Современный кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций

Зинич Л.В.1, Кузнецова Н.А.2
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Россия, Омск
2 Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350289
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время расширяется как круг предприятий сельского хозяйства, использующих те или иные элементы цифровых технологий, так и спектр применяемых в отрасли цифровых устройств. В связи, с чем возрастает потребность в подготовке квалифицированных управленческих кадров для выполнения различных по направленности работ в цифровом сегменте экономики, развитии профессиональной подготовки и переподготовки, приобретении новых компетенций и повышении квалификации сотрудников современных организаций. В статье проведена оценка готовности получать и развивать цифровые компетенции молодыми специалистами в условиях цифровизации экономики АПК. Определены ключевые акторы развития человеческого капитала и выявлен механизм формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельскохозяйственных организаций. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ повышения качества кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса региона, в работе кадровых служб предприятий и районных управлений сельского хозяйства, учреждений аграрного образования, формирующих образовательные программы и оказывающих образовательные услуги в регионе в условиях цифровизации сельского хозяйства.

Ключевые слова: кадровый потенциал, цифровая трансформация, цифровизация, сельскохозяйственные предприятия

JEL-классификация: M54, Q12, Q13



Введение

Цифровые технологии на предприятиях сельского хозяйства обладают значительным потенциалом в решении таких задач, как снижение материальных и трудовых затрат, повышение степени устойчивости развития отрасли, продуктивное взаимодействие с поставщиками, покупателями, институтами развития. В настоящее время расширяется как круг предприятий сельского хозяйства, использующих те или иные элементы цифровых технологий, так и спектр применяемых в отрасли цифровых устройств. Решение задач цифровой трансформации сельскохозяйственных организаций не возможно без участия специалистов, обладающих цифровыми компетенциями.

Вопросам кадрового обеспечения аграрного сектора экономики, в том числе цифрового сельского хозяйства посвящены труды таких авторов как: Асалиев А.С. [5], Бутко Г.П. [2], Докальская В.К. [4], Дорофеев А.Ф. [7], Дударева А.Б. [4], Карпузова В.И. [9], Карпузова Н.В. [9], Козлов А.В. [11], Кузьминов Я.И. [12], Овчарова Л.Н. [12], Сапарова О.Н. [2], Тесля А.Б. [11], Угольникова А.М. [14], Чернышева К.В. [9], Чуклинова Е.В. [11], Якобсон Л.И. [12], однако вопросам формирования и использования человеческого капитала сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации уделено не достаточно внимания, что и обусловило новизну данного исследования. Целью исследования является оценка готовности развивать цифровые компетенции и разработка системы взаимоотношений учебных заведений, сельхозтоваропроизводителей и государства по формированию трудового потенциала сельскохозяйственных организаций.

Основная часть

Цифровая трансформация в сельском хозяйстве набирает обороты, это без преувеличения важный аспект технологического развития отрасли. Анализ текущего состояния, определение уровня цифровой трансформации компаний и субъектов РФ, является ключевым фактором, который позволяет охарактеризовать направления цифровой трансформации, достижение ключевых показателей эффективности при реализации Стратегии цифровой трансформации [1], а также создаёт условия для определения направлений повышения конкурентоспособности развития отрасли, в том числе позволяет выявить риски и угрозы информационной безопасности при создании цифровой экосистемы управления сельским хозяйством.

Существует ряд противоречий, свойственных трансформации сельскохозяйственных предприятий, причем такие противоречия усиливаются в условиях цифровой экономики [10, 13](рисунок 1).

Рисунок 1 – Противоречия, свойственные трансформации сельскохозяйственных предприятий

Источник: составлено авторами.

Ключевой проблемой для внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственные организации является отсутствие соответствующих кадров на рынке труда [6].

Проведенное авторами исследование в октябре 2021 года направлено на оценку готовности получать и развивать цифровые компетенции молодыми специалистами в условиях цифровизации экономики АПК. Выборка респондентов охватывала различные уровни профессионального образования (от среднего профессионального до магистратуры) и курсы обучения, однако более половины принявших участие в анкетировании лица, обучающиеся по программам бакалавриата. Анкетирование 1578 обучающихся показало, что 68% респондентов не готовы развивать свои компетенции в области цифровизации сельского хозяйства, лишь 10% респондентов готовы вкладывать средства в свое развитие в указанной сфере. 22% готовы развиваться в области цифровизации сельского хозяйства, но без вложений средств со своей стороны (рисунок 2).

Рисунок 2 – Готовность развивать компетенции в области сельского хозяйства, в % от опрошенных

Источник: составлено авторами.

