Ориентация на актуальный рынок труда и стратегические подходы к государственной политике профессионального развития населения: опыт зарубежных стран
Забелина О.В.1, Майорова А.В.2, Сафонова Е.А.2
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)
Цитировать:
Забелина О.В., Майорова А.В., Сафонова Е.А. Ориентация на актуальный рынок труда и стратегические подходы к государственной политике профессионального развития населения: опыт зарубежных стран // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 97-110. – doi: 10.18334/et.8.2.111754.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927520
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Предмет и тема. В статье представлен обзор зарубежного опыта формирования государственной политики профессионального развития населения с учетом актуальных и стратегических потребностей рынка труда, проведена его систематизация по группам стран, объединенных по признаку схожести задач развития человеческих ресурсов в конкретных социально-экономических условиях. Цель исследования: выявить единые подходы и страновые особенности разработки государственных стратегий/концепций/программ развития человеческих ресурсов и подготовки кадров для использования международного опыта при совершенствовании политики развития человеческих ресурсов в Российской Федерации. Методология. В рамках исследования авторами использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, логического обоснования, экспертных оценок. Результаты. Выявлены основные принципы, направления и ключевые особенности ориентированной на рынок труда политики развития человеческих ресурсов по группам стран (страны Европы и страны Азии; развитые и развивающиеся страны). Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке оперативных мер государственной политики восстановления занятости и доходов населения России в 2021 году, а также формировании долгосрочных проактивных программ профессионального развития всех групп российского населения в условиях цифровых вызовов
Ключевые слова: человеческие ресурсы, профессиональное развитие, государственная политика, рынок труда, зарубежный опыт
JEL-классификация: J21, J24, O15
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость развития человеческих ресурсов как основного ресурса национальной экономики признается как отечественными, так и зарубежными учеными. На государственном уровне во всех странах мира разрабатываются и принимаются различные нормативно-правовые документы, определяющие направления профессионального развития населения. На современном этапе акцент делается на получении навыков будущего в контексте цифровизации, на непрерывном образовании в рамках меняющейся среды, управлении талантами, а также на повышении гибкости рабочей силы.
Анализ различных нормативно-правовых актов позволяет более комплексно оценить текущее состояние политики различных стран мира в данной области. Для выявления общности подходов и особенностей, учитывающих страновую специфику, авторами были изучены зарубежные стратегии, концепции и программы развития человеческих ресурсов.
В период исследования был проведен широкий поиск информации из открытых интернет-источников на иностранных языках (с использованием группы ключевых слов), проведено изучение их содержания и последующая систематизация.
В подготовленный обзор включены концепции/стратегии/программы, в названии и содержании которых:
- использованы как термины «трудовые ресурсы» и «кадры», так и смежные термины (человеческие (людские) ресурсы, человеческий потенциал, человеческий капитал, человеческий фактор, рабочая сила и др.);
- рассматривается система развития трудовых ресурсов в целом либо ее отдельные элементы и направления (например, развитие непрерывного профессионального образования; развитие системы профессиональной ориентации; профессиональной подготовки и переподготовки кадров для отдельных отраслей экономики и социальной сферы; профессиональное развитие отдельных целевых групп населения (инвалиды, военнослужащие, мигранты, безработные, лица старшего возраста или молодежь и др.). Особое внимание уделено профессиональному развитию взрослого занятого населения, его переквалификации, развитию цифровых навыков.
Примеры зарубежных концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала представлены в таблице 1.
Все изученные нормативно-правовые акты характеризуются долгосрочным горизонтом использования, а также разрабатываются, принимаются и используются на национальном уровне.
В целях проведения исследования зарубежных подходов к формированию концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала авторами были сформированы следующие группы стран:
· страны Европы и страны Азии;
· развитые и развивающиеся страны.
В качестве критериев группировки выступали следующие факторы:
· географический – территориальная близость государств вынуждает страны развивать межгосударственные отношения, интегрировать экономики, что влияет на установление общих принципов и стандартов обучения кадров;
· экономический – государства, имеющие схожую структуру экономики, сталкиваются с похожими вызовами в области профессионального развития работников, что приводит к схожести их государственных программ по одинаковым вопросам;
· правовой – страны с похожей юридической системой склонны организовывать государственные программы похожим образом, в том числе программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров.
