Рынок инфокомной экономики

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3), Март 2007

Цитировать:
Мартынов Л.М. Рынок инфокомной экономики // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 3. – С. 64-72.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959328
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Информационно-коммуникационный (инфокоммуникационный, или инфокомный) рынок нами рассматривается как экономическая форма инфокомной среды. Под таким рынком мы понимаем (по аналогии с тем, как это принято в экономической литературе) сферу взаимодействия спроса и предложения инфокомной продукции, работ, услуг, технологий в условиях современной ИКС. Одной из наиболее важных компонент этого рынка является его информационная составляющая.

Ключевые слова: информационные технологии, менеджмент, управление предприятием, инфокомный менеджмент



Информационно-коммуникационный (инфокоммуникационный, или инфокомный) рынок нами рассматривается как экономическая форма инфокомной среды (ИКС) [1]. Под таким рынком мы понимаем (по аналогии с тем, как это принято в экономической литературе) сферу взаимодействия спроса и предложения инфокомной продукции, работ, услуг, технологий в условиях современной ИКС. Одной из наиболее важных компонент этого рынка является его информационная составляющая.

Как наиболее изученная информационная компонента сегодня становится «традиционной» (хотя это не ограничивает ее современного значения по отношению к росту приоритета такого, как ресурса «знание», среди других связанных с ним нематериальных ресурсов). В связи с их развитием следует пояснить понятие «информационный рынок».

К основным элементам информационного рынка относятся:

а) процессы:

‑ продажа и покупка услуг по использованию разнообразных баз данных, мировой книжный рынок (издание и продажа научно-технической литературы);

‑ выполнение заказов на изготовление и доставку копий документов;

‑ составление и продажа обзорно-аналитических и фактографических справок, технико-экономических прогнозов и других справочно-информационных материалов

б) группы производителей и поставщиков этого рынка:

‑ производители первичной информации (включая текстовые базы данных);

‑ производители вторичной информации (базы и банки данных, все виды архивов, системы депозитариев государственных информационных ресурсов, включая индексные и библиографические базы данных);

‑ организации, торгующие информационными продуктами и услугами, включая различные информационные центры и службы поиска;

‑‑ информационные посредники (в том числе, брокерские фирмы)

Подготовкой информационных материалов занимаются научно-исследовательские институты, различные научные организации, а также фирмы типа:

‑ «думающих корпораций»;

‑ центры анализа информации и другие информационные организации.

Кроме того, к рынку информации относят использование разнообразных средств электросвязи для автоматизированного поиска в удаленных базах данных и тому подобные новшества на инфокомной основе.

Среди многих определений информационного рынка, существующих в научной литературе, выберем наиболее адекватное нашему пониманию и конкретизирующее характеризуемый предмет. Речь идет об одном из наиболее полных определений, что было дано более 10 лет назад И.С. Мелюхиным: «Под рынком электронных информационных продуктов и услуг подразумевается создание различной информации, баз данных (БД) на машиночитаемых носителях (магнитных лентах, дискетах, компакт-дисках) и их торговая реализация через сети телекоммуникаций, каналы телевидения, а также предоставление телекоммуникационными и компьютерными сетями услуг по передаче, получению, хранению и обработке электронной информации» [2)

Необходимым условием существования инфокомного рынка является не только наличие соответствующих продуктов и услуг, их производителей, продавцов (посредников, вендоров) и потребителей. Также необходима организация бизнес-процессов на рассматриваемом рынке – цепочка последовательных операций, которые начинаются у потребителя (которому что-то требуется от поставщика и/или производителя) и заканчиваются опять же потребителем после выполнения заказа. При этом следует учитывать специфику рынка инфокомных продуктов и услуг. Она такова, что направление связей в бизнес-процессах часто противоположно – от производителя (вендора, посреднической организации) к потребителю.

