Оценка туристско-рекреационного потенциала сельских территорий как фактора роста АПК в современных условиях
Груздева В.В.1, Груздев Г.В.1, Клюева Ю.С.1
1 Институт пищевых технологий и дизайна, Россия, Нижний Новгород
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773110
Аннотация:
В настоящее время отмечаются положительные тенденции в развитии АПК России, проявляющееся в том числе в увеличении доли АПК в структуре ВВП. В то же время наличие ряда проблем сдерживает дальнейшее развитие этого важного сектора экономики. Одной из системных проблем является поиск новых драйверов развития в условиях санкций, усугубляющихся демографических проблем, имеющих место диспропорций в процессах цифровизации, снижения кадрового потенциала на селе. Реализация туристко-рекреационного потенциала сельских территорий создания на его базе нового системного экономического ресурса будет способствовать привлечению молодых кадров в село, созданию новых рабочих мест и даст толчок для дальнейшего развития агропромышленного комплекса. В статье авторами формулируется представление о сущности туристско-рекреационного потенциала, экономических закономерностей создания на его базе рекреационного ресурса, который сможет сыграть роль драйвера в развитии предприятий АПК и сельских территорий в современных экономических условиях. Анализ проводится на примере сельских районов Нижегородской области
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агротуризм, сельские территории, туристко-рекреационный потенциал, рекреационный ресурс
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18, Z31, Z32, L83
Введение
Современная экономическая динамика России не имеет исторических аналогий, она уникальна по многим своим составляющим. Исследование ее тенденций, закономерностей институциональных особенностей – задача современной экономической науки. Проблемы АПК - одно из самых актуальных направлений. Дело в том, что АПК России призван обеспечить не только продовольственную безопасность страны в условиях санкций и других внешних угроз, но и сыграть роль катализатора перспективных производственных и социальных процессов. Именно поэтому анализ новых трендов в деятельности АПК и возможностей поиска специфических драйверов его развития представляет сегодня особую актуальность.
В настоящее время экономические условия хозяйствования оказывают положительное влияние на развитие агропромышленного комплекса в РФ. Агропромышленный комплекс (АПК) – это группа экономически взаимосвязанных отраслей, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее промышленной переработке, хранении и реализации, а также отраслей, обеспечивающих средствами производства сельскохозяйственную и перерабатывающую промышленность. [20,с.128].
Санкционное давление на российскую экономику, целью которого являлся подрыв экономических основ нашей страны, привело к активизации деятельности современных предприятий АПК, появлению новых ориентиров для развития, формированию новых рынков сбыта, возникновению новых форм экономической деятельности.
По данным Росстата за 2022 год, на фоне снижения объема ВВП на 2,1%, рост индекса физического объема добавленной стоимости в сельском хозяйстве составил 6,7%, и по данному показателю сельское хозяйство занимает 1 место в структуре ВВП (в сфере строительства рост составил 5%, по гостиницам и ресторанам – 4,3%) [12].
Доля АПК в структуре ВВП постепенно увеличивается и составила на конец 2022 года 5,7% (рис.1).
Рис.1 – Доля АПК в структуре ВВП, в %
Источник: составлено авторами
Несмотря на положительный тенденции, наблюдаемые в деятельности АПК, необходимо отметить наличие существенных факторов, негативно влияющих на положительную динамику экономических процессов и снижающих ее темпы, а именно:
-рост мировых цен на энергоресурсы, что влечет за собой инфляционный рост цен,
-повышение ставки ЦБ, что ведет к росту стоимости кредитных ресурсов,
- снижение покупательной способности потребителей в 2022 году на 3,4%. Есть и проблемы внутреннего системного плана, имеющие давнюю предисторию, прежде всего, кадровый дефицит, что связано с оттоком населения из сельской местности [8, c.417].
