Оценка инвестиционного и инновационного потенциала в период развития цифровой экономики
Булавко О.А.1, Туктарова Л.Р.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Цитировать:
Булавко О.А., Туктарова Л.Р. Оценка инвестиционного и инновационного потенциала в период развития цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 103-110. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100683.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676080
Цитирований: 10 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Актуальность темы исследования определяется необходимостью выхода экономики страны на устойчивый и сбалансированный экономический рост с целью перехода российских промышленных предприятий к инвестиционно-инновационной стадии развития. Специфика инвестиционной деятельности объективно выводит на передний план совершенствование эффективности развития отраслей реального сектора экономики. В данной статье разработаны ключевые направления совершенствования развития в период трансформации, реализации национальных проектов, перехода к цифровой экономике
Ключевые слова: инвестиционно-инновационный потенциал, предприятия промышленности, экономический рост, инвестиционные ресурсы, национальные проекты, цифровая экономика
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение. В настоящее время деятельность предприятий промышленного производства направлена на инновационно-инвестиционное развитие с целью эффективного аккумулирования и распределения финансовых ресурсов, увеличения финансовых результатов деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности. В статье разработана методика оценки эффективности деятельности предприятий промышленного сектора, позволяющая выявить характер развития инвестиционной деятельности в контексте данного направления. Большую научную значимость представляет обоснование необходимости промышленно-инвестиционной политики в процессе инновационного развития как обязательного атрибута повышения ВВП и устойчивого экономического роста. Инвестиционные процессы, необходимость интеграции в мировую хозяйственную систему, глобализация и интернационализация требуют адекватных подходов и требований к обеспечению и поддержанию инновационной активности промышленных предприятий. Именно промышленно-инвестиционная политика должна обеспечить положительную экономическую динамику, обеспечить решение ряда вопросов поступательного развития инновационной экономики.
Большое количество авторов, как российских, так и зарубежных, занимаются данной проблематикой. По мнению Иода Е.В., Булавко О.А., Хмелевой Г.А., Иода Ю.В., «результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции является построение постиндустриального общества, большую роль в котором играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные и инновационные технологии» [2, c. 206–216] (Bulavko, Ivankina, Tuktarova, Nurgalieva, 2019).
Переход к инновационному сценарию открывает путь к модернизации российской экономики, повышению темпов и эффективности ее развития на основе интенсивного использования отечественного интеллектуального потенциала и освоения передовых технологий.
Основными этапами развития промышленных предприятий являются: создание технологической среды, совершенствование инновационных процессов, повышение инвестиционной активности. Вопросами повышения инвестиционной активности и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики занимается большое количество авторов. «Привлечение инвестиций – одна из основных составляющих процесса перехода от стагнации к экономическому росту» [1, c. 12] (Bulavko, Zastupov, 2017). Г.Г. Фетисов в своих исследованиях уделял внимание проблемам мирового экономического кризиса и экономического развития России [6, c. 12]. В настоящее время особо актуальными исследованиями в сфере экономики являются вопросы, связанные с совокупностью инновационных аспектов и цифровых технологий [7, c. 143–172] (Haltiwanger, Jarmin, 2000). Многие авторы изучают понятие цифровизации, закономерности развития цифровой экономики [8, c. 13–33] (Moulton, 2000).
В настоящее время недостаточно изучены вопросы, посвященные повышению инвестиционно-инновационного потенциала в совокупности с цифровой экономикой и стратегическим развитием российских предприятий.
Темпы экономического развития, инвестиционный климат, инновации напрямую зависят от характера и направлений развития цифровой экономики. С этой целью определение приоритетных направлений развития в сфере цифровизации является ключевой задачей промышленных предприятий, субъектов местного самоуправления, государства [9, c. 34-48].
Целью исследования является разработка механизма, способствующего реализации эффективной инвестиционно-инновационной политики отраслей реального сектора экономики. Реализация данного механизма направлена на новый этап экономического развития, позволяющий увеличить темпы экономического роста, трансформацию производственных процессов, объемы инвестиционных ресурсов.
Научная новизна
1. Выявлены основные причины потребностей в инвестиционных ресурсах, характеризующих трансформацию инвестиционных предпочтений, напрямую связанных с инновационным развитием и цифровой экономикой.
2. Определены закономерности инвестиционно-инновационного развития на основе инструментов реализации национальных проектов, внедрения новых технологий, позволяющих сменить траекторию эффективного развития в пользу высокотехнологичных отраслей.
Основными методами исследования являются перспективный и ретроспективный анализ, использованы методы эмпирического исследования: сравнение и наблюдение, а также методы теоретического исследования: идеализация, анализ, синтез.
В настоящее время новый вектор развития экономики предполагает необходимость стимулирования инвестиционной активности, который предполагает действие рыночного механизма, возможности которого могут быть реализованы с учетом проведения государственными (региональными) органами власти активной политики, поиска новых методических подходов к организации конкурентных процессов в промышленности, ее мониторингу, анализу, оценке, разработки и реализации адресных мероприятий по эффективной поддержке отечественных предприятий промышленности в условиях инновационного развития.
