Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (6), Июнь 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12896988
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Число публикаций об управлении знаниями и об «экономике знаний» непрерывно растет. Однако по данной проблеме пока отсутствует единое теоретическое обобщение по соответствующим социально-экономическим и организационно-управленческим аспектам, хотя уже и имеются для менеджеров некоторые методические рекомендации. В них знания рассматриваются как ресурс и как актив, как капитал и как потенциал. Причем, за рубежом и в нашей стране при исследовании указанной проблемы используются подходы, так называемой, информационной парадигмы, но уже признается: «Экономика, основанная на знаниях, – это экономика, в которой создание, распространение и использование знаний есть основной фактор экономического роста».
Ключевые слова: информационные технологии, управление знаниями, инфокомный менеджмент, экономика знаний
Число публикаций об управлении знаниями и об «экономике знаний» непрерывно растет. Однако по данной проблеме пока отсутствует единое теоретическое обобщение по соответствующим социально-экономическим и организационно-управленческим аспектам, хотя уже и имеются для менеджеров некоторые методические рекомендации. В них знания рассматриваются как ресурс и как актив, как капитал и как потенциал. Причем, за рубежом и в нашей стране при исследовании указанной проблемы используются подходы, так называемой, информационной парадигмы, но уже признается: «Экономика, основанная на знаниях, – это экономика, в которой создание, распространение и использование знаний есть основной фактор экономического роста» [1].
Определенный вклад в обоснование некоторых положений управления знаниями (как «знаниевого менеджмента») сделан российскими авторами в целом ряде книг [2-7], в статьях данного журнала, в других публикациях, и имеется несколько переведенных на русский язык книг иностранных авторов. Анализ всех этих и других зарубежных работ позволяет сделать ряд заключений (кратко и фрагментарно изложенных здесь из-за ограниченных размеров настоящей статьи) и придти к предположениям, сформулированным в виде гипотез, позволяющих несколько иначе подойти к исследованию вопросов менеджмента знаниями в условиях современной среды.
1. Реализация такого вида менеджмента возможна только в условиях адекватной среды [2]. Это – не только и не столько среда поиска, накопления, систематизации, распространения, распределения («трансфера»), использования существующих и создания новых знаний, сколько среда контактов, отношений, взаимопонимания и взаимодействия сотрудников, менеджеров и исполнителей, то есть среда коммуникаций – внутрифрменных и с партнерами во внешней среде.
Принято считать, что
во-первых, в коммуникациях:
‑ реализуются адекватные системы «говорения-слушания» (вербальные и невербальные) и «чтения-письма»,
‑ происходят процессы приемо-передачи и восприятия информации, обмена информацией, которая, затем, интерпретируется в знания;
во-вторых, вне коммуникаций:
‑ информация как бы не существует для человека, присутствуя потенциально до ее восприятия человеком;
‑ даже в ходе коммуникации одна и та же информация может быть ценной для одного коммуниканта и не нести ничего нового и ценного для другого;
‑ человек не познает мир и себя в нем, он не развивается и не ценится как личность с социально-значимыми характеристиками и качествами, не реализуются его индивидуальные и социальные способности и т.п.
Таким образом, коммуникация – это «бытие», способствующее формированию знания. По известному выражению Келли К., «коммуникация – и есть экономика». А Друкер П. отмечал коммуникативный характер экономико-управленческой деятельности.
2. Согласно другому известному изречению, «экономика эффективна, если эффективно управление данной экономикой», и поэтому на первое место встает проблема учета когнитивной сущности менеджмента. Именно познавательная, а, значит, и антиципационная (основанная на предчувствии, предвидении, предугадывании, предсказании, прогнозировании) [3] сущность процессов взаимодействий экономических агентов в рассматриваемой нами информационно-коммуникационной, или кратко инфокомной среде (ИКС) лежит в основе идеи, теоретико-методологических и концептуально-методических основ инфоком-менеджмента. [4]. Поэтому в некоторых его принципах, в частности, учитываются:
‑ когнитивные аспекты (независимо от масштаба соответствующей ИКС),
‑ важная роль управления знаниями в организации, функционирующей в условиях ИКС,
‑ приоритетная роль ресурса «знание» среди других нематериальных ресурсов,
‑ то что, теперь естественная для людей «среда личных контактов для общения» дополняется современным инфраструктурно-сетевым «инфокомным артефактом», ставшим «виртуальным бытием», основанным на использовании телесвязей в опосредованных коммуникациях,
‑ то, что среда – виртуальная, но дела в ней – реальные, так как умственная интеллектуально-креативная деятельность успешно осуществляется в ней при обмене идеями, мнениями, гипотезами, концепциями, при заключении контрактов с применением электронной цифровой подписи, при осуществлении платежей, расчетов, и других различных трансакций в ходе интеракций (см. личный сайт автора – www.infocommanager.narod.ru).
