Совершенствование государственного регулирования туристской деятельности в регионе

Ческидов С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846949
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию государственного регулирования туристской деятельности в регионе. Рассматриваются основные направления региональной политики, связанной с развитием туристской деятельностью. В статье уделяется внимание обоснованию принципов поддержки развития туризма в регионе.

Ключевые слова: туристический бизнес, государственное регулирование, информационное обеспечение, туристские услуги, туристская деятельность, регион, нормативно-правовая база



Создание организационной, экономической и правовой среды для развития туристского региона, как важного средства повышения уровня жизни и увеличения доходов, поступающих в региональный и местный бюджеты, формирование нормативно-правовой базы развития туристских связей в регионе в настоящее время требуют отработки структур регулирования, рекламно-информационного и кадрового обеспечения [1].

Именно осуществление скоординированных действий региональных органов управления позволит получить значительный вклад от туризма в развитие экономики региона, в том числе увеличатся налоговые поступления в бюджет, приток иностранной валюты, будут созданы новые рабочие места, сохранен туристский потенциал региона [2].

На наш взгляд, единая региональная политика, направленная на развитие туризма с позиций его социальной значимости, должна быть в целом ориентирована на:

  • увеличение инвестиций в человеческий капитал;
  • сохранение природных и культурных ресурсов региона для их использования как сейчас, так и в будущем;
  • решение проблем адресного социального туризма, его доступности для малообеспеченных слоев населения;
  • стимулирование въездного и внутреннего туризма;
  • создание действенной информационной сети, как определяющего фактора в разработке общей политической линии и стратегии развития туризма в регионе;
  • обеспечение взаимодополняемости многочисленных элементов сектора туризма;
  • создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры;
  • оптимизацию экономических, экологических и социальных выгод от туризма с распределением этих выгод внутри общества, сведение к минимуму потенциальных проблем, связанных со становлением и функционированием индустрии туризма;
  • координацию деятельности государственного и частного секторов в развитии туризма.
  • Представляется, что на уровне такого региона как Краснодарский край в дополнение к существующему законодательному акту [3] необходима разработка регионального закона «О поддержке развития внутреннего и въездного туризма в Краснодарском крае». Назначение этого закона заключается в обеспечении необходимых мер для регулирования и развития сферы внутреннего и въездного туризма, а также для придания этой сфере динамичной структуры и режима деятельности.

    Целесообразно, чтобы в этом законе, прежде всего, были определены такие понятия как «туристский центр», «туристская территория». При определении содержания этих понятий следует учесть природные, историко-культурные, археологические и социальные туристские ресурсы Краснодарского края и его потенциал в различных видах туризма. Туристскими являются такие территории, в которых сконцентрированы природные и социально-культурные ресурсы; туристскими центрами являются конкретные места внутри или за пределами туристских территорий, важные для сферы туризма. Их границы и четкое местоположение должны быть определены региональным органом регулирования туризма и объявлены в постановлениях Администрации края.

    Законом должно устанавливаться, что экономическая деятельность определенных центров и территорий должна быть подчинена единой цели - становлению высокоразвитой индустрии туризма путем развития регулируемого туристского бизнеса.

    Принципы поддержки развития туризма, процедуры, касающиеся достижения выгод от деятельности лицензированных туристских и сертифицированных других предприятий, должны быть определены совместно различными заинтересованными государственными структурами. По нашему мнению, поддержка может осуществляться на основе использования следующих подходов:

    • обеспечение предприятиям возможности осуществлять займы для развития туризма. Для этого, прежде всего, необходимо создание государственной структуры, которая может получать займы в иностранной валюте от зарубежных источников для применения их в целях сертифицированных инвестиций на туристских территориях и в туристских центрах;

  • установление на приоритетных туристских территориях на трехлетний период низких ставок оплаты за коммунальные услуги (электричество, газ, водоснабжение) для различных сертифицированных и лицензированных туристских предприятий;
  • выполнение на приоритетной основе работ по внедрению и совершенствованию коммуникационных объектов, новейших компьютерных технологий на туристских территориях и центрах;
  • консультирование по широкому спектру вопросов и содействие в обучении соответствующих специалистов, подготовке и переподготовке кадров на льготных условиях;
  • создание регионального инвестиционного Фонда развития туризма, предоставляющего займы лицензированным туристским предприятиям и сертифицированным организациям с максимальным сроком выплаты 20 лет; направления использования этих займов должны предусматривать проведение маркетинговых исследований и рекламы.
  • Отдельными статьями закона должна быть выделена деятельность лицензированных туристских предприятий в области социального туризма. Причем такие предприятия для осуществления права использования особых льгот обязаны подготавливать списки цен, которые они намерены установить в следующем календарном году и предоставлять его для одобрения в орган регулирования туризма [4].

    Особыми льготами для таких предприятий могут быть: частичное формирование материально-технической базы; обучение квалифицированных кадров; предоставление беспроцентных кредитов; помощь в установлении международных контактов с аналогичными предприятиями мира; обеспечение потребительского спроса на их услуги.

    Представляется, что обязательным разделом закона является положение о санкциях, применяемых к предприятиям туристских территорий и центров в случае несоответствия заявленным условиям деятельности. Штрафные санкции должны быть достаточно жесткими вплоть до отзыва лицензии и сертификата.

    Важное значение приобретает информационное обеспечение сферы туризма. По нашему мнению, в Краснодарском крае назрела необходимость создания Регионального базового информационно-аналитического туристского центра. В его функции могут входить:

    1) разработка единой системой паспортизации туристских объектов;

    2) формирование банка данных инвестиционных проектов, туров, маршрутов, объектов показа, системы бронирования;

    3) подготовка базового пакета информационно-рекламных материалов о туристских возможностях региона (карты, каталоги, фильмы и т.д.);

    4) проведение рекламных кампаний с целью формирования благоприятного имиджа, привлечения инвесторов и туристов; организация постоянной рекламной программы на телевидении, посвященной региональному туризму;

    5) подготовка семинаров и конференций по основным направлениям и проблемам развития туризма в регионе.


    Источники:

    1. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. – СПб. : Питер, 2004.
    2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. – М. : Академия, 2005.
    3. Закон Краснодарского края от 25.10.2005 г. № 89-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» (в редакции Закона Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1166-КЗ).
    4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:06:52