Социальная ответственность бизнеса: внедрение и воздействие на управление компанией

Удальцова Н.Л.1, Щербинина П.Л.1
1 Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Удальцова Н.Л., Щербинина П.Л. Социальная ответственность бизнеса: внедрение и воздействие на управление компанией // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 265-280. – doi: 10.18334/lim.11.1.120325.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63891783

Аннотация:
В статье рассматривается понятие «социальная ответственность бизнеса» на примере компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Авторы обращают внимание на спорный вопрос о необходимости внедрения данной практики в тот или иной бизнес, а также оценивают возможность предприятия выйти на высокий уровень прибыли, соблюдая при этом все нормы, подразумеваемые социальной ответственностью. В статье проводится анализ изменений в корпоративной культуре и стратегическом планировании компании, а также анализ возможных трудностей, связанных с внедрением и поддержкой социальных и экологических инициатив. Кроме того, в статье освещаются мировые тренды и передовые практики в области социальной ответственности бизнеса. В заключение выделяются возможные предложения по оптимизации внедрения социальной ответственности в политику компании.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, стратегическое планирование, корпоративная культура, морально-этическая ответственность, экологическая ответственность, Цели Устойчивого Развития ООН, экономическая ответственность, имидж компании, экономические выгоды, социальные программы

JEL-классификация: M14, Q56, Q57

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Понятие «социальная ответственность бизнеса» является довольно молодым. Не так давно оно сформировало себя в результате следующих событий ХХ века: стремительное развитие науки и технологий, используемых в производстве, спровоцировало неминуемое нанесение вреда окружающей среде, человечеству в целом. Именно в тот временной отрезок вопрос о минимизации и предотвращении вредных последствий, наносимых природе в связи с работой фабрик и заводов, был наиболее актуален. В различные периоды существования нашей цивилизации понятие «социальная ответственность бизнеса» определялось характерными этому времени чертами. Так, например, М. Фридман определял социальную ответственность бизнеса (далее – СОБ) следующим образом: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры» [1]. Это понятие непрерывно претерпевало изменения и уже в наше время значительно расширилось, включив в себя основы гуманизма и принципы экологического сознания. На данный момент компанию, полностью отказывающуюся от политики социальной ответственности, можно встретить лишь в редких случаях, а чаще всего невозможно. Стремление минимизировать

вредные выбросы в атмосферу, бережное отношение к природе, забота о потребителях и работниках – факторы, без которых любому современному предприятию будет трудно привлекать инвестиции, поддерживать широкую клиентскую базу и сохранять имидж.

Литературный обзор. Вопрос «социальной ответственности бизнеса» активно рассматривается отечественными учеными, докторами социальных наук, профессорами ведущих университетов. Так, например, Виттенберг Е.Я. [c. 74–94, 2015] (Wittenberg Evgeniy Yakovlevich, 2015, c. 74–94) в своей научной работе исследует понятие СОБ и вопросы ее теории применительно к Российской Федерации. Евгений Яковлевич рассматривает концепцию СОБ, начиная свое исследование со времен СССР. Он подчеркивает, что социальная ответственность в тот исторический период полностью лежала на государстве, в то время как сейчас она получает все большую популярность среди предпринимателей.

О. А. Никифорова и Д. О. Митрофанова [c. 214–228, 2017] (O. A. Nikiforova, D. O. Mitrofanova, 2017, c. 214–228) в своей статье рассматривают концепции социальной ответственности бизнеса. Авторы отмечают, что на данный момент существуют всего 3 концепции и третья, называемая «концепцией разумного эгоизма», оказывается наиболее взвешенной, разумной и полезной для человечества.

Паштова Л.Г. и Комельков М.В. [c.895–911, 2017] (Pashtova L.G., Komelkov M.V., 2017, с. 895–911) в своей работе исследуют мировые тенденции и отечественные особенности социальной ответственности бизнеса. Так же, авторы обращают внимание на то, как внедрение СОБ влияет на получение компанией экономических выгод. Кроме того, они предоставляют материал не только с теоретической, но и с практической точки зрения, приводя к своему исследованию реальные показатели таких отечественных компаний, как «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «ВТБ» и других.

