Управление параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в Арктической зоне
Кошелева Т. Н.1,2, Бирюкова А.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)
Цитировать:
Кошелева Т. Н., Бирюкова А.В. Управление параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в Арктической зоне // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 413-428. – doi: 10.18334/epp.14.2.120352.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548428
Аннотация:
В статье обоснована необходимость разработки подходов к механизму управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне, предложен авторский подход к трактовке понятия устойчивости системы сервисного обслуживания. Сформулирован и детализирован авторский подход к систематизации уровнейбизнес-процессов системы сервисного обслуживания. Выявлены и раскрыты основные параметры внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках управления туристско-рекреационным пространством арктического комплекса предприятий, оказывающих туристские услуги. Выявлены возможные нарушения внутренних параметров системы сервисного обслуживания в рамках выстраивания туристско-рекреационного пространства. Разработаны и раскрыты факторы «дерева значимости» системы сервисного обслуживания, представленные в иерархической последовательности. В качестве основного подхода к механизму управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания, авторы предлагают рассмотреть возможность формирования туристско-рекреационных кластеров на основе разработки принципов управления системой сервисного обслуживания. Разработаны и раскрыты основополагающие принципы в процессе управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в части формирования туристско-рекреационных кластеров. Предложены и обоснованы методы управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания. Предложено рассмотреть возможность использования в управленческом процессе вариант административно-удалённого воздействия на цифровой профиль объекта управления сервисной системой.Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций, а также специалистам по организации труда компаний сервисного обслуживания на транспорте
Ключевые слова: процесс управления; параметры внутренней устойчивости; система сервисного обслуживания; бизнес-процессы системы сервисного обслуживания; арктические территории; туристско-рекреационный кластер; инфраструктура туристско-рекреационный кластера
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Промышленное и социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ предопределяет развитие и формирование новых и модернизацию уже существующих транспортных артерий. Арктические территории РФ переживают определённый всплеск интереса к своему развитию в связи с поиском новых форм и характера обеспечения занятости коренного населения с целью эффективного трудоустройства, а также развитием новых видов туризма. Организация рекреационных форм туристической деятельности в регионах арктической зоны, предопределила направление настоящего исследования в отношении разработки новых подходов к управлению параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания. Некоторые исследования, посвященные интегрированному управлению устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания [4] и ситуационному управлению, не всегда учитывают возможность проявления кризисных факторов [6] при организации отдыха населения, руководствуясь общими принципами управления, в связи с чем, отсутствует методическое сопровождение управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания в арктической зоне. Ряд исследователей в рамках моделирования устойчивого развития транспортных бизнес-процессов системы сервисного обслуживания достаточно подробно рассматривают технические условия и факторы, обеспечивающие устойчивое развитие, но, к сожалению, рассматривают их без учёта влияния возможных рисков нарушения устойчивости бизнес-процессов в системе сервисного обслуживания и не затрагивают методические подходы к обеспечению устойчивости самой системы в трудно доступных регионах страны [22, с. 102-111]. Существующие на сегодняшний момент исследования не предлагают методического аппарата управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания, особенно, в период активного освоения арктических территорий России, в процессе которого систематически проявляются кризисные факторы. В целях развития территорий арктической зоны РФ необходимо обеспечить социально - экономическую устойчивость арктического комплекса, а также сформировать и предложить алгоритм управления и возможные направления в рамках обеспечения внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания, в том числе и предоставлении рабочих мест представителям коренных народов северных территорий, в этом и состоит актуальность предлагаемого исследования.
