Знания сотрудников и «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии» их телевзаимодействий в инфоком-менеджменте
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (48), Декабрь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341411
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрена роль информации и знаний при осуществлении управленческой деятельности организаций в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Отражён ряд определений понятия «информация», показано как формируемые на её основе знания могут успешно «размножаться» в ходе коммуникаций между людьми.
Ключевые слова: знания, принятие решений, инфоком-менеджмент, интеллектуально-креативные способности, информационно-коммуникационная среда
Эффективное использование нематериальных ресурсов является важнейшей задачей инфоком-менеджмента. При этом компонентами, формирующими его теоретический базис как управления организациями, персоналом в условиях современной информационно-коммуникационной среды (ИКС), являются когнитивные, информационно-знаниевые и другие особенности процессов принятия и реализации решений в такой виртуальной среде. В ней по схеме «мышление-действие» интеллектуально-креативные способности работников организаций реализуются в ходе их теледействий, телесодействий, телевоздействий, телевзаимодействий в схему «знание-поведение». В этом смысле современная ИКС – когнитивная среда.
Знания и среда
Напомним, что термин «когнитивный» означает «соответствующий когниции (от латинского cognition – знание, познание) или познанию, познаваемый». Поэтому, познавая среду своей жизнедеятельности, человек принимает решения на основе знаний. Они формируются как «познавательный результат» учета фактов и факторов, восприятия сигналов и сообщений, обработки и систематизации данных в релевантную информацию для интерпретации её в знания.
Применительно к организациям, осуществляющим свою деятельность в условиях ИКС, такое рассмотрение информации и знаний в их взаимосвязи возможно и допустимо по следующим причинам:
1) индивидуальное знание каждого сотрудника является частью интеллектуального или человеческого капитала организации;
2) информация и знания циркулируют в экономико-управленческих процессах организации;
3) лица, принимающие решения (ЛПР), а также исполнители этих решений являются носителями знаний и могут их многократно использовать для создания новшеств, новаций и их коммерциализации в виде инноваций;
4) при отсутствии в организации требуемых нематериальных ресурсов её сотрудники могут осуществлять их поиск в ИКС соответствующего масштаба с использованием инфокомных связей;
5) сотрудники могут воспринимать, оценивать, усваивать, накапливать, передавать, использовать, создавать новые информацию и знания, обмениваться ими с коллегами, с партнерами в ходе опосредованных коммуникаций в ИКС.
В инфоком-менеджменте взаимосвязь информации и знаний раскрывается с учетом преобладания знаний в процессах, связанных с развитием организации, над информационным обеспечением ее текущего функционирования. Информация характеризует как бы тактический ресурс, а знания – стратегический ресурс, требующий учета логических и эмоционально-интуитивных аспектов «человеческого фактора».
Отсюда следует вполне объяснимое происходящее в последнее время в научном мире признание:
Таблица 1
Некоторые определения информации
Кроме этих определений, напомним также то, что информация, воспринятая, осознанная, проверенная человеком на практике или сопоставленная с накопленным им опытом, с уже имеющимися у него знаниями приводит к убеждениям и концепциям, становится его знанием. Подразумевается, что у каждого человека формируется так называемая «когнитивная структура общего знания субъектов». Важным здесь является то, что новая информация может закреплять имеющиеся знания или порождать возникновение новых знаний. Их же применение в трудовой деятельности способствует реализации интеллектуально-креативного потенциала сотрудника, группы, подразделения, всего коллектива организации.
Информационное взаимообогащение
Процесс управления с точки зрения кибернетического подхода есть процесс взаимодействия субъекта и объекта управления. Он включает в себя сбор сведений об объекте управления (получение осведомительной информации), анализ полученной информации и выбор управляющих воздействий для достижения поставленной цели (обработка информации), реализацию управляющих воздействий (собственно управление). В организации на всех этих этапах присутствуют её сотрудники (и менеджеры, и исполнители) и, следовательно, всегда присутствуют их явные и неявные знания.
Информация и формируемые на ее основе знания являются специфическими ресурсами, основным отличительным признаком которых выступает так называемый «эффект размножения». Он заключается в том, что при передаче или обмене эти ресурсы не только появляются в звене-получателе, но и сохраняются в звене-отправителе коммуникативных процессов. Таким образом, взаимопонимание между людьми налаживается даже в ходе опосредованных коммуникаций и тем самым обусловливает успешное достижение общей цели организации, осуществляющей деятельность в ИКС, в том числе на основе плодотворных телевзаимодействий сотрудников.
К настоящему времени под информацией часто понимают все те сведения, которыми люди обмениваются в ходе коммуникаций, и при этом происходит их взаимообогащение знаниями друг друга. Именно на этой базе совершаются все виды телевзаимодействий и телесотрудничества в ИКС, реализуются интеллектуально-креативные способности сотрудников вплоть до заключения всевозможных и разнообразных «телесделок» по схеме «от телеконтактов к телеконтрактам». В их основе всегда содержатся явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные) знания сотрудников сетевых, виртуальных организаций, работающих в условиях ИКС.
Поэтому в ходе развития теории инфоком-менеджмента и его применения в социально-экономической и организационно-управленческой практике необходимо учитывать:
Вывод
В завершение напомним, что «экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой» – такова сущность системной взаимосвязи организационно-управленческих и социально-экономических процессов организаций. Вследствие этого, в частности, в условиях информационно-коммуникационной среды выполняется своеобразный закон «сохранения интеллектуально-креативной энергии инфокомного поля», так как энергия мысли лиц, принимающих решения, в принятом управленческом решении может опосредованно переходить в энергию осознанных действий исполнителей данного решения и не исчезать, сохраняясь в созданной ими интеллектуальной продукции.
Ценность же такой продукции, как социально значимые блага, определяется содержащимися в ней знаниями и ЛПР, и исполнителей. Из этих компонентов, прежде всего, состоят знания сетевой, виртуальной организации, сотрудники которой географически рассредоточены, но коммуникативно взаимосвязаны в такой потенциально творческой среде. Поэтому телевзаимодействия в информационно-коммуникационной среде не менее плодотворны, чем при личных встречах людей.
Источники:
2. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. – М.: ГУУ, 2008.
3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент и его информационно-коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий. – М.: ГУУ, 2009.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:14