Эти работы предоставили авторам статьи возможность исследовать вопрос как можно глубже и убедиться в том, что исследований, охватывающих общетеоретическую сторону вопроса, новейшие тенденции рынка, влияние внедрения СОБ на корпоративную культуру компании, стратегическое планирование и зависимость прибыли от социальной политики практически нет. Эти факты доказали авторам настоящей статьи необходимость их исследования.

Цель исследования состоит в анализе влияния принципов СОБ на процессы, происходящие внутри компании, выявлении возможных выгод и трудностей в связи с внедрением данной политики и предложении способов ее совершенствования.

Научная новизна работы состоит в том, что исследование фокусируется не только на вопросе необходимости внедрения СОБ, но также анализирует взаимосвязь между высокой прибылью и социальной ответственностью. Подробный анализ изменений в компаниях, происходящих в связи внедрением политики социальной ответственности в деятельность предприятия, придают работе новаторский характер.

Основная часть

Понятие «социальная ответственность бизнеса» с течением времени приобретало все более широкие значения и непрерывно изменялось. Так, например, некогда в основе понятия СОБ лежало следующее утверждение: если организация исправно выплачивает налоги и зарплаты сотрудникам, производит качественный продукт, признанный потребителями, то она может считаться социально ответственной. [2] Сейчас же данное понятие несколько изменилось и, кроме уже сказанного выше, стало включать в себя необходимость заботиться об окружающей среде, работниках компании и потребителях, предоставляя им качественные товары, неспособные нанести вред их здоровью. Эта ответственность стала содержать в себе добровольные вклады организаций в развитие общества, осуществление различных социальных программ: поддержку детей–сирот, заботу о пенсионерах и другое. Желание и возможность компании способствовать благополучию общества, поддерживать его на территории страны, в котором она находится, и непременно предпринимать требующиеся для этого действия, сейчас можно назвать социальной ответственностью бизнеса.

Необходимость внедрения социальной ответственности в политику компании очевидна. Конечно, необходимость этого внедрения может основываться на разных причинах и преследоваться совершенно противоположными мотивами. Одним из таких мотивов можно назвать следующее: реализация политики СОБ позволяет компании поддерживать свой имидж на рынке. В наши дни общественные движения по охране окружающей среды, защите животных, детей и других социальных групп являются настолько популярными, что нередко компании позиционируют себя социально ответственными и распространяют о себе такую информацию, преследуя свои корыстные цели. В связи с популярностью экологии и всех тех постулатов, которые лежат в основе социальной ответственности бизнеса, потенциальные инвесторы считают вклад своих денежных средств и других активов в компании, осуществляющие прогрессивную социальную политику, весьма выгодным. Другой причиной внедрения СОБ в деятельность компании можно назвать активную гражданскую позицию человека, принимающего это решение. Стоит отметить, что неравнодушие к происходящим вокруг индивида процессам еще не является такой позицией. Так же, как мысль не может считаться деянием, желание поддерживать благополучие общества без подкрепления реальными действиями не может называться активной гражданской позицией. Из этого можно сделать следующий вывод: во главе компаний, осуществляющих прогрессивную социальную политику, стоят сознательные граждане, трудящиеся на благо своей страны. Это значит, что феномен «социальной ответственности бизнеса» не только защищает природу, окружающую среду, но и способствует развитию человеческого капитала, совершенствованию самосознания отдельных людей и общественного сознания, принадлежащего массам.

Совмещение получения компанией высокой прибыли и активной реализации социальных программ возможно. Более того, эксперты крупнейшего в Российской Федерации медиахолдинга «РосБизнесКонсалтинг» уверены в том, что «если общественно значимый проект не играет по коммерческим правилам – он обречен». [3] Социальные проекты, как уже было сказано выше, реализуются:

1. Из-за потенциальных экономических выгод,

2. Реже, но тоже возможно, вследствие альтруистических убеждений.

