Современный кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций

Зинич Л.В.1, Кузнецова Н.А.2
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Россия, Омск
2 Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350289
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время расширяется как круг предприятий сельского хозяйства, использующих те или иные элементы цифровых технологий, так и спектр применяемых в отрасли цифровых устройств. В связи, с чем возрастает потребность в подготовке квалифицированных управленческих кадров для выполнения различных по направленности работ в цифровом сегменте экономики, развитии профессиональной подготовки и переподготовки, приобретении новых компетенций и повышении квалификации сотрудников современных организаций. В статье проведена оценка готовности получать и развивать цифровые компетенции молодыми специалистами в условиях цифровизации экономики АПК. Определены ключевые акторы развития человеческого капитала и выявлен механизм формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельскохозяйственных организаций. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ повышения качества кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса региона, в работе кадровых служб предприятий и районных управлений сельского хозяйства, учреждений аграрного образования, формирующих образовательные программы и оказывающих образовательные услуги в регионе в условиях цифровизации сельского хозяйства.

Ключевые слова: кадровый потенциал, цифровая трансформация, цифровизация, сельскохозяйственные предприятия

JEL-классификация: M54, Q12, Q13



Введение

Цифровые технологии на предприятиях сельского хозяйства обладают значительным потенциалом в решении таких задач, как снижение материальных и трудовых затрат, повышение степени устойчивости развития отрасли, продуктивное взаимодействие с поставщиками, покупателями, институтами развития. В настоящее время расширяется как круг предприятий сельского хозяйства, использующих те или иные элементы цифровых технологий, так и спектр применяемых в отрасли цифровых устройств. Решение задач цифровой трансформации сельскохозяйственных организаций не возможно без участия специалистов, обладающих цифровыми компетенциями.

Вопросам кадрового обеспечения аграрного сектора экономики, в том числе цифрового сельского хозяйства посвящены труды таких авторов как: Асалиев А.С. [5], Бутко Г.П. [2], Докальская В.К. [4], Дорофеев А.Ф. [7], Дударева А.Б. [4], Карпузова В.И. [9], Карпузова Н.В. [9], Козлов А.В. [11], Кузьминов Я.И. [12], Овчарова Л.Н. [12], Сапарова О.Н. [2], Тесля А.Б. [11], Угольникова А.М. [14], Чернышева К.В. [9], Чуклинова Е.В. [11], Якобсон Л.И. [12], однако вопросам формирования и использования человеческого капитала сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации уделено не достаточно внимания, что и обусловило новизну данного исследования. Целью исследования является оценка готовности развивать цифровые компетенции и разработка системы взаимоотношений учебных заведений, сельхозтоваропроизводителей и государства по формированию трудового потенциала сельскохозяйственных организаций.

Основная часть

Цифровая трансформация в сельском хозяйстве набирает обороты, это без преувеличения важный аспект технологического развития отрасли. Анализ текущего состояния, определение уровня цифровой трансформации компаний и субъектов РФ, является ключевым фактором, который позволяет охарактеризовать направления цифровой трансформации, достижение ключевых показателей эффективности при реализации Стратегии цифровой трансформации [1], а также создаёт условия для определения направлений повышения конкурентоспособности развития отрасли, в том числе позволяет выявить риски и угрозы информационной безопасности при создании цифровой экосистемы управления сельским хозяйством.

Существует ряд противоречий, свойственных трансформации сельскохозяйственных предприятий, причем такие противоречия усиливаются в условиях цифровой экономики [10, 13](рисунок 1).

Рисунок 1 – Противоречия, свойственные трансформации сельскохозяйственных предприятий

Источник: составлено авторами.

Ключевой проблемой для внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственные организации является отсутствие соответствующих кадров на рынке труда [6].

Проведенное авторами исследование в октябре 2021 года направлено на оценку готовности получать и развивать цифровые компетенции молодыми специалистами в условиях цифровизации экономики АПК. Выборка респондентов охватывала различные уровни профессионального образования (от среднего профессионального до магистратуры) и курсы обучения, однако более половины принявших участие в анкетировании лица, обучающиеся по программам бакалавриата. Анкетирование 1578 обучающихся показало, что 68% респондентов не готовы развивать свои компетенции в области цифровизации сельского хозяйства, лишь 10% респондентов готовы вкладывать средства в свое развитие в указанной сфере. 22% готовы развиваться в области цифровизации сельского хозяйства, но без вложений средств со своей стороны (рисунок 2).

