Экологическая ответственность предприятий индустрии моды

Перец И.Е.1, Майорова Е.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать:
Перец И.Е., Майорова Е.А. Экологическая ответственность предприятий индустрии моды // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Том 2. – № 1. – С. 29-50. – doi: 10.18334/social.2.1.112033.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706897
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Цель исследования – выявить возможности и направления повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды. В статье представлен обзор научных источников, посвященных экологической ответственности и индустрии моды, который позволил охарактеризовать современное состояние исследований по теме. Раскрыты направления негативного влияния индустрии моды на природу и окружающую среду. Представлены результаты анализа раскрытия и реализации экологической ответственности в индустрии моды на примере компаний Inditex и H&M Group. Непосредственно выявлены пути повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды. Обозначены актуальные направления дальнейших исследований в рассмотренной области. Материалы статьи предназначены для специалистов в сфере модной индустрии, экологической ответственности, а также всех тех, кто интересуется экологическими проблемами.

Ключевые слова: экология, экологическая ответственность, окружающая среда, индустрия моды, нефинансовая отчетность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В наши дни экологическая ответственность – не просто дань моде или популярное общественное веяние. Для современного человека это вопрос выживания всего его вида, сохранения природной среды его обитания для будущих поколений. В Тихом океане плавает мусорное пятно, сравнимое по величине с материком [1], а микрочастички пластика уже обнаружены даже на вершине горы Эверест [2]. Лишь в России каждый год возникают новые мусорные территории, по площади равные вместе Москве и Санкт-Петербургу [3].

Большое влияние на окружающую среду оказывает индустрия моды, объединяющая производство и реализацию модных товаров, а также смежные сферы деятельности. Выбросы парниковых газов предприятий индустрии моды выше, чем в совокупности от гражданской авиации и судоходства, а для производства одной пары джинсов расходуется тот же объем воды, который человек выпивает за 13 лет жизни [4]. Так называемая быстрая мода, использование натурального меха и кожи животных, неэкологичная упаковка негативно воздействуют на природу и повышают значение экологической ответственности предприятий модной индустрии.

Целью данного исследования стало выявление возможностей и направлений повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды.

Исследование включало следующие этапы:

· обзор научных источников, посвященных экологической ответственности и индустрии моды, который позволил охарактеризовать современное состояние исследований по теме статьи;

· выявление направлений негативного влияния индустрии моды на природу и окружающую среду;

· анализ раскрытия и реализации экологической ответственности в индустрии моды на примере компаний Inditex и H&M Group;

· непосредственное выявление путей повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды;

· подведение итогов и обозначение актуальных направлений дальнейших исследований.

Обзор современного состояния исследований

В последние годы тема экологии все чаще становится объектом внимания научного сообщества. На основании наукометрической базы РИНЦ был проведен анализ публикационной активности, показавший увеличение количества исследований в данной области. За последние десять лет количество публикаций, связанных с экологией, возросло более чем два раза – с 406 до 821 в течение года (рис. 1). Пик пришелся на 2017 год, что связано с объявлением в России года экологии. В 2018–2020 гг. тема продолжает быть популярной, количество публикаций остается на том же уровне.

Рисунок 1. Публикационная активность в РИНЦ по тематикам «Экология», «Юридическая ответственность за экологические правонарушения», «Охрана окружающей среды, экология человека», «Социальная экология»

Источник: оставлено авторами на основе данных Научной электронной библиотеки. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 20.03.2021).

Большинство исследований экологической ответственности проводится в рамках юридических наук. В контексте экономики и управления предприятиями экологическая ответственность рассматривалась, например, С.С. Скараник [19] (Skaranik, 2020) и Восканян Р.О. [5] (Voskanyan, 2019). Экологическая ответственность предприятий часто исследуется как часть корпоративной социальной ответственности. Экологические аспекты корпоративной социальной ответственности изучались Поповой Е.В. и Стрих Н.И. [16] (Popova, Strikh, 2020), Копытовой Е.Д. [11] (Kopytova, 2017) и др. Корнилова О. и Каращук О. [26] (Kornilova, Karashchuk, 2017), предлагая определение социальной ответственности бизнеса, в качестве одной из ее составляющих указали охрану окружающей среды. И.П. Комиссарова и А.Н. Майорова [10] (Komissarova, Mayorova, 2017) назвали охрану окружающей среды одним из трех наиболее перспективных направлений развития корпоративной социальной ответственности наряду с ответственностью перед персоналом и благотворительностью. В.П. Куренкова [12] (Kurenkova, 2020) отметила, что тренд на экологичность привел к моде на позиционирование розничных предприятий как социально ответственных, в том числе посредством отказа от пластиковой упаковки, распространения продажи товаров на развес и т.п. Воздействие решений и деятельности организации на окружающую среду также отражено в определении социальной ответственности согласно ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» [5].