Сейчас же речь идет исключительно о потенциальных экономических выгодах. Следует сказать, что та или иная компания, принимающая решение о внедрении в свою деятельность политики социальной ответственности, уже является крупным рыночным игроком, оперирующим достаточными активами для того, чтобы безубыточно, а чаще всего ожидая значительный приток прибыли, осуществлять реализацию социальных программ. Компания, не имеющая внушительного капитала и других активов, не может позволить себе дополнить статью своих расходов тратами на социальные программы. Реализация таких программ не только не привлекла бы финансовые потоки в подобные компании, но и ухудшила бы их положение на рынке, истощив денежные запасы. Из этого можно заключить следующее: социальные программы выгодны только крупному бизнесу. Они не только не вредят положению крупных компаний, но

и способствуют увеличению их капитала посредством привлечения инвестиций. [4] Внедрение политики социальной ответственности в деятельность компании представляет собой трудный процесс. Это обусловлено тем, что понятие этой ответственности включает в себя множество аспектов, ответвлений, и все они должны быть воплощены с помощью реальных действий. Так, например, социальная ответственность бизнеса включает в себя:

1. Экономическую ответственность компании: своевременная выдача заработанных плат сотрудникам, уплата налогов в полном объеме, обеспечение стабильного развития компании;

2. Социальную ответственность: построение корпоративной культуры компании на основе гуманизма, соблюдение в процессе работы прав и свобод человека, борьба против дискриминации работников по тому или иному признаку, выпуск безопасных для здоровья потребителя товаров;

3. Экологическую ответственность: рациональное использование ресурсов с целью сохранить их в природе, применение передовых технологий, позволяющих минимизировать вредные выбросы в окружающую среду вследствие производства того или иного товара, восстановление утраченных природных объектов и компенсация уже нанесенного природе вреда посредством различных экологических акций;

4. Морально–этическую ответственность: борьба против коррупции, ведение бизнеса согласно общепринятым морально–этическим нормам, осуществление своей деятельности только в условии честной конкурентной борьбы, отказ от демпинга, рейдерства, «черного» пиара, недобросовестных рекламных кампаний;

5. Ответственность перед будущими поколениями: обязанность компаний оставить после себя благоприятную экономическую среду, устойчиво развивающуюся страну, сохранить духовную и материальную культуру [5].

Именно вследствие наличия внушительно количества аспектов, требующих соблюдения, процесс внедрения СОБ непрост. Для того чтобы компания могла считаться на рынке в полной мере социально ответственной, каждое принятое ею решение и предпринятое действие должны соответствовать вышеперечисленным принципам. Но на практике существуют определенные уровни социально ответственных компаний. [6] Так, например, первый уровень социальной ответственности отводится компаниям, осуществляющим социальную политику только внутри корпорации и несущим экономическую ответственность. Второй уровень занимают компании, дополняющие социальную ответственность предыдущих тем, что осуществляют программы помощи людям, находящимся за пределами компании и к ней не относящимся: детям–сиротам, пенсионерам и другим социальным группам. Необходимо отметить, что такие компании реализуют социальную политику в надежде получить экономические выгоды. И, наконец, на третьем уровне находятся компании, включающие в себя все аспекты и ответвления социальной ответственности бизнеса и реализующие ее вследствие своих альтруистических убеждений. Именно руководители подобных компаний обычно обладают активной гражданской позицией и способствуют процветанию страны, в которой осуществляют свою деятельность.

Анализируя ситуацию в России, можно заметить, что социальная ответственность в нашей стране носит следующий характер: отечественные компании, соблюдающие политику СОБ, обычно включают в это понятие только экономическую и социальную ответственность. [7] Все большую популярность приобретает и экологическая ответственность, но на данном этапе она еще не является ведущей. Но, несмотря на это, социальная ответственность бизнеса в России имеет большой потенциал. С развитием экономики, промышленности, наукоемких отраслей производства в нашей стране наблюдаются и изменения в человеческом капитале. Сознание индивида непрерывно, в течение всей его жизни изменяется под воздействием тех или иных факторов. Наши граждане, особенно новое поколение и люди новой формации, уже по–иному смотрят на мир. Они развивают в себе экологическое сознание, в большинстве случаев следуют морально–этическим принципам, борются за свои права, что порождает свободу, а свобода порождает ответственность, как познанную необходимость. Кроме того, социальная ответственность является для наших граждан естественным и единственно возможным условием для существования в благоприятной среде. Это объясняется нашей историей, духовной культурой, верой и нашим менталитетом. [8] Ценности, на которых вырос каждый русский человек, заключают в себе следующее: добро, бескорыстность, забота о ближнем, честь и достоинство, готовность прийти на помощь, даже пожертвовать собой во имя другого. Кому, как не нам, воспитанным на этих ценностях, развивать социальную ответственность?

