Ориентация на актуальный рынок труда и стратегические подходы к государственной политике профессионального развития населения: опыт зарубежных стран

Забелина О.В.1, Майорова А.В.2, Сафонова Е.А.2
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927520
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Предмет и тема. В статье представлен обзор зарубежного опыта формирования государственной политики профессионального развития населения с учетом актуальных и стратегических потребностей рынка труда, проведена его систематизация по группам стран, объединенных по признаку схожести задач развития человеческих ресурсов в конкретных социально-экономических условиях. Цель исследования: выявить единые подходы и страновые особенности разработки государственных стратегий/концепций/программ развития человеческих ресурсов и подготовки кадров для использования международного опыта при совершенствовании политики развития человеческих ресурсов в Российской Федерации. Методология. В рамках исследования авторами использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, логического обоснования, экспертных оценок. Результаты. Выявлены основные принципы, направления и ключевые особенности ориентированной на рынок труда политики развития человеческих ресурсов по группам стран (страны Европы и страны Азии; развитые и развивающиеся страны). Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке оперативных мер государственной политики восстановления занятости и доходов населения России в 2021 году, а также формировании долгосрочных проактивных программ профессионального развития всех групп российского населения в условиях цифровых вызовов

Ключевые слова: человеческие ресурсы, профессиональное развитие, государственная политика, рынок труда, зарубежный опыт

JEL-классификация: J21, J24, O15



ВВЕДЕНИЕ

Необходимость развития человеческих ресурсов как основного ресурса национальной экономики признается как отечественными, так и зарубежными учеными. На государственном уровне во всех странах мира разрабатываются и принимаются различные нормативно-правовые документы, определяющие направления профессионального развития населения. На современном этапе акцент делается на получении навыков будущего в контексте цифровизации, на непрерывном образовании в рамках меняющейся среды, управлении талантами, а также на повышении гибкости рабочей силы.

Анализ различных нормативно-правовых актов позволяет более комплексно оценить текущее состояние политики различных стран мира в данной области. Для выявления общности подходов и особенностей, учитывающих страновую специфику, авторами были изучены зарубежные стратегии, концепции и программы развития человеческих ресурсов.

В период исследования был проведен широкий поиск информации из открытых интернет-источников на иностранных языках (с использованием группы ключевых слов), проведено изучение их содержания и последующая систематизация.

В подготовленный обзор включены концепции/стратегии/программы, в названии и содержании которых:

- использованы как термины «трудовые ресурсы» и «кадры», так и смежные термины (человеческие (людские) ресурсы, человеческий потенциал, человеческий капитал, человеческий фактор, рабочая сила и др.);

- рассматривается система развития трудовых ресурсов в целом либо ее отдельные элементы и направления (например, развитие непрерывного профессионального образования; развитие системы профессиональной ориентации; профессиональной подготовки и переподготовки кадров для отдельных отраслей экономики и социальной сферы; профессиональное развитие отдельных целевых групп населения (инвалиды, военнослужащие, мигранты, безработные, лица старшего возраста или молодежь и др.). Особое внимание уделено профессиональному развитию взрослого занятого населения, его переквалификации, развитию цифровых навыков.

Примеры зарубежных концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала представлены в таблице 1.

Все изученные нормативно-правовые акты характеризуются долгосрочным горизонтом использования, а также разрабатываются, принимаются и используются на национальном уровне.

В целях проведения исследования зарубежных подходов к формированию концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала авторами были сформированы следующие группы стран:

· страны Европы и страны Азии;

· развитые и развивающиеся страны.

В качестве критериев группировки выступали следующие факторы:

· географический – территориальная близость государств вынуждает страны развивать межгосударственные отношения, интегрировать экономики, что влияет на установление общих принципов и стандартов обучения кадров;

· экономический – государства, имеющие схожую структуру экономики, сталкиваются с похожими вызовами в области профессионального развития работников, что приводит к схожести их государственных программ по одинаковым вопросам;

· правовой – страны с похожей юридической системой склонны организовывать государственные программы похожим образом, в том числе программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров.