Отраслевую направленность имеют статьи, например, по социально-экологической ответственности в индустрии туризма [14] (Mishulina, Matova, 2020) и нефтехимическом секторе [2] (Bekzhigitov, Dzhusupova, Yusupova, 2020). Отдельные авторы (Притужалова О.А. [17] (Prituzhalova, 2015), Куц Ю.А. [13] (Kuts, 2017), Смирнова Е.В. [20] (Smirnova, 2011) и др.) поднимают проблему гринвошинга, или «зеленого камуфляжа», при котором организация заявляет о своей экологичности, не имея на это достаточных оснований.

Состояние и развитие индустрии моды рассматривались В.А. Баскаковым [1] (Baskakov, 2018), Чуприной Н.В. [24] (Chuprina, 2018), Цуциевой М.В. и Гаглоевой З.А. [23] (Tsutsieva, Gagloeva, 2017), Габбасовой А.А. [6] (Gabbasova, 2018), Кокоревой Л.В. [9] (Kokoreva, 2018) и др. В целом по запросу «индустрия моды» в наукометрической базе РИНЦ обнаружена 291 статья [6]. В то же время публикации, посвященные взаимосвязи моды и экологии, ограничены и в большинстве случаев представляют собой тезисы в сборниках материалов конференций [7, 8, 25] (Gurina, 2020; Ivanova, Zabolotskaya, 2017; Yushaeva, Kuntaeva, 2020). В частности, Сапожникова В.С. [18] (Sapozhnikova, 2020), рассматривая в своем докладе трансформацию понятия «экологичность» в индустрии моды, пришла к выводу о смещении ее понимания от природного к технологическому.

Среди статей в журналах, индексируемых РИНЦ, можно отметить работу Волковой Н.А. и Волкова Д.В. [4] (Volkova, Volkov, 2019), в которой авторы в рамках исследования по гранту Президента РФ рассмотрели возможности применения технологий 3D-печати для решения проблем экологии в индустрии моды, а именно при производстве обуви и ее деталей. Украинские ученые Вець Т.В., Навольська Л.В. и Пашкевич К.Л. [3] (Vets, Navolska, Pashkevich, 2017) проанализировали понятие устойчивости и экологичности в современной индустрии моды и предложили пути решения связанных с ними проблем.

Таким образом, несмотря на большой научный интерес к сфере экологии в целом, экологические аспекты функционирования модной индустрии требуют дополнительных исследований. Проблема влияния модной индустрии на окружающую среду признается научным сообществом, но на сегодняшний день мало кто из ученых предложил свое видение ее решения. В этой связи выявление направлений повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды видится особенно актуальным и значимым.

Влияние индустрии моды на природу и окружающую среду

Исторически негативное влияние индустрии моды на природу проявлялось в первую очередь в истреблении животных. Одним из вопиющих примеров уничтожения целого вида животных в угоду индустрии моды является то, как в XIX веке вид малая белая цапля был полностью уничтожен из‑за красивых длинных белых перьев, вырастающих на спине птиц в брачный период и достигающих почти 25 сантиметров в длину. Эти перья, называемые эгретками, служили в то время чрезвычайно популярным украшением дамских шляпок. Охотников интересовали только участки кожи на плечах, где растут эгретки [7]. Жертвами индустрии моды становились и многие другие виды, например, китов убивали в погоне за китовым усом для изготовления корсетов, без которых даже ни одна уважающая себя служанка не могла выйти из дома [8], слонов – в погоне за слоновой костью, которую массово применяли для изготовления клавиш фортепиано до изобретения пластика, а также шахмат, декоративных изделий, шкатулок и многих других предметов роскоши.

В настоящее время рост численности населения мира и, соответственно, количества потребителей, расширение масштабов производства модных товаров приводят к усилению отрицательного влияния индустрии моды на природу и окружающую среду.

Наиболее значимым направлением экологического влияния индустрии моды являются выбросы парниковых газов. Индустрия моды создает около 5% всех выбросов в мире, при этом только текстильная промышленность производит их в объеме 1,2 млрд тонн за год, что превышает совокупные выбросы от международных авиа- и морских перевозок [9]. Это связано с потреблением текстильными производствами больших объемов электроэнергии. Выбросы парниковых газов также происходят при производстве многих синтетических тканей, в том числе полиэстера. Кроме того, имеет место сжигание старой одежды вместо ее переработки.

Важным шагом на пути снижения выбросов парниковых газов в атмосферу стала подписанная в декабре 2018 года «Хартия индустрии моды для борьбы с изменениями климата» [10], участники которой взяли на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 30 % в ближайшие десять лет, а к 2050 году – выйти на нулевой уровень выбросов.

Вторая глобальная экологическая проблема индустрии моды связана с потреблением и загрязнением воды. Индустрия моды ежегодно потребляет 93 млрд м3 воды, что достаточно для обеспечения нужд 5 млн человек [11]. Особенно много воды используется при выращивании хлопка. Одновременно предприятия индустрии моды загрязняют реки и океаны. Каждый год в океан выбрасывается полмиллиона тонн микроволокон, что эквивалентно более чем 50 млрд пластиковых бутылок [12]. Текстильные производства сбрасывают в реки ядохимикаты, необходимые для окрашивания тканей.