В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к процессу управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания, а именно подходы Ахмеда С. и Дея К. [1], Бараа А. [2], Бурого А.С. [4], Власовой М. С. [5], Гимранова Р. Д. [6], Грозовской Е.В. [7, с. 1887-1900], Гусева С.А. [9], Косолапова О. В. и Игнатьевой М. Н. [15, с. 77–81], Осинцева Н.А. и Казармщиковой Е.В. [20, с. 13-21], Рылина С. И. [21, с. 399-404], Яцкина Д. В., Кочкарова А. А. и Кочкарова Р. А. [22, с. 102–111] и др. и предложены и обоснованы методические подходы к формированию туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне с использованием технологий искусственного интеллекта. В работах ряда авторов рассматривается процесс управления параметрами внутренней устойчивости с позиции, в основном, технических условий и технологической пропускной способности информационных систем и управления базами данных, позволяющих обеспечивать структурную устойчивость бизнес-процессов логистических систем [22, с. 102-111], а также рассмотрены концепции обеспечения устойчивости, возможные методики моделирования [1], факторы, стимулирующие и позволяющие обеспечивать устойчивого развития транспортно-логистических систем [20, с. 13-21], направления обеспечения устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания на основе интегрированного управления [4] и возможные варианты ситуационного управления устойчивостью бизнес-процессов системы сервисного обслуживания в рамках цифровой трансформации предприятий [6]. Ряд исследователей предлагают оригинальные подходы к управлению устойчивостью бизнес-процессов системой сервисного обслуживания на основе синергетического [9] и энтропийного подходов [8], в том числе исследуют вопросы управления экономической устойчивостью в ряде отраслей промышленности в сложных географических условиях [5, 22 с]. Часть исследователей подробно изучили характеристики системы и особенности сохранения устойчивости как одной из свойств системы [15, с. 77 – 81]. Многие исследователи посвятили свои работы изучению проблем развития арктических регионов России, рассмотрели ряд вопросов обеспечения устойчивости арктических городов и поселений [11], затронули вопросы обеспечения финансовыми ресурсами развития северных регионов [10; 12], особенностей управленческой деятельности в удалённых регионах со сложными географическими условиями и демографическими проблемами [13], актуализировали вопросы обеспечения занятости коренного населения арктических регионов России [14]. В сегодняшних условиях появляется насущная необходимость в активизации управленческих процессов, ориентированных на ускоренное развитие арктического пространства нашей страны, достаточно удалённого от наиболее экономически развитых регионов центральной, южной и юго-западной территории России. Регионы Арктики обладают несметными природными богатствами, неповторимой экологической атмосферой, огромным туристическим потенциалом, необходимым для развития новых видов туристической деятельности, благодаря которой возможно привлечение и трудоустройство населения со своими семьями, знанием, опытом как из других регионов РФ, так и привлечение коренного населения арктических территорий.
Систематических исследований в данном направлении с разработкой инструментов управления бизнес-процессами и формированием методического аппарата обеспечения параметров внутренней устойчивости бизнес-процессов в арктической зоне специалистами в этой области пока не проводилось. Авторы предлагают начать разработку методических походов к данной области исследований.
Основной целью данной статьи выступает разработка методического сопровождения управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания предприятий транспортной сферы в условиях потребности в интенсивном освоении и развитии арктических территорий России, включая и решение проблем занятости коренных северных народов. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в методическом обосновании подходов к механизму управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания на основе формирования туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне, нацеленных, кроме развития связующей отдалённые северные регионы транспортной инфраструктуры, решения проблем занятости коренных северных народов за счёт развития туристических оздоровительных программ с использованием уникальных возможностей низких температур, также и создания оздоровительных комплексов для восстановления физического, психологического, психического здоровья участников специальной военной операции, жителей пострадавших регионов, имеющих показания для реабилитации. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости разработки подходов к механизму управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания, включающих в себя дополнения теоретической базы в виде разработки авторского подхода к трактовке понятий «устойчивости системы сервисного обслуживания», «управление параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках выстраивания туристско-рекреационного пространства» и «выращивание» «дерева значимости», формулирования и детализирования авторского подхода к систематизации уровней бизнес-процессов системы сервисного обслуживания; обоснования и систематизации основных параметров внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания на основе выстраивания туристско-рекреационного пространства арктического комплекса предприятий в соответствии с уровнями предложенной системы сервисного обслуживания; выявления возможных нарушений внутренних параметров системы сервисного обслуживания в процессе выстраивания туристско-рекреационного пространства; разработки факторов в рамках «дерева значимости» системы сервисного обслуживания, представленных в иерархической последовательности; разработки основополагающих принципов в процессе управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в части формирования туристско-рекреационных кластеров; предложения и обоснования методов управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания; предложения подходов к механизму управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания - формирования туристско-рекреационных кластеров на основе разработки принципов управления системой сервисного обслуживания, с акцентом на становление рекреационной сферы с учётом разницы температур для тех групп туристов, которые по медицинским показаниям, могут участвовать в рекреационных занятиях с целью укрепления и восстановления здоровья для последующей реабилитации.
Основная часть
В целях поиска вариантов решения, выше обозначенных проблем, целесообразно рассмотреть подходы к понятию устойчивости системы бизнес-процессов, выявлению её элементов, определению параметров внутренней устойчивости системы бизнес-процессов в целом.