Рисунок 2 – Готовность развивать компетенции в области сельского хозяйства, в % от опрошенных

Источник: составлено авторами.

Анкетирование студентов показало, что с возрастанием курса значительной разницы в распределении ответов респондентов не наблюдается (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение готовности развивать компетенции

в области сельского хозяйства студентами по курсам обучения,

в % от опрошенных

Источник: составлено авторами.

Если повышать профессиональные компетенции, то более половины респондентов выбирают очные курсы, чуть меньше выбирают самообразование и дистанционные курсы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение ответов респондентов по формам развития профессиональных компетенций, чел.

Источник: составлено авторами.

Наибольший интерес к изучению у студентов вызывают такие цифровые технологии как 3D печать, беспилотные летательные аппараты, агроботы, космическая съемка, ГИС в сфере ветеринарии «Меркурий», мобильные решения, технологии искусственного интеллекта, а также дополненной и виртуальной реальности (рисунок 4).

Рисунок 4 –Распределение ответов респондентов по желанию изучать цифровые технологии, чел

Источник: составлено авторами.

На фоне ограниченного желания развиваться в области цифровизации сельского хозяйства, 11% респондентов будут просто работать по профессии, 36% респондентов планируют выстроить карьеру в крупной компании в соответствии с профессией, 33% респондентов видят перспективы своего развития вне зависимости от размера компании. 12% планируют продолжить образование. С данными категориями студентов необходимо выстраивать работу по формированию мотивации освоения цифровых технологий в соответствии с профессией, т.к. их роль в профессиональных компетенциях несомненно увеличивается.

Цифровизация сельского хозяйства, безусловно, будет способствовать развитию человеческого капитала сельских территорий, устойчивому развитию регионов и росту качества жизни населения. Акцент необходимо делать на цифровизацию образования и науки, от которых зависит качество человеческого капитала (профессиональные компетенции), востребованность внедряемых в сельское хозяйство инноваций [3].

Основными акторами развития человеческого капитала на региональном уровне в условиях цифровизации экономики являются система образования, организации-работодатели и органы государственного управления конкретного субъекта Федерации. Для решения задачи национального проекта «Кадры для цифровой экономики» по обеспечению всестороннего развития человека в новой цифровой среде необходим механизм взаимодействия указанных акторов на базе своего рода цифровой кадровой платформы, которая позволит синхронизировать в долгосрочной перспективе спрос и предложение на рынках труда и образования региона и гармонизировать цифровое неравенство. Цифровая трансформация подразумевает не только изменение подходов к организации работы образовательных организаций, но и повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирование компетентной команды управления процессом цифровой трансформацией образовательной организации.

Инновационные достижения в области цифровых технологий позволяют значительно увеличить производительность труда и достичь роста эффективности производственной деятельности [8]. Взаимосвязь производительности труда и уровня цифрового развития региона связана еще и с тем, что в последние годы происходит активное внедрение технологических инноваций в социально-экономические процессы, однако такое развитие неравномерно по территориям региона. Цифровая среда в территориальном разрезе неоднородна как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований. Население и предприятия различных районов имеют разные возможности для доступа к современной сетевой инфраструктуре. Это, в свою очередь, приводит к тому, что разные регионы имеют разные возможности для роста производительности труда, как в производственной, так и непроизводственной сферах.

В условиях цифровизации сельского хозяйства появляется новый рынок труда, регулирование которого является одной из задач органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в формировании и использовании человеческого капитала. Реализация данной задачи должна осуществляться при взаимодействии акторов развития человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства региона при инициирующей роли органов государственной и муниципальной власти как стороны, заинтересованной в социальном и экономическом развитии сельскохозяйственной отрасли и сельских территорий.

Рассмотрим механизм формирования и использования человеческого капитала сельскохозяйственных организаций с учетом цифровой трансформации (рисунок 5).

Рисунок 5 – Механизм формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельскохозяйственных организаций

Источник: составлено авторами.

