Инновации в технологиях управления туристских технологических платформ

Гордиенко С.В.1
1 Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» Сочинский государственный университет, научно-образовательный центр «Лаборатория исследования устойчивого воспроизводства туристских продуктов», Россия, Сочи

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Гордиенко С.В. Инновации в технологиях управления туристских технологических платформ // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 411-424. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114178.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333797

Аннотация:
В статье представлен результат исследования инноваций в технологиях управления при создании туристской технологической платформы. Сделан анализ документов и программных материалов функционирования европейских и российских технологических платформ, их технологий управления. Проведена интерпретация опыта успешных технологических платформ в других отраслях, сформирован базовый перечень технологий управления для туристской технологической платформы, выявлены его организационные, коммуникационные и административные составляющие. Обозначена ведущая для технологических платформ роль коммуникационных технологий управления. Определен состав инновационных технологий управления, возникших в результате общего технологического развития. Выявлено, что состав инновационных технологий управления обеспечивает выстраивание коммуникаций между всеми участниками туристской технологической платформы: бизнесом, наукой, властью и туристами. Констатировано, что предлагаемые инновационные технологии управления способствуют формированию взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками туристской технологической платформы, а использование инновационных smart-технологий управления гарантирует непрерывность и постоянство этих взаимосвязей

Ключевые слова: технологии управления, коммуникации и взаимосвязи, туристская технологическая платформа, инновационные smart-технологии

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530А

JEL-классификация: Z31, Z32, L83, O31, O33



Введение

Технологии управления воспроизводством региональных туристских продуктов, их состав и функционал отражают всю сложность процессов, во-первых, современного управления, во-вторых, современного воспроизводства, в-третьих, многокомпонентности, многоаспектности самого регионального турпродукта как субъекта управления. Авторская гипотеза состоит в том, что туристская технологическая платформа в своей интеграционной сущности способна быть механизмом разрешения этих сложностей путем инноваций в технологиях управления, которые обеспечивают формирование взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками платформы.

Актуальность платформенного подхода в воспроизводстве турпродуктов определяется тем, что современное технологическое развитие, «когда на смену индустриальной приходит инновационная эпоха» [1] (Idrisov, 2018), сопровождается возрастанием роста технологической сложности процессов, «сложности и масштабности задач, тесно связанных с решением одной из центральных системно-кибернетических проблем – проблемой управления» [2] (Moskvin, 2014). Принципиальное понимание того, что невозможно управлять системным развитием без инноваций в технологиях управления, пришло еще во второй половине прошлого века, когда на конференции в США специалисты в атомной, ракетно-космической и электронной области, участники с разными управленческими культурами и мотивациями определили: «стопроцентный прогноз развития ситуации и дороговизна системно-интегрированных проектов требуют еще более сложной управляющей подсистемы» [3] (Mechanic, 2011). Это в полной мере относится к процессам воспроизводства региональных турпродуктов (далее – РТП), в которых «регулирующими механизмами управления процессами воспроизводства РТП в отечественных туристско-рекреационных регионах вполне уже могут и должны выступать туристские технологические платформы» [4] (Romanova, 2020). Здесь надо отметить, что при рассмотрении технологий управления воспроизводством мы понимаем РТП как «ту часть валового продукта региона, которая предназначается для туристского потребления и способна мотивировать притоки туристов в регион» [5] (Sharafutdinov, 2015), а воспроизводство – как цикл процессов производства, распределения, обмена, потребления, которые характеризуются тем, что «требования к продукту являются частным случаем общих требований к процессу, а требования к процессу могут быть значительно шире, чем к продукту» [6] (Vasilkov, 2008). Кроме того, необходимо отметить, что несмотря на то, что в РФ существуют и функционируют десятки технологических платформ (далее – ТП), но для туристской технологической платформы (далее – ТТП) до настоящего времени не обозначены инновации в технологиях управления.

Поэтому цель этого исследования – рассмотреть не сами технологии управления свойствами продуктов, турпродуктов, а инновации в технологиях управления процессами воспроизводства; сформировать базовый перечень технологий управления туристской ТП, выявить его составляющие; обозначить инновационную для ТТП роль коммуникационных технологий управления.

