Тенденции и потенциал цифровой трансформации предприятий в Российской Федерации

Суздалева Н.Н.1
1 Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Суздалева Н.Н. Тенденции и потенциал цифровой трансформации предприятий в Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 1047-1062. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112413.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618220
Цитирований: 21 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В рамках статьи рассмотрена инновационная активность компаний в течение 2017-2019 гг. в РФ. Выявлено, что роль инновационных товаров и услуг снижается в течение последних лет. Определено, что цифровые технологии характеризуются значительным потенциалом использования российскими компаниями. Необходимая инфраструктура для цифровой трансформации российских компаний активно развивается, что прослеживается на примере более быстрого увеличения валовой добавленной стоимости, создаваемой отраслью информационно-коммуникационных технологий, по сравнению с ростом валового внутреннего продукта. Сформулирован вывод касательно тенденций и дальнейших перспектив цифровой трансформации российских предприятий.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, искусственный интеллект, нейротехнологии, инновации, патентная активность

JEL-классификация: O31, O32, O33, O34



Введение

Любая современная компания, желающая оставаться на рынке, ищет возможности для удержания конкурентных позиций. Именно цифровизация является актуальным способом достижения намеченной траектории развития и обеспечения повышения эффективности операционных процессов. В том числе и компании промышленного сектора заинтересованы в использовании наработок отрасли информационных технологий.

Цифровые технологии создают как угрозы, так и возможности для дальнейшего стабильного положения российских предприятий. Игнорирование резервов повышения эффективности операционных процессов будет приводить в долгосрочной перспективе к потере конкурентного преимущества, а значит, и к скорому банкротству. При этом активное применение цифровых технологий позволяет сократить расходы и найти новые источники увеличения доходов. В условиях отсутствия активного роста российского валового внутреннего продукта актуальность исследования цифровых технологий резко повышается, так как вовлечение перспективных практик с использованием последних достижений науки и техники способно переломить негативную ситуацию.

Целью работы является определение сформированных ранее тенденций цифровой трансформации российских предприятий, а также перспектив развития такого процесса до 2024 года.

Авторская гипотеза заключается в видении значимых перспектив цифровой трансформации российских предприятий и увеличении спроса со стороны российских предприятий на соответствующие услуги.

Новизна исследования заключается в систематизации данных, описывающих цифровую трансформацию российских предприятий.

В работе использованы такие методы, как горизонтальный анализ, вертикальный анализ, коэффициентный метод, метод диалектики, логики и другие.

Предметом исследования является цифровая трансформация российских предприятий.

Вопрос тенденций и потенциала цифровых трансформаций предприятий в Российской Федерации становится предметом многих научных исследований, особенно это заметно в течение последних лет. В.М. Володин и Н.А. Надькина обращают внимание на цифровую трансформацию сельскохозяйственных предприятий. Для них привлекательными технологиями являются капельное орошение, интегрированный контроль за вредителями, безотходное (циркулярное) сельское хозяйство и др. [3, c. 92] (Volodin, Nadkina, 2019, р. 92). Ю.В. Мелешко обращает внимание на цифровизацию предприятий горной промышленности [17, c. 59] (Meleshko, 2020, р. 59). Исследовательский интерес Е.А. Яковлевой и И.А. Толочко направлен на обоснование инструментов и методов обеспечения процесса цифровой трансформации деятельности предприятия оборонно-промышленного комплекса [26, с. 417] (Yakovleva, Tolochko, 2021, р. 417). Озорнин С.Ю. и Терлыга Н.Г. в своем исследовании делают акцент на управленческом аспекте, в том числе указывают на существенную роль цифрового менеджмента [20, c. 57] (Ozornin, Terlyga, 2020, р. 57) как подхода к управлению переходом от обычной хозяйственной деятельности к современной. Е.А. Яковлева, Д.В. Трошин подчеркивают значимость обработки большого массива данных для решения проблемных ситуаций в системе стратегического управления предприятием [27, с. 331] (Yakovleva, Troshin, 2020, р. 331).

