Оценка потенциала цифровизации сельского хозяйства Омской области

Кузнецова Н.А.1, Зинич Л.В.1, Асташова Е.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Кузнецова Н.А., Зинич Л.В., Асташова Е.А. Оценка потенциала цифровизации сельского хозяйства Омской области // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4451-4464. – doi: 10.18334/ce.16.11.116572.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051447
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведена оценка потенциала внедрения и развития эффективных, цифровых технологий в сельском хозяйстве Омской области. В качестве ключевых проблем цифровизации отечественных сельскохозяйственных предприятий авторами выделены низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в сельской местности и специфика аграрного производства, связанная с отраслевыми особенностями и ограниченностью финансовых ресурсов на внедрение автоматизации и цифровых технологий. В оценку потенциала цифровизации сельскохозяйственной отрасли Омской области авторами закладывались такие показатели как: уровень и качество обеспеченности проводным Интернетом территории хозяйства; наличие и устойчивость мобильной связи на территории предприятия, а также состояние сетевой инфраструктуры сельскохозяйственных организаций. Результаты оценки потенциала цифровизации сельского хозяйства региона необходимы руководителям предприятий, руководителям администраций разного уровня с той целью, чтобы правильно ориентироваться в сложившейся обстановке, вырабатывать соответствующую экономическую политику, нацеленную на цифровую трансформацию аграрного сектора экономики региона.

Ключевые слова: сельское хозяйство, цифровизация, автоматизация, инфраструктура, цифровые технологии, Интернет, мобильная связь, сетевая инфраструктура

Финансирование:
Работа выполнена в рамках задания Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (государственный контракт № 8-2022)

JEL-классификация: Q12, Q13, Q18, O31, O33



Введение. Одной из национальных целей по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года [8] является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, создание в базовых отраслях, прежде всего, в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного сектора, развивающегося на основе современных технологий.

Для достижения этих и других целей поставлена задача преобразования приоритетных отраслей экономики, включая сельское хозяйство, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений в технологические и управленческие бизнес-процессы. Активное применение цифровых технологий выступает драйвером устойчивого развития экономики, в том числе сельского хозяйства, являющегося основной сферой занятости в сельской местности [13]. Но неразвитость информационно-коммуникационной инфраструктуры, низкая компьютерная грамотность руководителей и специалистов, дефицит IT-специалистов в сельской местности, отсутствие методического обеспечения и применение морально устаревших операционных систем тормозят процессы внедрения цифровых технологий в малых и средних структурах агробизнеса Омской области.

Изучением вопросов цифровизации сельского хозяйства в последнее время занимаются такие авторы как: Вартанова М.Л., Дробот Е.В. [2], Осовин М. Н. [10], Окенова А. О. [7], Ильинская И.Н. [5], Осипов В.С., Боговиз А.В. [9] и др. В основном авторы уделяют внимание анализу и оценке компьютерных технологий, автоматизации сельского хозяйства, особенностям внедрения и развития цифровых технологий в сельском хозяйстве. Но, в работах отсутствуют методы и решения, позволяющие оценить имеющийся потенциал для цифровизации предприятий аграрного сектора с точки зрения уровня и качества обеспеченности Интернетом территории хозяйства; наличия мобильной связи на территории предприятия, а также состояния сетевой инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, что и обусловливает новизну данного исследования.

Целью исследования являлась оценка имеющегося потенциала для цифровизации сельского хозяйства в разрезе муниципальных районов Омской области и последующая классификация районов с учетом уровня развития цифровой инфраструктуры.

Материалы и методы: В качестве основных методов сбора информации для исследования были выбраны три метода: анкетирование, опрос и аналитический метод, с помощью которого проводился количественный и качественный анализ цифровой инфраструктуры в сельскохозяйственных организациях Омской области.

Основная часть: Уровень цифровизации сельского хозяйства в Омской области достаточно низкий. Проблема в том, что стоимость внедрения программных и аппаратных решений, остается высокой.

Наиболее активно внедрением цифровых решений занимаются крупные агропромышленные холдинги, располагающие достаточными ресурсами.

В отрасли растениеводства организации активно используют ГИС-технологии, технологии спутникового позиционирования, системы мониторинга техники, системы контроля топлива, оцифровывание полей и беспилотные летательные аппараты.

В отрасли животноводства наиболее востребованы элементы «умной фермы» – интеллектуальные системы управления производством и системы RFID – автоматическая идентификации объектов, где посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.

