Ориентация на актуальный рынок труда и стратегические подходы к государственной политике профессионального развития населения: опыт зарубежных стран

Забелина О.В.1, Майорова А.В.2, Сафонова Е.А.2
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927520
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Предмет и тема. В статье представлен обзор зарубежного опыта формирования государственной политики профессионального развития населения с учетом актуальных и стратегических потребностей рынка труда, проведена его систематизация по группам стран, объединенных по признаку схожести задач развития человеческих ресурсов в конкретных социально-экономических условиях. Цель исследования: выявить единые подходы и страновые особенности разработки государственных стратегий/концепций/программ развития человеческих ресурсов и подготовки кадров для использования международного опыта при совершенствовании политики развития человеческих ресурсов в Российской Федерации. Методология. В рамках исследования авторами использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, логического обоснования, экспертных оценок. Результаты. Выявлены основные принципы, направления и ключевые особенности ориентированной на рынок труда политики развития человеческих ресурсов по группам стран (страны Европы и страны Азии; развитые и развивающиеся страны). Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке оперативных мер государственной политики восстановления занятости и доходов населения России в 2021 году, а также формировании долгосрочных проактивных программ профессионального развития всех групп российского населения в условиях цифровых вызовов

Ключевые слова: человеческие ресурсы, профессиональное развитие, государственная политика, рынок труда, зарубежный опыт

JEL-классификация: J21, J24, O15



ВВЕДЕНИЕ

Необходимость развития человеческих ресурсов как основного ресурса национальной экономики признается как отечественными, так и зарубежными учеными. На государственном уровне во всех странах мира разрабатываются и принимаются различные нормативно-правовые документы, определяющие направления профессионального развития населения. На современном этапе акцент делается на получении навыков будущего в контексте цифровизации, на непрерывном образовании в рамках меняющейся среды, управлении талантами, а также на повышении гибкости рабочей силы.

Анализ различных нормативно-правовых актов позволяет более комплексно оценить текущее состояние политики различных стран мира в данной области. Для выявления общности подходов и особенностей, учитывающих страновую специфику, авторами были изучены зарубежные стратегии, концепции и программы развития человеческих ресурсов.

В период исследования был проведен широкий поиск информации из открытых интернет-источников на иностранных языках (с использованием группы ключевых слов), проведено изучение их содержания и последующая систематизация.

В подготовленный обзор включены концепции/стратегии/программы, в названии и содержании которых:

- использованы как термины «трудовые ресурсы» и «кадры», так и смежные термины (человеческие (людские) ресурсы, человеческий потенциал, человеческий капитал, человеческий фактор, рабочая сила и др.);

- рассматривается система развития трудовых ресурсов в целом либо ее отдельные элементы и направления (например, развитие непрерывного профессионального образования; развитие системы профессиональной ориентации; профессиональной подготовки и переподготовки кадров для отдельных отраслей экономики и социальной сферы; профессиональное развитие отдельных целевых групп населения (инвалиды, военнослужащие, мигранты, безработные, лица старшего возраста или молодежь и др.). Особое внимание уделено профессиональному развитию взрослого занятого населения, его переквалификации, развитию цифровых навыков.

Примеры зарубежных концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала представлены в таблице 1.

Все изученные нормативно-правовые акты характеризуются долгосрочным горизонтом использования, а также разрабатываются, принимаются и используются на национальном уровне.

В целях проведения исследования зарубежных подходов к формированию концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала авторами были сформированы следующие группы стран:

· страны Европы и страны Азии;

· развитые и развивающиеся страны.

В качестве критериев группировки выступали следующие факторы:

· географический – территориальная близость государств вынуждает страны развивать межгосударственные отношения, интегрировать экономики, что влияет на установление общих принципов и стандартов обучения кадров;

· экономический – государства, имеющие схожую структуру экономики, сталкиваются с похожими вызовами в области профессионального развития работников, что приводит к схожести их государственных программ по одинаковым вопросам;

· правовой – страны с похожей юридической системой склонны организовывать государственные программы похожим образом, в том числе программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров.