При этом перспективное развитие российской экономики тесно взаимосвязано с инновациями, трансформирующимися в базис промышленно-инвестиционного развития. В начале исследования необходимо рассмотреть само понятие «инновации», которое происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» или новшеств, представляющее собой новый порядок, новое явление или новую технологию. Процесс, связанный с воспроизводством и реализацией разного вида новшеств, называется инновационным. Инновации могут относиться к технологии, цифровой экономике, формам организации производства и управления.
В качестве элементов механизма реализации эффективной инвестиционно-промышленной политики предлагаем рассмотреть следующие составляющие:
–разработку и реализацию инвестиционных программ развития и национальных проектов;
–переход на экспортную стратегию развития промышленных предприятий;
–применение в производстве инновационных продуктов, новых технологий, сотрудничество в рамках выполнения научно-исследовательских работ с высшими учебными заведениями.
Основной целью реализации нацпроекта является рост экономики и повышение ее конкурентоспособности за счет развития цифровой экономики, внедрения информационных технологий и платформенных решений. Для реализации данной цели необходимо осуществлять финансовые вложения и инвестиции в цифровую экономику. Важным показателем, влияющим на развитие цифровой экономики, является доля внутренних затрат к валовому внутреннему продукту.
Рисунок 1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП, в процентах [5] (Fetisov, 2013)
К 2024 году планируется резкое увеличение доли внутренних затрат на цифровую экономику, что связано с повышением инновационного и инвестиционного потенциала, переходом многих предприятий и отраслей на технологический уклад, электронный документооборот. Целевым индикатором 2024 года является значение более 5 %, это свидетельствует о совершенствовании государственных информационных систем.
В процессе исследования нами уделено внимание и роли доступности интернета для социально-значимых объектов. Как видно из рисунка 2, наибольшие значения прироста заложены для показателя, отражающего доступность интернета для социально-значимых объектов (с 30,3 % в 2017 г. до 100 % в 2024 году). Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, увеличится с 72,6 % до 92 % за тот же период.
Рисунок 2. Целевые индикаторы, характеризующие создание доступной, устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры [5] (Fetisov, 2013)
Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и переработке данных должна увеличиться в пять с лишним раз.
Также к целевым установкам национального проекта относится активное использование программного обеспечения, преимущественно отечественного производства.
Ее характеризуют два показателя: доли закупаемого или арендуемого программного обеспечения государственными органами, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием. Заложенные по ним целевые показатели в 2024 году – более 90 % и 70 % соответственно.
Рисунок 3. Целевые индикаторы, характеризующие использование государственными органами, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием программных продуктов
Источник: [5] (Fetisov, 2013).
Заключение
В завершение нашего исследования мы предлагаем следующие варианты инновационно-инвестиционного развития:
1. Обеспечение отраслей реального сектора экономики инвестиционными ресурсами путем внедрения и реализации инновационных и инвестиционных программ.
2. Развитие цифровой экономики и переход на технологические инновационные продукты.
3. Реализация национальных проектов при взаимодействии органов власти, бизнес-сообществ, высших учебных заведений с целью формирования программы экономического развития, осуществления выбора приоритетов развития отраслей реального сектора экономики, проведения адресного инвестиционного финансирования высокотехнологичных отраслей.
Таким образом, задачей инвестиционно-инновационной деятельности промышленного сектора экономики выступает грамотное распределение инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах промышленного производства, эффективная реализация инновационных продуктов, особенно в период реализации национальных проектов.
«Эффективная реализация национальных проектов и инновационных технологий будут способствовать совершенствованию развития новой промышленной политики России, инновационной и инвестиционной активности предприятий промышленного комплекса» [2, c. 21–30] (Bulavko, Ivankina, Tuktarova, Nurgalieva, 2019).
Главной задачей в период трансформации инвестиционных предпочтений является государственная поддержка приоритетных инновационных отраслей, выделение субсидий на развитие высокотехнологичных предприятий, активизация возможного сотрудничества с университетами и институтами в рамках выполнения хоздоговорной деятельности и научно-исследовательских проектов с целью повышения инвестиционного и инновационного потенциала российской экономики.
Источники:
2. Булавко О.А., Иванкина М.С., Туктарова Л.Р., Нургалиева Э.М. Основные аспекты развития промышленной политики. // Вестник Самарского Муниципального института управления. 2019, № 2. С. 21-30
3. Иода Е.В., Булавко О.А., Хмелева Г.А., Иода Ю.В. Модернизационные механизмы формирования нового технологического уклада. Монография. Самара: Самарская академия государственного муниципального управления, 2013. С. 206-216.
4. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)
5. Фетисов Г.Г. Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России Проблемы прогнозирования, 2013, № 1. С.12
6. Bukht, R., Heeks, R.: Defining, conceptualising and measuring the digital economy. 13(2), 143-172 (2018)
7. Haltiwanger, J., Jarmin, R.S.: Measuring the Digital Economy . Understanding the Digital Economy, 2, 13-33 (2000)
8. Moulton, B.R.: GDP and the digital economy Understanding the Digital Economy, 5, 34-48 (2000)
Страница обновлена: 13.08.2024 в 16:08:17