Туристско-рекреационный кластер как социально-экономическая система

Ермакова Ж.А.1,2, Холодилина Ю.Е.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
2 Оренбургский филиал ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370861
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Вопросы формирования и функционирования социально-экономических систем являются приоритетными в развитии регионов. Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что социально-экономические системы выступают как одна из эффективных форм регионального развития, способствующая внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности. Одной из форм реализации социально-экономических систем выступают кластерные структуры. В современных исследованиях кластер рассматривается в качестве инструмента регионального развития, как проводник инноваций, как способ повышения конкурентоспособности территории и развития отрасли экономики. Вопросы управления и развития кластеров различной специализации нашли значительное отражение в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, особенности управления туристско-рекреационными кластерами менее изучены при высокой актуальности как с позиции определения теоретических основ (инструменты, формы), так и с позиции практического применения на региональном уровне. Авторами в статье выделены элементы туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы, представлены основные субъекты туристско-рекреационного кластера и формы его управления.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, социально-экономическая система, регион, управление, структура управления, элементы системы, управление туристско-рекреационным кластером

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



ВВЕДЕНИЕ

Активизация и стимулирование туристской деятельности как стратегического направления социально-экономического развития является актуальным вопросом для большинства субъектов Российской Федерации и в настоящее время требует применения инновационных методов, инструментов и механизмов обеспечения взаимодействия между представителями индустрии туризма, органами власти и потребителями конечного продукта – туристами.

В РФ сегодня центрами развития туристской деятельности выступают крупные областные и федеральные центры (города), например, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, и туристско-рекреационные кластеры, деятельность по формированию которых началась с начала 2000-х годов и активно продолжается в настоящее время. Уже более 35 туристско-рекреационных кластеров (ТРК) сформированы и функционируют, принимая иностранных и внутренних туристов. Однако недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры, низкое качество сервиса и информационной доступности отдельных туристских ресурсов и туристских продуктов, а также туристских территорий в целом не позволяют достичь высоких показателей развития ТРК и быть конкурентоспособными на международном туристском рынке. Наличие данных проблем ТРК обусловлено несоответствием применяемых подходов к управлению кластерами к реалиям современности. Успешная реализация проектного управления в различных социально значимых сферах общественной жизни (здравоохранение, образование, культура, демография, экология и пр.) позволила применить данный подход и к сфере туризма. Так, в 2021 году был разработан и принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», направленный на повышение качества и дифференциацию туристских услуг, а также увеличение предприятий сферы сервиса и туризма, формирующих туристские продукты внутреннего и въездного туризма. Данные стратегические задачи планируется решить за счет реализации федеральных проектов по следующим направлениям:

- развитие туристской инфраструктуры;

- повышение доступности туристских услуг;

- совершенствование управления в сфере туризма.

В связи с чем вопросы изучения кластерных структур в сфере туризма, а также регулирования их развития и управления являются актуальными и востребованными.

Проблемам, перспективам и особенностям реализации кластерной политики в РФ и в сфере туризма в частности посвящено немало работ, в которых рассматриваются следующие вопросы: понятия, структуры и классификации туристско-рекреационных кластеров [1, 2] (Golomidova, 2019; Idigova, 2020); формирование, развитие, прогнозирование и определение перспектив и точек роста кластерных структур в сфере туризма [3–9] (Koshcheev, Isopeskul, 2017; Yakimenko, Zhertovskaya, 2020; Kazmina, Shevchenko, Makarenko, 2020; Pshenichnyh, 2019; Zherukova, Baysultanova, Bekaldieva, 2020; Benidze, 2017; Aleksandrova, 2017); механизмы и инструменты управления кластерами различной специализации [10–13] (Dontsova, Zasko, 2017; Romanova, Abdurakhmanov, 2020; Zverev, Patrusheva, 2018; Kudryashov, 2018); организационные аспекты управления развитием туристско-рекреационных кластеров [14–18] (Gulyaev, Rassokhina, 2019; Marabaeva, Sokolov, Syuvaeva, 2018; Yurenskiy, 2021; Tyrina, 2018; Useinov, 2020). Однако вопросы управления туристско-рекреационным кластером как социально-экономической системой региона, практического использования инструментов и механизмов управления освещены в недостаточной степени, хотя являются актуальными для многих субъектов РФ.