Таблица 1

Примеры зарубежных концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала


Страна/
Группа стран

Наименование документа на языке оригинала
Наименование документа на русском языке
1
Европейский союз
1.1
Vocational education and training in Europe, 1995–2035 [1]
Профессиональное образование и обучение в Европе, 1995–2035 гг.
1.2
European qualifications framework [2]
Европейская рамка квалификаций
1.3
2020-22 programming document [3]
Программный документ 2020–22
1.4
The European Union Youth Strategy 2019-2027 [4]
Стратегия европейской кооперации в молодёжной политике 2019–2027
2
ФРГ
2.1
Skill and vocational development needs over the period to 2030 [5]
Потребности в навыках и профессиональном развитии на период до 2030 года
2.2
National skills strategy [6]
Национальная стратегия развития навыков на период до 2030 года
2.3
Hochschulpakt 2020 [7]
Программа действий в сфере образования «Пакт о высшей школе 2020»
3
Франция
3.1
France Europe 2020 [8]
Стратегическая национальная программа Франции по науке, передаче технологий и инновациям «Франция Европа 2020»
3.2
Stratégie nationale de recherche [9]
Национальная стратегия исследований
4
Великобритания
4.1
International Education Strategy: global potential, global growth [10]
Международная образовательная стратегия: глобальный потенциал, глобальный рост
4.2
Positive for youth [11]
Национальная программа Positive for Youth
5
Япония
5.1
Human Resources Development [12]
Развитие человеческих ресурсов
5.2
Labour policy [13]
Трудовая политика
5.3
«Go Global Japan» [14]
Национальная программа «Глобализация Японии» в сфере образования
6
Китай
6.1
韩庆祥. 建设人才强国的行动纲领 [15]
Программа построения державы человеческих ресурсов
6.2
全家中长期人才发展规划纲要 [16]
Основные положения национального плана по развитию человеческих ресурсов на средний и длительный срок


6.3
李燕萍. 人才强国战略与中国特色的人才资源开发 [17]
Стратегия усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого потенциала Китая
7
Республика Корея
7.1
The Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025 [18]
Стратегическая инициатива «Долгосрочный прогноз развития науки и технологий до 2025 года»
7.2
«21st Century Frontier R&D Project» [19]
Проект развития НИОКР в 21 веке

Источник: составлено авторами.

ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАКТИК В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Реализация переобучения и переподготовки кадров в странах Европейского союза (ЕС) осуществляется преимущественно на двух уровнях: уровне ЕС и уровне отдельного государства.

Основным направлением политики ЕС является подготовка кадров в условиях цифровой экономики, что включает в себя популяризацию непрерывного образования, повышение эффективности работы с компьютерными системами, развитие социальных навыков.

Актуальность этих направлений совершенствования кадрового потенциала связана не только с общим направлением развития экономики ЕС, но и с тенденцией старения населения, отмеченной в большинстве стран – членов Союза.

В целом нормативно-правовая основа развития человеческих ресурсов в Европейском союзе закрепляет следующие его принципы (табл. 2).

Таблица 2

Принципы развития человеческих ресурсов в странах ЕС


Наименование принципа
Описание принципа
1
Непрерывность
Образование рассматривается как непрерывный процесс. В документах выражена концепция непрерывного образования. Работник должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы оставаться востребованным на рынке труда
2
Взаимосвязь теории и практики
Концепция непрерывного образования определяет необходимость связи теоретического обучения и практической деятельности человека
3
Инновационность
Технологическое и техническое развитие требуют изменения программ обучения. В связи с этим обучение должно формировать навыки, необходимые для работы в цифровой экономике
4
Квалифицированность преподавательских кадров
Преподаватели, менторы и наставники должны иметь высокий уровень квалификации, так как от них зависит квалификация всех остальных граждан
5
Мобильность
Глобализация способствует перетоку кадров между странами и интернационализации экономических отношений. В связи с этим особую роль начинает играть студенческая мобильность и взаимное признание образовательных документов. Унификация образовательных стандартов, взаимное признание документов должны помочь коллегам из разных стран лучше взаимодействовать друг с другом. Отмечается, что в области высшего образования, повышения его качества особую роль играет программа обмена Erasmus+
6
Использование передовых практик
Необходимость обобщения образовательных программ и практик, хорошо зарекомендовавших себя в отдельных странах, в общеевропейское образовательное пространство
7
Гибкость образовательных траекторий
Предоставление обучающимся более широких возможностей в контексте изменения образовательной траектории в соответствии с их потребностями
Источник: составлено авторами.