Российские сельскохозяйственные организации внедряют информационные технологии фрагментарно. Фрагментарное внедрение современных информационных технологий заключается в автоматизации отдельных функций управления и применении разрозненных отраслевых решений, но сквозной цифровизации процессов нет нигде.

Низкая компьютерная грамотность, дефицит IT-специалистов в сельской местности, неразвитость информационно-коммуникационной инфраструктуры, отсутствие методического обеспечения и применение морально устаревших операционных систем обусловливают недостаточный уровень внедрения цифровых технологий в малых и средних структурах агробизнеса Омской области.

Однако наши исследования показали, что потенциальный спрос на них со стороны предприятий АПК достаточно высок [11]. Так, даже небольшие хозяйства проявляют интерес к цифровым решениям, позволяющим наглядно и быстро снизить их издержки, найти и расширить рынки сбыта. Это и технологии, связанные с высокоскоростным доступом к Интернету, системы мониторинга, видеонаблюдения и контроля, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов, автоматизированная сельхозтехника, электронные карты полей, технологии, использующие анализ больших данных и нейросети для «умного» внесения удобрений [14]. Инвестиции в новые технологии, в том числе цифровые, могут себе позволить далеко не все из-за их большой стоимости, высоких рисков и нехватки квалифицированных кадров.

В агропромышленном комплексе Омской области расширяется спектр применения интеллектуальных технологий, прежде всего беспилотных летательных аппаратов, тракторов, датчиков и сенсоров, а также систем ГЛОНАСС/GPS и IoT-платформ (контроль данных, поступающих с датчиков, техники и других устройств). Главным преимуществом в этом случае, помимо автоматизации и визуализации производственных процессов является актуализация информации в режиме реального времени.

Следует отметить, что многие сельхозтоваропроизводители используют модель передачи части функций информационного обеспечения специализированным информационным центрам на принципах аутсорсинга, которые обеспечивают информационное обслуживание сельскохозяйственных предприятий (например, заполнение форм статистических и государственных информационных систем, предоставление консультационной помощи по вопросам, относящимся к сфере агрономии, экономики, маркетинга, играющим немаловажную роль в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции) [12].

По оценкам экспертов, низкий уровень цифровизации отечественных сельскохозяйственных предприятий, характеризующийся значительным технологическим отставанием от передовых отраслей экономики, использованием устаревших технологий, не соответствующих требованиям по эффективности и качеству современному технологическому укладу развитых экономически государств, объясняется следующими причинами:

– низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в сельской местности;

– недостаточным влиянием региональных органов государственной власти на процессы системной информатизации сельскохозяйственного производства и их фрагментарной интеграцией в единое информационное пространство АПК;

– отсутствием четкой стратегии цифровизации сельскохозяйственных предприятий и развитой инфраструктуры информационного обеспечения районов сельской местности;

– неготовностью руководителей и специалистов к использованию и развитию систем цифровизации по причине низкого уровня их компьютерной грамотности;

– спецификой аграрного производства, связанной с отраслевыми особенностями и ограниченностью финансовых ресурсов на внедрение автоматизации, комплексной механизации и цифровых технологий, которая не позволяет применять комплексную цифровизацию ключевых функций управления [1].

Поддержка внедрения отечественных инноваций в АПК со стороны государства недостаточная. Речь идет о предоставлении субсидий, льготных кредитов и других преференций хозяйствам, внедряющим перспективные продукты отечественных разработчиков [3]. Аграриям не всегда очевиден экономический эффект от внедрения цифровых технологий, при этом их стоимость порой существенна. Однако важно отметить, что льготные программы Минсельхоза позволяют компаниям получать субсидируемые кредиты на подобные решения.

Кроме того, есть сложности с отсутствием сотовой связи на удаленных сельхозугодьях. Это препятствует работе, к примеру, программы мониторинга полей, а соответственно, и взаимосвязанных с ней модулей.

Ключевое условие успешной реализации инновационных проектов в АПК – подготовленность и замотивированность сотрудников, их нацеленность на устранение несовершенств [4]. Если некоторые из сотрудников и не сразу осваивают нововведения, довольно быстро они понимают, что цифровизация делает их работу комфортнее и повышает КПД.

Еще одним препятствием на пути к цифровизации АПК является неподготовленность инфраструктуры: слабый уровень телекоммуникаций, в том числе интернета, из-за этого – сложности со сбором, обработкой и передачей данных. Создание необходимых условий для настройки IoT, возможно, появление отдельного оператора связи для сектора АПК значительно бы увеличило скорость внедрения цифровизации. Но эти пробелы пока нереально устранить силами только самих организаций, здесь необходим комплексный масштабный подход.