Таблица 1
Примеры зарубежных концепций, стратегий и программ развития человеческих ресурсов и кадрового потенциала
№
|
Страна/
Группа стран |
№
|
Наименование документа на языке
оригинала
|
Наименование документа на русском
языке
|
1
|
Европейский союз
|
1.1
|
Vocational education and training in
Europe, 1995–2035 [1]
|
Профессиональное
образование и обучение в Европе, 1995–2035 гг.
|
1.2
|
European qualifications framework
[2]
|
Европейская рамка квалификаций
| ||
1.3
|
2020-22 programming document [3]
|
Программный документ 2020–22
| ||
1.4
|
The European Union Youth Strategy
2019-2027 [4]
|
Стратегия
европейской кооперации в молодёжной
политике 2019–2027
| ||
2
|
ФРГ
|
2.1
|
Skill and vocational development needs
over the period to 2030 [5]
|
Потребности
в навыках и профессиональном развитии на период до 2030 года
|
2.2
|
National skills strategy
[6]
|
Национальная
стратегия развития навыков на период до 2030 года
| ||
2.3
|
Hochschulpakt 2020 [7]
|
Программа
действий в сфере образования «Пакт о высшей школе 2020»
| ||
3
|
Франция
|
3.1
|
France Europe 2020 [8]
|
Стратегическая
национальная программа Франции по науке, передаче технологий и инновациям
«Франция Европа 2020»
|
3.2
|
Stratégie nationale de recherche [9]
|
Национальная стратегия исследований
| ||
4
|
Великобритания
|
4.1
|
International Education Strategy:
global potential, global growth [10]
|
Международная
образовательная стратегия: глобальный потенциал, глобальный рост
|
4.2
|
Positive for youth [11]
|
Национальная
программа Positive
for Youth
| ||
5
|
Япония
|
5.1
|
Human Resources Development
[12]
|
Развитие человеческих ресурсов
|
5.2
|
Labour policy
[13]
|
Трудовая политика
| ||
5.3
|
«Go Global Japan» [14]
|
Национальная
программа «Глобализация Японии» в сфере образования
| ||
6
|
Китай
|
6.1
|
韩庆祥.
建设人才强国的行动纲领
[15]
|
Программа
построения державы человеческих ресурсов
|
6.2
|
全家中长期人才发展规划纲要
[16]
|
Основные
положения национального плана по развитию человеческих ресурсов на средний и длительный
срок
| ||
|
|
6.3
|
李燕萍. 人才强国战略与中国特色的人才资源开发
[17]
|
Стратегия
усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого
потенциала Китая
|
7
|
Республика Корея
|
7.1
|
The Long-term Vision for Science and
Technology Development Toward 2025
[18]
|
Стратегическая
инициатива «Долгосрочный прогноз развития науки и технологий до 2025 года»
|
7.2
|
«21st Century Frontier R&D
Project» [19]
|
Проект
развития НИОКР в 21 веке
|
Источник: составлено авторами.
ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАКТИК В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Реализация переобучения и переподготовки кадров в странах Европейского союза (ЕС) осуществляется преимущественно на двух уровнях: уровне ЕС и уровне отдельного государства.
Основным направлением политики ЕС является подготовка кадров в условиях цифровой экономики, что включает в себя популяризацию непрерывного образования, повышение эффективности работы с компьютерными системами, развитие социальных навыков.
Актуальность этих направлений совершенствования кадрового потенциала связана не только с общим направлением развития экономики ЕС, но и с тенденцией старения населения, отмеченной в большинстве стран – членов Союза.
В целом нормативно-правовая основа развития человеческих ресурсов в Европейском союзе закрепляет следующие его принципы (табл. 2).