И.А. Киршин и А.Э. Измайлов изучают особенности понятия «Индустрия 4.0» [11, c. 65] (Kirshin, Izmaylov, 2018, р. 65) как новой экономики, основанной на цифровых технологиях. И.А. Зубрицкая предлагает использовать показатели оценки конкурентоспособности для отслеживания влияния цифровизации на положение компаний [7, c. 119] (Zubritskaya, 2019, р. 119). А.И. Боровков и другие авторы предлагают использовать матрицу оценки глубины внедрения элементов цифрового производства [2, c. 35] (Borovkov, Ryabov, Kukushkin, Maruseva, Kulemin, 2019, р. 35). Таким образом, цифровые технологии могут быть применены на предприятиях различных сфер экономики и направлений деятельности.

Понятие и сущность цифровых технологий

Цифровая экономика представляет собой виртуальную среду, которая дополняет нашу реальность [1, c. 5] (Boldyreva, Plekhanov, 2018, р. 5). В общем плане цифровая экономика рассматривается как область хозяйственной или коммерческой деятельности, связанная с применением цифровых технологий на различных уровнях жизни общества [21, c. 83] (Pasmurtseva, 2019, р. 83). Соответственно, цифровая трансформация предприятия означает изменение устоявшихся бизнес-процессов в связи с воздействием цифровых решений.

Важным вопросом выступает совокупность технологий, которые относятся к сфере цифровой трансформации. Сюда можно причислить широкополосный интернет, сервера, облачные сервисы, технологии электронного обмена данными, квантовые технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, виртуальную или дополненную реальность, облачные хранилища данных, кибербезопасность и др. [12, c. 306] (Koksharova, 2020, р. 306). Облачная операционная структура напрямую связана с оперативностью работы ИТ-структуры в целом [14, c. 81] (Krulikovskiy, Tupota, 2019, р. 81).

Концепция «Интернета вещей» базируется на принципе межмашинного взаимодействия [15, c. 47] (Lazareva, Pchelintseva, 2020, р. 47). Интернет вещей в промышленности – это многокомпонентная система, которая включает в себя датчики и программное обеспечение, установленное на промышленных линиях и агрегатах, для сбора информации и обмена данными с целью удаленного контроля и автоматизированного режима управления [22, c. 323] (Petizhev, 2019, р. 323). В таком контексте происходит существенное усиление коммуникации между различными приборами, оборудованием, автомобилями, отделами, прочими структурными элементами современного предприятия. Как результат, можно как аккумулировать значительно больший объем данных касательно эффективности различных процессов, так и ускорить передачу информации между субъектами.

Ключевыми компетенциями в области цифрового бизнеса следует признать Индустрию 4.0 (Industry 4.0), разумное производство (Smart Manufacturing), цифровое производство (Digital Manufacturing) и другие [10, c. 88] (Ishchenko, 2020, р. 88). Такие компетенции означают как создание новых товаров и услуг, которые становятся возможными в связи с активным использованием цифровых технологий, так и улучшение текущих бизнес-процессов в организации.

Цифровые технологии создают уникальные возможности для реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов в компании [16, c. 361] (Martynatov, 2018, р. 361). Кроме этого, такой процесс обеспечивает повышение скорости принятия решений [4, c. 265] (Dyo, Smirnova, 2018, р. 265), сокращение логистических расходов, снижение объема документооборота [5, c. 118] (Deberdieva, Vechkasova, Petrova, Garanin, Kostikov, Bugrov, 2018, р. 118), создание исключительного предложения для клиентов [6, c. 147] (Zhilina, 2018, р. 147), уменьшение трансакционных издержек [23, c. 303] (Pochebut, 2018, р. 303). Также цифровые технологии позволяют повысить эффективность риск-менеджмента, обеспечить переход от реагирования на проблемы к их предотвращению [13, c. 3] (Kolesnik, Ulanov, Kuznetsov, 2019, р. 3).