В оценку потенциала цифровизации муниципальных районов Омской области закладывались такие показатели как: уровень и качество обеспеченности проводным Интернетом территории хозяйства и наличие и устойчивость мобильной связи на территории предприятия [2].

Показателям с нулевым или низким уровнем устойчивости связи присваивалось 0 баллов, показателям со средним уровнем устойчивости связи – 0,5 балл, показателям с высоким уровнем связи – 1 балл. Далее определялось среднее значение суммы балов в разрезе сельскохозяйственных организаций региона. Муниципальные районы со средним значением баллов входящим в диапазон от 0–0,24 баллов относятся к 1 группе, имеющие низкий потенциал цифровизации. Муниципальные районы со средним значением баллов входящим в диапазон от 0,25–0,5 баллов относятся ко 2 группе, имеющие достаточный потенциал для цифровизации производственных и управленческих процессов (табл. 1).

Таблица 1 – Группировка муниципальных районов Омской области

по уровню и качеству обеспеченности Интернетом (Источник: составлено авторами)

№ п/п
Район
Баллы
Группа
1
Азовский немецкий муниципальный район
0,25
2
2
Большереченский муниципальный район
0,30
2
3
Большеуковский муниципальный район
0,38
2
4
Знаменский муниципальный район
0,34
2
5
Исилькульский муниципальный район
0,30
2
6
Калачинский муниципальный район
0,27
2
7
Колосовский муниципальный район
0,38
2
8
Кормиловский муниципальный район
0,36
2
9
Крутинский муниципальный район
0,29
2
10
Любинский муниципальный район
0,31
2
11
Марьяновский муниципальный район
0,30
2
12
Москаленский муниципальный район
0,31
2
13
Муромцевский муниципальный район
0,25
2
14
Называевский муниципальный район
0,25
2
15
Нижнеомский муниципальный район
0,25
2
16
Нововаршавский муниципальный район
0,22
2
17
Одесский муниципальный район
0,25
2
18
Оконешниковский муниципальный район
0,28
2
19
Омский муниципальный район
0,38
2
20
Павлоградский муниципальный район
0,27
2
21
Полтавский муниципальный район
0,35
2
22
Саргатский муниципальный район
0,27
2
23
Таврический муниципальный район
0,28
2
24
Тюкалинский муниципальный район
0,28
2
25
Черлакский муниципальный район
0,28
2
26
Шербакульский муниципальный район
0,29
2
27
Горьковский муниципальный район
0,20
1
28
Русско-Полянский муниципальный район
0,21
1
29
Седельниковский муниципальный район
0,13
1
30
Тарский муниципальный район
0,22
1
31
Тевризский муниципальный район
0,13
1
32
Усть-Ишимский муниципальный район
0,19
1

Классификация муниципальных районов Омской области по уровню и качеству обеспеченности Интернетом представлена на рисунке 1.

Рис. 1 – Классификация муниципальных районов Омской области

по уровню и качеству обеспеченности Интернетом

Источник: составлено авторами.

Сгруппировав муниципальные районы Омской области, в соответствии с уровнем и качеством обеспеченности проводным Интернетом и наличием и устойчивостью мобильной связи на территории следует отметить, что 25 муниципальных районов Омской области вошли в группу с достаточным потенциалом для цифровизации производственных и управленческих процессов.

Для оценки потенциала цифровизации сельскохозяйственных предприятий Омской области была проанализирована их сетевая инфраструктура – совокупность специального оборудования и программного обеспечения, создающего основу для эффективного обмена информацией и работы с различными программными продуктами.

Отсутствие четко работающей информационной системы, базирующейся именно на сетевой инфраструктуре, не позволит решить стоящие перед организацией задачи из-за наличия множества проблем:

– невозможность оперативного поиска и передачи данных;

– отсутствие возможности использовать нужную информацию вне офиса;

– невозможность коллективной работы с документацией;

– плохая защищенность подключения к Интернету и т.д [16].

Создание и правильная организация сетевой инфраструктуры позволяет решить все перечисленные и многие другие трудности, что просто необходимо принимать во внимание руководителям предприятий.

В ходе проводимого исследования были проанализированы составляющие сетевой инфраструктуры, которые есть в организации:

– локальная сеть;

– активное оборудование (коммутатор, конверторы интерфейсов, маршрутизаторы);

– пассивное оборудование (монтажные шкафы, кабельные каналы, коммутационные панели и др.);

– Компьютеры и периферийные устройства (принтеры, копиры, рабочие станции).