Научная новизна исследования представляется в том, что в результате исследования определен состав инновационных технологий управления, возникших в результате общего технологического развития и технологизации воспроизводства регионального турпродукта; представлена характеристика состава технологий управления в ТТП; выявлено, что туристы неотъемлемо входят в состав участников инновационных технологий управления ТТП, а инновационные smart-технологии делают производство РТП более стабильным и предсказуемым.

В ходе работы были использованы общенаучные и экономические методы исследований: контент-анализ документов и программных материалов создания европейских и российских ТП, системный обзор и информационный анализ современных коммуникационных технологий управления, методы систематизации и интерпретации выявленных и полученных данных.

Технологии управления создания и развития туристских технологических платформ

О значимости присутствия раздела «Управленческие решения», технологий управления в программных документах создания и развития технологических платформ было заявлено в Меморандуме об оценке и ревизии деятельности Европейских технологических платформ [7] (European, 2010). В нем была отмечена не только обязательность присутствия управленческого раздела в стратегии и тактике построения технологических платформ, но и сформулированы основные позиции управленческих решений, технологий управления для каждого этапа создания и деятельности европейских ТП [8] (A European, 2013). Надо отметить, что российские ТП, созданные по формату европейских ТП, первоначально также включали такой раздел в состав программной документации, но в последующем больше стали уделять внимание разделу контроля.

Здесь необходимо уточнить, что оперируя до этого и в последующем понятием «технологии управления», мы находим в исследуемых программных материалах европейских и российских ТП его интерпретацию под названием «управленческие решения». Но в формате ТП мы полагаем, что управленческие решения уже уместно понимать как технологии управления, технологические решения. А в рамках ТТП технологии управления необходимо воспринимать как «технологические решения создания регионального турпродукта» – решения, которые, во-первых, основаны на элементах технологического подхода:

• совокупности функционально-технологического, медико-биологического, психолого-эстетического и экономического методов оценки потенциала территории;

• разделении проекта на подпроцессы, которые будут разрабатываться как подпроекты с последующим объединением их в единую систему;

• организации совокупности методов управления, обеспечивающей минимальные отклонения от запланированных целей.

В-вторых, технологические решения создания регионального турпродукта имеют следующие обязательные элементы:

1. Программа пространственного развития туризма на территории.

2. Решения о единой стратегии маркетинга.

3. Технологические решения воспроизводственных взаимосвязей между субъектами на период всего воспроизводственного цикла РТП и др. [9] (Gordienko, 2017).

Таким образом, технологии управления туристской ТП зиждятся на технологических решениях РТП в их объединяющих, интеграционных позициях воспроизводства, но платформенный подход обогащает технологии управления новыми возможностями и составом.

На основании вышеизложенного и в результате проведенного исследования опыта создания и функционирования европейских и российских ТП было выявлено, что формирование и функционирование туристских ТП должно опираться на два успешно апробированных основополагающих принципа: во-первых, взаимодействие должно осуществляться на основе свободной интеграции усилий заинтересованных участников для концентрации их компетенций; во-вторых, формат интеграции должен определяться в зависимости от поставленных целей и задач: от образования неформальных сообществ или групп экспертов, исследователей и разработчиков до организации новых научно-исследовательских, технологических или внедренческих лабораторий, центров и организаций. Без выполнения этих принципиальных условий реализация управленческих решений посредством ТТП прогнозируется бесперспективной.

Анализ методических рекомендаций создания европейских и российских ТП [7, 8, 10] (European, 2010; A European, 2013; Science, 2014) и адаптация этих рекомендаций для сферы туризма позволяют составить базовый перечень технологий управления для формирования и функционирования ТТП, который должен включать в себя следующие пункты:

1. Описание основных задач и описание управления деятельностью технологической платформы.

2. Определение особенности формирования и функционирования ТП, основных ролей различных групп участников ТТП.

3. Описание планируемых форм взаимодействия участников в рамках технологической платформы.

4. Описание механизма координации деятельности участников в рамках туристской ТП.

5. Формирование перечня ключевых мероприятий и целевых индикаторов, характеризующих решение основных задач на ближайшие 5–7 лет и план действий на ближайший год.

6. Определение принципиальных точек контроля (ключевые события, принципиальные позитивные изменения), позволяющих на качественном уровне судить об успешности ТТП, о достижении запланированных результатов.