Доля сельского населения по состоянию на начало 2023 года в РФ составляет 25% (в 2000 году - 27%). Прежде всего, это связано с оттоком молодого поколения в города из-за отсутствия источников дохода в сельской местности, кроме сельского хозяйства [3, c.257].
В таких условиях остро встает вопрос о поиске новых форм экономической деятельности в сельской местности. Между тем в большинстве исследований сохраняется традиция рассмотрения АПК как хозяйственной сферы, которая может развиваться только с помощью государства, не изыскивая новые источники развития, не создавая актуальные сферы деятельности. В работе Ленковой Т.В. анализируется современное состояние АПК в России и подчеркивается роль государственной поддержки аграрного сектора экономики [10, c.84]. Мироновой Н.А. обосновывается необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, основным инструментом которого являются субсидии федерального бюджета [11, c.255]. Климина Е.М. в своем исследовании отмечает, что АПК нуждается в государственной поддержке на постоянной основе [9].
Авторы статьи избрали целью исследования анализ деятельности современного АПК как системного целого, в функционировании которого сочетаются не только экономические, технико-технологические, но и природные, социальные и культурные составляющие. Такой ракурс исследования направлен на то, чтобы обнаружить и использовать в качестве источников развития экономической деятельности факторы (природу, климат, ландшафт, историко-культурное наследие), которые считались всегда фоном экономической деятельности, либо вообще игнорировались как хозяйственный фактор.
Авторская гипотеза включает представление о том, что аграрная отрасль в силу своей специфики имеет особый рекреационный потенциал, на основе которого может быть создан туристско-рекреационный ресурс, необходимый для развития новых видов деятельности, приносящих прибыль, создающих новые рабочие места, решающих целый комплекс социальных задач на селе и благодаря чему способен выступить драйвером позитивной динамики АПК в современных условиях. В качестве предмета исследования берется Нижегородская область.
Методологической базой исследования выступила неоинституциональная парадигма и системный подход. Применены логико-гипотетический и структурно-генетический методы, методы экономической индукции, наблюдения и моделирования, а также статистическй метод, метод группировки и составления аналитических таблиц.
Основная часть
Авторы исследования полагают, что сельская территория – это социально-экономический ареал, отличающийся природной обусловленностью способа хозяйственной деятельности, организационных и технико-технологических параметров трудовых процессов, специфического образа жизни и размещения населения [6, c.123].
В предыдущих работах авторами определены основные составляющие туристско-рекреационного потенциала сельской территории, а именно:
-рекреационное пространство (природно-ландшафтные достопримечательности);
- артефактный базис (памятники культурного наследия);
- сельскохозяйственные факторы (производство местных товаров и продуктов питания);
- транспортная инфраструктура (дороги, транспорт всех видов);
- телекоммуникационная инфраструктура (характеристики наличия и возможностей современных видов связи);
- объекты сферы гостеприимства (гостиничные услуги, услуги питания, информационные услуги и т.п.) [6, с.125].
Все составляющие туристко – рекреационного потенциала конкретных территорий находятся в разном состоянии и имеют различные возможности трансформации в туристко-рекреационный ресурс, способный оказывать влияние на развитие сельской территории и рассматриваться в качестве драйвера экономической динамики [7, c.13].
В то же время, все составляющие системы рекреационного потенциала находятся в системном единстве, благодаря которому они способны трансформироваться в ресурс [4, c.28]. Предприятия АПК, трансформировавшие потенциал в ресурс, смогут предложить новый вид экономического продукта, а именно туризм в самых различных его видах (рис.2):
Источник: составлено авторами
Рисунок 2 - Классификация факторов туристско-рекреационного потенциала сельских территорий
Туристко-рекреационного ресурс, сформированный предприятием АПК, может способствовать развитию различных видов туризма (таб.1):
Таблица 1 – Факторы туристко-рекреационного ресурса, определяющие виды туризма
№
п\п
|
Факторы
туристко-рекреационного ресурса
|
Компоненты
туристко-рекреационного ресурса
|
Виды
туризма
|
1
|
Рекреационное пространство
|
Холмы, водопады, гейзеры,
родники, старинные парки, аллеи, лесные массивы и участки леса, природные ландшафты, участки рек, озер, водохранилищ и т.п. |
Экотуризм,
рекреационный туризм
|
2
|
Артефактный базис
|
Древние города, монастыри,
соборы, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культурной
архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др.