Рис.2 – Составляющие сетевой инфраструктуры в сельскохозяйственных организациях Омской области

Источник: составлено авторами.

Наиболее важным компонентом сетевой инфраструктуры является локальная сеть, отвечающая за объединение и обеспечивающая раздельный пользовательский доступ к вычислительным ресурсам. Из 323 опрошенных сельхозтоваропроизводителей только 29% (94 организации) имеют локальную сеть, при этом только 48 % из них имеют активное и пассивное оборудование. Это говорит о том, что для передачи информации локальная сеть не используется (рис. 2).

Выводы: Анализ текущего состояния, определение потенциала цифровизации сельского хозяйства региона, является ключевым фактором который позволяет охарактеризовать направления цифровой трансформации, достижение ключевых показателей эффективности при реализации Стратегии цифровой трансформации [15].

Классификация муниципальных районов поможет определить направления цифровой трансформации предприятий, в том числе позволяет выявить риски и угрозы информационной безопасности при создании цифровой экосистемы управления сельским хозяйством.

Для развития потенциала цифровизации сельскохозяйственных организаций Омской области необходимо уделять внимание вопросам модернизации сетевой инфраструктуры. Это позволит своевременно и эффективно реагировать на увеличение объема обрабатываемой информации и обеспечивать бесперебойную работу и соответствие системы изменяющимся реалиям.

Результаты анализа цифровой инфраструктуры необходимы руководителям предприятий, руководителям администраций разного уровня с той целью, чтобы правильно ориентироваться в сложившейся обстановке, вырабатывать соответствующую экономическую политику, нацеленную на повышение эффективности аграрного сектора экономики региона. Полученные результаты могут лечь в основу разработки целевых программ и проектов на региональном и районном уровнях.


Источники:

1. Аубакирова Г.М., Исатаева Ф.М., Куатова А.С. Вопросы инновационной экономики. , 2020. – 2251-2268 c.
2. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения // Экономические отношения. – 2018. – № 1. – c. 1-18. – doi: 10.18334/eo.8.1.38881.
3. Егоров Н. Е., Ковров Г. С., Тишков С. В., Волков А. Д. Потенциал цифровизации ресурсных регионов российского Севера // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 2. – c. 238–251.
4. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Классификация муниципальных районов региона по уровню развития цифровой инфраструктуры и уровню использования цифровых технологий в организациях // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1747-1758. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116321.
5. Ильинская И.Н. Возможности применения геоинформационных систем в адаптивно-ландшафтных системах земледелия // Научное обеспечение агропромышленного комплекса на современном этапе: Материалы Международной научно практической конференции. 2015. – c. 98−103.
6. Какие digital-решения использует агросектор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dairynews.ru/news/kakie-digital-resheniya-ispolzuet-agrosektor (дата обращения: 23.10.2022).
7. Окенова А.О. Цифровизация как фактор повышения эффективности производства и усиления конкурентоспособности сельского хозяйства Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2020. – № 4.
8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. [Электронный ресурс]. URL: https://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 03.05.2019).
9. Осипов В.С., Боговиз А.В. Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. – № 10. – c. 11−15.
10. Осовин М.Н. Обоснование приоритетных направлений межрегионального сотрудничества в сфере цифровизации сельского хозяйства // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 2. – c. 131-144. – doi: 10.18334/ppib.8.2.112065.
11. Прогноз научно-технологического развития АПК Российской Федерации на период до 2030 года: основные положения: НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://ssek.hse.ru/data/2016/05/25/1131427693/ Основные%20направления%20Прогноза%20АПК.pdf (дата обращения: 22.10.2022).
12. Советова Н. П. Цифровизация сельских территорий: от теории к практике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 2. – c. 105-123.
13. Стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25.06.2021 № 20)). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-tsifrovoi-transformatsii-selskogo-khozjaistva-moja-tsifrovaja-ferma/ (дата обращения: 21.10.2022).
14. Усенко Л. Н, Холодов О. А. Цифровая трансформация сельского хозяйства // Учет и статистика. – 2019. – № 1. – c. 87-102.
15. Цифровизация АПК: возможности и риски Серия онлайн-эфиров «Цифровая трансформация регионов». [Электронный ресурс]. URL: https://events.vedomosti.ru/events/spb_%D1%81ifrovaya_transformaciya_4 (дата обращения: 22.10.2022).
16. Что такое сетевая инфраструктура компании и как правильно ее организовать – советы специалистов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.olly.ru/blog/setevaya-infrastruktura (дата обращения: 26.10.2022).

Страница обновлена: 19.07.2024 в 10:57:09