Таким образом, ЕС продолжает поддерживать курс на формирование единого образовательного пространства на всей своей территории. Лидирующими странами ЕС в сфере образования и подготовки кадров являются Германия и Франция. Отдельно стоит отметить Великобританию, которая покинула ЕС, однако на ее территории все еще продолжают действовать общие европейские стратегии, концепции и программы развития человеческих ресурсов.

Традиционно в Германии профессиональное обучение реализуется без отрыва от производства. Тем не менее привлекательность такого рода обучения постепенно снижается. Это связано с ростом популярности высшего образования, предоставляющего более широкие карьерные перспективы.

При этом в Германии отсутствует общегосударственная политика в сфере профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров. Являясь федеративной республикой, Германия предоставляет полномочия по регулированию данных вопросов своим субъектам – федеральным землям.

Противоположностью Германии в сфере образования является Франция. Во Франции существует национальная программа развития профессионального образования. Это связано с унитарным государственным устройством Франции.

Центральную роль в разработке программ развития профессионального образования занимают Министерство образования (на государственном уровне) и региональные советы (на региональном уровне), созданные административной реформой 2014 года.

Гражданскими партнерами со стороны общества являются Национальный педагогический комитет, Национальный комитет по экспертизам, Национальный совет по образованию и научным исследованиям.

Франция является страной с высоким уровнем образования граждан. Ввиду этого основными направлениями профессионального образования являются современные навыки работы с использованием компьютерных средств и сети Интернет. Кроме того, отмечается важность развития мягких навыков, удаленной и командной работы. Также происходит развитие гибких форм занятости, растет количество рабочих мест с неполной занятостью.

Отмечается, что в настоящее время французский рынок рабочей силы находится в кризисе. Срок поиска новой работы – один из самых высоких в странах ЕС. В связи с этим правительство считает создание новых рабочих мест одним из приоритетов своей работы.

Еще одной существенной проблемой французской экономики является значительный возраст дожития – 22 года для мужчин и 27 лет для женщин. Это приводит к высокой нагрузке на социальную систему, что становится вызовом для французской экономики.

Великобритания имеет более сложную государственную структуру, чем Германия и Франция. Это связано с историческими особенностями развития данного государства.

Выработкой общей политики в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров занимается Министерство образования и навыков. При этом в стране отсутствует единый программный документ в области образования. В целом направления развития навыков в Великобритании схожи с Германией и Францией.

Таким образом, каждая развитая страна Европы имеет свою систему развития человеческих ресурсов, а также подготовки и переподготовки кадров. Их цели схожи, но методы достижения могут отличаться из-за особенностей государственного устройства, правовой системы, уровня развития и структуры экономики и социальной сферы и т.д.

ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СТРАНАХ АЗИИ

Политика в области развития человеческих ресурсов в странах Азии имеет несколько направлений, связанных с уровнем развития разных стран.

Китай, Южная Корея и Япония не имеют концепции развития профессионального образования. Тем не менее общность вызовов, с которыми они сталкиваются, обуславливает формирование схожих подходов к их преодолению (табл. 3).

Таблица 3

Особенности развития человеческих ресурсов в странах Азии


Наименование особенности
Описание особенности
1
Обеспечение непрерывности образования
Стимулирование непрерывного образования вне зависимости от возраста обучающегося. Информация о наиболее востребованных специальностях и навыках является общедоступной и предоставляется на официальных сайтах ответственных государственных учреждений
2
Гибкость карьерной траектории
Возможность смены карьеры в любой момент. Специалист, чьи навыки более не востребованы, может сменить свою область деятельности, пройдя переподготовку, которая может представлять собой как краткосрочные курсы для смежных специальностей, так и полный образовательный курс в учебном заведении.
3
Повышение цифровой грамотности
Ориентированность на информационные технологии. В современной экономике все профессии сталкиваются с необходимостью взаимодействия с ИТ. Для эффективного их использования в каждой их развитых стран есть бесплатные курсы по освоению и эффективному использованию цифровой техники.
4
Развитие «soft skills»
Ориентация на современные корпоративные ценности, позволяющие сотрудникам эффективно работать как индивидуально, так и в группах
Источник: составлено авторами.