|
Культурно-познавательный
туризм, этнотуризм, религиозный туризм, событийный туризм
|
3
|
Сельскохозяйственные факторы
|
Предприятия
сельского хозяйства и переработки сельских продукции, рыбные и племенные
хозяйства
|
Агротуризм,
гастрономическй туризм, этнотуризм, событийный туризм
|
Таким образом, туристско-рекреационный ресурс, созданный предприятиями АПК, способен произвести новые виды туризма, Такие, как экотуризм, культурно-познавательный туризм, этнотуризм, событийный туризм, агротуризм, гастротуризм.
Согласно исследованиям, проведенным аналитиками компании PwC, одна из самых распространенных целей для поездки россиян по стране - это знакомство с природными достопримечательностями (54%), проведение времени на природе в экологически чистом районе (49%). С целью посещения объектов культурного наследия в путешествие по стране планируют отправиться 37% респондентов [17]. Таким образом, реализация имеющегося туристко-рекреационный потенциала сельской территории и превращения его в рамках экономико-производственной деятельности предприятий АПК в соответствующий ресурс позволит предложить новый продукт, удовлетворяющий тех россиян, которые предпочитают внутренний туризм [16, c.156].
В свою очередь, часть факторов, как было сказано выше, способствует развитию инфраструктуры туризма (табл.2).
Таблица 2 – Факторы туристко-рекреационного ресурса сельской территории, создающие условия для развития туризма в целом
№ п\п
|
Факторы
туристко-рекреационного ресурса
|
Компоненты
туристко-рекреационного ресурса
|
Влияние
на развитие туризма
|
1
|
Транспортная инфраструктура
|
Железнодорожные,
внутренние водные пути, автомобильные дороги, мосты, вокзалы, железнодорожные
и автобусные станции, аэродромы и аэропорты и т.д.
|
Обеспечение
доступности сельской территории для посещения туристами
|
2
|
Телекоммуникационная инфраструктура
|
Телеграфная
связь; телефонная связь; радиосвязь; спутниковая связь; компьютерные сети.
|
Обеспечение
доступа туристов к услугам
телефонной связи и к сети Интернет
|
3
|
Объекты сферы гостеприимства
|
Гостиницы,
отели, мотели, турбазы, другие коллективные средства размещения,
Кафе, рестораны и другие предприятия общественного питания |
Обеспечение
услугами питания и размещения, обеспечение длительности пребывания на
сельской территории
|
Таким образом, факторы туристско-рекреационного ресурса, представленные в таблице 2, обеспечивают доступ туристов к сельской территории и объектам культурного [1, c.17], природного и сельскохозяйственного значения, способствуют длительности пребывания туристов на территории за счет предоставления услуг питания и размещения, обеспечивают интернет-связью [15, c.98]. Наличие интернет-связи приобретает все большую значимость в развитии внутреннего туризма. Так, согласно вышеуказанному исследованию, самые активные потребители внутреннего туризма - городская молодежь, а именно жители крупных городов с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек, представляющие возрастную группу от 18 до 30 лет. Другими словами, активный российский турист имеет тот же социологический портрет, что и активный интернет-пользователь [17].
Рассмотрим факторы туристко-рекреационного потенциала сельских территорий Нижегородской области, способных перерасти в рекреационный ресурс тех районов, в которых проживает только сельское население: Большеболдинского (6 сельских поселений), Вадского (6 сельских поселений), Гагинского (6 сельских поселений), Дивеевского (6 сельских поселений), Краснооктябрьского (12 сельских поселений), Починковского (9 сельских поселений), Сеченовского (7 сельских поселений), Спасского (7 сельских поселений).