Таблица 2
Принципы развития человеческих ресурсов в странах ЕС
№
|
Наименование принципа
|
Описание принципа
|
1
|
Непрерывность
|
Образование
рассматривается как непрерывный процесс. В документах выражена концепция
непрерывного образования. Работник должен постоянно повышать свою
квалификацию, чтобы оставаться востребованным на рынке труда
|
2
|
Взаимосвязь теории и практики
|
Концепция
непрерывного образования определяет необходимость связи теоретического
обучения и практической деятельности человека
|
3
|
Инновационность
|
Технологическое
и техническое развитие требуют изменения программ обучения. В связи с этим
обучение должно формировать навыки, необходимые для работы в цифровой
экономике
|
4
|
Квалифицированность преподавательских
кадров
|
Преподаватели,
менторы и наставники должны иметь высокий уровень квалификации, так как от
них зависит квалификация всех остальных граждан
|
5
|
Мобильность
|
Глобализация
способствует перетоку кадров между странами и интернационализации
экономических отношений. В связи с этим особую роль начинает играть
студенческая мобильность и взаимное признание образовательных документов.
Унификация образовательных стандартов, взаимное признание документов должны
помочь коллегам из разных стран лучше взаимодействовать друг с другом.
Отмечается, что в области высшего образования, повышения его качества особую
роль играет программа обмена Erasmus+
|
6
|
Использование передовых практик
|
Необходимость
обобщения образовательных программ и практик, хорошо зарекомендовавших себя в
отдельных странах, в общеевропейское образовательное пространство
|
7
|
Гибкость образовательных траекторий
|
Предоставление
обучающимся более широких возможностей в контексте изменения образовательной
траектории в соответствии с их потребностями
|
Таким образом, ЕС продолжает поддерживать курс на формирование единого образовательного пространства на всей своей территории. Лидирующими странами ЕС в сфере образования и подготовки кадров являются Германия и Франция. Отдельно стоит отметить Великобританию, которая покинула ЕС, однако на ее территории все еще продолжают действовать общие европейские стратегии, концепции и программы развития человеческих ресурсов.
Традиционно в Германии профессиональное обучение реализуется без отрыва от производства. Тем не менее привлекательность такого рода обучения постепенно снижается. Это связано с ростом популярности высшего образования, предоставляющего более широкие карьерные перспективы.
При этом в Германии отсутствует общегосударственная политика в сфере профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров. Являясь федеративной республикой, Германия предоставляет полномочия по регулированию данных вопросов своим субъектам – федеральным землям.
Противоположностью Германии в сфере образования является Франция. Во Франции существует национальная программа развития профессионального образования. Это связано с унитарным государственным устройством Франции.
Центральную роль в разработке программ развития профессионального образования занимают Министерство образования (на государственном уровне) и региональные советы (на региональном уровне), созданные административной реформой 2014 года.
Гражданскими партнерами со стороны общества являются Национальный педагогический комитет, Национальный комитет по экспертизам, Национальный совет по образованию и научным исследованиям.
Франция является страной с высоким уровнем образования граждан. Ввиду этого основными направлениями профессионального образования являются современные навыки работы с использованием компьютерных средств и сети Интернет. Кроме того, отмечается важность развития мягких навыков, удаленной и командной работы. Также происходит развитие гибких форм занятости, растет количество рабочих мест с неполной занятостью.
Отмечается, что в настоящее время французский рынок рабочей силы находится в кризисе. Срок поиска новой работы – один из самых высоких в странах ЕС. В связи с этим правительство считает создание новых рабочих мест одним из приоритетов своей работы.
Еще одной существенной проблемой французской экономики является значительный возраст дожития – 22 года для мужчин и 27 лет для женщин. Это приводит к высокой нагрузке на социальную систему, что становится вызовом для французской экономики.
Великобритания имеет более сложную государственную структуру, чем Германия и Франция. Это связано с историческими особенностями развития данного государства.
Выработкой общей политики в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров занимается Министерство образования и навыков. При этом в стране отсутствует единый программный документ в области образования. В целом направления развития навыков в Великобритании схожи с Германией и Францией.
Таким образом, каждая развитая страна Европы имеет свою систему развития человеческих ресурсов, а также подготовки и переподготовки кадров. Их цели схожи, но методы достижения могут отличаться из-за особенностей государственного устройства, правовой системы, уровня развития и структуры экономики и социальной сферы и т.д.
ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СТРАНАХ АЗИИ
Политика в области развития человеческих ресурсов в странах Азии имеет несколько направлений, связанных с уровнем развития разных стран.
Китай, Южная Корея и Япония не имеют концепции развития профессионального образования. Тем не менее общность вызовов, с которыми они сталкиваются, обуславливает формирование схожих подходов к их преодолению (табл. 3).
