Модель и механизм развития и реализации творческих способностей участников телевзаимодействий в инфоком-менеджменте
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (15), Март 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9935719
Аннотация:
Для современной экономико-управленческой среды взаимоотношений и взаимодействий людей, организаций как участников социально-экономических и организационно-управленческих процессов, характерен ряд особенностей. Это – глобализация экономики, усиление конкуренции, сокращение жизненных циклов продуктов, увеличение темпов происходящих технико-технологических изменений. К наиболее яркой тенденции современности относится бурное развитие информационно-компьютерно-телекоммуникационных (инфокомных) систем, средств, сетей, технологий с соответствующим программным обеспечением. Их все более широкое использование людьми, организациями в ходе опосредованных коммуникаций формирует новую инфокомную среду жизнедеятельности, взаимодействий в условиях их географической удаленности друг от друга.
Ключевые слова: информация, инфокомный менеджмент, инфокомная среда
Для современной экономико-управленческой среды взаимоотношений и взаимодействий людей, организаций как участников социально-экономических и организационно-управленческих процессов, характерен ряд особенностей. Это – глобализация экономики, усиление конкуренции, сокращение жизненных циклов продуктов, увеличение темпов происходящих технико-технологических изменений. К наиболее яркой тенденции современности относится бурное развитие информационно-компьютерно-телекоммуникационных (инфокомных) систем, средств, сетей, технологий с соответствующим программным обеспечением. Их все более широкое использование людьми, организациями в ходе опосредованных коммуникаций формирует новую инфокомную среду жизнедеятельности, взаимодействий в условиях их географической удаленности друг от друга.
Эффективное управление персоналом и функционированием организаций в целом в инфокомной среде (ИКС) требует адекватного менеджмента. Им является инфоком-менеджмент. Он учитывает то, что в такой среде используются только нематериальные ресурсы, а в качестве приоритетного – ресурс «знания». Это, прежде всего, знания сотрудников, групп, подразделений, всей организации или объединения организаций.
Циркуляция таких интеллектуальных ресурсов в ИКС соответствующего масштаба обеспечивается за счет все более широкого применения информационно-компьютерно-телекоммуникационных (инфокомных) систем, средств, сетей, технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ) в экономико-управленческой деятельности. Это способствует коммерциализации нововведений, включая, прежде всего, организационно-управленческие инновации на инфокомной основе.
При этом необходимо помнить, что они создаются в условиях телевзаимодействия и телесотрудничества. Поэтому первостепенное внимание здесь уделяется вопросам проявления интеллектуальных и, в частности, творческих способностей.
Причем ИКС, несмотря на ее виртуальность, имеет большой потенциал для реализации возможностей интеллектуально-креативной деятельности фирмы (хотя она и осуществляется в «пространстве рассредоточенных взаимодействий» сотрудников, подразделений, организаций).
С учетом указанных тенденций менеджменту в рассматриваемой среде необходимы соответствующие знания для того, чтобы изменения, происходящие в собственном бизнесе, были адекватны изменениям внешней среды, так как гибкость и постоянная способность организации адаптироваться к ним – залог успеха в обеспечении ее конкурентоспособности.
Для этого менеджерам надо знать, чтобы понимать, как действовать быстрее и оригинальнее конкурентов ‑ по-новому, нетрадиционно, то есть творчески, с должным «упреждением». При разрешении такой актуальной проблемы с учетом когнитивной сущности инфоком-менеджмента (ИКМ) следует помнить о «динамичных характеристиках» управленческой схемы «мышление – действие» при ее реализации.
В случае применения этой схемы в ИКМ нужно осуществлять поиск релевантных знаний для принятия управленческих решений, что требует исследований того, каких именно знаний не хватает. Для этого, в свою очередь, надо осознать, какие знания имеются, как они используются и какие из них еще могут использоваться.
Как известно, исследования – это умственная деятельность, связанная не только с проявлениями логических способностей человека, но и с его креативностью, с интуицией, эмоциями, с «озарением» и умением его «не упустить», успев осознать его. Рассмотрение исследовательской функции в качестве приоритетной в управлении, согласно выводам профессора Э.М. Короткова, позволяет считать менеджмент креативным.
В то же время указанные особенности зависят, как известно, и от «напряженности логического мышления». Вот здесь-то у всех у нас и «работают» не только явные (формализованные, открытые, эксплицитные), но и неявные (неформализованные, скрытые, тацитные, имплицитные) знания.
Таким образом, в отношении схемы «мышление – действие» можно и нужно вести речь о творческом подходе к изучению, совершенствованию и использованию самой технологии мышления, к знанию его специфики для компетентного применения, используя, например, «метод переключений» как попытки интегрировать логичное (упорядоченное, алгоритмическое, «левостороннее», как бы «аналоговое», управляемое) мышление с эвристическим (неупорядоченным, «хаотичным», импульсным, «правосторонним», как бы «цифровым», неуправляемым) мышлением.