В каждом из вышеуказанных районах имеется несколько туристко-рекреационных явлений природного, культурного или религиозного характера. Наиболее значимые рекреационные элементы перечислены в таблице 3.
Таблица 3 – Факторы туристко-рекреационного потенциала сельских территорий, определяющие виды туризма, на примере Нижегородской области
№
п/п
|
Район
|
Факторы
туристско-рекреационного потенциала
|
Наиболее значимые компоненты туристско-рекреационного
потенциала
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Больше-болдинский
|
Рекреационное
пространство
|
Роща «Лучинник»
|
Артефактный
базис
|
Родовое поместье А.С.Пушкина
| ||
Сельскохозяйственные
факторы
|
«Племзавод «Пушкинское»
| ||
2
|
Вадский
|
Рекреационное
пространство
|
Памятник природы - дубрава
|
Артефактный
базис
|
Усадьба А.Б. Нейдгарта
| ||
Сельскохозяйственные
факторы
|
Совхоз «Вадский» (разведение рыбы)
| ||
3
|
Гагинский
|
Рекреационное
пространство
|
Садово-парковый ансамбль усадьбы Анри Жомини
|
Артефактный
базис
|
Усадьба Пашкова
Усадьба Анри Жомини Дом Н.В. Ульянова (деда В.И.Ленина) | ||
Сельскохозяйственные
факторы
|
Сельхозпредприятия зернового и мясо-молочного
направления
| ||
4
|
Дивеевский
|
Рекреационное пространство
|
Святые родники возле
Дивеевского монастыря
Искусственный пруд на реке Вичкинза |
Артефактный
базис
|
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский
монастырь
| ||
Сельскохозяйственные
факторы
|
Птицефабрика
| ||
5
|
Красно-октябрьский
|
Рекреационное пространство
|
Уразовский заказник
|
Артефактный
базис
|
Памятник татарским певцам Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву,
Исламский культурный центр | ||
Сельскохозяйствен-ные факторы
|
Рыбопитомник
| ||
6
|
Починковский
|
Рекреационное пространство
|
«Парк уединения души»
родники |
Артефактный
базис
|
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Колокольня Церкви Николая Чудотворца Краеведческий музей | ||
Сельскохозяйствен-ные факторы
|
Починковский конный завод
| ||
7
|
Сеченовский
|
Рекреационное пространство
|
Месторождение минеральной воды
|
Артефактный
базис
|
Сеченовский краеведческий музей им.И.М.
Сеченова
Церковь Александра Невского, Церковь Вознесения Господня | ||
Сельскохозяйствен-ные факторы
|
Сельхозпредприятия мясо-молочного направления
| ||
8
|
Спасский
|
Рекреационное
пространство
|
Кедровая роща
Святой источник великомученицы Параскевы- пятницы |
Артефактный
базис
|
Дом купца Данилова А.В.
| ||
Сельскохозяйствен-ные
факторы
|
Сельхозпредприятия зернового и мясо-молочного
направления
|
Артефактный базис представлен в Большеболдинском, Вадском, Гагинском, Спасском районах. Религиозными ресурсами обладают Дивеевский, Краснооктябрьский, Спасский, Сеченовский районы. Рекреационными ресурсами обладают все сельские районы, но наиболее значимые расположены в Большеболдинском, Вадском и Спасском районах [5]. Кроме этого, в каждом районе имеются сельскохозяйственные предприятия по производству растениеводческой и животноводческой продукции (зерновой и мясомолочной). Предприятия по выращиванию рыбы расположены в Вадском и Краснооктябрьском районах, племзаводы – в Большеболдинском и Починковском. Необходимо отметить, что Починковский конный завод в настоящее время уже закрыт, но в Правительстве Нижегородской области рассматривается вопрос государственной поддержке предприятия и возобновлении его деятельности.