Поэтому необходимы соответствующие принципы и процедуры, обеспечивающие системность представления бизнес-коммуникаций, параметров бизнес-процессов (в общем случае – и некоммерческих процессов) и тем самым согласование интересов субъектов инфокомного рынка. Разработка таких принципов и процедур нам необходима для научного обоснования нового вида менеджмента применительно к специфике формирующейся и развивающейся в настоящее время ИКС. Принципы и процедуры служат основой обобщения и систематизации в виде единой концепции управления организациями в этой среде (то есть именно то, что легло в основу инфоком-менеджмента [3])

Вместе с тем следует учесть и то, что на анализируемом современном рынке отсутствует четкое разделение между разработчиками инфокомных продуктов, генераторами не только новой информации, но и нового знания (включая и другие виды нематериальных ресурсов, ценность которых определяется содержащимися в них знаниями), поставщиками их на рынок, вендорами, посредническими организациями.

Такие организации, создавая и поддерживая, в частности, онлайновые системы, решая задачи «сопровождения» программных продуктов и инфокомных услуг, по нашему мнению, реализуют фактически функции интеграции между пользователями и производителями информации, знаний и других видов продукции инфокомного рынка. Следовательно, при общей характеристике структуры современного рынка производителей и поставщиков инфокомных продуктов и услуг можно объединить в группу – «интегрированный инфокомный производитель».

Таким образом, инфокомный рынок характеризуется спецификой механизмов функционирования, существенной ролью неэкономических факторов и, как следствие, ограниченностью самой возможности его регулированиия на основе закона стоимости и свободной кокуренции.

Поэтому дадим следующее определение: инфокомный рынок есть совокупность организационно-экономических отношений, опосредующих функционирование информационно-коммуникационной среды для обеспечения обмена инфокомными продуктами, работами, услугами, системами, технологиями на основе формирования спроса и предложения, а также механизмов предоставления таких продуктов, работ, услуг, систем и технологий поставщиками (разработчиками и посредниками) потребителям (конечным пользователям).

Подчеркнем, что в состав инфокомного рынка включаются также инфокомные технологии, информационные услуги, производство компьютерных и телекоммуникационных услуг и оборудования, создание программных продуктов, коммуникационных решений, необходимого их обеспечения, осуществление услуг инфокомного консалтинга, в том числе по вопросам оформления и купли-продажи интеллектуальной собственности, по выбору должной коммуникационной схемы и среды, ее наполнения, путей повышения активности в ней за счет компетентного применения инфокоммуникаций (ИК), инфокомных технологий (ИКТ) и т.п.

При характеристике эволюции и тенденций развития инфокомного рынка особо отметим взаимосвязь его информационной и коммуникационной составляющих. Дело в том, что в структуре индустрии информационных услуг выделяются группы производителей и поставщиков.

Инфокомный же рынок, как и рынки классических производственных факторов, в силу его многоаспектности можно рассматривать в нескольких разрезах:

‑ в пространственном разрезе (локальный рынок, национальный, региональный, всемирный);

‑ по механизму функционирования (рынок независимых товаропроизводителей), монополизированный, государственно-регулируемый и т.д.);

‑ по уровню насыщенности (равновесный рынок, неравновесный).

И везде важную роль играют коммуникации, их оптимальные схемы, включая любые масштабы ИКС и адекватные схемы «Интранет-Интернет», «Интернет-Экстранет», «Интранет-Интернет-Экстранет».

Современное состояние инфокомного рынка характеризуется рядом особенностей. Основные шесть из них:

1. Наряду с тем, что значительная часть инфокомных услуг предоставляется бесплатно, постоянно возрастает число соответствующих органов, которые ведут свою работу на коммерческой основе.

2. Произошло размывание границы, разделяющей такие органы на службы, производящие инфокомную продукцию, и системы, поставляющие эту продукцию на рынок.

3. Уходит в прошлое четкая тематическая специализация традиционных информационных органов. Как правило, начиная работать по какой-то одной тематике, они постепенно расширяют диапазон своих услуг до инфокомного спектра и масштаба, что позволяет им выходить на новые сегменты рынка.