Негативное влияние индустрии моды на природу и окружающую среду связано с потреблением больших объемов электроэнергии, применением пестицидов и химикатов, выбросами в атмосферу при транспортировке готовых изделий, неэкологичной упаковкой, выделением микропластика в процессе стирки вещей из синтетических тканей, использованием натурального меха и кожи животных, уничтожением нераспроданной и старой одежды.

Таким образом, экологическое влияние предприятий индустрии моды можно рассматривать на всех стадиях ее функционирования, то есть на стадии выращивания сырья и производства тканей, стадии производства одежды (обуви, аксессуаров), стадии реализации готовых изделий, стадии их эксплуатации и стадии утилизации.

Одним из факторов усиления негативного воздействия индустрии моды на природу и окружающую среду стал феномен так называемой «быстрой моды», к которой приучили потребителя в последнее десятилетие. Под «быстрой модой» подразумевается постоянный выпуск на рынок огромного количества дешевых, часто некачественных и из‑за постоянной смены трендов и коллекций теряющих актуальность вещей, провоцирующих новый цикл производства и потребления.

Неоднозначной остается ситуация с использованием натурального меха и кожи экзотических животных при производстве модных товаров класса люкс. С одной стороны, ряд известных модных домов, среди которых Prada, Chanel, Hugo Boss, Victoria Beckham и Mulberry, в последние годы пересмотрел свои практики в отношении редких животных и отказался от использования натурального меха [13]. С другой стороны, натуральная кожа, в том числе аллигаторов, страусов, змей, по-прежнему применяется при производстве элитных аксессуаров. На аукционе в 2017 году инкрустированная бриллиантами сумка Birkin из кожи редчайшего белого гималайского крокодила была продана более чем за 25 млн рублей, в 2020 году сумка Gucci Zumi из кожи аллигатора оценивалась почти в 2 млн рублей, рюкзак из кожи страуса Louis Vuitton – примерно в 1 млн 51 тыс. рублей [14].

В этой связи важно отметить, что на производство модных товаров большое влияние оказывает потребительский спрос. Если для потребителей ношение изделий из натурального меха и кожи является плохим тоном, то отсутствие спроса будет постепенно способствовать сокращению предложения. Если товары, подобные упомянутым выше аксессуарам из кожи редких животных, воспринимаются как символ достатка и роскоши, они по-прежнему будут представлены на рынке.

Несмотря на многочисленные экологические проблемы и в целом существенное влияние индустрии моды на природу и окружающую среду, отдельные предприятия проявляют высокую экологическую ответственность и демонстрируют хорошие результаты в снижении негативных последствий своей деятельности. Изучение лучших практик предприятий индустрии моды в сфере реализации экологической ответственности целесообразно для дальнейшего выявления путей ее повышения.

Реализация экологической ответственности предприятиями индустрии моды

Реализация экологической ответственности в индустрии моды рассмотрена на примере Inditex и H&M Group, называемых крупнейшими модными брендами в Европе [15]. В России группа Inditex является лидером рынка одежды по выручке, ООО «Эйч энд Эм» занимает на нем третье место [16].

Обе организации раскрывают экологические и другие аспекты устойчивого развития в соответствии с GRI Standards [17]. Inditex включает GRI Content Index в свои годовые отчеты, H&M Group – в приложение к отчетам об устойчивом развитии.

Inditex и H&M Group раскрывают информацию о материалах, в том числе о переработанных; потреблении энергии; потреблении и расходе воды; выбросах парниковых газов; экологической оценке поставщиков (табл. 1). Также в отчетах обеих компаний говорится о наличии либо отсутствии случаев нарушения экологического законодательства. В то время как Inditex раскрывает все предусмотренные стандартом аспекты, связанные с отходами, H&M Group использует свои собственные показатели, а именно долю поставщиков, полностью соблюдающих требования к качеству сточных вод, и данные о системе переработки отходов в магазинах. Поддержка биоразнообразия практически не раскрывается, в том числе в отчетах Inditex говорится о неприменимости ее отдельных элементов для организации. Кроме того, H&M Group использует свои собственные индикаторы при характеристике материалов, а именно количество тонн одежды, собранной у покупателей, и благополучие животных.