МЕТОДОЛОГИЯ

Основой исследования послужили понятия и представления теорий внутри регионального взаимодействия, локализации, кластерной модели регионального развития [19, 20] (Grishin, Matsarin, 2019; Cooke, Martin, 2012).

Цель исследования состоит в изучении теоретических и методологических положений туристско-рекреационного кластера как социально экономической системы и объекта управления.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить понятие туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы региона;

- рассмотреть основные элементы туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы региона;

- определить особенности управления туристско-рекреационным кластером на региональном уровне.

Исследование основано на теории научного познания, системном и комплексном подходе к исследуемой проблеме. Для решения конкретных задач применялись методы системного, контентного, экспертного и сравнительного анализа.

РЕУЛЬТАТЫ

Туризм как вид экономической деятельности можно рассматривать как одну из социально-экономических систем региона, а соответственно туристско-рекреационный кластер – как территориально-отраслевую структуру и форму организации производственного процесса в сфере туризма и гостеприимства.

Следовательно, туристско-рекреационный кластер на региональном уровне – это разновидность социально-экономической системы, элементами которой являются географически близкие экономические агенты, обладающие способностью достигать высоких уровней эффективности при производстве туристского продукта и продвижения территории кластера во внешней среде.

Любая система характеризуется элементами, связями, средой и границами. К элементам туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы региона следует отнести его участников/резидентов. При определении структуры ТРК отечественные и зарубежные исследователи выделяют ядро кластера, то есть базовые (ведущие) предприятия, участвующие в создании туристского продукта (туроператоры и туристские агенты, ассоциации и федерации, как структуры координации и обеспечения взаимодействия с внутренней и внешней средой) [14, 21] (Gulyaev, Rassokhina, 2019; Nigay, Lebedinskaya, 2020).

Второй группой участников/резидентов туристско-рекреационного кластера выступают поставщики туристских услуг – коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные компании, экскурсионные бюро, учреждения культуры, предприятия индустрии развлечения и отдыха и пр. Ряд авторов [17, 21, 22] (Tyrina, 2018; Nigay, Lebedinskaya, 2020; Kropinova, Mitrofanova, 2011) данных участников ТРК выделяют как «компании смежных отраслей» или «сопутствующая инфраструктура». Стоит отметить, что абсолютно все авторы считают, что образовательные и научно-исследовательские учреждения должны быть включены в структуру кластера и участвовать в производстве туристского продукта. Некоторые авторы выделяют в качестве дополнительного участника – инновационный центр, структуру, отвечающую за качество и стандарты обслуживания и информационно-технологическую работу всех резидентов туристско-рекреационного кластера. Определяя структуру кластера, многие авторы не указывают на туристские ресурсы – как основу формирования туристского продукта и объекты туристского интереса. На наш взгляд, ядром туристско-рекреационного кластера выступают туристские ресурсы (природные и культурно-исторические). Возможность и уровень использования данных ресурсов выступают индикатором эффективности функционирования и развития ТРК. Зачастую доступ к природным или культурно-историческим объектам может быть ограничен (лимитирован) вследствие ряда причин (экологических, организационных, морально-нравственных и пр.), что снижает объем туристского потока в туристско-рекреационный кластер в целом и влияет на деятельность каждого участника кластера.

Анализ подходов к элементам и участникам туристско-рекреационных кластеров позволил выделить следующих субъектов туристско-рекреационного кластера (ТРК) (табл. 1).

