Знания сотрудников и «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии» их телевзаимодействий в инфоком-менеджменте

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (48), Декабрь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341411
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрена роль информации и знаний при осуществлении управленческой деятельности организаций в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Отражён ряд определений понятия «информация», показано как формируемые на её основе знания могут успешно «размножаться» в ходе коммуникаций между людьми.

Ключевые слова: знания, принятие решений, инфоком-менеджмент, интеллектуально-креативные способности, информационно-коммуникационная среда



Эффективное использование нематериальных ресурсов является важнейшей задачей инфоком-менеджмента. При этом компонентами, формирующими его теоретический базис как управления организациями, персоналом в условиях современной информационно-коммуникационной среды (ИКС), являются когнитивные, информационно-знаниевые и другие особенности процессов принятия и реализации решений в такой виртуальной среде. В ней по схеме «мышление-действие» интеллектуально-креативные способности работников организаций реализуются в ходе их теледействий, телесодействий, телевоздействий, телевзаимодействий в схему «знание-поведение». В этом смысле современная ИКС – когнитивная среда.

Знания и среда

Напомним, что термин «когнитивный» означает «соответствующий когниции (от латинского cognition – знание, познание) или познанию, познаваемый». Поэтому, познавая среду своей жизнедеятельности, человек принимает решения на основе знаний. Они формируются как «познавательный результат» учета фактов и факторов, восприятия сигналов и сообщений, обработки и систематизации данных в релевантную информацию для интерпретации её в знания.

Применительно к организациям, осуществляющим свою деятельность в условиях ИКС, такое рассмотрение информации и знаний в их взаимосвязи возможно и допустимо по следующим причинам:

1) индивидуальное знание каждого сотрудника является частью интеллектуального или человеческого капитала организации;

2) информация и знания циркулируют в экономико-управленческих процессах организации;

3) лица, принимающие решения (ЛПР), а также исполнители этих решений являются носителями знаний и могут их многократно использовать для создания новшеств, новаций и их коммерциализации в виде инноваций;

4) при отсутствии в организации требуемых нематериальных ресурсов её сотрудники могут осуществлять их поиск в ИКС соответствующего масштаба с использованием инфокомных связей;

5) сотрудники могут воспринимать, оценивать, усваивать, накапливать, передавать, использовать, создавать новые информацию и знания, обмениваться ими с коллегами, с партнерами в ходе опосредованных коммуникаций в ИКС.

В инфоком-менеджменте взаимосвязь информации и знаний раскрывается с учетом преобладания знаний в процессах, связанных с развитием организации, над информационным обеспечением ее текущего функционирования. Информация характеризует как бы тактический ресурс, а знания – стратегический ресурс, требующий учета логических и эмоционально-интуитивных аспектов «человеческого фактора».

Отсюда следует вполне объяснимое происходящее в последнее время в научном мире признание:

  • возрастания приоритетной роли знаний среди других нематериальных ресурсов как составляющей, «нацеленной в будущее» и формирующей потенциал «мудрости организации» (мы отмечали в наших работах, что это – самый ценный ресурс организации, актуально требующий его глубокого изучения как «ресурса знания причин» происходящих явлений, проблем);
  • тенденций и процессов становления «общества знаний» и формирования «экономики знаний»;
  • актуальности управления знаниями (растёт число работ с результатами научных исследований по поводу такого управления и его методов).
  • Информация же определяется учеными по-разному (и до сих пор не имеет однозначного определения, кроме того, что она – «не вещество и не энергия»):

    Таблица 1

    Некоторые определения информации

    Кроме этих определений, напомним также то, что информация, воспринятая, осознанная, проверенная человеком на практике или сопоставленная с накопленным им опытом, с уже имеющимися у него знаниями приводит к убеждениям и концепциям, становится его знанием. Подразумевается, что у каждого человека формируется так называемая «когнитивная структура общего знания субъектов». Важным здесь является то, что новая информация может закреплять имеющиеся знания или порождать возникновение новых знаний. Их же применение в трудовой деятельности способствует реализации интеллектуально-креативного потенциала сотрудника, группы, подразделения, всего коллектива организации.