Таблица 3
Особенности развития человеческих ресурсов в странах Азии
№
|
Наименование особенности
|
Описание особенности
|
1
|
Обеспечение непрерывности образования
|
Стимулирование
непрерывного образования вне зависимости от возраста обучающегося. Информация о
наиболее востребованных специальностях и навыках является общедоступной и
предоставляется на официальных сайтах ответственных государственных
учреждений
|
2
|
Гибкость карьерной траектории
|
Возможность
смены карьеры в любой момент. Специалист, чьи навыки более не востребованы,
может сменить свою область деятельности, пройдя переподготовку, которая может
представлять собой как краткосрочные курсы для смежных специальностей, так и
полный образовательный курс в учебном заведении.
|
3
|
Повышение цифровой грамотности
|
Ориентированность
на информационные технологии. В современной экономике все профессии
сталкиваются с необходимостью взаимодействия с ИТ. Для эффективного их
использования в каждой их развитых стран есть бесплатные курсы по освоению и
эффективному использованию цифровой техники.
|
4
|
Развитие «soft skills»
|
Ориентация
на современные корпоративные ценности, позволяющие сотрудникам эффективно
работать как индивидуально, так и в группах
|
Таким образом, главной целью стран Азии в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров является стремление сохранить конкурентоспособность путем обеспечения развития человеческих ресурсов.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
Уровень социально-экономического развития страны является одним из ключевых факторов, определяющих направления государственной политики зарубежных стран в области развития человеческих ресурсов.
В то время как развитые государства реализуют политику, направленную на развитие востребованных в современной экономике цифровых навыков, политика развивающихся стран зачастую нацелена на повышение уровня грамотности населения.
Развитые страны характеризуются следующими особенностями (табл. 4).
Таблица 4
Особенности развития человеческих ресурсов в развитых странах
№
|
Наименование особенности
|
Описание особенности
|
1
|
Охват граждан всех возрастов
|
Охват
мерами граждан всех возрастных групп. Так, пройти профессиональную подготовку
и переподготовку можно на любом этапе развития карьеры, а также в
предпенсионном и пенсионном возрасте
|
2
|
Гибкость
карьерной и образовательной траектории
|
Это
затрагивает как работников, чьи навыки устарели или оказались более не
востребованы на современном рынке труда, так и людей, которые планируют
сменить сферу деятельности по личным причинам (например, профессиональное
выгорание)
|
3
|
Ориентированность на цифровые
технологии
|
Преобладание
ориентированности программ профессиональной подготовки и переподготовки на
информационные технологии, а именно на развитие цифровых навыков среди
населения. В большинстве развитых стран также организованы бесплатные курсы
по освоению базовых цифровых навыков, работе с компьютером и пр.
|
4
|
Приверженность концепции непрерывного
образования
|
Реализация
данного принципа позволяет работникам оставаться конкурентоспособными на
рынке труда на протяжении всей трудовой жизни. В условиях радикальных
изменений в сфере труда в период цифровизации непрерывное образование (в т.ч.
профессиональное) становится приоритетом государственной политики,
направленной не только на создание условий для всестороннего развития
граждан, но и на повышение их трудовой мобильности, адаптацию к изменяющимся
требованиям к квалификации. Гарантированность непрерывного образования граждан
на условиях социального партнерства препятствует росту социальной
напряженности из-за риска технологической безработицы
|
5
|
Развитие профориентационной работы
|
Важнейшей
особенностью политики развития человеческих ресурсов в развитых странах в
последние годы (ввиду возрастания необходимости в трудовых переходах, смене
профессии, сферы деятельности у значительной части взрослого населения для
сохранения занятости) становится расширение масштабов профориентационной
работы, придание ей непрерывного характера. Профориентационная политика базируется
на человекоцентричном подходе, обеспечении возможности самоопределения и
самореализации в труде. Так, допускается возможность смены направления
профессионального образования в случае, если качества обучающегося не будут
соответствовать первоначально выбранному профилю. Спектр выбора программ
профессионального образования и обучения в развитых странах достаточно
насыщенный: помимо производственных специальностей популярны, а то и
превалируют специальности сервисных и обслуживающих направлений деятельности,
культуры и искусства
|
В отличие от развитых стран, ориентирующихся на перспективные потребности рынка труда, развивающиеся страны не имеют значительных экономических возможностей для реализации долгосрочных программ развития человеческих ресурсов, т.е. в основном такие программы являются краткосрочными.
