Современные направления корпоративной социальной ответственности

Дивина Т.В.1,2
1 Академия труда и социальных отношений
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Дивина Т.В. Современные направления корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 3. – С. 127-136. – doi: 10.18334/social.4.3.120613.

Аннотация:
В данной статье автором раскрыта особенность реализации компаниями инструментов корпоративной социальной ответственности в современных условиях. Эти мероприятия могут включать следующие основные составляющие: воздействие на окружающую среду, этическая ответственность, благотворительная деятельность и финансовая ответственность. Необходимо учитывать, что в процессе своей деятельности компании должны функционировать таким образом, чтобы улучшать общество и окружающую среду, и не оказывать на них негативное влияние. Современные направления корпоративной социальной ответственности включают в себя направления, которые отражают приверженность компании устойчивым и этическим методам ведения бизнеса. Охватывая эти области компании могут не только улучшить свою репутацию и ценность бренда, но и внести свой вклад в достижение положительных социальных и экологических инициатив.

Ключевые слова: компания, корпоративная социальная ответственность, экология, деятельность, стейкхолдеры

JEL-классификация: M14, Q57, L25

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях быстро меняющейся экономической и социальной современной среды, компании должны быть готовы к возможным изменениям и адаптироваться к новым условиям хозяйствования, чтобы оставаться конкурентоспособными. В таких условиях компании должны не только зарабатывать деньги, но и брать на себя ответственность за свои действия и внести свой вклад в решение этих проблем. [2]

Тема корпоративной социальной ответственности и экологии становится все более актуальной в современном мире. Сегодня компании сталкиваются с рядом вызовов, связанных с изменением климата, угрозой исчерпания природных ресурсов и растущими социальными проблемами.

В нашем современном мире вопрос экологии с каждым годом становится все значимее. Необходимость сохранения окружающей среды и экологического воспитания социума входит в повседневную жизнь людей. Во всех крупных бизнес индустриях компании стараются развивать инновационное экологическое производство, с целью сокращения негативного влияния на экологическое состояние природы.

В этой статье более подробно остановимся на экологической ответственности.

Корпоративная социальная ответственность - это концепция, которая предполагает, что компании должны не только зарабатывать деньги, но и учитывать воздействие на окружающую среду и решать возникающие социальные проблемы. Компании, которые принимают на себя такую ответственность, могут получать ряд преимуществ, таких как повышение лояльности клиентов, улучшение репутации и привлечение новых инвесторов.

Одной из важных составляющих корпоративной социальной ответственности является экологическая ответственность. Сегодня экологические проблемы стали одними из наиболее острых вызовов, с которыми сталкиваются компании.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время существует объективная необходимость внедрения различных экологических инноваций по переработки товарно-бытовых отходов и последующему вторичному использованию имеющихся ресурсов.

Мероприятия КСО с каждым годом становится все глобальнее и масштабнее, развиваясь во всех отраслях общества и становясь соединительным звеном между бизнес-индустрией и социумом.

Основные этапы развития корпоративной социальной ответственности изображены схематично на рисунке 1.

Рисунок 1 - Эволюция концепции КСО

«В настоящее время сущность и содержание корпоративной социальной ответственности достаточно широко обсуждается.» [1]

Выделяют два основных вида КСО: внутренняя и внешняя

Внутренняя корпоративная социальная ответственность. «В этом случае КСО подразумевает социальные инвестиции и мероприятия, которые направлены непосредственно внутрь компании и ориентированные в первую очередь на своих работников». [5]

Грамотное ведение внутренней КСО улучшает микроклимат в коллективе, развивает мотивация и лояльность сотрудников, а также налаживает взаимопонимание между работниками.

«Под внешней корпоративной социальной ответственностью принято считать социальные инвестиции и мероприятия, которые направлены во внешнюю, по отношению к компании, среду, с ориентацией на социум. В качестве наиболее важных внешних сторон принято считать: поставщиков; потребителей; местные сообщества; государство; общество в целом» [6].

В современных мировых теориях принято выделять четыре основных направления внешней системы корпоративно-социальной ответственности:

1. Ответственность перед потребителями – компании или организации несут ответственность за качество и производство своего продукта.

2. Охрана окружающей среды – каждая компания должна производить свой товар, не вредя окружающей среде. Возможно, организация общественный кампаний по поддержке экологии в округе.

3. Спонсорская и благотворительная деятельность – компании, вместе со своими партнерами, могут организовывать различные фонды, которые направлены на защиту или поддержку социума.

4. Организация взаимодействия с местными властями и местным сообществом – предприятия могут организовывать кампании КСО, сотрудничая при этом с различными государственными органами.