Формирование определенных туристко-рекреационных ресурсов в вышеуказанных районах будет способствовать наличию таких видов туристкой деятельности, как культурно-познавательный туризм, экотуризм, религиозный туризм. Наиболее перспективным видом туристкой деятельности для сельских районов является этнотуризм и агротуризм [2, с.433].
Рассмотрим условия для развития туризма в сельской местности на примере тех же районов Нижегородской области (табл.4).
Таблица 4 – Факторы туристко-рекреационного потенциала сельских территорий, создающие условия для развития туризма в целом, на примере Нижегородской области
№
п/п
|
Район
|
Факторы
туристско-рекреационного потенциала
|
Наиболее значимые компоненты туристско-рекреационного
потенциала
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Больше-болдинский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 46 и 37 сельских населенных пунктах,
2 Интернет-провайдера, 21 оператором стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
2
коллективного средства размещения, 6 предприятий общественного питания
| ||
2
|
Вадский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные
дороги, железная дорога
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 38 сельских населенных пунктах,
1 Интернет-провайдер, 21 оператора стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
3
коллективного средства размещения , 4
предприятия общественного питания
| ||
3
|
Гагинский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 59 сельских населенных пунктах,
3 Интернет-провайдера 21 оператора стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
1 коллективное средство размещения,
3 предприятия общественного питания | ||
4
|
Дивеевский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 41 сельских населенных пунктах,
3 Интернет-провайдера 21 оператора стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
18 коллективных средств размещения, 23 предприятия общественного питания
| ||
5
|
Красно-октябрьский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 38 и 26 сельских населенных пунктах,
1 провайдер 21 оператора стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
2 коллективного средства размещения, 5 предприятий общественного питания
| ||
6
|
Починковский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги, железная дорога
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 63 сельских населенных пунктах,
3 интернет-провайдера 21 оператора стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
3 коллективного средства размещения, 12 предприятий общественного питания
| ||
7
|
Сеченовский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая
и телефонная связь в 49 сельских населенных пунктах,
1 интернет-провайдер 21 оператора стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
2 коллективного средства размещения, 3 предприятия общественного питания
| ||
8
|
Спасский
|
Транспортная
инфраструктура
|
Автомобильные дороги
|
Телекоммуникационная
инфраструктура
|
Почтовая и телефонная связь в 38 и 39 сельских населенных
пунктах,
3 Интернет-провайдера, 21 операторов стационарной и мобильной (сотовой) связи | ||
Объекты
сферы гостеприимства
|
3
предприятия общественного питания, коллективные
средства размещения отсутствуют
|
Таким образом, во всех районах, представленных в таблице 4, имеются автомобильные дороги, и только через два района, Починсковский и Вадский, проходит железная дорога. Кроме этого, можно отметить наличие телекоммуникационной инфраструктуры во всех сельских районах области. Развитую инфраструктуру гостеприимства можно отметить лишь в Дивеевском районе, что объясняется наличием одного из самых известных в России паломнического центра, в котором находятся святые мощи Серафима Саровского, что привлекает верующих не только из России, но и из других стран мира. В остальных сельских территориях задача реализации потенциала и превращения его в туристско-рекреационный ресурс может составить предмет новой деятельности для местных предприятий АПК и тем самым способствовать их экономическому развитию в новых условиях [19, c.70].
Выводы
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии сферы АПК, но вместе с тем, существует ряд серьезных проблем, сдерживающих рост этого сектора экономики, в том числе кадровый дефицит, связанный с оттоком сельского населения. Решение этой проблемы авторы видят в повышении привлекательности сельских территорий за счет развития их туристко-рекреационного потенциала, способного трансформироваться в туристко-рекреационный ресурс и стать драйвером экономического развития АПК.