Таблица 1

Субъекты туристско-рекреационного кластера

Наименование участника/резидента ТРК
Предприятия – участники ТРК
Функциональная роль в структуре ТРК
Базовые ресурсы
- особо-охраняемые природные территории;
- санаторно-курортные учреждения;
- этнографические комплексы;
- горнолыжные центры и пр.
- формирование туристского интереса к ресурсу;
- продвижение ресурса и увеличение туристского потока ТРК;
- производство качественных и конкурентоспособных туристских услуг
Орган управления
- производители туристского продукта ТРК;
- представители региональной власти;
- представители муниципальных образований;
- собственники «базовых» ресурсов ТРК;
- представители науки и образования
- формирование единой стратегии развития ТРК с учетом интересов всех участников / резидентов ТРК;
- обеспечение комфортного «входа» туристским предприятиям в структуру кластера;
- создание бренда ТРК и его продвижение на внешнем туристском рынке;
- реализация маркетинговой деятельности ТРК и его участников/резидентов;
- контроль качества производимых туристских и дополнительных услуг ТРК и пр.
Производители туристского продукта ТРК
- туроператоры;
- туристические агенты;
- коллективные средства размещения;
- транспортные компании;
- туристско-информационный центр и пр.
- формирование турпродукта;
- продвижение турпродукта;
- реализация турпродукта
Поставщики дополнительных туристских и сервисных услуг
- предприятия общественного питания;
- экскурсионные бюро;
- учреждения культуры (музеи, театры, выставочные галереи и пр.);
- предприятия индустрии развлечения и отдыха (парки аттракционов, зоопарки, ботанические сады и пр.);
- дифференциация туристского продукта;
- формирование ассортимента дополнительных туристских услуг;
- увеличение длительности пребывания туристов на территории ТРК
Обеспечивающая инфраструктура
- предприятия финансово банковской системы;
- предприятия связи и телекоммуникаций;
- учреждения системы здравоохранения;
- учреждения системы безопасности правопорядка;
- предприятия энергоснабжения и пр.
- создание благоприятных условий для вхождения и работы резидентам на территории ТРК;
- обеспечение бесперебойного функционирования участников/резидентов ТРК;
- повышение качества обслуживания туристов
Инновационно-образовательный центр
- учреждения образования (средне специальное и высшее образование);
- научно-исследовательские институты
- обеспечение трудовыми ресурсами предприятий – резидентов ТРК;
- организация и проведение научно-исследовательской деятельности процессов и механизмов ТРК;
- формирование профессионального сообщества
Источник: составлено авторами.

Особое внимание необходимо уделять процессу управления туристско-рекреационным кластером, которое можно условно разделить на:

- внешнее управление – регулирование, осуществляемое органами государственной власти (федеральный, региональный и уровень муниципальных образований);

- внутреннее управление – осуществление координирующим органом взаимодействия участников ТРК, определение стратегии развития туристско-рекреационного кластера за счет установления оптимальных связей между участниками кластера, создание благоприятных условий входа новых резидентов и формирования благоприятного имиджа территории кластера во внешней среде.

В современных условиях формирования и развития туристско-рекреационных кластеров особый интерес представляет именно внутреннее управление ТРК.

В качестве координирующего органа управления ТРК исследователями выделяются: совет кластера; центр кластерного развития; управляющая компания; проектный офис; региональная туристская госкорпорация; единая управляющая организация; ассоциация туристских компаний и пр. По своему назначению все они выполняют главную функцию – создание условий для производства качественного и востребованного туристского продукта на основе обеспечения координации, кооперации и конкуренции участников/резидентов ТРК.

Следующим элементом туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы выступают связи (под которыми понимаются условия взаимодействия субъектов (резидентов) ТРК), создающие ограничения и влияющие на их поведение, зависимость между ними, обмен информацией и пр.

Взаимодействие между участниками туристско-рекреационного кластера основывается на следующих характерных особенностях:

- концентрация субъектов кластера на географически ограниченной территории;

- наличие на территории базирования кластера конкурентных преимуществ (выгодное месторасположение; функционирование компаний-лидеров; наличие стратегических туристских ресурсов и пр.);

- существование взаимосвязи между субъектами кластера при производстве конечного туристского продукта на основе кооперации и координации (например, туристский оператор + транспортная компания + коллективное средство размещение);

- высокий уровень конкуренции между субъектами (резидентами) туристско-рекреационного кластера.

Особенностью функционирования туристско-рекреационного кластера является высокий уровень зависимости эффективности деятельности каждого субъекта (резидента) от главного стратегического ресурса – объекта туристского интереса.