Следует отметить, что из-за большой разницы в социальном, экономическом и политическом устройстве развивающихся стран выделить единые подходы к развитию человеческих ресурсов не представляется возможным. Однако есть схожие черты, присущие большинству стран.
Так, в данной группе стран граждане чаще всего направляются на обучение по профессиям, которые являются смежными с их текущей профессией. Это может приводить к более низкой эффективности образовательных программ по сравнению с показателями развитых стран с точки зрения дальнейшего трудоустройства ввиду неактуальности приобретенных навыков на рынке труда.
Еще одной особенностью программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в развивающихся странах является невысокий спрос на такие программы, связанный, прежде всего, с низким уровнем доходов населения.
В Бразилии, Индии и ЮАР сохраняется значительная прослойка неграмотного и малограмотного населения. Для их выхода на рынок труда требуется проведение дополнительных образовательных курсов, направленных на искоренение неграмотности.
Одними из наиболее распространенных программ профессиональной подготовки и переподготовки в развивающихся странах являются программы, связанные с повышением компьютерной грамотности и развитием базовых цифровых навыков. Это позволяет сделать вывод о том, что данный вид программ является популярным как в развитых, так и развивающихся странах.
В развивающихся странах профориентационная деятельность жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда, поскольку на новых местах производства необходимы специалисты конкретных направлений с четко сформированными навыками и определенным уровнем квалификации. Также отмечается необходимость более раннего принятия решения о дальнейшей профессиональной траектории по сравнению с развитыми странами и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодыми людьми.
В большинстве экономически развитых стран отмечены целевые программы кадрового обеспечения конкретных отраслей. Они направлены на формирование у работников специальных прикладных навыков, требуемых в конкретной отраслевой сфере.
В развивающихся странах, в т.ч. странах БРИКС, распространены программы, предоставляющие обучение базовым навыкам, востребованным в экономике, таким как работа на персональном компьютере и пользование телекоммуникационной сетью Интернет.
Управление реализацией программ в развитых и развивающихся странах также отличается. В развивающихся странах имеется тенденция к централизации. Как правило, определяется ответственный исполнитель программы, отвечающий за все этапы ее разработки и реализации.
В развитых странах, как отмечалось выше, имеется тенденция к созданию целевых программ подготовки и переподготовки кадров, ориентированных на нужды рынка. Управление такими программами децентрализовано в связи с необходимостью постоянной актуализации их содержания в соответствии с изменением потребностей и условий.
Следует отметить активное участие работодателей развитых стран мира как в обучении и повышении квалификации своих работников, так и в подготовке и реализации образовательных программ в вузах и колледжах, организации практико-ориентированного (в т.ч. дуального) обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показал, что уровень социально-экономического развития страны является одним из основных факторов, определяющих направления государственной политики зарубежных стран в области развития человеческих ресурсов.
Авторами выделены следующие ключевые особенности политики развития человеческих ресурсов развитых стран: охват граждан всех возрастов, гибкость карьерной и образовательной траектории, ориентированность на цифровые технологии, приверженность концепции непрерывного образования, развитие профориентационной работы.
Особо отмечен опыт управления развитием человеческих ресурсов в странах Европейского союза, где основным направлением государственной политики является подготовка кадров к работе в условиях цифровой экономики, что включает в себя популяризацию непрерывного образования, повышение эффективности работы с компьютерными системами, развитие социальных навыков.
В отличие от развитых стран, ориентирующихся на перспективные потребности рынка труда, развивающиеся страны не имеют значительных ресурсов для реализации долгосрочных программ профессионального развития населения, поэтому в основном программы обучения являются краткосрочными. Одними из наиболее распространенных в развивающихся странах становятся программы, связанные с повышением компьютерной грамотности и развитием базовых цифровых навыков; профориентационная деятельность жестко увязана с потребностями экономики и рынка труда, снижение безработицы.