Инновационная активность российских предприятий

Прежде чем обратить внимание на цифровую трансформацию компаний, целесообразно изучить общую тенденцию инновационной активности российских предприятий. Как показано на рисунке 1, в течение 2017–2019 гг. наметилась устойчивая тенденция снижения удельного веса инновационных товаров и услуг в общем объеме проданных товаров, услуг российских предприятий.

Рисунок 1. Изменение роли инноваций в деятельности предприятий РФ

в 2017–2019 гг., %

Источник: cоставлено автором на основе [8] (Ilyina, Kirina, 2020).

Если в 2017 году соответствующее значение составляло 7,2%, то в 2019 году значение показателя снизилось до 5,3%. Такая же динамика характерна и для технологических инноваций, доля которых сократилась с 2,4% в 2017 году до 2,1% в 2019 году. Это связано со значительной ролью нефтегазового сектора в экономике, отсутствием значительных объемов «длинных» денег для финансирования проектов со значительным сроком окупаемости, а также общим негативным инвестиционным климатом на территории страны.

Одной из наиболее распространенных технологий на текущий момент следует признать сеть Интернет и связанную с ним деятельность российских предприятий. Ключевой аспект деятельности любой коммерческой компании – это обеспечение продаж. В таком контексте целесообразно обратить внимание на данные, характеризующие интенсивность использования населением сети Интернет для осуществления заказов товаров и услуг (рис. 2). Число покупателей, совершающих интернет-покупки, с каждым годом растет [19, c. 216] (Nikitina, Shikov, 2020, р. 216).

Рисунок 2. Использование интернета населением для заказа товаров и услуг в городской и сельской местности в 2017–2019 гг., %

Источник: составлено автором на основе [3] (Volodin, Nadkina, 2019).

Как можно судить по представленным данным, хотя в сельской местности потенциальная целевая аудитория заказывает меньше товаров и услуг у российских предприятий, но все же тенденция роста характерна для всех указанных групп потенциальных потребителей. При этом следует ожидать, что по итогам 2021 года исследуемые показатели будут выше, так как риск заражения COVID-19 все еще остается, и с этой точки зрения совершать покупки в сети Интернет безопаснее. Цифровая трансформация российских предприятий проявляется в усилении интернет-коммуникаций с целевой аудиторией, предоставлении вариантов доставки потребительских товаров с помощью почтовых служб и других альтернативных сервисов.

Экосистема цифровой экономики включает телекоммуникации и услуги цифровых технологий [25, c. 100] (Shirinkina, 2020, р. 100). Именно экосистема, как и инфраструктура, способна обеспечить российские предприятия кадрами, осуществляющими практическую деятельность по цифровой трансформации текущих бизнес-процессов. В данном случае целесообразно обратить внимание на интенсивность развития среды информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по сравнению с другими отраслями российской экономики. Как показано на рисунке 3, если в 2019 году валовый внутренний продукт составлял 116% от уровня 2010 года, то валовая добавленная стоимость, созданная сектором информационно-коммуникационных технологий, составляла 133% от уровня 2010 года.

Рисунок 3. Динамика валовой добавленной стоимости сектора ИКТ и ВВП в 2017–2019 гг., % к 2010 году

Источник: составлено автором на основе [3] (Volodin, Nadkina, 2019).

Тот факт, что спрос на соответствующие услуги растет более быстро, чем общий уровень валового внутреннего продукта, указывает на значительный эффект от цифровой трансформации для российских предприятий.

Данные таблицы 1 демонстрируют роль различных технологий коммуникации в обеспечении работы российских предприятий.

Таблица 1

Доля организаций, использующих цифровые коммуникационные технологии в РФ в разрезе технологии, %

Технология
Доля организаций, использующих цифровые технологии,%
Широкополосный интернет
86
Серверы
59,9
Веб-сайт
64,8
«Облачные» сервисы
27,1
Технологии электронного обмена данными между своими и внешними информационными системами
48,7
RFID-технологии
6,8
ERP-системы
21,6
Источник: составлено автором на основе [3] (Volodin, Nadkina, 2019).