Таким образом, главной целью стран Азии в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров является стремление сохранить конкурентоспособность путем обеспечения развития человеческих ресурсов.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Уровень социально-экономического развития страны является одним из ключевых факторов, определяющих направления государственной политики зарубежных стран в области развития человеческих ресурсов.

В то время как развитые государства реализуют политику, направленную на развитие востребованных в современной экономике цифровых навыков, политика развивающихся стран зачастую нацелена на повышение уровня грамотности населения.

Развитые страны характеризуются следующими особенностями (табл. 4).

Таблица 4

Особенности развития человеческих ресурсов в развитых странах


Наименование особенности
Описание особенности
1
Охват граждан всех возрастов
Охват мерами граждан всех возрастных групп. Так, пройти профессиональную подготовку и переподготовку можно на любом этапе развития карьеры, а также в предпенсионном и пенсионном возрасте
2
Гибкость карьерной и образовательной траектории
Это затрагивает как работников, чьи навыки устарели или оказались более не востребованы на современном рынке труда, так и людей, которые планируют сменить сферу деятельности по личным причинам (например, профессиональное выгорание)
3
Ориентированность на цифровые технологии
Преобладание ориентированности программ профессиональной подготовки и переподготовки на информационные технологии, а именно на развитие цифровых навыков среди населения. В большинстве развитых стран также организованы бесплатные курсы по освоению базовых цифровых навыков, работе с компьютером и пр.
4
Приверженность концепции непрерывного образования
Реализация данного принципа позволяет работникам оставаться конкурентоспособными на рынке труда на протяжении всей трудовой жизни. В условиях радикальных изменений в сфере труда в период цифровизации непрерывное образование (в т.ч. профессиональное) становится приоритетом государственной политики, направленной не только на создание условий для всестороннего развития граждан, но и на повышение их трудовой мобильности, адаптацию к изменяющимся требованиям к квалификации. Гарантированность непрерывного образования граждан на условиях социального партнерства препятствует росту социальной напряженности из-за риска технологической безработицы
5
Развитие профориентационной работы
Важнейшей особенностью политики развития человеческих ресурсов в развитых странах в последние годы (ввиду возрастания необходимости в трудовых переходах, смене профессии, сферы деятельности у значительной части взрослого населения для сохранения занятости) становится расширение масштабов профориентационной работы, придание ей непрерывного характера. Профориентационная политика базируется на человекоцентричном подходе, обеспечении возможности самоопределения и самореализации в труде. Так, допускается возможность смены направления профессионального образования в случае, если качества обучающегося не будут соответствовать первоначально выбранному профилю. Спектр выбора программ профессионального образования и обучения в развитых странах достаточно насыщенный: помимо производственных специальностей популярны, а то и превалируют специальности сервисных и обслуживающих направлений деятельности, культуры и искусства
Источник: составлено авторами.

В отличие от развитых стран, ориентирующихся на перспективные потребности рынка труда, развивающиеся страны не имеют значительных экономических возможностей для реализации долгосрочных программ развития человеческих ресурсов, т.е. в основном такие программы являются краткосрочными.

Следует отметить, что из-за большой разницы в социальном, экономическом и политическом устройстве развивающихся стран выделить единые подходы к развитию человеческих ресурсов не представляется возможным. Однако есть схожие черты, присущие большинству стран.

Так, в данной группе стран граждане чаще всего направляются на обучение по профессиям, которые являются смежными с их текущей профессией. Это может приводить к более низкой эффективности образовательных программ по сравнению с показателями развитых стран с точки зрения дальнейшего трудоустройства ввиду неактуальности приобретенных навыков на рынке труда.

Еще одной особенностью программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в развивающихся странах является невысокий спрос на такие программы, связанный, прежде всего, с низким уровнем доходов населения.

В Бразилии, Индии и ЮАР сохраняется значительная прослойка неграмотного и малограмотного населения. Для их выхода на рынок труда требуется проведение дополнительных образовательных курсов, направленных на искоренение неграмотности.

Одними из наиболее распространенных программ профессиональной подготовки и переподготовки в развивающихся странах являются программы, связанные с повышением компьютерной грамотности и развитием базовых цифровых навыков. Это позволяет сделать вывод о том, что данный вид программ является популярным как в развитых, так и развивающихся странах.