Все вышеуказанные управленческие мероприятия являются обязательными к выполнению для успешного начала деятельности любой ТП, в том числе ТТП. Но эти решения в соответствующих разделах должны присутствовать в разделе управленческих решений, перечне технологий управления и на всех последующих этапах: этапе достижения первоначальных целей, этапе реализации стратегии и этапе дальнейшего развития.

Анализ функционала вышеуказанных технологий управления, управленческих решений позволяет разделить их на 3 группы: первая – понятийно-организационная (1-й и 2-й пункты), вторая – коммуникационная (3-й и 4-й пункты) и третья – административно-организационная (5-й и 6-й пункты). И если управленческие мероприятия 1-й и 3-й групп достаточно широко исследованы в науке и описаны на практике в технологиях управления предприятий всевозможных форм экономической деятельности, то группа коммуникативных технологий управления в других сферах деятельности или не встречается вовсе, или не включена в разряд обязательных. Потому в дальнейшем исследовании технологий управления воспроизводством РТП актуально сосредоточиться именно на коммуникативных технологиях управления. Принять такое направление исследования заставляет и то, что в функциях любой ТП (прогнозной, экспертной, мониторинговой, производственно-технологической, внедренческой, образовательной и др. [11] (European, 2004)) зачастую на первом месте стоит именно информационно-коммуникационная функция ТП.

Обращаясь к исследованию роли значения коммуникационных технологий управления в деятельности туристской ТП, необходимо вспомнить о том, что европейские ТП были образованы именно тогда, когда европейские корпорации в условиях общеевропейской технологической политики в экологических, энергосберегающих и проч. требований стали учитывать интересы государства и общества, выработали коммуникационные механизмы компромиссного взаимодействия. Таким образом, ТП явились естественным эволюционным инструментом более высокого уровня инноваций в управлении технологическим развитием.

Подводя промежуточный итог анализа и адаптации документации действующих европейских и российских ТП и учитывая факты торможения развития многих российских ТП на первой стадии развития, нужно констатировать, что технологии управления, управленческие решения в своих инновациях должны быть нацелены на коммуникативные и интеграционно-интегративные функции. Потому можно предложить, что на этапе создания ТТП инновационные технологии управления РТП должны включать следующие элементы:

1. Создание системы коммуникационного сопровождения деятельности ТТП и органов ее управления, а также системы информационного мониторинга в сфере туризма региона, страны.

2. Создание механизмов консолидации усилий предприятий сферы туризма и смежных с ним отраслей, государственных структур и научно-образовательных организаций, владеющих передовыми знаниями, опытом, экспертизой и компетенциями в области создания РТП.

3. Организация взаимодействия со структурами, реализующими национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» в трех федеральных проектах:

а) развитие туристской инфраструктуры,

б) повышение доступности туристских услуг,

в) совершенствование управления в сфере туризма [12] (Federal, 2020);

4. Организация эффективного сотрудничества со структурами Российского агентства по туризму, ответственными за инновационное и технологическое развитие туризма в регионах РФ.

5. Организация взаимодействия с исполнительной властью различных уровней для наращивания существующей кадровой базы и корректировки системы подготовки кадров в высокотехнологичных областях туристской сферы.

6. Организация взаимодействия с законодательной властью различных уровней для корректировки существующей нормативно-правовой базы в сфере туризма относительно развития и внедрения высокотехнологичных туристских продуктов.

Принимая за основу вышеизложенный перечень технологий управления процессами воспроизводства РТП, нужно еще раз обозначить особую роль коммуникативных технологий управления, которые нацелены на создание интегративного пространства туристской ТП, образованного интеграционными взаимосвязями и взаимозависимостями всех ее участников: бизнеса, науки и власти.

Инновационные интеграционные технологии управления туристских технологических платформ

Говоря о составе технологий управления первого этапа создания туристской ТП, необходимо отметить, что отличительной особенностью этого этапа является выявление важности технологий управления, формирующих интеграционные отношения – коммуникации, взаимосвязи и взаимозависимости между субъектами ТТП: между предприятиями, между туристами, между уровнями власти, между уровнями экономических агломераций и производственных корпораций. Достигается этот результат за счет применения таких технологий управления, которые применяются на уровне первичных объединений (базовых элементов ТТП) – в туристских кластерах и дестинациях:

• сотворчество, сотрудничество, совместное производство и партнерство;

• «со-конкуренция» – сотрудничество местных предприятий и дестинаций в формах кластеров [13] (Molchanova, 2019);

• создание новой ценности, особенно радикальных инноваций, как результат совместных усилий специалистов разных отраслей и организаций [14] (Giang, 2019).