Как можно судить, существует значительный потенциал отдельных решений, игнорируемых большинством российских предприятий. Например, сюда можно отнести RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) – это метод автоматической идентификации объектов, в котором с помощью радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся на так называемых RFID-метках [8, c. 38] (Ilyina, Kirina, 2020, р. 38). Такую технологию применяют лишь 6,8% предприятий, хотя она способна повысить эффективность управления материальными потоками. С другой стороны, среди популярных технологий можно выделить широкополосный интернет, серверы, веб-сайты, технологии электронного обмена информацией между внутренними и внешними системами.

Обеспечить создание предприятия в виде цифровой копии способно большинство бизнесменов, но на практике такая система наблюдается лишь в 21,6% компаний. Очевидно, что имеется значительный потенциал ускорения развития предприятий в случае использования дополнительных резервов в этой сфере.

Доля РФ в мире по использованию цифровой технологии

Если рассматривать не только коммуникационные цифровые технологии, но и другие направления, то согласно данным таблицы 2, РФ занимает заметное место по таким направлениям, как квантовые технологии, системы распределенного реестра, нейросети и искусственный интеллект, новые производственные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, а также другие направления.

Таблица 2

Доля РФ в мире в разрезе цифровой технологии, %

Технология
Публикационная активность
Патентная активность
Квантовые технологии
4,78
0,93
Компоненты робототехники и сенсорика
1,18
0,97
Нейротехнологии и искусственный интеллект
2,39
0,3
Новые производственные технологии
2,81
0,63
Системы распределенного реестра
3,55
0,14
Технологии беспроводной связи
1,44
0,31
Технологии виртуальной и дополненной реальности
2,41
0,23
Источник: составлено автором на основе [3] (Volodin, Nadkina, 2019).

При этом следует отметить и негативные тенденции. Так, для квантовых технологий доля Российской Федерации в публикационной активности в целом в мире составляет 4,78%, в то время как в патентной активности этот показатель составляет 0,93%. Это традиционная проблема, указывающая на неспособность российских ученых зарабатывать на своих исследованиях. В таком контексте следует стимулировать более активное взаимодействие между частным сектором, государственными корпорациями, с одной стороны, и учеными, с другой стороны.

Применение цифровых технологии российскими предприятиями

Данные таблиц 3, 4 демонстрируют ожидаемое повышение спроса на цифровые технологии со стороны российских предприятий. Причем это характерно для большинства отраслей российской экономики.

Таблица 3

Спрос секторов экономики и социальной сферы на цифровые технологии в 2020 г., млрд руб.

Технология
Здравоохранение
Образование
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Городское хозяйство
Транспортная инфраструктура
Энергетическая инфраструктура
Финансовые услуги
Квантовые технологии
0,06
0,08
0,09
0,00
0,11
0,01
0,04
0,22
0,08
Компоненты робототехники и сенсорика
0,99
0,88
2,20
0,00
1,21
0,11
2,42
2,75
0,55
Нейротехнологии и искусственный интеллект
2,18
2,91
11,65
0,00
2,18
0,00
9,46
10,19
34,94
Новые производственные технологии
1,03
0,31
5,05
0,10
0,72
0,21
0,52
1,96
0,41
Системы распределенного реестра
1,53
1,15
1,92
0,00
0,38
0,00
1,15
5,75
26,43
Технологии беспроводной связи
3,38
5,07
21,97
0,00
5,07
0,00
98,02
13,52
21,97
Технологии виртуальной и дополненной реальности
0,47
0,55
2,29
0,08
2,37
0,00
0,87
0,47
0,87
Источник: составлено автором на основе [3] (Volodin, Nadkina, 2019).

Наиболее значительным потенциалом владеют нейротехнологии и искусственный интеллект, система распределенного реестра и технологии беспроводной связи. Ожидается, что если в 2020 году спрос на нейротехнологии и искусственный интеллект со стороны российских предприятий составил 72,8 млрд руб., то к 2024 году этот показатель увеличится до 253,4 млрд руб.