Таблица 1

Раскрытие экологической ответственности Inditex и H&M Group в соответствии с GRI Standards*

Элементы экологической ответственности согласно GRI Standards
H&M Group
Inditex
2017
2018
2019
2017
2018
2019
Материалы
301-1
+
+
+
+
+
+
301-2
+
+
+
+
+
+
301-3



+
+
+
Энергия
302-1
+
+
+
+
+
+
302-2



+
+
+
302-3
+
+
+
+
+
+
302-4
+
+
+
+
+
+
302-5



+
+
+
Вода
303-1
+
+
+
+
+
+
303-2
+
+
+
+
+
+
303-3
+
+
+
+
+
+
303-4

+
+



303-5






Биоразнообразие
304-1






304-2



+
+
+
304-3






304-4






Выбросы
305-1
+
+
+
+
+
+
305-2
+
+
+
+
+
+
305-3
+
+
+
+
+
+
305-4
+
+
+
+
+
+
305-5
+
+
+
+
+
+
305-6



+
+
+
305-7






Отходы
306-1



+
+
+
306-2



+
+
+
306-3



+
+
+
306-4



+
+
+
306-5



+
+
+
Соответствие экологическому законодательству
307-1
+
+
+
+
+
+
Экологическая оценка поставщиков
308-1
+
+
+
+
+
+
308-2



+
+
+
Источник: составлено авторами на основе: H&M Group GRI Content Index 2017 [18], H&M Group GRI Content Index 2018 [19], H&M Group 2019 Sustainability Performance Report: GRI index [20], Inditex Annual Report 2017 [21], Inditex Annual Report 2018 [22], Inditex Annual Report 2019 [23]

На основе представленных данных были рассчитаны показатели раскрытия экологической ответственности, то есть доли ее элементов, раскрытых рассматриваемыми организациями, в общем количестве элементов, предусмотренных GRI Standards:

где ED – показатель раскрытия экологической ответственности;

xi – фиктивная переменная (равняется 1, если i-й элемент экологической ответственности раскрывается организацией, иначе равняется 0);

N – количество элементов экологической ответственности согласно GRI Standards.

Такой подход к оценке раскрытия корпоративной социальной ответственности и ее составляющих общеизвестен и применялся, например, Е. Платоновой и соавторами [27] (Platonova, Asutay, Dixon, Mohammad, 2018).

Показатель раскрытия экологической ответственности Inditex свидетельствует, что в отчете представлена информация о 81% всех предусмотренных стандартами экологических аспектов (рис. 2). С учетом того, что часть таких аспектов не может быть применима к этой конкретной организации, уровень раскрытия ее экологической ответственности следует оценить как высокий. Значение показателя раскрытия экологической ответственности H&M Group ниже, однако, как было сказано ранее, организация частично использует свои собственные индикаторы, что негативно влияет на результаты расчетов.

Рисунок 2. Показатели раскрытия экологической ответственности Inditex и H&M Group

Источник: рассчитано авторами на основе данных таблицы 1.

В последние годы в Inditex анонсировали и реализовывали самые разные экологические инициативы. Среди них: обязательство использовать исключительно экологичный хлопок, лен и полиэстер (речь идет об органических либо переработанных материалах); обязательство исключить использование пластиковых пакетов; расширение программы Join Life (производство одежды из переработанных материалов или утилизация старой одежды экологически безопасным способом) [24]; снижение потребления электроэнергии и воды, использование возобновляемых источников энергии; сотрудничество с «зелеными» поставщиками [25] и другие. Широкое распространение получила практика сбора старой одежды. Если изначально для этого применялись только специальные контейнеры в магазинах, то сейчас в некоторых городах уже можно отдать ненужные вещи курьеру при получении заказа из онлайн-магазина, он привезет их обратно в магазин, а оттуда они попадут на переработку.

H&M Group называют компанией, ориентированной на социальную ответственность перед обществом и решение экологических проблем экономики [15] (Panasenko, Krasilnikova, Bazhenov, Cheglov, 2018). Инициативы H&M Group в сфере экологической ответственности в последние годы включали: использование альтернативных источников энергии, в том числе ветряных мельниц и солнечных батарей; производство аксессуаров из переработанного пластика; программу по сбору ненужной одежды с целью ее последующей переработки или дальнейшего применения допустимым образом; использование продуктов переработки старой одежды в производстве новых коллекций; использование при пошиве одежды органических хлопковых тканей и вторичного хлопка; продвижение экологичных технологий выращивания хлопка; производство одежды из денима из вторсырья; использование экологичной маркировки; защиту животных, включая запрет на тестирование косметических средств и на использование шерсти, кожи, перьев и пуха животных, находящихся под угрозой уничтожения; сотрудничество с Всемирным фондом природы; участие в благотворительных программах, связанных с окружающей средой, и др. [26] Отдельно стоит упомянуть использование H&M Group тканей, изготавливаемых из эластичной пены из водорослей, остатков производства цитрусового сока и целлюлозных волокон из листьев ананаса [27]. В 2019 году H&M Group открыла магазин в Стокгольме, в котором можно взять одежду напрокат, что переносит ответственность за утилизацию пришедших в негодность вещей с потребителя на компанию [28]. H&M Group также приняла на себя обязательство к 2030 году производить и перерабатывать 100% материалов и вещей в соответствии с принципами рационального использования природных ресурсов, а к 2040 году стать компанией, которая позитивно влияет на климат и экологию планеты в целом [29].