Анкетирование студентов показало, что с возрастанием курса значительной разницы в распределении ответов респондентов не наблюдается (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение готовности развивать компетенции

в области сельского хозяйства студентами по курсам обучения,

в % от опрошенных

Источник: составлено авторами.

Если повышать профессиональные компетенции, то более половины респондентов выбирают очные курсы, чуть меньше выбирают самообразование и дистанционные курсы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение ответов респондентов по формам развития профессиональных компетенций, чел.

Источник: составлено авторами.

Наибольший интерес к изучению у студентов вызывают такие цифровые технологии как 3D печать, беспилотные летательные аппараты, агроботы, космическая съемка, ГИС в сфере ветеринарии «Меркурий», мобильные решения, технологии искусственного интеллекта, а также дополненной и виртуальной реальности (рисунок 4).

Рисунок 4 –Распределение ответов респондентов по желанию изучать цифровые технологии, чел

Источник: составлено авторами.

На фоне ограниченного желания развиваться в области цифровизации сельского хозяйства, 11% респондентов будут просто работать по профессии, 36% респондентов планируют выстроить карьеру в крупной компании в соответствии с профессией, 33% респондентов видят перспективы своего развития вне зависимости от размера компании. 12% планируют продолжить образование. С данными категориями студентов необходимо выстраивать работу по формированию мотивации освоения цифровых технологий в соответствии с профессией, т.к. их роль в профессиональных компетенциях несомненно увеличивается.

Цифровизация сельского хозяйства, безусловно, будет способствовать развитию человеческого капитала сельских территорий, устойчивому развитию регионов и росту качества жизни населения. Акцент необходимо делать на цифровизацию образования и науки, от которых зависит качество человеческого капитала (профессиональные компетенции), востребованность внедряемых в сельское хозяйство инноваций [3].

Основными акторами развития человеческого капитала на региональном уровне в условиях цифровизации экономики являются система образования, организации-работодатели и органы государственного управления конкретного субъекта Федерации. Для решения задачи национального проекта «Кадры для цифровой экономики» по обеспечению всестороннего развития человека в новой цифровой среде необходим механизм взаимодействия указанных акторов на базе своего рода цифровой кадровой платформы, которая позволит синхронизировать в долгосрочной перспективе спрос и предложение на рынках труда и образования региона и гармонизировать цифровое неравенство. Цифровая трансформация подразумевает не только изменение подходов к организации работы образовательных организаций, но и повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирование компетентной команды управления процессом цифровой трансформацией образовательной организации.

Инновационные достижения в области цифровых технологий позволяют значительно увеличить производительность труда и достичь роста эффективности производственной деятельности [8]. Взаимосвязь производительности труда и уровня цифрового развития региона связана еще и с тем, что в последние годы происходит активное внедрение технологических инноваций в социально-экономические процессы, однако такое развитие неравномерно по территориям региона. Цифровая среда в территориальном разрезе неоднородна как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований. Население и предприятия различных районов имеют разные возможности для доступа к современной сетевой инфраструктуре. Это, в свою очередь, приводит к тому, что разные регионы имеют разные возможности для роста производительности труда, как в производственной, так и непроизводственной сферах.

В условиях цифровизации сельского хозяйства появляется новый рынок труда, регулирование которого является одной из задач органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в формировании и использовании человеческого капитала. Реализация данной задачи должна осуществляться при взаимодействии акторов развития человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства региона при инициирующей роли органов государственной и муниципальной власти как стороны, заинтересованной в социальном и экономическом развитии сельскохозяйственной отрасли и сельских территорий.

Рассмотрим механизм формирования и использования человеческого капитала сельскохозяйственных организаций с учетом цифровой трансформации (рисунок 5).

Рисунок 5 – Механизм формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельскохозяйственных организаций

Источник: составлено авторами.

Формирование человеческого капитала для сельскохозяйственных организаций происходит с учетом:

– уровня развития цифровой инфраструктуры в муниципальном районе;

– уровня развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сельскохозяйственной организации;

– уровня технической оснащенности сельскохозяйственной организации;

– уровня использования цифровых технологий в сельскохозяйственной организации;

– уровня профессиональных компетенций, в том числе цифровых, которыми должен обладать специалист;

– уровня развития социальной инфраструктуры сельской местности.

Экономический эффект от внедрения цифровых технологий в организации и использования человеческого капитала заключается в снижении потерь, оптимизации затрат, повышении производительности труда и т.д.).