Интегративный подход в развитии туристских дестинаций любого типа и масштаба признан и на мировом уровне. В отсутствие понятия РТП в зарубежной науке и практике туризма интегративный подход там определяется как необходимый «для достижения целей устойчивого развития туризма: демонстрация устойчивого управления дестинацией; максимизация социальных и экономических выгод для местных сообществ и минимизация негативного влияния» [15] (Global, 2013).

Надо отметить, что хотя направление устойчивого развития туризма в РФ в настоящее время активно поддерживается в структурах Ростуризма, но в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года интегративный подход не применяется ни разу. Присутствует лишь просто «интеграция» различных субъектов и функций сферы туризма: интеграция в международные системы рейтингов специалистов [16, с. 35] (Strategy, 2019, р. 35), интеграция национального туристского продукта в привычные для туристов коммуникационные сервисы [16, с. 41] (Strategy, 2019, р. 41), интеграция государственных информационных систем, связанных с обеспечением туристской деятельности, интеграции с GPS-навигацией [16, с. 49] (Strategy, 2019, р. 49). Таким образом, в программном документе развития туризма в РФ не присутствуют основополагающие технологии управления для достижения запланированных масштабных целей. Отсутствие упоминания интегративного подхода прогнозируемо приведет к недостатку выстраивания коммуникаций и стабильного функционирования всех вышеупомянутых взаимосвязей и взаимозависимостей, сделает выстраиваемые конструкции и объединения менее устойчивыми, подверженными значительному влиянию неопределенностей. Но понимание важности интегративного подхода само по себе не является панацеей для достижения поставленных Ростуризмом целей. Надо признать, что без создания туристской ТП как субъекта реализации интегративного подхода будет невозможно не только получить планируемые количественные результаты российской туристской сферы, но и сохранить и увеличить качественные показатели конкурентоспособности российского турпродукта.

Представленные выше а) базовый перечень управленческих решений функционирования туристской ТП и б) перечень коммуникационных технологий управления, управленческих решений для этапа создания ТТП были сформированы на основе анализа программных документов 6–10-летней давности. И хотя их актуальность и действенность подтверждается практикой деятельности существующих европейских и российских ТП, но стремительность технологического развития приносит совершенно новые возможности для создания особых, не существующих ранее инновационных технологий управления.

Технологические инновации, такие как сопровождающие текущую повседневность высокоскоростной доступ в Интернет, искусственный интеллект и обработка big data, делают инновации в технологиях управления не только возможными, но и неизбежными. Феномен пользовательского контента (далее – UGC, User-Generated Content, сообщения интернет-пользователей, которые выкладываются в пространство Сети в текстовом, фото, аудио, видео или смешанном виде в открытом доступе), который с помощью вышеуказанных технологий произвел взрывной количественный рост в своем производстве, обмене и потреблении [17] (Gordienko, 2021, User…), оказывает инновационное влияние на технологии управления в процессах воспроизводства туристского продукта.

Во-первых, производство, обмен и потреблении UGC в туризме производятся одновременно и со стороны потребителей, туристов, и со стороны производителей турпродукта, туриндустрии. Пространством этого взаимодействия в настоящее время стали первичные технологические платформы: туристские агрегаторы и маркетплейсы. На рисунке 1 отображено, что их взаимодействие происходит в едином пространстве, в котором может осуществляться современное воспроизводство РТП – в пространстве технологических платформ.

Рисунок 1. Воспроизводство UGC-субъектами туристской технологической платформы

Источник: составлено автором.

Во-вторых, взаимодействие участников в составе технологических платформ создало особо благоприятные условия для процессов коммуникации и формирования инновационных технологий управления во всех вышеуказанных направлениях: C2C (Consumer-to-Consumer, обмен мнениями между потребителями, т.е. туристами), B2B (Business-to-Business, кооперация между субъектами турбизнеса) и их вариантах – C2B (пожелания и требования туристов от турбизнеса) и B2C (ответы турбизнеса туристам).