Устойчивость системы – это такое состояние системы, которое можно охарактеризовать как не поддающееся, не подверженное колебаниям, характеризующееся стойкостью и твердостью, способность системы сохранять состояние своего равновесия при внешних воздействиях [5, 22 с.] любой силы и любой направленности, а также своеобразное постоянство (не меняющееся во времени и в пространстве, сохраняющее своё качественное и количественное единство и целостность в неизменном виде и с неизменными характеристиками), отражающее какое-то подобие равновесности. Таким образом, авторы предлагают под устойчивостью системы бизнес-процессов сервисного обслуживания понимать способность системы обеспечивать сохранность своего равновесного состояния на длительное время, включая сохранение способности реализации функций и работоспособности в случае нарушения внутренних параметров при динамических изменениях условий внешней среды [15, с. 77 – 81].
Авторы предлагают систему сервисного обслуживания в рамках бизнес-процессов представить в формате структурированной иерархии следующих уровней, внутри которых раскроем основные элементы по основаниям бизнес-процессов: уровень формирования ресурсной базы реализации бизнес-процессов (сбор информации, исполнители); организационный уровень (формирование взаимодействия ресурсной базы, выстраивание алгоритма технологического процесса); уровень взаимодействия с потребителем (сам бизнес-процесс); уровень претензионного обслуживания (возмещение ущерба от некачественного сервиса, пожелания по качеству и ассортименту товаров и услуг и претензии по уровням обслуживания).
Отслеживание за нарушением внутренних параметров системы бизнес-процессов в первую очередь необходимо в рамках выявления и выстраивания алгоритма управленческих воздействий в целях поддержания и обеспечения устойчивости системы [2, с. 272 – 281; 7, с. 1887-1900], чему должно предшествовать определение самих параметров системы бизнес-процессов и установление приоритетности в процессе так называемого «выращивания» (формирования) «дерева значимости», как одного из инструментов управленческой деятельности.
Направления развития арктической зоны предполагает, в свою очередь, управление этим процессом и определение параметров внутренней устойчивости системы бизнес-процессов арктического комплекса предприятий в городских и сельских агломераций, в том числе в сфере туристско-рекреационной сферы. Попробуем выявить ряд основных параметров внутренней устойчивости системы бизнес-процессов предприятий арктического комплекса. Среди основных параметров внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания арктического комплекса авторы предлагают рассмотреть следующие параметры [4, с. 13-21; 17, с. 179-187; 18, с. 141-154]: степени ресурсной свободы системы (степень ресурсной достаточности, измеряемая от нуля до единицы в целях обеспечения устойчивого равновесия системы); допустимые границы ресурсных отклонений системы (заранее устанавливаются максимально возможные критические отклонения для существования устойчивого равновесия системы); критические объёмы реализации услуг (устанавливаются минимально возможные объёмы реализации для существования устойчивого равновесия системы) и другие параметры (сила операционного рычага, запас финансовой прочности системы и т.д.). Среди нарушений внутренних параметров системы бизнес-процессов (системы сервисного обслуживания) целесообразно выделить: нарушения ресурсной достаточности системы (отклонение ниже нуля), которые могут выражаться не просто в недостатке какого-либо ресурса, а в отсутствии возможности с имеющимися ресурсами обеспечить уровень обслуживания необходимого, заложенного изначально качества; критические отклонения для существования устойчивого равновесия системы, подразумевающие в первую очередь в отношении арктической зоны отсутствие транспортной доступности в прямом и в переносном смысле (высокая стоимость перевозок, отсутствие прямых легко перенастраиваемых транспортных путей доставки товаров и передвижения людей, обеспечение доступного передвижения населения в рамках самой арктической зоны вне зависимости от климатических условий и времени года); недостаточные объёмы реализации услуг для существования устойчивого равновесия системы [3, с. 407-414; 16, с. 146-149; 19, с. 258-260; 21, с. 399-404].