Проведенный анализ туристко-рекреационного потенциала сельских территорий на примере восьми сельских районов Нижегородской области показал наличие факторов, способствующих созданию рекреационного ресурса, на базе которого станет возможным развитие различных видом туризма - культурно-познавательного, экологического, религиозного и сельского. Существующая в районах транспортная и телекоммуникационная инфраструктура позволяет развивать внутренний туризм, но слабая материальная база сферы гостеприимства сдерживает этот рост, за исключением Дивеевского района, который является центром религиозного туризма Нижегородской области. Очевидно, что для дальнейшего развития внутреннего туризма в сельских районах области необходимо развитие нового вида экономической деятельности местных предприятий АПК [18, c.103]. Тем более, что в настоящее время в Нижегородской области разработаны меры государственной поддержки сельского и экологического туризма [13], что будет способствовать реализации туристко-рекреационного потенциала сельских территорий, появлению объектов эко- и агротуризма, созданию новых рабочих мест [14, c.98].
В дальнейших исследованиях авторами планируется провести экономический анализ агропредприятий изучаемых территорий с целью выявления драйверов роста АПК.
Источники:
2. Бескостова А. А., Васильева З. В., Губа Д. В. Перспективы развития сельского туризма в России // Актуальные проблемы развития туризма: Сборник научных статей IV международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 432-441.
3. Богомолова А.В., Аксенова Ж.Н. Предпосылки и условия обеспечения непрерывного благополучия сельских жителей // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – c. 256-260.
4. Гаврильчак Н.И., Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Институциональные проблемы рекреационного туризма // Инновации. – 2009. – № 5. – c. 26-28.
5. Грани Нижегородской культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://ngounb.ru/?cat=35 (дата обращения: 10.08.2023).
6. Груздев Г.В., Груздева В.В., Клюева Ю.С. Развитие сельских территорий на основе использования рекреационного потенциала // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 8 (123). – c. 120-134.
7. Демьянов Д.Г. Сущность и содержание понятия // Бизнес и общество. – 2018. – № 3(19). – c. 11-15.
8. Зайцева О.О. С Сельские территории как объект управления: понятие, функции, типологии // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – c. 416-420.
9. Климина Е.М. Анализ современного состояния АПК в РФ // Научный лидер. – 2022. – № 50 (95). – p. 150-153.
10. Ленкова Т. В. Анализ состояния АПК в России // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2021. – № 1. – c. 82- 87.
11. Миронова Н. А. Государственное регулирование агропромышленного комплекса Российской Федерации // Московский экономический журнал. – 2020. – № 5. – c. 251-256.
12. Национальные счета. Валовый внутренний продукт. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 08.08.2023).
13. Об особенностях развития экологического туризма и туризма в сельской местности в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 27.12.2022 № 209-З. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.08.2023).
14. Оборин М.С. Направления поддержки агропромышленного комплекса с учетом региональных особенностей // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 7(146). – c. 90–100.
15. Панов Н.И., Чибинёв А.М. Проблемы развития туристского потенциала Ленинградской области: Методология, экономика, инвестиции. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 128 c.
16. Пяткин П.Н., Пяткин И.П., Кузьмин С.А., Сергушкин Е.М. Развитие сельских территорий // Научный альманах. – 2015. – № 4. – c. 151-158.
17. Роль Интернета в развитии внутреннего и въездного туризма в России. [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/live/branch/7371/ (дата обращения: 09.08.2023).
18. Стряпунин М.С. Правовая политика в сфере развития сельских территорий: понятие, принципы, формы // Молодой исследователь Дона. – 2020. – № 4(25). – c. 102-105.
19. Туарменский В.В. Специфика сельских территорий РФ в контексте обеспечения их устойчивого развития // Эпоха науки. – 2019. – № 19. – c. 68-73.
20. Фудина Е.В. Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России // Iacj. – 2020. – № 1. – c. 127-133.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 00:04:28