В-третьих, но более важно, что участие в составе уже полноценной ТП представителей власти (G, Government) позволяет дополнить эти направления коммуникаций в векторах еще и С2G, B2G и G2B: потребители и власть, бизнес и власть, власть и бизнес. Это способствует без дополнительных посредников сосредоточиться на решении общих задач и проблем при формировании РТП. Именно в таком формате ТТП через своих участников включаются в политику органов местной законодательной и исполнительной власти целых регионов туристской специализации, использующих цифровые возможности интеграции между обществом и бизнесом, что «позволяет различным заинтересованным сторонам внедрять формы инноваций в свою компанию, бизнес, правительство, академические учреждения или другие общественные услуги» [18] (Gray, 2017).

В-четвертых, деятельность в составе полноценной ТТП представителей науки (S, Science) позволяет исследователям получать исходную информацию непосредственно от туристов (C2S), бизнеса (B2S) и власти (G2S). Не менее важно, что формат ТТП упрощает для представителей науки процесс передачи результатов своих исследований на предприятия туриндустрии (S2B) и в органы власти (S2G) для реализации и внедрения.

Визуально взаимосвязи и взаимозависимости между субъектами туристской ТП: туристами (C, Consumer), туриндустрией (В, Business), наукой (S, Science) и властью (G, Government) отображены на рисунке 2, на котором показано, что туристы, предприятия туриндустрии и уровни власти посредством ТТП коммуницируют не только между собой (С2С, В2В, G2G), но в составе ТТП выстраиваются взаимосвязи туристов с туриндустрией (С2В и В2С), науки и власти (S2G и G2S), взаимозависимости между туристами и властью (C2G, G2C), туристами и наукой (C2S, S2C).

Рисунок 2. Взаимосвязи и взаимозависимости участников туристской технологической платформы

Источник: составлено автором.

Здесь надо отметить то, что именно инновационные технологии UGC вовлекают в состав туристской ТП потребителей (Consumer), туристов. Таким образом, туристские ТП становятся коммуникационной площадкой не только для «классических» участников (бизнеса, науки и власти), но и для потребителей турпродукта, туристов. Эта особенность является отличительной чертой именно туристских ТП.

Еще одна группа инновационных технологий управления в реалиях современного технологического уклада базируется на особенностях smart-производства, умного производства турпродуктов. Имманентность умного производства и умных турпродуктов технологических платформ состоит в их основополагающих характеристиках, ибо «умное производство – не конвейер, а платформа» [19] (Porter, 2015), а «платформенный переход» [20] (New technological, 2017) становится инновационным форматом всего будущего воспроизводства. Кроме того, такие характеристики и свойства умного производства и турпродуктов, как постоянство связи между туристом, турпродуктом и производителем турпродукта, осуществляющейся с целью непрерывной подстройки параметров турпродукта под изменяющиеся требования и пожелания потребителя, туриста [21] (Gordienko, 2021, Main…), посредством туристской ТП позволяет формировать создание совершенно новой экосистемы, в которой современные туристы перестают быть просто потребителями туристских услуг, а становятся полноценными участниками туриндустрии, начинают вносить свой вклад в создание турпродукта – туристского пространства. Инновационными технологиями управления создания такого пространства выступают информационно-коммуникационным технологии как современные инструменты пространственного развития, в частности технологии «умной дестинации» [22] (Buhalis, 2014).

Таким образом, необходимо признать, что технологическое развитие современной жизни создало условия и сделало неизбежным появление инновационных коммуникационных, интеграционных технологий управления, которые именно в составе туристских технологических платформ формируют новые взаимосвязи и взаимозависимости, которые, в свою очередь, снижают уровень неопределенности, делают процессы воспроизводства туристского продукта стабильными и предсказуемыми.