Заключение

Для успешной реализации системы организациям необходимы ключевые инструменты, а именно индустриальные партнеры, цифровая инфраструктура, компетентные кадры, реальные производственные кейсы с конкретными управленческими решениями, новые технологии – по сути экосистема цифровой трансформации, необходимая для подготовки конкурентоспособных кадров и прорывных технологий [15].

Таким образом, для формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства органам государственной и муниципальной власти необходимо выстроить взаимодействие по направлениям деятельности с предприятиями цифрового АПК и образовательными учреждениями региона, что позволит синхронизировать и интегрировать деятельность образовательных учреждений и предприятий АПК, использующих цифровые технологии, синергетическим эффектом которого станет формирование, развитие и использование человеческого капитала для цифрового сельского хозяйства.


Источники:

1. Стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25.06.2021 N 20)). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-tsifrovoi-transformatsii-selskogo-khozjaistva-moja-tsifrovaja-ferma (дата обращения: 05.11.2022).
2. Butko G.P., Saparova O.N. Features of using human capital in agrarian sector of Economy // Agrarian Bulletin of the Urals. – 2021. – № 9(212). – p. 73-79. – doi: 10.32417/1997-4868-2021-212-09-73-79.
3. Eshet Y. Thinking in a digital era: A revised model for digital literacy // Informing science and information technology. – 2012. – p. 267-276. – doi: 10.28945/1621.
4. Докальская В.К., Дударева А.Б. Возрастание роли человеческого фактора в повышении эффективности сельскохозяйственного производства // Вестник аграрной науки. – 2021. – № 6(93). – c. 119-124. – doi: 10.17238/issn2587-666X.2021.6.119.
5. Асалиев А.С. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6(102). – c. 67-76. – doi: 10.21686/2413-2829-2018-6-67-76.
6. Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. – 2018. – № 22(310). – c. 64-69.
7. Дорофеев А.Ф. Развитие человеческого капитала аграрного сектора России в условиях экономических и политических санкций // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2017. – № 2(14). – c. 39-50.
8. Какие цифровые решения приживаются в агробизнесе?. Официальный сайт МСХ РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/dit/news/kakie-tsifrovye-resheniya-prizhivayutsya-v-agrobiznese (дата обращения: 05.11.2022).
9. Карпузова В.И., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. К вопросу кадрового обеспечения проекта «цифровое сельское хозяйство» // Международный научный журнал. – 2019. – № 2. – c. 29-36. – doi: 10.34286/1995-4638-2019-65-2-29-36.
10. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. – 2017. – № 1(11). – c. 32-43.
11. Козлов А.В., Тесля А.Б., Чуклинова Е.В. Инструменты формирования цифровых компетенций персонала предприятий малого бизнеса // Управление устойчивым развитием. – 2020. – № 1(26). – c. 5-11.
12. Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н., Якобсон Л.И. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. / Ежегодный доклад о социальной политике: Доклад. К XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики,, 2017. – 76 c.
13. Скосырева Н.Д., Васюкова М.В. Цифровизация экономики и профессиональное самоопределение молодежи // Двадцать шестые апрельские экономические чтения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2020. – c. 160-163.
14. Угольникова А.М. Проблемы кадрового обеспечения развития цифрового сельского хозяйства // Молодежь и наука. – 2019. – № 3. – c. 106.
15. Юрьева А.А. Развитие информационного общества как условие формирования инновационной экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2017. – № 3. – c. 14-20.

Страница обновлена: 01.08.2025 в 08:58:25

 

 

Modern staff potential of agricultural organizations

Zinich L.V., Kuznetsova N.A.

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 1 (January-March 2023)

Citation:

Abstract:
Currently, both the range of agricultural enterprises using certain elements of digital technologies and the range of digital devices used in the industry are expanding. Therefore, there is an increasing need for the training of qualified managerial personnel to perform various types of work in the digital segment of the economy, the development of vocational training and retraining, the acquisition of new competencies and advanced training of employees in modern organizations. An assessment of the readiness of young specialists to receive and develop digital competencies in the conditions of digitalisation of the agro-industrial complex was carried out. The key actors of human capital development are identified; and the mechanism of formation and use of human capital in the conditions of digitalisation of agricultural organizations is revealed. The results obtained can be used in the development of regional programs to improve the quality of staffing in the regional agro-industrial complex, in the work of recruitment services of enterprises and district departments of agriculture, agricultural education institutions that form educational programs and provide educational services in the region amidst digitalisation.

Keywords: qualified staff, digital transformation, digitalisation, agricultural enterprises

JEL-classification: M54, Q12, Q13