«В последнее время акценты ESG – повестки несколько изменились в сторону поддержки бизнеса, людей, местных сообществ в среднесрочной перспективе, но однако все управленческие решения необходимо направить на стратегические задачи и ориентиры сохранения планеты, роста благосостояния народов, снижения уровня бедности, индустриального и технологического развития производства». [7]

В современном понимании концепции ведения бизнеса можно выделить три основные теории КСО, которые схематично представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Основные концепции КСО

Теория корпоративного эгоизма основана на том, что основной целью корпорации должно быть максимизация прибыли для ее акционеров, собственников, инвесторов и других стейкхолдеров. Эту теорию связывают с экономистом Милтоном Фридманом, который предполагает, что предприятия несут ответственность перед своими заинтересованными сторонами, но эта ответственность в первую очередь сосредоточена на финансовой прибыли. По сути, единственной целью корпорации является создание богатства для тех, кто вложил в нее деньги.

Вторая теория называется теорией корпоративного альтруизма, подразумевает то, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы и влияние для общего блага, а не исключительно на благо акционеров. Отдавая приоритет благополучию всех заинтересованных сторон, компании могут создавать устойчивую ценность и способствовать общему благосостоянию общества.

С практической точки зрения теория корпоративного альтруизма предполагает, что предприятия могут достичь долгосрочного успеха и прибыльности, согласовав свои интересы с интересами общества. Инвестируя в благополучие сотрудников, например, в справедливую заработную плату, льготы и возможности карьерного роста, компании могут улучшить моральный дух, производительность и лояльность сотрудников.

Теория разумного эгоизма учитывает более широкие интересы компании и ее заинтересованных сторон, признавая, что долгосрочный успех и процветание переплетаются с благополучием общества и окружающей среды.

Одним из ключевых аспектов социальной ответственности с точки зрения разумного эгоизма является признание того, что успех компании зависит от здоровья и стабильности сообществ, в которых она работает. Инвестируя в инициативы по развитию сообщества, поддерживая местные благотворительные организации и участвуя в благотворительной деятельности, компании могут способствовать развитию доброй воли и позитивных отношений с заинтересованными сторонами, что может привести к ощутимым бизнес-преимуществам, таким как повышение лояльности клиентов и повышение ценности бренда.

В настоящее время российские компании успешно реализовывают мероприятия корпоративной социальной ответственности.

«МТС также является примером успешной реализации CSR в области социальной ответственности по отношению к клиентам и окружающей среде. Компания инвестирует в развитие технологий, улучшение качества своих услуг и защиту окружающей среды» [5].

Российские железные дороги (РЖД) инвестируют в снижение своего углеродного следа, утилизацию отходов и поддержку местных сообществ. В 2020 году РЖД запустили программу "Зеленые перевозки", которая помогает снизить количество выбросов вредных веществ и защитить окружающую среду.

X5 Retail Group является крупнейшей розничной компании в России, инвестирует в качество своих продуктов, устойчивость их производства и поддержку местных сообществ. X5 Retail Group запустила программу "Социальный фонд", которая помогает снизить уровень бедности и поддерживать местные сообщества.

С каждым годом вопрос экологии становится все более важным в различных бизнес сферах. Компании, опираясь на политику внешней и внутренней КСО, могут выстраивать стратегии развития экологических систем. Спортивная индустрия не является исключением, и многие компании начинают использовать "зеленый маркетинг" (Green-Marketing) для продвижения своих продуктов и услуг. [4]

Система корпоративной социальной ответственности также широко используется в спортивной индустрии. Помимо постоянных увеличений объемов оборота денежных средств в спортивной сфере, что свидетельствует о стремительном росте всей отрасли, вопрос экологии также начинает все больше становится частью спорта. [3]

В качестве примера возьмем футбольный клуб английской премьер-лиги FC «LIVERPOOL», его социальные инвестиции и мероприятия, которые базируются на двух видах КСО. Помимо разовых посещений детских поликлиник, детдомов и прочих социально значимых организаций, “Ливерпуль” разворачивает еще более крупную внешнюю кампанию КСО. Они организовали четыре различных проекта с абсолютно разной целевой аудиторией:

· «Truth 4 Youth» – проект, направленный на молодежь (Правда для молодежи). Программа проводится в образовательных учреждениях города для всех учащихся.

· «Action 4 Health» - проект, направленный на образовательную работу с населением в области здравоохранения (Действие для здоровья). Клуб проводит диспансеризацию и оказывает консультационные услуги.

· «Tactics 4 Families» – проект, направленный на демонстрацию футбольных качеств, которые также очень важны в поддержании здоровых отношений в семье (Тактики для семей).

· «Respect 4 All» – проект, нацеленный на людей с ограниченными возможностями. Клуб организовывает на базе своей инфраструктуры команды разных возрастов, полов, национальностей, которые раз месяц участвуют в организованном турнире (Уважение ко всем).

Стоит отметить, что руководство старается закладывать в каждую программу жизненные сходства с футболом, чтобы сближать население с клубом.

В Российской Федерации только зарождаются подобные программы и подобные программы реализуются локально или в разовом проекте. В нашей стране отсутствует фундамент, на котором можно было бы продолжать развивать направление экологии в спорте.

Разработка концепции экологического направления в спортивной индустрии подразумевает под собой стратегию роста и программы диверсификации спортивной индустрии.