Практика Inditex и H&M Group в сфере реализации экологической ответственности хорошо демонстрирует, что предприятия индустрии моды имеют многочисленные возможности по снижению негативных последствий своей деятельности для природы и окружающей среды.

Пути повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды

С учетом выявленных направлений негативного воздействия индустрии моды на природу и окружающую среду, а также практической деятельности ее лидеров, перспективными видятся следующие пути повышения экологической ответственности.

Для достижения глобального эффекта по снижению негативного воздействия индустрии моды на природу и окружающую среду необходима трансформация технологий. Этот путь требует развития инноваций и является затратным и трудоемким, однако именно он позволит качественно изменить экологические последствия деятельности предприятий модной индустрии. Для индустрии моды наиболее актуальны производственные технологии, направленные:

· на энергосбережение и использование альтернативных источников энергии, в том числе энергии солнца и ветра;

· на сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу;

· на экономию воды и ее фильтрацию;

· на сокращение или исключение применения вредных химикатов;

· на сокращение отходов, их переработку и правильную утилизацию.

Большое значение в рамках указанных направлений имеют используемые материалы. При этом производство одежды из органического хлопка – не лучший выход с точки зрения экологической ответственности, так как требует огромных водных ресурсов. Рациональнее сделать акцент на переработанных материалах: во-первых, переработанном пластике, во-вторых, переработанных вещах из остатков старых коллекций и тканей, в-третьих, переработанных вещах, собранных у потребителей. Такой подход одновременно позволит сократить отходы. Вторым направлением экологизации материалов становится их производство из альтернативного сырья ­– волокон ананасовых листьев, мякоти кокоса, водорослей, эвкалипта, бамбука, природного каучука и т.п. Важным является отказ от использования в качестве материалов меха и кожи животных. Однако необходимо учитывать, что искусственные мех и кожа по сути являются производными пластика и после эксплуатации требуют переработки, иначе их применение также экологически небезопасно.

Если трансформация производственных технологий требует времени, значительных финансовых и прочих ресурсов, то в краткосрочном периоде одним из путей повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды может быть прямое финансирование ими сторонних экологических инициатив, в том числе направленных на сохранение лесных массивов.

Наряду с изменением технологий производства, материалов, а также непосредственного финансирования экологических инициатив третьих лиц, предприятия индустрии моды имеют возможность проявлять экологическую ответственность через экологическое просвещение потребителей и сотрудников. Просветительская работа может включать как простое информирование о значении охраны окружающей среды посредством текстовых материалов, видеороликов в магазинах, офисах, интернете, в рамках модных показов, так и вовлечение потребителей и сотрудников в экологические программы. Такими программами являются, например, сбор старой одежды или прокат модных вещей. Отношение потребителей к экологическим проблемам в свою очередь непосредственно влияет на экологическую ответственность индустрии моды в целом. Наличие или отсутствие спроса на товары из натуральных меха и кожи или произведенные по неэкологичной технологии в итоге определяют их присутствие или отсутствие на рынке. Особое значение в рамках просветительской работы имеет разъяснение потребителям феномена «быстрой моды», существование которого многие потребители даже не осознают.

В рамках повышения экологической ответственности предприятия индустрии моды сотрудничают с некоммерческими экологическими организациями (Greenpeace, WWF и др.), государственными и международными структурами (ООН и др.), а также между собой. В 2018 году была подписана «Хартия индустрии моды для борьбы с изменениями климата» [30], основной задачей которой явилось снижение выбросов парниковых газов. В 2019 году лидеры индустрии подписали «Модный пакт» [31], фокусирующийся на трех направлениях: противодействии климатическим изменениям, поддержке биоразнообразия и защите мирового океана. Публичное принятие экологических обязательств, обмен опытом и в целом объединение усилий видятся необходимыми для повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды.

Еще одним инструментом управления экологической ответственностью, косвенно способствующим ее повышению, является нефинансовая отчетность. Предприятия индустрии модных товаров раскрывают свои результаты в экологической сфере, в том числе в годовых отчетах и в отчетах об устойчивом развитии. С одной стороны, таким образом они информируют заинтересованных лиц о своих экологических инициативах. С другой стороны, отчетность является управленческим инструментом, позволяющим оценить достигнутые результаты, их соответствие планам, выявить проблемные аспекты и резервы повышения экологической ответственности [21] (Soloveva, Kishko, Mayorova, 2018). Раскрытие экологической информации предполагается стандартами в сфере нефинансовой отчетности, в том числе самими распространенными в мире GRI Standards.

Стоит отметить, что представленные выше пути повышения экологической ответственности не могут быть универсальными для всех предприятий индустрии моды. Разработка стратегии и планирование деятельности предприятия зависят от многих факторов, включая его позицию на рынке, динамику развития и др. [22] (Tyunik, Nikishin, 2015). Выбор конкретных инструментов повышения экологической ответственности осуществляется каждым предприятием индустрии моды самостоятельно с учетом особенностей его деятельности, в том числе финансовых возможностей.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующие выводы об экологической ответственности предприятий индустрии моды.