Управление параметрами сервисного обслуживания внутренней устойчивости системы бизнес-процессов, представляет собой целенаправленное последовательное установление приоритетности среди выявленных параметров, в зависимости от степени негативного влияния на устойчивость самой системы бизнес-процессов, в первую очередь в процессе так называемого «выращивания» (формирования) «дерева значимости», как одного из инструментов управленческой деятельности. Под «деревом значимости» авторы предлагают понимать последовательно выстроенную модель взаимозависимых факторов, нарушающих устойчивость параметров системы, выходящих за рамки допустимых значений выбранных параметров. А термин «выращивание» или формирование «дерева значимости» авторы предлагают использовать в значении вариативности выбора того или иного управленческого воздействия в целях выстраивания алгоритма так называемого поэтапного «выстраивания» «дерева значимости». Среди предложенных авторами параметров авторы предлагают в рамках «дерева значимости» рассмотреть следующие факторы, нарушающие устойчивость параметров системы и представить эти факторы в иерархической последовательности: недостаток ресурсов; недостаток транспортных путей; высокая стоимость перевозок; недостаток видов транспорта, способного работать в крайне низких температурах; недостаток квалификации сотрудников.
При формировании туристско-рекреационных кластеров с целью управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках бизнес-процессов на примере арктической зоны авторы предлагают рассмотреть возможность применения принципов управления при выстраивании системы оказания и предоставления туристско-рекреационных услуг, учитывающей уровень здоровья рекреантов, их возможность и готовность участвовать в туристско-рекреационных занятиях, культурно-образовательных мероприятиях, проводимых в Арктике. В этой связи, необходимо формировать интерес населения к Арктике, организуя туристско-образовательные форумы, выставки, а также осуществлять инвестирование в сохранение уже существующих туристско-рекреационных объектов, так и в разработку новых туристских проектов арктической зоны, учитывая особенности климатических условий и возможной транспортной доступности.
Среди возможных точек роста в рамках формирования туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне можно отметить внимание со стороны Минприроды России, которое решило создавать проектные офисы по 11 программам федерального проекта «Экология» в целях развития экологического туризма [10]. Участники заседания Проектного офиса по вопросам Арктики обсудили возможности привлечения как бюджетного, так и внебюджетного финансирования, которые целесообразно включать в состав туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне, возможности внебюджетных материальных ресурсов, которые также можно использовать в качестве своеобразных ресурсов для будущих точек роста при предоставлении рабочих мест представителям коренных народов и сотрудников, работающих вахтовым методом в данных кластерах [12]. Одним из возможных направлений решения ряда ограничений развития туристско-рекреационных кластеров очень важно проводить в труднодоступных для туристической агломерации эпицентрах экологические или исторически-познавательные мероприятия с участием региональных должностных лиц, ответственных за оформление разрешительных документов [10]. Также из возможных направлений в рамках разработки концепции выстраивания системы бизнес-процессов, в первую очередь системы сервисного обслуживания, в рамках туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне, авторы видят в плоскости создания и формулирования новых «смыслов», которые могут лежать в основе туристско-рекреационной концепции кластера и региона в целом, включая логистическую перенастройку сервисного обслуживания, в том числе и в сфере логистики и инфраструктуры авиасообщения. Инвесторами могут и должны выступать туристические компании и организации, для которых туристическая сфера выступает основным направлением их коммерческой деятельности [10], также должны быть заинтересованы лечебно-профилактические организации, использующие в своей деятельности как традиционные формы лечения, так и применяющие экстремальные формы восстановления, такие как крио-камеры, работающие по принципу воздействия на организм разницы температур.
С точки зрения управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов с акцентом на выстраивание инфраструктуры спортивно – оздоровительных центров необходимо разработать, кроме принципов управления самой системой, также модифицированную форму управления. В качестве основополагающих принципов управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов в арктической зоне авторы предлагают рассмотреть следующие принципы: ресурсной самодостаточности (способность участников кластера обеспечивать себя всеми видами ресурсов, в том числе и выстраивая элементы инфраструктуры, способные и нацеленные на восполнение недостаточных кому-либо из участников кластера всех видов ресурсов – недостающих сотрудников, оборудования, мощностей и т.д. на взаимовыгодной основе); самовоспроизводимость элементов бизнес-процессов в системе (появление новых элементов системы бизнес-процессов); взаимозаменяемость элементов внутри системы бизнес-процессов (от ресурсных до кадровых, информационных и технологических элементов, подразумевающей выстраивание инфраструктуры взаимопомощи и взаимозаменяемости в рамках самого кластера между участниками, так и с помощью сторонних партнёров участников кластера в других регионах); гибкость системы бизнес-процессов и её элементов с инфраструктурными составляющими (к внешним нарушающим устойчивость системы факторам); относительная устойчивость бизнес-процессов в системе (способность обеспечить сохранность внутренней устойчивости бизнес-процессов в формате туристско-рекреационных кластеров при любых допустимых отклонениях в ту или иную сторону); дупликация бизнес-процессов в системе (любой набор бизнес-процессов в системе должен обладать свойствами резервного хранилища, в первую очередь, информации, а также технологических и технических параметров системы) [14].