Формирование человеческого капитала для сельскохозяйственных организаций происходит с учетом:

– уровня развития цифровой инфраструктуры в муниципальном районе;

– уровня развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сельскохозяйственной организации;

– уровня технической оснащенности сельскохозяйственной организации;

– уровня использования цифровых технологий в сельскохозяйственной организации;

– уровня профессиональных компетенций, в том числе цифровых, которыми должен обладать специалист;

– уровня развития социальной инфраструктуры сельской местности.

Экономический эффект от внедрения цифровых технологий в организации и использования человеческого капитала заключается в снижении потерь, оптимизации затрат, повышении производительности труда и т.д.).

Заключение

Для успешной реализации системы организациям необходимы ключевые инструменты, а именно индустриальные партнеры, цифровая инфраструктура, компетентные кадры, реальные производственные кейсы с конкретными управленческими решениями, новые технологии – по сути экосистема цифровой трансформации, необходимая для подготовки конкурентоспособных кадров и прорывных технологий [15].

Таким образом, для формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства органам государственной и муниципальной власти необходимо выстроить взаимодействие по направлениям деятельности с предприятиями цифрового АПК и образовательными учреждениями региона, что позволит синхронизировать и интегрировать деятельность образовательных учреждений и предприятий АПК, использующих цифровые технологии, синергетическим эффектом которого станет формирование, развитие и использование человеческого капитала для цифрового сельского хозяйства.


Источники:

1. Стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25.06.2021 N 20)). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-tsifrovoi-transformatsii-selskogo-khozjaistva-moja-tsifrovaja-ferma (дата обращения: 05.11.2022).
2. Butko G.P., Saparova O.N. Features of using human capital in agrarian sector of Economy // Agrarian Bulletin of the Urals. – 2021. – № 9(212). – p. 73-79. – doi: 10.32417/1997-4868-2021-212-09-73-79.
3. Eshet Y. Thinking in a digital era: A revised model for digital literacy // Informing science and information technology. – 2012. – p. 267-276. – doi: 10.28945/1621.
4. Докальская В.К., Дударева А.Б. Возрастание роли человеческого фактора в повышении эффективности сельскохозяйственного производства // Вестник аграрной науки. – 2021. – № 6(93). – c. 119-124. – doi: 10.17238/issn2587-666X.2021.6.119.
5. Асалиев А.С. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6(102). – c. 67-76. – doi: 10.21686/2413-2829-2018-6-67-76.
6. Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. – 2018. – № 22(310). – c. 64-69.
7. Дорофеев А.Ф. Развитие человеческого капитала аграрного сектора России в условиях экономических и политических санкций // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2017. – № 2(14). – c. 39-50.
8. Какие цифровые решения приживаются в агробизнесе?. Официальный сайт МСХ РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/dit/news/kakie-tsifrovye-resheniya-prizhivayutsya-v-agrobiznese (дата обращения: 05.11.2022).
9. Карпузова В.И., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. К вопросу кадрового обеспечения проекта «цифровое сельское хозяйство» // Международный научный журнал. – 2019. – № 2. – c. 29-36. – doi: 10.34286/1995-4638-2019-65-2-29-36.
10. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. – 2017. – № 1(11). – c. 32-43.
11. Козлов А.В., Тесля А.Б., Чуклинова Е.В. Инструменты формирования цифровых компетенций персонала предприятий малого бизнеса // Управление устойчивым развитием. – 2020. – № 1(26). – c. 5-11.
12. Кузьминов Я.И., Овчарова Л.Н., Якобсон Л.И. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. / Ежегодный доклад о социальной политике: Доклад. К XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики,, 2017. – 76 c.
13. Скосырева Н.Д., Васюкова М.В. Цифровизация экономики и профессиональное самоопределение молодежи // Двадцать шестые апрельские экономические чтения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2020. – c. 160-163.
14. Угольникова А.М. Проблемы кадрового обеспечения развития цифрового сельского хозяйства // Молодежь и наука. – 2019. – № 3. – c. 106.
15. Юрьева А.А. Развитие информационного общества как условие формирования инновационной экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2017. – № 3. – c. 14-20.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:36:42