Таблица 1

Примеры зарубежных концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала


Страна/
Группа стран

Наименование документа на языке оригинала
Наименование документа на русском языке
1
Европейский союз
1.1
Vocational education and training in Europe, 1995–2035 [1]
Профессиональное образование и обучение в Европе, 1995–2035 гг.
1.2
European qualifications framework [2]
Европейская рамка квалификаций
1.3
2020-22 programming document [3]
Программный документ 2020–22
1.4
The European Union Youth Strategy 2019-2027 [4]
Стратегия европейской кооперации в молодёжной политике 2019–2027
2
ФРГ
2.1
Skill and vocational development needs over the period to 2030 [5]
Потребности в навыках и профессиональном развитии на период до 2030 года
2.2
National skills strategy [6]
Национальная стратегия развития навыков на период до 2030 года
2.3
Hochschulpakt 2020 [7]
Программа действий в сфере образования «Пакт о высшей школе 2020»
3
Франция
3.1
France Europe 2020 [8]
Стратегическая национальная программа Франции по науке, передаче технологий и инновациям «Франция Европа 2020»
3.2
Stratégie nationale de recherche [9]
Национальная стратегия исследований
4
Великобритания
4.1
International Education Strategy: global potential, global growth [10]
Международная образовательная стратегия: глобальный потенциал, глобальный рост
4.2
Positive for youth [11]
Национальная программа Positive for Youth
5
Япония
5.1
Human Resources Development [12]
Развитие человеческих ресурсов
5.2
Labour policy [13]
Трудовая политика
5.3
«Go Global Japan» [14]
Национальная программа «Глобализация Японии» в сфере образования
6
Китай
6.1
韩庆祥. 建设人才强国的行动纲领 [15]
Программа построения державы человеческих ресурсов
6.2
全家中长期人才发展规划纲要 [16]
Основные положения национального плана по развитию человеческих ресурсов на средний и длительный срок


6.3
李燕萍. 人才强国战略与中国特色的人才资源开发 [17]
Стратегия усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого потенциала Китая
7
Республика Корея
7.1
The Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025 [18]
Стратегическая инициатива «Долгосрочный прогноз развития науки и технологий до 2025 года»
7.2
«21st Century Frontier R&D Project» [19]
Проект развития НИОКР в 21 веке

Источник: составлено авторами.

ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАКТИК В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Реализация переобучения и переподготовки кадров в странах Европейского союза (ЕС) осуществляется преимущественно на двух уровнях: уровне ЕС и уровне отдельного государства.

Основным направлением политики ЕС является подготовка кадров в условиях цифровой экономики, что включает в себя популяризацию непрерывного образования, повышение эффективности работы с компьютерными системами, развитие социальных навыков.

Актуальность этих направлений совершенствования кадрового потенциала связана не только с общим направлением развития экономики ЕС, но и с тенденцией старения населения, отмеченной в большинстве стран – членов Союза.

В целом нормативно-правовая основа развития человеческих ресурсов в Европейском союзе закрепляет следующие его принципы (табл. 2).

Таблица 2

Принципы развития человеческих ресурсов в странах ЕС


Наименование принципа
Описание принципа
1
Непрерывность
Образование рассматривается как непрерывный процесс. В документах выражена концепция непрерывного образования. Работник должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы оставаться востребованным на рынке труда
2
Взаимосвязь теории и практики
Концепция непрерывного образования определяет необходимость связи теоретического обучения и практической деятельности человека
3
Инновационность
Технологическое и техническое развитие требуют изменения программ обучения. В связи с этим обучение должно формировать навыки, необходимые для работы в цифровой экономике
4
Квалифицированность преподавательских кадров
Преподаватели, менторы и наставники должны иметь высокий уровень квалификации, так как от них зависит квалификация всех остальных граждан
5
Мобильность
Глобализация способствует перетоку кадров между странами и интернационализации экономических отношений. В связи с этим особую роль начинает играть студенческая мобильность и взаимное признание образовательных документов. Унификация образовательных стандартов, взаимное признание документов должны помочь коллегам из разных стран лучше взаимодействовать друг с другом. Отмечается, что в области высшего образования, повышения его качества особую роль играет программа обмена Erasmus+
6
Использование передовых практик
Необходимость обобщения образовательных программ и практик, хорошо зарекомендовавших себя в отдельных странах, в общеевропейское образовательное пространство
7
Гибкость образовательных траекторий
Предоставление обучающимся более широких возможностей в контексте изменения образовательной траектории в соответствии с их потребностями
Источник: составлено авторами.

