Кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления
Рубцова Н.В.1
, Головченко Т.П.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск
Скачать PDF | Загрузок: 71 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 1 (Январь-Март 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37307844
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В последние годы в туристской сфере большинства регионов России, в том числе в Прибайкалье, имеют место неблагоприятные тенденции – сокращение обслуживающего персонала при растущей динамике предприятий туристской индустрии и величины турпотока. В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в верификации проблемы кадрового обеспечения в туристской сфере регионов Прибайкалья и обосновании возможных направлений ее решения. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие проблемы недостатка кадров в туристской сфере регионов Прибайкалья. Авторами обосновано, что одной из причин проблемы дефицита кадров является несоответствие качеств соискателей требованиям работодателей. В ходе исследования был выявлен ряд несоответствий во взаимоотношениях «работодатель-соискатель». К ним относятся завышенные требования работодателей к соискателям вакансий при невысоком размере оплаты труда; а также преимущественное положение выпускников ВУЗов по сравнению с выпускниками ССУЗов в качестве кандидатов на вакантную должность, при том, что большинство вакантных должностей не требует квалификации бакалавра или магистра. На основе полученных данных авторами предложены возможные направления решения проблемы кадрового обеспечения в Прибайкалье.
Ключевые слова: туризм, кадры, персонал, регион, кадровое обеспечение
JEL-классификация: M54, M51, L83, M55
Источники:
2. Рубцова Н.В. Влияние современных экономических кризисов на эффективность функционирования сферы туристско-рекреационных услуг регионов Прибайкалья // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 7(454). – С. 1376-1390. – doi: 10.24891/re.16.7.1376.
Рубцова Н.В. Координация туристской сферы и ее роль в развитии туризма в регионе (на примере Прибайкалья) // Интеграционные возможности современной экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией М.А. Винокурова, И.В. Цвигун. Иркутск, 2012. – С. 265-271.
Рубцова Н.В. Туристский потенциал регионов Сибирского федерального округа // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Под науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. Иркутск, 2018. – С. 521-527.
5. Рубцова Н.В. Факторы эффективности функционирования сферы туристско-рекреационных услуг региона: теоретические и прикладные аспекты // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2018. – № 6. – С. 129-138. – doi: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-129-138.
6. Ржепка Э.А., Палкин О.Ю., Новичкова Т.Р. Туризм в Прибайкалье: географический, экономический и образовательный аспекты // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 2. – С. 343-351. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).343-351.
Ржепка Э.А., Новичкова Т.Р., Аксанова Е.С. Современное состояние сферы туризма на Байкале // Евроазиатское сотрудничество: Мат. межд. научно-практ. конф. Иркутск, 2017. – С. 215-229.
8. Солодков М.В., Борисова А.О. Конкурентоспособность Иркутской области на мировом рынке туристских услуг // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – № 3. – С. 95-103.
9. Яковлева С.И. Оценка туристского потенциала столичных и межстоличных регионов России // Псковский регионологический журнал. – 2017. – № 1(29). – С. 48-60.
10. Ананьев А.Н., Морозов В.Ю., Леонова В.П. Кадровая политика предприятий индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – № 3(30). – С. 157-167.
11. Байбурова О.Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для индустрии гостеприимства // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2012. – № 3(3). – С. 56-62.
12. Крюкова Е.М., Баранова Т.М., Коновалова Е.Е. Факторы развития туристской индустрии в современных условиях: проблемы подготовки квалифицированных специалистов // Социальная политика и социология. – 2015. – № 5(112). – С. 61-70. – doi: 10.17922/2071-3665-2015-14-5-61-70.
13. Кондрацкая Т.А. Рекреационные услуги в Иркутской области // Известия Байкальского государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 140-143.
14. Полухина А.Н. Проблемы рекрутинга персонала для организаций туризма и гостеприимства // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Экономика и управление. – 2010. – № 2-9. – С. 3-16.
15. Andrades L., Dimanche F. Destination competitiveness and tourism development in Russia: Issues and challenges // Tourism Management. – 2017. – С. 60-376. – doi: 10.1016/j.tourman.2017.05.008.
Hannam K., Mitsche N., Stone C., Mordue T. Tourism employability and the European Social Fund // Association for Tourism in Higher Educatio: Proceedings of the 2004 conference. UK, 2004. – С. 1-3.
17. Hjalager A.M., Andersen S. Tourism employment: contingent work or professional career? // Employee Relations. – 2001. – № 2. – С. 115-129.
18. Mohinder Ch.D. Employers’ perceptions about tourism management employability skills // An International Journal of Tourism and Hospitality Research. – 2012. – № 3. – С. 359-372.
19. Похомчикова Е.О., Тарханова Е.Г. Информационные технологии в сфере обслуживания как направление инновационной деятельности (на примере индустрии гостеприимства) // Baikal Research Journal. – 2016. – № 3. – С. 14. – doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).14.
Страница обновлена: 13.09.2025 в 05:50:05
Download PDF | Downloads: 71 | Citations: 18
Staffing of the tourist area of the baikal region: main problems and ways to overcome them
Rubtsova N.V., Golovchenko T.P.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 1 (January-March 2019)
Abstract:
In recent years, unfavorable trends have been observed in the tourism sector of the Russian regions - the service personnel is decreasing, and the number of tourist industry enterprises and tourists is increasing. The purpose of the study was to verify the problem of staffing in the tourism sector of the regions of the Baikal region and to justify the possible directions for its solution. The results of the study confirm the existence of the problem of lack of personnel in the tourist sphere of the Baikal regions. The authors substantiated that one of the causes of the problem of staff shortage is the discrepancy between the qualities of applicants and the requirements of employers. The study revealed a number of inconsistencies in the relationship "employer-applicant" in the tourist sphere of the Baikal region. Firstly, the high requirements of employers to applicants with low wages. Secondly, the predominant position of candidates with higher education compared to candidates with secondary education. On the basis of the data obtained by the authors, possible directions for solving the problem of staffing have been proposed.
Keywords: region, training, tourism, personnel, staffing
JEL-classification: M54, M51, L83, M55

Россия, Иркутск