Негативное влияние индустрии моды на природу и окружающую среду заключается в первую очередь в потреблении больших объемов электроэнергии, выбросах парниковых газов, потреблении большого объема воды и загрязнении океанов и рек. Среди проблемных аспектов деятельности предприятий индустрии моды – применение пестицидов и химикатов, выбросы в атмосферу при транспортировке готовых изделий, неэкологичная упаковка, выделение микропластика в процессе стирки вещей из синтетических тканей, использование меха и кожи животных, уничтожение нераспроданной и старой одежды. То есть проблемы экологической ответственности существуют на всех стадиях – от выращивания сырья и производства тканей до утилизации старых изделий. Важным фактором, повышающим вред, наносимый индустрией моды окружающей среде, является «быстрая мода».

Несмотря на многочисленные экологические проблемы и в целом существенное влияние индустрии моды на природу и окружающую среду, отдельные предприятия проявляют высокую экологическую ответственность и демонстрируют хорошие результаты в снижении негативных последствий своей деятельности.

Ключевым направлением повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды является трансформация технологических процессов, направленная на энергосбережение, сокращение выбросов парниковых газов, экономию и очистку воды, сокращение применения вредных химикатов, сокращение, переработку и утилизацию отходов. Важным направлением повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды является экологизация материалов, а именно использование переработанных материалов (пластика, старых вещей), использование альтернативного растительного сырья (водорослей, бамбука, природного каучука и др.), отказ от натуральных меха и кожи.

Другие возможности повышения экологической ответственности предприятий индустрии моды включают: финансирование сторонних экологических инициатив, в том числе направленных на сохранение лесных массивов; экологическое просвещение потребителей и сотрудников, в том числе относительно «быстрой моды»; сотрудничество со специализированными некоммерческими экологическими организациями и объединение усилий по снижению негативного воздействия на природу и окружающую среду; раскрытие своего видения экологической ответственности и достигнутых результатов посредством нефинансовой отчетности.

Перспективные направления дальнейших исследований

В ходе работы также было выявлено, что несмотря на признание научным сообществом проблемы влияния индустрии моды на природу и окружающую среду, мало кто из ученых предложил свое видение ее решения. Экологическая ответственность предприятий индустрии моды – малоизученная тема, в рамках которой возможны и необходимы дальнейшие исследования. Наиболее перспективными видятся следующие направления.

1. Оценка взаимосвязи экологической ответственности и финансовых результатов, рыночной капитализации предприятий индустрии моды.

Существуют исследования [5] (Voskanyan, 2019), свидетельствующие о росте рыночной стоимости акций компаний, несущих экологическую ответственность. Научное обоснование положительного влияния экологической ответственности на рыночную капитализацию предприятий индустрии моды могло бы стимулировать их экологическую активность.

2. Совершенствование правового регулирования экологических отношений вообще и в индустрии моды в частности.

В целом российское экологическое законодательство является более лояльным, чем, например, европейское. Ведутся дискуссии вокруг экологических штрафов, величина которых не соответствует наносимому вреду и слабо мотивирует нарушителей, проведения испытаний на животных и других вопросов. Анализ проблем российского экологического законодательства и разработка рекомендаций по его совершенствованию, в том числе с учетом зарубежного опыта, был бы полезен в контексте снижения негативного влияния предприятий индустрии моды на природу и окружающую среду.

3. Исследование проблемы гринвошинга, или «зеленого камуфляжа», и поиск путей ее решения.

Популярность «зеленых» идей приводит к тому, что компании иногда заявляют о своих экологических достижениях, не имея на это достаточных оснований. В индустрии моды проблема гринвошинга существует, требует решения и, соответственно, большего внимания со стороны научного сообщества.

[1] Большое мусорное пятно в Тихом океане / Musor.guru. URL: https://musor.guru/musor/bolshoe-musornoe-pyatno-v-tihom-okeane/ (дата обращения: 15.03.2021)

[2] В снегах Эвереста обнаружен микропластик / Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/12/01/v-snegah-everesta-obnaruzhen-mikroplastik.html (дата обращения: 15.03.2021)

[3] Что делать с мусором в России? / Greenpeace. URL: https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2019/10/report-RUSSIA-GARBAGE.pdf (дата обращения: 15.03.2021)

[4] Euronews: обратная сторона гламура — полурабский труд и ущерб экологии / RT на русском, ИноТВ. URL: https://russian.rt.com/inotv/2019-12-12/Euronews-obratnaya-storona-glamura- (дата обращения: 15.03.2021)

[5] ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст). URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012 (дата обращения: 15.03.2021)

[6] По состоянию на 30.03.2021, поиск в названии публикации по типу «статья в журнале» по параметру «с учетом морфологии»