Таким образом, ЕС продолжает поддерживать курс на формирование единого образовательного пространства на всей своей территории. Лидирующими странами ЕС в сфере образования и подготовки кадров являются Германия и Франция. Отдельно стоит отметить Великобританию, которая покинула ЕС, однако на ее территории все еще продолжают действовать общие европейские стратегии, концепции и программы развития человеческих ресурсов.

Традиционно в Германии профессиональное обучение реализуется без отрыва от производства. Тем не менее привлекательность такого рода обучения постепенно снижается. Это связано с ростом популярности высшего образования, предоставляющего более широкие карьерные перспективы.

При этом в Германии отсутствует общегосударственная политика в сфере профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров. Являясь федеративной республикой, Германия предоставляет полномочия по регулированию данных вопросов своим субъектам – федеральным землям.

Противоположностью Германии в сфере образования является Франция. Во Франции существует национальная программа развития профессионального образования. Это связано с унитарным государственным устройством Франции.

Центральную роль в разработке программ развития профессионального образования занимают Министерство образования (на государственном уровне) и региональные советы (на региональном уровне), созданные административной реформой 2014 года.

Гражданскими партнерами со стороны общества являются Национальный педагогический комитет, Национальный комитет по экспертизам, Национальный совет по образованию и научным исследованиям.

Франция является страной с высоким уровнем образования граждан. Ввиду этого основными направлениями профессионального образования являются современные навыки работы с использованием компьютерных средств и сети Интернет. Кроме того, отмечается важность развития мягких навыков, удаленной и командной работы. Также происходит развитие гибких форм занятости, растет количество рабочих мест с неполной занятостью.

Отмечается, что в настоящее время французский рынок рабочей силы находится в кризисе. Срок поиска новой работы – один из самых высоких в странах ЕС. В связи с этим правительство считает создание новых рабочих мест одним из приоритетов своей работы.

Еще одной существенной проблемой французской экономики является значительный возраст дожития – 22 года для мужчин и 27 лет для женщин. Это приводит к высокой нагрузке на социальную систему, что становится вызовом для французской экономики.

Великобритания имеет более сложную государственную структуру, чем Германия и Франция. Это связано с историческими особенностями развития данного государства.

Выработкой общей политики в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров занимается Министерство образования и навыков. При этом в стране отсутствует единый программный документ в области образования. В целом направления развития навыков в Великобритании схожи с Германией и Францией.

Таким образом, каждая развитая страна Европы имеет свою систему развития человеческих ресурсов, а также подготовки и переподготовки кадров. Их цели схожи, но методы достижения могут отличаться из-за особенностей государственного устройства, правовой системы, уровня развития и структуры экономики и социальной сферы и т.д.

ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СТРАНАХ АЗИИ

Политика в области развития человеческих ресурсов в странах Азии имеет несколько направлений, связанных с уровнем развития разных стран.

Китай, Южная Корея и Япония не имеют концепции развития профессионального образования. Тем не менее общность вызовов, с которыми они сталкиваются, обуславливает формирование схожих подходов к их преодолению (табл. 3).