3. Сейчас человечество на пути к созданию «глобального информационного общества» все больше развивает инфраструктуру на базе широкого использования информационно-компьютерно-телекоммуникационных с соответствующим программным обеспечением систем, сетей, средств и технологий (ИКСТ). Используя их, люди могут добиваться в хо-де опосредованных коммуникаций не менее плодотворных результатов, чем при непосредственном личном общении.
Для менеджмента в условиях ИКС возможна реализация режимов: телетруда, телеработы, телеобучения, теледействия, телесодействия, телевзаимодействия, телевоздействия, телеуправления, телепартнерства, телесотрудничества. В рассматриваемых условиях приоритетным ресурсом являются именно знания, а их носители, по П. Друкеру – главным капиталом, который надо приумножать. Вот почему так широко до настоящего времени используемый ресурс «информация» уступает свое приоритетное значение ресурсу «знание» (который, в свою очередь, уже начинает, как показано и в наших работах, уступать свое современное первенство ресурсу «мудрость»…).
4. Для человека (на входе человеческой системы) есть только факты, данные, сигналы, сообщения, воздействующие на «человеческие датчики» ‑ органы чувств и как бы включающие «процессор осмысления» по их систематизации, обработке и сопоставлению с существующими знаниями.
Этот процесс осмысления сведений о ситуации, связанной с внешним окружением, есть «всего лишь» информационный механизм выявления индивидуумом этих сведений. Коммуникационные, в частности, его аспекты изучаются, как известно, семиотикой с учетом синтаксических, семантических и прагматических «фильтров восприятия» [5].
При таком когнитивном подходе никакой информации, как самостоятельного ресурса экономики, нет, так как в ходе восприятия при сопоставлении систематизированных данных с имеющимися знаниями человек приобретает новые знания, если на выходе этих фильтров отбирается ценное для этого конкретного человека «приращение» новых знаний. Информационный механизм здесь играет роль своеобразного посредника между входными данными и существующими знаниями для формирования новых знаний. Этот механизм дает «статичную картину» для данной ситуации», но решения человек всегда принимает на основе своих знаний, оценивая даже будущее в его «динамике», прогнозируя возможные последствия реализации принятых решений. Лишь благодаря знаниям менеджеры способны заглянуть в будущее, заниматься предвидением, прогнозированием, целеполаганием, планированием…
5. Использование новейших ИКСТ позволяет увеличить гибкость, быстроту и качество жизнедеятельности людей, организаций, их коллективов, менеджеров, исполнителей, существенно дополняя материальную экономику новыми возможностями виртуальной среды с циркулирующими в ней интеллектуальными (нематериальными) ресурсами, с реализацией потенциала интеллектуально-креативных способностей. Для каждого из нас эти возможности остаются лишь потенциальными до тех пор пока мы не входим в рассматриваемую виртуальную инфокомную среду: (в диалоговом режиме с персональным компьютером или в режиме опосредованной коммуникации с другим пользователем такой среды). При этом в самих информационно-компьютерно-телекоммуникационных системах информация не циркулирует. В них задействованы лишь компьютерные данные и переносимые электромагнитными волнами по телекоммуникационным сетям, системам, средствам, каналам, трактам и т.д. сигналы.
Окончание следует
Источники:
2. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. – М.: ИПКгосслужбы, 2001.
3. Мартынов Л.М. Система управления знаниями для инновационного развития предприятий в современных условиях инфокомной среды. – ИНФОКОМ-Труды МАС, 2005, №3, с. 32-40 и № 4, с. 41-48.
4. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003.
5. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:35