Среди методов управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов в туристско-рекреационных кластерах арктической зоны, авторы предлагают использовать цифровой подход в виде имитационного моделирования с включением в процесс разработки модели и контроля за её функционированием технологий искусственного интеллекта. Цифровой подход, по мнению авторов, целесообразно использовать в процессе оперативного и тактического управления текущими бизнес-процессами на фоне первоначальной цифровизации сквозных управленческих процессов в организациях, а также на фоне постоянно проявляющихся кризисных факторов и рисков. Цифровой подход можно представить в виде управленческого инструментария с информационным обеспечением и основными управленческими воздействиями, включая контрольные мероприятия в удалённом интернет-пространстве, выстроенном на стыке реального управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов в системном подходе и доступном всем участникам туристско-рекреационного кластера и, частично, потенциальным клиентам.
Цифровой подход предполагает создание гибкой экосистемы, взаимодействующей с производителями туристско-рекреационных услуг в зоне Арктики, партнёрами, участвующими в создании туристско-рекреационных продуктов, а также с клиентами и другими социальными, общественными структурами, локализующимися в информационном пространстве. При выстраивании ресурсной базы спортивно-оздоровительного комплекса (СОК) должны быть представлены все виды рекреационных занятий, процедур, осуществляемых в СОК, чтобы у потенциальных потребителей была возможность выбора нужной формы отдыха или реабилитации. Также к ресурсной базе в рамках уровня взаимодействия с клиентами, относится выбор жилья, учитывая высокие температуры и особенности арктического климата, в зимний период возможно проживание в домах гостиничного типа, коттеджах с центральным отоплением, в летний период организация глэмпингов с электрическим отоплением. При планировании туристского отдыха с точки зрения организационного уровня, важную роль в сервисном обслуживании играет осуществление питания для туристов. Стоит отметить, что особенностью туристских дестинаций арктической зоны является предоставление питания из продуктов местной кухни. Рассматривая туризм в Мурманской области в качестве туристского кластера арктической зоны, чаще всего, туристов угощают олениной, медвежатиной, лосятиной, содержащей особенные питательные вещества. Местные производители снабжают рыбой различных сортов туристские организации, а также морским ежом, камчатским крабом, морским гребешком, вяленой рыбой, лесными ягодами и грибами. Для улучшения качества организации сервисного обслуживания, авторы предлагают внести производителей в электронный реестр с наличием отзывов о предоставляемых товарах, размещением заказов в электронной среде с целью формирования мотивации у производителей к качественному исполнению заказов.
Основным фактором, препятствующим развитию туристско-рекреационных комплексов в арктической зоне, является осуществление логистики. Функционирующие на сегодняшний день туристические организации располагают достаточно сложными подъездными путями, туристы, в подавляющем большинстве, добираются до места отдыха используя свой личный автотранспорт. Для населения, которое пользуется общественным транспортом, доступ в отдаленные локации затруднен или же содержит сложный мультимодальный маршрут, например, «поезд-междугородний автобус-местный автобус-далее пешком» или «самолет-электричка-автобус-далее пешком» и т.д. Учитывая расписание движения, приходится много времени тратить на ожидание транспорта, также в период новогодних праздников и других праздничных дней билеты на общественный транспорт бывает не достать, а частные перевозчики поднимают стоимость перевозки в 2-3 раза, делая дестинацию недоступной для посещения по причине высокой стоимости за перевозку, что приводит к неполной загруженности туристской дестинации. Поэтому в качестве управления параметрами устойчивости системы сервисного обслуживания, следует развивать систему общественного транспорта и логистику для облегчения доступа населения к рекреационным местам и выгрузку маршрутов, расписание движения в геоинформационные системы.
Модификация управленческого подхода имитационного моделирования, по мнению авторов, представляет собой не просто разработку вариантов цифровых моделей развития и взаимодействия элементов туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне, её также можно представить в форме системы бизнес-процессов, взаимодействующих в интернет-пространстве с включением в качестве одного из виртуально действующих элементов с партнёрами по кластеру и с потребителями технологии искусственного интеллекта, который одновременно может выступать и в роли собирающей статистику, взаимодействующей и контролирующей инстанции в цифровом формате [13].