Среда как элемент социально-экономической системы (совокупность субъектов и факторов) оказывает значительное влияние на развитие и функционирование туристско-рекреационного кластера. В настоящее время роль внешней среды (макро- и микросреда) и ее влияние на уровень и эффективность развития туристско-рекреационных кластеров рассмотрены и изучены достаточно широко и подробно как для зарубежных, так и российских кластеров. Однако требуются дополнительное изучение и разработка вариантов практического применения: инструментария управления туристско-рекреационным кластером, маркетинга территории, корпоративной культуры.

Главная цель управления туристско-рекреационным кластером – создание условий для формирования конкурентоспособного туристского продукта.

Эффективность управления туристско-рекреационным кластером определяется:

- разработкой, продвижением и реализацией качественного инновационного конкурентоспособного национального туристского продукта;

- обеспечением безопасности туристской деятельности;

- формированием тесной связи между организаторами туризма и муниципальными структурами;

- устранением туристских формальностей, таможенных, налоговых и иных трудностей, препятствующих развитию туризма;

- формированием ценовой политики, ориентированной на поиск баланса между потребителем и производителями турпродукта и туруслуги;

- использованием современных информационных технологий как для рекламной деятельности, так и для увеличения объема продаж посредством электронного бизнеса;

- ведением туристского бизнеса с учетом защиты окружающей среды;

- организацией и проведением комплексных маркетинговых исследований по необходимым для эффективного ведения туристской деятельности направлениям;

- повышением профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма [12] (Zverev, Patrusheva, 2018);

- повышением уровня занятости и самозанятости населения, проживающего на территории ТРК;

- увеличением числа предприятий малого и среднего бизнеса;

- ростом деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов;

- повышением инвестиционной привлекательности территории кластера;

- улучшением социально-психологического климата в ТРК за счет подавления деструктивных тенденций и их проявлений [23] (Polyakova, 2020).

Для туристско-рекреационного кластера как формы территориальной организации туристской деятельности границы имеют основополагающее значение. Границами ТРК выступает конкретная локальная территория, которая обладает следующими свойствами:

- наличие уникальных туристских ресурсов;

- наличие туристской инфраструктуры (индустрия гостеприимства, специализированная туристская инфраструктура, транспортная инфраструктура и пр.);

- наличие механизмов формирования и реализации туристского продукта (основные и дополнительные туристские услуги);

- наличие потенциального интереса к туристскому продукту со стороны «въездных» туристов.

Анализ структуры и элементов зарубежных и отечественных туристско-рекреационных кластеров позволил условно разделить территорию ТРК на две зоны:

- ядро ТРК, где сфокусированы ресурсы, обеспечивающие туристский интерес и, как следствие, стабильный туристский поток, а также организации, участвующие в формировании, продвижении и реализации туристского продукта (туроператоры, туристские агентства, транспортные компании, коллективные средства размещения), а также предприятия обеспечивающей инфраструктуры кластера;

- буферная зона – территория, расположенная вокруг «ядра» кластера в пределах 150–200 километров, на которой расположены туристские и сервисные предприятия, а также объекты показа (природные и культурно-исторические ресурсы), позволяющие дифференцировать и «насыщать» основной туристский продукт ТРК, увеличивать длительность пребывания туристов на территории ТРК и распределять туристский поток в высокий сезон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование основных элементов ТРК (элементы, связи, среда, границы) позволило сформировать более детальное представление о туристско-рекреационном кластере как социально-экономической системе региона, а также расширило представление об особенностях регулирования и управления туристско-рекреационным кластером.

Важной задачей туристско-рекреационных кластеров является формирование конкурентоспособного туристского продукта внутреннего и въездного туризма, достижение которой невозможно без детального изучения и проработки механизмов функционирования ТРК, включая такие аспекты, как маркетинг и продвижение, контроль качества и управление. В связи с этим вопросы управления ТРК, в частности: обоснование подходов и инструментов управления ТРК, определение значения регионального фактора в системе управления ТРК, разработка индикаторов для мониторинга эффективности управления ТРК, являются весьма актуальными для проведения научно-исследовательской деятельности и практической реализации в деятельности туристско-рекреационных кластеров РФ.