Вследствие внедрения в деятельность компании политики социальной ответственности в ее стратегическом планировании происходят необратимые изменения. Следует начать с того, что компания, внедрив СОБ, пересматривает свои ценности и свою миссию, адаптируя их к принципам социальной ответственности. Кроме того, компания начинает стремиться не только к получению прибыли, но и к перспективе произвести общественно полезный продукт, поэтому старается учитывать интересы стейкхоледров, клиентов, сотрудников и инвесторов. Немаловажным процессом, следующим за внедрением в деятельность компании политики социальной ответственности, можно назвать создание этических кодексов и механизмов контроля их соблюдения. Приняв решение быть социально ответственным, бизнес обязан следовать этическим и моральным принципам и осуществлять свою деятельность согласно им. Так же, компании после внедрения СОБ обращают все большее внимание на снижение негативного воздействия своего производства на окружающую среду, экологию в целом. Они реализуют программы по утилизации отходов, снижению выбросов и компенсации уже нанесенного природе вреда. Последним аспектом, который следует указать, является прозрачность ведения бизнеса и строгая отчетность. Социальная ответственность зиждется, прежде всего, на таких постулатах, как честность и открытость. Тот или иной бизнес, следующий данной политике, осознает свои обязанности перед потребителем и представляет ему отчеты с правдивыми финансовыми показателями, социальными и экологическими результатами.

Но изменения происходят не только в стратегическом планировании. Очевидно, что социальная ответственность бизнеса – это особая культура, внедрение которой влечет за собой изменение корпоративной культуры компании как таковой. Ценности таких компаний изменяются, результатом чего становится адаптация сотрудников к новой реальности. Руководители таких компаний активно поддерживают и популяризируют принципы социальной ответственности среди подчиненных, что влияет на повышение уровня их осведомленности о социальных, экономических, демографических и других общественно значимых проблемах и формирует в офисе социальное сознание. Образ компании так же неоспоримо изменяется. Компания развивает себя как ответственный бизнес, что повышает ее репутацию на рынке и способствует привлечению высококвалифицированных сотрудников.

Все эти изменения происходят в связи с внедрением в деятельность компании политики социальной ответственности. Но перед тем, как окончательно внедрить ее в компанию и начать наблюдать изменения, руководители, принявшие такое решение, неминуемо сталкиваются с некоторыми трудностями на пути к своей цели. Первой трудностью, которую следует указать, является сложность измерения эффективности. Дело в том, что на данный момент показателей, позволяющих оценить успешность реализации социальных, экологических и других программ, не существует. Компании, оценивая свою эффективность в данной сфере, сравнивают свои показатели с тем, что имеют конкуренты, и проводят «сравнительный анализ», что является относительной оценкой. Этот факт может выступить причиной неуверенности руководителя компании в полезности и необходимости внедрения СОБ. Структура бизнеса после внедрения СОБ так же изменяется. Для компаний, применяющих устаревшие модели управления, это может стать вызовом и препятствием на пути к цели. Кроме того, компания может столкнуться со сложностью в координации тех или иных вопросов и в осуществлении процессов взаимодействия. Реализация политики СОБ требует взаимодействия всех функциональных подразделений, их совместной работы. Сотрудники разных подразделений должны быть осведомлены о деятельности своих коллег, а некоторые принимаемые решения должны обсуждаться работниками различных департаментов сообща. Кроме того, взаимодействие менеджеров всевозможных уровней крайне необходимо. Именно они координируют деятельность и имеют возможность влиять на происходящие процессы с целью реализовать программы социальной ответственности наиболее эффективно. Все это может стать препятствием и непреодолимой трудностью для крупных компаний с неэффективной коммуникацией. И последними помехами на пути к внедрению СОБ в деятельность компании, которые следует указать, могут выступить разнообразие культур и законодательные особенности. Эти трудности присущи компаниям, работающим на глобальном, международном рынке. [9]