Основные цели экологической системы в спортивной индустрии Российской Федерации заключаются в просвещении спортивного сообщества на тему важности охраны окружающей среды, сокращении отходов на спортивно-массовых мероприятиях и повышении лояльности спортивного сообщества к профессиональным лигам как к брендам.

В целях общего развития спорта и физической культуры были собраны рекомендации по разработке единой экологической системы для спортивной индустрии Российской Федерации, благодаря которой каждая профессиональная спортивная лига могла бы диверсифицировать свое направление с целью привлечения большего количества бизнес-партнеров и повышения лояльности всего спортивного сообщества.

Разработка новой экологической концепции «Зеленый спорт» подразумевает под собой маркетинговую стратегию роста и диверсификации профессиональных спортивных лиг. Базирование нового проекта основано на самых популярны видах спорта в Российской Федерации: хоккей; футбол; баскетбол.

Миссия диверсификационной экологической системы в спортивной индустрии Российской Федерации заключается в минимизации негативного влияния на окружающую среду и популяризацию экологического движения во всем спортивном сообществе России.

Основные цели экологической системы в спортивной индустрии Российской Федерации:

· Просвещение спортивного сообщества на тему важности охраны окружающей среды;

· Сокращение отходов на спортивно-массовых мероприятиях;

· Повышение лояльности спортивного сообщества к профессиональным лигам как к брендам.

Можно выделить следующие основные задачи новой экологической системы в спортивной индустрии Российской Федерации:

· Применение экологических технологий в проектировании спортивных сооружений;

· Мониторинг воздействия спортивных сооружений на окружающую среду;

· Интеграция раздельного сбора мусора во все спортивно-массовые мероприятия;

· Повторное использование переработанных товарно-бытовых отходов;

· Формирование информационной платформы.

Проект «Зеленый Спорт» будет соответствовать современным трендам развития концепции ESG.

Модель интеграции проекта «Зеленый Спорт» в спортивную индустрию можно представить в виде схемы, которая приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Модель интеграции проекта «Зеленый Спорт» в спортивную индустрию

Источник: Разработано автором

Диверсификационный проект «Зеленый Спорт», исходя из последних тенденций развития ESG направления, будет обозначать методы внедрения экологических технологий и экологических маркетинговых проектов в профессиональные спортивные лиги Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что КСО имеет очень большое значение в современном мире, она охватывает все отрасли бизнеса, в том числе и спортивную индустрию. Компании, которые принимают на себя такую ответственность, могут получать ряд преимуществ, а использование зеленого маркетинга может помочь им продвигать экологически чистые продукты и услуги.

В последние годы, компании придерживаются более целостного подхода к корпоративной ответственности, стараются учитывать интересы всех заинтересованных сторон и активно интегрируют принципы КСО в свою деятельность, внедряют устойчивые методы ведения бизнеса, поддерживают социальные инициативы и взаимодействуют с местными сообществами.

При грамотном инвестировании в систему корпоративной социальной ответственности компания может улучшить свои бизнес-показатели, укрепить свою репутацию и повысить лояльность клиентов.


Источники:

1. Новак М.А., Кисова А.Е., Шаховских Э.О. Корпоративное социальное инвестирование: сравнение социального инвестирования на примере металлургических предприятий // Инновационная экономика и право. – 2021. – № 4(19). – c. 8-17. – doi: 10.53015/2782-263X_2021_4_8.
2. Туктарова Р.И., Дивина Т.В. Цифровая трансформация как приоритетное направление развития сферы услуг // Вестник ОрелГИЭТ. – 2022. – № 2(60). – c. 20-26. – doi: 10.36683/2076-5347-2022-2-60-20-26.
3. Дивина Т.В., Малоземов В.В. Интеграция инструментов экомаркетинга и социальной ответственности в деятельность спортивных организаций // Влияние пандемии и ценностей цифрового трансгуманизма на перспективы развития сферы услуг: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2022. – c. 236-239.
4. Дивина Т.В., Малоземов В.В. Интеграция маркетинговой концепции «green-marketing» в спортивные индустрии // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 2. – c. 87-100. – doi: 10.18334/sport.3.2.119732.
5. Нуриева Ю.В. Корпоративная социальная ответственность // Научные исследования молодых учёных: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Том Часть 4. Пенза, 2020. – c. 154-157.
6. Виды корпоративной социальной ответственности. Spravochnick.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/menedzhment_organizacii/korporativnaya_socialnaya_otvetstvennost_kompanii/vidy_korporativnoy_socialnoy_otvetstvennosti (дата обращения: 15.07.2023).
7. Замышляева Е.Л., Парушина Н.В. Многокритериальным подход к анализу эффективности деятельности субъектов бизнеса в ESG -повестке // Научный результат. Экономические исследования. – 2023. – № 3. – c. 107-119. – doi: 10.18413/2409-1634-2023-9-3-1-0.

Страница обновлена: 25.04.2024 в 09:38:06