Таблица 3

Особенности развития человеческих ресурсов в странах Азии


Наименование особенности
Описание особенности
1
Обеспечение непрерывности образования
Стимулирование непрерывного образования вне зависимости от возраста обучающегося. Информация о наиболее востребованных специальностях и навыках является общедоступной и предоставляется на официальных сайтах ответственных государственных учреждений
2
Гибкость карьерной траектории
Возможность смены карьеры в любой момент. Специалист, чьи навыки более не востребованы, может сменить свою область деятельности, пройдя переподготовку, которая может представлять собой как краткосрочные курсы для смежных специальностей, так и полный образовательный курс в учебном заведении.
3
Повышение цифровой грамотности
Ориентированность на информационные технологии. В современной экономике все профессии сталкиваются с необходимостью взаимодействия с ИТ. Для эффективного их использования в каждой их развитых стран есть бесплатные курсы по освоению и эффективному использованию цифровой техники.
4
Развитие «soft skills»
Ориентация на современные корпоративные ценности, позволяющие сотрудникам эффективно работать как индивидуально, так и в группах
Источник: составлено авторами.

Таким образом, главной целью стран Азии в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров является стремление сохранить конкурентоспособность путем обеспечения развития человеческих ресурсов.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Уровень социально-экономического развития страны является одним из ключевых факторов, определяющих направления государственной политики зарубежных стран в области развития человеческих ресурсов.

В то время как развитые государства реализуют политику, направленную на развитие востребованных в современной экономике цифровых навыков, политика развивающихся стран зачастую нацелена на повышение уровня грамотности населения.

Развитые страны характеризуются следующими особенностями (табл. 4).

Таблица 4

Особенности развития человеческих ресурсов в развитых странах


Наименование особенности
Описание особенности
1
Охват граждан всех возрастов
Охват мерами граждан всех возрастных групп. Так, пройти профессиональную подготовку и переподготовку можно на любом этапе развития карьеры, а также в предпенсионном и пенсионном возрасте
2
Гибкость карьерной и образовательной траектории
Это затрагивает как работников, чьи навыки устарели или оказались более не востребованы на современном рынке труда, так и людей, которые планируют сменить сферу деятельности по личным причинам (например, профессиональное выгорание)
3
Ориентированность на цифровые технологии
Преобладание ориентированности программ профессиональной подготовки и переподготовки на информационные технологии, а именно на развитие цифровых навыков среди населения. В большинстве развитых стран также организованы бесплатные курсы по освоению базовых цифровых навыков, работе с компьютером и пр.
4
Приверженность концепции непрерывного образования
Реализация данного принципа позволяет работникам оставаться конкурентоспособными на рынке труда на протяжении всей трудовой жизни. В условиях радикальных изменений в сфере труда в период цифровизации непрерывное образование (в т.ч. профессиональное) становится приоритетом государственной политики, направленной не только на создание условий для всестороннего развития граждан, но и на повышение их трудовой мобильности, адаптацию к изменяющимся требованиям к квалификации. Гарантированность непрерывного образования граждан на условиях социального партнерства препятствует росту социальной напряженности из-за риска технологической безработицы
5
Развитие профориентационной работы
Важнейшей особенностью политики развития человеческих ресурсов в развитых странах в последние годы (ввиду возрастания необходимости в трудовых переходах, смене профессии, сферы деятельности у значительной части взрослого населения для сохранения занятости) становится расширение масштабов профориентационной работы, придание ей непрерывного характера. Профориентационная политика базируется на человекоцентричном подходе, обеспечении возможности самоопределения и самореализации в труде. Так, допускается возможность смены направления профессионального образования в случае, если качества обучающегося не будут соответствовать первоначально выбранному профилю. Спектр выбора программ профессионального образования и обучения в развитых странах достаточно насыщенный: помимо производственных специальностей популярны, а то и превалируют специальности сервисных и обслуживающих направлений деятельности, культуры и искусства
Источник: составлено авторами.

В отличие от развитых стран, ориентирующихся на перспективные потребности рынка труда, развивающиеся страны не имеют значительных экономических возможностей для реализации долгосрочных программ развития человеческих ресурсов, т.е. в основном такие программы являются краткосрочными.

Следует отметить, что из-за большой разницы в социальном, экономическом и политическом устройстве развивающихся стран выделить единые подходы к развитию человеческих ресурсов не представляется возможным. Однако есть схожие черты, присущие большинству стран.