Мировые тренды социальной ответственности бизнеса основываются на Целях Устойчивого Развития ООН (далее – ЦУР). На данный момент существуют 17 целей, утвержденных Организацией Объединенных Наций и признанных повсеместно. Они включают в себя следующее:

1. Ликвидация нищеты

2. Ликвидация голода

3. Хорошее здоровье и благополучие

4. Качественное образование

5. Гендерное равенство

6. Чистая вода и санитария

7. Недорогостоящая и чистая энергия

8. Достойная работа и экономический рост

9. Индустриализация, инновации и инфраструктура

10. Уменьшение неравенства

11. Устойчивые города и населенные пункты

12. Ответственное потребление и производство

13. Борьба с изменением климата

14. Сохранение морских экосистем

15. Сохранение экосистем суши

16. Мир, правосудие и эффективные институты

17. Партнерство в интересах устойчивого развития

Данные цели направлены на улучшение благосостояния каждой страны и защиту нашей планеты. Стремление достичь всех вышеуказанных целей является основным мировым трендом в области социальной ответственности бизнеса [10].

Передовые практики в реализации программ СОБ авторы рассматривают на примере отечественных компаний. Предприятия, функционирующие на территории нашей страны, поддерживают политику социальной ответственности бизнеса. Так, например, СберБанк осуществляет активную деятельность в этой сфере. Как было отмечено выше, «социальная ответственность» заключает в себе несколько компонентов. Чтобы бизнес был вправе считаться социально ответственным в полной мере, он должен брать во внимание экономическую, социальную, экологическую, морально-этическую ответственность, а так же ответственность перед будущими поколениями. Проанализировав деятельность СберБанка в области социальной политики, авторы пришли к следующему выводу: данная компания может всецело считаться социально ответственной. Сбер выполняет обязательства, предполагаемые экономической ответственностью, во всем объеме. Согласно Целям Устойчивого Развития ООН, Сбер интегрирует в деятельность своей компании ЦУР 8, которая звучит как «Достойная работа и экономический рост». Этот принцип социальной ответственности бизнеса предполагает создание возможностей для трудоустройства, поддержание комфортных условий труда для работников, своевременные выплаты заработанных плат и содействие экономическому развитию и процветанию клиентов. Все это СберБанк добросовестно выполняет. Социальную сферу Сбер так же не оставляет без внимания. Компания создала специальную платформу под названием «Сберегаем вместе». Там публикуются статьи, в которых объясняется, как грамотно управлять личными финансами, продвигаться по карьерной лестнице и быть востребованным специалистом. Сбер популяризирует знания о финансовой грамотности среди населения, проводит акции, тренинги и обучения, связанные с этим вопросом. Кроме того, данная платформа так же освещает темы взаимоотношений в семье, здорового образа жизни и ментального равновесия. Компания заботится о своих потенциальных клиентах и способствует поддержанию благополучия в обществе. Немаловажным фактом является следующее: социальные проекты СберБанка признаются лучшими в нашей стране, начиная с 2019 года. Проект «Особенный банк» за 4 года своего существования поспособствовал увеличению степени доступности онлайн- и офлайн-каналов банка для людей с ограниченными возможностями. Проект «Социальный счет» позволил создать специальный счет для зачисления социальной помощи определенным слоям населения. Для того чтобы получить помощь, пользователю не нужно посещать ни отделения банка, ни социальные службы. Достаточно пройти регистрацию онлайн, подтвердить свое право на получение помощи, а после можно тратить полученные средства на товары, входящие в перечень социально необходимых. Экологической сфере Сбер так же уделяет большое внимание. На платформе «Сберегаем вместе» компания публикует статьи, рассматривающие природные явления, вопросы климатических изменений и их