Такое же существенное повышение характерно и для распределенного реестра, ведь если по результатам 2020 года был сформирован спрос в размере 38,3 млрд руб., то к 2024 году этот показатель увеличится до 227,6 млрд руб. Технологии беспроводной связи пользуются спросом и на текущий момент, а именно в размере 169 млрд руб. Несмотря на это, все еще существует потенциал дальнейшего роста, а именно до 324,1 млрд рублей в 2024 году.

Таблица 4

Спрос секторов экономики и социальной сферы на цифровые технологии в 2024 г., млрд руб.

Технология
Здравоохранение
Образование
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Городское хозяйство
Транспортная инфраструктура
Энергетическая инфраструктура
Финансовые услуги
Квантовые технологии
0,25
0,48
0,48
0,00
0,39
0,08
0,20
0,70
0,25
Компоненты робототехники и сенсорика
3,94
1,82
8,79
0,00
3,33
0,30
5,15
5,76
1,21
Нейротехнологии и искусственный интеллект
7,60
7,60
43,08
2,53
7,60
0,00
40,54
30,41
114,03
Новые производственные технологии
3,74
1,07
12,02
0,27
2,14
0,27
1,07
5,34
1,07
Системы распределенного реестра
4,55
4,55
13,66
0,00
2,28
0,00
34,14
27,31
141,11
Технологии беспроводной связи
6,48
9,72
68,06
0,00
12,96
0,00
149,09
29,17
48,62
Технологии виртуальной и дополненной реальности
1,61
2,01
12,86
0,40
13,27
0,00
4,82
0,80
4,42
Источник: составлено автором на основе [3] (Volodin, Nadkina, 2019).

Речь идет о технологиях в рамках концепции Интернета вещей, то есть взаимодействия не отдельных людей с помощью беспроводной связи, а отдельных машин, оборудования, информационной системы и основных средств.

Также в практике используются управленческие цифровые технологии, например Agile. Более половины российских компаний имеют опыт применения Agile не более 1 года, то есть гибкого подхода к управлению предприятием [24, c. 418] (Raeva, 2020, р. 418).

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что цифровая трансформация означает изменение бизнес-процессов предприятия в связи с воздействием цифровых технологий. К таким технологиям относятся коммуникационные цифровые технологии, а также квантовые, робототехника и сенсорика, искусственный интеллект, нейротехнологии, система распределенного реестра, технологии беспроводной связи, новые производственные технологии и другие.

Определено, что наметились негативные тенденции постоянного снижения доли инновационных товаров и услуг в общем объеме продаж российских предприятий. Несмотря на это, усиливается потенциал и привлекательность цифровых решений. Прежде всего, увеличивается объем заказов в сети Интернет, создана необходимая инфраструктура для реализации цифровой трансформации, причем отрасль информационно-коммуникационных технологий растет более быстрыми темпами, чем валовый внутренний продукт.

В ближайшем будущем возрастет интерес российских предприятий к искусственному интеллекту и нейротехнологиям, системам распределенного реестра и технологии беспроводной связи.


Источники:

1. Болдырева Т.В., Плеханов С.В. Влияние цифровых технологий на трансформацию предприятий пищевой промышленности // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2018. – № 3(19. – c. 5-9.
2. Боровков А.И., Рябов Ю.А., Кукушкин К.В., Марусева В.М., Кулемин В.Ю. Цифровые двойники и цифровая трансформация предприятий ОПК // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. – 2019. – № 32. – c. 2-39.
3. Володин В.М., Надькина Н.А. Актуальные сценарии развития предприятий в условиях цифровизации (на примере передовых предприятий Пензенской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. – 2019. – № 1 (9). – c. 88-102.
4. Дё B.Э.,Смирнова А.М. Разработка архитектуры предприятия как инструмент цифровой трансформации бизнеса // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. 2018. – c. 265-269.
5. Дебердиева Е.М., Вечкасова М.В., Петрова А.А., Гаранин Е.О., Костиков П.А., Бугров К.Э. Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы предприятий нефтегазохимической промышленности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – c. 114-119.
6. Жилина И.Ю. Цифровая экономика и трансформация предприятий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. – 2018. – № 4. – c. 147-152.
7. Зубрицкая И.А. Цифровая трансформация промышленности: фактор повышения конкурентоспособности промышленных предприятий республики Беларусь // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: Материалы 15-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 17-ой Международной научно-технической конференции "Наука - образованию, производству, экономике". Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет. Минск, 2019. – c. 119-120.
8. Ильина Т.А., Кирина Д.Н. Цифровизация логистических процессов российских предприятий на основе внедрения технологии RFID // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2020. – № 4. – c. 36-45.
9. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 360 c.
10. Ищенко А.И. Смена ориентиров и ценностей в управлении предприятием под воздействием цифровизации // Современные проблемы управления в условиях цифровизации: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2020. – c. 87-91.
11. Киршин И.А., Измайлов А.Э. Индустрия 4.0: создание цифрового предприятия и трансформация мировой промышленности // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2018. – № 14. – c. 65-73.
12. Кокшарова Е.А. Цифровизация предприятий: анализ современных облачных решений и перспективы их развития // Modern Science. – 2020. – № 9-1. – c. 304-309.
13. Колесник А.Е., Уланов Д.А., Кузнецов С.М. Цифровая трансформация предприятий нефтегазовой отрасли // Colloquium-journal. – 2019. – № 6-1 (30). – c. 31-33.
14. Круликовский А.П., Тупота Е.С. Особенности внедрения облачных решений в функционирующую ИТ-инфраструктуру предприятия в процессе цифровой трансформации бизнеса // Проблемы информационной безопасности: V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. 2019. Симферополь - Гурзуф, 2019. – c. 80-82.
15. Лазарева А.А., Пчелинцева Н.В. Анализ состояния цифровизации сельскохозяйственных предприятий Рязанской области // Наука и образование. – 2020. – № 2. – c. 47-52.
16. Мартынатов В.С. Цифровая трансформация и цифровизация предприятий нефтегазового комплекса // Инновационные кластеры цифровой экономики: драйверы развития. 2018. – c. 359-363.
17. Мелешко Ю.В. Цифровизация предприятия горной промышленности как фактор обеспечения его экономической безопасности // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2020. – № 3(53). – c. 59-63.
18. Наука и инновации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 27.06.2021).
19. Никитина Л.Н., Шиков П.А. Цифровая трансформация бизнеса и ее роль в обеспечении экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2020. – c. 216-220.
20. Озорнин С.Ю., Терлыга Н.Г. Проблемы цифровой трансформации предприятий: управленческий аспект // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 4-7 (73). – c. 49-59.
21. Пасмурцева Н.Н. Формирование организационно-методического механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия в условиях цифровизации экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2019. – № 3(67). – c. 78-84.
22. Петижев А.Д. Вызовы и перспективы трансформации промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Экономика устойчивого развития. – 2019. – № 1(37). – c. 322-325.
23. Почебут В.А. Цифровая трансформация как инструмент развития предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. – № 9. – c. 303-305.
24. Раева Т.Д. Практика применения гибких технологий в управлении развитием предприятий в условиях цифровой трансформации бизнеса // Цифровая экономика промышленности и сферы услуг: состояние и тенденции развития: Труды XVI научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2020. – c. 413-420.
25. Ширинкина Е.В. Оценка факторов и их значимости, влияющих на индекс цифровизации предприятий // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – № 2(34). – c. 99-109.
26. Яковлева Е.А., Толочко И.А. Инструменты и методы цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 415-430. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112016.
27. Яковлева Е.А., Трошин Д.В. Модели и методы разработки стратегии предприятия // Вертикальные связи в стратегическом управлении: рискозащищенные когнитивные технологии в формировании продуктово-производственной вертикали: Сборник докладов участников секционных заседаний XXI Всероссийского симпозиума. 10–11 ноября 2020 г. Москва, 2020. – c. 329-331.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:21:11