Так, в данной группе стран граждане чаще всего направляются на обучение по профессиям, которые являются смежными с их текущей профессией. Это может приводить к более низкой эффективности образовательных программ по сравнению с показателями развитых стран с точки зрения дальнейшего трудоустройства ввиду неактуальности приобретенных навыков на рынке труда.

Еще одной особенностью программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в развивающихся странах является невысокий спрос на такие программы, связанный, прежде всего, с низким уровнем доходов населения.

В Бразилии, Индии и ЮАР сохраняется значительная прослойка неграмотного и малограмотного населения. Для их выхода на рынок труда требуется проведение дополнительных образовательных курсов, направленных на искоренение неграмотности.

Одними из наиболее распространенных программ профессиональной подготовки и переподготовки в развивающихся странах являются программы, связанные с повышением компьютерной грамотности и развитием базовых цифровых навыков. Это позволяет сделать вывод о том, что данный вид программ является популярным как в развитых, так и развивающихся странах.

В развивающихся странах профориентационная деятельность жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда, поскольку на новых местах производства необходимы специалисты конкретных направлений с четко сформированными навыками и определенным уровнем квалификации. Также отмечается необходимость более раннего принятия решения о дальнейшей профессиональной траектории по сравнению с развитыми странами и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодыми людьми.

В большинстве экономически развитых стран отмечены целевые программы кадрового обеспечения конкретных отраслей. Они направлены на формирование у работников специальных прикладных навыков, требуемых в конкретной отраслевой сфере.

В развивающихся странах, в т.ч. странах БРИКС, распространены программы, предоставляющие обучение базовым навыкам, востребованным в экономике, таким как работа на персональном компьютере и пользование телекоммуникационной сетью Интернет.

Управление реализацией программ в развитых и развивающихся странах также отличается. В развивающихся странах имеется тенденция к централизации. Как правило, определяется ответственный исполнитель программы, отвечающий за все этапы ее разработки и реализации.

В развитых странах, как отмечалось выше, имеется тенденция к созданию целевых программ подготовки и переподготовки кадров, ориентированных на нужды рынка. Управление такими программами децентрализовано в связи с необходимостью постоянной актуализации их содержания в соответствии с изменением потребностей и условий.

Следует отметить активное участие работодателей развитых стран мира как в обучении и повышении квалификации своих работников, так и в подготовке и реализации образовательных программ в вузах и колледжах, организации практико-ориентированного (в т.ч. дуального) обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ показал, что уровень социально-экономического развития страны является одним из основных факторов, определяющих направления государственной политики зарубежных стран в области развития человеческих ресурсов.

Авторами выделены следующие ключевые особенности политики развития человеческих ресурсов развитых стран: охват граждан всех возрастов, гибкость карьерной и образовательной траектории, ориентированность на цифровые технологии, приверженность концепции непрерывного образования, развитие профориентационной работы.

Особо отмечен опыт управления развитием человеческих ресурсов в странах Европейского союза, где основным направлением государственной политики является подготовка кадров к работе в условиях цифровой экономики, что включает в себя популяризацию непрерывного образования, повышение эффективности работы с компьютерными системами, развитие социальных навыков.

В отличие от развитых стран, ориентирующихся на перспективные потребности рынка труда, развивающиеся страны не имеют значительных ресурсов для реализации долгосрочных программ профессионального развития населения, поэтому в основном программы обучения являются краткосрочными. Одними из наиболее распространенных в развивающихся странах становятся программы, связанные с повышением компьютерной грамотности и развитием базовых цифровых навыков; профориентационная деятельность жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда, снижение безработицы.

Таким образом, изучение и систематизация зарубежного опыта реализации государственной политики развития человеческих ресурсов позволяет говорить как о применении в международной практике унифицированных, единых подходов к профессиональному развитию населения, так и о страновых особенностях, вызванных спецификой задач развития трудовых ресурсов в конкретных условиях. Высокий «постпандемический» уровень безработицы в России определяет неизбежный акцент в государственной политике профессионального развития населения на обучении безработных граждан востребованным навыкам в целях быстрого трудоустройства. Этот акцент не снимает стратегической задачи подготовки всех групп российского населения к работе в условиях цифровой экономики, что предполагает активное использование при совершенствовании мер государственной политики результативного опыта зарубежных стран.