причин, важность сохранения дикой природы в первозданном виде и экономичного использования ресурсов. Сбер финансирует проекты, предполагающие переход к низко углеродной экономике и участвует в разработке отечественной системы управления климатическими рисками. Морально-этическую ответственность Сбер несет всецело. Компания строго соблюдает требования Российского законодательства, придерживается высоких стандартов корпоративной этики и делового управления, а так же противодействует совершению финансовых преступлений. Следует отметить, что ответственность перед будущими поколениями имеет большое значение для корпоративной культуры компании. Сбер создал специальный фонд и соответствующую платформу под названием «Вклад в будущее», где рассказывается о направлениях его деятельности. Фонд предлагает пользователям три направления развития: современное образование, программы которого создают возможности и условия для развития личностного потенциала и приобретения необходимых в XXI веке профессиональных навыков; инклюзивная среда, где реализуются программы по поддержке детей-сирот и детей с особенностями развития, помогающие им приобрести навыки для самостоятельной и достойной жизни; конкурсы. Конкурсы посвящены разнообразным темам и доступны каждому вне зависимости от места проживания, личных особенностей, возраста и профессии. Немаловажным является следующий факт: проекты фонда «Вклад в будущее» являются совершенно разнообразными. Они включают в себя исследовательские консорциумы, программы, позволяющие участникам улучшить свои цифровые навыки, образовательные акции, инклюзивные музеи и программы, направленные на повышение уровня финансовой грамотности участников. Мероприятия Сбера в области образования имеют большую величину. Компания реализует такие проекты, как «Начни карьеру играючи». Его цель заключается в расширении знаний участников и предоставлении помощи в выборе будущей профессии. Проект создает возможность прохождения оплачиваемой стажировки Sberseasons в областях digital, финансы и бизнес. Следующая инициатива, Акселератор SberStudent, предназначена для студентов любого уровня: бакалавров, магистров, аспирантов и так далее. Его целью является обучение участников основам предпринимательства и поддержка в создании собственных бизнесов. Так же, СберБанк реализует такие программы, как «Память поколений» ˗ помощь ветеранам военных действий; «Созидание» ˗ предоставление поддержки детям и пенсионерам, которые находятся под опекой социальных организаций. Кроме того, компания оказывает содействие научным исследованиям в области детской гематологии, онкологии и иммунологии, а также стремится помогать больным подобными заболеваниями. Интересным является следующий факт: Сбер создал благотворительную платформу СберВместе. На ней представлено 230 фондов. Сбер внимательно подошел к выбору фондов и проверил их на возможность мошенничества. Вследствие проверки Сбер установил, что каждый фонд гарантирует: все собранные денежные средства дойдут до тех, кто в них нуждается. При содействии этого фонда, в 2022 году удалось собрать 190,7 миллионов рублей в виде взносов частных лиц и организаций. Кроме того, Сбер поддерживает развитие науки, ежегодно выделяя на ее процветание значительные средства. Согласно отчету предприятия о реализации социальной ответственности за 2022 год, в данном году на науку было выделено 83 миллиона рублей из доходов компании. Программа «СберегаемВместе» пользуется большой популярностью. За 2022 год в ее рамках было проведено более 230 мероприятий, в которых поучаствовали более 45 тысяч сотрудников предприятия. Волонтерские движения компании в данный год приняли в свои ряды еще 20 тысяч человек. Таким образом, авторы заключают: СберБанк всецело является социально ответственной компанией. Он реализует программы и проекты, способствующие общественному прогрессу, повышению индекса человеческого развития граждан нашей страны, формированию экологического сознания и другому. [11]