Таким образом, изучение и систематизация зарубежного опыта реализации государственной политики развития человеческих ресурсов позволяет говорить как о применении в международной практике унифицированных, единых подходов к профессиональному развитию населения, так и о страновых особенностях, вызванных спецификой задач развития трудовых ресурсов в конкретных условиях. Высокий «постпандемический» уровень безработицы в России определяет неизбежный акцент в государственной политике профессионального развития населения на обучении безработных граждан востребованным навыкам в целях быстрого трудоустройства. Этот акцент не снимает стратегической задачи подготовки всех групп российского населения к работе в условиях цифровой экономики, что предполагает активное использование при совершенствовании мер государственной политики результативного опыта зарубежных стран.
Источники:
2. European qualifications framework. Initial vocational education and training: focus on qualifications at levels 3 and 4. Cedefop, 2020. – Электрон. текстовые дан. – Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/5577_en.pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
3. Programming document 2020-22 [Электронный ресурс] / Cedefop, 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Cedefop reference series; No 114, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/4182_en.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
4. Draft Resolution of the Council of the European Union and the Representatives of the Governments of the Member States meeting within the Council on a framework for European cooperation in the youth field: The European Union Youth Strategy 2019-2027. Council of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14080-2018-INIT/en/pdf, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
5. Skill and vocational development needs over the period to 2030. A Joint Situation Report by the Partnership for Skilled Professionals. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/PDF-Publikationen/skill-and-vocational-development-needs.pdf?__blob=publicationFile&v=3, свободный (дата обращения: 10.08.2020).
6. National skills strategy. Continuing education and training as a response to digital transformation. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/EN/Topics/Initial-and-Continuing-Training/national-skills-strategy.pdf?__blob=publicationFile&v=7 (дата обращения: 10.08.2020).
7. Hochschulpakt 2020. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: www.bmbf.de/de/6142.php (дата обращения: 10.08.2020).
8. France Europe 2020. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. – Электрон. текстовые дан. – Paris, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid29645/france-europe-2020.html (дата обращения: 10.08.2020).
9. L’enseignement supérieur français par-delà les frontières: l’urgence d’une stratégie. Commissariat général à la stratégie et à la prospective. Federal Ministry of Labour and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strategie.gouv.fr/ sites/strategie.gouv.fr/files/atoms/files/rapportenseignement-superieur-26-09-2016-final-web_0. pdf (in Fr.) (дата обращения: 10.08.2020).
10. International Education Strategy: global potential, global growth / UK Government London, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-global-potential-global-growth/international-education-strategy-global-potential-global-growth (дата обращения: 18.08.2020).
11. Priorities for youth [Электронный ресурс] / Northern Ireland executive – department of education. – London, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youthpolicy.org/wp-content/uploads/library/2014_ireland_prioritiesforyouth_eng.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
12. Human Resources Development / Ministry of Health, Labour and Welfare– Tokio, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/english/policy/employ-labour/human-resources/index.html (дата обращения: 20.08.2020).
13. Ministry of Health, Labour and Welfare. – Tokio, 2020. Labour Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/english/policy/employ-labour/human-resources/index.html (дата обращения: 20.08.2020).
14. Ministries of education, culture, sports, science and technology. – Tokio, 2020. The Go Global Japan. [Электронный ресурс]. URL: http://go-global-japan.com/about/ (дата обращения: 20.08.2020).
15. 韩庆祥. 建设人才强国的行动纲领 (Хань Цинсян. Программа построения державы человеческих ресурсов). -Пекин: 中共中央党校出版社 (Издательство центральной партийной школы), 2010. - 427 с
16. 全家中长期人才发展规划纲要 (2010-2020 年) (Основные положения национального плана по развитию человеческих ресурсов на средний и длительный срок (2010-2020 годы)). Government of China, Beijing, 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2010-06/06/content_1621777.htm (дата обращения: 20.08.2020).
17. 李燕萍. 人才强国战略与中国特色的人才资源开发 (Ли Яньпин. Стратегия усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого потенциала Китая). - Пекин: 科学出版社 (Научное издательство), 2010. - 317 с
18. Korean Institute of Science and Technology (KIST). The Long-term Vision for Science and Technology Development Toward 2025. [Электронный ресурс]. URL: http//www.kist.re.kr/en (дата обращения: 20.08.2020).
19. Ministry of Science and Technology, Republic of Korea. –Seoul, 2020. National R&D Program in Republic of Korea. [Электронный ресурс]. URL: http://unpan1.un.org /intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN008045.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:27:08