Авторы предлагают рассмотреть возможность использования в управленческом процессе форму управления с точки зрения непосредственного реального воздействия на объект управления с позиции удалённого цифрового воздействия на цифровой профиль объекта, т.е. комбинированную форму административно-удалённого воздействия на объект управления сервисной системой.
Выводы
Таким образом, в рамках управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в арктической зоне, авторы рассмотрели авторский подход к трактовке понятия устойчивости системы сервисного обслуживания, под которой предложено понимать способность системы обеспечивать сохранность своего равновесного состояния на длительное время, а также сохранение способности реализации функций и работоспособности в случае нарушения внутренних параметров. Предложен авторский подход к систематизации уровней бизнес-процессов системы сервисного обслуживания, в том числе предложены и раскрыты: уровень формирования ресурсной базы реализации бизнес-процессов системы сервисного обслуживания; организационный уровень; уровень взаимодействия с потребителями; уровень претензионного сервисного обслуживания. Выявлены, раскрыты и систематизированы основные параметры внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках выстраивания туристско-рекреационного пространства арктического комплекса предприятий, городских и сельских агломераций в соответствии с уровнями предложенной системы бизнес-процессов системы сервисного обслуживания, в том числе: степени ресурсной свободы системы сервисного обслуживания; допустимые границы ресурсных отклонений системы сервисного обслуживания; критические объёмы реализации услуг.
Определены возможные нарушения внутренних параметров системы сервисного обслуживания: нарушения ресурсной достаточности; критические отклонения для существования устойчивого равновесия системы сервисного обслуживания; недостаточные объёмы реализации услуг при осуществлении туристской деятельности. Сформулирован авторский подход к процессу управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках выстраивания туристско-рекреационного пространства, который можно представить в виде целенаправленного последовательного установления приоритетности среди выявленных параметров, в зависимости от степени негативного влияния на устойчивость самой системы сервисного обслуживания, так называемого, «выращивания» (формирования) «дерева значимости», под которым авторы предлагают понимать последовательно выстроенную модель взаимозависимых факторов, нарушающих устойчивость параметров системы сервисного обслуживания, выходящих за рамки допустимых значений выбранных параметров. Среди предложенных авторами параметров в рамках «дерева значимости» предлагаются следующие факторы системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров, представленные в иерархической последовательности: недостаток ресурсов; недостаток транспортных путей; высокая стоимость перевозок; недостаток видов транспорта, способного работать в крайне низких температурах; недостаток квалификации сотрудников. В целях управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания, авторы предлагают рассмотреть возможность формирования туристско-рекреационных кластеров на основе разработки принципов управления системой сервисного обслуживания, с акцентом на становление рекреационной сферы в плане спортивно – оздоровительных комплексов (СОК) для восстановления здоровья и назначения лечебных процедур для укрепления иммунитета с учётом разницы температур. Разработаны и раскрыты основополагающие принципы в процессе управления параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках системного подхода в части формирования туристско-рекреационных кластеров: принцип ресурсной самодостаточности; принцип самовоспроизводимости элементов бизнес-процессов; принцип взаимозаменяемости элементов внутри бизнес-процессов системы сервисного обслуживания; принцип гибкости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания и её элементов с инфраструктурными составляющими; принцип относительной устойчивости; принцип дупликации бизнес-процессов в системе сервисного обслуживания. Предложены и обоснованы методы управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания: цифровой подход и модификация управленческого подхода в виде метода имитационного моделирования с включением технологий искусственного интеллекта. Предложено рассмотреть возможность использования в управленческом процессе комбинированную форму административно-удалённого воздействия на объект управления. Научная и практическая значимость предлагаемого авторами процесса управления параметрами внутренней устойчивости бизнес-процессов системы сервисного обслуживания в арктической зоне заключается в возможности обеспечения сохранности своего равновесного состояния на длительное время, благодаря формированию туристско-рекреационных кластеров с акцентом на становление рекреационной сферы, т.е. спортивно – оздоровительных комплексов направленных на восстановление здоровья населения, укрепления иммунитета, снятия стресса, снижения уровня тревожности, укрепление центральной нервной системы. При реализации принципов и методов управления параметрами обеспечения внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания, появляется возможность решить ряд достаточно острых проблем, в том числе и предоставление рабочих мест представителям коренных народов северных территорий.