[7] Малая белая цапля (Egretta garzetta) / Птицы от А до Я. URL: http://www.goldensites.ru/item/455 (дата обращения: 20.03.2021)

[8] Туже некуда: история корсета / Дилетант. URL: https://diletant.media/articles/25721919/ (дата обращения: 20.03.2021)

[9] The price of fast fashion / Nature Clim Change 8, 1 (2018). https://www.nature.com/articles/s41558-017-0058-9#ref-CR2 (дата обращения: 20.03.2021)

[10]Fashion Industry Charter for Climate Action. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/Industry%20Charter%20%20Fashion%20and%20Climate%20Action%20-%2022102018.pdf (дата обращения: 20.03.2021)

[11] UN News. URL: https://news.un.org/en/story/2019/03/1035161 (дата обращения: 20.03.2021)

[12] Fashion Industry Report: One Truckload of Clothing Is Wasted Per Second / EcoWatch. URL: https://www.ecowatch.com/fashion-industry-waste-2513231406.html (дата обращения: 20.03.2021)

[13] Неоправданная жестокость: готова ли индустрия моды отказаться от шкур экзотических животных / Vogue. URL: https://www.vogue.ru/fashion/gotova-li-industriya-mody-otkazatsya-ot-kozhi-ekzoticheskih-zhivotnyh (дата обращения: 20.03.2021)

[14] Неоправданная жестокость: готова ли индустрия моды отказаться от шкур экзотических животных / Vogue. URL: https://www.vogue.ru/fashion/gotova-li-industriya-mody-otkazatsya-ot-kozhi-ekzoticheskih-zhivotnyh (дата обращения: 20.03.2021)

[15] Inditex и H&M вернули интерес к моде / Рамблер. URL: https://finance.rambler.ru/other/44849809-inditex-i-h-m-vernuli-interes-k-mode/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 20.03.2021).

[16] Рынок fashion-ритейла 2020 / РБК. URL: https://selections.moscow/wp-content/uploads/sites/15/2020/10/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0.-%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA-fashion-%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B0-2020.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

[17] Global Reporting Initiative Standards, см. https://www.globalreporting.org/

[18]https://hmgroup.com/content/dam/hmgroup/groupsite/documents/masterlanguage/CSR/reports/sustainability_reports/HM_group_GRI_Content_Index_2017_en.pdf

[19]https://about.hm.com/content/dam/hmgroup/groupsite/documents/masterlanguage/CSR/reports/2018_Sustainability_report/HM_Group_GRI_Index_2018.pdf

[20]https://hmgroup.com/content/dam/hmgroup/groupsite/documents/masterlanguage/CSR/reports/H%26M_2019_GRI%20index_Final.pdf

[21] https://www.inditex.com/documents/10279/563475/2017+Inditex+Annual+Report.pdf/f5bebfa4-edd2-ed6d-248a-8afb85c731d0

[22] https://www.inditex.com/documents/10279/619384/Inditex+Annual+Report+2018.pdf/25145dd4-74db-2355-03f3-a3b86bc980a7

[23] https://www.inditex.com/documents/10279/645708/2019+Inditex+Annual+Report.pdf/25aa68e3-d7b2-bc1d-3dab-571c0b4a0151

[24] Pablo Isla sets out Inditex's global sustainability commitments / Inditex. URL: https://www.inditex.com/en/article?articleId=630055&title=Pablo+Isla+sets+out+Inditex%27s+global+sustainability+commitments (дата обращения: 20.03.2021)

[25]Что масс-маркет готов делать ради экологии / Vogue. URL: https://www.vogue.ru/fashion/news/chto_mass_market_gotov_delat_radi_ekologii (дата обращения: 20.03.2021)

[26]Зеленая корпорация: 13 экологических инициатив H&M / ReCycle. URL: https://recyclemag.ru/article/zelenaja-korporatsija-hm (дата обращения: 20.03.2021)

[27] H&M представил коллекцию из апельсинового шелка и ананасовой кожи / Модная сеть. URL: https://fashionnet.ru/news/h-m-predstavil-kollektsiyu-iz-apelsinovogo-shelka-i-ananasovoj-kozhi/ (дата обращения: 20.03.2021)

[28] H&M запускает сервис аренды одежды / Retail.ru. URL: https://www.retail.ru/news/h-m-zapuskaet-servis-arendy-odezhdy-5-dekabrya-2019-188822/ (дата обращения: 20.03.2021)

[29] Что масс-маркет готов делать ради экологии / Vogue. URL: https://www.vogue.ru/fashion/news/chto_mass_market_gotov_delat_radi_ekologii (дата обращения: 20.03.2021)

[30]Fashion Industry Charter for Climate Action. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/Industry%20Charter%20%20Fashion%20and%20Climate%20Action%20-%2022102018.pdf (дата обращения: 20.03.2021)

[31] The Fashion Pact. URL: https://thefashionpact.org/wp-content/uploads/2020/10/038906e111abca13dce4c77d419e4f21.pdf (дата обращения: 20.03.2021)