Именно такое мышление необходимо менеджменту в условиях виртуальной ИКС, где креативные способности нужно развивать, чтобы их реализовать в виде должных творческих действий сотрудников организации для достижения ее цели. Лишь в этих случаях управленческие решения станут для исполнителей не только «формулой эффективных действий», но еще и «…плодотворных телесодействий и телевзаимодействий» на основе формирования креативного мышления менеджеров и исполнителей.
Где же и как должны проявляться такие креативные способности?
Задача менеджмента в том, чтобы они реализовывались на всех уровнях управления, во всех группах и подразделениях организации в циклах трансформации соответствующих знаний и их практического использования:
‑ при формализации, накоплении, осознании, аккумулировании знаний;
‑ в ходе обучения и самообучения;
‑ в коммуникационных процессах приема и передачи («восприятия» и «трансфера»), распространения и распределения знаний, обмена ими;
‑ при повышении квалификации на рабочем месте;
‑ при повышении уровня профессионального образования;
при совершенствовании умений, навыков, накопления опыта для эффективной реализации компетенций сотрудников;
‑ при использовании коммуникативной компетентности и т.д.
Говоря о последней, особо отметим, что в ИКМ она совместно с компетентностью выбора и эффективного применения должных ИКСТ составляет инфокомную компетентность (в терминологии ИКМ), и включает в себя знания, умения, навыки и опыт в том, как:
а) поддерживать простое человеческое общение, развивать его в деловую коммуникацию;
б) формировать при этом и для этого взаимоотношения коммуникантов;
в) улучшать на этой основе их взаимопонимание;
г) осуществлять «тезаурусную» взаимопомощь, разъяснять понятия и способствовать взаимному обогащению знаниями (способствуя, тем самым, формированию организационного знания или знания организации);
д) формировать среду «раскрепощения», проявления креативности мышления для того, чтобы «строить планы на будущее», формируя стратегии будущих взаимодействий, исходя из совместно осознанных, одинаково понимаемых и значимых для коммуникантов проблем, подлежащих совместному разрешению;
е) способствовать ускорению выявления и нахождения «пересечения» их хозяйственных интересов, определению и формулированию общей цели;
ж) проявлять инициативу и активность в поиске путей совместного достижения общей цели, вовлекая коллегу в разработку указанной «стратегии совместных действий» для этого и ее последующей реализации и т.п.
Всему этому теперь способствуют системно-сетевые и технико-технологические условия ИКС (что и используется в практике ИКМ). По отмеченной выше ее сущности, данная среда обладает высоким потенциалом реализации интеллектуально-креативных способностей сотрудников – носителей самого ценного ресурса организации.
Это – знания, которые благодаря коммуникациям циркулируют в ИКС (еще раз подчеркнем, что когнитивный механизм интерпретации релевантной информации в новое знания или подтверждения «правильности» имеющихся убеждений и знаний мы здесь опускаем, помня об этом).
Изложенное упорядочение содержит определенную динамику развития опосредованного общения людей и его перерастания в плодотворные интерактивные телевзаимодействия по достижению общей цели. Такой, по-нашему определению, информационно-комму- никационный или, кратко, инфкомный процесс взаимодействий реализуется в ИКС благодаря компетентному применению коммуникантами должных ИКСТ (рис. 1).
На поясняющей схеме рис. 1 показаны в виде широких стрелок процессы, в которых наиболее полно проявляется креативность взаимодействующих коммуникантов. Благодаря этому и осуществляются переходы от одного этапа рассматриваемого инфокомного процессса телевзаимодействий к другому его этапу. Именно здесь является наиболее важным то, что в ИКС каждый коммуникант, не непрерывно взаимодействуя с удаленным от него коллегой, вносит в развитие данного процесса свой творческий конкретный вклад.
Но как именно развивать телеобщение людей, переводя его в деловые совместные стратегии и конкретные действия, приводящие к плодотворным результатам (с точки зрения бизнеса, общение, не перерастающее в деловые взаимодействия, есть «просто болтовня», потеря всегда дефицитного ресурса «время»)?
Именно здесь и нужно учитывать возможности указанного проявления креативности участников инфокомных процессов в инфокомной среде. Действительно, каждый из них на основе своих знаний и степени развития творческих способностей, своими конкретными идеями, гипотезами, концепциями и действиями в результате интеллектуально-креативной деятельности может вносить должный вклад в достижение общей цели, находясь при этом в условиях телевзаимодействий с коллегами. Важно, что в условиях инфокомной среды эти процессы управляемы системой инфокомного менеджмента.
Окончание следует
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:49