В развивающихся странах профориентационная деятельность жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда, поскольку на новых местах производства необходимы специалисты конкретных направлений с четко сформированными навыками и определенным уровнем квалификации. Также отмечается необходимость более раннего принятия решения о дальнейшей профессиональной траектории по сравнению с развитыми странами и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодыми людьми.

В большинстве экономически развитых стран отмечены целевые программы кадрового обеспечения конкретных отраслей. Они направлены на формирование у работников специальных прикладных навыков, требуемых в конкретной отраслевой сфере.

В развивающихся странах, в т.ч. странах БРИКС, распространены программы, предоставляющие обучение базовым навыкам, востребованным в экономике, таким как работа на персональном компьютере и пользование телекоммуникационной сетью Интернет.

Управление реализацией программ в развитых и развивающихся странах также отличается. В развивающихся странах имеется тенденция к централизации. Как правило, определяется ответственный исполнитель программы, отвечающий за все этапы ее разработки и реализации.

В развитых странах, как отмечалось выше, имеется тенденция к созданию целевых программ подготовки и переподготовки кадров, ориентированных на нужды рынка. Управление такими программами децентрализовано в связи с необходимостью постоянной актуализации их содержания в соответствии с изменением потребностей и условий.

Следует отметить активное участие работодателей развитых стран мира как в обучении и повышении квалификации своих работников, так и в подготовке и реализации образовательных программ в вузах и колледжах, организации практико-ориентированного (в т.ч. дуального) обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ показал, что уровень социально-экономического развития страны является одним из основных факторов, определяющих направления государственной политики зарубежных стран в области развития человеческих ресурсов.

Авторами выделены следующие ключевые особенности политики развития человеческих ресурсов развитых стран: охват граждан всех возрастов, гибкость карьерной и образовательной траектории, ориентированность на цифровые технологии, приверженность концепции непрерывного образования, развитие профориентационной работы.

Особо отмечен опыт управления развитием человеческих ресурсов в странах Европейского союза, где основным направлением государственной политики является подготовка кадров к работе в условиях цифровой экономики, что включает в себя популяризацию непрерывного образования, повышение эффективности работы с компьютерными системами, развитие социальных навыков.

В отличие от развитых стран, ориентирующихся на перспективные потребности рынка труда, развивающиеся страны не имеют значительных ресурсов для реализации долгосрочных программ профессионального развития населения, поэтому в основном программы обучения являются краткосрочными. Одними из наиболее распространенных в развивающихся странах становятся программы, связанные с повышением компьютерной грамотности и развитием базовых цифровых навыков; профориентационная деятельность жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда, снижение безработицы.

Таким образом, изучение и систематизация зарубежного опыта реализации государственной политики развития человеческих ресурсов позволяет говорить как о применении в международной практике унифицированных, единых подходов к профессиональному развитию населения, так и о страновых особенностях, вызванных спецификой задач развития трудовых ресурсов в конкретных условиях. Высокий «постпандемический» уровень безработицы в России определяет неизбежный акцент в государственной политике профессионального развития населения на обучении безработных граждан востребованным навыкам в целях быстрого трудоустройства. Этот акцент не снимает стратегической задачи подготовки всех групп российского населения к работе в условиях цифровой экономики, что предполагает активное использование при совершенствовании мер государственной политики результативного опыта зарубежных стран.


Источники:

1. Vocational education and training in Europe, 1995-2035: scenarios for European vocational education and training in the 21st century. Cedefop 2020. – Электрон. текстовые дан. – Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3083_en.pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
2. European qualifications framework. Initial vocational education and training: focus on qualifications at levels 3 and 4. Cedefop, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5577_en.pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
3. Programming document 2020-22 [Электронный ресурс] / Cedefop, 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/4182_en.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
4. Draft Resolution of the Council of the European Union and the Representatives of the Governments of the Member States meeting within the Council on a framework for European cooperation in the youth field: The European Union Youth Strategy 2019-2027. Council of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14080-2018-INIT/en/pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
5. Skill and vocational development needs over the period to 2030. A Joint Situation Report by the Partnership for Skilled Professionals. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/PDF-Publikationen/skill-and-vocational-development-needs.pdf?__blob=publicationFile&v=3, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
6. National skills strategy. Continuing education and training as a response to digital transformation. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/Topics/Initial-and-Continuing-Training/national-skills-strategy.pdf?__blob=publicationFile&v=7 (дата обращения: 10.08.2020).
7. Hochschulpakt 2020. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/de/6142.php (дата обращения: 10.08.2020).
8. France Europe 2020. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. – Электрон. текстовые дан. – Paris, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid29645/france-europe-2020.html (дата обращения: 10.08.2020).
9. L’enseignement supérieur français par-delà les frontières: l’urgence d’une stratégie. Commissariat général à la stratégie et à la prospective. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strategie.gouv.fr/ sites/strategie.gouv.fr/files/atoms/files/rapportenseignement-superieur-26-09-2016-final-web_0. pdf (in Fr.) (дата обращения: 10.08.2020).
10. International Education Strategy: global potential, global growth / UK Government London, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-global-potential-global-growth/international-education-strategy-global-potential-global-growth (дата обращения: 18.08.2020).
11. Priorities for youth [Электронный ресурс] / Northern Ireland executive – department of education. – London, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youthpolicy.org/wp-content/uploads/library/2014_ireland_prioritiesforyouth_eng.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
12. Human Resources Development / Ministry of Health, Labour and Welfare– Tokio, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/english/policy/employ-labour/human-resources/index.html (дата обращения: 20.08.2020).
13. Ministry of Health, Labour and Welfare. – Tokio, 2020. Labour Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/english/policy/employ-labour/human-resources/index.html (дата обращения: 20.08.2020).
14. Ministries of education, culture, sports, science and technology. – Tokio, 2020. The Go Global Japan. [Электронный ресурс]. URL: http://go-global-japan.com/about/ (дата обращения: 20.08.2020).
15. 韩庆祥. 建设人才强国的行动纲领 (Хань Цинсян. Программа построения державы человеческих ресурсов). -Пекин: 中共中央党校出版社 (Издательство центральной партийной школы), 2010. - 427 с
16. 全家中长期人才发展规划纲要 (2010-2020 年) (Основные положения национального плана по развитию человеческих ресурсов на средний и длительный срок (2010-2020 годы)). Government of China, Beijing, 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2010-06/06/content_1621777.htm (дата обращения: 20.08.2020).
17. 李燕萍. 人才强国战略与中国特色的人才资源开发 (Ли Яньпин. Стратегия усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого потенциала Китая). - Пекин: 科学出版社 (Научное издательство), 2010. - 317 с
18. Korean Institute of Science and Technology (KIST). The Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025. [Электронный ресурс]. URL: http//www.kist.re.kr/en (дата обращения: 20.08.2020).
19. Ministry of Science and Technology, Republic of Korea. –Seoul, 2020. National R&D Program in Republic of Korea. [Электронный ресурс]. URL: http://unpan1.un.org /intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN008045.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

Страница обновлена: 24.07.2025 в 20:39:41

 

 

Orientation to the current labour market and strategic approaches to the state policy of the population professional development: foreign experience

Zabelina O.V., Mayorova A.V., Safonova E.A.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 2 (February 2021)

Citation:

Abstract:
Subject and topic. An overview of foreign experience in the formation of the state policy of the population professional development, taking into account the current and strategic needs of the labour market, is presented. Its systematization by groups of countries united on the basis of similarity of tasks for the development of human resources in specific socio-economic conditions is given. The purpose of the study was to identify common approaches and country-specific features of the state strategies/concepts/programs for the human resources development and training in order to implement the international experience in improving the policy of human resources development in the Russian Federation. Methodology. Within the framework of the study, the authors used the methods of content analysis, comparative analysis, logical reasoning, and expert assessments. Results. The main principles, directions and key features of the labour market-oriented human resources development policy are identified for groups of countries (European and Asian countries; developed and developing countries). Application. The results of the study can be used in the development of operational measures of the state policy to restore employment and income of the Russian population in 2021, as well as the formation of long-term proactive programs for professional development of all groups of the Russian population in the face of digital challenges.

Keywords: human resources, professional development, state policy, labour market, foreign experience

JEL-classification: J21, J24, O15