Заключение

Подводя итоги исследования инновационных технологий управления воспроизводством РТП в туристских ТП, необходимо констатировать, что состав инновационных технологий управления определяется интеграционной, коммуникационной сущностью ТП и опирается на базовый перечень управленческих решений функционирования туристской ТП и перечень коммуникационных технологий управления. Инновационные интеграционные технологии управления способны обеспечить выстраивание взаимосвязи и взаимозависимости между всеми участниками ТП: бизнеса, науки и власти (и туристов, неотъемлемых, как было доказано выше, для ТТП). Но более важно то, что предлагаемые инновационные технологии управления за счет использования smart-технологий управления, гарантирующих непрерывность и постоянство взаимосвязей, делают воспроизводство регионального турпродукта более предсказуемым и в конечном итоге прогнозируемо предсказуемым. Состав инновационных технологий не указывает конкретные технологии управления, коих существует большое множество, и постоянно, вслед за технологически развитием общества, появляются пакеты новых, но указывает направления инноваций в технологиях управления, в которых необходимо развивать технологии управления при формировании и функционировании туристских технологических платформ.


Источники:

1. Идрисов Г. И., Княгинин В. Н. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. – 2018. – № 4. – c. 5-25.
2. Москвин Б.В., Гришин В.Д., Колесников К.Г. Комплексная модель оптимизации технологии управления операциями обслуживания в автоматизированных системах управления космическими аппаратами // Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. – 2014. – № 645. – c. 177-179.
3. Механик А., Оганесян Т.В. Кто поедет на платформе // Эксперт. – 2011. – № 35.
4. Романова Г.М., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Симонян Р.А. Туристская технологическая платформа как инструмент развития туристской сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 6(126). – c. 93-98.
5. Шарафутдинов В.Н. Региональный турпродукт: определение и ключевые параметры // Известия Сочинского государственного университета. – 2015. – № 3-1 (36). – c. 197-207.
6. Васильков Ю.В. Управление процессами // Методы менеджмента качества. – 2008. – № 5. – c. 8-11.
7. European Commission (2010). Strengthening the role of European Technology Platforms in addressing Europe’s Grand Societal Challenges Report of the ETP Expert Group, October 2009, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010
8. A European strategy for Organic and Large Area Electronics (OLAE). Vision paper. June 2013
9. Гордиенко С. В. Определение основных параметров технологических решений создания регионального турпродукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 3 (20). – c. 110−114.
10. Science, Technology and Innovation in Russia: brief data book / [Editor-in-chief L. Mindeli]. — Moscow: ISS RAS, 2007–2013 / L. Mindeli, I. Zinovyeva, O. Solomentseva et al. — 2014. — 90 p
11. European Commission (2004). Technology Platforms, from Definition to Implementation of a Common Research Agenda. Brussels. [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/d4616181-c0cc-4ce4-8134-1de037ae4354 (дата обращения: 29.10.2020).
12. Федеральные проекты национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm (дата обращения: 27.07.2021).
13. Молчанова В.А. Кластеры предприятий рекреационно-туристской специализации как субъект формирования и продвижения региональных туристских продуктов. / Российские регионы рекреационно-туристской специализации: состояние, проблемы, перспективы развития Коллективная монография. - Сочи, СНИЦ РАН, 2019. – 168-215 c.
14. Giang Phi, Dredge D. Critical issues in tourism co-creation // Tourism Recreation Research. – 2019. – № 44(3). – p. 281-283. – doi: 10.1080/02508281.2019.1640492.
15. Глобальные критерии устойчивого туризма для дестинаций (GSTC-D). Версия 1.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gstcouncil.org/wp-content/uploads/2017/01/Russian-Criteria-for-Destinations-Revised.pdf (дата обращения: 02.07.2021).
16. Документы Правительство России. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda/ (дата обращения: 06.05.2021).
17. Гордиенко С. В. Пользовательский контент как элемент формирования основ туристского пространства регионов // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2021. – № 2(40). – c. 159–168. – doi: 10.47475/2070-0695-2021-10218.
18. Gray Jeff, Rumpe Bernhard Models for the digital transformation // Software & Systems Modelling. – 2017. – № 2. – p. 307-308.
19. Портер Майкл, Хаппелманн Джеймс Революция в производстве / Harvard business review — Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a16698 (дата обращения: 18.05.2021).
20. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. / Экспертно-аналитический доклад. - М.: Центр стратегических разработок, 2017.
21. Гордиенко С.В. Основные направления технологических инноваций в воспроизводстве туристских продуктов // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1197-1214. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113501.
22. Buhalis D., Amaranggana A., Xiang Z., Tussyadiah I. Smart tourism destinations. – In Information and Communication Technologies in Tourism. - Dublin: Springer, 2014. – 553–564 p.

Страница обновлена: 05.10.2022 в 20:03:06