24). – c. 188-194.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:53