Источники:

1. Голомидова Е.С. Опыт классификации туристских кластеров (на примере Псковской области) // Региональные исследования. – 2019. – № 2(64). – c. 102-112.
2. Идигова Л.М. Теоретические основы формирования кластеров туристско-рекреационной направленности // Вестник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН. – 2020. – № 1 (1). – c. 70-78.
3. Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. Проблемы реализации кластерной политики в туристической сфере Пермского края // Региональные исследования. – 2017. – № 3. – c. 91-99.
4. Якименко М.В., Жертовская Е.В. Методологический подход к оценке потенциала и сценарному прогнозированию развития туристско-рекреационных кластеров // Туризм: право и экономика. – 2020. – № 3. – c. 24-32.
5. Казьмина Л.Н., Шевченко Е.М., Макаренко В.С. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационных кластеров в Ростовской области // Вестник Национальной академии туризма. – 2020. – № 3(55). – c. 67-69.
6. Пшеничных Ю.А. Прогноз территориальных различий туристско-рекреационных кластеров юга России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 12(130). – c. 64.
7. Жерукова А.Б., Байсултанова Л.Б., Бекалдиева З.С. Некоторые подходы к разработке модели инновационного развития регионального туристско-рекреационного кластера // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3(38). – c. 115-119.
8. Бенидзе К.С. Кластерный подход в развитии сферы туризма // Российское предпринимательство. – 2017. – № 5. – c. 895-908.
9. Александрова А.Ю. Особенности современной кластерной политики в сфере туризма Российской Федерации // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. – 2017. – № 1. – c. 36-41.
10. Донцова О., Засько В. Кластерное развитие России: анализ инструментов финансирования // Экономическое развитие Росси. – 2017. – № 3. – c. 63-68.
11. Романова А.Т., Абдурахманов А.В. Управление жизненным циклом территориально-отраслевого кластера // Вестник МГЭИ. – 2020. – № 2. – c. 240-253.
12. Зверев В.С., Патрушева Е.Г. Управление региональным промышленным кластером на основе мониторинга условий его функционирования // Теоретическая экономика. – 2018. – № 4(46). – c. 99-116.
13. Кудряшов В.С. Организационная структура управления кластером: анализ и особенности проектирования // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2018. – № 4(36). – c. 197-205.
14. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В. Концептуальный подход к созданию и внедрению системы управления устойчивым развитием территориальной туристско-рекреационной системы субъекта Российской Федерации (на примере Московской области) // Вестник РМАТ. – 2019. – № 4. – c. 29-38.
15. Марабаева Л.В., Соколов О.А., Сюваева А.Е Исследование наиболее значимых территориальных инновационных кластеров РФ и перспектив их развития их стратегического потенциала в контексте проектного подхода // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2018. – № 3. – c. 24-30.
16. Юренский Д.А. Управление туристскими кластерами: опыт региона // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2551-2576.
17. Тырина Т.Г. О некоторых аспектах механизма управления туристским кластером // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – № 1. – c. 223-228.
18. Усеинов И.И. Особенности разработки механизма управления туристским кластером // Государство и рынок в условиях глобализации мирового экономического пространства: Сборник статей по итогам Международной научно-практической. 2020. – c. 24-29.
19. Гришин С.Ю., Мацарин А.С. Кластеризация как важное направление эффективного развития водного туризма // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Под редакцией Ю.В. Долматеня, В.А. Ткачева. Санкт-Петербург, 2019. – c. 127-130.
20. Cooke P., Martin R. Clusters and Regional Development. Critical reflections and explorations. - London: Routledge, 2012. – 425 p.
21. Нигай Е.А., Лебединская Ю.С. Комплексный подход к оценке конкурентоспособности регионального туристского кластера на основе модели М. Портера и системы накопления стоимости // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – № 2 (31). – c. 255-258.
22. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Региональный туристский кластер как туристско-рекреационная система регионального уровня // Региональные исследования. – 2011. – № 1(31). – c. 40-46.
23. Полякова И. Л. Особенности туристской конкурентоспособности муниципальных образований региона (на примере Оренбургской области) // Финансовая экономика. – 2020. – № 8. – c. 319-322.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:58:08