Источники:

1. Vocational education and training in Europe, 1995-2035: scenarios for European vocational education and training in the 21st century. Cedefop 2020. – Электрон. текстовые дан. – Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3083_en.pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
2. European qualifications framework. Initial vocational education and training: focus on qualifications at levels 3 and 4. Cedefop, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5577_en.pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
3. Programming document 2020-22 [Электронный ресурс] / Cedefop, 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/4182_en.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
4. Draft Resolution of the Council of the European Union and the Representatives of the Governments of the Member States meeting within the Council on a framework for European cooperation in the youth field: The European Union Youth Strategy 2019-2027. Council of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14080-2018-INIT/en/pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
5. Skill and vocational development needs over the period to 2030. A Joint Situation Report by the Partnership for Skilled Professionals. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/PDF-Publikationen/skill-and-vocational-development-needs.pdf?__blob=publicationFile&v=3, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
6. National skills strategy. Continuing education and training as a response to digital transformation. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/Topics/Initial-and-Continuing-Training/national-skills-strategy.pdf?__blob=publicationFile&v=7 (дата обращения: 10.08.2020).
7. Hochschulpakt 2020. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/de/6142.php (дата обращения: 10.08.2020).
8. France Europe 2020. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. – Электрон. текстовые дан. – Paris, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid29645/france-europe-2020.html (дата обращения: 10.08.2020).
9. L’enseignement supérieur français par-delà les frontières: l’urgence d’une stratégie. Commissariat général à la stratégie et à la prospective. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strategie.gouv.fr/ sites/strategie.gouv.fr/files/atoms/files/rapportenseignement-superieur-26-09-2016-final-web_0. pdf (in Fr.) (дата обращения: 10.08.2020).
10. International Education Strategy: global potential, global growth / UK Government London, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-global-potential-global-growth/international-education-strategy-global-potential-global-growth (дата обращения: 18.08.2020).
11. Priorities for youth [Электронный ресурс] / Northern Ireland executive – department of education. – London, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youthpolicy.org/wp-content/uploads/library/2014_ireland_prioritiesforyouth_eng.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
12. Human Resources Development / Ministry of Health, Labour and Welfare– Tokio, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/english/policy/employ-labour/human-resources/index.html (дата обращения: 20.08.2020).
13. Ministry of Health, Labour and Welfare. – Tokio, 2020. Labour Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/english/policy/employ-labour/human-resources/index.html (дата обращения: 20.08.2020).
14. Ministries of education, culture, sports, science and technology. – Tokio, 2020. The Go Global Japan. [Электронный ресурс]. URL: http://go-global-japan.com/about/ (дата обращения: 20.08.2020).
15. 韩庆祥. 建设人才强国的行动纲领 (Хань Цинсян. Программа построения державы человеческих ресурсов). -Пекин: 中共中央党校出版社 (Издательство центральной партийной школы), 2010. - 427 с
16. 全家中长期人才发展规划纲要 (2010-2020 年) (Основные положения национального плана по развитию человеческих ресурсов на средний и длительный срок (2010-2020 годы)). Government of China, Beijing, 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2010-06/06/content_1621777.htm (дата обращения: 20.08.2020).
17. 李燕萍. 人才强国战略与中国特色的人才资源开发 (Ли Яньпин. Стратегия усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого потенциала Китая). - Пекин: 科学出版社 (Научное издательство), 2010. - 317 с
18. Korean Institute of Science and Technology (KIST). The Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025. [Электронный ресурс]. URL: http//www.kist.re.kr/en (дата обращения: 20.08.2020).
19. Ministry of Science and Technology, Republic of Korea. –Seoul, 2020. National R&D Program in Republic of Korea. [Электронный ресурс]. URL: http://unpan1.un.org /intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN008045.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

Страница обновлена: 27.11.2024 в 06:26:02