4. Развитие инфокомных услуг происходит сразу по многим направлениям, затрагивающим все отрасли экономики и управления, и не ограничивается, как было прежде, только услугами в области научно-технической информации, экономической информации, информационными услугами населению. Так, например, к новым услугам можно отнести такие, которые предоставляются с помощью следующих технологий: телеадминистрации, телеработы, телеобразования, телемедицины, телеобучения, телетруда, телебанкинга, телеконференций, телеконсалтинга и др. Большую и все возрастающую роль в предоставлении подобных услуг играют некоммерческие организации. Новые составляющие инфокомного рынка, связанные с услугами в области знаний, интеллектуальной собственности, коммуникационных схем, решений, адекватного их обеспечения и реализации начинают бурно развиваться, хотя пока и уступают такой его составляющей, как рынок информационных услуг. Он, по общепризнанным оценкам, относится к наиболее рентабельным [4].

5. Расширяется территориальная сфера действия различных соответствующих инфокомных органов. Многие региональные общественные и коммерческие организации выходят на международные инфокомные сети.

6. Важным условием развития конкурентного инфокомного рынка является диверсификация всей системы общества. Следует отметить усиливающуюся диверсификацию как в сфере материальных инфокомных носителей, так и среди форм предоставления инфокомных услуг пользователям: от текстовых и цифровых данных до изображения, речи и применения технологий мультимедиа

Вместе с тем в одной из работ [5], в частности, отмечалось, что конвергенция базовых технологий и ИКТ, технологий программного, технического, телекоммуникационного обеспечения и технологий микроэлектронных компонентов осуществляется в направлении формирования электронных магистралей в рамках различных вариантов архитектуры систем и сетей. Поэтому ИК и ИКТ, оказывая существенное влияние на формирование рассматриваемого рынка, сами находятся в большой зависимости от положения на этом рынке.

В связи с изложенным отметим три важных аспекта.

1. Анализ мирового рынка ИК и ИКТ показывает, что, например, количество внедренных с их использованием систем управления существенно различается по отраслям и сферам деятельности (среди отраслей промышленности, проводящих работы по проектам автоматизации крупных предприятий лидирует металлургическая отрасль, а в сфере обращения лидерство принадлежит торговле).

2. Анализ отечественного такого рынка показал, что среди российских разработок можно отметить проекты автоматизации корпораций и финансово-промышленных групп (в отраслях связи и телекоммуникации, горнорудной промышленности, цветной и черной металлургии, нефтегазовой промышленности, химии, машино- и приборостроении, энергетике, пищевой промышленности и фармакологии).

3. В целом в настоящее время инфокомный рынок (согласно ежегодным отчетам Международного союза электросвязи, входящего в структуру ООН) является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мирового рынка.

В то же время следует учитывать и то, что в условиях глобализации экономики обостряется борьба за этот рынок. Это понятно, так как по мере расширения масштабов инфокомного развития (то есть развития ИК, ИКТ и соответствующего программного обеспечения), дальнейшей социально-экономической эволюции и становления постиндустриального общества экономическое и геополитическое значение данного ранка неуклонно возрастает. В связи с этим представляется уже не случайным тот факт, что развитые страны ведут здесь активную конкурентную борьбу.

В заключение отметим, что в настоящее время развитые государства все более ясно осознают, что от положения и роли именно на инфокомном рынке во многом зависит их экономическое развитие и статус в мировом сообществе. И, судя по всему, эти подходы и тенденции не только сохранятся и далее, но со временем будут еще больше усиливаться, определяя условия жизнедеятельности людей.


Источники:

1. Мартынов Л.М. Управленческие предпосылки и факторы развития современной информационно-коммуникационной среды // Вопросы экономических наук, 2006, №1. - С. 102-106.
2. Мелюхин И.С. Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития // Организация и методика информационной работы, 1994. - № 2, С. 8-11.
3. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент: теоретико-методологические и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. – М.: Информационно-технический центр «Мобильные коммуникации», 2004. – 260 с.
4. Нисневич Ю. А. Системный подход в государственной информационной политике // Организация и методика информационной работы, 2000, №3
5. Охрименко С.А., Хорошилов А.В. и др. Введение в информационный бизнес. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 240 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:19:51