Источники:
2. Бараа А. Инструментарий оценки эффектов стратегического партнерства для устойчивого развития сахарной промышленности // Economics: Yesterday, TodayandTomorrow. – 2022. – № 9A. – c. 272 – 281.
3. Бургонов О.В., Круглов Д.В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. – 2020. – № 4(174). – c. 407-414.
4. Бурый А.С. Обеспечение устойчивости бизнес-процессов на основе интегрированного управления. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ustoychivosti-biznes-protsessov-na-osnove-integrirovannogo-upravleniya (дата обращения: 08.11.2023).
5. Власова М. С. Разработка механизма управления экономической устойчивостью горного предприятия при мониторинге его обязательных платежей. / автореф. дис. … канд. экон. наук. - М., 2003. – 22 c.
6. Гимранов Р. Д. Ситуационное управление устойчивостью бизнес-процессов при цифровой трансформации предприятия (на примере нефтегазовой отрасли). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cemi.rssi.ru/dissertation/defense/Gimranov/Диссертация%20-%20Гимранов%20 (дата обращения: 08.11.2023).
7. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1887-1900.
8. Громов А.И., Ставенко Ю.А. Энтропийный подход к моделированию бизнес-процессов. [Электронный ресурс]. URL: https://cinst.hse.ru/data/2011/06/16/1212282823/Энтропийный%20подход%20к%20моделированию%20бизнес-процессов.pdf (дата обращения: 08.11.2023).
9. Гусев С.А. Синергетическое управление устойчивостью предприятия. [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/archive/5-24-2014-may/sinergeticheskoe-upravlenie-ustojchivostyu-predpriyatiya (дата обращения: 08.11.2023).
10. Информационный ресурс «Arh.mk.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://arh.mk.ru/social/2019/05/23/izza-chego-tormozitsya-razvitie-arkticheskogo-turizma.html?ysclid=lnu4l1yvph5919779 (дата обращения: 17.10.2023).
11. Информационный ресурс «Устойчивость арктических городов». [Электронный ресурс]. URL: https://www.resilient-arctic-urban.space/publications (дата обращения: 08.11.2023).
12. Информационный сайт «Источники финансирования по 44-ФЗ и 223-ФЗ: на какие деньги проводятся закупки». [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y3tmSrUdCm4gBrrO (дата обращения: 07.11.2023).
13. Информационный сайт «Newinspire.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://newinspire.ru/l/3/33/755-formy-upravlencheskoj-deyatelnosti-i-administrativnyj-dogovor.html (дата обращения: 07.11.2023).
14. Информационный ресурс «Устойчивость системы: понятие, принципы, примеры». [Электронный ресурс]. URL: https://molitva-otche-nash.ru/ustoicivost-sistemy-smysl-i-znaceniya/ (дата обращения: 07.11.2023).
15. Косолапов О. В., Игнатьева М. Н. Устойчивость как одна из основных характеристик системы // Известия Уральского государственного горного университета. – 2013. – № 4(32). – c. 77–81.
16. Кошелева Т. Н. Подходы к управлению процессами обеспечения устойчивости в условиях формирования цифровой платформы в транспортной сфере и сфере сервисного обслуживания // Институциональная трансформация научной среды в условиях цифровизации: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Уфа, 2023. – c. 146-149.
17. Кошелева Т. Н. Механизм оценки эффектов стратегического партнёрства для устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания // Экономика и управление. – 2023. – № 2. – c. 179-187.
18. Кошелева Т. Н. Управление формированием модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учётом особенностей цифровой инфраструктуры // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 141-154.
19. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н. Методические аспекты моделирования уровней готовности сервисных компаний транспортной сферы к оказанию услуг в цифровой среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 10. – c. 258-260.
20. Осинцев Н.А., Казармщикова Е.В. Факторы устойчивого развития транспортно-логистических систем // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2017. – № 1. – c. 13-21.
21. Рылин С. И., Кошелева Т.Н. Подходы к формированию устойчивого развития производственной системы // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Санкт-Петербург, 2023. – c. 399-404.
22. Яцкин Д. В., Кочкаров А.А, Кочкаров Р.А. Моделирование транспортно-логистических систем и исследование их структурной устойчивости // Управленческие науки. – 2020. – № 1. – c. 102–111.
Страница обновлена: 10.08.2024 в 18:47:50