Источники:

1. Баскаков В.А. Перспективные тренды развития fashion-индустрии // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – c. 801-812. – doi: 10.18334/rp.19.3.38843 .
2. Бекжигитов Е.Т., Джусупова Г.К., Юсупова Б.С. Вопрос об экологической ответственности предприятий на примере павлодарского нефтехимического завода // Гидрометеорология и экология. – 2020. – № 4(99). – c. 165-174.
3. Вець Т.В., Навольська Л.В., Пашкевич К.Л. Анализ понятия устойчивости и экологичности в современной индустрии моды // Теорія та практика дизайну. – 2017. – № 11. – c. 18-31.
4. Волкова Н.А., Волков Д.В. Экологический аспект применения технологий 3D печати в индустрии моды // Управление. – 2019. – № 2. – c. 16-20.
5. Восканян Р.О. Тенденции развития экологической ответственности компаний // Финансы и кредит. – 2019. – № 6(786). – c. 1454-1468. – doi: 10.24891/fc.25.6.1454 .
6. Габбасова А.А. История становления и развития индустрии моды на российском рынке // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2018. – № 17. – c. 34-40.
7. Гурина Ю.Э. Влияние индустрии моды на экологию планеты // Инновации в управлении социально-экономическими системами (ICIMSS-2020): Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 131-136.
8. Иванова Т.А., Заболотская Е.А. Факторы влияния индустрии моды на состояние экологии планеты // Всероссийский форум молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века»: сборник материалов конференции. Москва, 2017. – c. 75-77.
9. Кокорева Л.В. Индустрия моды в современной России и мире // Архитектон: известия вузов. – 2018. – № 4(64). – c. 32.
10. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Проблемы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-1(85). – c. 903-906.
11. Копытова Е.Д. Экологические аспекты социальной ответственности бизнеса: современное состояние и направления развития // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2017. – № 3(33). – c. 74-80.
12. Куренкова В.П. Направления развития розничных предприятий в современных экономических условиях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 1(76). – c. 105-114. – doi: 10.37493/2307-907X.2020.1.12 .
13. Куц Ю.А. Эко-маркетинг: гринвошинг как негативный фактор развития современной экономики или растущая опухоль современного рынка // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. – № 2(15). – c. 35-37.
14. Мишулина С.И., Матова Н.И. Особенности проявления социально-экологической ответственности бизнеса в отечественной индустрии туризма // Регион: Экономика и Социология. – 2020. – № 4(108). – c. 235-259. – doi: 10.15372/REG20200410 .
15. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг. / № 1. Статья в открытом архиве № 1 12.07.2018. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова., 11.
16. Попова Е.В., Стрих Н.И. Экологический аспект корпоративной социальной ответственности в бизнес-модели циркулярной экономики // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 12(125). – c. 267-269. – doi: 10.34925/EIP.2021.125.12.051 .
17. Притужалова О.А. Истинно экологический маркетинг и «псевдо-зеленый» маркетинг – гринвошинг // Экологический вестник России. – 2015. – № 5. – c. 39-43.
18. Сапожникова В.С. Трансформация понятия «экологичность» в индустрии моды // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2020. – № 3. – c. 1. – doi: 10.17805/trudy.2020.3.1 .
19. Скараник С.С. Экологическая ответственность в современной практике корпоративного управления российских компаний // Экономика строительства. – 2020. – № 2(75). – c. 15-23. – doi: 10.37279/2519-4453-2020-2-15-23 .
20. Смирнова Е.В. Гринвошинг // Безопасность в техносфере. – 2011. – № 5. – c. 31-35.
21. Соловьева В.А., Кишко В.А., Майорова А.Н. Нефинансовая отчетность и ее роль в деятельности торговых компаний // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 9(98). – c. 236-240.
22. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций // Проблемы социально-экономического развития регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. – c. 35-37.
23. Цуциева М.В., Гаглоева З.А. Индустрия моды – как отдельный сектор экономики // Бюллетень Владикавказского института управления. – 2017. – c. 223-233.
24. Чуприна Н.В. Принципы формирования и реализации модных тенденций в индустрии моды // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2018. – № 1(373). – c. 123-127.
25. Юшаева Р.С.Э., Кунтаева Х.М. Мода и экология // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы Региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2020. – c. 306-310.
26. Kornilova O., Karashchuk O. Socially responsible business in trade: further development in Ukraine and Russia // Problems and Perspectives in Management. – 2017. – № 3. – p. 445-452. – doi: 10.21511/ppm.15(3-2).2017.12 .
27. Platonova E., Asutay M., Dixon R., Mohammad S. The Impact of Corporate Social Responsibility Disclosure on Financial Performance: Evidence from the GCC Islamic Banking Sector // Journal of Business Ethics. – 2018. – p. 451-471. – doi: 10.1007/s10551-016-3229-0.

Страница обновлена: 07.04.2024 в 18:57:23