    Информационное взаимообогащение

    Процесс управления с точки зрения кибернетического подхода есть процесс взаимодействия субъекта и объекта управления. Он включает в себя сбор сведений об объекте управления (получение осведомительной информации), анализ полученной информации и выбор управляющих воздействий для достижения поставленной цели (обработка информации), реализацию управляющих воздействий (собственно управление). В организации на всех этих этапах присутствуют её сотрудники (и менеджеры, и исполнители) и, следовательно, всегда присутствуют их явные и неявные знания.

    Информация и формируемые на ее основе знания являются специфическими ресурсами, основным отличительным признаком которых выступает так называемый «эффект размножения». Он заключается в том, что при передаче или обмене эти ресурсы не только появляются в звене-получателе, но и сохраняются в звене-отправителе коммуникативных процессов. Таким образом, взаимопонимание между людьми налаживается даже в ходе опосредованных коммуникаций и тем самым обусловливает успешное достижение общей цели организации, осуществляющей деятельность в ИКС, в том числе на основе плодотворных телевзаимодействий сотрудников.

    К настоящему времени под информацией часто понимают все те сведения, которыми люди обмениваются в ходе коммуникаций, и при этом происходит их взаимообогащение знаниями друг друга. Именно на этой базе совершаются все виды телевзаимодействий и телесотрудничества в ИКС, реализуются интеллектуально-креативные способности сотрудников вплоть до заключения всевозможных и разнообразных «телесделок» по схеме «от телеконтактов к телеконтрактам». В их основе всегда содержатся явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные) знания сотрудников сетевых, виртуальных организаций, работающих в условиях ИКС.

    Поэтому в ходе развития теории инфоком-менеджмента и его применения в социально-экономической и организационно-управленческой практике необходимо учитывать:

  • «информационно-коммуникационое поле интеллектуально-креативной энергии» телевзаимодействий сотрудников и рассмотренную здесь роль знаний как источника, элемента, измерителя и носителя такой энергии в ходе опосредованных коммуникаций – главного компонента «инфокомного бытия», жизнедеятельности и взаимоотношений людей в виртуальной среде;
  • приоритетное использование знаний для обеспечения взаимопонимания, содействия, взаимодействия, сотрудничества и партнерства в телеинтерактивных процессах;
  • знания не только как ресурс, но в соответствующих случаях и как важнейший фактор, потенциал, актив, капитал организации;
  • особенности той роли знаний персонала, которую они играют в должном формировании, поддержании и развитии организационной культуры в рассматриваемых условиях.
  • Вывод

    В завершение напомним, что «экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой» – такова сущность системной взаимосвязи организационно-управленческих и социально-экономических процессов организаций. Вследствие этого, в частности, в условиях информационно-коммуникационной среды выполняется своеобразный закон «сохранения интеллектуально-креативной энергии инфокомного поля», так как энергия мысли лиц, принимающих решения, в принятом управленческом решении может опосредованно переходить в энергию осознанных действий исполнителей данного решения и не исчезать, сохраняясь в созданной ими интеллектуальной продукции.

    Ценность же такой продукции, как социально значимые блага, определяется содержащимися в ней знаниями и ЛПР, и исполнителей. Из этих компонентов, прежде всего, состоят знания сетевой, виртуальной организации, сотрудники которой географически рассредоточены, но коммуникативно взаимосвязаны в такой потенциально творческой среде. Поэтому телевзаимодействия в информационно-коммуникационной среде не менее плодотворны, чем при личных встречах людей.


    Источники:

    1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
    2. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. – М.: ГУУ, 2008.
    3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998.
    4. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент и его информационно-коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий. – М.: ГУУ, 2009.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:14