Компания «Nestle» не является отечественной, но осуществляет свою деятельность на территории нашей страны с 1995 года и все это время ведет активную социальную политику, поддерживающую благоприятную атмосферу в российском обществе. Социальные программы компании так же подразделяются на определенные сферы: экономические, экологические и другие. Nestle стремится вести прогрессивную социальную политику во всех вышеуказанных сферах вследствие чего реализует множество программ, на них направленных. Так, например, действия компании в социальной сфере подразумевают следующее: предприятие стремится предложить потребителям более вкусные и полезные продукты питания. Nestle представляет на рынок продукты с высокой пищевой ценностью, а так же сокращает содержание сахара, соли и насыщенных жиров в их составе. Кроме того, Nestle мотивирует потребителей к ведению здорового образа жизни. 98,3% продуктов компании на своих упаковках содержат «Компас правильного питания Nestlé».Так же, компания предоставляет всестороннюю информацию о пищевой ценности продуктов и указывает оптимальный размер порций, предупреждающий возможность переедания. Экономическую ответственность предприятие несет в полном объеме. Компания не только выполняет все обязательства перед сотрудниками, но и стремится поддерживать стабильность экономики нашей страны и индустрии, в которой она работает. Стоит отметить, что Nestle направляет средства на помощь фермерам в создании более стабильных предприятий. В 2020 году при содействии Nestle базовое обучение прошли 355 тысяч фермеров. Сверх того, более 39 тысяч фермеров получили поддержку по развитию своих хозяйств в рамках программы «Agripreneurship». Морально-этическая ответственность так же соблюдается компанией. Предприятие считает деловую этику и соответствие требованиям законодательства фундаментальными условиями для создания его ценностей. В компании соблюдаются и защищаются права и свободы работника, а так же существуют эффективные механизмы рассмотрения жалоб и корректировки действий. C 2021 года в «Nestle» действует единый глобальный канал «Speak Up». Он был создан для сообщений о возможных нарушениях этических принципов и требований законодательства. В 2020 году через данный канал было получено 2 228 сообщений о нарушениях. Из них 533 случая были утверждены, и в отношении причастных лиц были предприняты меры. Кроме того, предприятие осуществляет заботу о будущих поколениях посредством создания неравнодушного и осознанного общества, в котором эти поколения будут жить. Многие сотрудники Nestle вовлечены в волонтерские движения. Они занимаются поиском домов для бездомных животных, поддерживают пенсионеров, участвуют в программе «Добрые крышечки», очищают берега водоемов от мусора. Волонтерский проект компании «Дар позитива» признан лучшим социальным проектом России. Он осуществляется с 2013 года, и его целью является помощь людям, проживающим в домах престарелых Ростовской области. Ответственность перед экологией компания ощущает в полной мере. Всевозможными способами Nestle стремится сокращать свое воздействие на окружающую среду. За последние 10 лет компания на 32% сократила прямой водозабор на тонну продукции по всему миру. К 2020 году на фабриках, функционирующих в России, использование воды снизилось на 58% по сравнению с 2010 годом. Кроме того, за данный год удалось сэкономить 46 тыс. м3 воды. Одним из наиболее важных достижений компании в данной сфере является проект использования сточных вод для питания систем охлаждения на производстве, запущенный в 2019 году. Рециркуляция таких вод дает возможность сократить использование питьевой воды в производстве на 80 тыс. м3 ежегодно. Кроме того, предприятие ставит своей целью снижение своего воздействия на климат. Для этого оно стремится поддерживать фермеров в развитии восстановительного хозяйства и увеличивает количество углеродно-нейтральных технологий в производстве. К 2025 году компания Nestle планирует перейти на 100% использование возобновляемой электроэнергии и полностью отказаться от захоронения производственных отходов. Так же компания стремится использовать в производстве переработанную упаковку, осуществляет сбор и пирогенизацию кофейных капсул, защищает биоразнообразие [12].

Таким образом, авторы делают вывод о том, что Nestle является социально ответственной компанией. Она осуществляет свою деятельность, стремясь минимизировать воздействие на экологию и внести свой вклад в развитие социальной и экономической сферы нашей страны.

Заключение

Проанализировав понятие «социальная ответственность бизнеса» и его реализацию на практике, авторы статьи смогли выявить основные трудности, связанные с внедрением, и предложить способы их преодоления, то есть оптимизации введения социальных программ в деятельность компании. В заключение рассмотрим следующие шаги, которые могут быть предприняты с этой целью:

1. Анализ рисков: необходимо провести глубоких анализ рисков, а именно – оценить основные угрозы для репутации и экономической стабильности компании в случае неудачного внедрения СОБ и предпринять меры для их предупреждения;

2. Выбор подходящих компании направлений СОБ: необходимо изучить рынок и выбрать направления деятельности, соответствующие потребностям и размеру компании;

3. Обучение персонала: необходимо привить сотрудникам компании ее новые ценности, сформировать среди работников экологическое, социальное и этическое сознание с целью повысить их осведомленность о проблемах и способствовать их добровольному участию в программах;

4. Постепенное внедрение: с целью минимизировать воздействие на бизнес-процессы необходимо вводить в деятельность компании социальные и другие программы, подразумеваемые политикой СОБ, поэтапно, начиная с малых и оценивая результаты;

5. Регулярные обновления: необходимо осуществлять непрерывный мониторинг мировых трендов СОБ, для того чтобы в случае изменений быть готовыми адаптироваться к новым реалиям и вести передовую практику;

6. Документация и отчетность: необходимо закрепить лиц, ответственных за реализацию стратегии СОБ и достижение показателей эффективности, и разработать прозрачные механизмы отчетности о прогрессе в достижении поставленных целей [13].

Таким образом, следует отметить, что внедрение социальной ответственности в политику компании необходимо. С развитием общества, его осознанности, с развитием экономической стабильности всех стран мира и в связи с научно-техническим прогрессом понимание ответственности каждого человека перед согражданами, будущими поколениями, планетой, безусловно, должно расти и укореняться в умах людей. Чем раньше бизнес начнет осознавать и признавать свою ответственность перед окружающими и возможность им помочь, тем прогрессивнее будет общество, в котором мы живем.


Источники:

1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. - М.: Дашков и Ко, 2006. – 7 c.
2. Никифорова О.А., Митрофанова Д.О. Концепции социальной ответственности бизнеса: исходные понятия и классификации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2017. – № 2. – c. 214-228. – doi: 10.21638/11701/spbu12.2017.206.
3. Шакирова М., Носырев И. Добро за деньги: как заработать на социальном проекте. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/own_business/25/10/2018/5bcf28999a794700b7c18e9f (дата обращения: 25.12.2023).
4. Вахрушева О.Б., Хахонова Н.Н. Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 3. – c. 20-27. – doi: 10.25198/2077-7175-2022-3-20.
5. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса в России: вопросы теории // Социологическая наука и социальная практика. – 2015. – № 4(12). – c. 74-98.
6. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И.Р., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 425-436. – doi: 10.18334/lim.6.4.41313.
7. Баранова Н.В. Социальная ответственность предпринимательства в России: вопросы терминологии, развития, национальных особенностей // Российское предпринимательство. – 2017. – № 9. – c. 1479-1489. – doi: 10.18334/rp.18.9.37815.
8. Паштова Л.Г., Комельков М.В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 8(338). – c. 895-911. – doi: 10.24891/fa.10.8.895.
9. Морозов А.А. Социальная ответственность бизнеса в условиях новых глобальных вызовов // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1893-1910. – doi: 10.18334/ce.16.5.114678.
10. Цели в области устойчивого развития. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 07.01.2024).
11. СберБанк Социальная ответственность. СберБанк. [Электронный ресурс]. URL: https://shareholder.sberbank.com/AR22/docs/sber-ar-2022-ru.pdf (дата обращения: 04.01.2024).
12. Создание общих ценностей и устойчивое развитие. Нестле. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.factory.nestle.com/sites/g/files/pydnoa571/files/2021 11/отчет_Создавая_общие_ценности_и_УР_Нестле_Россия_2020_2021.pdf (дата обращения: 05.01.2024).
13. Грибцова Т.Ю. Формирование стратегии корпоративной социальной ответственности: анализ альтернатив // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8(230). – c. 90-97.

Страница обновлена: 05.04.2024 в 15:26:59